Конспект урока логические задачи 4 класс

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Развивать логическое мышление.

обучающая – обучать решению логических задач, обучать методу поисковой деятельности.

развивающая – развивать культуры мысли в устной и письменной речи, развивать память, внимание, творчество, самостоятельность, настойчивость поисках решения.

воспитательная – воспитывать культуру общения, прививать интерес к математике.

Оборудование. На столах карточки с заданиями, листы с самостоятельной работой, с тестами, карточки с заданиям.

Ход урока

I. Организационный момент.

Итак, друзья, внимание!
Вновь прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее,
Начнем сейчас урок.

-Какое у вас настроение сегодня?

Улыбнитесь друг другу. Пусть хорошее настроение не покидает вас в течение всего урока.

-Я немножко волнуюсь!

-Потому что задумала урок, в котором хочу пригласить вас стать исследователями.

А какой получится урок, не знаю!

- Но вот в чем дело: задачу, которую хочу задать вам. Я сама решить не смогла.

"Волшебный квадрат. Альбрехт Дюрер"

-На днях работая в интернете, я наткнулась на этот удивительный квадрат с цифрами. Создал его немецкий художник мыслитель гуманист Альбрехт Дюрер примерно пятьсот лет тому назад. Квадрат называется волшебным. Магическим. Я много старалась , но открыть тайну , по которой составлен квадрат , его смогла. И вот рискнула исследовать его с вами вместе. Если. конечно вы согласны.

- Вы поможете мне?

Эпиграф к уроку : Предмет математики настолько серьезен, что нельзя упускать случая сделать его занимательным ( Блез Паскаль)

- Тогда я вам предложу план нашей работы. Он такой.

1.Разобраться в вопросе и настроить себя на исследование.

2.Проверить и сосредоточить наши силы.

3.Приступить к исследованию квадрата.

-Согласны на мой план?

Давайте тогда начнем. Посмотрите , как я записала на доске слово " исследователи"

Что значит исследовать?

Так вот, волшебном квадрате нам придется найти след его тайны. Я предлагаю вам следующее : превратить наш класс научно- исследовательскую лабораторию, каждый из нас – сотрудник этой лаборатории, ученый –исследователь. Мы все равны. Что означает слово коллеги? Попытаемся определить те самые три – четыре качества, которые будет проявлять каждый из нас, как ученый – исследователь. Подумайте сперва.

Думать, сосредотачиваться, анализировать, обобщать, наблюдать разбираться, догадываться, быть устремленным.

II. Актуализация знаний, умений, навыков.

- Теперь сделаем маленькую паузу, чтобы каждый мысленно вообразил себя ученым – исследователем и призвал нужные силы. Скажите самому себе: " ученый – исследователь, и мне нужно будет……"

А теперь проведем разминку наших сил и возможностей.

1 . Тренируем ум! (интеллектуальная разминка)

– Шла старуха в Москву, а навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву? (Один человек)

– Что легче: пуд ваты или пуд железа? (Одинаково)

– К 7 прибавить 5. Как правильно записать “одиннадцать” или “адиннадцать”? (12)

– Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый? (4 часа)

2. Тренируем память! -Посмотрите на это множество и запомните все. Вношу изменения. Запишите себе в тетрадь что изменилось.

3. Тренируем внимание! (задание на развитие внимания и способности анализировать)

– Работа в парах: В этом числовом ряду заложен определенный порядок .Надо открыть его и завершить ряд пропущенными числами.

– Перед вами круги с числами, некоторые числа пропущены. Числа расставлены в соответствии с определенными законами. Вставьте пропущенные числа.

img1

4. Тренируем логику! (логические тесты)

Работа по учебнику с. 99. Прочитайте задачу и запишите решение.

3.Открытия новых знаний.

-Таким образом, мы отточили наши исследовательские способности. Посмотрите, как он красив…. Попытайтесь сперва раскрыть, в чем его волшебство.

- Спасибо, коллеги, я этого не заметила, когда изучал квадрат. Продолжайте исследовать квадрат.

- Все о чем вы сейчас говорите, ново для меня. А вы открываете и другие прелести этого квадрата. Он вам нравится? Видно его свойства можно исследовать долго. Но давайте, коллеги, перейдем на самое главное: по какому принципу построен этот квадрат. Иначе какую тайну заключил А. Д. в своем удивительном квадрате. Вот эту тайну я не смогла разгадать. Если мы откроем тайну, то каждый сможет построить свой волшебный квадрат. Значит исследуем тайну- способ построения квадрата. Призовем все свои исследовательские способности . Если хотите, можете исследовать тайну вдвоем, втроем, вчетвером или в одиночку…. Через несколько минут обсудим версии, к которым вы придете…Дети открывают тайну.

-Спасибо всем, коллеги, за сотрудничество, за усердие и устремление, за ваши мысли и творчество. Мы все вместе победили.

- Коллеги, чуть было не забыла. Есть еще одна тайна в квадрате . В этом волшебном квадрате А. Д. записан год его создания. Напомню только--- 15-16 века. Подумайте и предложите свои версии.

Полагаю, что А.Д. придумав такой красивый квадрат, дату его создания тоже красиво разместил бы в нем 15 и 14 стоят рядом, в центре нижнего ряда чисел. Квадрат был создан в 1514 году.

Итог. Рефлексия.

- Скажите, пожалуйста вам понравился волшебный квадрат А. Д.? Что вы хотите о нем сказать. Думаю, вам хочется встать и поклониться Альбрехту Дюреру, этому удивительному художнику и мыслителю, который оставил людям прекрасные картины, книги и этот волшебный квадрат.

Цель: развитие интеллектуальных способностей учащихся на основе системы развивающих заданий.

Задачи: развитие логического мышления в процессе формирования основных приёмов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы; развитие внимания; развитие языковой культуры и формирование речевых умений: чётко излагать свои мысли; формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах;

формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Планируемые результаты образования:

Предметные: Учащиеся научатся решать логические задачи, выполнять поиск закономерностей, сравнивать понятия, выполнять развивающие задания.

Личностные результаты: В предложенных ситуациях делать

выбор как поступить при поддержке других участников группы.

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- учиться работать по предложенному учителем плану.

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и

информацию, полученную от учителя;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в группе.

- довести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи;

- слушать и понимать речь других;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Оборудование: карточки с заданиями, чистые листочки.

Эдисон в ответ на разговоры о талантливости обычно говорил:

- В моих успехах 99% работы, труда в поте лица, а всё остальное приходится на талант, вдохновение, везение, удачу и тому подобное.

Задание 1. Постарайтесь как можно быстрее ответить на вопросы разминки.

  • Что можно видеть с закрытыми глазами? (сон)
  • Кто говорит на всех языках? (эхо)
  • Дедушка, который раздает подарки? (Дед Мороз)
  • Маленький друг Карлсона? (Малыш)
  • Съедобный герой русской сказки ? ( Колобок)
  • Что у зайца впереди, а у цапли впереди? ( буква Ц)
  • Буква в русском алфавите третья с конца? ( буква Э)
  • Чем кончается день и ночь? (мягким знаком)
  • Наибольшее однозначное число? (9)
  • Сколько дней в сентябре? (30)
  • Начало дня (Рассвет)
  • Девочка, побывавшая в Зазеркалье? (Алиса)
  • Слово, состоящее из 100 отрицаний ? (стонет)

Задание 2. Определите закономерность расположения чисел в каждом ряду и продолжите ряд:

15, 16, 14, 17, 13, 18, …12

21, 18, 16, 13, 11, 8, …6

25, 24, 22, 21, 19, 18, …16

64, 48, 40, 36, 34, …33

4, 5, 8, 9, 12, 13, …16

3, 7, 11, 15, 19, …23

25, 24, 22, 21 , …19

16,12, 15, 11,14, 10, …13

Задание 4. Установите взаимосвязь между первой таблицей и второй , и прочитайте тему занятия.

5. Логически-поисковые задания.

Задание 5. Расставьте математические знаки , и если нужно, то и скобки, между цифрами так, чтобы получились верные равенства.

Задание 6 . Логические задачи (работа в группах)

Задача 1. Землекопы.

Пять землекопов за 5 часов выкапывают 5 метров канавы. Сколько землекопов выкопают 100 метров канавы за 100 часов?

Ответ. 5 землекопов.

Задача 2. Малыш, Карлсон и варенье.

Малыш может съесть 600 граммов варенья за 6 минут, а Карлсон – в 2 раза быстрее. За какое время они съедят это варенье вместе?

Ответ . Малыш и Карлсон вместе съедят варенье за 2 минуты.

Задача 1. Сотня орехов.

Сотню орехов надо разделить между 25 людьми так, чтобы никому не досталось четное число орехов. Можете ли вы это сделать? “Съесть” орех нельзя.

Ответ. Задача не имеет решения.

Задача 2. Чистка картофеля.

Двое очистили 400 картофелин: один очищал три картофелины в минуту, другой – две. Второй работал на 25 минут больше первого. Сколько времени работал каждый?

Ответ. Первый работал 70 минут, второй – 95 минут.

Задача 1. Три друга.

Три друга – Алеша, Коля и Саша – сели на скамейку в один ряд. Сколькими способами они могли это сделать?

Ответ. Друзья могли сесть 6 способами: 1) Алеша, Коля, Саша; 2) Алеша, Саша, Коля; 3) Коля, Алеша, Саша; 4) Коля, Саша, Алеша; 5) Саша, Алеша, Коля; 6) Саша, Коля. Алеша

Задача 2. Сколько машин?

В мастерской отремонтировано в течение месяца 40 машин – автомобилей и мотоциклов. Всех колес было выпущено из ремонта ровно 100. Сколько было в ремонте автомобилей и мотоциклов?

Ответ. В ремонте было 10 автомобилей и 30 мотоциклов.

Задача 1. Рейс через океан.

Каждый день в полдень из Гавра в Нью-Йорк отправляется пароход через Атлантический океан, и в то же самое время пароход той же компании отправляется из Нью-Йорка в Гавр. Переезд в том и другом направлении совершается ровно за семь, дней. Сколько судов своей компании, идущих в противоположном направлении, встречает пароход на пути из Гавра в Нью-Йорк?

Ответ. Пароход встречает 15 судов.

Задача 2. Двое рабочих.

Двое рабочих могут выполнить некоторую работу за 7 дней при условии, что второй приступит к ней 2 днями позже первого. Если бы ту же работу каждый выполнял в отдельности, то первому понадобилось бы на 4 дня больше, чем второму. За сколько дней каждый мог бы единолично выполнить эту работу?

Задача допускает чисто арифметическое решение, причем можно обойтись даже без действий с дробями.

Ответ. Первый рабочий мог бы единолично выполнить работу за 14 дней, второй – за 10 дней.

Задача 1. Плащ, шляпа и калоши.

Купец купил плащ, шляпу и калоши и заплатил за все 140 рублей. Плащ стоит на 90 рублей больше, чем шляпа, а шляпа и плащ вместе на 120 рублей больше, чем калоши Сколько стоит каждая вещь в отдельности?

Задачу требуется решить устным счетом, без уравнений.

Ответ. Калоши стоят 10 рублей, шляпа – 20 рублей, плащ– 110 рублей.

Задача 2. Число 66.

Число 66 надо увеличить в полтора раза, не производя над ним никаких арифметических действий. Как это сделать?

Ответ. Нужно написанное число 66 перевернуть “вверх ногами”.

Положите левую руку на голову и погладьте себя от затылка ко лбу. В это время правой рукой делайте круговые движения по животу. Действия выполняйте одновременно. Поменяйте руки.

7. Тренируем координацию движений.

Изобразите треугольники обеими руками: а) в параллельном исполнении (Рис 1.) б) в зеркальном исполнении (рис 2).

Предложить детям облако "тегов", которые необходимо дополнить. Например, можно вывести слайд, где указаны варианты:

  • сегодня я узнал.
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось… и т.д.

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Провести такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по внеурочной деятельности.1 класс


Конспект занятия кружка внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас". Тема занятия "Конструирование мебели для куклы на основе куба и параллелепипеда"


Мною предоставлен конспект занятия по внеурочной деятельности в 1 классе, разработанный в соответствии с новыми требованиями ФГОС.


Конспект занятия по внеурочной деятельности "Умники и умницы" . Занятие 14

Разработка занятия по РПС " Умники и умницы" для 1 класса.


Согласно легенде, ранее на месте плотины у хлопкопрядильной фабрики жил- был купец по имени Балаш. (Он) Балаш собирал лечебные травы и помогал всем и людям и зверям. У купца бы.



Конспект занятия по внеурочной деятельности 2 класс

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Что плавает - что тонет?" Первые предположения.Тема занятия «Что плавает - что погружается?».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Д. К. Инсценировка задачи.

В коробке лежат три шарика – два зелёных и один красный. Учитель вызывает к доске двух учеников, просит взять шарики из коробки с закрытыми глазами. Может ли кто-нибудь из вас определить цвет своего шарика?

- Подумайте и предоставьте классу свои рассуждения.

- Как решили задачу? Потребовались ли вычисления? Как называется вид задач, когда требуется не решение, а смекалка?

Определение темы. Постановка - целей.

Картинки четырёх видов для составления пазла

На слайде изображения геометрических фигур. Учащиеся в парах получают ту же картинку. В ход учебного диалога ученикам нужно посчитать количество квадратов на рисунке.

- Перед вами карточка. Попробуйте выполнить задание ( работа в группе)

Переложить 3 спички, чтобы из игрового поля получилось 3 квадрата.


Квадрат – это объёмная фигура? (да).

В кабинете 20 стульев? (нет).

Можно ли квадрат назвать прямоугольником?

Сумма чисел 324 и 425 = 957?

Задания для повторения.


Цель урока: совершенствовать умение решать упражнения, связанные с логическими операциями.

обучающая: продолжить работу по закреплению умения вычислений с многозначными числами;

развивающая: развивать умение анализировать, рассуждать.

Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к окружающему миру, друг другу, коммуникативную культуру учащихся.

Планируемые результаты урока:

Личностные: уметь сотрудничать со сверстниками, с учителем.

Предметные:

уметь применить знания таблицы умножения;

уметь анализировать задание.

Метапредметные:

уметь ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы;

уметь слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать.

Тип урока: урок закрепления знаний и способов действий.

Методы: объяснительно – иллюстративный, словесный, частично-поисковый.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: карточки с заданиями, листочки, ручки.

Организационный момент.

Нам радостно, нам весело,

Смеёмся мы с утра.

Но вот пришло мгновение

Серьёзней быть пора.

Глазки прикрыли, ручки сложили,

Головку опустили, ротик закрыли,

И затихли на минутку,

Чтоб не слышать даже шутку,

Чтоб не видеть никого,

А себя лишь одного!

Дети выполняют.

Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Сегодня будет необычный урок. Как вы думаете, почему?

Дети отвечают.

Учитель: Урок будет игрой. Но, как и в любой игре, в ней будут правила:

Не подсматривай и не подслушивай!

Внимательно слушай задания!

Ну что ж, я думаю, что вы поняли правила и не будете их нарушать!

Устный счет.

Учитель: Итак, сейчас я задам по одной задаче каждой команде по очереди. Сначала обсуждаете, а затем отвечаете.

Дети: 49

Учитель: В двух коробах у меня 29 конфет, причем в одной коробке в 5 больше, чем в другой. Сколько конфет в каждой коробке?

Дети: 17 и 12.

Учитель: Если сложить 2 числа, то получится 32. А если отнять одно от другого, то получится 2. Чему равно каждое число?

Дети: 15 и 17.

Дети выполняют.

Учитель: Ребята, я думаю, что вы не забыли, что такое геометрические фигуры? Посмотрите на карточки. Внутри квадрата поставьте 3 точки, внутри треугольника – 2, а всего точек должно быть 4 точки.

Дети выполняют.

Дети выполняют.

Физкультминутка.

Учитель: А теперь я прошу выйти ко мне капитанов. Я даю вам по одной задачке, а вы решаете её здесь, не отходя от доски.

Дети выполняют.

Учитель: Ну что ж, я думаю, что нам можно провести и эстафету. Суть задания состоит в том, что каждый из вас будет решать пример на карточке, записывая букву в определенное место, а затем передавать карточку следующему участнику.

Дети выполняют.

Учитель: Итак, ребята, остался последний конкурс. Я буду читать вопросы по очереди командам, а ваша задача – отвечать.

Чему равно произведение всех чисел? (0)

Где на Земле самые длинные сутки? (везде одинаковые)

Единица измерения вранья? (короб)

Серьезные испытания знаний и мужества, ожидающие вас в 9 и 11 классах? (экзамены)

Высота человека? (рост)

В каких числах столько же букв, сколько и цифр в их обозначении? (3, 100)

Подведение итогов, рефлексия.

Учитель: Вот и подошли к концу веселые задания. Сдайте все карточки с ответами мне. Результаты будут объявлены завтра. Для того чтобы показать свое настроение, нарисуйте улыбку смайлику, и также сдайте мне. До новых встреч!


-80%

Читайте также: