Конспект урока по русскому языку 4 класс части речи повторение

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование: доска, портреты русских поэтов, писателей, иллюстрации зверобоя, рябины, ласточки, раздаточный материал: набор карточек со словами для составления предложения.

Ход урока

1. Организационный момент.

Всем говорю я: “Здравствуйте!
С добрым днем, друзья!
День у нас прекрасный,
Потому что в нём ВЫ и Я!

Посмотрите, всё ли готово у вас к уроку?

2. Актуализация знаний.

С чем знакомились на прошлых уроках? (С частями речи)

Чему учились? (Учились различать части речи, разбирать слова как части речи, работали с текстом, предложениями, … )

На минутке чистописания мы запишем словосочетание Русские писатели и поэты

(Правописание двойной согласной, окончание прилагательного, правописание безударных гласных в корне слова)

Каких русских писателей и поэтов вы знаете? (Ответы обучающихся)

Посмотрите на портреты и назовите русских писателей и поэтов.


Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837)


Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873)


Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852)


Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841)

– Вставьте пропущенные буквы в слова: Ж_лтый, пр_стор, п_нимать, выр_жать, обл_ко, тр_вы, степ_, п_счаный, _лмазный.

– Распределите слова на группы

1) простор, облако, травы, степь,
2) желтый, песчаный, алмазный,
3) понимать, выражать.

– Назовите части речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы)

3. Формулирование темы, цели урока.

Чему будем учиться сегодня на уроке?

Что необходимо сделать, чтобы урок прошел успешно?

4. Повторение об имени существительном.

– Определите род и число имен существительных первой группы. (Простор – муж. род, ед. число, облако – ср.род, ед. число, травы – жен. род, множ. Число, степь – жен. род, ед. число.)

– Определите склонение. (Простор – 2 склонение, облако – 2 склонение, травы – начальная форма: трава – 1 склонение, степь – 3 склонение.)

– Назовите несколько имен существительных 3 склонения (ночь, дочь, печь, . )

– Назовите имена существительные 2 склонения в Родительном, Дательном, Предложном падежах:

– Как проверить безударное падежное окончание имени существительного?

Например: о просторе (е или и?)

  1. Ставлю существительное в начальную форму. Простор.
  2. Определяю склонение. Простор – 2 склонение.
  3. Подбираю слово – помощник. Конь.
  4. Пишу такое окончание, как у слова – помощника. О коне, о просторе.

– Составьте и запишите предложение с любым неодушевленным им. сущ.

5. Повторение об имени прилагательном.

На доске слова: зверобой, прекрасное утро, теплые деньки.

Какими частями речи являются эти слова?

(Зверобой, утро, деньки – им. сущ, прекрасное, теплые – им. прилаг.)

Что такое зверобой?

img5.jpg (11061 bytes)

Зверобой продырявленный – произрастает по всей территории России, за исключением Крайнего Севера. Зверобой вызывает сильное отравление у животных, отсюда, вероятно, и его название. Зверобой был широко известен своими целебными свойствами у многих народов. На Руси это растение считали волшебным. Издавна его применяли внутрь в качестве кровоостанавливающего и противовоспалительного средства, при заболеваниях печени, почек, дыхательных путей. Использовали траву зверобоя и в качестве наружного средства при лечении ран, аллергии, сыпи.

Разберите слово прекрасное как часть речи:

Прекрасное (утро) – (какое?), н.ф. прекрасный, им. прил., с.р., ед.ч., Им.п., второст. член предл.

Физминутка.

А сейчас мы отдохнём!
Руки вверх мы поднимаем, раз
А потом их опускаем, два
Снова поднимаем вверх
Снова опускаем вниз
А теперь их развернём,
И скорей к себе прижмём,
Снова развернём, раз
И скорей к себе прижмём, два
Голову опустим вниз
Наклон влево
Наклон вправо
Влево
Вправо
Вниз
Отдохнули мы на славу!
Все встают
Руки поднимаем
Руки опускаем вниз
Руки поднимаем
Руки опускаем вниз
Руки вперед, перед собой
Руки назад
Руки вперед, перед собой
Руки назад
Наклон головы вниз
Наклон головы влево
Наклон головы вправо
Наклон головы влево
Наклон головы вправо
Наклон головы вниз

6. Повторение о глаголе.

– Определите спряжение глаголов: сверкать, зеленеть (I спряжение), заметить (II спряжение)

– Составьте предложения с этими словами. (На небе сверкает солнце. На лугу зеленеет трава. В небе можно заметить птиц.)

– Назовите глаголы – исключения I спряжения (брить, стелить)

– Назовите глаголы – исключения II спряжения (смотреть, слышать, видеть, зависеть, ненавидеть, вертеть, держать, дышать, терпеть, обидеть, гнать)

– Что обозначает глагол? (Действие предмета, состояние, отношение)

– Каким членом предложения является глагол? (Сказуемым)

– Как изменяются глаголы? (По временам, по числам, по лицам)

– Разберите по составу глагол: сверкать.

Работа в группах.

Вспомните правила работы в группах:

  1. Понять задание.
  2. Подумать о решении самостоятельно.
  3. Выслушать мнение каждого.
  4. Найти общее решение.
  5. Выбрать выступающего.

У каждой группы на столе – карточки со словами. Составьте предложение. Запишите.

(Солнце зашло за тучу, но его лучи освещали верхушки деревьев.)

– Сложное предложение или простое? (Сложное)

– Выделите грамматические основы (Солнце зашло, лучи освещали)

– Какими частями речи являются эти слова? (им. сущ., глаголы)

– Определите время глаголов (Прошедшее)

– Определите число глаголов (зашло – ед.ч., освещали – мн.ч.)

– Назовите местоимение (Его)

– Назовите предлоги и союзы (предлог – за, союз – но)

– Перед какими союзами всегда ставятся запятые? (А, но, да, перед повторяющимися союзами и)

Работа в группах.

Прочитайте предложения, определите: это текст?

Однажды я шёл по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка жалобно кричала. Я не понимал, что ей нужно. Человек идёт по лугу и спугивает сотни кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет их в траве. Она летает около человека и ловит насекомых на лету.

(Да, это текст. Все предложения связаны по смыслу и объединены одной темой.)

– О чём этот текст? (О том, как ласточка ловит насекомых)

img6.jpg (4353 bytes)

Ласточки – семейство птиц отряда воробьиных. Широко распространены по всей территории России. Некоторые виды гнездятся в населенных пунктах. Ласточки истребляют мух и других вредных насекомых.

Народная примета гласит: высоко летают ласточки – быть хорошей погоде, низко – к дождю.

А написал этот текст – русский писатель, мастер лирической прозы – Паустовский Константин Георгиевич.

– Найдите предложения с однородными членами. Выделите их. (Человек идёт по лугу и спугивает сотни кузнечиков и жучков.Она летает около человека и ловит насекомых на лету.)

Аннотация

Уровень: общеобразовательный класс

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: урок – путешествие.

Цели:

  • Образовательная: обобщение знаний о частях речи (существительном, прилагательном, глаголе), формирование умения распознавать части речи.
  • Развивающая: развитие навыка самостоятельной работы, развитие умения применять знания при решении разнообразных практических задач.
  • Воспитательная: воспитание любознательности, доброжелательного отношения друг к другу при сотрудничестве.

Задачи урока:

  • Закрепить знания, умения и навыки учащихся, полученные при изучении данной темы;
  • развивать творческие способности, мышление, воображение, внимание;
  • воспитывать интерес к русскому языку посредством подбора интересных и увлекательных заданий.

Методы обучения: аналитико-синтетический, игровой.

Форма организации учебной деятельности учащихся:

  • фронтальная
  • индивидуальная
  • парная

Применение здоровьесберегающих технологий на уроке: игровая физкультминутка.

Оборудование: карта города Частореченска с деталями, дидактический материал по русскому языку, схемы-опоры, карточки с изображением листьев.

Планируемые результаты:

  • учащиеся должны знать: изученные части речи и их признаки.
  • учащиеся должны уметь: находить в словах орфограммы на изученные правила и обосновывать их написание.

Структура урока

1. Организационный момент

Школьный прозвучал звонок,
Начинаем наш урок.

– Вы любите путешествовать?

– Я приглашаю вас совершить путешествие в город, который называется ЧАСТОРЕЧЕНСК. Попробуйте объяснить это название.

– Конечно же, мы отправляемся в город, где живут части речи, и вспомним всё, что мы о них знаем.

– Вы готовы? Начинаем.

– Осень. Тёплый день.

Лёгкий ветерок срывает с деревьев разноцветные листья.

– Запишем это предложение в тетради, разберём по частям речи. Части речи мы знаем. Они готовы пригласить нас в гости как старых знакомых. Посмотрите внимательно, попробуйте записать названия тех деревьев, с которых улетели листочки.

Задание

Рябина, осина, береза, дуб.

Прочитаем этот ряд слов слов. Проверяем по образцу.

– Что общего заметили?

– От чего слова попали в словарик?

– Какое слово оказалось лишним?

– Какие орфограммы встретились?

– Как определить род имен существительных?

– Листья такие красивые! Мы сможем собрать осенний букет, но сделать это не просто. Листочки с секретом. Они отправятся в вазу только после того, как вы выполните предложенные задания или ответите на вопрос.

Давно живу я в мире этом,
даю названия предметам.

– Кто же пригласил нас в гости первым?

– Дайте определение этой части речи.

Существительное

– В определении названы два вопроса. Почему? Представьте себе, что вы увидели эти предметы впервые. Как вы спросите о них? Кто это или что это? (учитель показывает карточки со словосочетаниями)

ИНДЕЙСКИЙ ВОЖДЬ

ЕГИПЕТСКАЯ ПИРАМИДА

АНГЛИЙСКАЯ КОРОЛЕВА

БИВНИ МАМОНТА

Я называю ряд слов, а вы ищите лишнее слово.

Мышь, тишь, ерш, тушь.

Луч, дочь, меч, грач.

Рожь, чиж, стриж, нож.

– Сколько слов назвали?

– Какое правило вспомнили? Это правило нам нужно будет повторить дома.
Упр.67 выполните в тетрадях. Шагаем дальше.

Определяю я предметы,
они со мной весьма приметны.

Прилагательное

– Кто о себе так говорит? Вспомним определения. Проверяю, какие вы внимательные.

Возьмите на столе карточку №1.

Перед вами набор слов. Нужно выписать имена прилагательные.

  1. Назначил, сочный, дворец, гость, умная, доказал, камыш, ласковое, хвалит, музейный, блистает, театр, честный.
  2. Опрятный, утешает, сверстник, родник, хихикает, свирепая, сторожит, отважный, радуга, упорный, грохочет, известная, певец.
  3. Украшение, позолотило, фольга, городской, зарево, вечернее, природный, открывается, росинка, разливает, ароматный, топлёное.
  4. Любуется, иней, приятный, диктует, румяная, дремучий, сверкают, облако, резкое, теплота, серебро, робкий.
  5. Пасека, влажный, обожает, сияет, прилежная, храм, журавлиная, шуршит, прошло, правый, пурга, синяя.
  6. Сумерки, чужой, царевич, рассматривала, острая, дубок, крепкое, дымчатый, пронеслось, влажная, запорхал, день.
  7. Каменная, бьётся, волна, коварный, листочки, мчался, ранний, таял, готовый, направление, туманная, перелесок.
  8. Бодрый, зеленая, звездопад, грустил, шлёпать, розовое, дальняя, зелень, продрогла, корзинка, поток, золотой.
  9. Канарейка, тяжёлая, высокая, ограда, курган, ящерица, синеватый, новые, быль, цветной, море, прибой.
  10. Тоненькая, протянулась, частый, случайность, белизна, местность, ценная, восточная, привыкает, концерт, правда, беленький.
  11. Вьётся, домик, бегал, жёлтый, морская, чужой, картофельный, спичка, речная, маяк, серенькое, прилетел.
  12. Яма, есть, морозный, жильё, рыжий, растут, деревня, встречали, куриный, зарядить, целый, бумажная.
  13. Грач, весенняя, петь, капелька, знойный, леса, дорожный, таскал, прилетела, полевой, часть, апрельский.

– Какие встретились прилагательные?

– Что мы решили собирать?

– Из чего состоит словосочетание? Запишем.

Букет осенний – муж. род., ед.ч.

– А если я хочу сказать о погоде? Погода может быть осенний?

Погода осенняя – жен. род., ед.ч.

Утро осеннее – ср.род., ед.ч.

– А дни будут у нас какие?

Дни осенние – мн.число.

– Мы показали, что существительные и прилагательные согласуются в роде и числе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока предназначен для повторения темы "Части речи" в 4 классе в конце учебного года. Предполагается фронтальная, групповая и индивидуальная работа учащихся. Урок имеет 4 этапа: актуализация знаний, тема и цели урока (стадия "вызова" по ТРКМ), наблюдение и осмысление, рефлексия.

Конспект урока по русскому языку в 4 классе.

Провела учитель начальных классов Пугач Ольга Анатольевна

Тип урока: закрепление изученного материала.

Тема: Части речи. Повторение.

Цель: Обобщать и систематизировать знания о частях речи; развивать умения устанавливать связи между ними, сравнивать их по существенным признакам, распознавать и правильно употреблять в речи.

Планируемые результаты.
Метапредметные:

- регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; работать по плану, корректировать свою деятельность;

- коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему мнению в ходе парной и коллективной работы под руководством учителя, высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других;

- познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах и преобразовывать ее из одной формы в другую, строить рассуждения;

-личностные: эмоциональность, умение чувствовать красоту и выразительность речи, интерес к изучению языка.

Предметные результаты:

- умение распознавать части речи;

- умение определять морфологические признаки частей речи, обобщать и классифицировать по ним;

- находить и различать части речи в предложениях и тексте.

Содержание урока (работа учителя)

Работа учеников (ответы учеников)

I.Актуализация знаний:

- Здравствуйте, ребята! Я говорю вам “здравствуйте”, а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека самая главная ценность. Я рада вас видеть здоровыми, бодрыми и в хорошем настроении. Я надеюсь, вы сегодня порадуете не только меня, но и себя и наших гостей.

Задание 1. Словарная работа.

- Из орфографического словаря в учебнике (стр.152) выпишите пожалуйста слова:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Русский язык.

Цель: усовершенствовать знания об имени существительном, имени прилагательном и глаголе.

Задачи: развивать умения распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, осознанно применять изученные правила о данных частях речи;

-развивать речь, внимание, память, умение работать в паре и группе, умение действовать по алгоритму, умение анализировать, делать выводы;

-прививать интерес к русскому языку.

Организационный момент.

- Улыбнулись. Посмотрели на меня, друг на друга. Начнём урок. Записали число, классная работа.

-Совсем немного осталось до конца учебного года, в конце которого нам предстоит серьёзное испытание.

-Наши последние уроки мы посвящаем повторению того, что учили в течение года.

2. Актуализация знаний.

-Ваше внимание на доску. Давайте разгадаем кроссворд.

Часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на него. (Местоимение).

Служебная часть речи, которая соединяет однородные члены предложения. (Союз).

Служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении. (Предлог).

Раздел науки о языке, изучающий звуки речи и звуковое строение языка. (Фонетика).

Слова, одинаковые по значению, но разные по звучанию. (Синонимы).

Часть речи, которая обозначает действие предмета. (Глагол).

Слова, противоположные по значению. (Антонимы).

Часть речи, которая отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? (Прилагательное).

Часть речи, у которой можно определить склонение. (Существительное).

Как называются части речи, к которым можно задать вопрос, и которые имеют определенное значение. (Самостоятельные).

-По вертикали появилось слово, выделенное красным цветом. Прочитайте его. (Морфология).

-Что такое морфология? (Раздел русского языка, изучающий части речи).

-Давайте сформулируем тему и цель урока.

3. Минутка каллиграфии.

-Внимательно посмотрите на доску.

- Если вы правильно сформулируете задание и правильно выполните его, то узнаете, какую букву будем писать на минутке чистописания.

сушить – мочить; старый – молодой; война – мир

- Для чего прописываем буквы?

( Обращаю внимание на посадку, правильное положение тетради.)

- Что вы ещё можете сказать об этих словах?

- Есть среди них имена существительные, имена прилагательные, глагол?

4. Словарная работа.

-А сейчас я, Вам предлагаю провести словарную работу. На доске названия тёх групп слов, я буду диктовать слова, а вам их нужно записать в соответствующую группу. (Выходят три человека, за каждым закреплена определенная часть речи).

Имя существительное

Имя прилагательное

5. Физминутка.

Части речи назовём ,

и немножко отдохнём.

-Называть части речи будем движениями:

существительные – тянемся руки вверх (это самые первые слова в жизни человечества)

прилагательные – руки в стороны (эти слова украшают и уточняют нашу речь)

глаголы – приседаем (показываем действие)

письмо, письменный, писать, гибкость, гибкий, загибать, рисовать, рисунок, яркий, пробежать, пробежка, жаркий.

6. Работа в группах.

План выступления.

На какие вопросы отвечает?

Имя существительное

Имя прилагательное

Одушевленность и неодушевленность

Роль в предложении.

Упражнение в определении части речи. Запишите в тетрадь поговорки. Определите части речи выделенных слов.

Век живи - век учись.

Тетрадь – зеркало ученика.

Сперва аз да буки, а потом и науки.

Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.

Морфологический разбор.

-А сейчас давайте, вспомним порядок морфологического разбора имени существительного. (Образец учебник стр.141).

Перед лётчиком вдруг начинают вспыхивать лампочки – красная, зелёная, белая.

- Выпишите из предложения все имена существительные.

Перед лётчиком, лампочки.

- Выполните морфологический разбор одного из выписанных слов.

Перед лётчиком – (перед кем?), н. ф. (кто?) лётчик, сущ., одуш., м. р., 2-е скл., в ед. ч., в Тв. п., второст. Член предложения.

Лампочки – (что?), н. ф. (что?) лампочка, сущ., неодуш., ж. р., 1-е скл., во мн. ч., в Им. п., подлежащее.

-Теперь выпишите из предложения все имена прилагательные.

Красная, зелёная, белая.

- Выполните морфологический разбор одного из выписанных слов.

Красная (лампочка) – (какая?), н. ф. красный, прил., в ж. р., в ед. ч., в Им.п., второст. чл. предложения.

Зелёная (лампочка) – (какая?), н. ф. зелёный, прил., в ж. р., в ед. ч., в Им.п., второст. чл. предложения.

Белая (лампочка) – (какая?), н. ф. белый, прил., в ж. р., в ед. ч., в Им.п., второст. чл. предложения.

- Выпишите из предложения глаголы.

Начинают, вспыхивать.

- Выполните морфологический разбор одного из выписанных слов.

Начинают - (что делают?), неопр. ф. начинать, глагол, I спр., в наст. вр., в 3-м лице, во мн. ч., сказуемое.

Вспыхивать - (что делать?), неопр. ф. вспыхивать, глагол, I спр., в наст. вр., в 3-м лице, во мн. ч., сказуемое.

Домашнее задание.

Разгадать кроссворд. (Раздаются карточки).

4. В каком ____ живёшь, такого обычая и держишься.

5. Группа людей, объединенных общим делом, где проявляют заботу друг о друге.

Для учителя. Ответы: 1. Приветливый. 2. Здравствуйте. 3. Прекрасная. 4. Народ. 5. Коллектив

Подведение итогов.

-Каждая часть речи выполняет свою роль. И от этого наша речь становится правильной и ясной.

Части речи все важны!

Части речи все нужны!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 203 человека из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 606 034 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 03.05.2016 4252
  • DOCX 26.1 кбайт
  • 91 скачивание
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Панкратова Елена Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: