Лепка косматый мишка старшая группа конспект

Обновлено: 05.07.2024

Задачи. Продолжать знакомить детей с произведениями декоративно-прикладно­го искусства. Учить лепить медведя в сти­листике богородской народной игрушки (скульптурным способом с проработкой поверхности стекой для передачи факту­ры). Воспитывать эстетическое отноше­ние к бытовой культуре и предметам на­родного искусства.

Предварительная работа. Знакомство с богородской игрушкой, искусством резь­бы по дереву.

Материалы, инструменты, оборудование.

Содержание занятия.

- Дети, как вы думаете, что и как можно делать из дерева? (Ответы детей.) В неко­торых городах и сёлах и поныне живут ма­стера, которые делают красивые вещи из дерева. В селе Богородском близ города Сергиева Посада живут умельцы, которые с давних времён делают деревянные игруш­ки. (Воспитатель показывает несколько иг­рушек.) Для изготовления таких игрушек мастера используют древесину мягких де­ревьев - липы, ольхи, осины. Она легко ре­жется ножом и позволяет передавать даже самые мелкие детали (шерсть, перья, щёки, когти). Сначала мастера работают топором - вырубают часть дерева, необходимую по размеру, а потом ножом вырезают заду­манную фигурку и передают все детали.

Богородские игрушки - это фигурки, которые изображают жителей села, ба­рынь, гусаров, всадников, упряжки, а так­же домашних животных, птиц и зверей. Мастера обычно изображают их за каким-¿4 то делом. Во многих игрушках есть специ­альные приспособления, которые позво­ляют им двигаться (чаще всего ручки (по­движные планки) с верёвочками и пру­жинки). Самые популярные сюжеты свя­заны с любимым героем богородской скульптуры - медведем. Обычно он вы­полняет какую-то работу - бьёт молотом по наковальне, наигрывает на балалайке, играет в футбол и даже улетает в космос.

Воспитатель сообщает детям, что сего­дня они будут лепить медведя по сюжетам прочитанных сказок, и постараются ле­пить так, чтобы медведь был похож на бо­городскую игрушку.

Богородские мастера вырезают свои иг­рушки из дерева с помощью топора и ножа, а мы с вами будем лепить из глины (солёно­го теста, пластилина) с помощью стеки. Ле­пить постараемся скульптурным способом - из целого куска, не разделяя его на час­ти. Этот способ позволит нам слепить иг­рушку, похожую на настоящую скульптуру. (Частичный показ способа лепки.) А стека поможет проработать мельчайшие детали так, как это делают настоящие мастера. (Показ приёмов обработки поверхности для передачи фактуры - шерсти.) Стекой можно надрезать или процарапывать по­верхность вылепленной фигурки, чтобы стало похоже на шерсть - меховую шубку медведя. (Сравнительный показ богород­ской игрушки и фигурки, вылепленной и обработанной воспитателем.)

- Дети! Дети! - кричала няня. –

Идите медведя смотреть. –

Выбежали дети на крыльцо, а там уже много народу собра­лось. Нижегородский мужик, с большим колом в руках, держит на цепи медведя, а мальчик приготовился в барабан бить.

- А ну-ка, Миша, - говорит нижегородец, дёргая медведя цепью, - встань, подымись, с боку на бок перевались, честным госпо­дам поклонись и молодкам покажись.

Заревел медведь, нехотя поднялся на задние лапы, с ноги на ногу переваливает­ся, направо, налево раскланивается.

- А ну-ка, Мишенька! - продолжает ни­жегородец. - Покажи, как малые ребятиш­ки горох воруют, где сухо - на брюхе; а мокренько - на коленочках.

И пополз Мишка: на брюхо припадает, лапой загребает, будто горох дёргает.

- А ну-ка, Мишенька! Покажи, как бабы на работу идут.

Идёт медведь, нейдёт; назад оглядыва­ется, лапой за ухом скребёт.

Когда медведь переделал все свои шту­ки, нижегородец сказал:

- А ну-ка, Миша! Теперича с ноги на но­гу перевались, честным господам покло­нись, да не ленись, да пониже поклонись!

Набрёл я на поляну в тайге. От лесного пожара она выгорела, но на чёрной земле уже росли блестящие листики брусники и кивал головками иван-чай.

На краю были заросли малины. Я соби­рал малину, а впереди какой-то зверь шёл, шуршал в листьях. Я решил узнать, что это за зверь.

Сел на пенёк и стал тихонько посвисты­вать.

Зверь сначала остановился и замер, а потом стал ко мне подкрадываться.

Он думал, что я его не вижу, а верхушки малиновых кустов шевелятся и его выда­ют.

Потом из куста высунулся чёрный нос и два глаза. Ну, тут я его сразу узнал - это медвежонок.

Тогда я щепкой стал поскрипывать о пенёк, и нос медвежонка всё вытягивал­ся, вытягивался, как будто его тянули из куста.

Наконец весь вылез и стал меня обню­хивать. Обнюхал, облизал ботинок, нашёл пуговицу и стал её сосать.

И тут я услышал, как в малиннике сучья трещат. Это медведица медвежонка ищет.

Хотел встать, а медвежонок в пуговицу зубами вцепился, рычит и не пускает.

Вдруг медведица услышит, как он ры­чит, подумает, что его обижают, и прибе­жит. А у меня даже ружья нет! Я скорее пуговицу оторвал и отдал медвежонку, а сам бегом: медведице разве объяснишь, что я только поиграть с ним захотел.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Он коричневый, лохматый.

Кто, построив теплый дом,

Дети:туловище, голова, ноги, лапы, уши.

- Ребята Вы немного устали, встаньте возле своих стульчиков и выполняйте движения и слова за мной.

Физкультминутка:
"Мы топаем как Мишка"

Топ – топ – топ – топ.

Мы похлопаем, как мишка:

Хлоп – хлоп – хлоп - хлоп.

Мы попрыгаем, как мишка:

Гоп – гоп – гоп – гоп.

-Молодцы! А теперь садимся за столы.

-Правильно. Посмотрите, на меня как нужно лепить туловище: скатать шарик коричневого цвета, прямыми движениями рук, и преобразовать его в овал. У всех получилось?

-А теперь какую часть тела мы будим лепить?(голову).

-Правильно. Катаем шарик, прикладываем его к голове, с помощью стеки разглаживаем соединения головы и туловища. Какую часть тела мы будим лепить теперь? (Лапы).

Правильно. Ребята, а задние и передние лапы у медведя одинаковые? (Нет). Задние лапы у медведя короче и толще, чем передние.
-Раскатываем четыре цилиндра задние и передние лапы, предаем форму лап и прикладываем их к туловищу (показ детям). -А сейчас, нужно прищипнуть уши, а потом оттянуть мордочку,смотрите как я делаю.Молодцы!


Дать представление об образе жизни бурых медведей.Как они преспособлены к жизни.

Содержимое разработки

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Подготовительная к школе группа

дать представление об образе жизни бурых медведей, о том, как они приспособлены к жизни в природных условиях;

учить изображать фигуру медведя способом пластилинографии, передовая строение тела животного, пропорции и характерные детали;

научить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (мохнатость) ;

развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;

развивать моторную память, слуховое и зрительное внимание;

воспитать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца;

I. Организационная часть.

II. Основная часть.

Воспитатель сообщает детям о том, что в детский сад пришло письмо приглашение:

Вы стесняться бросьте,

Приходите в гости!

Путь совсем не длинный-

А зимой ко мне, ребята.

Не советую ходить.

А зимой меня, ребята,

Не советую будить!

Воспитатель: Дети, как вы думаете, от кого это послание?

Дети: От медведя.

Воспитатель: Медведь – очень крупное лесное животное с мохнатой и теплой шубой бурого цвета. У него большая голова на короткой шее, которую практически не заметно под густой шерстью, глазки маленькие, как бусинки. Видит мишка очень плохо, зато обоняние и слух у него прекрасные. А почему медведя иногда называют косолапым?

Воспитатель: все очень просто: при ходьбе медведь ставит лапы пальцами внутрь, а пятками наружу, поэтому его и прозвали косолапым.

(Воспитатель предлагает детям встать и изобразит мишку косолапого) .

Воспитатель: Хоть кажется медведь громадным и неповоротливым, ходит он тихо, так что ни одна веточка у него под ногами не хрустнет.

Воспитатель: Летом мишке раздолье: он собирает разные ягоды – чернику, малину, бруснику. Любят грибы, орехи, желуди. Медведь еще и рыболов. Очень терпеливо и долго может сидеть у лесной речушки и ждать, когда к берегу приплывет большая рыба, тогда он метко бьет по ней лапой и достает из воды.

А как вы думаете, что ест лесной богатырь зимой?

Дети: зимой он спит в берлоге.

Воспитатель: А вы знаете, почему медведь зимой спит?

Почему медведь зимой спит

Раз морозною зимой

Вдоль опушки лесной

Шел медведь к себе домой

В теплой шубе меховой.

Шел он, шел к своей берлоге

По проселочной дороге

И, шагая через мост,

Наступил лисе на хвост.

Подняла лисица крик,

Зашумел темный лес

И медведь с испуга в миг

На сосну большую взлез.

На сосне веселый дятел

Белке домик конопатил

И промолвил: «Ты, медведь,

С той поры медведь решил,

Что зимою нужно спать,

По тропинкам не гулять,

На хвосты не наступать.

Он в берлоге безмятежно

Спит зимой под крышей снежной.

И доволен неспроста,

Что родился без хвоста!

Воспитатель: Зимой медведь ложится в свою берлогу, снег прикрывает его жилище сверху, и там становится тепло. Мишка спит и сосет свою лапу. Будить его зимой нельзя, потому что разбуженный медведь очень опасен, такого медведя зовут медведь-шатун.

И. п. – стоя у стола.

Как на горке снег, снег, Руки поднять вверх – потянуться.

И под горкой снег, снег. Присесть руки вперед.

И на елке снег, снег. Руки развести в стороны книзу.

И под елкой снег, снег. Присесть, руки в стороны книзу.

А под елкой спит медведь. Палец к губам.

Тише, тише! Не буди, Встать и тихонечко сесть на место.

Сядь на место, не шуми!

Воспитатель: поздней зимой в берлоге у медведя появляются медвежата – точная копия своей мамы, только маленькие. Медвежата сосут молоко и греются около мохнатой мамы.

Был сынок у маменьки –

В маму был фигурою –

В медведицу бурую.

Воспитатель: Скажите, а когда просыпается медведь?

Воспитатель: Правильно, мишка просыпается очень голодный и сразу отправляется на поиски пищи для себя и своих медвежат. Наверное, мишка потому и прислал нам с вами приглашение, что проснулся. Ну что ж давайте сходим к нему в гости.

Мишка вылез из берлоги, Повороты вправо-влево.

Огляделся на пороге.

Потянулся он со сна: Потягивания – руки вверх.

К нам опять пришла весна.

Что б скорей набраться сил, Вращение головой.

Головой медведь крутил.

Наклонился взад-вперед, Наклоны вперед-назад.

Вот он по лесу идет.

Ищет мишка корешки Наклоны: правой рукой касаются левой

И трухлявые пеньки ступни, затем наоборот.

В них съедобные личинки –

Для медведя витаминки.

Наконец медведь наелся Садятся на свои места.

И на бревнышке уселся.

Воспитатель: Вот мы с вами и побывали в гостях у хозяина леса, узнали о нем много интересного и нового. Давайте в память о нашем незабываемом знакомстве изобразим портрет мишки косолапого.

III. Практическая часть.

Этапы выполнения работы

1. Туловище. Из коричневого пластилина скатать шар, прямыми движениями преобразовать его овал, расположить в центре основы и расплющить по поверхности, сохраняя овальную форму. С любой стороны пальчиками вытянуть хвостик – короткую колбаску.

2. Голова. Далее скатать шарик поменьше, пальчиками вытянуть мордочку и расположить голову с противоположной от хвоста стороны туловища удлиненной частью вниз. Из маленького кусочка пластилина скатать шарик, расплющить его, стекой разрезать на два полукруга, прикрепить ушки с верхней части головы медведя, на затылке.

3. Лапы. Скатать длинную колбаску, стекой разделить ее на четыре части (пополам, и каждую половинку – еще раз пополам). Закрепить лапы в нижней части туловища (две спереди, две сзади, слегка загибая внизу каждую лапу-стопу и приминая концы лап сверху двумя пальчиками. Стекой сделать неглубокие надрезы в тех местах, где у медведя будут когти.

5. Дополнения в общую композицию:

трава – расплющенная в нижней части основы колбаска из зеленого пластилина с нарисованными стекой короткими полосками-травинками.

елочки – колбаска из пластилина коричневого цвета- ствол, зеленые колбаски, согнутые уголком, - веточки в распущенной нижней частью при помощи стеки.

солнце – шарик из пластилина желтого цвета с нанесенными стекой штрихами-лучиками по краю окружности.

облака – кусочки белого пластилина произвольной формы.

грибы – ножки-колбаски с полукруглыми шляпками разного цвета.

Разминка для пальчиков во время работы

Бурый мишенька зимой

Крепко спал в берлоге

Весною он проснулся, зевнул и потянулся:

- Здравствуй, рыжая лисичка!

- Здравствуй, серенький волчонок!

- Здравствуй, беленький зайчонок!

(Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.)

IV. Заключительная часть.

Выбирается ребенок на роль медведя, ему надевается шапочка-маска, медведь стоит в стороне. Дети, наклоняясь, имитируют сбор грибов и ягод и приближаются к лесу, где живет медведь, произнося текст игры:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по лепке, где мы с ребятами лепим мишке друзей.

Цель: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через создание коллективной работы из пластилина.

Программное содержание:

- Отрабатывать способы (конструктивный, скульптурный, комбинированный) создания изображения животных в лепке.

- Продолжать учить передавать характерные особенности животных.

- Развивать мелкую моторику рук в процессе лепки при создании образа животного.

- Вызывать положительные эмоции от совместной деятельности и ее результата.

- развивать умение анализировать свою работу в процессе её выполнения;

- воспитывать аккуратное отношение к поделке; своему рабочему месту.

Материалы: пластилин, стека, доска для лепки (на каждого ребенка, салфетки).

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, послушайте, кто-то к нам пришёл в гости. Сейчас я вам загадаю загадку, а вам нужно отгадать её и тогда мы узнаем кто к нам пришёл .

В яме спит зимою длинной,

Но, чуть солнце станет греть,

В путь за мёдом и малиной

Правильно ребята это медведь. Идёмте его встречать. ( в руках у воспитателя игрушка медведя)

Ребята мишка, пришёл к нам за помощью, у него нет, друзей и ему не с кем играть. Ребята, а как мы можем помочь мишке? Правильно мы слепим ему друзей.

Воспитатель приглашает детей занять свои места.

Воспитатель. Для того чтобы слепить любое животное, мы должны вспомнить части тела медведя. Какие части тела есть у медведя?

- Туловище, голова. Лапы, уши, хвост и т. д.

- Скажите, какой формы туловище? голова? лапы? уши? (овальной, круглой)

- Какая часть тела животного самая большая. Туловище.

- Ребята, скажите, каким способом можно лепить туловище? (конструктивным)

Нужно взять стеку. Отрезать пластилин на кусочки, скатать круговыми движениями ладоней шар, затем прямыми движениями раскатываем пластилин в форме овала.

Есть и другой способ лепки туловища скульптурный из целого куска. Раскатываем кусочек пластилина одной рукой на твердой поверхности прямыми движениями до нужной формы, а затем стекой разрезаем или моделируем – основу разнообразными движениями: оттягиваем, загибаем, скручиваем, прищипываем.

Уточнить особенности тела и других частей разных животных, которых будут лепить ребята.

Обратите внимание, Сначала к туловищу прикрепляется голова, затем ноги, лапы. К голове ушки, потом хвост. Каждую деталь нужно плотно примазывать при соединении.

Физкультминутка

Продуктивная деятельность детей

В процессе лепки обращать внимание на использование разнообразных приемов лепки, передачу пропорций, характерных деталей.

Напомнить об использовании стеки для обозначения некоторых деталей.

Подведение итогов.

- Фигурку, какого животного мы сегодня с вами изготавливали?

- Какие приёмы лепки мы применяли в работе?

- Чья фигурка животного вам нравиться и почему?

Молодцы ребята! Вон сколько друзей у мишки и ему теперь никогда не будет скучно.

Читайте также: