Конспект урока и ы после приставок 5 класс

Обновлено: 02.07.2024

Конспект у рока по ру сскому языку в 5 классе + презентация по теме:

Подготовила Шу лепина Гал ина Михай ловна, учитель русского языка и литера ту ры,

Цель данной работы показать в озможн ости урока в форм ирован ии регул ятивных У УД

на примере изу чения темы «Бу ква ы после приставок, о канчивающ ихся на

- высказывать п редположени е на основ е наблюдени й;

- осуществл ять познавательну ю и личностну ю рефлексию ;

- создание проблем ной ситуации в процессе целе полагани я;

- поиск инфо рмации для вы полнения д омашнего зад ания;

Конспект у рока по ру сскому языку в 5 классе + презентация по теме:

Тип урока : у рок усвоения новых зна ний и первич ное закре пление.

Цель : познакомить ся с правоп исанием слов « Бу ква ы после приставок,

1) организовать деят ельность у чащихся по выведению правила у потребления «Бу ква

2) формировать нав ыки обоснован ного вы бора Ы и И в изучаемой орфограмме ;

4) поддерживать познавател ьный интерес к родному языку, способствовать разв итию

- осуществлять самопроверку и взаимоп роверку; ис кать нову ю информацию

- осуществлять познавательну ю и личностну ю рефлексию

- личностные: 1) п онимание необходи мости изу чения темы «Бу квы ы - и после

ме та п редме тные: умение поставить цель и орган изовать ее дости жение;

- познавательные: анализ и извлече ние необ ходимой инф ормации, выстраиван ие

простейшей л огичес кой цепочки рас суждени й; попытка то чного и г рамотног о

- пр едметные: сформирован ное у мение писать сл ова с орф ограммой «Бу квы ы - и

- коммуникативны е: умение аргу ментировать св оё мнени е, приходить к обще му

Оборудование: компьюте р, му льтимедиа - проекто р, карточки, рису нки с

Сегодня на у рок я снова пришла к вам в от с таким с олнышк ом, оно подс ка зывае т

вам мое настроение. В конце у рока мне х отелось бы, что бы каждый из

вас с помощью с игналов показал ваше настр оение в течен ие урока ( рисунки и

Как вы думаете, о чём пойдёт р ечь на уроке ? О каком разделе л ингвистики? Ва ши

( Конечно, мы п родолжаем изучать раздел лингвистик и - мо р фемику). Давайте

вспомним некот орые теоретическ ие сведения, они пом огут нам на у роке. Услов ие:

давать только п олные ответы. Н ачинае м блиц - опрос.

1. В каком разделе л ингвистики изучается морфема ? (Морфем ика)

2. Что называется м орфемой? (Наиме ньшая знач имая часть сл ова)

4. Почему морфемы называетс я значимы ми? (Выражают определё нные значе ния)

5. Что называется к орнем? (Общая часть родственны х слов, в кото рой заклю чено

6. Для чего слу жат приставки и су ффиксы? (Для об разования нов ых слов)

8. Для чего нам ну жно уметь делать морфемный р азбор и п онимать значе ние его

ча стей? (Мор фемный разбор помогает п равильно писать сло ва)

9. Какой языково й процесс может происходить п ри образова нии и изменении слов

10. Что называется че редован ием? (Замена одних зву ков и соче таний зву ков

11. Какие чередова ния могу т происходить в корне? (Глас ные и согла сные)

12. А только ли в ко рне могут происходит ь чередования? ( В приставках и

13. Что нужно, что бы грамотно п исать? (Над о уметь быстро выдел ять морфемы и

14. Какие гласные м огут чередоваться в к орне? (а - о, е - и) При ведите прим еры

Сегодня мы сове ршим ещё одно не большое исслед ование, кот орое связан о с

Попробуем сфо рмулир овать цель у рока. Ваши пре дложения ? Слай д 4

А какие задачи ст оят перед нами? Поп робуем опре делить, о т чего зависит чередование

Мы видим, что чере дование про исходит только после приставок.

Теперь ну жно разобраться, после каки х именно прист авок бу ква И переходит в букву

Давайте для эт ого запишем слова в два столбика. Слайд 7

Осталось выяснить , что общего в п риставках ка ждого ст олбика? Догадал ись?

Конечно. В лево м столбике все пристав ки оканчивают ся на гласные, а в правом - на

согласные. О сталось сформу лировать правил о. Это легк о. Полу чилось приме рно так:

на согласный, в начале корн я чередую тся Ы с буквой И.

Теперь нам ну жно состав ить алгоритм примене ния правила. Возьмём слов о

Запишите алго ритм в тетради. Прове рим. Слайд 9 (самопроверка)

Потрениру емся: Ы или И ? Работа в г руппе. (На парт е два листа, на одном – Ы, на

другом – И . К арточ ки со словами: разыграть, розыск, переизданны й, поиск, об ыск,

сыгранный). Зад ание: расп ределить сл ова на листа х.

Но изучение тем ы на этом не закончен о. Вы знаете, что у многих прав ил су ществу ет

исключение. Т ак и с этим п равилом. Исклю чение в нём - некотор ые приставки,

оканчивающи еся на соглас ный, но посл е них бу ква И в Ы не превращ ается. Так их

Большинство из них пришло к нам из иностранны х языков, а также две ру сские

приставки: МЕЖ и СВЕРХ. Постарайтесь их запомн ить, так как о ни встречают ся чаще

Запомните п равописание слова взимат ь, подбер ите к нему синонимы (брать,

Исследование зак ончилось. У нас всё полу чилось. Кто смо жет сделать вывод?

Нажмите, чтобы узнать подробности

создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Формируемые УУД:

устойчивый познавательный интерес к русскому языку;

стремление к речевому самосовершенствованию.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение;

осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения.

Познавательные:

владение различными видами аудирования;

поиск и выделение необходимой информации;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

извлечение необходимой информации из текста;

преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать.

планирование самостоятельного выполнения заданий;

выбор темпа работы;

умение действовать самостоятельно.

применять способ действия для правильного написания суффиксов – чик – и – щик -;

избегать ошибок в написании существительных с суффиксом – чик – и – щик;

производить морфемный, морфологический, синтаксический, словообразовательный разборы.

проводить наблюдение под руководством учителя;

осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов;

давать определение понятиям;

устанавливать причинно-следственные связи;

сравнивать, делать вывод;

формирование устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

1. Повторение.

- Составьте связный рассказ о правописании суффикса –чик- и –щик-.

2) Проверка домашнего задания.

Словарный диктант (учебник стр. 108).

3) Цифровой диктант. Если в корне пишется А, ставим цифру 1, если О – цифру 2.

Не к…саются влаги.

Распол…жить у костра.

Ключ: 1 2 2 1 2 1 2 2 1 2 1 2

1 вариант выписывает слова с чередующейся гласной А в корне слова,

2 вариант -с буквой О в корне слова.

1. Солнце к…снулось края степи.

2. Человек предпол…гает, а Бог распол…гает.

3. Солнечные лучи еще не к…саются замерзшей реки.

4. Приятно к…снуться ароматного блинчика.

2. Мотивация.

Наблюдение над материалом.

Подберите к слову ИГРАТЬ однокоренные слова, образованные с помощью префиксов. Учитель записывает их на доске.

ИГРАТЬ – ВЫИГРАТЬ, ПОДЫГРАТЬ, СЫГРАТЬ, ПОИГРАТЬ и другие.

- Выделите префиксы, корень.

- Какое явление вы наблюдаете? В какой части слова происходит чередование?

Объявление темы и цели урока.

3. Работа над темой.

- Обратите внимание на префиксы. Какой звук будет влиять на чередование? (гласный или согласный?)

- Сформулируйте правило. Прочитайте правило в учебнике (стр.108).

Что нового мы узнали? (отметить префиксы-исключения).

- Рассмотрите схему. Как в схеме отражена данная орфограмма? На что необходимо обращать внимание при написании слов на данное правило?

С - + И͡… = С Ы͡…

Искл .: МЕЖ -, СВЕРХ - и иноязычные приставки

- Запишите схему в тетрадь.

4. Закрепление материала.

1) Задание: запишите словосочетания под диктовку.

Подытожить работу, безымянный герой, назвать поименно, предыдущий параграф, межиздательское соглашение, безысходная тоска, сверхизысканные манеры, рассказать предысторию, доиюньские события

2) Задание: найдите лишнее слово, объясните свой выбор.

- вз…скать, контр…гра, раз…скать, от…граться;

- вз…грать, по…скать, без…тоговый, из…скатель;

- вз…мать, от…скивать, вы…грать, вы…скать.

3) Творческий диктант. Задание: замените данные выражения словом с буквой Ы, И после приставки. - четвертый палец на руке (безымянный); - одержать верх в игре (обыграть); - пассивный, лишенный инициативы (безынициативный); - времена, относящиеся к древнему периоду (доисторические); - найти, обнаружить пропажу (разыскать); - заставить уплатить (взыскать).

4) Работа с текстом. Упр. 243.

5. Итоги урока.

- Как определить написание Ы/И после приставки ?

6. Домашнее задание.: 1) выучите правило § 31; 2) выполните упр. 241 или 242 (на выбор).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока русского языка. 5 класс.

Дата: 30.11.2016г.

Учитель: Мощенская Т.В., учитель русского языка и литературы.

Тема: Буквы Ы – И после приставок на согласный

Планируемые результаты:

Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности

Регулятивные: уметь ориентироваться на образец и правило выполнении я задания.

Познавательные: уметь делать выводы на основе наблюдений

Коммуникативные: рефлексия своих действий

Оборудование урока: раздаточный материал, учебник, рабочие тетради.

I. Приветствие учителя, проверка готовности учащихся к уроку.

II. Повторение:

Словарный диктант с взаимопроверкой (обучающиеся обмениваются тетрадями, проверяют написание слов, поясняют правильное написание слов.)

Собираю, соберу, отпереть, упираться, удерешь, продираться, застелить, расстилаться, излагать, изложить, коснуться, касательная, растение, вырос, росток, журнальчик, штопальщик, чистильщик, бетонщик

II 1. Актуализация знаний

Выпишите слова с пропущенными орфограммами, объясните их правописание (запись на доске)

Поднимается со…нце, и его лучи осв…щают д…лекие п…ля и кусты возле осин…вого леса. Я предпол…гал с…брать …десь много яго… Они тут ра…сыпались ж…лто-красным к…вром. Мне осталось под…скать подходящую посуду.

Учитель: Обратите внимание на подчеркнутое слово

IV . Проблемное объяснение нового знания:

Подберите к нему однокоренные слова ПОДЫСКАТЬ?

( ищет, искать, выискивать…)

Что же происходит с этими словами?

- Как думаете, какова тема урока? (Записать тему урока)

- Какова главная цель урока? (Понять, когда пишем Ы или И после приставок)

- Какова задача урока? Научиться это делать

Проанализируйте такие пары слов:

Какую закономерность вы увидели? Какой вывод можно сделать?

Сказать об исключениях ВЗИМАТЬ

IV .Физкультминутка.

V . Первичное закрепление.

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию.

Лексическая работа со слайдами:

Человек, который занимается розыском пропавших людей или вещей –СЫЩИК;

Проводить осмотр, чтобы найти что- либо- ОБЫСКАТЬ

Подшутить над кем-то – РАЗЫГРАТЬ

Находящийся непосредственно перед кем-либо или чем- либо -ПРЕДЫДУЩИЙ

2 ) Давайте найдем слова с этой орфограммой и объясним ее правописание

Роз. ск, с…щик, пере…зданный, за…нтриговать, по. ск, об…ск, с…гранный, небез…звестный

3) У вас на столах листы со словосочетаниями.

Разыгралась метель, отыскать клад, безымянный палец, обыграть в шашки, сыграть в футбол, дезинфекция помещений, дезориентация в пространстве, межигровой, межинститутский, подытожить заседание, сверхинтересный рассказ, небезызвестный автор, изысканный вкус, происки злодеев, приучать сызмала, суперинтересный фильм, предынфарктное состояние, долгая контригра.

Выпишите слова, которые противоречат нашему выводу:

Дезинфекция, дезориентация, суперинтересный, контригра

VI . Работа с учебником

- чтение правила стр. 108

- выполнение упражнения 241

VII .Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа : осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

1. Попробуете построить схему или модель правила, которое мы изучили.

Примерная схема правила, изученного учащимися.

Буквы Ы и И в корне после приставок

После русск. ¬ на согл. 1) после ¬ меж- и сверх-

Играть – сыграть, разыграть межинститутский

Искать – подыскать, разыскать сверхинтересный

Исключение: взимать 2) после иноязычных приставок

Правило распространяется: контр-, транс-, пан-, суб-, дез-:

Сыздавна контригра

Сызмальства дезинфекция

3) после приставок на гласный

Запомни: взимать произносится и пишется с - И

В каком ряду во всех словах после приставки пишется буква Ы?

А) под…грать, пред…стория, пред…дущий

Б) по…грать, под…скать, без…нтересный

В) сверх…нтересный, дез…информация, не….звестный

Г) роз…ск, небез…звестный, на…игранный

В каком ряду во всех словах после приставки пишется буква И ?

А) с…грать, пере…грать, про…грать

Б) контр…гра, сверх…нтерес, дез…нфекция

В) до…грать, без…нтересно, от…граться

Г) до…сторический, пред…дущий, пред…стория

VIII . Объявление отметок.

IX . Домашнее задание. § 3 1 упр. 244

В каком ряду во всех словах после приставки пишется буква Ы?

А) под…грать, пред…стория, пред…дущий Б) по…грать, под…скать, без…нтересный В) сверх…нтересный, дез…информация, не …звестный Г) роз…ск, небез…звестный, на…игранный

В каком ряду во всех словах после приставки пишется буква И ?

А) с…грать, пере…грать, про…грать

Б) контр…гра, сверх…нтерес, дез…нфекция

В) до…грать, без…нтересно, от…граться

Г) до…сторический, пред…дущий, пред…стория

В каком ряду во всех словах после приставки пишется буква Ы?

А) под…грать, пред…стория, пред…дущий Б) по…грать, под…скать, без…нтересный В) сверх…нтересный, дез…информация, не …звестный Г) роз…ск, небез…звестный, на…игранный

В каком ряду во всех словах после приставки пишется буква И ?

А) с…грать, пере…грать, про…грать

Б) контр…гра, сверх…нтерес, дез…нфекция

В) до…грать, без…нтересно, от…граться

Г) до…сторический, пред…дущий, пред…стория

Разыгралась метель, отыскать клад, безымянный палец, обыграть в шашки, сыграть в футбол, дезинфекция помещений, дезориентация в пространстве, межигровой, межинститутский, подытожить заседание, сверхинтересный рассказ, небезызвестный автор, изысканный вкус, происки злодеев, приучать сызмала, суперинтересный фильм, предынфарктное состояние, долгая контригра.

Разыгралась метель, отыскать клад, безымянный палец, обыграть в шашки, сыграть в футбол, дезинфекция помещений, дезориентация в пространстве, межигровой, межинститутский, подытожить заседание, сверхинтересный рассказ, небезызвестный автор, изысканный вкус, происки злодеев, приучать сызмала, суперинтересный фильм, предынфарктное состояние, долгая контригра.

Разыгралась метель, отыскать клад, безымянный палец, обыграть в шашки, сыграть в футбол, дезинфекция помещений, дезориентация в пространстве, межигровой, межинститутский, подытожить заседание, сверхинтересный рассказ, небезызвестный автор, изысканный вкус, происки злодеев, приучать сызмала, суперинтересный фильм, предынфарктное состояние, долгая контригра.

Разыгралась метель, отыскать клад, безымянный палец, обыграть в шашки, сыграть в футбол, дезинфекция помещений, дезориентация в пространстве, межигровой, межинститутский, подытожить заседание, сверхинтересный рассказ, небезызвестный автор, изысканный вкус, происки злодеев, приучать сызмала, суперинтересный фильм, предынфарктное состояние, долгая контригра

Разыгралась метель, отыскать клад, безымянный палец, обыграть в шашки, сыграть в футбол, дезинфекция помещений, дезориентация в пространстве, межигровой, межинститутский, подытожить заседание, сверхинтересный рассказ, небезызвестный автор, изысканный вкус, происки злодеев, приучать сызмала, суперинтересный фильм, предынфарктное состояние, долгая контригра.

Разыгралась метель, отыскать клад, безымянный палец, обыграть в шашки, сыграть в футбол, дезинфекция помещений, дезориентация в пространстве, межигровой, межинститутский, подытожить заседание, сверхинтересный рассказ, небезызвестный автор, изысканный вкус, происки злодеев, приучать сызмала, суперинтересный фильм, предынфарктное состояние, долгая контригра

М. Цветаева.
Ра…стояние: версты, мили…
Нас ра…ставили, ра…садили,
Чтобы тихо себя вели,
По двум разным концам земли.

Ра…стояние: версты, дали…
Нас ра…клеили, ра…паяли,
В две руки ра…вели, ра…пяв,
И не знали, что это сплав.

Вдохновений и сухожилий…
Не ра…сорили – ра…сорили,
Ра…слоили…

Стена да ров.

Ра…селили нас, как орлов –
Заговорщиков: версты, дали,
Не ра…строили – ра…теряли.
По трущобам зеленых широт.

Ра…совали нас, как сирот.
Который уж – ну, который?-
Март?!
Ра…били нас – как колоду карт!

– Словарная диктовка (трудные случаи написания З –, С – на конце приставок и приставки С) с объяснением выбора.

расстояние, расставили, рассадили, расклеили, развели, рассорили, расслоили, расстроили, расселили, распяв, сплав.

– Игра “Кто быстрее и правильнее” Записать в два столбика диктуемые учителем слова с приставками на З –, С –, и и приставкой С –, обозначить орфограмму

З
раздать
воздержаться
развесили
взмахнуть
возгорится
взбираться
С
сделать
распустить
сделано
испугаться
бескрайний
бескозырка
вспоминать

– Подведение итогов работы.

2. Повторение правила “Буквы Ы, И после Ц”.

– На экране текст (стихотворение).

Ц…пленок в ц…рке выступал,
Играл он на ц…мбалах,
На мотоц…кле разъезжал
И ц…фр он знал немало.

Он из ц…линдра доставал
Морковь и огурец…
И только одного не знал
Где И, а где же Ы.

Задание: выписать из стихотворения слова с данной орфограммой в три столбика: Ы – И

в корне
цыпленок
(в)цирке
(на)цимбалах
(на)мотоцикле
цифр
(из)цилиндра
в суффиксе в окончании
огурцы

– После проверки продолжить заполнение столбиков словами, продиктованными учителем.

революция
цыганский
операция
цитрусовый
в секции
циновка
куницын
сестрицын
Царицын
овцы
сестрицы

– Добавить столбики словами, взятыми из предложений, которые вы видите на экране.

Сильные ц…клопы представляют собой большую опасность.
На Лисиц…ны приветливы слова Ворона каркнула во все воронье горло.
Три девиц… под окном пряли поздно вечерком.
Круглолиц…й мальчик оказался нашим новым соседом.

– Подведение итогов этапа урока.

III. Объяснение новой темы.

Ребята, есть в русском языке такие слова, в которых буква И после приставок на согласный превращается в букву Ы.

Исследование записи на доске:

Слева, записанные слова с русскими приставками, а справа – с иноязычными приставками.

Запомните иноязычные приставки!

Сформулируйте правило правописания букв Ы, И после приставок на согласный.

IV. Закрепление.

– напишите мили-сочинение, используя данные слова:

предыстория, небезызвестный, небезынтересный, предыдущий, отыскать и другие.

V. Проверка и подведение итогов урока.

1. Высказывание на лингвистическую тему.

I ряд
о правописании
приставок
на З –, С–
II ряд
о правописании
букв И – Ы
после Ц
III ряд
о правописании
букв И –Ы
после приставок
на согласный

2. Объявление отметок.

VI. Домашнее задание.

Параграф 25, повторить теорию, обозначение орфограммы, упр. 135, выполнить задание по карточкам.

Карточка № 1

Вставь пропущенные буквы, обозначь орфограммы.

Без…дейность, равнодушие, бе…духовность надо изж…вать всеми силами.
На пред…дущем уроке уч…шиеся пок…зали непл…хие знания.
Ж…ри под…тожило результаты состязаний.
После землетр…сения люди всего мира оказывали помощ… Армении.
На арене ц…рка выступали ж…нглеры.
Сверх…нтересный спектакль открыл т…атральный сезон.

Читайте также: