Конспект урока лермонтов умирающий гладиатор

Обновлено: 01.07.2024

Урок-лекция знакомит учащихся не только с периодами жизни великого поэта, но и с личностью. Почему поэт был одинок, почему так рано погиб? Как относились к нему современники и почему его многие не понимали? На эти вопросы и отвечает материал урока

ВложениеРазмер
m.yu_.lermontov_lichnost_sudba_epoha.doc 82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: М.Ю.Лермонтов: личность, судьба, эпоха.

Цели : 1 Познакомить учащихся с жизнью известного русского поэта М.Ю.Лермонтова, раскрыть существенные черты личности .

2 Уметь составлять запись основных положений лекции учителя.

3 На примере жизни и творчества Лермонтова привить учащимся любовь к Родине, народу, родному языку. Обратить внимание учащихся на демократизм лирики, гражданский характер его произведений, на его интерес к русской природе.

Портрет М.Ю.Лермонтова, иллюстративный материал по биографии поэта.

1) Детство поэта в Тарханах.

2) Московский период

4) Первая ссылка.

5) Расцвет могучего дарования.

6) Вторая ссылка на Кавказ и гибель поэта..

Учащиеся делают запись основных положений лекции

учителя и по ходу рассказа зачитывают стихотворения поэта

М.Ю.Лермонтов родился в ночь со 2 на 3 октября 1814 года в Москве , в доме генерала Ф.Толя.

Отец: капитан в отставке, владелец небольшого имения Кропотово, Юрий Петрович Лермонтов.

Мать: Мария Михайловна, дочь Елецкого помещика (впоследствии предводителя дворянства) Михаила Васильевича Арсеньева и Елизаветы Алексеевны Столыпиной

Весной 1815 года, родители с новорождённым возвратились из Москвы в Тарханы-родовое имение, принадлежавшее бабушке поэта Е.А.Арсеньевой.

Лермонтов жил в Тарханах с 1815 по 1827 год. Все биографы отмечают страдания мальчика в связи с ранней смертью матери (1817 г.) и разрыв отношений между отцом и бабушкой . Эти события наложили свой отпечаток на психику будущего поэта и на его творчество. Уже через неделю после похорон дочери бабушка оформила документ, по сути разлучавший отца с сыном. И ставил внука в материальную зависимость от бабушки, имевшей при том неограниченную любовь и привязанность к внуку. Систематическое обучение Л. началось в 5-6 лет.шло обучение русскому, французскому, немецкому, латинскому и греческому языкам, математики, истории, рисованию. Чтобы любимый внук не чувствовал одиночества, бабушка приглашала в Тарханы сверстников Мишеньки (до 10 мальчиков жило) Долгое время жил с ним троюродный брат Аким Шан-Гирей (друг поэта до конца жизни)

2 Московский период.

Когда Лермонтову исполнилось 12 лет, Е.А обеспокоилась дальнейшим воспитанием внука.. Надо было готовить мальчика к службе, предпочтительнее военной, исконно дворянской. Выбор пал на Московский Университетский Благородный пансион, один из самых привилегированных в России, с высокой репутацией в дворянских кругах. По уровню подготовки Михаил мог сразу поступить в младший класс, но учиться тогда надо было 6 лет. Решили ускорить процесс обучение – пригласили учителей для домашнего образования, после чего можно поступать сразу в старший класс. Лермонтов расширял свои знания математикой, географией, астрономией. В 1828 г. поступает в пансион, занимается рисованием, игрой на скрипке, и главное, конечно, словесностью.

Холодной буквой трудно объяснить

Боренье дум. Нет звуков у людей

Довольно сильных, чтоб изобразить

Желание блаженства. Пыл страстей

Возвышенных я чувствую, но слов

Волны катятся одна за другою

С плеском и шумом глухим;

Люди проходят ничтожной толпою

Так же одни за другим.

Люди хотят иметь души… и что же?-

Спеша на Север издалёка, из тёплых и чужих сторон,

Тебе, Казбек, о страж Востока, принёс я, странник, свой поклон.

Молю. Чтоб буря не застала…

Но есть ещё одно желанье! Боюсь сказать!- душа дрожит!

Что, если я со дня изгнанья совсем на родине забыт!

Найду ль там прежние объятья? Старинный встречу ль привет?

Узнают ли друзья и братья страдальца, после многих лет?

…он горд был , не ужился с нами:

Глупец, хотел уверить нас,

Что Бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:

Как он угрюм, и худ, и бледен1
смотрите, как он наг и беден,

Как презирают все его!

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть…

Это состояние, по-видимому, сыграло свою роль в роковом поединке. Июнь 1841 г. прошёл спокойно. Л. принимал ванны, общался с приятелями, много читал, работает над стихами. В круг его знакомых входит и Николай Мартынов.

Контакты Мартынова и Лермонтова отчасти напоминали отношения Печорина и Грушницкого. Как и Грушницкий , Мартынов

Между тем был ограничен, пуст, несдержан с пр е тензией на оригинальность. Такие люди не прощают обид, даже самых незначительных, крайне мнительны, мучительно завид у ют успеху других и решительно не способны понять шутки . Вот такой человек периодически появлялся вблизи великого поэта. Рано или поздно это могло привести к конфликту, что и случилось в июле 1841 года.

В роковой июльской ситуации, приведшей поэта к гибели, нельзя не пожалеть о том, что Лермонтов, находясь в Пятиго р ске, несколько затянул свой отъезд в предназначенную ему кр е пость. Ведь к 1 июля Лермонтов уже завершал свое лечение. Его уже ничто не задерживало в Пятигорске, если не считать ож и давшейся присылки книг и писем, тем более что уже выписана , была подорожная для отъезда в Темир-Хан-Шуру. Но именно в «июле, зная, какая скука и однообразие ожидают его в военной крепости, Лермонтов большую часть времени старается прове с ти в обществе, среди молодежи, принимает деятельное участие в подготовке и проведении увеселительных мероприятий.

Но, уходя с вечера, Мартынов вызвал Лермонтова на дуэль. Отказаться от вызова поэт не мог.

Как и положено, противников развели на 15 шагов. Дальне й шие подробности дуэли остаются столь же неясными и загадочными . Мартынов мог бы поступить точно так же. Но эта версия остается недоказанной.

На другое утро стали готовиться к погребению. Художник Р. К. Шведе сделал последний портрет поэта. Со второй половины 16 июля был разрешен доступ к гробу, а 17 июля поэт был похор о нен на пятигорском кладбище при огромном стечении народа.

Тем временем страшная весть о гибели надежды русской п о эзии быстро стала распространяться по необъятным просторам Г о сударства Российского. Во дворце, начиная с Николая I, вероятно радовались смерти поэта. Но таких было немного.

Е.А. не сразу сообщили о смерти внука. Чудом оправилась от паралича, ослепла, и стала хлопотать о том, чтобы гроб с Мишенькой был перевезён в Тарханы. Больше месяца трое дворовых везли тело поэта в родную землю. 23 апреля 1842 г. произошло второе захоронение М.Ю.Лермонтова- великого русского поэта.

На создание этого стихотворения М. Ю. Лермонтова вдохновили прошедшие мировые события. Поэт сравнивает умирающего гладиатора, жалкого раба, умирающего ради минутной радости публики, с европейским миром, втянувшегося во все тяжкие к концу XVIII века. Поэтому Михаил Юрьевич нам сообщает, что страны Европы в то время ослабели, живя в праздности и за это они очень сильно расплачиваются.

Стоит еще отметить, что М. Ю. Лермонтов был своего рода психологом: он прекрасно знал, что человек, находясь при смерти либо при сильном стрессе, вспоминает всю свою жизнь, прокручивая её в своей памяти, и человек таким образом проживает её снова.

Первые строки показывают глубокий контраст — Ликование зала, проходящее мгновенно и умирающий гладиатор:


Жестокая толпа венчает похвалой победу воина-временщика и презреньем к более слабому проигравшему:


Погибая, гладиатор вдруг вспоминает всю свою жизнь, то, что ему было так дорого, начиная с шумной реки и пейзажей тех краев:


Вспоминает семью свою старую, отца, те, возможно не беззаботные, но все же счастливые детские годы, которые были у павшего воина:


И ту семью, которая у него сейчас есть, те ожидания, которые не оправдались, и та бессмысленная смерть, которой он удосужился. Ликующий, развратный люд, не проявлял никакого сострадания к погибающему, ведь даже не зная контекста человеку стоит сострадать и сочувствовать:


Вторую часть стиха М. Ю. Лермонтов начинает с осуждения Европейских стран, говоря, что, они вместе, как побежденный гладиатор, когда-то были предметом подражания, чем-то величественным, а сейчас с головой поникли в бесславность и позор:

“Не так ли ты, о европейский мир,

Когда-то пламенных мечтателей кумир,

К могиле клонишься бесславной головою”.

Европейский мир потерял веру и надежду на лучшее, а следовательно и перестало к этому стремиться. Европу настигает духовный спад, и ей стоит вернуться к своим истокам и найти способ жить дальше. Но этого у европейского мира с тем укладом жизни, который был тогда, не получается, ведь они утратили самое важное — духовность, поэтому Европа того времени была обречена на гибель:

“Измученный в борьбе сомнений и страстей,

Без веры, без надежд — игралище детей,

Осмеянный ликующей толпою!”.

Духовность и нравственность были утеряны ради “язвы просвещения” и “гордой роскоши”:


И для того, чтобы вспомнить свое былое прошлое, европейцы прибегают к средневековому искусству, наполненному рыцарскими идеалами, но оно, считает М, Ю. Лермонтов, сейчас им сильно льстит:


Наполнен метафорами конец первой части стихотворения: “луч воображенья”, “дряхлых дней” “Сверкнул в его душе”, олицетворениями: “шумит Дунай” “родина цветет”. Очень эмоционально сильно сравнение “пал, как зверь лесной”. Тропы во второй части подчёркивают то, чем могла быть Европа и чем она являлась в то время: метафоры “пламенных мечтателей”, “вздохом сожаленья”, “юность светлую, ниспоненную сил”, “язвы просвещенья”, “жадно слушаешь”.

Этот стих прежде всего о главной силе человека — нравственности, с помощью которой он побеждает своих внутренних врагов, прежде всего преодолевая себя. И если умрет эта жизнь, развалится стержень, то не миновать поражения — в личной жизни, на работе или где-либо ещё. Причём в это время, что характерно, он себе льстит своим прошлым, ведь гордыня у человека искореняется долго.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Lermontov1 (627x700, 275Kb)

Ликует буйный Рим… торжественно гремит
Рукоплесканьями широкая арена:
А он — пронзенный в грудь — безмолвно он лежит,
Во прахе и крови скользят его колена…
И молит жалости напрасно мутный взор:
Надменный временщик и льстец его сенатор
Венчают похвалой победу и позор…
Что знатным и толпе сраженный гладиатор?
Он презрен и забыт… освистанный актер.

И кровь его течет — последние мгновенья
Мелькают, — близок час… вот луч воображенья
Сверкнул в его душе… пред ним шумит Дунай…
И родина цветет… свободный жизни край;
Он видит круг семьи, оставленный для брани,
Отца, простершего немеющие длани,
Зовущего к себе опору дряхлых дней…
Детей играющих — возлюбленных детей.
Все ждут его назад с добычею и славой,
Напрасно — жалкий раб, — он пал, как зверь лесной,
Бесчувственной толпы минутною забавой…
Прости, развратный Рим, — прости, о край родной…

Не так ли ты, о европейский мир,
Когда-то пламенных мечтателей кумир,
К могиле клонишься бесславной головою,
Измученный в борьбе сомнений и страстей,
Без веры, без надежд — игралище детей,
Осмеянный ликующей толпою!

И пред кончиною ты взоры обратил
С глубоким вздохом сожаленья
На юность светлую, исполненную сил,
Которую давно для язвы просвещенья,
Для гордой роскоши беспечно ты забыл:
Стараясь заглушить последние страданья,
Ты жадно слушаешь и песни старины
И рыцарских времен волшебные преданья —
Насмешливых льстецов несбыточные сны.

*Я вижу перед собой лежащего гладиатора…
Байрон. (Англ.)

1 (700x518, 169Kb)

Ликует буйный Рим. торжественно гремит
Рукоплесканьями широкая арена:
А он — пронзенный в грудь — безмолвно он лежит,
Во прахе и крови скользят его колена.
И молит жалости напрасно мутный взор:
Надменный временщик и льстец его сенатор
Венчают похвалой победу и позор.
Что знатным и толпе сраженный гладиатор?
Он презрен и забыт. освистанный актер.

И кровь его течет — последние мгновенья
Мелькают, — близок час. вот луч воображенья
Сверкнул в его душе. пред ним шумит Дунай.
И родина цветет. свободный жизни край;
Он видит круг семьи, оставленный для брани,
Отца, простершего немеющие длани,
Зовущего к себе опору дряхлых дней.
Детей играющих — возлюбленных детей.
Все ждут его назад с добычею и славой,
Напрасно — жалкий раб, — он пал, как зверь лесной,
Бесчувственной толпы минутною забавой.
Прости, развратный Рим, — прости, о край родной.

Не так ли ты, о европейский мир,
Когда-то пламенных мечтателей кумир,
К могиле клонишься бесславной головою,
Измученный в борьбе сомнений и страстей,
Без веры, без надежд — игралище детей,
Осмеянный ликующей толпою!

И пред кончиною ты взоры обратил
С глубоким вздохом сожаленья
На юность светлую, исполненную сил,
Которую давно для язвы просвещенья,
Для гордой роскоши беспечно ты забыл:
Стараясь заглушить последние страданья,
Ты жадно слушаешь и песни старины
И рыцарских времен волшебные преданья —
Насмешливых льстецов несбыточные сны.



Ф.А. Бронников. Умирающий гладиатор. 1856 г.



С.С. Киляков. "Умирающий гладиатор", 2010 г. Карандаш



Пьер Жюльен. "Умирающий гладиатор", 1779 г.

Читайте также: