Конспект урока корень слова с чередованием согласных 2 класс школа 21 века

Обновлено: 07.07.2024

Цель урока: организовывать наблюдение за чередованием согласных звуков в конце корня.

Задачи:

  • Образовательные - наблюдать за словами с чередованием согласных звуков в корне слова; создать условия для осознания родственных слов с чередованием согласных в корне; формировать умение правильно выделять корень слова.
  • Развивающие - развивать речь (умение оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам);-развивать умение планировать свою деятельность, оценивать результаты деятельности, развивать умение самостоятельно решать проблемные ситуации;
  • Воспитательные - воспитывать аккуратность; воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка; воспитывать желание выражать свое мнение, отстаивать свою позицию, воспитывать умение работать в коллективной деятельности.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Орг.момент

Мы внимательные!
Мы старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!

Настраиваются на урок.

Личностные (мотивация к целенаправленной познавательной деятельности)

2. Актуализация знаний

Открываем тетради, записываем число и классная работа
Отгадайте загадку: слайд №2 (открыт на доске)

- Я у дуба, я у зуба, я у слов и у цветов.

- Я упрятан в темноту, я не вверх, а вниз расту.

Двенадцатое ноября.
Классная работа.

Познавательные (умение извлекать информацию из задания)
Коммуникативные
(умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции)
Личностные
(развитие познавательных интересов, учебных мотивов)

На минутке чистописания напишем две буквы, которые есть в слове корень, первая обозначает согласный парный глухой твёрдый звук, вторая - гласный безударный.
Обратите внимание на порядок следования и соединения.
Слайд №3 (открыт на доске)
Составьте предложение из слов: снег, на, лёгкие, опускались, снежинки

(пов., невоскл.)
Определите грамматическую основу, части речи.
Цель высказывания предложения и интонацию.

- Найдите в предложении родственные слова.

Пишут:
ке ек кее еек кеее ееек

3. Постановка учебной задачи

Слайд 4
Корни могут изменяться, но родными оставаться:
Бок - бочок, друг - дружок, пущу - пускать, лечу - летать,
Какими нам слова считать, их будем однокоренными
Какие новые знания о корне и родственных словах нам сегодня откроются? Откройте учебник, стр. 102,
Прочитайте правило стр.102 слайд №5
урок 41. Какая тема урока? - Слайд №6

Дети выявляют затруднение:
-Узнать, может ли корень в родственных словах отличаться в написании?
Учащиеся читают текст рубрики с примерами.

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с задачей, планировать деятельность)

4. Построение проекта выхода из затруднений Знакомство с таблицей слов с чередованием согласных в корне

Дальнейшее наблюдение за чередованием согласных звуков в конце корня и запоминание наиболее частых чередований.сл.7

Упр. №1, стр102 - выполняется фронтально, устно. (Учащиеся читают каждую строчку в таблице)
Учащиеся участвуют в диалоге.

Познавательные (умение ориентироваться в учебнике, умение на основе анализа объектов и действий с ними делать выводы)

5. Физминутка

6. Первичное закрепление

берег - бережок
каблук - каблучок
сапог - сапожок
луг - лужок

Упр. № 3, стр 104 (учащиеся участвуют в диалоге).

Познавательные (понимание задания, извлечение необходимой информации;
построение логической цепи рассуждений;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания)

7. Работа в паре
Включение новых знаний в систему знаний

- Допиши ряды слов. Подчеркни чередование в корнях.
(упр. №4, стр. 104)

Упр.4, стр. 104 (работа в парах)
Организуется
взаимопроверка.

Коммуникативные (умение строить свое высказывание в соответст
Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)

8. Рефлексия деятельности

Д/3

- Что узнали нового на уроке?
Слайд Самооценка по волшебной линеечке.
- Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить? (Выставление оценок за урок с комментированием)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока: усвоение новых знаний

Цель урока: создание благоприятных условий для формирования представления о чередовании согласных в корне слова, умения их выделять.

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности для развития умения распознавать и подбирать однокоренные слова, умения находить слова с чередованием согласных в корне

Развивающие: способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления, орфографической и пунктуационной грамотности, каллиграфических навыков письма при ознакомлении с корнем слова с чередованиями согласных

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

Личностные : развитие интереса к предмету, формирование мотивации к обучению и познанию, воспитание личностных качеств: аккуратности, ответственности, уверенности, волевых качеств, воспитание уважительного отношения к родному языку

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: развитие умения выполнять учебные действия: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку и самооценку результативности; развитие самостоятельности, осуществление пошагового контроля по ходу выполнения заданий под руководством учителя.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: развитие монологической и диалогической речи, умения слушать, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы; адекватно реагировать на замечания учителя.

Формирование познавательных универсальных учебных действий : развитие умения находить наиболее эффективные способы решения орфографических задач, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать.

Предметные : знакомство с корнем слова с чередованием согласных, развития правильно находить корень слова с чередование согласных.

Основные образовательные ресурсы: учебник.

Организация начала урока.

1. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вас я, меня зовут Валентина Андреевна.

2. Проверка готовности к уроку.

Проверка порядка на рабочих местах, наличия необходимых учебных пособий и принадлежностей.

3. Мотивация к обучению и познанию.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Интересное узнать .

Актуализация умений и знаний.

1. Фронтальный опрос

Ответьте на вопрос, что такое корень слова?

Какие слов называют однокоренными?

Что вам было задано на дом?

2.Анализ учебной деятельности учащихся на данном этапе

Открытие новой темы. Целеполагание.

- Назовите ещё раз, что такое однокоренные слова?

- Вы видите на доске слова, каждый подумает и ответит мне, являются ли эти слова однокоренными? (заяц, зайчиха, зайчонок)

-Выделим корни слов.

-Будут ли эти слова являться однокоренными?

Открытие новых умений, знаний.

-Открываем учебник на стр.102, прочитайте тему нашего сегодняшнего урока.

-Прочитаем первую пару слов: река-речка.

-Являются ли эти слова однокоренными? Почему?

-Есть у них различия в корнях?

-Прочитаем остальные пары слов и разберём.

Я продолжу говорить вам слова, а вы будете подбирать к ним уменьшительно- ласкательные: медведь. волк. облако..

Прочитайте внимательно правило на стр.102.

Вместе прочтём эти слова. Чередование согласных звуков на конце корня.

Выполним устно упражнение 1.

По одному прочитаем примеры с чередующимися согласными в корне слова.

Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать!(прыжки на месте)

Наклонимся в правый бок.

Наклонимся в левый бок.

А сейчас поднимем ручки

И дотянемся до тучки.

Сядем на дорожку,

Разомнём мы ножки.

Согнём правую ножку,

Согнём левую ножку,

Ноги высоко подняли,
И немного подержали,

И все дружно вместе встали.

Открытие новых умений, знаний ( продолжение ).

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

А теперь выполним упражнение 2.

Хорошо, прочитаем образец: запеканка из творога- творожная запеканка [г//ж]. Какие слова здесь однокоренные?

Если у вас будут какие-то трудности, смотрите подсказку вверху.

Хорошо, запишите в тетради второе словосочетание.

Какие здесь однокоренные слова с чередованием согласных в корне?

Вместе с вами выделим корень слова:ух, уш. Подчеркнём чередующиеся согласные, и в скобках запишем их [х//ш].И смотрим вверху табличку, есть такое чередование согласных? Далее выполните самостоятельно в тетради.

Закрепление открытых умений, знаний.

Упр.3.Внимательно прочитайте задание и ответьте на вопрос.

Прав ли был Серёжа? Докажи!

Куда нужно обратится и посмотреть есть ли такие чередующиеся согласные? (стр.103 в таблицу).Есть?

Жучок и сучок однокоренные слова?

Молодцы ребята вы справились с заданием.

Скажите а есть ли чередование согласных в словах будка-дудка?Докжите!

Итог урока. Рефлексия.

О чём сегодня мы говорили на уроке?

Скажите, какие слова называются однокоренными?

Что мы сегодня научились делать?

У вас на партах лежат листочки со светофором.

Надеюсь, вы знаете что такое светофор?

Нарисуйте зелёный цвет если всё получилось и не было затруднений, жёлтый если были затруднения и получилось не всё, и красный если ничего было не понятно и ничего не получилось.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык 2 класс УМК ПНШ учебник Чураковой Н.А.

Тема: Самое загадочное чередование согласных в корнях слов: чередование настоящего звука с нулевым звуком. Непроизносимый согласный звук – нулевой звук.

Тип урока: ОНЗ.

Цели деятельности учителя:

1)показать, что непроизносимый согласный звук – нулевой звук;

2)учить проверять слова с непроизносимыми согласными;

3)формировать умение подбирать родственные слова.

Критерии сформированности компонентов УУД: регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные – использовать различные способы поиска, сбора ,обработки и анализа информации; коммуникативные – уметь излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения; личностные – осознавать свои возможности в учении, способы адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Демонстрационный материал: 1)презентация; 2) карточки с заданиями для самостоятельной работы; 3) картинки для рефлексии.

1. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте ребята! Начинаем урок русского языка.

Сегодня на уроке у нас находятся гости.

- Поприветствуйте гостей, подарите улыбку соседу, гостям, учителю. Спасибо. Садитесь.

- Сегодня на урок к нам пришёл герой сказок С. Козлова Ёжик. Слайд 2

-Ёжик и Медвежонок очень любят учиться. А вы любите?

- Сегодня они помогут нам разгадать самый большой секрет согласных звуков.

(Карточка для зрительной гимнастики)

2. Актуализация знаний.

- Рано утром Ёжик отправился в гости к Медвежонку и понёс ему в подарок МЁД в горшочке и ЛОЖКУ.

- Назови орфограмму в этих словах. (Чередование согласных звуков в корнях слов.)

-Запишите слова на маркерную доску и проверь их написание.

(Максим и Вика работают у доски)

- Какое правило применили? (Правописание парных согласных звуков в корнях слова.)

- Какие родственные слова услышали? Слайд 4.

-Произнеси их. Найди различие в произношении. ( Согласный звук [Д] то появляется, то исчезает)

Давайте запишем слова в тетрадь. Нужно ли писать букву Д в словах? ( Да. Корни в однокоренных словах пишутся одинаково)

-Сегодня мы постараемся разгадать секрет таких исчезающих звуков.

(Карточка для зрительной гимнастики)

3 Выявление места и причины затруднений.

- В чём возникло затруднение при написании слова ЗВЁЗДНОЕ? (Звук [Д] то появлялся, то исчезал)

- Как вы вышли из затруднения? (Подобрали однокоренное слово, где звук появлялся)

4 Построение проекта затруднения.

– Какую цель мы поставим себе на уроке? (Узнать, в каких словах происходит чередование согласного звука и как проверять такие слова.)

- Звук, который то появляется в словах , то исчезает, называется НУЛЕВЫМ ЗВУКОМ и обозначается так [-].

5.Реализация построенного проекта.

- Найти в пословице слово с непроизносимым– нулевым звуком . (Солнце) Слайд 5.

-Как догадались? (Подобрали к слово однокоренное и услышали , что появился звук [Л])

Запиши слово вместе с однокоренным словом на маркерную доску.

-Ёжик пошёл дальше и встретил грустную лошадь. Слайд 6

- Выполните проверку слова ГРУСТНАЯ на маркерной доске. Какие звуки в нем чередуются? ( Нулевой звук чередуется со звуком [Т])

-Вдруг из тумана показалась собака, она понюхала Ёжика, подумав, что вот идёт вкусный обед. Но не тронула и побежала своей дорогой. Слайд7

Объясни написание слова ВКУСНЫЙ. (В этом слове нет чередования звуков).

Запиши слово вместе с однокоренным словом в тетрадь.

Наконец, ёжик пришёл к Медвежонку.

Здравствуй , Медвежонок!

Здравствуй, Ёжик!- воскликнули друзья . Слайд 8

- Объясните написание слова ЗДРАВСТВУЙ. Запиши , проверь.

(Карточка для зрительной гимнастики)

- Итак, что мы узнали о нулевом звуке?

- Как узнать, нужно ли обозначать буквой звук в слове , если он не произносится. По какому плану нужно проверять такие слова? Давайте составим алгоритм проверки слов. Поработайте в группе.

РГ Слайд 9 (Помогалки)

- Пришло время представить результаты вашей работы.

- Кто пришёл к таким же выводам?

- У кого есть дополнения?

- Давайте проверим, как думают учёные.

- Как мы это сможем сделать?

- Поработаем с учебником с 130-131. Найдите вывод.

- Обратимся к слайду.

1.Прочитай слово.

2. Подбери к нему однокоренное слово, чтобы на месте нулевого звука появился настоящий.

3. Если настоящий звук появился, то пишем букву, его обозначающую, и в проверяемом слове, если настоящий звук не появился – то букву, его обозначающую, в проверяемом слове не пишем.

4.Запиши слово правильно.

Подчеркни непроизносимую согласную букву.

Слайд 11 Физминутка.

Слайд 12 - стихотворение

- Назовите согласные буквы, которые могут обозначать нулевой непроизносимый звук? (Т, Л,В,Д)


[ - ]





Эти звуки называются НЕПРОИЗНОСИМЫМИ согласными звуками.

-Как нужно проверить написание непроизносимого согласного звука? (Нужно подобрать проверочное слово, чтобы на месте нулевого звука появился настоящий звук.) Слайд 9

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Упражнение 147 стр. 140 - выполняют 1 часть устно фронтально, а затем со 2 частью поработайте вместе.

Работа в парах взаимопроверка. Слайд 13

7. Включение в систему знаний и повторение.

- Что нужно знать, чтобы правильно писать слова с непроизносимым согласным звуком? ( Нужно знать правило проверки слов с непроизносимым согласным звуком)

Вот какое письмо написали вам Ёжик и Медвежонок. Помогите им вставить в слова непроизносимые согласные звуки и обозначить их буквами.

У нас красивая мес?ность. Здесь чудес?ные озера . Берег зарос трос?ником. Весь день мы купаемся, а поз?ним вечером радос?ные идем домой.

Задание: Спиши текст, вставь, где нужно непроизносимую согласную.

- Запиши. Дай проверить соседу. Работа в парах. Слайд 15

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Какую цель вы перед собой ставили? (Открыть эталон написания непроизносимого звука)

-Удалось ли достичь цели?

- Кто смог сам открыть секрет чередования согласного и нулевого звука? Кто встретил трудности?

-Вернемся к пословице. Какое слово в нем на новое правило. Почему в нём нужно писать букву Л?

- Оцените свою работу на уроке по оценочной линейке.

9. Домашнее задание .

- Чтобы закрепить полученные знания, что будем делать дома? ( Выучим правило написания непроизносимого согласного звука, поупражняемся в его применении)

1.Выучить правило с.131.

2. Стр.135 упражнение 140.

3. По желанию: подобрать и записать на листк 10 слов на изученное правило.


1. Обучающая: познакомить с понятием чередование согласных в корне слова; научить учащихся находить слова с чередованием согласных, правильно выделять корень слова, формировать умение составлять предложения, различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова; грамотно записывать слова с изученными орфограммами;

2. Развивающая: : развивать речевые навыки, память, внимание, восприятие, графические умения, пространственные представления.

3. Воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, стремление преодолевать трудности, желание заниматься русским языком, формировать готовность и способность к саморазвитию.

Оборудование: учебник, тетрадь

-Ребята, приготовили ладошки, сделали глубокий вдох, мысленно пожелали удачи друг другу. Все тихо сядьте.

-Ребята, сегодня на уроке мы будем изучать очень интересную тему. А как она называется, вы скажете мне сами.

Опустел наш дивный сад,

Паутинки вдаль летят.

И на южный край земли

Всё мрачней лицо природы.

Угадайте время года.

-Молодцы. Это осень.

- Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число, классная работа.

-Запишите гласную букву

-Как вы думаете, почему в слове ос-нь я пропустила гласную букву?

-Подберите однокоренное проверочное слово для проверки безударной гласной в корне.

- Поставьте знак ударения, подчеркните безударную гласную.

Ребята, посмотрите на доске.

Украсили, берёзы, листья, золотые

-Все слова в предложении перепутались.

Составьте красивое предложение.

-Запишем первое предложение под диктовку (проверка)

Золотые листья украсили берёзы.

Облако, по, плывёт, небу, голубое

-Запишем второе предложение по памяти (проверка)

По небу плывёт голубое облако.

Формулирование темы урока.

-Ребята, а как мы назовём маленькое облако? (облачко).

А дорогу? (дорожка)

-Что вы можете сказать о записанных парах слов? (однокоренные)

-Назовите корни в парах слов. Чем различаются корни? (согласными буквами)

-Почему возникло разногласие? Может, это не родственные слова?

-Назовите признаки однокоренных слов.

- -Что вы заметили?

-Это родственные слова. Однако, согласные звуки в корне слов поменялись. Такая замена звуков в корнях слов называется чередованием.

-Итак, какую же тему мы будем сегодня изучать? (ответы)

-Сегодня мы будем учиться писать слова с чередованием в корне, правильно выделять корень в этих словах, повторим орфограммы корня.

Мы пришли сегодня в лес,

Полный сказок и чудес,

Чтобы быть в порядке,

Руки поднимем и покачаем-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем-

К югу летят журавли.

И на носочки поднимемся выше-

Солнышко видим вдали.

Также тихо приседаем

И работу продолжаем.

Изучение нового материала

-Давайте откроем учебник и посмотрим, как чередуются согласные в корне.

-Являются ли слова однокоренными?

-Назовите корни слов.

-Прочитайте правило на стр. 102.

-В какой части слова происходит чередование согласных звуков? (на конце корня)

-Прочитайте таблицу на стр. 103. Какие согласные звуки могут чередоваться?

Закрепление изученного материала

-Продолжим работу по учебнику. Найдите упр. 2 на стр. 103.

-Какое задание дано? Прочитайте.

-Запишем это упр. в тетрадь. К доске пойдёт (разбор упр. на доске)

Упр. 3 с. 104 – устно

Работа в группах

Учащиеся выходят к доске, составляют однокоренные слова по следующей схеме

1 вариант : Имя сущ. Имя прилаг.

2 вариант : Глагол Глагол

Доп. :Имя сущ. Имя сущ.

Подведение итога урока.

- Итак, чему же мы сегодня научились?

-Домашнее задание: стр. 104, упр. 5


-80%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебник: Русский язык (С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.) учебник для обучающихся 2-го класса в 2-х частях. Часть 1. – М.: Изд.: Вентана-Граф, 2015.

Цель урока: организовывать наблюдение за чередованием согласных звуков в конце корня.

Образовательные

- наблюдать за словами с чередованием согласных звуков в корне слова;

-создать условия для осознания родственных слов с чередованием согласных в корне;

- формировать умение правильно выделять корень слова.

Развивающие

- развивать речь (умение оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам);

-развивать умение планировать свою деятельность, оценивать результаты деятельности, развивать умение самостоятельно решать проблемные ситуации;

Воспитательные

-воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка;

- воспитывать желание выражать свое мнение, отстаивать свою позицию, воспитывать умение работать в коллективной деятельности.

Методы обучения: системно-деятельностный метод, метод проблемного обучения (решение проблемной ситуации), ИКТ.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование (средства обучения): учебники, компьютер, проектор, рабочие тетради, листы самооценки, карточки.

Структура и ход урока:

Самоопределение к деятельности.

-Настроение у нас отличное,

А улыбки- дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок наш начинать пора.

- А что именно открывать, вы узнаете, если назовете каждую

третью букву из ряда букв: м п т я д а б в й ш у н ф с ы.

- Почему я начала урок с этих слов?( Знак вывешен на доску).

( На уроке мы продолжаем исследовать тайны русского языка).

Ответы учащихся: Тайны.

(умение прогнозировать предстоящую работу)

Личностные (мотивация к целенаправленной познавательной деятельности)

Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.

- Прочитайте пары слов:

река - речка, бег- бежать, ухо- ушко, свет- свеча , друг- дружить

- Являются ли слова в парах однокоренными?

- Какое умение вам сейчас понадобится для выполнения задания?

- Какие слова называются родственными?

- Есть ли различие между корнями? (Да)

-Оба условия правила выполняются?( общая часть и близкие по значению)

-Какую учебную задачу мы можем поставить на уроке?

- Почему мы говорим о чередовании звуков на конце одного и того же корня, а не говорим о разных корнях ?( Они близки по значению).

-Почему в словах берег- бережок нельзя выделить корень -бере-, не включая в него чередующиеся звуки?

Фронтальное ( устное) обсуждение.

Ответы учащихся: Умение доказывать, что они родственные.

Ответы учащихся: Слова, имеющие общую часть и близкие по значению.

Ответы учащихся: Нет. Только одно условие : близкие по значению.

Дети выявляют затруднение:

-Узнать, может ли корень в родственных словах отличаться в написании?

Учащиеся читают текст рубрики с примерами.

Учащиеся затрудняются с ответами.

Познавательные (умение извлекать информацию из задания)

(умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции)

( развитие познавательных интересов, учебных мотивов)

Постановка учебной задачи.

-Справились с заданием?( нет)

-На какие вопросы нам необходимо ответить в ходе урока?

(Почему происходит чередование согласных на конце корня)

-Составим план работы.

Учащиеся составляют план работы. ( Слайд)

1.Рассмотреть таблицу наиболее встречающихся чередований согласных звуков на конце корня

( с последующим запоминанием)

2.Научиться выделять корень с чередованием согласных звуков.

3.Есть ли различие между корнями?

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с задачей, планировать деятельность)

(выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание узнать больше)

Дальнейшее наблюдение за чередованием согласных звуков в конце корня и запоминание наиболее частых чередований.

- Подберите еще несколько примеров на данное чередование. (Если у класса высокий уровень подготовки).

- Выберите примеры среди написанных на слайде пар слов.

( Если у класса низкая подготовка).

Запись на слайде : снег- снежок, ставить – ставлю, дробить - дроблю, век - вечный, медведь – медвежонок, греметь -гремлю,

смех - смешной, рука – ручной, верблюд- верблюжонок, гасить- гашу, отец- отеческий, верх- вершина.

- Вспомните, какие задачи мы поставили перед собой в начале урока?

- Что еще надо сделать?

Оцените свою работу в листах самооценки.

Упр№1,стр102-выполняется фронтально, устно.( Учащиеся читают каждую строчку в таблице)

Учащиеся участвуют в диалоге.

Учащиеся анализируют план работы.

Познавательные (умение ориентироваться в учебнике, умение на основе анализа объектов и действий с ними делать выводы)

(умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами)

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Работа по учебнику. Упр2,стр103. Отработка правильного обозначения корня в словах с чередованием.

Упр № 3,стр 104 (Сережа сказал, что в паре слов жучок- сучок есть чередование согласных[ ж//с]. Прав ли Сережа? Докажи свое мнение.

Подвести учащихся к выводу: чередование согласных наблюдается в конце корня, в данном случае Сережа подобрал слова с разными первыми звуками.

- Будет ли прав Сережа, если в качестве примеров корней с чередованием приведет пары слов?(дополнительный вопрос для сильных учащихся).

Рак–рачок(да),мак-рак(нет),мука-муха(нет),мука- мучной(нет),мука - мучной(да).

Оцените свою работу в листах самооценки.

Упр.2,стр 103( работа в парах)

Упр.№ 3, стр 104 (учащиеся участвуют в диалоге).

Данное задание может быть выполнено самостоятельно с самооценкой сильными учащимися во время выполнения упр.№3

Коммуникативные (умение работать в паре , умение строить свое высказывание в соответствии с задачей)

Познавательные (понимание задания, извлечение необходимой информации;

построение логической цепи рассуждений;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания)

Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Допиши ряды слов. Подчеркни чередование в корнях.

Упр.5,стр104. Запиши слова с данными корнями, подчеркни чередование – сапог-//- сапожок- - бег-//- беж-

- Это разные корни или варианты одного и того же корня с чередованием звуков? Приведи свои примеры для доказательства ответа.

Оцените свою работу в листах самооценки.

Упр.№4,стр 104 (Для всех учащихся, кроме сильных.)

Самостоятельная работа в тетради.

Упр№.5.стр104.(Для сильных учащихся. Выполняется письменно учениками с последующей записью подобранных ими слов на доске учителем (при этом учащиеся дополняют свой список в тетради, если каких-то слов у них не оказалось).

Коммуникативные (умение строить свое высказывание в соответствии с задачей)

Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)

Включение в систему знаний и повторение.

-Сады, рассада, сажа, саженцы.

- Рука, ручка, ручей, ручонка.

- Река, речка, речушка, речь.

- Водитель, вожу, водичка, вождение.

Оцените свою работу в листах самооценки.

Работа по группам. ( карточки)

Вспоминают правила работы в группе.

Коммуникативные (умение слушать, понимать других, объяснять свою точку зрения)

- Какое у вас настроение ?

- Ответили ли на вопросы урока?

- Что узнали о корнях с чередованием согласных?

-Какие задания показались наиболее трудными ? важными? интересными?

-Кто остался доволен своей работой на уроке?

-Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить? (Выставление оценок за урок с комментированием)

Домашнее задание.

Упр .5, стр 104- для тех, кто выполнял упр.4

Подбери к подчеркнутым словам однокоренные с чередованием согласных в корне. Запиши парами, выделяя корень. ( остальным учащимся)

Не ходи на бережок:

Там растаял снежок,

Ты промочишь ножки,

- Что объединяет подчеркнутые слова?

Учащиеся проводят самооценку своей деятельности и деятельности своих одноклассников.

Регулятивные (умение осуществлять рефлексию), Личностные

(умение выражать свои эмоции)

(умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем)

Читайте также: