Конспект урока 6 класс разговорная речь

Обновлено: 08.07.2024

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.

Ход урока

1. Вводно-мотивационный этап.

Учитель: В конце года вы будете сдавать экзамены в формате ГИА, где будет задание на определение стиля текста. А также знания, полученные на уроке, пригодятся при анализе текста, который вы будете делать через 2 урока.

Сегодня мы вспомним, что такое стиль, какие стили речи есть в русском языке, и научимся различать их. Только один урок у нас по этой теме.

Работать мы будем по следующему плану (на доске). Обратите внимание на с.р., а если успеем, то побываем в роли редакторов.

2. Фронтальный опрос.

– Что такое стиль? Прочитайте значение этого слова в толковом словаре…

Какое из перечисленных значений нам подходит? Зачитайте.

(Стиль-совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики)

– Какие стили вы знаете? (учащиеся перечисляют)

– Проверьте, все ли стили вы назвали? Повернитесь и посмотрите на схему.

3. Проверка д/з:

– Чтобы определить стиль, нужно ответить на 3 вопроса:

На эти вопросы ответят выступающие и заполнят схемы, которыми мы будем пользоваться для определения стиля. Таблица:

Доклады учащихся:

Разговорный стиль

Основная функция разговорного стиля– общение. Разговорный стиль применяется в неофициальной обстановке как в устной ,так и в письменной речи: в кругу друзей,знакомых,в дружеских посланиях и др.

Разговорная речь-это речь непринуждённая, без предварительного отбора языковых средств. Большое значение в использовании тех или иных средств языка имеет речевая ситуация. Разговаривающие могут пользоваться не только словами, но и жестами и мимикой.

К языковым особенностям разговорной речи относится варьирование интонации, ударения, паузы.

К разговорной речи предъявляются менее строгие требования, чем в других стилях: используется эмоциональная, выразительная лексика. В толковых словарях русского языка лексика, характерная для разговорного стиля, имеет помету “разг.”В разговорном стиле может встретиться нелитературная, неправильная речь-просторечие. Например, вместо нейтрального слова столько может использоваться просторечное столечко, вместо слова столовая– столовка. Используются также фразеологизмы, которые придают речи большую выразительность(например, “бить баклуши”-ничего не делать) и слова с суффиксами субъективной оценки: домище, ножища, большущий, малюсенький.

Научный стиль

Научный стиль-разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в устной и письменной речи. Основная функция научного стиля– доказательное изложение научной информации. Научная речь-это монологическая речь.

Научный стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг.

Для научного стиля характерна лексика нейтральная: земля ,вода, жизнь; книжная: демонстрировать, преобладать, и специальная(термины):атом, структура, синтаксис, и т.д. В научном стиле также употребляются словосочетания фразеологического типа: звонкий согласный, обособленные члены предложения, прямой угол и др.

Научный стиль имеет свои особенности и в грамматике. Так, в научных текстах широко распространены причастия, деепричастия, отглагольные существительные. Часто используются существительные в форме единственного числа в значении множественного: Ландыш зацветает в начале мая. Вещественные и отвлечённые существительные могут употребляться в форме множественного числа: шумы в сердце, морские глубины. Научный стиль характеризуется точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения.

Деловой стиль

Основная функция делового стиля – точная передача деловой информации. Деловой стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.

Деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения, использованием штампов: согласно приказу, на основании вышеизложенного, в соответствии с постановлением.

В деловой речи отсутствует лексика ограниченного употребления (диалектизмы, просторечные слова) и эмоционально-окрашенная лексика.

В деловых текстах используется строгий порядок слов в предложении

Публицистический стиль

Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов (в этом публицистический стиль сходен с научным),а также эмоциональностью, что сближает со стилем художественной литературы.

В публицистике используется лексика разных пластов: книжная: свершение, индустрия;

разговорная: молодчик, шумиха;

термины: атмосфера, деликатничать.

Часто используются иноязычные слова: шоу-спектакль, консенсус-соглашение; фразеологизмы: работать не покладая рук, загребать жар чужими руками; различные изобразительно-выразительные средства языка.

Стиль художественной литературы

Стиль художественной литературы (или художественный стиль) используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д.

Основная функция художественного стиля – воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо.

Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Используя изобразительно-выразительные средства языка, писатели и поэты знакомят читателей с бытом и духовной жизнью народов разных стран не только в наши дни, но и в далёком прошлом. В художественном стиле для придания тексту возвышенной, торжественной окраски, для создания колорита эпохи используются устаревшие слова: Восстань, пророк, и виждъ, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. (А.С.Пушкин)

Для стиля художественной литературы характерно сочетание особенностей разных стилей. Наиболее часто используются элементы разговорного стиля.

Учитель: Проверьте правильность заполнения таблицы. Самопроверка

Учитель: Итак, сколько всего стилей? Проверим, насколько внимательно вы слушали докладчиков.

Назовите стиль по характеристике. Пользуйтесь таблицей.

– Обмен мыслями, просторечная лексика (разговорный)

– Передача научной информации, термины (научный)

– Передача деловой информации, деловые бумаги (официально-деловой)

– Средства массовой информации, эмоциональность (публицистический)

– Художественная литература (художественный)

4. Лексическая игра

Учитель: А теперь посмотрите на 3 графу таблицы, где перечислены особенности стилей. Чем они различаются? Конечно, лексикой. В разных стилях используется разная лексика. Есть разговорная, есть книжная лексика, но во всех стилях используется нейтральная или общеупотребительная. Сейчас мы и поучимся различать лексику.3 человека у доски будут заполнять 3 графы (распределять слова по колонкам таблицы), остальные работают в тетрадях, а редактор будет работать со словарём и проверять правильность работы.

– Итак, правильно заполнены графы (к редактору)?

– Проверяем все (самопроверка)

Оцениваем (критерии оценки: 1-2 ошибки-4,3-4– “3”)

5. Самостоятельная работа ( в группах)

Инструктаж перед с/р.:7

Учитель: Итак, мы вспомнили особенности разных стилей. Заполнили таблицу и схемы, которыми вы можете пользоваться при выполнении с/р. в группах. Вам нужно определить стиль данного вам текста и доказать его принадлежность к стилю.

– На что вы будете обращать внимание?(показать на схему):где и зачем используется данный текст. Во-первых, определите цель, затем сферу применения, особенности.

Потом 1 человек от команды (вы его выберете)зачитает текст и ответит на вопрос, а остальные внимательно слушают и проверяют.

Время выполнения работы 5 мин.

Задание для группы № 1:

“Ну что, Лёшка, рассказать тебе о нашем городе? Много памятников архитектуры, а не так давно был построен Ледовый Дворец. Мы туда с ребятами ходим кататься на коньках, так здорово! Также можно отдохнуть в Парке Мира или погонять на роликах у Вечного Огня. В общем, классно у нас в городе, приезжай – увидишь”.

Задание для группы № 2:

Коломна территориально и юридически квалифицируется как часть Подмосковья.

В городе и районе проживают немногим более 143 тысяч человек. За последние годы бурно развивается жилищное строительство, уменьшилась детская смертность, наблюдается положительная динамика в плане деторождения. Администрация города Коломны делает всё возможное для динамического развития города и повышения уровня благосостояния граждан.

Задание для группы № 3:

Коломна – древний город, основанный в 12 веке. Согласно летописным сведениям, он появился всего лишь на 30 лет позднее Москвы.

Само слово “Коломна” относится к финно-угорским племенам, жившим здесь до прихода славян. На их наречии это слово означало “место около кладбища”.

Другие данные свидетельствуют о том, что слово Коломна имеет “географическое” происхождение – ведь есть и река Коломенка, и село Коломенское. Существует также и красивая легенда об основании нашего города итальянским графом Карлом Колонною, спасавшимся от гонений римского папы Вонифатия 8.

Как бы там ни было, сегодня Коломна – культурный и промышленный центр Подмосковья, город, которым мы, коломчане, гордимся.

Задание для группы № 4:

Коломна – город, основанный в 1177 году. Летописные сведения свидетельствуют о детерминации финно-угорской группы языков в названии этого города.

Лингвистический анализ, проведённый исследователями и учёными – языковедами, подтверждает эту гипотезу.

Развивая свои исторические традиции, город по праву входит в пятёрку самых динамично развивающихся субъектов Подмосковья.

Анализ географического положения города позволяет предположить, что в городе и районе преобладают суглинистые почвы, а рельеф местности и климат подходит для стабильного овощеводства.

Задание для группы № 5:

Трудно найти в Подмосковье такой же красивый город, как Коломна. Живописные устья рек, своеобразный ландшафт позволяют в полной мере насладиться красотами этого хранилища традиций древности.

Словно невидимые стражи города, при въезде в него гостей встречают монументальные стелы, а когда проезжаешь мимо Маринкиной башни, кажется, что ещё немного, и появится Дмитрий Донской.

Подобно большой птице, распахнул свои объятья недавно выстроенный Ледовый Дворец спорта.

Проверка: учащиеся зачитывают текст и называют стиль.

Вопрос к другой группе:

6. Подведение итогов.

Давайте обобщим то, о чём мы говорили на уроке.

Сколько всего стилей в русском языке? Запишите названия по памяти.

Самопроверка (открывается доска со словами).

7. Домашнее задание.

Вы хорошо сегодня поработали, дома вы закрепите

данный материал, выполнив упр. 181(определить стиль текста) или отредактировать текст

(упр.180,ч.2); инд.зад. :продолжить рассказ по данному началу, придерживаясь того же стиля. Таблицей и схемой, которые мы составили на уроке, вы сможете воспользоваться дома и на последующих уроках при подготовке к экзамену.

8. Редактирование текста.

Учитель: А теперь вы ощутите себя в новой роли– в роли редакторов. Перед вами– текст, в котором допущены стилистические ошибки. Проверьте, найдите слова, не соответствующие стилю, исправьте текст.

Самопроверка.
Оценки.
Отредактируйте текст.

К какому стилю относится данный текст?

Какие нарушения лексических норм вы обнаружили в тексте. Исправьте.

Киев. основан в 6-7 веках как центр племени полян. В русских летописях известен с 860 года. В 9-нач. 12 веков столица Киевской Руси. В 1240 году разрушен вредными монголо-татарами. В 1362 году сразу захвачен Литвой,в 1569 году-Польшей. С 1654 года в составе России. Ну а теперича он столица Украины.

(Из тетради по истории ученика 6-го класса).

Текст №2. Найдите и исправьте ошибки в оформлении деловой бумаги.

Начальнику отделения связи

г. Москвы
№В-485
М.И.Прохоровой
Соколова А.П., живущего по адресу:
ул. Волгина, д.5, кв.44,

Уважаемая, Мария Ивановна!

Так как я со своею семьёй уезжаю на целый месяц отдыхать в Крым и моя квартира с 15 июля по 15 августа будет закрыта, то очень прошу Вас в моё отсутствие всю корреспонденцию, поступающую на моё имя, оставлять в почтовом отделении. Заранее весьма признателен Вам

Цель урока: выработка умения определять и отличать разговорную и книжную речь.

Прежде чем мы начнем урок, я предлагаю вам, ребята разыграть диалог. Для этого нужно 2 человека.

Доктор: - Проходите, пожалуйста, в кабинет. Почему же вы не здороваетесь, молодой человек?

Д: -На что жалуетесь?

М: - Прихворнул я, что-то горло дерет, крыша болит.

Д: - Температуру измеряли?

М: - Да вчера градусник кокнул!

Д: - А чем вы вчера лечились?

М: - Дрыхнул весь день, аж надоела.

Д: - Да… тяжелый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас очень болен язык. Его срочно лечить нужно.

- Какие слова, по вашему мнению, совершенно неуместно используются в этой речевой ситуации? (приветик, прихворнул, дерет, крыша болит)

- Какой совет вы бы дали мальчику? (нельзя употреблять такие слова в разговоре с доктором. Ребята, какой вывод напрашивается, что в русском языке есть разговорные слова, которые уместны при употреблении со сверстниками, также есть книжные слова, которые используются в книгах, официальных беседах).

- Какова тема нашего урока? (разговорная и книжная речь)

- Какова цель нашего урока? (учиться различать книжную речь от разговорной).

1. С самого утра перепадает мелкий дождик, сменяемый по временам тёплым солнечным сиянием. Небо то всё заволакивается рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищается на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывается лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз.

3. Ну и погода сегодня! То дождь, то солнце. Да и не очень тепло.

Задание 2: устно ответьте на вопросы.

1. О чём говорится в текстах — об одном и том же или о разном?

2. Как говорится — одинаково или по-разному?

3. Подумайте, где может быть использовано каждое высказывание?

4. Можно ли 1 или 2 текст использовать в домашней обстановке? Почему?

5. Можно ли вместо сводки погоды по радио или по ТV передать 1 или 3 текст? Почему?

6. Какой из текстов вы используете только в разговоре?

7. Как вы понимаете выражение официальная и неофициальная обстановка?

Неофициальная обстановка-это

непринуждённая

Официальная обстановка-это

деловая

Слова для справок : в лесу, в общественном транспорте, в гостях, на перемене на уроке, на экскурсии, , на собрании.

Записать: : в зависимости от того, кому, зачем, в какой обстановке и с какой целью мы высказываем устно // письменно свои мысли, мы употребляем разные стили речи.

5 стилей Табличку перерисовать в тетрадь.

Используется в:

В науке и технике

В общественной жизни

В официально-служебных отношениях

Тематика и жанры:

Разговор на бытовую тему, письмо к близким людям

Научная лекция, доклад, статья, учебник

Стихотворения, рассказ, повесть, роман, пьеса, сказка, басня

Речь, выступление, газетные статьи

Законы, договоры, документы, постановления, объявления

Домашнее задание : Определите стили речи. (Ставим номер текста и пишем какой из 5 стилей используется в данном тексте.)

1- художественный

2. - Мама, мама! Ты посмотри, какая забавная собачка: вся голенькая, а грива как у льва.

- Это, Машенька, пудель. Он не сам по себе такой, это его так подстригли.

4 . Пудель относится к классу комнатно-декоративных собак. Имеется три разновидности этой породы: карликовый пудель, маленький, большой. Собака гармоничного сложения, с густой длинной шерстью, сильно вьющейся колечками или шнуром. Цвет шерсти белый, чёрный, коричневый.

6. - Эти птицы могут погибнуть зимой.

- Нет. Если мы им поможем, этого не случится.

- Что же нужно сделать?

- На уроках труда сделаем кормушки, развесим их в саду. Будем подкармливать птиц хлебом и пшеном.

7. Охрана природы — комплекс мероприятий по охране, рациональному использованию и восстановлению живой (растительность и животный мир0 и неживой (почвы, воды, недра, климат) природы.

8. Каждый человек должен беречь природу, охранять её богатства. Забота о природе — мостик, соединяющий духовную жизнь людей со всем живым, что их окружает.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виды речевой деятельности.Практические задания на отработку речевых ролей,знакомство с разговорными словами и конструкциями в художественных текстах.


Словарная работа Ситуация (обстановка), официальная, деятельность, чтение, партнер, одноклассник, убедительный, пословица, поговорка, снисходительность, доброжелательность, толерантность (терпимость).

Словарная работа

Конкурс на лучшее исполнение группой 2 речевых ролей (1 роль – правильное речевое поведение; 2 роль – неправильное речевое поведение):

– Всегда ли разговорная речь – значит устная? Нет, в художественных текстах мы часто встречаемся с разговорными словами и конструкциями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Расширить знания об особенностях разговорного стиля речи.

Задачи: формирование умения анализировать особенности и колорит устно - разговорной речи; развивать умения анализировать тексты разговорного стиля, составлять диалог; воспитание коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения), воспитание бережного отношения к языку.

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала, формирование практических умений и навыков, контроль знаний).

Урок 88 17.04

Тема: Разговорный стиль речи. Языковые средства.

Цель: Расширить знания об особенностях разговорного стиля речи.

Задачи: формирование умения анализировать особенности и колорит устно - разговорной речи; развивать умения анализировать тексты разговорного стиля, составлять диалог; воспитание коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения), воспитание бережного отношения к языку.

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала, формирование практических умений и навыков, контроль знаний).

Итак, сегодня мы с вами ведём беседу о разговорной речи, её функциях, назначении, о сфере её использования. Давайте, определим задачи урока.

II. Работаем в группах.

1. Установить соответствия.

1. Расширить знания

яыковые средства РС

план характеристики РС

об особенностях РС

5. Учиться создавать

анализировать особенности разговорной речи

1. Расширить знания

об особенностях РС

план характеристики РС

яыковые средства РС

анализировать особенности разговорной речи

5. Учиться создавать

2. Сравнить два текста об одуванчиках.

1) Чтобы приготовить мёд из одуванчика, соберите 200 г цветков, очистите их от цветоложа, промойте, залейте 1,5 л кипятка, закройте и настаивайте сутки. Затем сцедите, цветки отожмите и в жидкость добавьте сок двух лимонов, 1,5 кг сахара и варите, помешивая, до загустения.

2) – Что засмотрелся? Обыкновенные одуваны! Сорняк.

- А мне нравятся. Смотри, как здорово! Лужайка из миллиона солнц!

- Так ведь трава ещё не везде взошла, а этот цветок уже радует взгляд!

- Да примитивный он какой-то!

- А по-моему, самый загадочный цветок в мире. То он есть, а то его нет. То видишь целые острова солнц, и вдруг острова куда-то скрываются. Это потому, что одуванчики боятся дождя. Тучка в небе появится – у них бутон сразу закрывается.

- Ну, вообще-то, ты прав. Необычный цветок, волшебный: то в виде солнышка, а то в виде пушистого дыма.

По итогам наблюдений заполните таблицу.

Беседа, обмен мыслями и впечатлениями об одуванчике

Конкретные слова, книжные и нейтральные

Слова с эмоциональной окрашенностью, просторечные слова, слова-предложения, междометия, повторы

Повествование с элементами описания

Повествование с элементами описания

2. Морфологические: междометия, модальные частицы, усиливающие экспрессию; слова с суффиксами эмоциональной оценки (лисонька, Зоенька, Зойка, работяга и другие), преобладают глаголы 1-го, 2-го лица, усеченные формы существительных и глаголов (Нин, Вань, прыг, хлоп и другие).

3. Синтаксические, усиливающие эмоциональность речи: неполные предложения, обращения, вводные слова и вводные предложения; побудительные, вопросительные и восклицательные предложения. В разговорной речи преобладают простые и бессоюзные предложения.

4. Фонетические: разнообразие интонации, темпа речи, темпа.

Заполнить таблицу. Доказать принадлежность к РС.

широко используется лексика с конкретным значением, часто – бытового содержания (нормально, собирался было лечь), нет книжных слов с абстрактным значением, термины. Текст богат фразеологией. Разговорные и просторечные фразеологизмы придают речи яркую образность («не робкого десятка, испугался насмерть, несчастную голову, разверзлись хляби небесные, рукой подать, и стар и млад)

просторечные слова: шарахнет, бабахнет, в придачу, все повысыпали, толкутся, орут

слова связаны с выражением оценки: силищей, домишко, речушка, водицей

разнообразие интонации, ритма, темпа речи

5. Разговорный стиль отличается самой большой свободой употребления средств языка. Использование просторечных слов.

- Найдите в отрывке разговорные слова, замените их нейтральными. Продолжите текст, сохраняя его стилистические особенности.

На дом была задана такая скверная задача, что я никак не мог догадаться, как ее решить. Я сидел целый час, пялил глаза в задачник и изо всех сил напрягал мозг, но у меня ничего не выходило.

- Дайте свое толкование слов, поясните их стилистическую окраску по отношению к кому и в какой ситуации их можно употребить. Замените нейтральными. Симпатяга, забияка, кривляка, старикан, баловень, громила, крикун, выпереть, огорошить, выпендриваться, столечко, столовка.

6. Неполнота предложений. Прочитайте высказывание замечательного лингвиста А.М. Пешковского об особенностях разговорной речи. Какова основная мысль этого текста?

Какую синтаксическую особенность построения предложений имел в виду А.М. Пешковский? Восстановите полноту предложений-реплик.

- Алик! Ты пойдешь на каток?

- Да, я обязательно пойду завтра на каток.

- А коньки у тебя есть?

- Конечно, коньки у меня есть.

- А запасных для меня не найдется?

- Нет, к сожалению, запасных коньков для тебя у меня нет.

Основные жанры РС: беседа, телефонный разговор, частная переписка, дневниковые записи.

Создание текста РС.

3 группа – впечатления об уроке физкультуры, о своих музыкальных интересах

III. Контроль – тест.

1. Основная черта РС

А) преобладание устной формы

Б) использование специальных терминов

В) письменный монолог для официального общения

2. Укажите слово, которое относится к РС

3. В РС используется лексика

А) специальная, книжная, нейтральная

Б) книжная, разговорная, специальная

В) нейтральная, просторечная, разговорная

4. Укажите выражение, характерное для РС.

А) поставить в известность родителей

Б) ни в зуб ногой

В) аннотация – характеристика книги

Посчитайте баллы за следующие задания и оцените работу группы

Задание № 1 - 1 балл

Задания №№ 2, 4 – 2 балла

Задания №№ 3, 5 – 3 балла

Задание № 6 – 4 балла

Задание № 7 – 5 баллов

Сегодня я узнал…

У меня получилось…

Выберите условные знаки, соответствующие вашей работе на уроке

- Мне всё понятно, я всё усвоил - !

- У меня есть вопросы - ?

- Мне надо ещё раз всё повторить - -

Разговор у калитки.

- Слышь, Ивановна, от Бабы-то надысь Колобок сбежал!

- Ей-богу! Уж она-то по сусекам мела, по амбару скребла, набрала-таки муки на Колобок!

- Вот она, неблагодарность-то! Уж как она его на сметане мешала, в печи выпекала, на окошке студила!

- Так с этого окошка он и сбежал – да прямиком в лес. А в лесу-то, говорят, зайца между пальцев обвёл, волка перехитрил, от медведя убежал, а с лисой не вышло – съела-таки его хитрая плутовка!

- Ох-ох-ох! Горе Бабе, горе Деду!

2. Морфологические: междометия, модальные частицы, усиливающие экспрессию; слова с суффиксами эмоциональной оценки (лисонька, Зоенька, Зойка, работяга и другие), преобладают глаголы 1-го, 2-го лица, усеченные формы существительных и глаголов (Нин, Вань, прыг, хлоп и другие).

3. Синтаксические, усиливающие эмоциональность речи: неполные предложения, обращения, вводные слова и вводные предложения; побудительные, вопросительные и восклицательные предложения. В разговорной речи преобладают простые и бессоюзные предложения.

Читайте также: