Конспект урока медный всадник 9 класс

Обновлено: 02.07.2024

3) учить делать письменные наблюдения в процессе обсуждения проблемы.

1) развивать мышление учащихся;

2) учить сопоставлять различные точки зрения и определять собственный выбор, аргументируя его;

3) развивать навыки аналитического чтения;

4) развивать навыки правильной, литературной речи.

2) прививать вкус к чтению классической литературы.

3) формировать чувство прекрасного путем приобщения к великой русской литературе;

4) воспитывать любовь к русскому языку и русской литературе.

I. Вступительное слово учителя .

Это и будет нашим проблемным вопросом, к которому мы вернемся в конце урока.

(Вопрос записан на доске).

(Ваша задача по ходу урока записать основные точки зрения, иена интерпретаторов, сформулировать темы и проблемы споров).

- Запись на доске:

Интерпретация – это оценка, толкование, трактовка произведения или отдельных его частей (эпизодов, образов, деталей) в форме аргументированного, доказательного высказывания.

II. Интерпретации учеников и родителей.

На прошлом уроке мы читали произведение. Я просила вас перечитать дома повесть еще раз и дать самостоятельное ее толкование, то есть сделать интерпретацию. Сейчас мы будем слушать друг друга и сопоставлять ваши точки зрения.

- прослушивание ученических интерпретаций.

Каждое мнение заслуживает уважения, если оно аргументировано.

Отношение к Пушкину.

Кто главный герой (или главные герои) повести, каково отношение Пушкина к нему (к ним?).

Спасибо, ребята вам и, конечно, вашим родителям. Я очень волновалась, как отнесутся взрослые люди к моей просьбе.

в литературе 19 – 20 веков.

Давайте проследим, как меняются точки зрения на произведение Пушкина. Помните, что истинный пушкинский текст медленно пробивал себе дорогу. Различия в оценках порой объясняются тем, что интерпретаторы работали с разными редакциями текста. Второй, очень важный момент, на восприятие писателей, философов оказывало влияние и время, эпоха, в которую они жили. Так, русские писатели и философы IX века воспринимали пушкинскую повесть с позиции человека трагического века: повесть оказалась созвучной российской истории XX века, в котором произошло крушение самодержавия, а также в свете своего художественного, философского и этического мировоззрения.

- Обратить внимание на проблемный вопрос. (задание повторить).

- Приглашаю первую группу (ученики выходят к доске).

Приглашаю вторую группу:

Такой точки зрения придерживаются литературоведы С.М.Бонди, Е.М.Майлин, М.Н.Эйпштейн.

Конечно, в рамках одного короткого урока невозможно рассмотреть все интерпретации. Совершенно ясно, что в таком разнообразии мнений трудно отыскать истину; да, наверное, в отдельности ни одно мнение не может быть исчерпывающим. О постижении повести А.С.Пушкина во всей многогранности можно судить лишь по итогам их общих творческих усилий.

- Но вернемся к проблемному вопросу.

Ваша точка зрения.

Ответы учеников (примерные).

Наверное, нам стоит обратиться к тексту произведения еще раз. Вопросов возникло, действительно, много, и вопросы эти серьезные. Пушкина волновали проблемы и социальные, и нравственные, и философские: взаимоотношение власти и человека, бунт стихии и народный бунт, проблема судьбы и предназначенья человека, поиски жизненного пути, нравственные понятия милосердия, чести, достоинства, самостоянья человека… Пушкин впервые заговорил об этих проблемах, потом они будут рассматриваться в творчестве Гоголя, Достоевского.

- Обратимся к словам исследователя Надежды Андреевны Сосниной: (прочитать эпиграф).

Домашнее задание:

Для обсуждения вопросы учебника, с.241-242 и отпечатанные на листочках.

- Что обращает внимание? Три героя: Медный всадник, Евгений и Город.

- Какие эпизоды иллюстрировал художник?

- Интерпретация ученицы. Что представила на своем рисунке? Что хотела показать?


Полный текст материала Конспект урока литературы в 9 классе "Проблема интерпретации и опыт прочтения петербургской повести А.С. Пушкина "Медный всадник"" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Данный урок по литературе в 9 классе ЗПР включает в себя три цели:

образовательные

  • обучить обучающихся анализу лироэпического произведения;
  • показать два лика Петербурга в поэме;
  • показать, как Пушкин раскрывает тему “маленького человека” и как ее раскрывают в своем творчестве Гоголь, Некрасов, Достоевский;

развивающие

  • формировать у обучающихся умение вести дискуссию, работать в группах, развивать навыки сравнительно-сопоставительного анализа
ВложениеРазмер
"Медный всадник" 50.64 КБ

Предварительный просмотр:

Над морем город основался…

  • обучить обучающихся анализу лироэпического произведения;
  • показать два лика Петербурга в поэме;
  • показать, как Пушкин раскрывает тему “маленького человека” и как ее раскрывают в своем творчестве Гоголь, Некрасов, Достоевский;
  • формировать у обучающихся умение вести дискуссию, работать в группах, развивать навыки сравнительно-сопоставительного анализа

работа с учебными понятиями:

  • поэма, тема “маленького человека”, образ, метафора, эпитет, контраст; авторская позиция;

работа с метопредметными понятиями:

  • милосердие, протест против несправедливости, красота, мировоззрение.

Оборудование : компьютер, интерактивная доска, использование презентации ( приложение ).

Тип урока: урок-формирование.

Методы обучения: беседа, слово преподавателя, исследование, постановка проблемных вопросов.

1. Вступительное слово преподавателя: постановка проблемных вопросов.

3. Анализ вступления поэмы, беседа, элементы дискуссии. Анализ основной части поэмы. Исследовательская работа в группах.

3. Чтение и анализ отрывка поэмы: “Ужасный день…”.

4. Самостоятельная работа. Два лика города: сравнительно-сопоставительный анализ. Работа по лексике поэмы. Какова авторская позиция в отношении к Петру I? Работа с критической литературой, формирование собственной точки зрения. Петербург сегодня. Работа с эпиграфом.

1. Вступительное слово преподавателя

Тема “маленького человека” неразрывно связана с образом Петра Великого. Исторический деятель. О нем поэт писал много (“Полтава”, “Арап Петра Великого”). Пушкин первым дерзнул раскрыть тему “маленького человека” в контексте исторических событий. Три эпохи проходят перед нами: прошлое (деяния Петра I, эпоха Александра I, когда произошло наводнение) и эпоха Николая I, то есть современность Пушкина.

И судьба “маленького человека” призвана показать другие следствия деятельности “державца полумира”, Петра I.

Анализируя поэму, ответим на вопросы:

Поэма – это повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему.

Таким образом, петербургская повесть – это повествование, в котором очень емко, зачастую, неоднозначно представлен образ города Петербурга как неотъемлемая часть художественного целого.

Переходим к работе с текстом, смотрим, как образ Петербурга реализовался в художественном произведении. Итак, зачитаем предисловие. С какой целью введено предисловие?

( Незначительный, не выделяющийся из толпы, не защищающий свои права).

(- Самсон Вырин, Акакий Акакиевич Башмачкин).

( Портрет, монолог, поступки героя, авторские детали, интонации, повествования, интерьер, пейзаж… если затрудняются – наводящие вопросы – например – является ли портрет таким средством/Как отражается этот образ в портрете героя? (5 мин)

Чтобы лучше и полнее понять образ города “на берегу пустынных волн”, обратимся к образу Петербурга в более поздней литературе.

  1. Н.В. Гоголь много тягостных моментов испытал, живя в Петербурге. Вспомним повесть “Шинель”.
  2. Как Гоголь рисует образ Петербурга и жизнь “маленького человека” в большом городе?

Как вы понимаете авторскую позицию – только как просьбу о милосердии или одновременно как выражение протеста?

Маленький чиновник, занимающий определенное положение в обществе, все испытал на своем веку: и унижение, и оскорбление. Авторская позиция здесь налицо: не только просьба о милосердии к таким, как Акакий Акакиевич, но и одновременно выражение протеста против несправедливости, зла, бездушия тех, кого Гоголь называет “значительным лицом”. Это Петербург 30-40-х годов. Время, когда Пушкин работает над поэмой “Медный всадник”.

3. Анализ поэмы “Медный всадник”.

  1. Действия разворачиваются в городе, возведенном Петром Великим, Петербурге;
  2. Петербург не только место действия, но и действующее лицо, образ Петербурга, как и образ Невы, присутствует постоянно на станицах произведения.

Давайте посмотрим, что представляет собой поэма? Что такое повесть?

Поэма – это повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему.

Таким образом, петербургская повесть – это повествование, в котором очень емко, зачастую, неоднозначно представлен образ города Петербурга как неотъемлемая часть художественного целого.

Прозвучало, что, так или иначе, в таких повестях присутствует образ города, города на Неве – Петербурга. В самом имени города запечатлелось то время, когда русский язык перерабатывал потоки иноязычных слов, сохраняя и укрепляя свою национальную самобытность, обретая новые степени свободы и выразительности. В названии присутствует и латынь - "санкт" (sanctus - священный), и греческий - "Пётр" (petra - камень), и немецкий - "бург", (Burg - крепость).

hello_html_7e8acfca.jpg

(Просмотр фрагментов видового фильма).

Переходим к работе с текстом, смотрим, как образ Петербурга реализовался в художественном произведении. Итак, зачитаем предисловие. С какой целью введено предисловие? (Содержит указание на источник, на реальность описываемых событий).

Вступление. Ребятам было дано индивидуальное задание выучить наизусть вступление. Пожалуйста.

Вопросы и задания к вступлению

  1. Каков пафос вступления в поэме? Что такое пафос?

(Возвышенный. Пафос, от греч. страдание, воодушевление, страсть, т.е. это эмоциональная направленность произведения).

  1. На какие композиционные части его можно разделить?

Итог: во вступлении А.С.Пушкин скупо, почти ничего, говорит о главном герое Евгении, но много и с увлечением – о Петре. Но, тем не менее, уже во вступлении автор ставит проблему между человеком и стихией, ставятся точки основного конфликта поэмы. Посмотрите на эпиграф, в чем этот конфликт заключается? (Конфликт между человеком и властью).

  1. Как Пушкин раскрывает тему “маленького человека”?
  2. Почему и сегодня не угасают споры на взгляды Пушкина, связанные с темой “маленького человека”, с величием Петра I?
  3. Кто прав: тот, кто считает, что вина трагедии лежит на стихии, или тот, кто утверждает, что в трагедиях маленьких людей виновен создатель города? Или существующий строй, который не способен ликвидировать социальную несправедливость?

Дискуссия об учающихся.

Три исторические эпохи.

В чем смысл композиции?

  1. Какими красками рисует Пушкин город Петра?
  2. Какая лексика преобладает?
  3. Учащиеся по ходу анализа заполняют 1 часть таблицы “Два лика Петербурга”.
  4. Как автор относится к городу?

4. Анализ основной части.

1) Проверка домашнего задания. Исследовательская работа в группах.

К чему привели преобразования Петра? Стало лучше жить человеку?

Почему слово “ужасный” повторяется в 1-й части 3 раза?

Охарактеризуйте судьбу Евгения, его стремления, размышления. Как меняется тон повествования в рассказе о жизни и мечтах Евгения?

2) Работа с текстом.

Описание наводнения (чтение ): “Ужасный день…”

  1. Какие детали картины вас поразили?
  2. Кто больше всего пострадал?
  3. Какие средства выразительности использует поэт, чтобы нарисовать картину страшной стихии? (Сравнения, эпитеты, метафоры, синтаксические средства выразительности)
  4. Какую роль играют глаголы?

Самостоятельная работа. Заполнение 2-й части таблицы “Два лика города”.

В поэме постоянно возникает образ памятника, поднимающийся над землей, над потоком, над людьми: “в непоколебимой вышине”, “в темной вышине”, “на высоте”. Случайны ли эти детали или связаны с оценкой деятельности Петра I?

Как в этом отрывке соединяются похвала Петру и порицание?

  • В каком значении использует автор слово “железный”?
  • Какова авторская позиция?

5. Работа с критической литературой (разные взгляды критиков).

Чья оценка ближе вам?

Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина (отрывок).

Мережковский Д. Пушкин – 1986 год.

Мейлах Б.С. Жизнь Александра Пушкина – 1974 год.

Споры о сложном произведении “Медный всадник”.

Кто виновен в бедах Евгения?

“Две правды на весах истории - торжественная, победная правда Петра I и скромная правда Евгения” (Б.С. Мейлах Жизнь Александра Пушкина).

Все эти споры лишь подтверждают многозначность и многоплановость пушкинского шедевра. Это позволяет ставить великого Пушкина в один ряд с писателями и поэтами мира.

Современность и актуальность произведения.

Евгений: смысл жизни и финал жизни…

6. Вставьте слова : Что ведь есть Такие праздные…., Ума недальнего, ленивцы, 7. Что служит он всего … Он также думал, что погода 8. Но что ж, я молод и здоров, …. день и ночь готов; 9.И станем жить, и так до … Рука с рукой дойдем мы оба, 10. Без шляпы, руки сжав крестом, Сидел недвижный, страшно бледный Евгений. Он страшился…., Не за…

2.Евгений в гибели Параши винит Петра Первого: если бы он не основал город, не было бы наводнения и она бы не погибла. С ее гибелью рушится его мир, он теряет смысл жизни. Евгений понимает, что все дела ничто под влиянием силы рока. Петр Первый, Петербург, наводнение – символ неостановимого хода истории, где гибнет простой человек.

Подведение итога урока:

Ответы на вопросы: С какой поэмой Пушкина познакомились на уроке? Ее основная тема, конфликт? С образами кого связан данный конфликт?

7. Домашнее задание.

Написать эссе на тему:

Повествование о трагической судьбе заурядного жителя Петербурга, пострадавшего во время наводнения, стало сюжетной основой для историко-философских обобщений, связанных с ролью Петра в новейшей истории России, с судьбой его детища – Петербурга.

1 ряд – представляет два образа Петра;

2 ряд – представляет два образа Евгения;

3 ряд – представляет два образа Петербурга;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация к уроку литературы по тексту Вступления к поэме А.С. Пушкина "Медный Всадник"

Презентация к уроку литературы по тексту Вступления к поэме А.С. Пушкина "Медный Всадник".

Урок литературы на тему "Образы Петербурга и его создателя в поэме А.С.Пушкина "Медный всадник"

Урок литературы в 9 классе, основанный на применении проблемной, дифференцированной технологий. Содержит элементы интегрированного урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

Конспект урока литературы для 10 класса.

развивать навыки выразительного чтения, анализа лирического текста;

воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

2. Вступительное слово учителя.

Пушкина всегда интересовала история. Анализируя исторические события, исследуя действия, характеры исторических лиц, поэт сопоставлял их со своим временем, своей эпохой, философски осмыслял прошлое и во многом прогнозировал дальнейшую историю страны.

Мысли писателя по поводу исторических событий и исторических персонажей актуальны и в наши дни. Мы убеждаемся в этом тем больше, чем внимательнее и глубже читаем Пушкина. В этом непреходящее значение писателя для русской и мировой литературы.

В начале XVII века шведы захватили русские земли на побережье Финского залива (в районе будущего Санкт-Петербурга), лишив таким образом Русское государство выхода к Балтийскому морю. Именно возвращение этой небольшой полоски земли было первоначально главной целью русского царя Петра Алексеевича, начавшего в 1700 г. войну против Швеции. К 1703 г. были одержаны первые значительные успехи – отвоёваны старинные русские земли в устье реки Невы, где сразу же был заложен город, который Пётр назвал в честь своего небесного покровителя, святого апостола Петра – Санкт-Петербург. Город строился в невероятно тяжёлых условиях – посреди болот, при постоянной угрозе наводнения, руками бесчисленных мужиков, согнанных на строительство и сотнями мерших от болезней и непосильного труда. Новую столицу не любили, сам переезд царя из Москвы в новый город воспринимался народом как неуважение к традиции и подрыв вековых устоев. Петербург и позднее воспринимался многими как город, чуждый России, официальный, холодный, зачастую враждебный… Многие из иностранных наблюдателей рассматривали историю строительства Петербурга как доказательство рабской покорности русского народа своим правителям, затеявшим бессмысленное строительство призрачного города на совершенно непригодной для жилья земле.

В этом контексте поэтическое признание москвича Пушкина в своей любви к северной столице приобретает совершенно особый смысл. Прекрасно зная, во что обошлось русскому народу строительство этого города и политика Петра в целом, Пушкин видит и другое – те благотворные результаты, которые имели для России, её культурного и политического развития петровские преобразования, символом которых является Петербург до сих пор. Поэт не закрывает глаза на мучительную сложность жизни в послепетровской России (эта линия развивается в основной части поэмы) – и всё же он чувствует себя представителем именно той России, в которой живёт, не видя никакого смысла в возвращении назад, ко временам допетровской московской старины.

4. Обзор содержания поэмы.

Ноябрь в Петербурге дышал холодом, Нева плескалась и шумела. Поздним вечером возвращается домой в свою каморку в бедном районе Петербурга, называемом Коломной, мелкий чиновник по имени Евгений. Когда-то род его был знатен, но сейчас даже воспоминание об этом стерлось, а сам Евгений дичится знатных людей. Он ложится, но не может заснуть, развлеченный мыслями о своем положении, о том, что с прибывающей реки сняли мосты и что это на два-три дня разлучит его с возлюбленной, Парашей, живущей на другом берегу. Мысль о Параше рождает мечты о женитьбе и о будущей счастливой и скромной жизни в кругу семьи, вместе с любящей и любимой женой и детьми. Наконец, убаюканный сладкими мыслями, Евгений засыпает.

Но вот наконец Нева вошла в берега, вода спала, и Евгений, замирая душой, спешит к реке, находит лодочника и переправляется на другой берег. Он бежит по улице и не может узнать знакомых мест. Все разрушено наводнением, кругом все напоминает поле сражения, валяются тела. Евгений спешит туда, где стоял знакомый домик, но не находит его. Он видит иву, росшую у ворот, но нет самих ворот. Не в силах перенести потрясения, Евгений захохотал, лишившись рассудка.

5.Основные темы поэмы.

«В поэме два Петра: Петр живой и Петр - Медный всадник, кумир на бронзовом коне.

Два Евгения: заурядный бедный чиновник, покорный судьбе, мечтающий о своем нехитром счастье, и Евгений безумный, взбунтовавшийся, поднявший руку на царя. Даже не на царя - на власть.

Два Петербурга: Петербург прекрасных дворцов, набережных, белых ночей и внутреннего, рядом с ним, бездушья чиновничьей столицы, жестокий город, в котором будет жить Раскольников.

6. Композиционный план вступления.

История постройки города.

Гимн городу от лица поэта.

Пожелание городу красоты и стойкости, спокойствия морской стихии.

III. Закрепление изученного.

- Найдите лексические и другие средства художественной выразительности, показывающие отношение автора к деятельности Петра как исторически необходимой и направленной на благо государства.

Вознесся пышно, горделиво;

Где прежде финский рыболов….

Бросал в неведомые воды

Свой ветхий невод…?

- В чём своеобразие конфликта в поэме? (Замысел Петра построить город на болотах реализован ценой насилия над природой и людьми. Вступление призвано подвести читателя к пониманию основного конфликта – истории и личности.

Для автора было важно подчеркнуть масштаб конфликта, он утверждает, что это не просто романтическая поэма, а нечто более глубокое и масштабное.)

В самом сравнении города с Россией – двойственный смысл: здесь и признание неколебимости России, и ощущение зыбкости города. Петербург контрастно показан до и после наводнения.

Вступление написано в традициях ломоносовской оды высоким слогом. В жанре оды традиционно писали о событиях и делах государственного значения, направленных на укрепление его мощи и процветания. Таким образом, не только поэтическая речь, но и выбранный автором жанр вступления должны были подчеркнуть в образе Петра его государственную мудрость и патриотизм.)

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание.


Конспект урока по литературе по произведению А.С.Пушкина "Медный всадник". Урок разработан с учётом индивидуальности класса. Сценарий помогает полно раскрыть и проанализировать проблему произведения.

Содержимое разработки

национально-исторический подвиг. Это великое дело во благо России. Пётр I действовал во имя
интересов мира и единства внутри страны и её укрепления как великой державы. Победой над
Швецией завершилась борьба русского народа за выход России к морю, борьба за укрепление
русского государства. Пётр – герой. Ему присуще красота, сила, величие, мощь. “И он промчался
пред полками, могуч и радостен, как бой . ”).
II. Знакомство с текстом вступления к поэме “Медный всадник”.
Сегодня вновь обращаемся к эпохе Петра и увидим его с другой стороны в момент
строительства Петербурга. Соприкоснёмся с этим временем, ещё раз увидим бессмертие дел Петра и поймём его значение в истории России.
Это мнение о Петре Великом, оставленное в истории. Своё мнение об этом человеке
высказал А.С. Пушкин в поэме “Медный всадник”.
Чтение отрывка.
Поставим задачу: каким мы увидим Петра?
III. Анализ произведения.
1. Поэма “Медный всадник” была написана в 1833 году в период Болдинской осени, самом
плодотворном времени года Пушкина.
2. По жанру это – поэма, т. е. лиро-эпическое произведение.
А что такое поэма? Какие её характерные особенности? (Поэма – один из жанров лиро-
эпических произведений. В поэме есть сюжет, события,что характерно для эпического
произведения, и открытое выражение автором своих чувств, своего отношения к описываемым
событиям, как в лирическом произведении).
Так как мы знакомимся со вступлением к поэме, а не со всей поэмой, то, как такового
сюжета здесь нет.
3. Остановимся на особенности лирического произведения.
1) Какие чувства испытывает поэт к Петру I, к его деяниям? (Любование, восхищение,
гордость за него, за его деяния, что он сделал для государства).
2) К какому жанру близко вступление? (Ода – стихотворение восторженного характера
(торжественное, воспевающее) в честь какого-либо лица или события) Вступление написано в
традициях ломоносовской оды высоким слогом. В тексте есть славянизмы ( отсель, град, ветхий,
полнощных), приёмы ораторского искусства( повелительная интонация, торжественность,
звуковая организация речи).Выбранный поэтом жанр вступления подчёркивает в образе Петра его
государственную мудрость и патриотизм.
3) Как он это подчёркивает?
1. Авторское отношение: “Люблю тебя, Петра творенье”.
2. Курсив: он; эпитет “дум высоких полн”.
3. Уже в 1 строфе найдите фольклорные традиции в изображении величия и мощи
исторической личности. (А.С. Пушкин использует былинные способы изображения исторической
личности: широкий взгляд на мир “укрепляет” личность героя – “он дум великих полн”. Пётр дан
на фоне огромного пространства, которое предстоит покорить, преобразовать!
4. Выделение смысловых частей произведения. (Строфы – это части, их зрительно можно
выделить).
Темы:
1. Замысел Петра создать город на берегах Невы.
2. Результат деятельности Петра через 100 лет – “Петра творенье”
3. Отношение А.С. Пушкина к городу Петербургу.
I тема.
1) Для чего Пётр I замыслил преобразования? (Это историческая необходимость).
2) Что нужно сделать в интересах государства? (Надо покорить природу, чтобы построить
город – всё покорить ради государственных целей).
3) Зачем?
- “отсель грозить мы будем шведу”,
- “здесь будет город заложен”,

- “в Европу прорубить окно”, чтобы вывести Россию из вековой изоляции и возвысить её роль на
мировой арене,
- “ногою твёрдой стать при море”,
- “все флаги в гости будут к нам”.
Вспоминаем, что берега Невы, местность, где был впоследствии основан Петербурга –
исконные русские земли – во времена Петра принадлежали Швеции, и за них, за право иметь
выход к морю боролся русский народ. Именно здесь, на берегах Невы у моря нужно было, по
мысли Петра, основать город и крепость, чтобы обезопасить Россию от нападений шведов, чтобы
закрепиться у выхода к морю “назло надменному соседу” – Швеции, которая не желала, чтобы
Россия имела его.
? Как вы понимаете смысл выражения:
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.
Петр I думал о том, что основание города у устья Невы даёт возможность наладить
торговые и культурные связи с Европой. Обращаем внимание на выразительность метафоры
“В Европу прорубить окно”.
? Каково значение строк:
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам.
С основанием города при море, когда упрочатся связи России со всем миром, корабли всех
стран приплывут к берегам Невы. Здесь слово “флаги” употреблено вместо слов “корабли разных
стран”. Такого рода выражения, когда называется часть вместо целого (флаг вместо корабля) или
единственное число вместо множественного (“Отсель грозить мы будем шведу”) называются
метонимией.
II тема.
Чтобы увидеть результат деятельности Петра, нужно представить, что было и что стало.
Что было “прежде”
Что стало “ныне” (через 100 лет)
Строим образные ряды
1. Пётр I стоит один.
1. Город уже не сметёшь.(“все флаги в гости будут к нам”).
2. Река неслась широко, привольно.
2. Река – её берега скованы гранитом (“в гранит оделася Нева”).
3. Избы чернеют здесь и там.

4. Лес кругом шумел, не тронутый рукой человека.
3. Здесь дворцы и башни теснятся.

4. Теперь тёмно-зелёные сады.
Это и есть метод параллелизма (композиционный приём, где подчеркивается связь явлений по
сходству).
Что же хотел сказать поэт, рисуя эти 2 картины? (Всё преобразилось за 100 лет!
Человек решительный, сильный всё может преодолеть. Сила его творчества беспредельна!
Усилиями народа был создан великолепный город в пустынной, болотистой местности).
III тема.
1) Каково отношение А.С. Пушкина к городу Петербургу?
2) За что любит поэт свой город?
Поэт любит город за его “строгий, стройный вид”. Петербург строился, как новый город, по
строгому плану: прямые и широкие улицы, расходящиеся лучами или пересекающиеся под
прямым углом, прекрасные здания в духе древнегреческой или римской архитектуры.
Поэт любит “Невы державное теченье”, т. е. мощное, сильное, величественное течение
могучей реки.
Поэта восхищает “оград узор чугунный”. Город уже в то время славился художественными
решётками садов и мостов.

Поэт любит белые ночи, они располагали его к задумчивости: это “прозрачный сумрак”,

“блеск безлунный”, когда поэту хочется творить, уйти в свои творческие думы.

Петербург для Пушкина – олицетворение государственности.

5. Конфликт в литературном произведении.

Замысел Петра I был реализован ценой насилия над природой и людьми. Вступление к

поэме призвано подвести к пониманию основного конфликта- истории и личности.

Конфликт – это столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета.

Какие конфликты смогли выделить учащиеся?

1. Конфликт – человек и природа. (Пётр I победил, потому что цели его общие,

государственные, исторические. Победа человека над стихией, победа, вознёсшая великолепную

столицу из “топи блат”. Человек должен покорить природу, но природа будет мстить –

2. Конфликт – столкнулись интересы простого человека и интересы государства. Образ

Петра здесь – символ государственной власти, символ движения страны вперёд. Петербург был

возведён властью Петра I ценой огромных жертв, но это было необходимо для решения

государственных вопросов. Трагична судьба героя поэмы Евгения, который стал жертвой

стихийного бедствия в городе, являющемся символом могущества страны. Но это всё-таки

историческая необходимость, и такие преобразования были под силу не каждому царю.

За какие деяния вошёл Пётр I в историю? (Его детище – город Петербург, которому уже

больше 300 лет! Это живой памятник, “краса и диво”).

4. Подведение итогов урока.

1) Каким показал А.С. Пушкин Петра I данном отрывке?

2) С какой ещё другой стороны поэт раскрыл нам Петра I?

3) В стихотворении “Стансы” (1826 г.) есть строки о Петре I.

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

4) Согласны вы с Пушкиным?

Пётр – герой, мореплаватель, на троне вечный работник.

Пётр – это гордость России, слава России.

И насколько прав был Пушкин, говоря: “Гордиться славою своих предков не только можно,

5. Дом. зад. с комментированием к нему.


-75%

Читайте также: