Конспект урока информация в живой и неживой природе

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1) Обучающа я: познакомить учащихся с представлением информации в живой и неживой природе; дать представление о том, как информационные процессы протекают в окружающем мире.

2) Развивающая : развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

3) Воспитывающая : воспитывать интерес у учащихся к практическому познанию явлений окружающего мира.

Межпредметные : физика, биология, природоведение.

Тип урока : ознакомление с новым материалом

1. Организационный этап.

2. Этап получения новых знаний.

3. Этап обобщения и закрепления нового материала.

5. Заключительный этап.

1. Организационный этап.

Приветствие, знакомство с учащимися. Инструктаж по ТБ. ( Учащиеся зачитывают инструкцию (по цепочке), учитель отвечает на вопросы).

Компьютер является электрическим прибором, поэтому для собственной безопасности нужно помнить, что к каждому рабочему месту подведено опасное для жизни напряжение.

Техника, с которой вы будете работать, достаточно нежная, поэтому соблюдайте следующие правила :

· Не размещайте на рабочем месте посторонние предметы

· Не включайте и не выключайте компьютеры самостоятельно.

· Если вы обнаружили какую-либо неисправность, немедленно сообщите об этом преподавателю. Не работайте на неисправном оборудовании!

· Не трогайте провода и разъемы соединительных кабелей.

· Не стучите по клавиатуре и мышке.

· Не прикасайтесь к экрану монитора.

· Работайте на клавиатуре чистыми, сухими руками.

· Избегайте резких движений и не покидайте рабочее место без разрешения учителя.

Чтобы учиться было комфортно, чтобы не нанести вреда своему здоровью, вы должны уметь правильно организовать свое рабочее место.

Правильная рабочая поза позволяет избегать перенапряжения мышц, способствует лучшему кровотоку и дыханию.

Правильная рабочая поза:

· Располагайтесь перед компьютером так, чтобы экран монитора находился на расстоянии 50-70 см от глаз.

· Ноги ставьте на пол, одна возле другой, не вытягивайте их и не подгибайте.

·Плечи расслабьте, локтями слегка касайтесь туловища. Предплечья должны находиться на той же высоте, что и клавиатура.

·Сидите свободно, без напряжения, не сутулясь, не наклоняясь и не наваливаясь на спинку стула.

·Каждые 5 минут старайтесь отрывать взгляд от экрана и смотреть на что-нибудь, находящееся вдали.

2. Этап получения новых знаний.

Мир, окружающий нас чрезвычайно разнообразен. Во-первых, это множество материальных объектов: стул, на котором сидим; одежда, которую носим; пища, предметы и орудия труда, транспортные средства, растения, животные, люди и т.д. Для обозначения всего разнообразия материальных объектов в науке используется термин вещество.

Во-вторых, это энергия. Для большинства современных людей понятие энергии связано, прежде всего, с электричеством. Но кроме электрической в природе существуют и другие виды энергии. Например, тепловая энергия, механическая энергия движущегося тела, наконец, атомная энергия. Энергия нужна для того, чтобы ее потребитель мог совершать какую-то работу. Например, электроэнергия позволяет работать радиоприемнику или мотору трамвая; тепловая энергия пара вращает турбину на электростанции; человек, принимая пищу, запасается энергией, без которой не мог бы выполнять ни физическую, ни умственную работу.

Третьей реальностью окружающей нас действительности является информация. Информация – это сведения, знания, которые мы получаем из книг, газет, радио, телевидения, от людей, с которыми общаемся. Изучение любого предмета связано с получением информации.

Издавна существующие естественные науки – физика, химия, биология и другие – изучают материальный мир, его вещественные объекты и энергические процессы.

Давайте рассмотрим пример. Поместим в одну половину замкнутого сосуда газ. Через некоторое время в результате хаотического движения молекулы газа равномерно заполнят весь сосуд, то есть произойдет переход из менее вероятного упорядоченного состояния в более вероятное хаотическое состояние, и количество информации в этом случае уменьшиться.

Однако современная наука установила, что некоторые законы классической физики, справедливые для макротел, нельзя применять для микро- и мегамира. Согласно современным научным представлениям, наша Вселенная является динамически развивающейся системой, в которой постоянно происходят процессы усложнения структуры, то есть количество информации увеличивается.

Мы живем в макромире, то есть в мире, который состоит из объектов, по своим размерам сравнимых с человеком. Обычно макрообъекты разделяют на неживые (камень, льдина и т.д.), живые (растения, животные, сам человек) и искусственные (здания, средства транспорта, станки и механизмы, компьютеры и т.д.)

Живые системы (одноклеточные, растения и животные) являются открытыми системами, так как потребляют из окружающей среды вещество и энергию и выбрасывают в нее продукты жизнедеятельности также в виде вещества и энергии.

Живые системы в процессе развития способны повышать сложность своей структуры, т. е. увеличивать информацию, понимаемую как меру упорядоченности элементов системы.

Например, потребляя энергию солнечного излучения в процессе фотосинтеза, растения строят сложные биологические молекулы из простых неорганических, далее животные, поедающие растения и друг друга, создают все более сложные живые структуры и так далее.

Нормальное функционирование живых организмов невозможно без получения и использования информации об окружающей среде. Целесообразное поведение живых организмов строится на основе получения информационных сигналов. Информационные сигналы такие как звук, свет, запах и др.

Даже простейшие одноклеточные организмы (например, амеба) постоянно воспринимают и используют информацию, например, о температуре и химическом составе среды для выбора наиболее благоприятных условий существования.

Таким образом, в неживой природе в замкнутых системах идут процессы в направлении от порядка к хаосу (в них информация уменьшается). А живые же системы в процессе развития способны повышать сложность своей структуры, то есть увеличивать информацию.

3. Этап обобщения и закрепления нового материала.

1. Приведите примеры информационных процессов в растительном мире.

2. Приведите примеры информационных процессов в животном мире.

3. Приведите примеры получения, передачи и использования информации животными.

4. Рефлексия.

Хотелось бы услышать ваши отзывы о сегодняшнем уроке: что вам понравилось, что не понравилось, о чем бы хотелось узнать еще.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Межпредметные: физика, астрономия, биология.

Литература:

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Урок 2 Дата проведения ___/_____/___

Тема урока: Кодирование информации с помощью знаковых систем.

Цель урока:

дать понятие знаковой системы, алфавита

сформулировать различные принципы кодирования

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Логические задачи.

Найдите лишнее слово в каждом из данных списков. Ответы могут быть различны, но должны быть доказательны с точки зрения классификации.

a) горький, горячий, кислый, соленый, сладкий; (ответ: горячий, это температурный признак, а не вкусовой)

b) длина, метр, масса, объем, скорость; (ответ: метр, это единица измерения, остальное – физические величины)

3. Устный опрос.

что такое информация, какую информацию воспринимает человек;

какие информационные процессы в технике вы знаете

Один ученик у доски заполняет таблицу из домашнего задания, остальные сверяют свои результаты. После заполнения еще двое зачитывают свои примеры.

Данный урок разработан в соответствии с требованиями новых федеральных стандартов второго поколения. На уроке предполагается работа в группах, работа на компьютере с использованием электронных образовательных ресурсов, обсуждение и защита своей точки зренияна основе изученного матермала. Данный урок формирует у учащихся представление об информационных процессах в живой и неживой природе, развивает коммуникативные навыки, логическое мышление, устную речь, формирует и развивает компетентность в о.

Раздел Информатика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор Зубкова Е.А.
Дата 07.05.2014
Формат doc
Изображения Нет

For-Teacher.ru - все для учителя

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Информационные процессы в природе

Зубкова Екатерина Александровна

Тема и номер урока в теме

Информационные процессы в природе, урок № 1

Познакомить учащихся с информационными процессами в живой и неживой природе;

Развивать логического мышления;

Развивать процессы мышления, познавательных интересов, памяти, восприятия;

Развивать устную речь

Способствовать воспитанию информационной культуры учащихся;

иметь представление о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;

формирование информационной и алгоритмической культуры;

Формирование умения самостоятельно оценивать и принимать решения

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве;

Индивидуальная работа;

компьютерный класс (15 компьютеров, сеть, сервер);

презентационное оборудование;

выход в Интернет;

ресурс к УМК на сайте Единой коллекции ЦОР www.school-collection.edu.ru;

сетевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учащихся при обучении информатике;

интерактивная доска;

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Организация начала урока

Визуальный контроль готовности учащихся к уроку

Настраивание на работу;

Подготовка к активной деятельности на основном этапе урока

Организация диалога с учащимися

Изучение нового материала

Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала

Работа по группам: вместе ответить на подготовленные учителем вопросы;

Систематизация и закрепление изученного материала.

Подведение итогов урока.

Информация о домашнем задании Инструктаж по его выполнению

Приложение к плану-конспекту урока

Информация в живой и неживой природе

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Информация в неживй природе

Информация в живой природе

Информация в живой и неживой природе

Приложение к плану-конспекту урока

Учебное задание

Характеристика задания.

Планируемый результат - познакомиться с информационными процессами в живой и неживой природе, научиться работать в группе и совместно принимать решения, отработать навыки работы с ИКТ.

Для нормального функционирования живым организмам необходимо обмениваться информацией. Как живые организмы обмениваются информацией, и какие информационные процессы происходят в неживой природе? Давайте попробуем ответить на эти вопросы.

Описание задания.

После выполнения задания учащиеся рассаживаются по группам:

1 группа - учащиеся, сидящие за компьютерами под номерами 1, 2, 3;

2 группа - учащиеся, сидящие за компьютерами под номерами 4, 5, 6 и т.д.

Обсудите изученный материал и ответьте на вопросы (10 минут):

Какие объекты относятся к неживой природе? Какая наука изучает неживые объекты?

Какие информационные процессы происходят в неживой природе?

Какие объекты относятся к живой природе? Какая наука изучает живые организмы?

Что происходит с живыми организмами в процессе развития и как это влияет на количество информации?

С помощью чего живые организмы получают информацию об окружающей среде?

В каких формах могут быть выражены информационные сигналы?

Какая информация передается по наследству и хранится во всех клетках живых организмов?

После обсуждения каждая группа выходит к доске и отвечает на поставленные вопросы, причем каждый участник группы должен ответить на один из трех вопросов. (20 минут)

Критерии оценивания.

Оценку 5 получают ученики, которые дали полный ответ на вопросы, привели правильный пример, смогли ответить на дополнительные вопросы по своей теме.

Оценку 4 получают ученики, дали не совсем полный ответ на вопросы, привели правильный пример, смогли ответить на дополнительные вопросы по своей теме или дали полный ответ на вопросы, привели не совсем правильный пример, смогли ответить на дополнительные вопросы по своей теме.

Оценку 3 получают ученики, дали не полный ответ на вопросы, привели правильный пример, не смогли ответить на дополнительные вопросы по своей теме или дали полный ответ на вопросы, привели не правильный пример, не смогли ответить на дополнительные вопросы по своей теме.

Оценку 2 получают те, кто не смог ответить на вопросы и привести примеры.

Методические комментарии.

Данное задание может быть проведено в 8 классе. Для работы необходимо: стандартный видео проигрыватель, выход в Интернет, текстовый процессор. Так же учащиеся могут использовать учебники для поиска ответа на вопросы при работе в группах.

Время выполнения задания.

Задание рассчитано на 1 урок. Работа с новым материалом - 15 минут, работа в группах и ответы у доски - 20 минут. Время на каждом этапе может быть сокращено.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • формирование ценностного отношения к природе родного края, понимания необходимости сохранения живой и неживой природы

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Ресурсы:

Содержание урока

1 Оргмомент. Эмоциональный настрой.

Добрый день, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом и наш урок пройдет успешно.

Посмотрите внимательно, что у меня в руках? Что вам это напоминает? (в руках небольшой мяч -глобус)

Ребята, земля это наш с вами дом. Сейчас мы с вами продолжим предложения. (передавая друг другу мяч)

Я хотел чтобы на нашей планете - Земля всегда было:

(чисто, красиво, зелено, было огромное множество животных, журчали чистые ручьи,

чтобы все дышали чистым воздухом и пили полезную ключевую воду, чтобы всегда светило солнышко , чтобы на планете был мир)

Ребята, а для того, чтобы наши желания сбылись, от кого это зависит, как вы думаете.

2.Актуализация знаний

А теперь разрешите спор двух школьников.

Марина говорит: животные – это только дикие звери, галка – это птица, а не животное. Да и бабочка – насекомое. А не животное.

Егор не согласен с Мариной. Он считает. Что все. Кто движется. Питается. Растет. Дает потомство, то есть живет. Относится к животным.

Кто из детей прав?

Сейчас мы с вами вспомним, какие группы животных населяют нашу землю

Для этого вы должны отгадать загадки

-Отгадайте загадки и назовите группу, к которой относится это животное

-Назовите важнейшие признаки этих животн

Автор разработки Дронова Надежда Николаевна

Должность учитель

Предмет Окружающий мир

Автор УМК А.А.Плешаков

Тип урока комбинированный

, готовности следовать нормам природоохранного поведения.

Цель: систематизировать и расширять представления об экологических связях между живой и неживой природой, внутри живой природы, между природой и человеком

Планируемые результаты:

учащиеся осознают необходимость сохранения живой и неживой природы;

научатся устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении этих взаимосвязей или сохранении их;

читать и обсуждать текст, делать выводы из изученного материала.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

формирование уважительного отношения к иному мнению;

формирование ценностного отношения к природе родного края, понимания необходимости сохранения живой и неживой природы

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

формирование умения устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении или сохранении их (познавательные УУД).

формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД).

формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД).

формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).

формирование творческих способностей учащихся в процессе создания моделей взаимосвязей в природе (личностные, познавательные УУД).

А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник для 2 класса (часть 1);

Презентация к уроку;

инструкция для создания моделей;

иллюстрации представителей животного и растительного мира;

картинки предметов живой природы, для создания взаимосвязи в природе;

стрелки из цветной бумаги;

Содержание урока

1 Оргмомент. Эмоциональный настрой.

Добрый день, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом и наш урок пройдет успешно.

Посмотрите внимательно, что у меня в руках? Что вам это напоминает?

Ребята, земля это наш с вами дом. Сейчас мы с вами продолжим предложения. (передавая друг другу мяч)

Я хотел чтобы на нашей планете - Земля всегда было:

(чисто, красиво, зелено, было огромное множество животных, журчали чистые ручьи,

чтобы все дышали чистым воздухом и пили полезную ключевую воду, чтобы всегда светило солнышко , чтобы на планете был мир)

Ребята, а для того, чтобы наши желания сбылись, от кого это зависит, как вы думаете.

2.Актуализация знаний


А теперь разрешите спор двух школьников.

Марина говорит: животные – это только дикие звери, галка – это птица, а не животное. Да и бабочка – насекомое. А не животное.

Егор не согласен с Мариной. Он считает. Что все. Кто движется. Питается. Растет. Дает потомство, то есть живет. Относится к животным.

Кто из детей прав?

Сейчас мы с вами вспомним, какие группы животных населяют нашу землю

Для этого вы должны отгадать загадки

-Отгадайте загадки и назовите группу, к которой относится это животное

-Назовите важнейшие признаки этих животных

Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (бобры)

Яркий мини вертолет
Отправляется в полёт.
Но зачем ему глаза?
Да он просто …(стрекоза)

(тело покрыто шерстью)

Любит мух и комаров

Да имеет громкий зов

Вся зеленая скажу

Дом на речке и в пруду (лягушка)

Что за весенняя черная птица

Любит за плугом ходить и кормиться Птицы (тело покрыто оперением)

Что за весенняя черная птица

Прямо на трактор чуть не садится?

С хвостом, а не конь Рыба

С перьями, а не птица

Какой группы у нас не хватает? ( Пресмыкающиеся)

Кто относится к пресмыкающимся?

а) о бобре г) синицы

Ребята! Внимание! На нашей речке появились бобры!

И мы люди должны не спугнуть их, А создать все условия, чтобы они у нас жили и размножались. И если у вас появиться желание пойти и посмотреть, понаблюдать за жизнью бобров на реке. Обязательно пригласите взрослых и с ними понаблюдайте. И не забудьте, как надо вести себя, чтобы не навредить нашим новым жильцам.

3.Самоопределение к деятельности

(Полный и верный ответ приветствуется другими учениками апплодисментами. Сформированные группы садятся вместе за стол. На экране появляются изображения осины, зайца, лисы.)

– Подумайте, как связаны между собой осина, заяц и лиса? (Заяц питается корой и ветками осины, а лиса питается зайцем.) Проверим, верно ли вы ответили.

На экране появляются стрелки, показывающие связь между изображениями осины, зайца, лисы.

– Что произошло бы в природе, если бы исчезли осины? Зайцы? Лисы?
– Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. (О том, как связаны растения и животные.)

– Прочитайте тему урока. Понятна ли она вам?
– Какая учебная задача стоит перед нами на уроке? (Выяснить, что называют НЕВИДИМЫМИ НИТЯМИ.

-А что говорит Муравьишка? Прочитаем.

Работа по теме урока

– Что такое МОДЕЛЬ? (Выслушиваются ответы детей. На слайде появляется толкование слова МОДЕЛЬ из энциклопедического словаря.)

МОДЕЛЬ – любой образ, изображение, схема какого-либо объекта, процесса или явления.

– С помощью чего вы могли бы создать модель? (С помощью стрелок, картинок, клея, степлера.

3. Работа над темой урока

а) Чтение текста на с. 64-65 учебника сильными учащимися.

– О каких невидимых нитях говорится в тексте? (О нитях между растениями и животными, между человеком и живой природой.)
– Как бы вы озаглавили этот текст? (Лес и человек)
– Восстановим события, происходившие в тексте, в виде словесной цепочки.

Человек вырубил кустарники. –– Исчезли птицы, которые гнездились в них. –– Расплодились насекомые, стали есть листья и грызть корни деревьев. –– Деревья высохли.

– Как вы думаете, чем всё закончилось? (Ушли животные, так как им негде стало прятаться и нечем питаться. Лес умер.)
– Кто виноват в этом? (Человек – лесничий.)

б) Закрепление изученного

(на с.65 по рисункам дети прослеживают взаимосвязь в природе)

Какие связи вы увидели?

Примерные ответы: (божьи коровки питаются тлей, если не станет божьих коровок разведется большое количество тли, которая погубит растения )

( пчела собирает с цветов нектар, синица питается гусеницами, если не будет синиц, разведется много гусениц , которые погубят деревья.

А можем, мы люди нарушить эти связи?

Действительно, божья коровка – это отличная помощница человеку в борьбе за урожай Ученые подсчитали, что только один жук за свою жизнь может съесть до 4000тлей.

Почему нити называют невидимыми?

В природе все действительно связано друг с другом, словно нитью. Но эта нить рвется, когда в природе что-то нарушается. И очень часто эти связи нарушает человек.

в)Физкультминутка (о лягушке)

Ребята, внимание! Послушайте. Лягушка звенит в колокольчик. Она хочет привлечь к себе внимание. Не секрет, что многие люди не любят лягушек и порой беспощадно их убивают. Давайте подумаем и скажем, а действительно нужны нам лягушки.

г)Работа в группах. Моделирование

Класс делится на несколько групп, каждая составляет цепь питания, используя картинки и стрелки

Результаты работы обсуждаются всем классом

д)Выполнение заданий №1,2 с 24 в рабочей тетради Самостоятельная работа.

е) Проверка самостоятельной работы.

Вопрос после просмотра.

Какую взаимосвязь в природе вы проследили в этой сказке?

4 Рефлексия. Вывод на с.67,

Ответы на вопросы

( После прослушивания стихотворений каждая группа отвечает на вопрос

1.Докажите, что на Земле нужны мошки?

2.Докажите, что нельзя обойтись без свирепых хищников

3. Почему без мышки, у кошки не лучшие делишки ?

4. Почему ошибкой окажется, если кто - нибудь лишним окажется

Урок подходит к концу. Спасибо за плодотворную и активную работу на у

Окончен урок и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам,

Читайте также: