Конспект урока мцыри любимый идеал лермонтова 8 класс
Обновлено: 05.07.2024
М.Ю.Лермонтов использует в своей поэме мужскую рифму, из-за чего при чтении произведения создаётся ощущение постоянного напряжения, решимости, сражения. Автор относился с глубоким уважением к людям, наделенным такими качествами, как отвага, свободолюбие, смелость. Всё это присутствует в характере главного героя, мы понимаем, что он неспроста покинул монастырь — оставаться там и дальше было бы просто невыносимо для юноши, томившегося размеренной жизнью монахов. Он убегает, и, совершив этот поступок, впоследствии уже никогда, даже лёжа на смертном одре, не сожалеет о содеянном:
Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог.
Мцыри в красках описывает монаху всё то, что он увидел: как поражён он был великолепием природы, красотой случайно встреченной грузинки и свежестью встречного ветра. Этим Лермонтов стремится донести до нас, как важно молодому человеку любить родной край, иметь мечты и стремления, ведь именно это — те вещи, за которые не жалко погибнуть.
Обратимся к эпизоду сражения Мцыри с барсом. Поэт уделяет огромное внимание описанию смелости главного героя в этой борьбе. Он не просто не боится, он рвётся в бой, которого ждал в душе всю свою жизнь. Мцыри юн и неопытен, но даже это не мешает ему проявить мужество и смелость в развернувшейся битве. Он выходит из боя с диким зверем победителем — настолько сильно его желание победить, вернуться к собственным истокам, стать свободным человеком.
Таким образом, даже оказываясь на смертном одре, Мцыри не сожалеет о своей угасающей жизни. Его беспокоит и тяготит лишь то, что он так и не оказался на родине, но юноша беспрекословно смиряется с собственной судьбой. За дни побега он испытал всё то, что никогда не тронет старческие, равнодушные к жизни сердца монахов. Можно сказать, что, несмотря на быстротечность счастья, Мцыри был счастлив собственной свободой и несокрушимостью, и именно это делает его нравственным идеалом Лермонтова, воспевавшего смелость, независимость и пылкость юных сердец.
Единоборство человека и барса продолжалось долго. Животное обессилело раньше человека, но и человек, победив барса, почти умирал.
Лермонтов — мой любимый поэт. Образами своих героев он говорит с моим поколением, борется с косностью, насилием над личностью, зовет к свободе, свету, счастью. Мцыри — любимый идеал Лермонтова, потому он и вложил в его образ свои самые сокровенные мечты, свое видение красот Кавказа, свое неприятие затворничества в стенах монастыря. Мцыри, как и Лермонтов, готов отдать жизнь за свои идеалы, мечты о воле.
Грузинские экскурсоводы и сейчас показывают туристам монастырь вблизи Мцхеты, где томился Мцыри. На высоком берегу реки стоят руины монастыря прошлого века, угадываются кельи, вырубленные прямо в скале, невдалеке стоят одичавшие остатки сада, а внизу — место слияния двух рек, Арагвы и Куры. И память выдает:
Немного лет тому назад, Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь…
Вдаль уходят, не смешиваясь в одном русле, потоки Арагвы с чистой, быстрой, прозрачной водой, и Куры — с мутной, медленной.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
На этой странице материал по темам:
- почему мцыри был любимый идеал лермонтова
- рисунки по произведениям лермонтова мцыри
- сочинение по теме: мцыри — любимый герой лермонтова
- сочинение на тему мцыри любимый идеал лермонтова
- мой любимый герой мцыри сочинение
Мцыри — любимый идеал Лермонтова
ее наизусть своим современникам восторженно и самозабвенно.
Лермонтов хорошо знал Кавказ — это было место ссылок поэта. Поэтому он так красочно нарисовал картину природы кавказского высокогорья, где находился мужской монастырь и где развивались события поэмы. Однажды проезжий генерал оставил в монастыре больного пленного шестилетнего мальчика. Шли годы. Мальчик стал юношей. Привык к плену. Собирался
Единоборство человека и барса продолжалось долго. Животное обессилело раньше человека, но и человек, победив барса, почти умирал.
Лермонтов — мой любимый поэт. Образами своих героев он говорит с моим поколением, борется с косностью, насилием над личностью, зовет к свободе, свету, счастью. Мцыри — любимый идеал Лермонтова, потому он и вложил в его образ свои самые сокровенные мечты, свое видение красот Кавказа, свое неприятие затворничества в стенах монастыря. Мцыри, как и Лермонтов, готов отдать жизнь за свои идеалы, мечты о воле.
Грузинские экскурсоводы и сейчас показывают туристам монастырь вблизи Мцхеты, где томился Мцыри. На высоком берегу реки стоят руины монастыря прошлого века, угадываются кельи, вырубленные прямо в скале, невдалеке стоят одичавшие остатки сада, а внизу — место слияния двух рек, Арагвы и Куры. И память выдает:
Немного лет тому назад, Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь…
Вдаль уходят, не смешиваясь в одном русле, потоки Арагвы с чистой, быстрой, прозрачной водой, и Куры — с мутной, медленной.
- научить характеризовать Мцыри как героя романтического произведения
Задачи:
1. Актуализировать знания о романтизме, особенностях романтического характера. Выявить способы раскрытия романтического характера в поэме.
2. Развивать навыки аналитической работы с текстом.
3. Воспитывать самостоятельность мышления, работоспособность, потребность образно выражать свои мысли. Прививать любовь к произведениям русской классической литературы.
Ход урока
1.Организационный момент
Приветствие. Настрой на работу.
- Поприветствуйте друг друга:
- По вертикали у нас появилось ключевое слово – романтизм. Дома вы поработали с разными источниками, с учебным материалом, со словарями и выяснили, что такое романтизм.
Отвечая на последний вопрос, выясняем, что романтизм – это направление в европейском искусстве, характерное для конца 18 – первой половины 19 века. Романтизм провозглашал устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства, личную и гражданскую независимость. Основа романтического искусства – противоречие идеала и социальной действительности (слайд 12)
3. Постановка учебной задачи. Определение совместной цели деятельности.
Сегодня мы поведём разговор о сложном типе человеческого характера, который появился в XIX веке, - романтическом характере, о романтическом герое, который обладает определенными чертами, признаками (слайд 13)
- определение темы урока и цели (слайд 14)
4. Постановка и решение проблемного вопроса.
После окончания работы и обсуждения делаем выводы (слайды 19-22)
- Какими романтическими чертами обладает Мцыри?
1. Сильная личность. Он отличается сосредоточенностью на идее жизни, страстью борьбы.
2. Характер юноши противоречивый, с внутренним конфликтом между человеческим и звериным. Главное в его характере - свободолюбие.
3. Главный герой одинок, он вступает в борьбу за свободу один.
4. Мцыри - герой исключительный, действует в исключительных обстоятельствах на фоне необычных картин.
5. М.Ю. Лермонтов использует пейзаж как средство характеристики героя и психологизм - углубление во внутренний мир героя.
- Романтический герой – личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Низменной материальной практике романтики противопоставляли жизнь духа. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души – характерные черты романтизма.
Для романтического героя характерно рвать связи с миром и бежать в чужую среду. Мцыри тоже покидает чуждый для себя мир и хочет вернуться на родину, таким образом в поэме ситуация бегства становится мотивом возвращения. Происходит перевёртыш. Герой не теряет свою стихию, а приобретает. Юноше нет нужды налаживать отношения с новым миром, куда он бежит, он ему близок. Зов природы призывает Мцыри вернуться туда, где он родился и жил до плена. Неслучайно в поэме много ветра и птиц. Он подобно птице, улетевшей в чужие края, инстинктивно возвращается в родовое гнездо. Но в этом мире он чувствует себя чужим. Здесь всё гармонично даже в образах: две реки, две сакли, две скалы, два куста белой акации, деревья как братья, стаи птиц летают. Только Мцыри один, лишён родства с самого детства, нет у него никого. Естественно, что образы родства и единения вызывают естественное стремление молодого человека восстановить природные связи.
- Ребята, какой эпизод можно назвать кульминацией поэмы? (слайд 23)
… прекрасна ли земля.
… для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы?
Лермонтов отвечал: да, земля прекрасна, человек рождается для воли, но трагедия в том, что он принужден жить в неволе. И поэт прославлял борьбу, подвиг, мятеж, силу характера и непримиримость. Своим героизмом, неудержимым стремлением к цели, беспокойством, жаждой борьбы, яркостью чувств Мцыри близок Лермонтову.
5. Подведение итогов урока. Рефлексия.
6. Домашнее задание: Какие вопросы вы
1Какие вопросы вы задали бы Мцыри, если бы вам представилась такая возможность?
Цели: доказать, почему литературный герой становится символом поэзии М.Ю.Лермонтова, любимым идеалом поэта.
Оформление: портреты Лермонтова, иллюстрации к поэме, портрет Мцыри.
Ход урока
– Давайте начнем урок с того, что вспомним средства создания художественного образа в литературе. (Портрет, пейзаж, монолог, диалог, рефлексия…)
– Как вы считаете, какие из этих средств преобладают в поэме? (Монолог, пейзаж)
– Но ведь герой разговаривает с монахом, почему же здесь нет диалога? (Для Мцыри важно, чтоб его выслушали, поняли)
– Мцыри чувствует свои последние минуты и вновь желает пережить все те чувства, которые испытал. Как он рассказывает об этом, как это характеризует его? (Он очень эмоционально рассказывает, с большой страстью, рисует яркие картины того мира, который он увидел за стенами монастыря. Так может рассказывать поэт-романтик)
– Что же испытал Мцыри в своей короткой жизни, которая разделилась как бы на два мира: монастырь и три дня на воле?
Выпишите в тетрадь ключевые слова, раскрывающие смысл этих понятий.
Монастырь
Воля
Чужбина
Смирение
Аскетизм
Одиночество
Послушник
Прошлое
Тюрьма
Реальность
Родина
борьба
наслаждение, блаженство
семья
горец
будущее
свобода
сон, мечта
– Какие это по значению получились слова, о чем они говорят? (Это антонимы, они свидетельствуют о противоречивости, некой раздвоенности души.)
– Может ли человек жить с раздвоенной душой? (Нет, он должен сделать какой-то выбор. Для Мцыри это побег.)
– Как можно расценить этот шаг, этот выбор героя? (Это своеобразный протест против монастырской жизни, вызов Богу, дерзость, за которую неминуема расплата.)
– Что чувствует герой, как воспринимает этот мир? Найдите в тексте ответы на эти вопросы. (Мцыри испытывает восторг, радость, блаженство, слияние с природой, гармонию. У него тонкая поэтическая душа, этим он близок самому Лермонтову.)
– Что же испытал, познал герой в этом новом для него мире? (Он почувствовал свою силу в борьбе с барсом, жажду битвы, увидел людей, но не пришел к ним. Увидел женскую красоту, которая пробудила любовь в его сердце.)
– Сумел ли он в полной мере познать жизнь вне монастыря? (Нет, он только прикоснулся к этой жизни, попробовал ее сладость и теперь должен умереть. Эти мысли изложены в эпиграфе.)
– Такая яркая, но короткая жизнь и неизбежность смерти. Почему? (Смерть раскрывает в человеке все истинное, настоящее, проявляет сильные и слабые стороны характера.)
– Какие качества проявляет смерть в его характере? (Могучий мятежный дух, мужество, непокорность, гордость, силу характера, свободолюбие.)
– Именно эти качества ценил М.Ю.Лермонтов, это то, что привлекало его в людях, становилось отличительными чертами характера его литературных героев. Вспомните их. (Купец Калашников, парус, Демон…)
– Среди множества средств создания художественного образа, названных в начале урока, есть портрет и имя. Мцыри – это собственное имя? (Нет, у него отсутствует имя: старое, данное при рождении, он утратил, новое он еще не принял. Мцыри – это изгнанник, иноверец, пришелец, одинокий человек. Снова противоречие, загадка. Человек без имени, без прошлого не может жить в будущем, он обречен…)
– А портрет? Есть ли в поэме внешний облик героя? (Портрета нет, потому что внутренний мир, характер персонажа для поэта важнее.)
– Как вы думаете, кому может принадлежать этот портрет? Рассмотрите еще раз портреты, размещенные на доске.
– Почему существует явное внешнее сходство поэта и его героя?
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
… что за огненная душа,
что за могучий дух,
что за исполинская натура
1. а) Дать характеристику Мцыри.
б) Проникнуть в замысел автора.
в) Выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы.
2. Развивать навыки выразительного чтения, обогащать речь учащихся яркой, эмоциональной лексикой.
3. Воспитывать интерес к урокам литературы, формировать духовный мир читателя, его интересы и вкусы.
Оформление доски:
1. Запись темы урока.
Оборудование:
1. Портреты Лермонтова.
2. Репродукции к поэме.
3. Рисунки учащихся.
Казался ты и сумрачным, и властным,
Безумной вспышкой непреклонных сил;
Но ты мечтал об ангельски-прекрасном,
Ты демонски-мятежное любил.
Ты никогда не мог быть безучастным,
От гимнов ты к проклятиям спешил,
И в жизни верил всем мечтам напрасным:
Ответа ждал от женщин и могил.
Но не было ответа. И угрюмо
Ты затаил, о чём томилась дума.
И вышел к нам с усмешкой на устах.
И мы тебя, поэт, не разгадали,
Не поняли младенческой печали
В твоих как будто кованых стихах.
– Почему мы с вами начали урок с этого сонета?
(Потому что он посвящён М.Ю.Лермонтову).
Показ портретов (Слайды 1,2).
– Сумрачный, властный, любящий демонски–мятежное; воспевал гимны прекрасному и проклинал всё, что мешало человеку быть свободным; угрюмо затаил, о чём томилась дума; был одиноким.
К какому портрету вы бы отнесли слова из сонета? (Ко второму).
– Каким предстаёт поэт на первом портрете?
(Любимым, близким, родным, живым, чутким, впечатлительным).
– Как вы понимаете слово мятеж?
(Мятеж – восстание, бунт).
– С одной стороны поэт мечтает об ангельски–прекрасном, а с другой –любит демонски–мятежное.
II . Слово учителя.
– За тринадцать с половиной лет творческой работы Лермонтов написал около 33 с половиной тысяч стихотворных строк, из которых 30% составляет лирика (405 стихотворений), 51% – поэмы (около 30) и 19% – стихотворные драмы (4).
III . Запись темы урока и эпиграфа. Целеполагание.
– Последнюю строчку эпиграфа мы допишем позже.
Как вы понимаете слово идеал?
Целеполагание.
– Что бы вы хотели узнать на уроке?
– Это и будет цель нашего урока.
Для этого нам надо дать характеристику Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы.
(Поэт жил и творил в один из самых мрачных периодов русской истории – в 30-х годах XIX века).
– Кто стоял во главе государства?
– Почему он усилил полицейский надзор, беспощадно расправлялся с теми, кто хотел уничтожить крепостное право и свергнуть самодержавие?
(Николай I был напуган восстанием декабристов в 1825 году).
Лермонтов не может смириться с тяжкой необходимостью жить в обществе, основанном на деспотизме и рабстве. Чутьём гениального художника он понял: чтобы избавиться от злобы и коварства, лести и предательства, которые царили в эпоху николаевского режима, чтобы сделать личность благородной, сильной, нужны не только социальные преобразования, необходимы ещё и перемены в сознании.
Всё, что волновало поэта, о чём болела душа, отразилось в его произведениях. Поэзия Лермонтова – это особый мир мятежных страстей, могучего порыва к прекрасному. Тема свободы и воли, тема одиночества и изгнания – основные темы в творчестве поэта.
V . Повторение сведений из теории литературы.
(Пафос романтизма был связан с абсолютной свободой личности. В центре мира, по мнению романтиков, стоял человек, окружённый враждебной действительностью).
– Что представлял собой романтический герой?
(Это образ героя, для которого характерна активная жизненная позиция, стремление вмешаться в жизнь и изменить её).
– Одним из романтических героев был Мцыри.
VI . Работа с текстом (Слайды 5-8).
– Где происходит действие?
(На Кавказе, в Грузии, в монастыре у слияния рек Арагвы и Куры).
– Что же, мы вновь – на Кавказе Лермонтова.
Гл.2. Как попал Мцыри в монастырь?
– Как жил там Мцыри?
– В каких условиях жил мальчик?
(В вечном послушании, в неволе, отлучён от Родины).
– Что самое главное было в характере Мцыри?
(Несмотря на физическую слабость и пугливость, Мцыри был вынослив, горд, недоверчив. Самое главное в характере – могучий дух).
– От кого унаследовал? (От отцов) – прямая авторская оценка.
– Зачем Мцыри бежит из монастыря?
– Что пытается узнать Мцыри?
(Мцыри делает попытку узнать, зачем живёт человек, для чего создан. Ежедневное скитание (трёхдневное) знакомит Мцыри с жизнью, приносит ощущение радости жизни, но не приводит к желаемой цели. И снова попадает в монастырь.
– А какая цель была у Мцыри?
(Вернуть родину и свободу).
– Что происходит по возвращении Мцыри опять в монастырь?
– Каков сюжет произведения?
(История короткой жизни Мцыри, рассказ о неудавшейся попытке бежать из монастыря).
– Из каких частей состоит композиция поэмы?
(Из вступления, рассказа о жизни героя и монолога).
– О чём говорится во вступлении?
(Гл.1– вступление (экспозиция), рисующее место действия: Кавказ, Грузия, вид заброшенного монастыря у слияния рек Арагвы и Куры).
– О чём говорится в гл.2?
(Гл.2 – рассказ о всей жизни Мцыри, необходима для понимания остальных глав).
– Что представляют собой остальные 24 главы?
(Остальные 24 главы – это монолог Мцыри, исповедь монаху).
– Итак, большую часть поэмы составляет монолог Мцыри.
Что такое монолог? (Речь одного героя).
– Чей голос мы слышим? (Мцыри).
– Чьи чувства выражены в монологе? (Мцыри).
– Почему по объёму монолог героя занимает большую часть?
(Потому что обо всём происходящем мы узнаём из монолога героя).
– Автор пытается заглянуть в душу героя, раскрыть его внутренний мир. Всё происходящее мы видим глазами героя. Монолог Мцыри представляет не внешние факты его жизни, а переживания.
– Как сам герой называет монолог? (Исповедью).
– Как вы понимаете, что такое исповедь? Разберите это слово по составу.
– Обратимся к значениям слова (Слайд 9):
1. Исповедь – это покаяние в грехах перед священником.
2. Исповедь – откровенное признание в чём-нибудь.
– Можно ли назвать исповедью страстный монолог Мцыри? (Да).
– Перед кем исповедуется герой поэмы? (Перед старым монахом).
– Слышим ли мы слова собеседника Мцыри? (Нет).
– Можно ли сказать, что Мцыри спорит со стариком? (Да).
– Что отвергает и что утверждает юноша?
Гл.5: Не самоограничение монахов, а полнота жизни, радость бытия).
– Таковы жизненные идеалы Мцыри. Монолог Мцыри скорее не исповедь в её церковном понимании, а проповедь.
– Что проповедует Мцыри? (Свободу, независимость).
– Центральную часть поэмы можно даже назвать диалогом-спором.
– Как Мцыри стремится изменить жизнь? (Бежит из монастыря).
– Что увидел и что узнал о жизни в первый день?
(Гл.6, с.197-198; гл.9, с.200; гл.10, с.200; гл.11,с.201– прочитать).
– Каким предстаёт герою горный пейзаж? (Необыкновенно красивым, привлекательным).
– Это первое утро на воле, с него начинается познание мира.
– С помощью каких художественных средств это достигается?
(С помощью эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений, инверсии, аллитерации).
– Приведите примеры художественных особенностей из гл.6, с.197-198.
– Какие чувства испытывает Мцыри, увидев на воле прекрасный пейзаж?
(Гл.6: Было сердцу легко.
– Можно ли сказать, что Мцыри – человек восприимчивый, эмоциональный? (Да).
– Пейзаж дан в восприятии героя. Мы видим единение человека с природой.
– Для чего, по мнению Мцыри, рождён человек? (Для воли, а не для тюрьмы).
– Что нарушает гармонию единства Мцыри с природой? (Встреча с грузинкой, гл.13).
– Что показывает эта сцена?
(Мцыри боится людей несмотря на то, что образ грузинки взволновал юношу).
– А какие ещё испытания посылает природа?
Рыдал в исступлении.
Грыз сырую землю.
Слёзы потекли горючею росой).
– Мы видим, что прекрасный мир далёк от идиллии. Общение с природой –это не только слияние с, но и борьба. И очень важным в раскрытии характера героя является эпизод встречи с барсом.
– Чтение эпизода наизусть (гл.17, 18 исполняют 2 ученика).
– Каким был здесь Мцыри? (Волевым, мужественным, выходит победителем благодаря отваге, силе духа).
– Испугала ли его эта встреча? (Нет).
– Каким нарисован соперник Мцыри?
(Гл.16: Могучий барс, кровавый взор устремлял.
Гл.17: Сердито лапой рыл песок, встал на дыбы, бешеный скачок барса).
– Можем ли мы сказать, что Мцыри был честен в оценке противника? (Да).
– И это тоже смелость, подлинное душевное благородство. Каким уважением, даже чем-то вроде почтения, проникнуты строки, рисующие могучего барса.
Работа с иллюстрациями (Слайды 10,11).
– Какой художник точнее изобразил эту драматичную сцену?
– А с кем себя сравнивает Мцыри?
(То со зверем, то со змеёй (гл.9), то с барсом (гл.18)).
Прослушивание романса Балакирева.
– Какое ощущение создаёт мелодия?
(Ощущение покоя, необычайной нежности и чистоты).
– О чём поёт рыбка?
(Она призывает Мцыри остаться в воде, где покой, тишина).
– Куда уводила песня рыбки? (В мир грёз).
– Но к этому ли стремился Мцыри? (Нет).
– А к чему? (К свободе, независимости, борьбе).
– Жалеет ли Мцыри о днях, проведённых на воле, ведь они приводят его к гибели? (Не жалеет).
– Каким предстаёт Мцыри? (Сильным, волевым, бесстрашным. Мцыри вынослив. Забыв о ранах и собрав остатки сил, вновь пытается выйти из леса).
– Назовите художественные средства, использованные поэтом в ниже приведённых примерах при описании героя:
VII . Работа над заключительной строчкой эпиграфа.
– Послушайте высказывание Ираклия Андроникова (Слайд 12):
– О ком эти строки? (О Лермонтове).
– Можно ли их отнести к Мцыри? (Да).
– Допишем эпиграф: У этого Мцыри.
– Можно ли их отнести к Лермонтову? (Да).
(Да, потому что они похожи: смелые, благородные, мечтательные, стремившиеся к свободе).
VIII . Вывод.
– Лишь ощущение свободы приносит человеку счастье, какой бы ценой ни приходилось потом за это расплачиваться.
– Не о таком ли миге, который называется жизнью, миге, полном бурь, страстей и борьбы, мечтал Мцыри, а значит и сам поэт М.Ю.Лермонтов…
Читайте также: