Конспект урока измерение фигуры человека

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Измерение фигуры человека. 5 класс

Образовательные - ознакомить учащихся, с историей фартука, с правилами снятия мерок. Научить правильному измерению фигуры человека.

Развивающие - развивать у школьников пространственное представление о линиях, мысленно проводимых на фигуру человека через ориентированные точки. Научить определять положение этих линий по отношению друг к другу (снимать мерки).

Воспитательные - формировать у учащихся точность, внимание, сосредоточенность и аккуратность при выполнении работы, коммуникативность, умение работать в парах.

Тип урока: комбинированный.

Методы проведения урока: объяснительно – иллюстрационный, репродуктивный, частично-поисковый.

Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, сантиметровая лента, раздаточный материал.

Планируемые результаты:

Формирование представлений о мире профессий.

Формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач.

Применение теоретических знаний на практике;

Организация деятельности учащихся по изучению и закреплению способов действий.

Метапредметные:

Регулятивные : умение определять и формулировать цель и задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Умение осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенного задания, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Познавательные : самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, проводить сравнительный анализ задания, произвольно строить речевое высказывание в устной форме, делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата

Коммуникативные :

- практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности:

действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;

-устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;

-удовлетворительно владеть нормами и техникой общения;

- установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы , эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации;

-построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;

- создание условий для развития у школьников умения работать в сотрудничестве и во времени.

Личностные :

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;

выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;

Организационный момент: проверка готовности к уроку, рапорт учащихся .

(Организую деятельность учащихся к эффективной работе на уроке.)

Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Слушать меня поторопитесь.

Сегодня я вас удивлю

С литературного рассказа урок начну

Вопрос учащимся ? Кто герой нашего урока? Ответ фартук.

Фартук (или передник) – широко распространенная и почти не изменяющаяся часть одежды с древнейших времен до наших дней. Его история начинается с Древнего Египта. Мужчины, состоящие на государевой службе, пользовались примитивной драпировкой, прикрепленной спереди к поясу. С течением времени передник становится повсеместно распространенным видом одежды. Держался он на поясе, а средняя часть имела трапециевидную, треугольную или веерообразную форму. Эта часть одежды играла очень важную роль и в церемониальном облачении правителей, о чем свидетельствуют многочисленные памятники .С Востока передник “перекочевал” и в Европу. Девушка, когда выходила замуж, должна была повязать передник, это говорило, что она замужем. Многие национальные костюмы украшались фартуком. Не только богатые носили фартуки. В старину нередко одежда, в которой простые люди работали, была у них единственной, поэтому в их туалетах важную роль играл фартук. Скорее всего, фартук стал первым предметом одежды, надевавшимся специально для работы. Он использовался людьми самых разных профессий.

Учитель: И в наше время фартук нужен не только дома, на кухне.

Вопрос: Людям, каких профессий необходим фартук?

Проблемный вопрос: Учитель предлагает двум ученицам выйти к доске и примерить фартук. Учащиеся видят, что на одной девочке фартук сидит хорошо, а другой он мал.

Давайте повторим пройденный материал.

К соединительным швам относятся: стачной взаутюжку, вразутюжку, на ребро.

Существуют швейные машинки с : ручным приводом, ножным приводом, электрическим приводом, карамельным приводом.

Сырьем для производства хлопчатобумажной ткани случит шерсть.

Соединение двух или нескольких слоёв материала строчкой называется швом.

Учитель: Молодцы, с заданием справились.

Как вы думаете достаточно ли у нас знаний для изготовления фартука?

Ответ: нет не достаточно, нужно знать измерение фигуры

А какие задачи мы должны определить сегодня на уроке?

Вопрос: Что знаем, что умеем, что нужно знать

Ответ учащихся.

Определение задачи урока:

1.научится правильно измерять фигуру человека и правильно записывать мерки.

2.развивать в себе такие качества, как точность, внимание, сосредоточенность и аккуратность при выполнении работы.

3. изучить правила снятия мерок.

Девиз нашего урока : Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Для измерения фигуры служит сантиметровая лента. придумал в 1847 Алексис Лавинь — мастер-портной французской императрицы Марии-Евгении, основатель первой в мире школы моды Esmod, которая существует и по сей день.

Изготавливается лента из полотна или клеенки. Длина ее 150 см, ширина – 2 см.

На концах ленты – металлические заклепки, предохраняющие ее от износа. Чтобы избежать неточности при измерении, нужно пользоваться одной и той же сантиметровой лентой.

Для правильного снятия мерок нужно знать расположения основных точек и линий на фигуре человека . Эти линии называются конструктивными.

Учащимся предлагается вообразить гладкую поверхность воды и человека, постепенно выходящего из нее на берег:

Первый раз человек остановился, когда из воды выглядывала голова и шея – этот уровень принято называть линией шеи:

Второй раз человек остановился, когда вода дошла ему до передних углов подмышечных впадин – эту линию принято называть линией груди;

Третий раз человек остановился, когда вода дошла до самого узкого места туловища - эту линию принято называть линией талии;

Четвертый раз человек остановился, когда вода была на уровне выступающих точек ягодиц - эту линию принято называть линией бедер;

Пятый раз человек остановился, когда вода была на уровне середины колена - эту линию принято называть линией колена.

Все эти линии принято называть конструктивными и учитывать при измерении фигуры человека

Задание № 2 на изображенной фигуре человека определить конструктивные линии и подписать название.

Правила снятия мерок: инструкционная карта

(работа учащихся с рабочей тетрадью, с комментариями учителя)

Мерки снимают по правой стороне фигуры.

Талию предварительно опоясывают шнурком.

Стоять надо прямо, без напряжения.

При измерении фигуры сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять.

Сначала снимают мерки обхватов и ширины, затем мерки длин.

Для записи результатов существуют условные обозначения: О – обхват; С – полуобхват; Д – длина. Подстрочный знак указывает участок измерения (Ст).

Учитель предлагает учащимся внимательно посмотреть на готовое изделие и попробовать определить из каких геометрических фигур состоит фартук с нагрудником и какие размеры будут необходимы для построения чертежа данных фигур.

Учащиеся определяют , что необходимо знать длину и ширину.

Инструкционная карта: Измерение фигуры. Мерки

Измеряем полный обхват фигуры а записываем в половинном размере.

Ст – полуобхват талии (снимается для определения длины пояса).

Сб – полуобхват бедер (снимается для определения ширины фартука).

Дн – длина нагрудника (снимается для определения длины нагрудника).

Ди – длина нижней части фартука (снимается для определения длины

Для чего снимают мерки с фигуры человека? (для построения чертежа)

С помощью чего снимают мерки? (сантиметровая лента)

Какие линии фигуры относятся к основным? (линия шеи, линия груди, линия талии, линия бедер, линия колен)

Какие мерки необходимо снять для построения чертежа фартука? (полуобхват талии, полуобхват бедер, длина изделия)

По какой стороне фигуры снимают мерки? (по правой)

Какие мерки снимают в первую очередь: мерки обхватов или мерки длин? (мерки обхватов, потом мерки длин)

Как правильно нужно измерять сантиметровой лентой? (не натягивать, не ослаблять)

Как нужно правильно стоять, когда снимают мерки? (прямо, без напряжения)

Чем опоясывают талию перед измерением? (шнурком, тесьмой)

10)Какие мерки записывают полностью? (мерки длин)

11)Какие мерки записывают в половинном размере? ( обхватов)

12)Как обозначаются мерки: полуобхват талии, полуобхват бедер, длина изделия? (Ст, Пб, Ди)

- Молодцы, прекрасно справились с заданием!

1.Работа выполняется в виде игры “Ателье” (заказчик и приемщик заказа).

2.Практическую работу по снятию мерок проводим по парам, т. е. по2 ученицы: первая снимает мерки (приёмщик заказа) со второй (заказчик) и записывает их в тетрадь (“Мои мерки” для заказчика).

Практическая работа выполняется согласно инструкционным картам.

снимается для определения длины пояса

снимается для определения ширины фартука

снимается для определения длины нагрудника

снимается для определения длины фартука

В ходе практической работы учитель осуществляет контроль, делая целевые обходы.

1. Первый обход – проверка организации рабочего места, соблюдение правил снятия мерок.

2. Второй обход – проверка правильности выполнения трудовых приемов работы, оказание дифференцированной помощи учащимся.

3. Третий обход – проверка завершающего этапа работы и осуществление учащимися самоконтроля.

По окончании работы учитель проверяет правильность и точность выполненной работы.

Вопросы и задания для закрепления (5 мин)

Карточка-задание.

Мерки снимают по ………… стороне фигуры.

Талию предварительно опоясывают …………

При снятии мерок измеряемый должен стоять ………..

При измерении сантиметровую ленту не следует……….. и …………….

Мерки длины записывают …………………..

Мерки обхватов записывают ……………….. размере.


Урок технологии поможет дать учащимся пространственные представления о линиях, мысленно проводимых на фигуре человека, научит определять положение основных линий.

Описание разработки

Цель:

Образовательная: Дать учащимся пространственные представления о линиях, мысленно проводимых на фигуре человека. Научить определять положение основных линий.

сформировать правильные приемы измерения фигуры человека. Историческая справка.

Воспитательная: Формировать точность, добросовестность и взаимопомощь при выполнении работ.

Развивающая: Развитие творческого интереса к предмету.

раздаточный материал, инструкционная карта.

Инструменты и приспособления: сантиметровая лента и шнурок (узкая тесьма, резинка) для опоясывания талии.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Подготовка к уроку.

3. Объяснение новой темы урока.

4. Закрепление нового материала. Заключительный инструктаж.

5. Домашнее задание.

Конструирование одежды это новая тема для вас. Открываем тетради и записываем тему урока. На протяжении нескольких уроков, изучим раздел конструирование.

А сегодня мы с вами изучим фигуру человека и научимся снимать мерки.

С начала исторические сведения.

К вам вопрос. Зачем люди носят одежду?

Одежда возникла с появлением человека на земле. Человеку необходимо было защищать свое тело от холода и дождя, палящих лучей солнца и беспощадного ветра. В первобытные времена одеждой человеку служили звериные шкуры, или одежда, сшитая из них. Иглы изготавливались из рыбных и других костей, сшивали шкуры нитками из жил.

Была ли тогда мода? На волчьи шкуры или леопардовые? Люди украшали свои одежды из звериных шкур ракушками и бусами. С самого начала человек хотел выглядеть как можно более привлекательней, и одежда помогала ему в этом. Позднее материал для одежды стали получать с развитием растениеводства ( волокна хлопка, льна, конопли) и животноводства( шерсть). С изобретением прялки, а затем ткацкого станка использование этих волокон значительно расширилось. Полотнища тканых материалов стали перегибать пополам и сшить, оставляя по бокам не зашитые щели для рук, а в центре сгиба прорезали отверстия для головы. И подвязывались поясом. И это была стабильная веками не менявшаяся форма одежды. А разные народы древние римляне и греки, скифы и монголы, индусы, китайцы имели свои только ими принятые, вполне определенные виды одежды. Внешний вид одежды видоизменялся, вместе с цивилизацией менялись взаимоотношение человека с окружающим миром, его понятие о комфорте и красоте. Переход к современной моде прошел столетия.

Современная мода многообразна, практична, удобна, отвечает быстрому ритму жизни в постоянно меняющемся мире.

Всю одежду можно разделить по назначению: Бытовая и производственная.

Бытовая одежда: Повседневная, торжественная, спортивная.

Производственная одежда: Технологическая, форменная, специальная (рабочая одежда)

Одежда может многое рассказать о том , чем занимается ее владелец, мы никогда не примем летчика за санитара. А пожарника за космонавта. Даже если какая, то профессия не предусматривает ношения служебной формы, как правило. Все же предусматривает определенную манеру одеваться. Скажем управляющий банком, удивит своих сослуживцев, если вдруг появится на работе в тенниске и кроссовках.

Рабочая одежда служит для защиты одежды человека от загрязнений.

Требования, которым должна отвечать одежда.

Гигиенические требования - одежда должна быть удобна в использовании.

Эстетические требования - одежда должна быть красивой, модной.

Технологические требования - одежда должна быть прочной, долговечной.

Экономические требования - одежда должна быть доступной по цене.

В старину не редко одежда, в которой люди работали, была единственной, так что важную роль играл фартук. Именно фартук, стал первым предметом одежды, надевавшимся специально для работы. Он использовался людьми самых разных профессий, в нем носили различные инструменты, плоды урожая и прочие нужные вещи. При выполнении домашних работ, уборка квартиры, при приготовление пищи обычно надевают косынку.

Фартуки бывают разные, нарядные для сервировки стола, могут быть дополнением народного костюма.

Мы много с вами говорили о фартуке, скажите, мы можем сесть за швейную машинку в данный момент и сшить фартук? Нет, а что для этого надо сделать?

1. Изучить фигуру девочки.

3. Построить чертеж по своим меркам.

Изучаем, фигуру девочки предлагаю вам вообразить гладкую поверхность воды (звучит красивая мелодия) и человека выходящего из воды,

Мысленно представляем себе положение линий на фигуре человека.

Вертикальные и горизонтальные (показать на манекене).

Физминутка.

А теперь мы можем с вами приступить к пошиву фартука?

Изучаем правила снятие мерок

1. Мерки снимают по правой стороне фигуры.

2. Талию предварительно опоясывают шнурком.

3. При снятии мерок измеряемый должен стоять прямо без напряжения.

4. Мерки снимают сантиметровой лентой. При измерении сантиметровую ленту не

следует натягивать или ослаблять.

5. Мерки длины записывают полностью.

Мерки ширины и обхватов записывают в половинном размере

так как чертеж строят на одну половину фигуры.

Последовательность работы и обозначение мерок.

Ст - Полуобхват талии. Измеряется по самому узкому месту туловища (снимается для определения длины пояса).

Сб - полуобхват бедер. Измеряется по линии бедер горизонтально (снимается для определения ширины фартука).

Дн - длина нагрудника. Измеряется от линии талии вверх выше линии груди (снимается для определения длины нагрудника).

Днч - длина нижней части. Измеряется от линии талии вниз выше линии колена (снимается для определения длины фартука).

Мои мерки Ст Сб Дн Днч

Практическую работу по снятию мерок проводим бригадным методом (по 2 ученицы): первая снимает мерки со второй, записывает их. Потом меняются.

По окончании работы учитель проверяет правильность и точность выполненной работы.

Вопросы и задания для закрепления.

1. По какой стороне фигуры снимают мерки?

2. С помощью какого приспособления снимают мерки?

З. Как записывают мерки длины и обхватов?

4. Как расшифровать буквенные обозначения Днч, Ст, Сб?

5. Какое условие нужно выполнить, чтобы снять Дн и Днч?

Цель была поставлена на получение знания, я считаю, что с целью мы справились, девочки закрепили свои знания на практике.

Домашнее задание: Тетрадь, лист А4, линейка закройщика, чертежные инструменты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить обучающихся с правилами измерения фигуры и снятия мерок, а также способом определения размера изделия; создать условия для расширения представлений о качествах и свойствах предметов; формирования навыков снятия мерок для построения чертежа изделия, определения размера изделия; развития умений анализировать полученные результаты, делать выводы, следовать заданным инструкциям; воспитания культуры труда; обогащения словарного запаса; коррекции речи, культуры общения.

Цели: познакомить обучающихся с правилами измерения фигуры и снятия мерок, а также способом определения размера изделия; создать условия для расширения представлений о качествах и свойствах предметов; формирования навыков снятия мерок для построения чертежа изделия, определения размера изделия; развития умений анализировать полученные результаты, делать выводы, следовать заданным инструкциям; воспитания культуры труда; обогащения словарного запаса; коррекции речи, культуры общения.

Тип урока: комбинированный.

Подготовительная работа: проверить оборудование, подготовить наглядные пособия, дидактический и раздаточный материал, организовать работу дежурных.

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку и состояния рабочих мест, наличие инструментов и принадлежностей.

2. Актуализация опорных знаний.

Учитель. Вспомните, для чего служит одежда? Как она делится по назначению?

Работа с карточками.

Для ношения в различных бытовых условиях и общественных местах

Платье, костюм, белье, пальто, перчатки, рукавицы и пр.

Для создания максимальных удобств при выполнении физических упражнений

Трико, купальник, футболка, тенниска, брюки-леггинсы, горнолыжная куртка, бейсболка, боксинг, лосины и пр.

Для защиты от неблагоприятных производственных факторов и загрязнения

Фартук, костюм сварщика, халат, костюм противоэнцефалитный рукавицы брезентовые, перчатки резиновые, краги, комбинезон, панама противомоскитная и пр.

Указывает на принадлежность к определенному этносу, национальности

Русский сарафан, сари, кимоно, понева, запона, кожух, папаха, кокошник, кичка, кафтан, армяк, камзол и пр.

Указывает на принадлежность к тому или иному ведомству

Гимнастерка, блузка для бортпроводницы, милицейская фуражка, летная куртка, китель, костюм поварской, костюм охранника, жилет монтажника, шинель, пилотка, костюм кинолога, галстук форменный, тельняшка и пр.

3. Изучение нового материала.

Тема урока: Снятие мерок.

(запись на доске, запись в тетради)

Сегодня на уроке вы познакомитесь с новыми понятиями:

Ориентирные точки фигуры, обхват шеи, обхват груди, обхват талии и обхват бедер. Научитесь снимать мерки с человека.

Учитель. Для того чтобы шить одежду, нам необходимо снять мерки с фигуры человека, на которого эта одежда будет сшита. На основе этих мерок строится чертеж, затем готовится выкройка и… продолжите, пожалуйста, какие операции следует произвести, прежде чем ткань станет швейным изделием. (Ответы обучающихся.)

– Конструирование – это создание одежды с помощью расчётов и чертежей. Процесс конструирования включает в себя:

ь измерение фигуры человека и запись мерок;

ь расчёт и построение базового чертежа;

Конструирование одежды такая же сложная наука, как конструирование, например, кораблей или самолетов. Только в одежде меньше деталей. Нужно представить тело человека в деталях, как бы развернуть его. Так как реально это сделать невозможно, то все надо посчитать, измерить, понять. Это задачи модельеров-конструкторов. Модельер-конструктор чертит основу конструкции модели, делает рабочие лекала, по которым вырезается и в последующем уточняется макет будущей модели. Составляет карты на разрабатываемые модели с рекомендациями по подбору материалов, кожи, фурнитуры. По отдельным видам изделий создает базовую конструкцию модели с рекомендациями для предприятий по их серийной разработке. Вместе с художником-модельером подбирает цветовые сочетания материалов, помогает найти наилучшую форму для новых моделей.

В древние времена одежду не кроили, она представляла собой кусок ткани, обернутый вокруг тела: набедренные повязки египтян, драпированная одежда древних греков и римлян. Затем одежду стали сшивать из прямоугольных кусков: так выполнены римская туника, рубахи Древней Руси.

Получение выкроек деталей в течение многих веков осуществлялось муляжным методом без каких-либо расчетов, путем объемного макетирования одежды из куска ткани на фигуре человека. При всей простоте этого метода он являлся трудоемким, требующим высокой квалификации исполнителя.

С развитием производства готовой одежды потребовался новый подход к процессу кроя. В 1818 году лондонский закройщик француз Мишель изобрел первую систему кроя.

В наши дни из различных способов конструирования наиболее широкое применение получили муляжный и расчетно-графический. При муляжном способе детали изготавливают, накладывая ткань на манекен или фигуру. При расчетно-графическом способе строят чертежи изделий на основе измерений фигуры.

Снятие мерок – очень ответственный процесс. Снимать их нужно максимально точно и аккуратно. Любая неточность измерений потом про-явится в готовом изделии. Если будут допущены ошибки, сшитое по неточным меркам изделие никогда не будет хорошо сидеть на фигуре. По-этому, снимая мерки, необходимо обращать внимание на строение фигуры данного человека, на возможные отклонения ее от принятой нормы – сутулость, несимметричность и др. Для фигур с отклонениями от нормы снимают большее число мерок, чем для пропорциональных. Особенности телосложения необходимо учитывать уже при выборе фасона изделия, его оптимальной формы.

Для правильного снятия мерок определены ориентирные точки фигуры человека, через которые мысленно проводят горизонтальные линии. Вы это можете увидеть, открыв учебник на стр. 54 рис. 21. Давайте посмотрим, какие линии относят к условным линиям фигуры человека.

Линия шеи проходит на уровне седьмого шейного позвонка и высоким точкам плеча это точки 1 и 2.

Линия груди проходит по самым высоким точкам груди и выступающим углам лопаток это точки 4 и 7.

Линия талии проходит по самому узкому месту туловища это точка 5.

Линия бедер проходит по наиболее выступающим точкам сбоку и сзади это точка 6.

Измерение фигуры производят на основе этих линий.

Для снятия мерок необходима сантиметровая лента, её изобрел в 1810 году французский портной. Изготавливается лента из клеёнчатых материалов длиной 150 см. На концах – металлические заклепки, предохраняющие от износа и придающие им дополнительную жёсткость. Обычно сантиметровую ленту называют сантиметр. Есть даже такая загадка о нем:

Его сложили много раз,

Но он совсем не зол на нас.

Ведь сделать меньше ростом

Его нам очень просто!

Еще для работы нам понадобятся: булавки, карандаш, таблицы для записей.

Человек, с которого снимают мерки, должен быть одет в белье, в котором он будет носить предполагаемую одежду. Перед снятием мерок завяжите на талии измеряемого шнур или ленту. Измеряемый должен стоять в своем привычном положении, чтобы мерки были сняты как можно более точно. Булавками отметьте самые высокие точки груди и конца плеча. Сантиметровая лента не должна провисать и сильно затягивать. Для записей используются общепринятые сокращения: мерки длины записываются полностью, а мерки обхватов и ширины записываются в половинном размере, так как чертеж строится на половину фигуры. Обязательно поставьте дату снятия мерок, чтобы в будущем контролировать изменение параметров фигуры. Сверяйтесь со старыми мерками каждый раз, когда собираетесь сшить что-нибудь новенькое. Это будет залогом безукоризненной посадки одежды на фигуре. Кроме основных мерок, остальные получаются путем вычисления. (Рассказ с демонстрацией.)

Произведем измерения фигуры:

1. Рост (Р) – вертикальное измерение фигуры от макушки до пят. Самостоятельно измерить рост можно, положив на голову книгу и сделав засечку на стене. Готовые выкройки, как правило, рассчитаны на рост 168 (Европа), 164 или 170 см (Россия).

2. Обхват груди (Ог) – измеряется горизонтально по наиболее выступающим точкам груди.

3. Обхват талии (От) – измеряется горизонтально по фиксирующей ленте на талии с легким натяжением.

4. Обхват бедер (Об) – измеряется горизонтально по наиболее выступающим точкам ягодиц с учетом выступа живота.

5. Длина спины до талии (Дтс) – измеряется от вершины плеча через наиболее выступающую точку лопатки до нижнего края ленты на линии талии.

6. Обхват шеи (Ош) – измеряют вокруг шеи по основанию.

7. Длина изделия (Ди) – измеряют посредине спины от седьмого шейного позвонка до уровня желаемой длины.

Полуобхваты обозначают (С)

Мерки должны сниматься в строгой последовательности, указанной в заранее подготовленной таблице, чтобы избежать лишних движений и перемещений фигуры. Размер одежды определяют по мерке обхвата груди. Вы все знаете свой размер одежды? (Ответы обучающихся)

– Кто знает, как определить свой размер? (Ответы обучающихся.)

– Размер одежды определяют по мерке обхвата груди. Как она измеряется? (Ответы обучающихся.)

– Сегодня у вас есть возможность уточнить свои размеры одежды.

Физкультминутка
(Прослушивание музыки - Релакс под пение птиц у ручья)

Оборудование: рабочие коробки, тесьма для фиксирования линии талии, чертежные принадлежности, тетради.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать у школьников пространственное представление о линиях, мысленно проводимых на фигуру человека через ориентированные точки. Научить определять положение этих линий по отношению друг к другу (снимать мерки). Ознакомить с правилами снятия мерок

Формировать у учащихся точность, внимание, сосредоточенность и аккуратность при выполнении работы.

Тип урока: комбинированный с презентацией

Методы проведения урока:

Форма урока: групповая, индивидуальная.

Время: 90 минут

Оборудование и наглядные пособия: линейка, угольник, карандаши, линейка закройщика, модели фартуков, сантиметровая лента и шнурок (узкая тесьма, резинка) для опоясывания талии, рабочие тетради.

I Организационный момент

1. Проверить наличие учащихся.

2. Проверить готовность учащихся к уроку.

II. Повторение пройденного материала.

На прошлом уроке мы с вами изучали машинные швы.

-На какие три большие группы делятся все машинные швы? (соединительные, краевые, отделочные)

- Определите вид шва. (слайд № 2)

- Что определяет ширина шва?

- Правила по т/б при работе на швейной машине.

III. Изучение нового материала.

- Сегодня мы с вами на уроке познакомимся с видами одежды и со снятием мерок с фигуры человека.

Скажите, пожалуйста, можем ли мы по одежде определить специальность человека? (слайд № 3).

- Назовите рабочую одежду врача, продавца, шахтера, сапожника?

Одежду по назначению подразделяют на произ­водственную, бытовую, спортивную и форменную.

К производственной относится одежда медиков, про­давцов и другая специальная одежда для выполнения различных работ. К бытовой одежде относится повседневная, нарядная, домашняя. (слайд № 4)

К форменной одежде относится форма милиционе­ров, военных, железнодорожников и т. д. К спортивной относится одежда, предназначенная для заня­тий спортом.

(Запись в тетрадь)

В процессе изготовления одежды участвуют следующие спе­циалисты: художник-модельер, который придумывает новые моде­ли одежды и воплощает их в эскизах и готовых изделиях; худож­ник-конструктор воплощает идеи художника-модельера в чертежи и выкройки (лекала); технолог швейного производства, опреде­ляющий способы изготовления швейных изделий с учетом сложно­сти фасона, свойств ткани и современной технологии пошива оде­жды; швея (сейчас эта профессия называется оператор швейного оборудования) непосредственно выполняет швейные операции.

- Вызываю к доске 3 учениц. Вы пришли в магазин и решили выбрать себе фартук. Я продавец и хочу предложить вам примерить некоторые фартуки. Что мы видим? На одной девочке фартук сидит хорошо, другой он мал, а третьей – большой.

Что же здесь не так?

-Что мы должны знать, чтобы купить фартук и при этом не выглядеть смешно. – Да, размер.

Итак, чтобы одежда была удобна и красива, надо шить ее по определенному размеру.

Напишите в тетради однокоренные слова к слову – размер. (отмерить, размерчик, намерить, измерить) Называем по очереди слова. Записываю эти слова на доске.

Для построения чертежа изделия снимают мерки с фигуры человека. Мерки надо снимать точно, иначе чертеж получится не­правильным, и сшитое по нему изделие будет плохо сидеть на фи­гуре. Мерки снимают сантиметровой лентой по определенным пра­вилам.(слайд № 7)

Мерки - это основные размеры фигуры человека, получен­ные путем ее измерения.

Снятие мерок заключается в измерении основных условных линий на фигуре человека. Представьте девушку, которая выходит из воды, и вам легче будет запомнить линии фигуры человека. К основным линиям фигуры относятся: линия шеи, линия груди, линия талии, линия бедер, линия колен. (слайд № 8)

Правила снятия мерок (слайд № 9)_

Мерки снимают по правой стороне фигуры.

Сначала снимают мер­ки обхватов, а затем мерки длин.

При измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять.

На обмеряемом должна быть легкая одежда.

Стоять надо прямо, без напряжения.

Талию предварительно опоясывают шнурком.

Мерки длины записывают полностью, мерки ширины и об­хватов в половинном размере, так как чертеж строят на одну поло­вину

Мерки записываем большой буквой, а измеряемое место маленькими буквами справа.

Учитель демонстрирует и объясняет снятие мерок с фигуры человека.

Обхват шеи. Измеряется вокруг основания шеи.

Обхват груди первый. Сантиметровая лента проходит посередине лопаток, через подмышечные впадины над грудью. В таблице размеров эта мерка обычно не указывается, но для некоторых фигур ее необходимо учи­тывать, также она может понадобиться для корректиро­вания выкроек прилегающих моделей.

Обхват груди второй. Обычно по этой мерке опре­деляется размер плечевых изделий (блузок, жакетов, платьев). Сантиметр проходит посередине лопаток, через подмышечные впадины и по самым высоким точкам груди.

Центр груди. Расстояние между наиболее выпуклыми точками груди. Мерка необходима для определения центра вытачки.

Ширина груди . Над грудью. Расстояние между руками. Мерка нужна для определения ширины полочки.

Высота груди. Эту мерку еще называют положени­ем самой высокой точки груди. Лента идет от точки пере­сечения плеча и шеи, вертикально вниз до самой высокой точки груди. Не снимая сантиметра, можно измерить мер­ку длины переда.

Обхват талии. Мерка измеряется по линии талии, завязанный поясок при этом не должен быть затянут.

Обхват бедер. По этой мерке определяют размер пояс­ных изделий (юбок и брюк). Снимать эту мерку нужно тща­тельно, поскольку у разных фигур эта часть тела имеет раз­ную форму. Есть фигуры с высоко или низко расположенным тазом, с большей или меньшей выпуклостью живота. Мерку снимают по выпуклым частям бедер с учетом выпуклости живота, сантиметр проходит горизонтально примерно на 18— 23 см (в зависимости от роста) ниже линии талии. Для фигур с сильно выступающим животом эту мерку снимают, приста­вив линейку вертикально к самой выступающей его точке, а сантиметровая лента проходит, обходя линейку.

Длина переда. Мерку снимают от точки пересече­ния плеча и шеи, через самую высокую точку груди и вниз до линии талии спереди.

Длина спины до талии. Измеряется от седьмого шейного позвонка вертикально вниз до линии талии. Сняв эту мерку, сразу снимают мерку общей длины изделия.

Ширина спины. Над лопатками. Расстояние между руками. Мерка нужна для определения ширины спинки.

Длина изделия общая. Мерку снимают от седьмого шейного позвонка вдоль спины до линии талии, как и предыдущую. Далее, не передвигая сантиметровую лен­ту, а придерживая пальцем ее конец на талии, измеряют до предполагаемой длины изделия.

Длина юбки. Для стандартной фигуры измеряется от линии талии со стороны спины до желаемой длины юбки. Для фигур с выдающимся животом снимаются две мерки — длина со спины и по переду

Длина брюк. Измеряется в положении стоя, по боку Эту мерку лучше снимать в уличной обуви.

Высота сидения. Измеряется в сидячем положении по боку фигуры от линии талии до сиденья стула по вертикали.

Длина рукава. Измеряется от сочленения руки с плечом (в этом месте должна прощупываться плечевая косточка) до основания большого пальца или, в зависимости от фасона и назначения изделия, до основания кисти руки. Рука при этом должна быть опущена и слегка согнута в локте. Если вы будете шить модель с коротким рукавом, снимайте мерку до предполагаемой длины рукава.

Ширина плеча. Измеряется от точки пересечения линий плеча и шеи до точки сочленения руки с плечом.

Обхват плеча. Измеряется горизонтально по са­мой широкой части руки вверху.

Обхват запястья.

- Работаем в парах. Один из вас будет заказчиком, а второй – закройщиком.

В тетрадях столбиком запишем мерки и выполним их измерение.

Вам необходимо снять мерки друг с друга и правильно записать их в тетради.

Во время выполнения практической работы уч-ся, учитель выполняет обходы с целью:

проверить, все ли учащиеся приступили к снятию мерок, соблюдают ли правила снятия мерок.

проверить организацию рабочего места;

с целью оказания помощи

IV. Закрепление изученного материала.

Выполнение самостоятельной работы. Снятие мерок для построения чертежа фартука. Учащиеся выполняют работу, пользуясь инструкционной картой.

Читайте также: