Уголок природы царство комнатных растений конспект

Обновлено: 03.07.2024

Конспект занятия

Старший дошкольный возраст.

Воспитатель высшей категории : Богданова Л.А.

1. Обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями;

2. Закрепить знания об основных потребностях комнатных растений;

3. Развивать связную монологическую речь через умение рассказывать об особенностях строения растений;

4. Воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой как с живым организмом.

Словарная работа : удобрения, подкормка.

Материал : таз, лейки с водой, тряпочки, кисточки; карточки-символы, изображающие строение растения.

Предварительная работа : наблюдение за развитием и ростом растений в уголке природы; выращивание черенков, рассматривание корней; рассматривание стеблей и листьев у разных растений; обучение уходу за растениями с учетом структуры трудового процесса.

Экспериментальная работа : Внешний вид растения в зависимости от условий: недостаток влаги, тепла, света, воздуха, сравнение.

Ход занятия

Встреча с бабушкой Федорой

В группу к детям приходит бабушка Федора. Здоровается с детьми и говори о том, что ей подарили для уюта и красоты в доме комнатные цветы, но она совсем не знает, как какое называется и как ухаживать за ними. Бабушка Федора просит помочь ей.

Воспитатель предлагает детям помочь бабушке Федоре. Дети называют и показывают растения, стоящие на столе.

Игра "Назовите растения"

Воспитатель предлагает назвать растения (третье справо или четвертое слева и т. д.) Затем условие игры меняются ("На каком месте бальзамин?", и т. д.)

Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.

- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля.

Как нужно ухаживать за ними? Чем еще отличаются растения друг от друга?

- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т. д. ?

Бабушка Федора хвалит детей за то, что они так много знают о растениях и просит рассказать, как дети ухаживают за ними. Воспитатель говорит, что дети знают, как ухаживать за растениями.

Беседа о строении растений

- Что есть у каждого растения? (Стебель, корень, листья, цветы.)

Выставляются символы и располагаются детьми в определенной последовательности.

- Для чего растению нужны корни?

- Чтобы корни хорошо росли, что для этого необходимо? Какие условия? (Горшок, вода, земля, воздух.)

- Если не поливать землю, что будет?

- Если не рыхлить землю, что произойдет?

- Когда корни получают и влагу, и воздух, какое настроение бывает у растения?

- Для чего растению нужны стебель, листья?

- Как можно определить настроение у растений? Расскажите.

- Что будет с растением, если его поставить в темное место?

Беседа о правилах и ухода за растениями

Бабушка Федора: Как узнать, что растения нужно поливать? (Земля сухая на ощупь, светлая, листочки вялые.) Какой водой вы поливаете? (Комнатной, которая стоит со вчерашнего дня.)

- Для чего нужно рыхлить землю? (Чтобы хорошо впитывалась вода, чтобы корням было легче расти и дышать.)

- Чем вы рыхлите землю? (Палочками.)

- А почему палочками? (Чтобы не ранить корни, так как у некоторых растения корни располагаются близко к поверхности.)

Федора: Что еще нужно делать для того, чтобы растения чувствовали себя хорошо и красиво выглядели? (Мыть их.)

- Как нужно мыть растения? (Крупные листья протирают тряпочками, растения с мелкими листьями ставим в таз, закрываем землю клеенкой, чтобы не размыть ее, и поливаем из большой лейки или пульверизатора, с листочков с шероховатой поверхностью пыль смахиваем кисточкой.)

4. Воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой как с живым организмом.

Словарная работа: удобрения, подкормка.

Материал: таз, лейки с водой, тряпочки, кисточки,карточки-символы, изображающие строение растения.

Предварительная работа: наблюдение за развитием и ростом растений в уголке природы; выращивание черенков, рассматривание корней; рассматривание стеблей и листьев у разных растений; обучение уходу за растениями с учетом структуры трудового процесса.

Экспериментальная работа: Внешний вид растения в зависимости от условий: недостаток влаги, тепла, света, воздуха, сравнение.

Ход занятия

Встреча с бабушкой Федорой

В группу к детям приходит бабушка Федора. Здоровается с детьми и говори о том, что ей подарили для уюта и красоты в доме комнатные цветы, но она совсем не знает, как какое называется и как ухаживать за ними. Бабушка Федора просит помочь ей.

Воспитатель предлагает детям помочь бабушке Федоре. Дети называют и показывают растения, стоящие на столе.

Игра "Назовите растения"

Воспитатель предлагает назвать растения (третье справо или четвертое слева и т. д.) Затем условие игры меняются ("На каком месте бальзамин?", и т. д.)

Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.

- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля.

Как нужно ухаживать за ними? Чем еще отличаются растения друг от друга?

- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т. д. ?

Бабушка Федора хвалит детей за то, что они так много знают о растениях и просит рассказать, как дети ухаживают за ними. Воспитатель говорит, что дети знают, как ухаживать за растениями.

Беседа о строении растений

- Что есть у каждого растения? (Стебель, корень, листья, цветы.)

Выставляются символы и располагаются детьми в определенной последовательности.

- Для чего растению нужны корни?

- Чтобы корни хорошо росли, что для этого необходимо? Какие условия? (Горшок, вода, земля, воздух.)

- Если не поливать землю, что будет?

- Если не рыхлить землю, что произойдет?

- Когда корни получают и влагу, и воздух, какое настроение бывает у растения?

- Для чего растению нужны стебель, листья?

- Как можно определить настроение у растений? Расскажите.

- Что будет с растением, если его поставить в темное место?

Беседа о правилах и ухода за растениями

Бабушка Федора: Как узнать, что растения нужно поливать? (Земля сухая на ощупь, светлая, листочки вялые.) Какой водой вы поливаете? (Комнатной, которая стоит со вчерашнего дня.)

- Для чего нужно рыхлить землю? (Чтобы хорошо впитывалась вода, чтобы корням было легче расти и дышать.)

- Чем вы рыхлите землю? (Палочками.)

- А почему палочками? (Чтобы не ранить корни, так как у некоторых растения корни располагаются близко к поверхности.)

Воспитатель: Что еще нужно делать для того, чтобы растения чувствовали себя хорошо и красиво выглядели? (Мыть их.)

- Как нужно мыть растения? (Крупные листья протирают тряпочками, растения с мелкими листьями ставим в таз,закрываем землю клеенкой, чтобы не размыть ее, и поливаем из большой лейки ил пульверизатора, с листочков с шероховатой поверхностью пыль смахиваем кисточкой.)

Бабушка Федора благодарит детей за хороший рассказ, прощается и уходит.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели: познакомить детей с комнатными растениями - обитателями классной комнаты; закрепить знания названий некоторых комнатных растений; развивать наблюдательность детей, их речь; обучать детей описывать растения, отмечая различия и сходства между ними, характерные признаки (внешний вид); ознакомиться с новым растением - бальзамином; дать бытовое название (огонек); поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними; познакомить с правилами ухода за комнатными растениями и установить дежурство по поливке и рыхлению цветов или ответственных — цветоводов.

Ход мероприятия

На окошках растут — людям радость несут. (Цветы.)

II. Проблемная ситуация

(Устранение беспорядка в уголке природы, устроенного Карлсоном.)

Учитель рассказывает детям, что Карлсон прилетел в класс и увидел комнатные растения. Он очень удивился, увидев, как их много у нас в классе. Но как обращаться с ними, он не знает и поэтому одни из них спрятал в шкаф и под стол, другие накрыл колпаками и даже приготовил краски, чтобы раскрасить растения по своему усмотрению.

Ой-ой-ой, Карлсон, что бы ты сейчас мог натворить! Ты разве не знаешь, что так нельзя обращаться с растениями?

Ребята, оказывается, Карлсон думал, что растения — это игрушки. И с ними можно обращаться как с игрушками.

- А вы согласны с ним? (Ответы детей.)

- Тогда расскажите Карлсону, зачем у нас в классе столько цветов. (Ответы детей.)

Карлсон видит, что цветы у нас стоят разные. И листики у них разные, и на одних только листики, а на других и цветочки есть.

- А почему? (Ответы детей.)

Наши цветочки имеют и разные названия.

- Ребята, а вы знаете, как называются цветы вот на этой полочке, а вот на той? (Ответы детей.)

(Далее учитель организует беседу, в ходе которой дети рассказывают Карлсону о цветах, сравнивая их листочки по форме, размеру, окраске.)

III. Знакомство с бальзамином

Учитель предлагает детям рассказать, какие растения есть у них дома. Дети называют знакомые им комнатные растения. Карлсон удивляется, как много комнатных растений дети знают и даже умеют различать растения, которые ему кажутся одинаковыми. Учитель предлагает ему выбрать любое понравившееся растение. Карлсон выбирает бальзамин.

Растение ставят на стол. Учитель с помощью детей выясняет, как называется растение, из каких частей состоит. Карлсон спрашивает у детей, зачем растению нужен корень и почему он его не видит, дети объясняют. Учитель обобщает ответы. Вот и у бальзамина, как и у всех растений, есть корень, стебель, листья, цветы. Предлагает подумать, чем отличается это растение от других и как научить Карлсона узнавать бальзамин.

На столик выставляют четыре или пять растений. Дети их запоминают. Учитель предлагает детям закрыть глаза и убирает одно из растений. Дети открывают глаза, думают и называют растение, которое убрали. Игра проводится 4—5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

V. Правила ухода за растениями

(Выбор ответственного за поливку растений.)

- Что нужно делать для того, чтобы растения хорошо росли и радовали нас своей зеленью?

(Ответы детей. Повторение правил ухода за комнатными растениями.)

- Кто из вас хочет быть ответственным за растения, кто хочет ухаживать за цветами в нашем классе, вовремя их поливать, рыхлить почву, подкармливать?

трудового пр оцесса, карточк и - символы, изображающ ие строени е растения.

Предварительная работа: наблюде ние за развитием и ростом р астений в

уголке природы ; выращиван ие черенко в, рассматриван ие корней;

рассматрива ние стеблей и листьев у разных растений; обучение у ходу за

растениями с у четом стру ктуры тру дового процесса.

Дети сидят за стола ми. В это время раздается сту к в дверь.

- Ребята, я иду к бабу шке и, вот решила подарить е й комнатный цвет ок, но

совсем не знаю, к ак этот цвет ок называе тся и как нужно за ним у хаживать.

Помогите мне п ожалу йста? Расскажите мне о комнат ных растен иях.

Воспитатель пре длагает детям п омочь Крас ной Шапочке.

Выставляются симв олы и расп олагаются детьми в опре деленной

- Чтобы корни х орошо росли, что для этого необходимо? Какие у словия?

- Когда корни п олучают и влагу , и воздух, какое н астроение бывает у

- Что будет с растение, если ег о поставить в темное место?

- Как узнать, что рас тение нужно полить? (Земля су хая на ощу пь, светлая,

- Какой водой в ы поливаете ? (Комнатной, которая стоит с о вчерашнег о дня.)

- Для чего нужн о рыхлить землю ? (Чтобы хор ошо впитывалась вода, чтоб

- Почему палочкам и? (Чтобы не ранить корни, так ка к у некоторых растений

Воспитатель: Чт о еще нужно делать для тог о, чтобы растен ия чувствовали

- Как нужно мыть р астения? (К рупные листья п ротираются тряпочками,

растения с мелк ими листьями ст авим в таз, з акрываем земл ю клеенкой,

чтобы не размыть ее, и поливаем из большой ле йки или пульверизато ра, с

листочков с шер оховатой повер хностью пыль сма хиваем кисточ ками. )

- Чтобы растен ия были красив ыми, хорошо цвел и и росли, ну жно не только

ухаживать за ним и, но и п одкармливать их, удобрять. Дл я этого есть

специальные у добрения. Н о сыпать пор ошок прямо на з емлю нельзя, его

прежде надо разве сти в вод е. Таким раст вором подкармлив ают расте ние раз в

неделю после п оливки, чтоб ы раствор л учше впитывался в землю. П осле

того как вы п ольете растение, раз рыхлите земл ю, вымоете листочк и,

возьмите у меня ста канчик с у добрением (для б ольшого рас тения полный

стакан, для мале нького - половин а стакана) и поко рмите цветы. (Для

закрепления т рудового п роцесса на фланелег рафе (ковр олине) выставляются

Программные задачи: формировать представления о необходимости соблюдения правил поведения в процессе взаимодействия с комнатными растениями; продолжать формировать представления о способах ухода за комнатными растениями в соответствии с их потребностями: полив, рыхление, опрыскивание, удаление пыли с листовой пластины; уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях; закрепить представления о признаках растений как живых существ: двигаются; поворачивают листья, стебель, цветок; питаются; дышат; растут; размножаются); развивать умение узнавать и называть 5-7 комнатных растений; вызвать у детей эмоционально-положительный отклик на игровые действия; воспитывать ответственность за состояние растений ближайшего окружения.

Оборудование и материалы: кисточки, лейки, пульверизаторы, влажные салфетки, фартуки, комнатные растения, деревянные палочки для рыхления почвы, таз, вода, клеёнка, карточки-символы, изображающие строение растений, мультимедиа, схемы ухода за комнатными растениями.

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение, дети действуют согласно тексту:

Я здороваюсь везде – дома и на улице:

Здравствуй, солнце золотое! (Показывают солнце).

Здравствуй, небо голубое! (Показывают небо).

Здравствуй, вольный ветерок! (Показывают "ветерок").

Здравствуй, маленький дубок! (Показывают "дубок").

Здравствуй, Утро! (Жест вправо).

Здравствуй, День! (Жест влево).

Нам здороваться не лень! (Разводят обе руки в стороны).

- К нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся….

Сегодня на занятии мы поговорим о природе. Природа бывает живая и неживая. Неживая природа- это что? А живая природа? Давайте вспомним, что относится к живой природе? (Ответы детей).

А почему вы думаете, что цветы живые? (Растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают. )

Цветы, как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры. (К.Жане)

- Ребята, присаживайтесь на стульчики и послушайте одну историю. (Дети проходят на стульчики.)

«Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблуком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, нарциссами…

- Мои цветы самые красивые, - говорит Весна.

- Нет, - возражает ей Лето. – Цветы у тебя и правда красивые, да только мои лучше!

Взмахнуло Лето шляпкой, сплетённой из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, гвоздики, настурции, ромашки…

Аж холодом повеяла от зависти Осень. И краски Лета поблёкли.

- Мои цветы не хуже, - так сказала Осень и повела багряным рукавом. Тут зацвели вереск, цикорий, гусиные лапки, хризантемы…

- Ребята, как вы думаете, а зимой мы с вами можем увидеть цветы? (Да, можем. Это комнатные цветы, за которыми человек ухаживает в уголке природы.)

- А где можно увидеть много различных цветов зимой? (В оранжерее, зимнем саду.)

«- Люди сад вырастили, а всё равно он зимний. Здесь цветы самые красивые, - хвалится Зима.

- Молодцы. Пока вы внимательно слушали сказку, ваши ножки и тело слегка затекли и хотят размяться.

Физкультминутка.

Говорит цветку цветок:

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай (Вращение головой)

Стебель наклони слегка-

Вот зарядка для цветка. (Наклоны)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся. (Встряхивание кистями рук)

Наконец готовы все


День встречать во всей красе.

- Все мы любим цветы, и вы знаете, что цветы, не только красивые, но и приносят большую пользу человеку. Как вы думаете, чем полезны растения? (ответы детей). Правильно, они поглощают плохой воздух, успокаивают нервную систему. Поэтому цветы нужно беречь. Но цветы растут не только на улице, но и в комнате. Подскажите, пожалуйста, ещё раз, как называются цветы, которые растут в комнате? (комнатные)

- Правильно, у нас в группе тоже есть уголок природы, в котором растут комнатные цветы. Но посмотрите, здесь появился какой- то необычный цветок. Он, по- моему, грустит. Что с тобой случилось, почему ты такой грустный?

- (Голос цветка) Вы знаете, что растения могут грустить и радоваться? Они могут чувствовать боль и испытывать состояние счастья от общения? Пыль на листьях говорит, что цветок желает умыться, сухая земля кричит о жажде, а поникшие листья о том, что воздуха не хватает. Вот я и загрустил, потому что увидел, что ребята не всё знают о комнатных цветах, так как многие из них выглядят неухоженными.

- Ребята, давайте развеселим цветок. Ведь мы там много знаем о жизни комнатных цветов. Согласны? (да!)

Задание 1

- Смотрите, у нас на столе появились какие- то необычные божьи коровки. Давайте посмотрим на них. (Дети присаживаются за столы и рассматривают божьи коровки, под которыми скрываются картинки комнатных цветов.)

- Я думаю, что вы знаете, как называются цветы, которые спрятались под божьими коровками. Давайте по очереди назовём и покажем цветы.

- Молодцы, вы правильно назвали и показали цветы. Так как их можно назвать одним словом? (комнатные) Почему? (Потому что они растут в помещении (комнате).)

- Вы знаете, что цветы дышат. Так давайте покажем как.

Задание 2

-Вы знаете из каких частей состоит цветок? (Да. Стебель, листья, корни, цветы.) Перед каждым из вас лежат части цветка, давайте соберём его.

Дети выкладывают схематично цветок и говорят, для чего нужна каждая его часть:

- корни всасывают воду, питательные вещества, удерживают растение в почве, дышат;

- стебель передаёт воду, питательные вещества, удерживает листья, цветки;

- листья поглощают свет, дышат, испаряют влагу;

- Цветы радуют глаз людей, дышат, образуют семена.

- Правильно, для того что бы цветок рос красивым, здоровым ему необходимы все части. А что еще необходимо цветам для жизни? (земля, свет, тепло, вода)


- Да. Цветы любят тепло, иначе они не вырастут и не расцветут. Им нужен воздух, они дышат всеми органами: стеблем, листьями, корнями. Цветам нужен свет, т.к. в темноте они к нему тянутся.

Задание 3

- Что было бы, если бы цветок поставили в темное место? (Ответы детей).

- Что было бы, если бы цветок забыли полить? (Ответы детей).

- Что будет, если за цветком ухаживать: поливать, мыть, рыхлить землю, подкармливать? (Ответы детей).

Задание 4

- Посмотрите, на столе лежат красивые горшки с цветами и они необычные. В каждом горшочке скрывается способ ухода за комнатным цветком. Возьмите по одному горшочку и фонарик. Подсветив фонариком сзади, вы сможете назвать способ ухода.


Подсвечивая фонариком, дети по очереди рассказывают о способах ухода за комнатными цветами.


Задание 5

Трудовая деятельность по уходу за цветами.

- Вы правильно назвали способы ухода за комнатными цветами. У нас на столе стоят цветы, которые загрустили и хотят, чтобы вы им помогли стать красивыми и ухоженными. Подойдите, выберите себе цветок. Но перед началом работы давайте разомнём наши пальчики.

На окно скорее глянь: (показывают обе ладошки)

Здесь у нас цветёт герань.

А здесь красавец бальзамин,

Каланхоэ рядом с ним.

Фуксия, бегония- (загибают пальцы по очереди, начиная с мизинца)

Мы все названья помним! (раскрывают ладошку)

Мы взрыхлим цветы (шевелим опущенными вниз пальцами)

Польём (соединяем все пальцы с большим)

Дети выполняют трудовую операцию, согласно схеме.

- Посмотрите, какие красивые стали цветы, как здесь уютно, красиво.

- Чем мы сегодня с вами занимались? А что вам понравилось больше всего?

- Ребята, смотрите! Наш цветок улыбается.

- (Голос цветка) Спасибо, ребята! Вы большие молодцы! Как много вы знаете, о нас, цветах. Мне радостно видеть, что в этой группе за цветами ухаживают.

Читайте также: