Конспект урока изо осенняя ветка

Обновлено: 05.07.2024

На столах разложен гербарий из веток дуба и клёна.Задача урока нарисовать ветку акварельными красками без карандаша.

ВложениеРазмер
9_urok.doc 35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Название предмета Изобразительное искусство Класс 6 - 2 Урок № 9 Дата 27.10

Тема урока: Рисование с натуры осенней ветки дерева.

Образовательные: закрепление композиционных навыков; развитие навыков рисования красками без карандаша.

Развивающие: развивать самостоятельность в выборе способа, режима, условий и организации работы; содействовать в развитии воли и настойчивости.

Воспитательные: воспитывать любовь к аккуратности; трудолюбие; любовь к природе; воспитывать интерес к определенной деятельности.

Место урока в системе уроков данного раздела: I четверть

Тип урока: смешанный.

Основные термины и понятия: акварель, композиция, пропорции, гербарий.

Межпредметные связи: Биология.

Наглядность: ветки ясени, дуба, клена, репродукции с работ художника. Оборудование: акварель, гербарий.

Формы работы на уроке: беседа, выполнение рисунка кистью.

предметные: различные примеры работы с акварелью; умение оформлять творческую работу; передача замысла.

личностные: морально – эстетические суждения; способность к оценке своих поступков и действий других людей с точке зрения соблюдения/нарушения моральной нормы; эстетические суждения; ценности чувства.

метапредметные: умение вести беседу с педагогом и одноклассниками при решении учебных проблем; учение работать в группе, коллективе; умение контролировать и оценивать свои действия.

Универсальные учебные действия:

личностные: уметь обсуждать, критиковать, анализировать собственную работу; проявлять интерес к изучению нового.

регулятивные: планировать действия с соответствием с поставленной задачей.

коммуникативные: уметь участвовать в диалоге с учителем; уметь анализировать собственную работу; уметь слушать и понимать других.

познавательные: умение обобщать, делать выводы; осуществлять анализ, синтез, сравнение.

Всем хорошего дня! Я пока ещё студент, получаю педагогическое образование. Хотела бы выложить на ваш суд свои конспекты уроков, которые разрабатывала на практике в школе. Ожидаю прочитать комментарии с конструктивной критикой более опытных коллег, а также мнение заинтересованных родителей. Заранее спасибо!

Конспект урока по изобразительному искусству в 3 классе

(Урок введения нового знаний)

Цель: формирование навыков рисования с натуры; развитие у детей изобразительных способностей.

- формировать нравственно-эстетическую отзывчивость к красоте окружающего мира;

- активизировать творческое начало у учащихся в передаче своих чувств и настроений;

- учить правилам смешения основных красок для получения оттенков: красно-оранжевого и желто-оранжевого, желто-зеленого и красно-коричневого.

- воспитывать интерес и любовь к искусству.

Познавательные УУД: научиться правильности изображения некоторых растительных форм окружающего мира (кленовой ветки); совершенствовать изобразительные умения и навыки в технике акварель; формировать знания цветоведения (основные и дополнительные цвета).

Личностные УУД: развивать у детей изобразительных способностей, художественного вкуса; развивать наблюдательность; учить видеть красоту созданную природой.

Регулятивные УУД: формировать навыки самостоятельной работы; развивать способность к творчеству; планировать время, работу, оценивать и анализировать ее результаты.

Коммуникативные УУД: научиться умению внимательно слушать, обсуждать услышанное; выражать свое отношение к произведениям искусства; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Планируемые результаты: освоить навык рисования с натуры; научиться приёмам изображения растительных форм.

Форма организации: фронтальная, индивидуальная.

Технология обучения: проблемно-диалогическая.

Оборудование для учителя: мультимедийное оборудование, слайды с натюрмортами из листьев Аркадия Зражевского, изображениями веток клёна, схемой рисования кленовых листьев, стихами о клёне, словари.

Оборудование для обучающихся: кисти, акварельные краски и гуашь, палитра, баночка для воды, альбомные листы.

Организационный момент.

Проверка готовности. Психологический настрой

Учитель: Здравствуйте, ребята! Кружат листья над дорожкой,

Лес прозрачен и багрян…

Хорошо бродить с лукошком

Вдоль опушек и полян!

Но нам сейчас не до прогулок

На уроке мы сидим

И не кушаем мы булок,

И в окошко не глядим

Прозвенел звонок у нас

Работать будем мы сейчас

Вступительная беседа

Учитель: Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. О каком времени года эти строчки?

Ученики: Об осени

Учитель: Верно. Миру природу не нужны кисти и акварель, он сам весь состоит из красок. На смену зелёному лету наступает самое разноцветное время года – осень. Осенью в природе появляются разнообразные цвета и оттенки. На деревьях желтеют листья, а на веточках рябины появляются красные ягоды. Золотятся березы, желтеет дуб, красными и жёлтыми листьями разукрашивается клён и весь лес устелен ковром из разноцветных листьев.

А какие ещё цвета присутствуют в осеннее время?

Ученики: Оранжевые, бордовые, алые, коричневые.

Учитель: Правильно. Но у осени присутствуют не только основные цвета, но и самые разнообразные оттенки.

Сегодня на уроке мы будем не только рисовать вот такую красивую ветку клёна, но и научимся смешивать основные цвета для получения оттенков: красно-оранжевого и желто-оранжевого, желто-зеленого и красно-коричневого.

Формулирование темы и целей урока

Учитель: Разноцветными яркими красками разукрасила осень всё вокруг, листочки летают как цветные мотыльки. Формы у листочков самые разные, после первых холодных ночей они приобретают необыкновенные и непредсказуемые цветовые оттенки. Удивительно, но каждый новый год дарит разные и никогда не повторяющиеся комбинации оттенков в листве одних и тех же деревьев и кустарников. А самые непредсказуемые и разнообразные расцветки у осенних листьев клёна. Крупные резные листья, местами ещё зелёные, где то жёлтые, оранжевые, ярко красные, а где то уже коричневые, поражают своим великолепием.

Что, ребята, вы знаете о таком дереве как клён?

Ученики отвечают, учитель корректирует, дополняет

– Клён – одно из самых распространенных деревьев на территории России. Огромное множество стихов и песен сложено о клёне. Но не только песни и стихи слагали про это дерево, с ним связано много народных поверий. Считается, что клен – это дерево, обладающее большой положительной жизненной энергетикой, мягкой и ласкающей. Прикасаться к нему полезно при депрессиях и душевных переживаниях – неприятности уйдут из жизни сами по себе, уступив место гармонии и тихому спокойствию. В старину славяне ценили и оберегали клён, из него даже не делали мебель и не использовали для топки печей. Кленовые ветки, наряду с березовыми, до сих пор служат украшением на церковный праздник – Троицу.

У большинства клёнов лист имеет пять лопастей, что символизирует раскрытую ладонь руки, а также пять чувств, присущих человеку.

Какие это пять чувств, кто знает?

Ученики пытаются рассуждать, учитель корректирует ответы, подсказывает, разъясняет

Учитель: Пять чувств восприятия окружающего мира – это зрение, слух, вкус, обоняние, осязание.

Обоняние – это способность определять запахи.

Осязание – это способность ощущать поверхностью кожи различные воздействия: жару, холод, прикосновение, давление и прочее. (Большая Российская Энциклопедия)

– Потому лист этого дерева является и символом мира, согласия и любви.

Вот сегодня мы с вами и попробуем изобразить ветку этого чудесного дерева с листьями-ладошками. Поможет вам в этом изображение кленовой ветки и рисунок-схема кленового листа.

Ученика приступают к работе, делают карандашные наброски

Учитель: Вижу, вы довольно успешно справились с карандашным наброском рисунка. Теперь немного встряхнёмся, разомнёмся – проведём физкультминутку.

Физкультминутка

Представьте, что вы – осенние листья (встаньте, пожалуйста). Тянетесь к солнцу, теплу (потянулись). Ветер качает вас (наклоны в стороны). Подул холодный ветер, листья полетели-полетели (хаотичные движения руками и пальцами) И плавно опустились вниз (садитесь на место).

Открытие нового знания

Ученики высказывают предположения, учитель разъясняет

– Современник – человек, который живёт в одно время с нами. (Толковый словарь

Посмотрите на эти пейзажи, листья на них как бы выступают из глубин натюрморта, они словно подсвечены изнутри. Подобное достигается именно цветовыми решениями, игрой света и тени.

Практическая работа

Учитель: Сейчас мы с вами попробуем создать разные оттенки, возьмите палитры, будем смешивать цвета.

1. Если смешаем жёлтый и красный цвета, получим оранжевый оттенок. К тому же, в зависимости от того, какой краски мы добавим больше – жёлтой или красной, – получим оттенок бледно-оранжевый или насыщенный оранжевый.

2. Смешаем ярко-красный и темно-синий цвета, добавим небольшое количество жёлтой краски и получим бордовый цвет.

3. Чтобы получить коричневый цвет, можно смешать красный и зелёный цвета, жёлтый и синий или красный и жёлтый цвета. Оттенки будут несколько отличаться, но это всё будет коричневый цвет.

4. Можно получить салатовый цвет, смешав жёлтый и зелёный цвета. Но это скорее будет цвет весенних листьев. Поэтому я предлагаю смешать синий и жёлтый цвета для получения осеннего оттенка зелёного цвета.

– Понравилась ли вам эта работа? Будете ли вы использовать получившиеся оттенки в своём рисунке.

Ученики: Да, понравилась, было интересно. Обязательно используем в своих работах.

Учитель: Замечательно! Тогда приступайте к работе с акварелью. Надеюсь, у каждого будет своё цветовое решение по оформлению кленовой ветки. А мы потом обсудим, у кого получился самый красивый и яркий рисунок.

Ученики продолжают работать над рисунком. Учитель подсказывает, направляет, советует

Итог урока. Рефлексия

Учитель: Какие вы молодцы, все рисунки такие красивые! Как вы считаете, что в работе вызвало у вас затруднение? Что больше всего понравилось в нашем уроке? Как сами оцениваете свою работу?

Ученики отвечают что затруднений не было, урок очень понравился и рисунки у всех получились красивые

Учитель: Действительно, все красивые и яркие рисунки получились и я предлагаю не выбирать лучший рисунок, а организовать выставку наших картин в школе, чтобы другие ребята могли полюбоваться на такую красоту.

Ученики: Это здорово, мы согласны.

Учитель: Тогда подпишите красиво свои работы и аккуратно сложите их на стол. Мне приятно было сегодня с вами пообщаться и поработать, спасибо всем за внимание и старание!


Материал научит детей рисовать ветку с натуры, а также использовать контрастные краски в работе, совершенствовать приёмы работы акварелью.

Описание разработки

Учебно-воспитательные цель и задачи:

учить детей любоваться красотой, яркостью осенней природы; учить рисовать ветку с натуры, используя правила композиции – расположение рисунка на листе бумаги в зависимости от его размеров и необходимости зрительного равновесия форм, цвета; понимать цветовые отношения, использовать контрастные краски в работе, совершенствовать приёмы работы акварелью.

Материалы к уроку:

Для учащихся: альбом, простые карандаш, ластик, акварельные краски, баночка для воды, кисти.

Ход урока:

1. Орг. момент.

Мы в лес за наукой

Смекалку, фантазию нашу возьмём.

Дорогой с пути никуда не свернём,

Но чтобы лес нам скорее достичь,

Должны мы по тропке

2. Беседа

- Ребята, отгадайте загадку.

Пусто в поле, дождь идёт.

Ветерок срывает листья.

С севера туман ползёт,

Тучи грозные нависли.

Птицы движутся на юг,

Чуть крылом касаясь сосен.

Догадайся, милый друг,

Что за время года? - .

- Какие признаки осени вы знаете? (Осенью холодно, опадают листья, трава желтеет, идут дожди, птицы улетают на юг, животные готовятся к спячке, а некоторые животные меняют окраску)

Деревья меняют свой наряд в зависимости от времени года. Летом они покрыты зелёной листвой. Осенью увядающие жёлтые листья опадают. Зимой ветки дерева покрыты снегом. Весной на ветках набухают почки и распускаются листья. (Показ иллюстраций деревьев в разное время года.)

Мир растений настолько разнообразен и огромен.

Но даже в этом огромном мире особое для человека место занимают деревья, поскольку очень многое связывает людей с этими растениями - это и древнейший строительный материал, и источник продовольствия и многое, многое другое.

Осень. Излюбленная пора года для многих писателей и поэтов - сколько произведений посвящено ей, не счесть. Кто-то находил в ней покой и очарование, кто-то - меланхолию и фатализм, но устоять перед осенью удавалось немногим.

В фольклоре много упоминаний об осени - после сбора урожая у крестьян появлялось свободное время, которое не грех было скоротать за сочинительством загадок, потешек, стихов под неторопливый шум осенних дождей. Немало об осени и примет, большая часть которых, пытается предсказать холодность зимы и засушливость будущей весны. Эти приметы, безусловно очень важные для людей вещи, зачастую укладывались в довольно шутливые формы.

Пословицы, поговорки, приметы и стихи про осень

Как лето со снопами, так и осень - с пирогами.

От осени к лету назад поворота нету.

Если осенью паутина стелется по растениям - это к теплу

Осенью птицы летят низко - к холодной, высоко - к теплой зиме.

Если листопад пройдет скоро, надо ожидать суровой зимы.

Осень - запасиха, зима - подбериха.

Осенью и воробей богат.

Стихи про осень (выставка книг)

3. Федоровская

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник и зарделись клены

В пурпуре осеннем. Только дуб зеленый

Утешает осень: - Не жалейте лето!

Посмотрите - роща золотом одета.

4. Объяснение материала, рисунок на доске.

Рассмотрите и опишите веточки с осенними листьями.

- Какие краски присуще осенней природе?

- Какие цвета выглядят сочными, яркими?

- А какие наоборот спокойными, приглушёнными?

1. Демонстрация, как получить близкие и контрастные цветосочетания. (Использование цветового круга)

Цвета, стоящие рядом друг с другом в цветовом круге, словно сливаются, перетекают один в другой. Например, жёлтый - оранжевый- красный или зелёный- голубой – синий. Это близкие цвета. А цвета, расположенные друг напротив друга, будут выглядеть ещё ярче. Например, жёлтый – синий или красный – зелёный или оранжевый – голубой. Такие сочетания цветов называются контрастными.

2. Упражнения по составлению близких и контрастных цветов.

3. Этапы изображения ветки с листьями, учитель объясняет на доске. (Схема рисования листьев)

1 этап - продумать размещение рисунка на листе бумаги.

2 этап - карандашом наметить основные элементы - ветку, черешки листьев.

3- этап – акварелью прорисовать листья, используя приёмы вливания цвета (в основной тон листа добавляем дополнительный цвет, например, в жёлтый- коричневый, зелёный, оранжевый и т.д.)

Заполнить фон, используя контрастные листья цвета.

Схемы рисования листьев, веток и деревьев (берёза, дуб, клён)

1. При рисовании листьев обратите внимание, что жилка переходит в черенок. Заметьте также, что средняя жилка некоторых листков делит их точно пополам.

Чтобы нарисовать листок, сначала нарисуйте овал. Затем проведите среднюю линию и слегка наметьте обе половинки. Проверьте точность рисунка, а затем прорисуйте половинки более чётко. Теперь добавьте по краям листка зубчики.

Раскрашивая листок, помните, что жилки светлее самого листка.

Дубовый лист можно начать рисовать с зауженного книзу овала. Посередине овала проходит жилка, переходящая в черенок листа. Края дубового листка напоминают волны.

3. Рисование кленового листа начнём с отображения его формы. Затем нужно найти узел всех жилок листа (у кленового листа пять основных жилок, вокруг каждой из которых расположен как бы отдельный листок) и наметить их направление. Потом прорисовать зубчатые края.

4. Теперь попробуем нарисовать ветку с листьями. Сначала рассмотрите её: сколько на ветке листьев, как они расположены относительно ветки, какого они размера, все ли они видны целиком, какая у листьев форма, какие листья кажутся темнее, какие светлее, одинакового ли листья цвета? Ответив на эти вопросы, приступайте к рисунку по первой схеме. Приступая ко второму этапу, проследите направление жилок и краевых зазубринок на каждом листе. Закрашивая рисунок, отобразите светом и тенью объём и окраску листьев.

5. Самостоятельная работа учащимися. (Звучит музыка)

Во время самостоятельной работы учащимися проверяем:

- рисовать от общего к частному;

- передать контрастные цветосочетания;

- приёмы рисования акварелью.

7. Итог урока.

Насколько вам удалось передать цветовую гамму в рисунке?

9. Уборка рабочего места.

Весь материал - в документе.


-75%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Осенние мотивы.(Осенняя ветка смородины ).

Учебно-воспитательные цель и задачи :

учить детей любоваться красотой, яркостью осенней природы; учить рисовать ветку , используя правила композиции – расположение рисунка на листе бумаги в зависимости от его размеров и необходимости зрительного равновесия форм, цвета; понимать цветовые отношения, использовать контрастные краски в работе, совершенствовать приёмы работы гуашью.

Оборудование к уроку: альбом, гуашь, баночка для воды, кисти, салфетки, листики смородины.

Ход урока:

1. Орг. момент.

Проверим готовность к уроку. На уроке изобразительного искусства я желаю вам хорошего настроения и творческих успехов в работе!

2. Актуализация знаний

- Ребята, отгадайте загадку.

Пусто в поле, дождь идёт.

Ветерок срывает листья.

С севера туман ползёт,

Тучи грозные нависли.

Птицы движутся на юг,

Чуть крылом касаясь сосен.

Догадайся, милый друг,

Что за время года? - .

- Какие признаки осени вы знаете? (Осенью холодно, опадают листья, трава желтеет, идут дожди, птицы улетают на юг, животные готовятся к спячке, а некоторые животные меняют окраску)

Деревья меняют свой наряд в зависимости от времени года. Осенью увядающие жёлтые листья опадают.

Осень. Излюбленная пора года для многих писателей и поэтов, художников и композиторов. Сколько произведений посвящено осени. Кто-то находил в ней покой и очарование, кто-то - меланхолию и фатализм, но устоять перед осенью удавалось немногим.Одним из таких художников был Иссак Ильич Левитан.

- Какие краски использовал художник ,чтобы мы поняли, что стоит ясный, теплый осенний день?

- Какие цвета выглядят сочными, яркими?

- А какие наоборот спокойными, приглушёнными?

Левитан создал широкую картину: уходящую вдаль спокойную реку,по берегам которой стоят позолоченные осенью берёзки. Светлое небо, с проплывающими изредка белыми облаками. Чувствуется свежесть, прозрачность воздуха.

-Кому захотелось побывать в этом уголке природы?

А также фольклоре много упоминаний об осени - после сбора урожая у крестьян появлялось свободное время, которое не грех было скоротать за сочинительством загадок, потешек, стихов под неторопливый шум осенних дождей. Немало об осени и примет , пословиц и поговорок

Осень - запасиха, зима - подбериха.

Осенью и воробей богат.

От осени к лету назад поворота нету.

Если осенью паутина стелется по растениям - это к теплу

Осенью птицы летят низко - к холодной, высоко - к теплой зиме.

Если листопад пройдет скоро, надо ожидать суровой зимы.

4. Объяснение материала, рисунок на доске.

фитопечать – печать растения. Слайд 2,3. 2.

Понятие слова печать (где используется) подтверждает важность документа.

Фитопечать -еще один вид творчества, весьма многогранный способ создавать шедевры, Его могут делать даже самые юные художники. Хотя этим нетрадиционным видом живописи серьезно увлекаются вполне солидные творческие люди, ведь он позволяет мыслить широко и находить необычные применения в украшении дома и дизайна. Можно сказать, что фитопечать взрослеет параллельно с художником, чем он старше, тем более интересные и сложные работы получаются. А еще в процессе занятий фитопечатью можно легко и доступно изучать растительный мир. Названия растений.

- А сейчас послушайте стихотворения и определите что мы будем изображать в своих работах?

Что за куст такой душистый,( Слайды)
Лист резной и бархатистый?
Ягодки-подруженьки,
Черные жемчужинки.

За день нами пройдена
Красная смородина
Вся рубинами искрится,
Ягод, столько не приснится!

У забора вроде бы,
Тоже куст смородины
Ягода вся белая,
Не пугайтесь, спелая!

Листья какого кустарника перед вами? ( смородина)

-Посмотрите как осень раскрасила веточки смородины. Листья могут быть желтыми, бордовыми, красными, а может лист быть и зелёным с переходом в бордовый( слайды)

Не забывайте о том, что мы должны композиционно правильно расположить свой рисунок.

-Как правильно расположить лист? Горизонтально или вертикально?

-Наметим основные элементы - ветку, черенки листьев.

-Покрываем листовую пластину красками , вы смотрели как выглядит осенняя ветка.

1 вариант: покрываем зелёной краской весь листок, затем пока краска не высохла, наносим с краю или посередине жёлтую краску. И наоборот.
2 вариант: покрываем красной краской, затем добавляем жёлтую и наоборот.
3 вариант: покрываем зелёной краской, затем добавляем красную и наоборот

Дополним свой рисунок гроздью ягод. Чем выше ягоды, тем они крупнее.

- Обязательно покажем блик, чтобы придать нашему рисунку объем.

6. Самостоятельная работа учащимися. (Звучит музыка)

7. Итог урока.

Ребята, скажите, что мы сегодня рисовали? Что оказалось сложным, а что легко далось? Как вы думаете, получилось у нас побыть самыми настоящими художниками? Ваши натюрморты такие красивые, что я предлагаю устроить выставку.

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда не активна


Цель урока: Научиться рисовать ветку с натуры.

образовательные:

-знакомство с одним из основных жанров изобразительного искусства – натюрмортом;

-знакомство с прекрасным красочным миром;

-учиться смотреть и видеть;

-видеть прекрасное в жизни и в искусстве;

-познакомить со схемой рисования ветки березы;

-познакомить с особенностями листьев разных деревьев;

-дать понятие холодных и теплых цветов;

-дать понятие основных и дополнительных цветов;

развивающие:

-развивать навыки работы с акварелью, предварительно выполнив схему рисунка карандашом;

-способствовать дальнейшему развитию графических навыков в изображении растительного мира (наклон, светотень и т.д.);
- развития эмоционального, бережного отношения к миру природы;

воспитательные:

-формирование культуры общения и воспитания художественного вкуса, любви к природе;

-привить учащимся аккуратность, усидчивость, трудолюбие.

Тип урока: Рисование с натуры

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения: словестно-наглядные, ТСО (компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска).

Оборудование к уроку для учителя: пособия для рисования ветки, листьев, раздаточный материал, осенний букет из живых веток кустарников и деревьев, гербарии листьев простых и сложных, предмет натурной постановки – ветка березы.
Оборудование к уроку для учащихся: бумага, акварель, карандаши, кисти, палитра, баночка для воды, бумажные салфетки, резинка.


План урока

1. Организационный момент.

2. Объявление темы и задачи урока.

3. Объяснение темы с показом презентации.

Погружение учащихся в атмосферу и настроение осени:

показ фотографий пейзажей осеннего леса;

вспоминание учащимися поговорок и загадок про осень.

4. Объяснение учебного задания рисования ветки с натуры с передачей характерных особенностей ветки, формы и цвета листьев. Передача разноцветия осенней листвы методом вливания цвета в цвет. Холодные, теплые цвета. Смешанные, дополнительные цвета.

5. Самостоятельная работа учащихся.

6. Коллективный анализ детских рисунков.

7. Выставка детских работ в классе на магнитной доске или на стенде.

Ход урока

Приветствие детей. Подготовка учащимися рабочих мест.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Приготовьте свои рабочие места. Какое сейчас время года?
- Осень.

- Сегодня на уроке мы будем говорить об осени. Скажите, какие Вы знаете осенние месяцы.
- Сентябрь, октябрь, ноябрь.

-1 сентября вы приходите в школу и это первый день осени. Еще ярко светит и ласково греет солнце. Листва на деревьях зеленая, но уже начинают желтеть листья на некоторых видах деревьях. В нашей стране очень много лесов. Мы ходим в лес на прогулки, за грибами и ягодами, на пикники. Листва деревьев выделяет кислород полезный для здоровья. Леса нужно оберегать, не засорять, убирать за собой мусор после пикников, не ломать бессмысленно ветки и цветы. Какие деревья растут у нас в лесах?
Ответы детей

- А какие самые распространенные?
- Береза и ель.

-Вспомним, какие ветки у березы?
-Тонкие. Они гнутся и свисают вниз. Делятся на еще более тонкие веточки. При ветре раскачиваются в разные стороны.

- И вы мне сейчас скажете, какое дерево символизирует Россию?
- Береза

- Правильно. А какую страну символизирует клен?
- Канаду.

- Кто знает, оливковое дерево – символ какой страны?
- Греции.

- Молодцы. Мы будем говорить сегодня о нашей березе. Давайте подумаем и вспомним, где можно использовать ветки березы?
- Делать березовые веники, топить печку. А раньше, в старые времена, писали на бересте и делали из нее лапти и посуду.

- Осенью листья на деревьях окрашиваются в багряные и желтые цвета. По литературе вы учили стихотворение А.С. Пушкина про осень. Давайте хором все вместе прочитаем его.
А теперь посмотрите, какого цвета листья березы на нашей ветке.

- На предыдущем уроке Вы получали домашнее задание вспомнить поговорки про осень. Что вы вспомнили?

- Молодцы. А загадки, какие вы знаете про осень?

Посмотрим, как осень раскрасила листья на ветках. Если день солнечный и солнца много, то цвета теплые и желтые, и зеленые. Если идет дождь, небо хмурое и солнца уже нет, то цвета уже холодные. Посмотрите это на примерах (показ презентации на интерактивной доске).

А теперь скажите, какие вы знаете основные цвета?
-Желтый. Красный. Синий.

-Какие дополнительные цвета? Какие краски надо смешать, чтобы их получить?
-Оранжевый. Зеленый. Фиолетовый.
Отвечают дети, смотря на экран доски.

-Сегодня при выполнении работы вы на бумаге акварельными красками будете пробовать вливание одного цвета в другой.

На столе у нас с вами в вазе стоят осенние ветки с разных деревьев и кустарников, которые растут в нашем районе. Рассмотрите, какие у них листики?
-Красные. Коричневые. Зеленые. Желтые.

-Если рассмотреть цвет одного листика, то цвет у него неодинаковый. Вот у березы он зеленый с желтым. А теперь рассмотри форму листков. Если одна пластина листка. То это простой лист. Это береза, осина, орешник. Посмотрите на гербарий, который Вы делали на уроках окружающего мира и природоведения. А вот лист шиповника, рябины, земляники, клубники сложный, он состоит из нескольких пластин.

А сейчас мы будем рассматривать веточку березы, которую будем рисовать. Она прикреплена у нас на доске. Как веточка расположена? Вертикально, горизонтально, наклонно?
-Под наклоном.

-Сколько листьев на ветке?
Дети считают и отвечают.

-Все ли листья на ветке одинакового размера?
Ответ детей.

-Видим ли мы все листья целиком или некоторые закрывают другие?
Ответ детей.

-Какая форма у листьев?
Ответ детей.

-При рисовании листьев обращаем внимание на то, что если некоторые листочки сложить пополам по средней жилке, то обе их половины будут одинаковыми. Это как на уроках труда, вы делаете выкройку, а потом вырезаете материал, сложив его пополам. Эта средняя линия называется осью симметрии. Она делит изображение пополам на две одинаковые части. Обратите внимание, что средняя жилка на листке переходит в черешок – ножку листка.

Наша задача на урок – правильно на Вашем листке бумаге нарисовать веточку березы и раскрасить ее осенней цветовой гаммой.

Посмотрите, на листе у вас лежит раздаточный материал рисования ветки с листьями и рисования отдельных листков березы. Сначала надо нарисовать карандашом схему ветки, листки, а потом раскрасить красками.

Теперь рисуем ствол ветки. Располагаем на листе под таким наклоном, как он у нас прикреплен к доске (карандашом очень сильно не нажимаем). Дальше намечаем места, где прикрепляются листики к ветке. Посмотрите на работы, которые висят на доске, где расположение ветки выполнено неправильно. В одном месте ветка очень маленькая и осталось очень много свободного поля - неправильная композиция в листе. На другой работе ветка очень смещена в одну сторону, в одной стороне листа, это тоже неправильная композиция в листе.

Намечаем веточку у себя на листе правильно, с таким наклоном как у нас на доске. Намечаем, как прикрепляются листики. Обратим внимание, что часть листьев идет в стороны от ветки, а часть свисает вниз. Размер листочков различен: одни шире, другие уже, мельче. При рисовании проследим направление жилок и зазубренок на каждом листке. Обратим внимание, что жилка переходит в черешок, постараемся так и рисовать. Посмотрим внимательно на раздаточный материал, который лежит у вас на столе, как рисуется листик и черешок.

Чтобы правильно изобразить лист березы сначала нарисуем овал. Проведем среднюю жилку и слегка наметим обе половинки. Проверим, и тогда только нарисуем более четко. Затем сделаем по краям зубчики. А теперь, чтобы приступить к работе акварелью, посмотрим сначала, как смешиваются краски и какие получаются цвета. Какие краски будем брать?

-Зеленую, желтую, коричневую, красную.

-На палитре пробуем краски смешивать. Добавим в зеленую краску желтую и получим теплый цвет. Если добавить в зеленую краску синюю получится холодный цвет. Перед тем, как рисовать краской слегка смочим бумагу кисточкой водой и по мокрому будем закрашивать листики (показ на доске). Середина у наших листьев зеленая, края желтые. Если мы хотим высветлить середину листка, где проходит средняя жилка, нужно мокрым концом чистой кисти нарисовать водой эту светлую полоску (кисть надо держать вертикально) и затем быстро промокнуть бумажной салфеткой. А можно сделать прожилки, используя восковые светлые мелки, тогда до закрашивания акварелью провести острым восковым мелком тонкую среднюю линию (прожилку), но по сухой бумаге до смачивания водой. Так вы делали в начальной школе на уроках рисования. Задания на урок всем понятны? Что мы должны нарисовать?

-Итак, цель нашего урока – нарисовать ветку березы.

До того, как мы начнем раскрашивать, давайте сделаем физкультминутку. Встаем около своих мест. Хором говорим и работаем пальчиками и кистями рук.

-Встряхнули руками. Садимся и приступаем к работе с красками.


Во время работы учеников учитель ходит по классу. Осуществляет контроль и оказывает необходимую помощь. Просматривает работы с указанием на ошибки.

За 5- 7 минут до окончания работы (до конца урока) учитель предупреждает учеников, что скоро надо заканчивать работу над натюрмортом. В самом конце урока подводится итог работ. Встают ученики первой колонки у доски, лицом к классу, и показывают свои работы. Весь класс, оставшиеся дети, смотрят, анализируют, говорят про ошибки. Потом меняются местами, вторая и третья колонка. Выбирают лучшие работы. Все садятся.

-Итак, ребята, что мы сегодня нарисовали на уроке?

-Мы нарисовали осеннюю ветку с натуры.

Ученики открывают дневники. Учитель проходит и оценивает работы. Ставятся только 4 и 5. Ошибки указывает. Но всех хвалит. Лучшими работами оформляется стенд в классе. Затем, после урока, проставляются отметки в электронный журнал.

Читайте также: