Основы графической грамоты 7 класс технология конспект

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема : Элементы графической грамоты.

Цель: Знакомство с элементами графической грамоты.

Задачи урока:

Ознакомить учащихся с элементами графической грамоты, научить читать чертежи; выполнять эскизы, чертежи, технические рисунки деталей.

Развивать мышление (анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, умение делать выводы), пространственное воображение, память, структурные элементы деятельности (целеполагание, саморегуляция).

Воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение, технологическую культуру, ответственность за результаты своего труда, бережное отношение к оборудованию и материалам.

Объекты: брусок для пиления, варианты работ (корпус деревянного кораблика, скворечник, кормушка для птиц, разделочная доска).

Ход урока:

Эмоциональный настрой коллектива. Проверка степени готовности к уроку.

Формирование новых знаний.

Объяснение нового материала начинается с демонстрации образца изделия, которое будет изготавливаться модель корабля.

- Что нужно знать, чтобы изготовить данное изделие? (обобщаю ответы учащихся и подчеркиваю, что для изготовления любого изделия нужно знать его устройство, форму, размер, способы соединения деталей между собой, материала из которого они сделаны.)

- Все эти сведения мы можем узнать из чертежа, эскиза или технического рисунка.

- Что такое чертеж, эскиз, технический рисунок? (Ученики дают определение этих понятий.)

Чертеж – это изображение детали изделия с указанием их размеров, масштаба, названия, материала. Чертеж выполняется с помощью чертежно-измерительных инструментов – линейки, угольника, циркуля, транспортира. На чертеже в правом нижнем углу в виде небольшой таблицы указаны: название детали, материал, масштаб изображения. Чертеж также можно выполнить на компьютере.

Эскиз – это изображение выполненное от руки (без чертежных инструментов) с выдержанными на глаз пропорциями с указанием размеров. Эскиз выполняется в том случае, если надо быстро перенести на бумагу замысел нового изделия. Эскиз лучше выполнять на бумаге в клеточку, тогда легче выдержать пропорции деталей.

Технический рисунок – это объемное изображение, выполненное от руки без чертежных инструментов в котором примерно выдержанны пропорции детали, и где видны сразу три стороны детали или изделия. По техническому рисунку легко представить форму детали или изделия.

Для того, чтобы создать наиболее полное представление о форме детали на чертеже, показывают несколько ее видов. Для этого на деталь нужно посмотреть с разных сторон, они показаны стрелками:

спереди – А; слева – Б; сверху – В.

Затем увиденное переносят на лист бумаги, получится три различных вида этой детали.

(Вид – это изображение обращенной к наблюдателю видимой части поверхности предмета.)

- Изображение, полученное на виде спереди, называют главным видом. При выполнении чертежа деталь нужно располагать так, чтобы главный вид давал наибе полное, отчетливое представление о его форме и размерах, а количество видов на чертеже было наименьшим.

Что такое эскиз и технический рисунок, чертеж? Что общего и в чем разница.

Назовите виды изображений детали на чертеже?

Какой вид называют главным видом?

- Для того чтобы изображение было всем понятно, при выполнении чертежей, применяют линии различной толщины и начертания, которые устанавливает государственный стандарт. Их используют для всех чертежей промышленности и строительства. Перечислим все линии чертежа представленные в таблице.

1. Сплошная толстая - основная линия выполняется толщиной, обозначаемой буквой S, в пределах от 0,5 до 1,4 мм в зависимости от сложности и величины изображения на данном чертеже, а также от формата чертежа. Сплошная толстая линия применяется для изображения видимого контура предмета. Выбранная толщина S линии должна быть одинаковой на данном чертеже.

2. Сплошная тонкая линия применяется для изображения размерных и выносных линий, штриховки сечений, линии контура наложенного сечения, линии выноски. Толщина сплошных тонких линий берётся в 2-3 раза тоньше основных линий.

3. Штриховая линия применяется для изображения невидимого контура. Длина штрихов должна быть одинаковая, от 2 до 8 мм. Расстояние между штрихами берут от 1 до 2 мм. Толщина штриховой линии в 2-3 раза тоньше основной.

4. Штрихпунктирная тонкая линия применяется для изображения осевых и центровых линий, линий сечения, являющихся осями симметрии для наложенных или вынесенных сечений. Длина штрихов – должна быть одинаковая и выбирается в зависимости от размера изображения от 5 до 30 мм. Расстояние между штрихами от 2 до 3 мм. Толщина штрихпунктирной линии от S/3 до S/2, Осевые и центровые линии концами должны выступать за контур изображения на 2-5 мм и оканчиваться штрихом, а не точкой.

5. Штрихпунктирная с двумя точками тонкая линия применяется для изображения линии сгиба на развёртках. Длина штрихов от 5 до 30 мм, и расстояние между штрихами от 4 до 6 мм. Толщина этой линии такая же, как и у штрихпунктирной тонкой, то есть от S/3 до S/2 мм.

6. Сплошная волнистая линия применяется, в основном как линия обрыва в тех случаях, когда изображение дано на чертеже не полностью. Толщина такой линии от S/3 до S/2.

- Обратите внимание, что толщина линий одного и того же типа должна быть одинакова для всех изображений на данном чертеже.

Каково назначение сплошной тонкой основной линии?

Какая лини называется штриховой? Где она используется? Какова толщина этой линии?

Где используется на чертеже штрихпунктирная тонкая линия? Какова ее толщина?

В каких случаях на чертеже используют сплошную тонкую линию? Какой толщины она должна быть?

Какой линией показывают линию сгиба?

- В практике приходится выполнять изображения очень крупных деталей, например деталей самолета, корабля, автомашины, и очень мелких – деталей часового механизма, некоторых приборов и т.д. Изображения очень крупных деталей могут не поместиться на листах стандартного формата. Мелкие детали, которые еле заметны невооруженным глазом, невозможно вычертить в натуральную величину. Как можно поступить в данном случае? (при вычерчивании большие детали уменьшают, а малые увеличиваю по сравнению с реальными размерами).

Масштаб - это отношение размеров изображенного на чертеже предмета к его действительным размерам.

- При выполнении чертежа обязательно применение масштаба. Стандарт предусматривает следующие масштабы:

- Следует помнить, что, в каком бы масштабе не выполнялось изображение, размеры на чертеже наносятся действительные, т.е. те, которые должна иметь деталь в натуре. Угловые размеры при уменьшении или увеличении изображения не изменяются.

IV. Закрепление изученного.

- Решим задачу. Рассмотрите изображение детали. На нем цифрами отмечены различные линии. Составьте в рабочей тетради следующую таблицу и заполните ее.

- Прочитайте чертежи, данные в таблице по следующему плану:

Материал, из которого изготовлена деталь.

Представьте форму детали.

Реальные размеры детали.

- По техническому рисунку бруска для пиления, который будем изготавливать на следующем уроке, выполните эскиз в тетрадях.

После выполнения работы учащиеся, сравнивают эскизы между собой и эскизом учителя, который показывается на доске для контроля и самопроверки.

- Что вы узнали нового?

- Какие линии чертежа запомнили?

- Зачем нужно указывать масштаб чертежа?

Цели и задачи урока:

  • научить учащихся правильно выполнять чертеж, использовать чертежные принадлежности;
  • дать общие сведения о материалах применяемых на уроке технологии;
  • развивать у учеников глазомер;
  • воспитывать бережное отношение к окружающему и друг к другу.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие уч-ся и учителя.

2. Объяснение новой темы.

Чертеж – основной документ производства, который содержит сведения о форме, размерах изделия и материале.

Карандаши простые: Т, М, ТМ или Н, В, НВ.

Бумага – белая, плотная, чертежная, клетчатая, миллиметровка, калька (прозрачная или полупрозрачная).

Угольник – для построения углов, бывают с разными углами 450-450-900, 300-600-900.

Циркуль чертежный (с иглой и карандашом) – для окружностей. Желательно иметь 2 циркуля с твердым и мягким графитом.

Линейка – деревянная, пластмассовая 30 см.

Резинка (ластик) – белую, мягкую. Можно разрезать по диагонали для удобства.

Формат – чертежный лист бумаги определенного размера, на котором выполняются и другие конструкторские документы.

Существуют форматы: А0 – 2 ватмана, А1 – ватман, А2 – полуватман, А3 – формат 12, А4 – альбомный лист.

Формат А4 является школьным, его размеры определены гостом 297х210мм.

Формат оформляется рамкой, которая ограничивает его поле и проводится сверху, снизу, справа – на расстоянии 5мм, а слева – 20мм. (стр.26, рис. 50 зарисовать в тетради)

В правом нижнем углу чертежа размещается основная надпись (штамп). (стр. 27, рис. 51):

  1. начертить габаритные размеры прямоугольника = 145х22;
  2. наметить длину и высоту блока информации = 70х22;
  3. провести две горизонтальные линии на расстоянии 7,7 и 8 мм;
  4. дочерчиваются остальные линии штампа.

Линии чертежа

Стандарт предусматривает типы линий, которые по начертанию бывают: сплошными, штриховыми и штрихпунктирными.

1. Основная сплошная толстая

– линия видимого контура, которой обводят чертежи она равна 1мм;

2. Сплошная тонкая

– для проведения выносных и размерных линий, штриховки (толщена по выбору);

3. Штриховая линия

– для проведения линий невидимого контура, толщена выбирается, длина штриха от 2 до 8 мм, а промежутки от 1-2 мм;

4. Штрихпунктирная тонкая

– для изображения осевых и центровых линий. Толщена определяется s2,3. длина штриха – от 5 до 30 мм.

Геометрические фигуры

Изображения предметов, деталей, зданий состоят из точек, линий, геометрических фигур.

Линии бывают – прямые и кривые, вертикальные – горизонтальные и наклонные.

По взаимному положению – параллельные и пересекающиеся.

Луч – прямая ограниченная точкой.

Отрезок – прямая ограниченная двумя точками.

Угол – два луча, выходящие из одной точки.

Замкнутые выпуклые ломаные и кривые линии образуют геометрические фигуры.

Геометрическая фигура (плоские) – часть плоскости, ограниченная замкнутой линией, они подразделяются на многоугольники и круги (круг, овал, квадрат, прямоугольник и др.).

Геометрические тела (объемные) – замкнутая часть пространства, ограниченная плоскими или кривыми поверхностями (шар, цилиндр, конус, параллелепипед и др.).

3. Практическая работа.

Начертить в тетради линии чертежа:

линии

4. Домашняя работа.

Принести формат (альбом или бумагу для черчения, карандаш, циркуль, ластик, линейку, угольник.

Нажмите, чтобы узнать подробности


Урок 3,4. Графические изображения на чертеже. Основные линии чертежа. Масштаб. Нанесение размеров

Придумали изделие,


нарисовали его образ, а что дальше? Дальше нужен чертеж!

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛИ: Способствовать формированию у учащихся умений и навыков построения линий различных типов, навыков работы чертежными инструментами.

? Назначение дежурных в классе;

? Проверка наличия учащихся;

? Заполнение учителем классного журнала;

? Проверка готовности учащихся к уроку;

? Настраивание учащихся на работу.

Ученики делают запись в тетрадь. Основы графической грамоты

Определение задач для учащихся на урок.

Подача учителем нового материала. Ученики делают записи в тетради.

Вступительный инструктаж учителя.

Проверка организации начала работы учащихся; Проверка организации рабочих мест учащихся; Соблюдение санитарных норм и гигиены труда во время выполнения задания.

Проверка правильности использования учащимися инструментов;

Инструктаж учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;

Оказание помощи тем учащимся, которые слабо подготовлены к выполнению задания;

Анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;

Выявление причин ошибок, допущенных учащимися;

Повторное пояснение учителем способов устранения ошибок.

Подведение учителем итогов урока:

Выставление оценок в классный журнал и дневники учащихся;

ТЕМА УРОКА: ОСНОВЫ ГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТЫ

ЦЕЛИ: Способствовать формированию у учащихся умений и навыков построения линий различных типов, навыков работы чертежными инструментами.

 Назначение дежурных в классе;

 Проверка наличия учащихся;

 Заполнение учителем классного журнала;

 Проверка готовности учащихся к уроку;

 Настраивание учащихся на работу.

Ученики делают запись в тетрадь. Основы графической грамоты

Определение задач для учащихся на урок.

Подача учителем нового материала. Ученики делают записи в тетради.

Вступительный инструктаж учителя.

Проверка организации начала работы учащихся; Проверка организации рабочих мест учащихся; Соблюдение санитарных норм и гигиены труда во время выполнения задания.

Проверка правильности использования учащимися инструментов;

Инструктаж учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;

Оказание помощи тем учащимся, которые слабо подготовлены к выполнению задания;

Читайте также: