Конспект внеурочного занятия по социальному направлению 4 класс

Обновлено: 06.07.2024

Добрым быть совсем не просто,
Доброта не зависит от роста,
Не зависит доброта от цвета
Доброта – не пряник, не конфета.

Азбука вежливых наук

Сочетание и взаимодействие разума и чувств в состояниях души.

  • способствовать формированию понимания ребёнком того, что окружающая нас среда – наш общий дом, а человек – часть природы;
  • развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками; совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения; развивать самостоятельность и оригинальность мышления, готовность к социальному взаимодействию;
  • формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят, учить прогнозированию последствий своих поступков;
  • способствовать развитию чувства патриотизма, эстетическому воспитанию, эмоционально положительного отношения к живому;
  • воспитывать положительное отношение к самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению добра в окружающем нас мире

Планируемые результаты (предметные)

Учащиеся научатся соотносить полученные знания и умения с требуемыми задачами для выполнения цели:

  • знание, понимание, принятие и умение формулировать понятия и ценности: знание правил
  • проводить мыслительные операции анализа и синтеза;
  • работать самостоятельно, в парах и группах;
  • оценивать свои достижения.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Метапредметные результаты:

  • объективное использование речевых средств для решения различных познавательных задач;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей ее достижения; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • оценивать результат своих действий

Получат возможность научиться:

  • определять план выполнения заданий под руководством учителя;
  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  • понимать знаки, символы;

Получат возможность научиться:

  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
  • подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;
  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
  • определять тему.

Получат возможность научиться:

  • участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
  • строить понятные для партнёра высказывания

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах

Методы: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый.

Литературное чтение, окружающий мир, музыка.

Элементы проблемного диалога, приём развития критического мышления

Компьютер, интерактивная доска, модель занятия в программе SMART Notebook

Этап урока

Методический приём

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I. Организацион-ный момент, мотивация деятельности

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на урок

– Кто готов показать, как мы умеем работать?

– Давайте улыбнёмся друг другу и поприветствуем наших гостей.

– Пусть сегодняшний день принесёт вам радость общения.

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость к вопросам, пробуждающим любознательность

– Ребята, посмотрите видеоролик:

II. Актуализа-

ция знаний у учащихся

– Ребята, сейчас проведём разминку.

1. Верите ли вы, что добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот кто не умеет делать зло? (да)

2. Верите ли вы, что добро, улыбка, добрый взгляд и добрый поступок помогает подружиться? (да)

3. Верите ли вы, что добрый человек подобно солнцу, излучает тепло и свет если (да)

4. Верите ли вы, что добродетельный, т.е. добро делающий (да)

5. Верите ли вы, что мир станет краше если я вы злитесь? (нет)

Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ

Регулятивные: умение оценивать результат своих действий.

Поменяйтесь таблицами, проверь работу напарника, оцените её по следующим критериям:

Оценки

Сравнивают задания с таблицей на слайде.

III. Освоение нового материала.

Постановка проблемы

– Что бы узнать, где живёт доброта, отгадайте загадку:

Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все …… солнце

Познавательные: наблюдают, сравнивают, делают выводы

Коммуникативные: умение с точностью выражать свои мысли

Словарная работа

– Ребята, а вы хотите зажечь лучики доброты?

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим…

Душевность – это искренняя обращенность к другому человеку. Неподдельная и бескорыстная заинтересованность точкой зрения или проблемами другого.

Вежливость – совокупность правил приличия.

– Да, доброта – это качество человека. Люди, которые им обладают, прекрасны и сильны.

Добрый человек подобно солнцу, излучает тепло и свет, к нему всегда тянутся люди, потому, что человек дарит им свое доброе сердце.

Может ли он делать добро для природы: животных, растений. Как он это делает? Что чувствует человек, который делает добро для других?

Добродетельный, т.е. добро делающий.

Крепят к солнцу лучики с надписями:

  • отзывчивость
  • вежливость
  • любовь
  • взаимопомощь
  • забота
  • душевность
  • внимательность
  • улыбчивость
  • милосердие

– Я прошу вас выполнить одно простое упражнение.

– Перед вами чистый лист бумаги. Возьмите его и четко выполняйте мою инструкцию:

  • сверните лист пополам и оторвите правый верхний угол,
  • сверните еще раз пополам и оторвите правый верхний угол, и еще раз сверните пополам и оторвите правый верхний угол. Теперь разверните и сравните листы друг друга.

– У всех листы получились разные.

– Выполняют действия по заданию учителя.

Познавательные: принимают и сохраняют учебную цель и задачу

Вывод:

Это говорит о том, что все мы абсолютно разные: в мышлениях, поступках, привычках, национальности и культурных традициях, но независимо от этого, мы – единый народ с общей исторической судьбой и у нас одна на всех окружающая среда.

Только вместе нам под силу оберегать, любить и заботиться о ней.

Работа в группах

Словарная работа

Ребята, давайте разделимся на группы.

К доске выдет тот, у кого карий цвет глаз;

К доске выдет тот, у кого тёмный цвет волос;

К доске выдет тот, у кого светлый цвет волос.

– Каждая группа получила задание в конверте.

– Прочитайте притчу, ответьте на вопросы.

Притча – это короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне.

Дети, таким образом разделились на III группы

  • принимать и сохранять поставленную задачу;
  • оценивать результат своих действий

Получат возможность научиться:

  • определять план выполнения заданий под руководством учителя;
  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  • понимать знаки, символы;

Получат возможность научиться:

  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
  • подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;
  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
  • определять тему.

Научатся: использовать в общении правила вежливости;

Получат возможность научиться: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; строить понятные для партнёра высказывания

I группа:

Купил человек себе новый дом — большой, красивый — и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.

— Кто чем богат, тот тем и делится!

II группа:

III группа:

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

– Сейчас поиграем в уголки, в каждой группе вам необходимо договориться, кто будет наделять своего человечка положительными качествами, а кто – отрицательными.

– Затем каждая группа, прочитает притчу и будет доказывать свои аргументы

– У вас в конверте лежит шаблоны с изображением человека.

Вопрос 1. – А какими качествами вы наделали бы доброго человека?

Вопрос 2. – А какими качествами вы наделали бы недоброго(злого) человека?

Рисунок

Пути творения души

– Какие открытия вы сделали?

– А в жизни какие качества вам пригодятся?

– Ребята, какие пути творения души нужны человеку?

VI.Рефлексия

Итог урока

Добрым быть совсем не просто,
Доброта не зависит от роста,
Не зависит доброта от цвета
Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит
Радуются взрослые и дети.

Дети читают стихи о добре

Формулируют полные ответы на вопросы.

Высказывают предположения своей работы

Личностные: формулируют собственное мнение.

Регулятивные. Оценивают результат своих действий

А теперь каждый наполнит наше сердце добрыми словами.

-Продолжи фразу:

Мир станет краше, если я….

(в конверте рисунок с изображением сердца)

Кто узнал новое прикрепит сердце на 1-ую ступеньку лесенки;

Кому было интересно прикрепит сердце на 2-ую ступеньку лестницы;

Кто смог научить новому, оказать помощь однокласснику прикрепит сердце на 3-ую ступеньку лестницы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект внеурочного занятия по социальному направлению

Ведущий: Орлова Дарья Романовна

Цель занятия: показать значение семьи в жизни каждого человека, довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.

Задачи внеурочного занятия:

Образовательные (предметные результаты):

1. Формирование убеждения о важности и роли семьи в жизни человека

2. Воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью

Развивающие (метапредметные результаты):

1. Развивать речь, внимание, мышление, память

2. Формировать доброе, внимательное, чуткое отношение к окружающему миру

Воспитательные (личностные результаты):

1. Формирование духовных и нравственных качеств, мировоззрения обучающихся, их гражданского, сознательного и бережного отношения к семейным ценностям и традициям как национально-культурной ценности

2. Способствовать формированию понимания значимости семьи

Предварительная работа: подготовить материалы, с которыми будут работать учащиеся

Материалы и оборудование: бумага, презентация, цветные карандаши/фломастеры, интерактивная доска, небольшой надувной мячик, пословицы и листки с прилагательными

Тип занятия: игровой

Форма занятия: групповая

Участники: учащиеся 4-ого класса

1. Что вам больше всего понравилось, что запомнилось?

2. Как вы думаете, мы пришли к той цели, которую поставили в начале занятия?

3. Какие выводы вы сделали по сегодняшнему занятию, чего не хватает в вашей семье?

Ход внеклассного занятия

1. Организационный момент (приветствие, эмоциональная настройка на рабочую деятельность – 3 мин)

2. Вводная часть (показ слайда с загадками, объяснение темы занятия – 3/5 мин)

А тему нашего занятия, вы узнаете, как только я прочитаю вам загадки. Тема достаточно приятная и согревающая душу каждого человека.

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная. (семья)

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

Что получится? (Семья)

2) Семья – это объединение людей, сплочённых общими интересами.

В словаре Ушакова дается такое понятие, что семья – это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

А теперь я вам прочитаю текст, а после вы мне ответите на один вопрос.

Какое слово написал старец? (ПОНИМАНИЕ)

Умение ладить с собой и с людьми – это самое ценное качество в человеке. Семья – наш общий дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нём тепло и уютно всем. Все чувствуют себя хорошо и комфортно.

Ребята, предлагаю вам немного размяться и поиграть в игру, которую я подготовила. Давайте встанем из-за парт и сделаем один большой круг. По кругу под музыку передаем мячик. Как только музыка остановиться, нужно быстро перечислить имена всех членов семьи и назвать, чем они любят больше всего заниматься. Первая начинаю я.

Вот сколько нового мы узнали друг о друге. Садитесь на места.

Давайте сейчас разделимся на две команды, так чтобы в каждой команде было равное количество участников. На первом столе каждой команды будут лежать листки с прилагательными, касающиеся нашей темы. Вам будет необходимо отобрать листки со словами, которые, на ваш взгляд, самые важные. Выберите 7 понятий. Затем, приклеиваете их на лист бумаги по кругу, получая бутон, затем дорисовываете стебель и листики, получая цветок семьи.

А сейчас мы в командах поработаем с пословицами. В двух конвертах лежат начало и конец пословицы, и вам надо собрать целую фразу.

1. В семье – и каша гуще.

2. Вся семья вместе, так и душа на месте.

3. В семье согласно, так идет дело прекрасно.

4. Вместе тесно, а врозь скучно.

5. Дерево держится корнями, а человек семьей.

6. Семья воюет, а одинокий горюет.

Давайте заново встанем из-за парт и выйдем в рекреацию - поиграем с мячом. Вы встаете передо мной, а я кидаю вам мяч и загадываю загадку, а вы угадываете. Если не угадали, встаете на мое место и кидаете мяч другому участнику и так по кругу – я загадываю загадки, а вы угадываете.

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша. (мама)

Днем работает она,

Вечером она — жена,

Если праздник, она — дама,

Кто же это? — Моя. (мама)

Кто стирает, варит, шьет,

На работе устает,

Просыпается так рано? —

Лишь заботливая. (мама)

Кто любимей всех на свете?

И за всю семью в ответе?

От зарплаты до зарплаты

Что б мы делали без. (папы)

Кто же трудную работу

Может делать по субботам?

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш. (папа)

Он может все на свете –

И лучше всех он все же!

Вот только все дети –

Так скажут про своего тоже! (папа)

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Это наша. (бабушка)

Угостит всегда вареньем,

Стол накроет с угощеньем,

Лада наша ладушка,

Кто? — Родная. (бабушка)

Осень праздник подарила

И поздравить не забыла

Ясным солнышком к обеду

Наших. (бабушку и деда)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый. (дед)

Им горжусь всегда по праву,

Хоть теперь он весь седой.

Кто ж с портрета смотрит браво? —

Это дед мой. (молодой)

Кто всю жизнь работал,

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш. (дед)

Мамы старшая сестра —

С виду вовсе не стара,

Кто в гости к нам приехал? (тетя)

Кто же с маминой сестрой

Приезжает к нам порой?

На меня с улыбкой глядя,

Кто веселый карапузик —

Шустро ползает на пузе?

Это младший мой. (братишка)

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая. (сестренка)

Давайте вернемся в класс и подведем итоги нашего занятия.

4. Заключительная часть (подведение итогов, рефлексия – 5/10 мин)

Ребята, вы такие замечательные! Спасибо за такую атмосферу уюта, за отзывчивость и внимание! Что вам больше всего понравилось, что запомнилось? Как вы думаете, мы пришли к той цели, которую поставили в начале занятия? Какие выводы вы сделали по сегодняшнему занятию, чего не хватает в вашей семье? Спасибо всем за участие! До скорых встреч.


Планируемые результаты:

стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность;

уважение личности и её достоинства, доброжелательное отношение к окружающим;

предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома.

метапредметные:

регулятивные

способность к организации своей деятельности;

умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками во внеучебной деятельности;

умение оценивать значимость и смысл внеучебной деятельности для себя самого;

умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу.

познавательные

развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;

развитие познавательной инициативы;

умение выделять существенную информацию из данного материала;

умение сравнивать цель и результат;

умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи.

коммуникативные

умение договариваться, находить общее решение практической задачи;

умение не просто высказывать, но и аргументировать свои предложения;

умение и убеждать, и уступать;

осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания;

способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

рефлексия своих действий.

Способствовать формированию у детей таких нравственных качеств, как умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

Способствовать развитию умения анализировать, делать выводы; развитию связной речи, творческих способностей.

Создать условия для развития интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся, их творческого мышления, формировать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, доброжелательного, уважительного отношения друг к другу.

Способствовать пониманию того, что дружба доставляет радость в общении друг с другом.

Развивать навыки эмоционального общения друг с другом.

Воспитывать стремление к дружеским взаимоотношениям, уважение друг к другу, общаться в коллективе.

Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.

Учить согласовывать собственное поведение с поведением других детей.

Развивать умение видеть сверстника, обращать на него внимание, сопереживать другим детям.

Воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу.

Создать дружный коллектив детей.

В результате занятия участники:

- смогут практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем;

- приобретут навыки работы в сотрудничестве;

- поймут, что для решения многих проблем необходимо обратиться за помощью к другу и уметь доверять ему.


Цель мероприятия:

− приобщение учащихся к истории, культуре людей России, Пермского края.

Задачи:

− расширить представление детей об укладе жизни, обычаях, традициях, обрядах русских людей, людей пермской земли в прошлые времена.

− воспитывать уважение, признательность к старшему поколению, стремление сохранить и преумножить их опыт.

− способствовать развитию в детях гражданственности, познавательной активности, стремления к самосовершенствованию.

профилактика нарушения осанки и зрения.

Тип мероприятия: исследовательско-диалогический.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Планируемые результаты:

гордость за родной край, ощущение причастности к его истории.

− умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт; извлекать информацию, представленную в разных формах.

− определять цель на уроке с помощью учителя, контролировать своё поведение в соответствии с ситуацией в классе;

− объяснять, рассуждать, четко и понятно для окружающих излагать свои мысли.

− умение работать в группе;

− умение слушать и понимать речь других.

Время реализации: 40 минут.

Необходимое оборудование иматериалы:

  1. для педагога: п/компьютер, экран, шамшура, перстень.
  2. для учащихся:карточки-слова на церковно-славянском и русском языках, карточки-шифры, бумажные куклы, сундучки с одеждой.

Словарная работа: шамшура.

Педагог:Много лет назад наши предки выбрали веру в Иисуса Христа, веру в доброту человеческую, свято следовали ее законам, бережно передавали из поколения в поколение. Как вы думаете, как отразилась вера на жизнь русских людей?

Дети: вера наложила отпечаток на уклад их жизни, их обычаи, обряды. Люди следовали законам веры и старались совершать только добрые поступки. Их жизнь была во имя добра.

Педагог: Как вы считаете, отразились ли обычаи, традиции наших предков на нашу жизнь?

Дети: (высказывание предположений)

Педагог: Приглашаю вас совершить виртуальную экспедицию в старину, провести исследование, чтоб больше узнать о жизни наших предков и о том, как их обычаи отразились на нашей жизни.

  1. Решение познавательных задач. Обобщение.

Педагог: доказано, что человеку легче освоить то ремесло, каким занимались его предки.

Чем занимались наши предки? Какими ремеслами славились?

Дети: резьба по дереву, ткачество, вышивание, роспись гжель, хохлома.

Этими ремёслами и по сей день славится русский народ. В кончиках наших пальцев заложена вековая память опыта русских умельцев. Мы интуитивно чувствуем и уже своими руками, речью, поступками выражаем знания, умения, накопленные нашими предками веками.

На каком языке говорили русские люди в старину?

Дети: на церковно-славянском

Правила игры: подобрать церковно-славянские и русские слова таким образом, чтоб получился словарь

главизна — глава книги

десница — правая рука

Педагог: Глаголить, уста, ланиты…. Согласитесь, какими красивыми словами была наполнена речь наших предков. Но не только красотой славился русский язык, но и мудростью, меткостью, В прежние времена необразованный мужик, необученный грамоте, мог показать образец истиннорусской речи, приукрасив её загадками, потешками, метким словцом.

Правила игры: закончить начатую педагогом пословицу.

Умей вовремя сказать. вовремя промолчать

Петь хорошо вместе, …а говорить порознь

Я ему про Фому, . а он мне про Ерёму

От учтивых слов…язык не отсохнет

Слово — не воробей,…вылетит — не поймаешь

Много бранился — …добра не добился

Педагог: Сколько лет, столетий прошло со времени возникновения этих крылатых пословиц, но они до сих пор живут, и удивляют нас своей мудростью, и помогают в трудную минуту.

Дети: две начальные буквы церковно-славянского алфавита. Аз-начало, Буки-бог.

Педагог: Прочтитецерковно-славянский алфавит и его перевод на современный русский язык. (работа в парах)


Аз (вначале) Бога Ведайте Глаголите Добро. Добро — есть Жизнь.

Земля — есть Жизнь.

Како Люди Мыслите Рцы Слово Твёрдо

Вначале бога ведайте.

Добро — есть жизнь.

Земля есть жизнь.

Мыслите как люди.

Рцы слово твёрдо (не нарушай слова, данного тобой).

Педагог: Церковно-славянская азбука — это не только символы звуков, это нравственные заповеди, которые впитывает ребёнок вместе с грамотой.

Жизнь наших предков была не легкой, у них не было таких чудес техники, какие пользуемся мы. Но они жили, умели работать и отдыхать, радовались и грустили и верили в чудеса, в добро, в его победу над злом. Например, они верили, что ходит по земле богиня Макошь. Ходит она босая, с распущенными волосами, в длинной белой рубашке и из кудели прядет нити волшебные. Эти нити — судьбы человеческие. На каждого человека у неё есть такой клубок, только он невидимый. Если у человека сердце доброе и помыслы его добрые, то клубочек разматывается и указывает ему путь к счастью. А если в сердце у человека зло, зависть, то ниточки рвутся и с человеком происходят всякие неприятности, ходит он по земле, ищет свое счастье, а найти не может. Вот почему клубочек встречается во многих русских сказках, пословицах.

Но не только клубочек наделили русские люди волшебными свойствами, но и многие, на наш взгляд, обыкновенные предметы.

Названия этих предметов у вас на столе, но чтоб узнать их нужно разгадать шифр.

Правила игры: найти в наборе букв слова, обозначающие волшебные предметы.


Педагог: Где еще мы ещё встречаемся с волшебством?

Дети: в народных обрядах.

Педагог: Обряды сопутствовали каждому шагу человека, но так, как душа русского человека веселая, раздольная, то некоторые обряды постепенно превращались в праздники. Угадайте их название.

  1. В канун какого праздника по русскому обычаю окна домов украшают березовыми ветками? (Троица)
  2. Праздник проводов зимы, сопровождающийся блинами. (Масленица)
  3. Название праздника, сопровождающегося куличами и расписными яйцами. (Пасха)
  4. Праздник, открывающий сезон полевых работ. (Праздник первой борозды)
  5. В канун какого праздника, по народным поверьям, цветет папоротник? (Иван Купала)
  6. Праздник, посвящённый собранномуурожаю,плодородию и семейному благополучию. (Праздник урожая)

Педагог: Любите ли вы эти праздники? За что?

Физкультминутка

Утром рано нам с утра

Звонко бьют колокола

Бьют о том, что солнце встало

руки вверх, плавно опустить вниз

Потянулись и прогнулись

руки вверх, прогнуться назад

Вперёд, назад, влево, вправо

наклоны вперёд, влево, вправо

Улыбнулись всем с утра

И зашагали творить добрые дела

ходьба на месте

Педагог: Некоторые обряды, со временем, потеряли свою магическую силу, и стали для нас обыденными, обычными. Какие обычаи вы знаете?

Дети: обычай здороваться при встрече, мыть руки перед едой, пользоваться косметикой и т. д. Педагог: Много обычаев связано с одеждой. Наши предки знали цену одежде, берегли её, надевали строго следуя ситуации (на праздник, на работу).

Правила игры: одеть бумажных кукол так, как одевались люди Прикамской земли в XIX веке. Анастасию и Федора — в будничную одежду; Анну и Павла — в праздничную одежду.

Павел, Фёдор (перечень одежды)

Анастасия, Анна (перечень одежды)

Одежда. Рубаха

Одежда. Женская блуза

Порты — мужские штаны

Зипун — одежда, предохраняющая нижнюю одежду от загрязнения. Шьётся из ткани тёмного цвета,ворот под горлышко, застёжка на левой стороне.

Сарафан — длинная нарядная одежда без рукавов, сшитая из домотканого полотна, выкрашенного в яркие цвета

Кафтан — нарядная верхняя одежда с бархатным воротничком и манжетами. Бывает утеплённый для зимы и без утепления для осени и весны.

Кафтан — нарядная верхняя одежда с бархатным воротничком и манжетами. Бывает утеплённый для зимы и без утепления для осени и весны.

Гуня — верхняя женская одежда, на холщёвой основе не яркого цвета


Передник — фартук, предохраняющий одежду от загрязнения

Обувь. Лапти — женская и мужская обувь из лыка липы или вяза. Надевают с онучами.

Обувь.Лапти — женская и мужская обувь из лыка липы или вяза. Надевают с онучами.

Коты — женские полусапожки

Головные уборы. Шапка

Головные уборы. Платок

Картуз — головной убор с лаковым козырьком

Кокошник — женский головной убор

Лента — украшение для головы незамужней девушки

Шамшура — головной убор замужней женщины.

Кушак (опоясок) — пояс шириной 6–10 см.

Поясок (тельник) — пояс шириной 1–5 см.



Педагог: Прикамский край богат народными обычаями. Один из самых красивых, дошедший до наших дней, — обычай русских свадеб. Образованию новой семьи в прежние времена люди предавали большое значение. Чтоб семья была крепкой, это событие сопровождалось множеством обрядов: сватанье, обручение, девичник. Интересен обряд — чесание головы невесты. Вот как рассказывает о нем жительница поселка Лемзер Усольского р-на. [6, с. 15]

После этого обряда невеста уже не могла носить одну косу, только две, и должна была прятать их от постороннего взгляда. Женщины Прикамской земли надевали на головы шамшуры. На свадьбах гости пели песни, плясали, играли.

Пал, пал перстенёк в калину, малину, в чёрную смородину.

Оказался перстенёк у сына дворянина, на правой руке, на левом мизинце.

Ищи девица, ищи красная.

Что мы узнали о русских людях и людях населяющих пермскую землю много лет назад? Какими чертами характера они обладали? Как они трудились? Как отдыхали? Во что верили? Можно ли сказать, что их жизнь была во имя добра? Находит ли жизнь наших предков отражение в нашей жизни? В чём это проявляется?

Помним традиции наших предков, и, исходя из их опыта, создаём свои традиции, беря за основу добро, любовь к родной земле, родному городу, заботу о природе, стремление к миру.

Основные термины (генерируются автоматически): педагог, правило игры, жизнь, обычай, праздник, предок, бархатный воротничок, головной убор, какой праздник, Прикамская земля.

Похожие статьи

Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников.

[8 с. 14]В процессе подготовки к празднику мы вместе с детьми стремились изучить местные традиции, обычаи, игры, чтобы использовать их при проведении праздничного мероприятия. Педагогами нашего дошкольного учреждения было замечено.

Традиционные праздники татар-кряшен Бакалинского района.

Обычаи и традиции, обряды и праздники как общественные явления касаются, по сути, всей жизни человека.

Как издать спецвыпуск? Правила оформления статей. Оплата и скидки.

Народный праздничный костюм белгородчины

Головные уборы отличались большим разнообразием. Особым способом завязанные на

У женщин Новооскольских сел юбок было много: для девок, молодух, баб и старушек на каждый день и на праздники.

Народ чтит традиции предков и уважительно относится к ним.

Актуальность самосознания и восстановление исторической.

Сегодня дети играют в игры на праздниках, и в повседневной жизни. Играют дети в народные игры у того педагога, который сам их любит.

Без этого предмета невозможно представить жизнь наших далеких предков. Печь была и кормилицей, и спасительницей.

История и традиции праздника Пасха | Пасхальные игры изабавы

Поют о празднике любви, о чуде из чудес: Восстал Господь из недр земли!

Основным содержанием весеннего праздника славян было чествование духов предков и

На их головах головные уборы, самых разных форм, расцветок и размеров.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с обычаями.

Игры, используемые на празднике – народные, соревновательные и влияющие на духовно-нравственное состояние ребенка.

С помощью стихов, танцев, инсценировок дети наполняются смыслом праздника, закрепляют знание традиций и обычаев, символов праздника.

Памир: древние верования, традиции, символы

. семантику: это цвет платья невесты и головного убора жениха.

Как правило, во время праздника Навруза в домах присутствует зелень (семена пщеницы) – символ

Например, одна из легенд гласит, что в давние времена предки башкир вели кочевой образ жизни.

Традиции и новации в обрядовой культуре праздника Ысыах

Культурные традиции и обряды русского этноса как фактор. Взаимосвязь русских народных праздников, обычаев и обрядов со сменой времен года на протяжении многих лет интересует как ученых-лингвистов, так и психологов (А.

Всех на праздник приглашаем да весельем угощаем! А что — то мои судари да сударушки задерживаются?

В каждом доме красовался важный самовар. Встречали гостей по русскому обычаю с.

Читайте также: