Конспект урока история создания горе от ума 9 класс
Обновлено: 05.07.2024
Ознакомление учащихся с историей создания, с сюжетом, композицией, своеобразием конфликта комедии; показ посредством анализа драматического произведения новаторство писателя; совершенствование навыков аналитической работы с текстом, обобщение и умение делать выводы; создание проблемной ситуации и помощь учащимся решить ее; формирование активной жизненной позиции; способствование развитию навыков логического мышления.
Оценить 3178 0
Цели: ознакомить учащихся с историей создания, с сюжетом, композицией, своеобразием конфликта комедии; показать посредством анализа драматического произведения новаторство писателя; совершенствовать навык аналитической работы с текстом, способность обобщать и делать выводы; создать проблемную ситуацию и помочь учащимся решить ее; формировать активную жизненную позицию; способствовать развитию навыков логического мышления.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают об истории создания, сюжете, композиции и своеобразии конфликта комедии; знают содержание 1д пьесы; показывают новаторство писателя посредством анализа драматического произведения; раскрывают смысл названия ; участвуют в беседе.
Учащиеся формулируют цели
3.Актуализация опорных знаний.
Слайд Портрет Грибоедова
- Грибоедов родился в Москве в знатной дворянской семье.
-Он поступил в Московский университет в 13 лет(в 11 лет)
и окончил 2 факультета(3- философский, юридический, естественно – математический)
-А. С. знал 9иностранных языков.(французский, немецкий , английский, итальянский, латинский, греческий, персидский, арабский, турецкий)
-Грибоедов- участник Отечественной войны 1812 года(Он служил в гусарском полку, но не принимал участие в военных действиях).
- С Пушкиным Грибоедов не был знаком.(Был, 1818год).
-Талант поэта был признан.(Нет)
У каждого человека своя ,особенная судьба. Одним суждено пройти жизненный путь спокойно и уверенно, без потрясений, волнений, другим- пережить множество испытаний. Сама жизнь Александра Сергеевича напоминала роман с острыми сюжетными поворотами, с загадочными страницами.
4.Мотивация учебной деятельности
1. Создание литературной визитки( Блестящий дипломат, поэт, драматург, музыкант – пианист, гусар, настоящий и верный друг, патриот своей страны).
2.Прослушивание аудиозаписи вальса Грибоедова
-Что дало Белинскому основание это утверждать?
Ответьте на вопрос, создав литературную визитку о писателе.
5. Работа над темой урока
Учащиеся создают тезисную запись в тетради.
2. О названии произведения.
КОМЕДИЯ- жанр художественного произведения, характеризующийся сатирическим подходом, а также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта. Для воссоздания конфликта Грибоедову понадобилась традиция высокой комедии.
-элементы ОДЫ(Торжественный или обличительный жанр лирической поэзии): монологи Чацкого и отчасти Фамусова
-пародии на баллады Жуковского(вымышленный сон , который Софья рассказывает Фамусову)
- следы эпиграммы на лицо или явление.
5. Композиция произведения-это построение.
Соблюдение композиционного принципа:
-4-е действия(зкспозиция, завязка, кульминация, развязка)
6.Сюжет – ряд последовательно развивающихся событий
Тесно переплетаются история несчастной любви Чацкого к Софье и история его разрыва с московским обществом.. Развитие сюжета начинается с первого появления Чацкого.
7. Чтение 1 д.1 явл. комедии по ролям.
7. Просмотр фрагмента из спектакля и его обсуждение
В некоторых списках тексту произведения был предпослан эпиграф:
Судьба, проказница – шалунья,
Определила так сама:
Всем глупым – счастье от безумья,
Всем умным – горе от ума.
Выражение «горе от ума « пришло из водевиля,( Водеви́ль (фр. vaudeville ) — комедийная пьеса с песенками-куплетами и танцами, а также жанр драматического искусства). имело нравоучительный оттенок, но потом смысл стал серьезным.
В новом названии сменились акценты: Чацкий – главный герой, а ум- один из его свойств, качеств, определивших содержание его характера и личности.
2. Грибоедов о жанре произведения: сценическая поэма, драматическая картина, комедия
5. Постановка и решение проблемных вопросов
Значение слова Ум по Ожегову:
Ум - способность, развития в высокой степени, высокое развитие интеллекта
Ум О человеке как носителе интеллекта
Ум Способность человека мыслить, основа сознательной, разумной жизни
Ум в Энциклопедическом словаре:
Ум - способность мышления и понимания.
Значение слова Ум по словарю синонимов:
Ум – разум , рассудок , интеллект
После прослушивания стихотворения
- С какими литературными направлениями связана комедия?
1.Чтение отрывка из стихотворения Глинки Ф. П.
комедия в стихах,
сочетает элементы классицизма и реализма(правила 3 единств+ реалистическая картина жизни московского общества)
6. Подведение итогов урока. Рефлексия
Обобщающее слово учителя
Для начала давайте вспомним особенности драмы как вида литературы. Проведем обратный диктант – я читаю определения терминов, связанных с драмой, а вы записываете сами термины в тетради.
- форма устной речи, разговор между двумя или несколькими лицами – диалог
- один из основных видов драмы, в котором коллизия, действие и характеры трактованы в формах смешного и проникнуты комическим – комедия
- пояснения, которыми драматург предваряет или сопровождает ход действия в пьесе – ремарка
- высказывания действующих лиц, из кот-х склд-ся диалог в драматическом или повествовательном произведении – реплика
- один из видов драмы, в основе которого лежит особо напряженный, непримиримый конф-т, оканчивающийся часто гибелью героя – трагедия
- в литературном произведении речь действующего лица, обращенная к самому себе или другим, независимая от реплик других персонажей – монолог
- одна из законченных частей, на которые делится пьеса или спектакль – акт \ действие
Проверка: ученики сравнивают написанное с правильными ответами на доске.
Итак, а сейчас давайте вспомним определение драмы.
Драма – один из основных видов литературы, наряду с эпосом и лирикой, предназначенный для постановки на сцене .
Грибоедов стал создателем одной из самых величайших драм всех времен. Послушайте, как он шел к написанию своего великого произведения.
В 1818 г Г предложили уехать на дипломатическую службу в Персию, и ему пришлось принять это назначение. В авг 1818 он выехал через Москву на Кавказ, откуда должен был двигаться дальше.
Но надежды автора не сбылись: ни лит-ная, ни театральная цензура комедию не пропустили. Тогда друзья начали распространять ее в списках - они переписывали комедию вручную и распространяли среди близких, родственников, друзей.
Давайте же прикоснемся к этому величию, попробуем составить собственное мнение о пьесе и ее героях.
Обратим свое внимание на действующих лиц комедии.
Открываем афишу. Вы видите, что персонажей много, но Г мастерски поработал над каждым из них. Поэтому некоторые черты хар-ра можно прочесть уже в именах и фамилиях героев. Как называются такие имена и фамилии? (говорящие)
Итак, идем по порядку.
Князь Тугоуховский и Княгиня, жена его, с шестью дочерями . – опять много женщин, на самом деле плохо слышат, мотив глухоты.
Хрюмины. – фамилия говорит сама за себя – параллель со свиньями.
Репетилов . – латинское, повторяет за собеседниками.
Переходим к 1 действию. Мы прочтем его частично, обращая внимание на моменты, которые помогут нам ближе познакомиться с основными героями комедии, выяснить, какие конфликты и мотивы пьесы намечаются в 1 действии. Вы должны помнить, что в большинстве пьес 1 действие играет роль экспозиции. Что это такое?
Итак, 1 действие комедии начинается с ремарки:
Гостиная, в ней большие часы, справа дверь в спальню Софии, откудова
слышно фортопияно с флейтою, которые потом умолкают. Лизанька середи комнаты спит, свесившись с кресел. (Утро, чуть день брежжится)
Уже здесь присутствует комизм. В чем? (в несоответствии звуков классической музыки со спящей, развалившись в кресле, служанкой)
На какой предмет интерьера обращает наше внимание автор? (часы)
Как вы думаете, почему гостиная не описана более подробно? (Очевидно, интерьер уточнит постановщик пьесы)
Я прочитаю для вас 1 явление пьесы, а вы обращайте внимание на крылатые выражения, которые встретятся в тексте.
Какое место в композиции пьесы занимает 1 явление? ( знакомит нас обстановкой в доме Ф и некоторыми происходящими в нем событиями, предваряет первую конфликтную ситуацию)
В чем важность экспозиции в пьесе? ( позволяет ввести читателя\зрителя в атмосферу, в которой происходит действие)
Учитель: Вот так начинается действие комедии. Уже здесь в действиях Лизы есть намек на мотив, который станет одним из главных в 1 действии. Что же такого сделала Л? (перевела часы --- обманула --- мотив лжи)
Что мы узнаем о взаимоотношениях некоторых героев? ( У Софьи роман с Молчалиным, который она скрывает от отца)
Ф застает С, М и Л в гостиной. Он подозревает, что все трое, особенно С и М неслучайно оказались в одной комнате в столь ранний час, и отчитывает своего секретаря и дочь:
Фамусов
Друг. Нельзя ли для прогулок
Подальше выбрать закоулок?
Как вы думаете, почему Ф говорит такое М?
(он заботится о благочестии дочери, поэтому и просит М в такое раннее время держаться подальше от С)
А ты, сударыня, чуть из постели прыг,
С мужчиной! с молодым! - Занятье для девицы!
Всю ночь читает небылицы,
И вот плоды от этих книг!
А все Кузнецкий мост , * и вечные французы ,
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
И книжных и бисквитных лавок.
Кузнецкий мост - улица в центре Москвы. Во времена Грибоедова на Кузнецком мосту было множество различных магазинов, принадлежавшим
преимущественно французским купцам: книжных, кондитерских ("бисквитных
лавок"), модных нарядов и т.д.
Ф старается казаться хорошим отцом, поставить себя в пример С и указать М его место:
Вот попрекать мне станут,
Что без толку всегда журю.
Не плачь, я дело говорю:
Уж об твоем ли не радели
Об воспитаньи! с колыбели!
Мать умерла: умел я принанять
В мадам Розье вторую мать.
Старушку-золото в надзор к тебе приставил:
Умна была, нрав тихий, редких правил.
Одно не к чести служит ей:
За лишних в год пятьсот рублей
Сманить себя другими допустила.
Да не в мадаме сила.
Не надобно иного образца,
Когда в глазах пример отца.
Смотри ты на меня: не хвастаю сложеньем;
Однако бодр и свеж, и дожил до седин,
Свободен, вдов, себе я господин.
Монашеским известен поведеньем.
Какие стороны личности Ф раскрываются в этом монологе? (Ф – хороший отец, заботится о воспитании дочери, старается сам стать для нее примером)
Лиза
Осмелюсь я, сударь.
Фамусов
Молчать!
Ужасный век! Не знаешь, что начать!
Все умудрились не по летам.
А пуще дочери, да сами добряки.
Дались нам эти языки!
Бepeм же побродяг, * и в дом и по билетам, *
Чтоб наших дочерей всему учить, всему -
И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!
Как будто в жены их готовим скоморохам. *
Ты, посетитель, что? ты здесь, сударь, к чему?
Безродного пригрел и ввел в мое семейство,
Дал чин асессора * и взял в секретари;
В Москву переведен через мое содейство;
И будь не я, коптел бы ты в Твери.
"Берем же побродяг" - имеются в виду учителя и гувернеты.
"И в дом, и по билетам" - учителя, не живущие "в доме", а "приходящие", в конце каждого урока получали "билеты" (особые квитанции) от родителей своих учеников. По этим билетам начислялась плата за ученье.
Асессор (коллежский асессор) - гражданский чин. Получение этого чина
давало право на личное дворянство.
Как отзывается Ф о нравах современного ему общества? (он настроен против лишнего ученья – языков и необходимых в свете мелочей)
Что мы узнаем о судьбе М и роли Ф в ней? (М не из богатой влиятельной семьи, даже не из Москвы, а Ф посодействовал его продвижению по службе, причем значительно --- Ф имеет влияние и может позволить себе покровительство над кем-либо)
Дальше С, пытаясь отвлечь отца, на ходу придумывает странный сон, который якобы ее и напугал и заставил прибежать в комнату, откуда она слышала голос отца. Сон, кстати, хоть и выдуман, однако предсказывает появление в доме гостя:
Позвольте. видите ль. сначала
Цветистый луг; и я искала
Траву
Какую-то, не вспомню наяву.
Вдруг милый человек, один из тех, кого мы
Увидим - будто век знакомы,
Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен,
Но робок. Знаете, кто в бедности рожден.
С, конечно же, хочет намекнуть на М, но Ф этого не замечает, ему важнее другое:
Ах! матушка, не довершай удара!
Кто беден, тот тебе не пара .
В итоге С удается без особого труда убедить отца, что она здесь случайно, М тоже, не особо раздумывая, избавляет себя от подозрений, сказав, что шел к Ф с бумагами. Ф отвлекается легко, не настаивая на правде. Обратите внимание, его заключительные слова:
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
О какой черте характера Ф говорит эта фраза? (о нежелании всерьез заниматься какими бы то ни было делами: он подпишет, наверное, любую бумагу, лишь бы она не доставила ему хлопот, и дальнейшая судьба дела его не интересует)
Так почему же Ф позволяет себя обмануть, ведь ситуация была довольно прозрачной?
В 5 явлении Л и С наедине обсуждают возможных кандидатов на руку С.
Вот, например, полковник Скалозуб:
И золотой мешок, и метит в генералы.
Куда как мил! и весело мне страх
Выслушивать о фрунте * и рядах;
Он слова умного не выговорил сроду, -
Мне все равно, что за него, что в воду.
Здесь вспоминают и о Ч, с которым С была дружна в детстве. Л отзывается о нем как о веселом, остроумном и, главное, влюбленном в С человеке.
Но С не воспринимает всерьез детскую дружбу, и мы понимаем, что она действительно по-настоящему влюблена в М.
Кого люблю я, не таков:
Молчалин, за других себя забыть готов,
Враг дерзости, - всегда застенчиво, несмело
Ночь целую с кем можно так провесть!
Сидим, а на дворе давно уж побелело,
Как думаешь? чем заняты?
Бог весть,
Сударыня, мое ли это дело?
Возьмет он руку, к сердцу жмет,
Из глубины души вздохнет,
Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,
Рука с рукой, и глаз с меня не сводит.
Обратите внимание, С очень откровенна с Л, а ведь та всего лишь служанка. Как вы думаете, почему? (они ровесницы и, вероятно, Л уже давно в доме Фамусовых, поэтому девушки нашли общий язык, несмотря на разные социальные положения)
Слова Чацкого читает учитель, реплики Софьи и Лизы – подготовленный ученик.
Какими чувствами переполнен Чацкий? (восторг от встречи с С, он в приподнятом, даже в возбужденном настроении, поэтому многословен)
Исходя из слов Ч, как его встречает С? (довольно холодно, прикрываясь шаблонными светскими любезностями)
Что заставляет С перейти на почти враждебный тон? (замечание Ч о М)
Почему Ч пытается не придавать значения иронии и холодности С? (он восхищен ею, пытается вернуть прежний тон отношений)
Как Ч отзывается о Москве и ее нравах? (что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два)
Почему же тогда он вернулся? ( из этого явления можно сделать вывод, что любовь к С – причина приезда)
Чуть свет уж на ногах, и я у ваших ног
Помилуйте, не вам, чему же удивляться?
Гоненье на Москву!
И дым отечества нам сладок и приятен!
смешенье языков – французского с нижегородским
Далее, в 9 явлении Ч встречается с Ф, они беседуют, Ч не перестает восхищаться Софьей.
На этом заканчивается 1 действие комедии.
Со всеми ли действующими лицами комедии мы познакомились? (нет, только с несколькими)
Почему автор знакомит нас в первую очередь именно с этими персонажами? (потому что дальнейшее действие будет развиваться вокруг них, остальные герои – второстепенные)
Какие мотивы уже наметились в 1 действии? (мотив лжи и мотив глухоты как нежелания слышать правду)
Как вы думаете, какие наметившиеся конфликты станут ведущими в пьесе? (конфликт Ч с московским обществом, его образом жизни и любовный конфликт, ведь Ч влюблен в С, а она – в М)
Вывод: в 1 действии пьесы наметились некоторые основные мотивы и проблемы : мотив лжи и глухоты (Л обманывает С, С врет отцу, а тот легко поддается обману, не желая видеть правды); недовольство Ч московскими порядками, пока еще пассивное; влюбленность С в М и неопределенность его чувств к ней; желание Ч восстановить отношения с С. Наметился любовный конфликт.
- сформировать первоначальные представления о конфликте,
- продолжить формирование навыка анализа драматического произведения с учетом его жанровой специфики.
I. Вступительное слово учителя. Беседа о восприятии комедии.
Мы сегодня начинаем разговор о бессмертной комедии А.С.Грибоедова. Однако при её появлении далеко не все были в восторге от произведения драматурга, некоторые критики даже представить себе не могли, что эта пьеса переживёт своего создателя минимум на двести лет.
- А какое впечатление произвела на вас пьеса А.С.Грибоедова?
- Печальна или смешна для вас история, рассказанная в пьесе А.С.Грибоедова?
У произведениябыла сложная дорога к сцене. Об этом пути тоже можно было бы написать книгу.
Существует несколько версий истории создания комедии:
2. В.В.Шнейдер, сокурсник Грибоедова по Московскому университету, говорил, что Грибоедов начал писать комедию еще в 1812 году. Такая точка зрения существует, хотя автору ее, в то время было более 70 лет, и возможно он что-то забыл или перепутал. Правда, учитывая необычайные способности Грибоедова, можно допустить, что 17-летний юноша способен был создать подобное произведение.
Комедия была завершена к осени 1824 года. Сохранилась и 1-я (черновая) редакция пьесы, которая сейчас находится в Московском государственном историческом музее.
Настоящему уму горе причинить нельзя, а вот от ума горе быть очень даже может.
- Кто из героев пьесы кажется вам наиболее привлекательным и кто - самым отталкивающим?
- Какую сцену комедии вы представляете себе особенно живо?
- Каковы жанровые особенности произведения А.С.Грибоедова?
(Комедия - одно из драматических произведений. Особенности такого произведения: отсутствие авторского повествования (но есть список действующих лиц и ремарки); ограничение действия пространственными и временными рамками, отсюда раскрытие характера персонажа через моменты противоборства (роль конфликта); организация речи в форме диалогов и монологов, которые обращены не только к другим героям, но и к зрителю; этапы развития конфликта (экспозиция, завязка, развитие действия с кульминацией, развязка).
- К какому стилю относили комедию классицисты?
(В системе жанров классицизма комедия относится к низшему стилю.)
- Каковы особенности классицистической комедии?
(Принцип единства места, времени и действия; система амплуа, в пьесе, как правило, 4 акта - в третьем кульминация, в четвертом развязка. Особенности экспозиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию. Действие замедляется длинными монологами. Порок наказан - добродетель торжествует.)
- Каковы особенности сюжета в классицистической комедии?
(Одна из основных сюжетных схем комедии классицизма - борьба двух претендентов за руку одной девушки, положительный беден, но наделен высокими моральными качествами; все заканчивается счастливым диалогом.)
- Можем ли мы утверждать, что это классицистическая комедия?
(Конечно нет, хотя элементы классицистической комедии мы видим: единство времени, места, говорящие фамилии.)
Правила трех единств:
- Единство времени (действие происходит в течение одних суток).
- Единство места (действие происходит в доме Фамусова).
- Единство действия (основой для развития сюжета является приезд Чацкого в Москву).
Герои представлены разносторонне, лишены односторонности, присущей комедиям классицизма.
Автор свободно обращается с рифмой и ритмом, пропускает метрическое ударение, сохраняя разговорную форму слова.
- Какие элементы сюжета вы знаете?
- Какие из них являются главными, какие второстепенными?
- Каковы отличительные особенности каждого (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)?
- Возможна ли их перестановка?
- Какой художественный эффект при этом достигается?
III. Анализ списка действующих лиц.
Тугоуховский, Скалозуб, Хрюмина, Хлестова, Загорецкий.
Герои получают характеристику исходя из следующих критериев: принцип родовитости и место на служебной лестнице.
Лишены этих характеристик Чацкий и Репетилов.
Своей комедией Грибоедов предугадал судьбу П.Я.Чаадаева.
Так случилось, что литературный персонаж не повторил судьбу своего прототипа, а предсказал ее. И здесь мы подходим к важнейшему вопросу: что есть безумие Чацкого?
IV. Анализ I действия комедии.
- Что такое 1 – 5 явление в плане развития сюжета?
( 1 – 5 явление в плане развития сюжета являются экспозицией).
- Какая интрига завязывается в самом начале?
(Тайная любовь барской дочери и безродного секретаря. Неожиданный приезд Чацкого - завязка комедийного действия, любовного конфликта: Чацкий влюблен в Софью, она влюблена в Молчалина.)
- Какова атмосфера жизни в доме Фамусова и сами его обитатели? Попытаемся представить себе, как выглядит дом Фамусова.
- Какую информацию мы получаем о героях, еще не появившихся на сцене?
( Из слов Лизы мы узнаем о Чацком, и о полковнике Скалозубе.)
- В каком явлении появляется Чацкий? Как входит Чацкий?
(Он энергичен, счастлив, возбуждён, предвкушает встречу, которую так долго ждал. Эта первая сцена очень важна. Здесь начало того трагического заблуждения, которое в конце концов сделает Чацкого героем комедии.)
- Что заставило Чацкого уехать из Москвы?
- Как его встречает Софья? (Ее поведение очень точно дано Грибоедовым в зеркале реплик Чацкого.)
- Почему светская любезность Софьи сменяется холодностью, иронией и враждебностью? Что раздражает Софью в Чацком?
- Как Чацкий пытается вернуть тон прежних отношений с Софьей? Что Чацкого более всего поразило в Софье и почему он сразу не понял, что любовь утрачена?
- Что изменилось для Чацкого в доме Фамусова и как изменился он сам? Против чего направлена ирония Чацкого?
(Диалог Чацкого и Софьи - сатирическое обличение Чацким московских нравов)
- Что в образе жизни и поведении московского барства вызывает осуждение Чацкого? Как раскрывается натура самого героя в его обличительных речах?
- Проявился ли конфликт в 8 - 10 явлении, между кем, какой он носит характер?
( В данном случае автором нарушается одно из правил комедии классицизма - единство действия, так как в 8 - 10 явлении начал проявляться любовный конфликт между Софьей и Чацким.)
V. Подведение итогов.
Завязкой комедии является неожиданный приезд Чацкого, который пылко признается в любви Софье. Так возникает внешний конфликт: борьба за невесту, любовный треугольник - Софья любит Молчалина, Чацкий любит Софью. Диалог между Софьей и Чацким открывает полное равнодушие Софьи к другу детства. Конфликт осложняется тем, что отец Софьи Фамусов не был бы доволен ни тем, ни другим претендентом: Молчалин беден и безроден, Чацкий тоже небогат, вдобавок вольнодумен, дерзок.
1. Прочитать II действие.
3. Ответить на вопросы: "Почему Чацкий вступает в спор с Фамусовым. Почему неизбежно столкновение Чацкого и фамусовской Москвы?"
Данный конспект рекомендую как методический материал к уроку литературы учителям, работающим в9-х классах.
- Развивающие: развивать аналитическое мышление, устную речь, память, внимание, коммуникативные навыки.
- Воспитательные: воспитывать творческое отношение к жизни, любовь к литературе, культуру чтения драматических произведений.
Оборудование и ресурсы: презентация по теме урока.
I. Организационный этап
II. Актуализация
Будущее достойно оценит сию комедию и поставит ее в число первых творений народных.
А.А. Бестужев
- На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что Грибоедов создал бессмертное драматическое произведение. А сегодня давайте вспомним, что собою представляют драматические произведения? Чем они отличаются от произведений других жанров?
Драматические произведения отличаются от лирики и эпоса прежде всего тем, что предназначены для исполнения на сцене. Их содержание составляют речи, разговоры действующих лиц в форме диалога и монолога. Речи действующих лиц сопровождаются ремарками, т.е. авторскими указаниями об обстановке действия, о внутреннем состоянии героев, их мимике и жестах. Кроме того, искусство слова дополняется режиссерской трактовкой драматического произведения, актерской игрой: мы слышим героев, видим их действия, являемся свидетелями протекающей на наших глазах жизни персонажей драмы. Сценическая обстановка (декорации, костюмы, музыка) усиливают впечатления от спектакля.
В драматическом произведении движение событий, столкновение и борьба противоположных сил, характеров протекают особенно остро и напряженно. В то же время сами события могут быть очень просты и обыкновенны, но каждое слово, каждое движение раскрывает характер персонажа, его побуждения, его общественное лицо, место в жизни.
Особенности драматического произведения:
отсутствие авторского повествования (но: список действующих лиц и ремарки);
ограничение действия пространственными и временными рамками;
организация речи в форме монологов и диалогов;
этапы развития конфликта (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка).
- Назовите основные виды драматических произведений.
Трагедия, драма, комедия.
- Каковы отличительные признаки комедии?
В комедии осмеиваются те или иные стороны общественной жизни, отрицательные черты и свойства характеров людей.
Комедия – один из видов драматических произведений, основанный на приеме комического, часто в нем используется сатира - когда в комедии высмеиваются отдельные стороны общественной жизни, отрицательные черты и свойства характеров людей.
- На прошлом уроке мы говорили, что при жизни автора комедия не была напечатана и поставлена на сцене из-за запрета цензуры. А знаете ли вы, что такое цензура? Расскажите, как вы понимаете это слово.
- А теперь проверьте свое толкование по словарю и запишите его в тетрадях.
2. Словарная работа
Цензу́ра (лат. censura) – общее название контроля власти за содержанием и распространением информации, печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства, в современном мире - кино и фотографических произведений, передач радио и телевидения, веб-сайтов и порталов, в некоторых случаях также частной переписки, с целью ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, признаваемых этой властью вредными или нежелательными.
Цензурой называются также органы светской или духовной власти, осуществляющие такой контроль.
III. Осмысление. Формирование новых понятий и способов действия.
1. Слово учителя
История же создания этой комедии даже для современников оставалась загадкой. Нет точной даты, связанной с появлением ее замысла. По свидетельству С.Н. Бегичева, близкого друга Грибоедова, замысел комедии возник еще в 1816 г., но работать над ней драматург начал только в 1820 г.
Комедия задумана, очевидно, ещё в Петербурге около 1816 года. Грибоедов, вернувшись из-за границы, оказался на одном из светских вечеров и был поражен тем, как вся публика раболепствует перед всем иностранным. В тот вечер она окружила вниманием и заботой какого-то болтливого француза; Грибоедов не выдержал и сказал пламенную уличительную речь. Пока он говорил, кто-то из публики заявил, что Грибоедов сумасшедший и, таким образом, пустил слух по всему Петербургу. Грибоедов же, дабы отомстить светскому обществу, задумал написание комедии по этому поводу.
Рассказывают, что в 1820 г. в далеком Тавризе, в Персии, Грибоедову приснился Петербург, дом князя А.А. Шаховского, друга, драматурга и театрального деятеля. В этом доме каждый вечер собирались любимые гости князя - Грибоедов, Пушкин, Катенин. В каждом письме в Петербург Грибоедов всегда передавал поклоны милейшему князю Шаховскому, прислушивался к его мнению и дорожил им.
Во сне Грибоедов видит себя рядом с князем, слышит его голос. Шаховской допытывается, написал ли Грибоедов что-нибудь новенькое. В ответ на признание, что давно уже нет охоты к письму, начинает досадовать, а потом переходит в наступление:
- Дайте мне обещание, что напишете.
- Что же вам угодно?
- Когда же должно быть готово?
- Через год непременно.
- Через год, клятву дайте.
Однако В.В. Шнейдер, сокурсник Грибоедова по Московскому университету, говорил, что Грибоедов начал писать комедию еще в 1812 году. Такая точка зрения существует, хотя Шнейдеру в то время было более 70 лет, и, возможно, он что-то забыл или перепутал. Правда, учитывая необычайные способности Грибоедова, можно допустить, что 17-летний юноша способен был создать подобное произведение.
Только после смерти автора комедия появилась на профессиональной сцене. В январе 1831 года состоялась первая профессиональная постановка, также первая публикация целиком (на немецком языке, перевод выполнен с не совсем исправленного списка) в Ревеле.
Словарная работа
Купюра - от coupure (couper - резать) (фр.)
2. Купюра - изъятый (вырезанный) фрагмент литературного, научного или иного произведения, либо произведения искусства (купирование - сокращение такого произведения из цензурных или иных соображений).
- А теперь обратимся к изученному ранее литературному направлению – классицизму. Назовите основные черты комедии классицизма.
Основные черты комедии классицизма. (слайд 11-12)
Словарная работа
Амплуа - стереотип характера, который переходит из пьесы в пьесу. Например, амплуа классицистической комедии - это идеальная героиня, герой-любовник, второй любовник (неудачник); резонер - герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку происходящего; субретка - веселая горничная, которая, напротив, активно участвует в интриге.
3. Обязателен принцип трех единств:
- единство времени: действие развивается не более суток;
- единство места: автор не должен переносить действие из одного места в другое;
- единство действия: одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограниченно (5-10), все действующие лица должны быть связаны с сюжетом, то есть нет побочных действий, персонажей.
4. Требования к классицистической композиции: 5 действий, в основе сюжета - личный конфликт.
- Сохраняется единство времени?
Да, действие укладывается в рамки одного дня.
- Сохраняется ли единство места?
Да, события развиваются в доме Фамусова.
- А единство действия сохранено?
Нет, в пьесе уже не один конфликт.
- Совершенно верно, автор в комедии касается множества серьёзных вопросов общественного бытия, морали, культуры. Он говорит о положении народа, о крепостничестве, о дальнейшей судьбе России, русской культуры, о свободе и независимости человеческой личности, об общественном признании человека и его гражданском долге, о силе человеческого разума, о задачах, путях и средствах просвещения и воспитания и т.д.
- Соблюдаются ли в комедии композиционные принципы классицизма?
Да, в пьесе 4 действия: в 3-кульминация, в 4 - развязка.
- Какие ещё классицистические черты можно отметить в комедии?
Любовный треугольник (их целых три), присутствие резонёра (выразителей авторской позиции в комедии двое – Чацкий и Лиза), сохраняет автор и говорящие фамилии.
Справочный материал для учителя
На первый взгляд Грибоедов верен художественному принципу значимых имен, сложившемуся в XVIII веке. Согласно классицистическому принципу, фамилия героя полностью соответствует его характеру или страсти, причем часто в фамилии персонажа звучит прямая авторская оценка - положительная или отрицательная. Как будто бы и у Грибоедова имя однолинейно, полностью исчерпывает характер. Молчалин - молчит. Платон Горич - мыкает горе под каблуком деспотичной жены. Скалозуб - скалит зубы, или, иначе, острит по-солдатски. Старуха Хлёстова при случае хлестнет словом всякого, кто ей придется не по нраву, не взирая ни на возраст, ни на чин. Князь Тугоуховский туг на ухо; с внешним миром его соединяет один лишь рожок, в который покрикивает его супруга. Репетилов словно вечно репетирует жизнь, прожигая ее в бестолковых метаниях, суете, толкотне среди знакомых и незнакомых, в шуме и вдохновенном вранье, бессознательная цель которого - развлечь собеседника, угодить и рассмешить.
Кто может по фамилии догадаться, что Загорецкий - плут и пройдоха? Никто! В фамилии Загорецкого чудится уже что-то действительно запредельное, иррациональное, творчески и фонетически точное, однако абсолютно непереложимое на язык буквальных авторских оценок и привычных общественных понятий.
Наконец, Чацкий. Фамилия, взятая Грибоедовым из жизни: Чаадаев (или в разговорном варианте - Чадаев) трансформировался поначалу (в первой редакции комедии) в Чадского, а затем (в последней редакции) в Чацкого в качестве более скрытого и удобопроизносимого варианта фамилии. Что подтолкнуло Грибоедова наделить главного героя именно этой фамилией: идеологическая значимость Чаадаева для Грибоедова или, как доказывает Тынянов, история со сплетней вокруг имени Чаадаева о его неудачном вояже к царю Александру I на конгресс в Троппау с известием о восстании в Семеновском полку - остается только гадать. Во всяком случае, фамилия Чацкого (Чадского) может с некоторой натяжкой намекать на чад, но по существу ничего не говорит о персонаже.
Звуковая стихия врывается в художественный мир, начиная именно с Грибоедова. Фамилия бабушки и внучки Хрюминых одновременно хрюкает и дразнит ухо рюмкой. Эта искусственно сконструированная фамилия поражает необычайной естественностью фонетического рисунка.
Фон пьесы образуют вдохновенно созданные имена и фамилии. Они подаются на стыке сознаний двух героев или автора и героя.
Суровый синклит женщин, правящих московским обществом (поистине Москва в отличие от надменного и властного мужского Петербурга - женский город), - характеризуется в их именах, рифмующихся, парных, приводящих в трепет своей агрессивной напористостью, что согласуется с комическими задачами Грибоедова:
Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна!
Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна!
Итак, Грибоедов создает особый звучащий мир имен. В этом мире одно лишь упоминание имен и фамилий (особенно это касается внесюжетных персонажей) несет бездну смысла, создает для читателя яркий фон, обращенный к его интуиции и подсознанию. Не общечеловеческий порок или страсть желает заклеймить Грибоедов, именуя своих персонажей, но выразить многоголосье сложного мира. В именах отразилась парадоксальная игра автора с действительностью, его эстетическое изящество и художественное мастерство.
- Можем ли мы обнаружить в комедии Грибоедова черты романтизма и реализма? Докажите это.
Черты романтизма
- Романтический характер конфликта.
- Наличие трагического пафоса.
- Мотив одиночества и изгнанничества главного героя.
- Путешествие главного героя как спасение от прошлого.
Черты реализма
- Отличие от классических пьес заключается в том, что нет счастливого конца: добродетель не торжествует, а порок не наказан. Количество персонажей выходит за рамки классических (5-10) - в комедии их более 20.
- Социальная и психологическая типизация: типичные характеры, типические обстоятельства, точность в деталях.
- Комедия написана разностопным ямбом, который прекрасно передает интонационные оттенки, индивидуальные особенности речи отдельных персонажей.
- А как бы вы объяснили смысл заглавия комедии? Кому, по-вашему, горе от ума?
- Какую роль в пьесе Грибоедова играет любовный конфликт?
4. Групповая работа. Работа с текстом
IV. Рефлексия
- Что нового узнали на уроке?
- Что вызвало затруднения?
V. Домашнее задание
1. Выучить наизусть
Задачи:
воспитывать творческое отношение к жизни, любовь к литературе, культуру чтения драматических произведений.
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_literature_s_prezentatsiey._a.s.griboedov._gore_ot_uma._istoriya_sozdaniya._9_klass.doc | 50 КБ |
metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_literature_s_prezentatsiey._a.s.griboedov._gore_ot_uma._istoriya_sozdaniya._9_klass.pptx | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Оборудование и ресурсы : презентация по теме урока.
I. Организационный этап
- На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что Грибоедов создал бессмертное драматическое произведение. А сегодня давайте вспомним, что собою представляют драматические произведения? Чем они отличаются от произведений других жанров?
Особенности драматического произведения:
Основные виды драматических произведений.
отличительные признаки комедии.
2. Словарная работа
III. Осмысление. Формирование новых понятий и способов действия.
1. Слово учителя
История же создания этой комедии даже для современников оставалась загадкой. Нет точной даты, связанной с появлением ее замысла. По свидетельству С.Н. Бегичева, близкого друга Грибоедова, замысел комедии возник еще в 1816 г., но работать над ней драматург начал только в 1820 г.
Комедия задумана, очевидно, ещё в Петербурге около 1816 года. Грибоедов, вернувшись из-за границы, оказался на одном из светских вечеров и был поражен тем, как вся публика раболепствует перед всем иностранным. В тот вечер она окружила вниманием и заботой какого-то болтливого француза; Грибоедов не выдержал и сказал пламенную уличительную речь. Пока он говорил, кто-то из публики заявил, что Грибоедов сумасшедший и, таким образом, пустил слух по всему Петербургу. Грибоедов же, дабы отомстить светскому обществу, задумал написание комедии по этому поводу.
Рассказывают, что в 1820 г. в далеком Тавризе, в Персии, Грибоедову приснился Петербург, дом князя А.А. Шаховского, друга, драматурга и театрального деятеля. В этом доме каждый вечер собирались любимые гости князя - Грибоедов, Пушкин, Катенин. В каждом письме в Петербург Грибоедов всегда передавал поклоны милейшему князю Шаховскому, прислушивался к его мнению и дорожил им.
Во сне Грибоедов видит себя рядом с князем, слышит его голос. Шаховской допытывается, написал ли Грибоедов что-нибудь новенькое. В ответ на признание, что давно уже нет охоты к письму, начинает досадовать, а потом переходит в наступление:
- Дайте мне обещание, что напишете.
- Что же вам угодно?
- Когда же должно быть готово?
- Через год непременно.
- Через год, клятву дайте.
Однако В.В. Шнейдер, сокурсник Грибоедова по Московскому университету, говорил, что Грибоедов начал писать комедию еще в 1812 году. Такая точка зрения существует, хотя Шнейдеру в то время было более 70 лет, и, возможно, он что-то забыл или перепутал. Правда, учитывая необычайные способности Грибоедова, можно допустить, что 17-летний юноша способен был создать подобное произведение.
Только после смерти автора комедия появилась на профессиональной сцене. В январе 1831 года состоялась первая профессиональная постановка, также первая публикация целиком (на немецком языке, перевод выполнен с не совсем исправленного списка) в Ревеле.
- А теперь обратимся к изученному ранее литературному направлению – классицизму. Назовите основные черты комедии классицизма.
Основные черты комедии классицизма.
Амплуа - стереотип характера, который переходит из пьесы в пьесу. Например, амплуа классицистической комедии - это идеальная героиня, герой-любовник, второй любовник (неудачник); резонер - герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку происходящего; субретка - веселая горничная, которая, напротив, активно участвует в интриге.
3. Обязателен принцип трех единств:
- единство времени: действие развивается не более суток;
- единство места: автор не должен переносить действие из одного места в другое;
- единство действия: одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограниченно (5-10), все действующие лица должны быть связаны с сюжетом, то есть нет побочных действий, персонажей.
4. Требования к классицистической композиции : 5 действий, в основе сюжета - личный конфликт.
- Сохраняется единство времени?
Да, действие укладывается в рамки одного дня.
- Сохраняется ли единство места?
Да, события развиваются в доме Фамусова.
- А единство действия сохранено?
Нет, в пьесе уже не один конфликт.
- Совершенно верно, автор в комедии касается множества серьёзных вопросов общественного бытия, морали, культуры. Он говорит о положении народа, о крепостничестве, о дальнейшей судьбе России, русской культуры, о свободе и независимости человеческой личности, об общественном признании человека и его гражданском долге, о силе человеческого разума, о задачах, путях и средствах просвещения и воспитания и т.д.
- Соблюдаются ли в комедии композиционные принципы классицизма?
Да, в пьесе 4 действия: в 3-кульминация, в 4 - развязка.
- Какие ещё классицистические черты можно отметить в комедии?
Любовный треугольник (их целых три), присутствие резонёра (выразителей авторской позиции в комедии двое – Чацкий и Лиза), сохраняет автор и говорящие фамилии.
- Можем ли мы обнаружить в комедии Грибоедова черты романтизма и реализма? Докажите это.
- А как бы вы объяснили смысл заглавия комедии? Кому, по-вашему, горе от ума?
- Какую роль в пьесе Грибоедова играет любовный конфликт?
4. Групповая работа. Работа с текстом
Читайте также: