Конспект урока мцыри любимый идеал лермонтова 8 класс

Обновлено: 05.07.2024

М.Ю.Лермонтов использует в своей поэме мужскую рифму, из-за чего при чтении произведения создаётся ощущение постоянного напряжения, решимости, сражения. Автор относился с глубоким уважением к людям, наделенным такими качествами, как отвага, свободолюбие, смелость. Всё это присутствует в характере главного героя, мы понимаем, что он неспроста покинул монастырь — оставаться там и дальше было бы просто невыносимо для юноши, томившегося размеренной жизнью монахов. Он убегает, и, совершив этот поступок, впоследствии уже никогда, даже лёжа на смертном одре, не сожалеет о содеянном:

Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог.

Мцыри в красках описывает монаху всё то, что он увидел: как поражён он был великолепием природы, красотой случайно встреченной грузинки и свежестью встречного ветра. Этим Лермонтов стремится донести до нас, как важно молодому человеку любить родной край, иметь мечты и стремления, ведь именно это — те вещи, за которые не жалко погибнуть.

Обратимся к эпизоду сражения Мцыри с барсом. Поэт уделяет огромное внимание описанию смелости главного героя в этой борьбе. Он не просто не боится, он рвётся в бой, которого ждал в душе всю свою жизнь. Мцыри юн и неопытен, но даже это не мешает ему проявить мужество и смелость в развернувшейся битве. Он выходит из боя с диким зверем победителем — настолько сильно его желание победить, вернуться к собственным истокам, стать свободным человеком.

Таким образом, даже оказываясь на смертном одре, Мцыри не сожалеет о своей угасающей жизни. Его беспокоит и тяготит лишь то, что он так и не оказался на родине, но юноша беспрекословно смиряется с собственной судьбой. За дни побега он испытал всё то, что никогда не тронет старческие, равнодушные к жизни сердца монахов. Можно сказать, что, несмотря на быстротечность счастья, Мцыри был счастлив собственной свободой и несокрушимостью, и именно это делает его нравственным идеалом Лермонтова, воспевавшего смелость, независимость и пылкость юных сердец.

Единоборство человека и барса продолжалось долго. Животное обессилело раньше человека, но и человек, победив барса, почти умирал.

Лермонтов — мой любимый поэт. Образами своих героев он говорит с моим поколением, борется с косностью, насилием над личностью, зовет к свободе, свету, счастью. Мцыри — любимый идеал Лермонтова, потому он и вложил в его образ свои самые сокровенные мечты, свое видение красот Кавказа, свое неприятие затворничества в стенах монастыря. Мцыри, как и Лермонтов, готов отдать жизнь за свои идеалы, мечты о воле.

Грузинские экскурсоводы и сейчас показывают туристам монастырь вблизи Мцхеты, где томился Мцыри. На высоком берегу реки стоят руины монастыря прошлого века, угадываются кельи, вырубленные прямо в скале, невдалеке стоят одичавшие остатки сада, а внизу — место слияния двух рек, Арагвы и Куры. И память выдает:

Немного лет тому назад, Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь…

Вдаль уходят, не смешиваясь в одном русле, потоки Арагвы с чистой, быстрой, прозрачной водой, и Куры — с мутной, медленной.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • почему мцыри был любимый идеал лермонтова
  • рисунки по произведениям лермонтова мцыри
  • сочинение по теме: мцыри — любимый герой лермонтова
  • сочинение на тему мцыри любимый идеал лермонтова
  • мой любимый герой мцыри сочинение

Мцыри — любимый идеал Лермонтова

ее наизусть своим современникам восторженно и самозабвенно.

Лермонтов хорошо знал Кавказ — это было место ссылок поэта. Поэтому он так красочно нарисовал картину природы кавказского высокогорья, где находился мужской монастырь и где развивались события поэмы. Однажды проезжий генерал оставил в монастыре больного пленного шестилетнего мальчика. Шли годы. Мальчик стал юношей. Привык к плену. Собирался

Единоборство человека и барса продолжалось долго. Животное обессилело раньше человека, но и человек, победив барса, почти умирал.

Лермонтов — мой любимый поэт. Образами своих героев он говорит с моим поколением, борется с косностью, насилием над личностью, зовет к свободе, свету, счастью. Мцыри — любимый идеал Лермонтова, потому он и вложил в его образ свои самые сокровенные мечты, свое видение красот Кавказа, свое неприятие затворничества в стенах монастыря. Мцыри, как и Лермонтов, готов отдать жизнь за свои идеалы, мечты о воле.

Грузинские экскурсоводы и сейчас показывают туристам монастырь вблизи Мцхеты, где томился Мцыри. На высоком берегу реки стоят руины монастыря прошлого века, угадываются кельи, вырубленные прямо в скале, невдалеке стоят одичавшие остатки сада, а внизу — место слияния двух рек, Арагвы и Куры. И память выдает:

Немного лет тому назад, Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь…

Вдаль уходят, не смешиваясь в одном русле, потоки Арагвы с чистой, быстрой, прозрачной водой, и Куры — с мутной, медленной.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- научить характеризовать Мцыри как героя романтического произведения
Задачи:
1. Актуализировать знания о романтизме, особенностях романтического характера. Выявить способы раскрытия романтического характера в поэме.
2. Развивать навыки аналитической работы с текстом.
3. Воспитывать самостоятельность мышления, работоспособность, потребность образно выражать свои мысли. Прививать любовь к произведениям русской классической литературы.

Ход урока

1.Организационный момент
Приветствие. Настрой на работу.

- Поприветствуйте друг друга:

- По вертикали у нас появилось ключевое слово – романтизм. Дома вы поработали с разными источниками, с учебным материалом, со словарями и выяснили, что такое романтизм.

Отвечая на последний вопрос, выясняем, что романтизм – это направление в европейском искусстве, характерное для конца 18 – первой половины 19 века. Романтизм провозглашал устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства, личную и гражданскую независимость. Основа романтического искусства – противоречие идеала и социальной действительности (слайд 12)

3. Постановка учебной задачи. Определение совместной цели деятельности.

Сегодня мы поведём разговор о сложном типе человеческого характера, который появился в XIX веке, - романтическом характере, о романтическом герое, который обладает определенными чертами, признаками (слайд 13)

- определение темы урока и цели (слайд 14)

4. Постановка и решение проблемного вопроса.

После окончания работы и обсуждения делаем выводы (слайды 19-22)

- Какими романтическими чертами обладает Мцыри?

1. Сильная личность. Он отличается сосредоточенностью на идее жизни, страстью борьбы.
2. Характер юноши противоречивый, с внутренним конфликтом между человеческим и звериным. Главное в его характере - свободолюбие.
3. Главный герой одинок, он вступает в борьбу за свободу один.
4. Мцыри - герой исключительный, действует в исключительных обстоятельствах на фоне необычных картин.
5. М.Ю. Лермонтов использует пейзаж как средство характеристики героя и психологизм - углубление во внутренний мир героя.
- Романтический герой – личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Низменной материальной практике романтики противопоставляли жизнь духа. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души – характерные черты романтизма.
Для романтического героя характерно рвать связи с миром и бежать в чужую среду. Мцыри тоже покидает чуждый для себя мир и хочет вернуться на родину, таким образом в поэме ситуация бегства становится мотивом возвращения. Происходит перевёртыш. Герой не теряет свою стихию, а приобретает. Юноше нет нужды налаживать отношения с новым миром, куда он бежит, он ему близок. Зов природы призывает Мцыри вернуться туда, где он родился и жил до плена. Неслучайно в поэме много ветра и птиц. Он подобно птице, улетевшей в чужие края, инстинктивно возвращается в родовое гнездо. Но в этом мире он чувствует себя чужим. Здесь всё гармонично даже в образах: две реки, две сакли, две скалы, два куста белой акации, деревья как братья, стаи птиц летают. Только Мцыри один, лишён родства с самого детства, нет у него никого. Естественно, что образы родства и единения вызывают естественное стремление молодого человека восстановить природные связи.

- Ребята, какой эпизод можно назвать кульминацией поэмы? (слайд 23)

… прекрасна ли земля.
… для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы?

Лермонтов отвечал: да, земля прекрасна, человек рождается для воли, но трагедия в том, что он принужден жить в неволе. И поэт прославлял борьбу, подвиг, мятеж, силу характера и непримиримость. Своим героизмом, неудержимым стремлением к цели, беспокойством, жаждой борьбы, яркостью чувств Мцыри близок Лермонтову.

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

6. Домашнее задание: Какие вопросы вы

1Какие вопросы вы задали бы Мцыри, если бы вам представилась такая возможность?

Цели: доказать, почему литературный герой становится символом поэзии М.Ю.Лермонтова, любимым идеалом поэта.

Оформление: портреты Лермонтова, иллюстрации к поэме, портрет Мцыри.

Ход урока

– Давайте начнем урок с того, что вспомним средства создания художественного образа в литературе. (Портрет, пейзаж, монолог, диалог, рефлексия…)

– Как вы считаете, какие из этих средств преобладают в поэме? (Монолог, пейзаж)

– Но ведь герой разговаривает с монахом, почему же здесь нет диалога? (Для Мцыри важно, чтоб его выслушали, поняли)

– Мцыри чувствует свои последние минуты и вновь желает пережить все те чувства, которые испытал. Как он рассказывает об этом, как это характеризует его? (Он очень эмоционально рассказывает, с большой страстью, рисует яркие картины того мира, который он увидел за стенами монастыря. Так может рассказывать поэт-романтик)

– Что же испытал Мцыри в своей короткой жизни, которая разделилась как бы на два мира: монастырь и три дня на воле?

Выпишите в тетрадь ключевые слова, раскрывающие смысл этих понятий.

Монастырь

Воля

Чужбина
Смирение
Аскетизм
Одиночество
Послушник
Прошлое
Тюрьма
Реальность

Родина
борьба
наслаждение, блаженство
семья
горец
будущее
свобода
сон, мечта

– Какие это по значению получились слова, о чем они говорят? (Это антонимы, они свидетельствуют о противоречивости, некой раздвоенности души.)

– Может ли человек жить с раздвоенной душой? (Нет, он должен сделать какой-то выбор. Для Мцыри это побег.)

– Как можно расценить этот шаг, этот выбор героя? (Это своеобразный протест против монастырской жизни, вызов Богу, дерзость, за которую неминуема расплата.)

– Что чувствует герой, как воспринимает этот мир? Найдите в тексте ответы на эти вопросы. (Мцыри испытывает восторг, радость, блаженство, слияние с природой, гармонию. У него тонкая поэтическая душа, этим он близок самому Лермонтову.)

– Что же испытал, познал герой в этом новом для него мире? (Он почувствовал свою силу в борьбе с барсом, жажду битвы, увидел людей, но не пришел к ним. Увидел женскую красоту, которая пробудила любовь в его сердце.)

– Сумел ли он в полной мере познать жизнь вне монастыря? (Нет, он только прикоснулся к этой жизни, попробовал ее сладость и теперь должен умереть. Эти мысли изложены в эпиграфе.)

– Такая яркая, но короткая жизнь и неизбежность смерти. Почему? (Смерть раскрывает в человеке все истинное, настоящее, проявляет сильные и слабые стороны характера.)

– Какие качества проявляет смерть в его характере? (Могучий мятежный дух, мужество, непокорность, гордость, силу характера, свободолюбие.)

– Именно эти качества ценил М.Ю.Лермонтов, это то, что привлекало его в людях, становилось отличительными чертами характера его литературных героев. Вспомните их. (Купец Калашников, парус, Демон…)

– Среди множества средств создания художественного образа, названных в начале урока, есть портрет и имя. Мцыри – это собственное имя? (Нет, у него отсутствует имя: старое, данное при рождении, он утратил, новое он еще не принял. Мцыри – это изгнанник, иноверец, пришелец, одинокий человек. Снова противоречие, загадка. Человек без имени, без прошлого не может жить в будущем, он обречен…)

– А портрет? Есть ли в поэме внешний облик героя? (Портрета нет, потому что внутренний мир, характер персонажа для поэта важнее.)

– Как вы думаете, кому может принадлежать этот портрет? Рассмотрите еще раз портреты, размещенные на доске.

– Почему существует явное внешнее сходство поэта и его героя?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

… что за огненная душа,

что за могучий дух,

что за исполинская натура

1. а) Дать характеристику Мцыри.

б) Проникнуть в замысел автора.

в) Выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы.

2. Развивать навыки выразительного чтения, обогащать речь учащихся яркой, эмоциональной лексикой.

3. Воспитывать интерес к урокам литературы, формировать духовный мир читателя, его интересы и вкусы.
Оформление доски:

1. Запись темы урока.

Оборудование:

1. Портреты Лермонтова.

2. Репродукции к поэме.

3. Рисунки учащихся.

Казался ты и сумрачным, и властным,

Безумной вспышкой непреклонных сил;

Но ты мечтал об ангельски-прекрасном,

Ты демонски-мятежное любил.

Ты никогда не мог быть безучастным,

От гимнов ты к проклятиям спешил,

И в жизни верил всем мечтам напрасным:

Ответа ждал от женщин и могил.

Но не было ответа. И угрюмо

Ты затаил, о чём томилась дума.

И вышел к нам с усмешкой на устах.

И мы тебя, поэт, не разгадали,

Не поняли младенческой печали

В твоих как будто кованых стихах.

– Почему мы с вами начали урок с этого сонета?

(Потому что он посвящён М.Ю.Лермонтову).

Показ портретов (Слайды 1,2).

– Сумрачный, властный, любящий демонски–мятежное; воспевал гимны прекрасному и проклинал всё, что мешало человеку быть свободным; угрюмо затаил, о чём томилась дума; был одиноким.

К какому портрету вы бы отнесли слова из сонета? (Ко второму).

– Каким предстаёт поэт на первом портрете?

(Любимым, близким, родным, живым, чутким, впечатлительным).

– Как вы понимаете слово мятеж?

(Мятеж – восстание, бунт).

– С одной стороны поэт мечтает об ангельски–прекрасном, а с другой –любит демонски–мятежное.

II . Слово учителя.

– За тринадцать с половиной лет творческой работы Лермонтов написал около 33 с половиной тысяч стихотворных строк, из которых 30% составляет лирика (405 стихотворений), 51% – поэмы (около 30) и 19% – стихотворные драмы (4).

III . Запись темы урока и эпиграфа. Целеполагание.

– Последнюю строчку эпиграфа мы допишем позже.

Как вы понимаете слово идеал?

Целеполагание.

– Что бы вы хотели узнать на уроке?

– Это и будет цель нашего урока.

Для этого нам надо дать характеристику Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы.

(Поэт жил и творил в один из самых мрачных периодов русской истории – в 30-х годах XIX века).

– Кто стоял во главе государства?

– Почему он усилил полицейский надзор, беспощадно расправлялся с теми, кто хотел уничтожить крепостное право и свергнуть самодержавие?

(Николай I был напуган восстанием декабристов в 1825 году).

Лермонтов не может смириться с тяжкой необходимостью жить в обществе, основанном на деспотизме и рабстве. Чутьём гениального художника он понял: чтобы избавиться от злобы и коварства, лести и предательства, которые царили в эпоху николаевского режима, чтобы сделать личность благородной, сильной, нужны не только социальные преобразования, необходимы ещё и перемены в сознании.

Всё, что волновало поэта, о чём болела душа, отразилось в его произведениях. Поэзия Лермонтова – это особый мир мятежных страстей, могучего порыва к прекрасному. Тема свободы и воли, тема одиночества и изгнания – основные темы в творчестве поэта.

V . Повторение сведений из теории литературы.

(Пафос романтизма был связан с абсолютной свободой личности. В центре мира, по мнению романтиков, стоял человек, окружённый враждебной действительностью).

– Что представлял собой романтический герой?

(Это образ героя, для которого характерна активная жизненная позиция, стремление вмешаться в жизнь и изменить её).

– Одним из романтических героев был Мцыри.

VI . Работа с текстом (Слайды 5-8).

– Где происходит действие?

(На Кавказе, в Грузии, в монастыре у слияния рек Арагвы и Куры).

– Что же, мы вновь – на Кавказе Лермонтова.

Гл.2. Как попал Мцыри в монастырь?

– Как жил там Мцыри?

– В каких условиях жил мальчик?

(В вечном послушании, в неволе, отлучён от Родины).

– Что самое главное было в характере Мцыри?

(Несмотря на физическую слабость и пугливость, Мцыри был вынослив, горд, недоверчив. Самое главное в характере – могучий дух).

– От кого унаследовал? (От отцов) – прямая авторская оценка.

– Зачем Мцыри бежит из монастыря?

– Что пытается узнать Мцыри?

(Мцыри делает попытку узнать, зачем живёт человек, для чего создан. Ежедневное скитание (трёхдневное) знакомит Мцыри с жизнью, приносит ощущение радости жизни, но не приводит к желаемой цели. И снова попадает в монастырь.

– А какая цель была у Мцыри?

(Вернуть родину и свободу).

– Что происходит по возвращении Мцыри опять в монастырь?

– Каков сюжет произведения?

(История короткой жизни Мцыри, рассказ о неудавшейся попытке бежать из монастыря).

– Из каких частей состоит композиция поэмы?

(Из вступления, рассказа о жизни героя и монолога).

– О чём говорится во вступлении?

(Гл.1– вступление (экспозиция), рисующее место действия: Кавказ, Грузия, вид заброшенного монастыря у слияния рек Арагвы и Куры).

– О чём говорится в гл.2?

(Гл.2 – рассказ о всей жизни Мцыри, необходима для понимания остальных глав).

– Что представляют собой остальные 24 главы?

(Остальные 24 главы – это монолог Мцыри, исповедь монаху).

– Итак, большую часть поэмы составляет монолог Мцыри.

Что такое монолог? (Речь одного героя).

– Чей голос мы слышим? (Мцыри).

– Чьи чувства выражены в монологе? (Мцыри).

– Почему по объёму монолог героя занимает большую часть?

(Потому что обо всём происходящем мы узнаём из монолога героя).

– Автор пытается заглянуть в душу героя, раскрыть его внутренний мир. Всё происходящее мы видим глазами героя. Монолог Мцыри представляет не внешние факты его жизни, а переживания.

– Как сам герой называет монолог? (Исповедью).

– Как вы понимаете, что такое исповедь? Разберите это слово по составу.

– Обратимся к значениям слова (Слайд 9):

1. Исповедь – это покаяние в грехах перед священником.

2. Исповедь – откровенное признание в чём-нибудь.

– Можно ли назвать исповедью страстный монолог Мцыри? (Да).

– Перед кем исповедуется герой поэмы? (Перед старым монахом).

– Слышим ли мы слова собеседника Мцыри? (Нет).

– Можно ли сказать, что Мцыри спорит со стариком? (Да).

– Что отвергает и что утверждает юноша?

Гл.5: Не самоограничение монахов, а полнота жизни, радость бытия).

– Таковы жизненные идеалы Мцыри. Монолог Мцыри скорее не исповедь в её церковном понимании, а проповедь.

– Что проповедует Мцыри? (Свободу, независимость).

– Центральную часть поэмы можно даже назвать диалогом-спором.

– Как Мцыри стремится изменить жизнь? (Бежит из монастыря).

– Что увидел и что узнал о жизни в первый день?

(Гл.6, с.197-198; гл.9, с.200; гл.10, с.200; гл.11,с.201– прочитать).

– Каким предстаёт герою горный пейзаж? (Необыкновенно красивым, привлекательным).

– Это первое утро на воле, с него начинается познание мира.

– С помощью каких художественных средств это достигается?

(С помощью эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений, инверсии, аллитерации).

– Приведите примеры художественных особенностей из гл.6, с.197-198.

– Какие чувства испытывает Мцыри, увидев на воле прекрасный пейзаж?

(Гл.6: Было сердцу легко.

– Можно ли сказать, что Мцыри – человек восприимчивый, эмоциональный? (Да).

– Пейзаж дан в восприятии героя. Мы видим единение человека с природой.

– Для чего, по мнению Мцыри, рождён человек? (Для воли, а не для тюрьмы).

– Что нарушает гармонию единства Мцыри с природой? (Встреча с грузинкой, гл.13).

– Что показывает эта сцена?

(Мцыри боится людей несмотря на то, что образ грузинки взволновал юношу).

– А какие ещё испытания посылает природа?

Рыдал в исступлении.

Грыз сырую землю.

Слёзы потекли горючею росой).

– Мы видим, что прекрасный мир далёк от идиллии. Общение с природой –это не только слияние с, но и борьба. И очень важным в раскрытии характера героя является эпизод встречи с барсом.

– Чтение эпизода наизусть (гл.17, 18 исполняют 2 ученика).

– Каким был здесь Мцыри? (Волевым, мужественным, выходит победителем благодаря отваге, силе духа).

– Испугала ли его эта встреча? (Нет).

– Каким нарисован соперник Мцыри?

(Гл.16: Могучий барс, кровавый взор устремлял.

Гл.17: Сердито лапой рыл песок, встал на дыбы, бешеный скачок барса).

– Можем ли мы сказать, что Мцыри был честен в оценке противника? (Да).

– И это тоже смелость, подлинное душевное благородство. Каким уважением, даже чем-то вроде почтения, проникнуты строки, рисующие могучего барса.

Работа с иллюстрациями (Слайды 10,11).

– Какой художник точнее изобразил эту драматичную сцену?

– А с кем себя сравнивает Мцыри?

(То со зверем, то со змеёй (гл.9), то с барсом (гл.18)).

Прослушивание романса Балакирева.

– Какое ощущение создаёт мелодия?

(Ощущение покоя, необычайной нежности и чистоты).

– О чём поёт рыбка?

(Она призывает Мцыри остаться в воде, где покой, тишина).

– Куда уводила песня рыбки? (В мир грёз).

– Но к этому ли стремился Мцыри? (Нет).

– А к чему? (К свободе, независимости, борьбе).

– Жалеет ли Мцыри о днях, проведённых на воле, ведь они приводят его к гибели? (Не жалеет).

– Каким предстаёт Мцыри? (Сильным, волевым, бесстрашным. Мцыри вынослив. Забыв о ранах и собрав остатки сил, вновь пытается выйти из леса).

– Назовите художественные средства, использованные поэтом в ниже приведённых примерах при описании героя:

VII . Работа над заключительной строчкой эпиграфа.

– Послушайте высказывание Ираклия Андроникова (Слайд 12):

– О ком эти строки? (О Лермонтове).

– Можно ли их отнести к Мцыри? (Да).

– Допишем эпиграф: У этого Мцыри.

– Можно ли их отнести к Лермонтову? (Да).

(Да, потому что они похожи: смелые, благородные, мечтательные, стремившиеся к свободе).

VIII . Вывод.

– Лишь ощущение свободы приносит человеку счастье, какой бы ценой ни приходилось потом за это расплачиваться.

– Не о таком ли миге, который называется жизнью, миге, полном бурь, страстей и борьбы, мечтал Мцыри, а значит и сам поэт М.Ю.Лермонтов…

Читайте также: