Конспект урока истоки 5 класс соловецкий монастырь

Обновлено: 05.07.2024

- сформировать у учеников представление о Преображении как чуде, произошедшем на Соловках.

- рассмотреть понятие Преображения;

- расширить кругозор учеников;

- выделить различные смыслы, которыми наделялось понятие Преображения;

- воспитать у учеников бережное отношение к памятникам русской культуры.

Оборудование:

Доска, мультимедийное оборудование (презентации), нарезки с текстом, картинки, учебник.

I. Вводная часть.

Учитель - Приветствие (здравствуйте, очень рада вас всех видеть, сегодня нам с вами

предстоит интересная работа).

2. Актуализация знаний.

Учитель - Прошлый урок (какой раздел вы сейчас изучаете, что изучали на прошлом уроке?).

II. Основная часть.

Постановка проблемы: случайно ли монастырь назван во имя Преображения? Нет ли здесь скрытого смысла, понятного не всем и не сразу?

ПРЕОБРАЖЕНИЕ. Один из двенадцати основных православных праздников в память чудесного преображения всего облика Иисуса Христа во время молитвы (6/19 августа). Праздник Преображения Господня.

ПРЕОБРАЗИТЬ - изменить образ, форму, вид чего-нибудь; сделать иным, лучшим. Творческий труд преобразил человека. Зима преобразила всю природу.

Сравнение: природа (человек, море) до и после Преображения. Дивные храмы, мощные стены, ладное пение.

АФО - тренинг в рабочей тетради (Чудо Преображения, стр. 33)

Подведение итогов: выставление отметок.

Воспитательные цели: осознание духовной ценности монастыря как источника нравственности.

Оборудование: фото Соловецкого монастыря, видеофрагмент,

1. Подготовительный этап (1 минута):

Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами продолжим разговор о величественном Соловецком монастыре. Давайте попробуем совершить путешествие к Белому морю к Соловецкому монастырю, увидим его величие и красоту, прикоснемся к этим святым местам и постараемся почувствовать особенную атмосферу этого места.

2. Актуализация (15 минут):

Перед просмотром класс делится на группы (четверки). Каждая группа получает задание:

- Что вам показалось необычным в решении преподобных Савватия и Германа поселиться на берегу Белого моря? Почему?

- Что заставляет наших современников выбирать это место для своей жизни?

Учащиеся обсуждают свои варианты ответа, приходят к единому мнению, представляют результаты работы всему классу. (3-4 мин)

3. Изучение новых понятий и способов действия (20мин):

1 ученик: Я вижу бескрайние снежные просторы…

2 ученик: Я слышу поскрипывание снега под ногами…

3 ученик: Я чувствую холодное прикосновение снежинок к лицу…

4 ученик: Я вижу снежную поземку…

5 ученик: Я слышу завывание ветра…

6 ученик: Я чувствую пронизывающий холод…

7 ученик: Я вижу мощные каменные стены…

8 ученик: Я слышу шуршание снега…

9 ученик: Я чувствую уважение к тем людям, кто это смог построить…

10 ученик: Я вижу купола храмов…

11 ученик: Я слышу колокольный звон…

12 ученик: Я чувствую радость – звон очень красивый…

Ребята, спасибо за вашу работу. Сейчас мне бы хотелось, чтобы вы ответили на вопросы:

1. Удалось ли нам сформировать целостное представление о монастыре?

2. Что нам помогло это сделать?

3. Что осознал каждый из вас по завершении работы?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


"Щит военный, щит духовный", урок по предмету истоки 5 класс

урок по предмету истоки, 5 класс, раздел "Московский кремль", первый урок в теме, с презентацией.


Разработка урока литературы в 7 классе "Истоки героизма и предательства в повести Н.В.Гоголя "Тварас Бульба""

Урок, обобщающий изучение повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Цель урока проследить истоки героизма и предательства героев повести. В центре урока проблемный вопрос: "Может ли любовь быть оправданием.

В данной работе представлена проверочная работа для 8 класса по программе Б.М. Неменского по теме " Истоки архитектуры и монументальных видов искусства".


Программа кружка для 5-6 классов "Темной старины заветные преданья" (У истоков русского фольклора)

Программа кружка "Темной старины заветные преданья. " предполагает ознакомление учащихся со славянской мифологией и фольклором, расширяет их представление о народной культуре.

“К истокам русского слова: роль церковнославянизмов в литературном русском языке” (урок-диалог в 5,6 классах)

Урок-диалог проходит в игровой форме, к которому учащиеся заранее готовят костюмы-буквы церковнославянской азбуки, рассказывая о том, что каждая из них обозначает, а также оформляется выст.


рабочая программа "Истоки" 6 класс

рабочая программа по Истокам для 6 класса: "Слово и Образ России" рассчитана на 34 часа, с тематическим планированием.


Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского на тему "Жостово. Истоки и современное развитие промысла"

Урок изобразительного искусства в 5 классе по проограмме Б.М. Неменского на тему "Жостово. Истоки и современное развитие промыла".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Система уроков рассчитана на 2 часа, а не на 5, как рекомендует автор программы, в связи с введением в 5 классе в первое полугодие предмета ОРКСЭ. В результате сжатия программы уроки очень насыщенные по количеству учебного материала, формам работы учащихся.

Цель урока: расширение представлений о гармонии мира природного и рукотворного через знакомство с архитектурными особенностями храма.

-образовательные: познакомить с архитектурными особенностями храма Покрова на Нерли;

познакомить с истоками гармонии мира духовного и мира рукотворного, мира природного;

-воспитательные: воспитывать в учащихся эстетические чувства прекрасного, чувства терпения, умения слушать и понимать позицию другого, корректно отстаивать свою точку зрения;

-развивающие: развивать представление о гармонии в архитектуре, о гармонии как согласии мира природного, духовного и рукотворного.

Основные категории, понятия, осваиваемые учащимися:

гармония, мир природный, мир рукотворный, памятник русского и мирового искусства

Используемая литература, оборудование, инструментарий:

Универсальные (компьютер, медиапроектор, экран)

Присоединение к теме. Мотивация.

Утро. Храм.
Белеют стены –
Символ чистоты.
Очертанья совершенны,
Строги и просты.
Купол, будто свечки пламя,
В небо устремлен.
Пенье птиц. Дыханье мая.
Колокольный звон.
Радость! Белые платочки.
А вокруг вода.
И псалмов святые строчки
За чредой чреда.
Облака в ветвях березы…
Дождик? Ну и пусть!
Русь святая!
Русь родная!
Дорогая Русь!

ИЛИ видеоролик.

-Что захотели узнать, посмотрев видео? (что обозначают фигурки на стенах храма и т.д.)

Ребята, вы хотите узнать, какие секреты хранит храм Покрова на Нерли? Сегодня он раскроет вам свои тайны, мы познакомимся с архитектурными особенностями храма.

Основной этап. Организация учебной деятельности.

1. Присоединение.

- Как вы думаете, с чего начинается храм, его строительство?

(Подвести учащихся к мысли: храм начинается с горячего желания души построить дом Божий).

- Представьте, что вы стоите рядом с храмом Покрова на Нерли. Расскажите о том, что вы видите, слышите и чувствуете, находясь на святом месте.

2. Работа с новыми понятиями.

- Рассмотрим основные части храма (слайд 5)

Основная часть - вытянутый вверх четырехугольник, глава – барабан и купол. Купол один на высоком барабане, как голова на шее человека. От такого сравнения силуэт храма становится ещё более родным и близким каждому.

Такое простое строение храма позволяет ему гармонично вписаться в природу.

3. Работа с учебником.

- Какие же секреты раскрыл нам храм?

(стены чуть наклонены внутрь, как будто перепоясана, узкие окна, нет пристроек)

- С какой целью строители именно так построили храм, чего хотели достичь? (чтобы храм казался выше и легче, невесомее, как бы парил над окрестностью).

4. Работа с презентацией. Структура храма, его архитектурные особенности

Сейчас храм стоит на небольшом озерце – все, что осталось от реки Нерли.

А стоял он на высоком холме, облицованном белыми каменными плитами. Попасть к храму можно было с воды: к реке спускалась широкая лестница. Возвышаясь над всей округой, он как бы призывал людей стремиться к горнему миру, чистому и священному. (слайд 6)

Храм по-прежнему прекрасен. Однокупольный, очень пропорциональный, он не блистает пышными украшениями. (слайд 7)

Узкие длинные окна как бы вытягиваю храм, делают его выше.

- А почему в храме такие узкие окна? Стекла тогда еще не было, в окна вставляли решетки с пластиночками слюды (это такой природный полупрозрачный материал). Поэтому окна в древних постройках не могли быть большими. (слайд 10)

Нет никаких пристроек, ничто не утяжеляет здание. Даже апсиды едва заметны.

Аспид – выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом. (слайд 11)

Изображения библейского царя Давида на центральных закомарах, фигуры фантастических птиц, львов, грифонов на стенах, тонкие колонны на лопатках создают впечатление сказочной красоты. (слайд 12-13)

С обеих сторон от Давида голуби, воплощающие идею мира, а под ним – львы, побежденное зло. Еще ниже три женские маски с волосами, заплетенными в косы, символ Девы Марии. (слайд 14-15)

1) Подготовительный этап.

Можно напомнить учащимся об архитектурном устройстве православного храма, обращая внимание на то, что оно не является случайным.

2) Индивидуальный этап.

Время работы – 5 минут.

3) Работа в четверке.

Время работы – 7 минут.

Представитель одной из четверок объявляет решение группы. Лидеры других групп выражают свое согласие или несогласие. В ходе обсуждения можно выяснить, что нового узнали учащиеся об архитектурных особенностях храма, как архитектурные особенности храма Покрова на Нерли делают его необычайным, уникальным.

5) Рефлексия.

* Появилось ли у участников группы желание представлять результаты работы классу?

6. Работа над основным понятием.

– Сегодня на уроке мы еще раз убедимся в том, что храм Покрова на Нерли – это символ гармонии. Как вы понимаете, что такое гармония?

ГАРМОНИЯ 1 , 1. Выразительные средства музыки, связанные с объединением тонов в созвучия и с композицией созвучий, а также соответствующий раздел в теории музыки. 2. Согласованность, стройность в сочетании чего-н. Г. звуков. Г. красок. Душевная г. Г. интересов. (Словарь Ожегова)

ГАРМОНИЯ ж. соответствие, созвучие, соразмерность, равновесие, равномерность, равнозвучие, взаимность соотношение, согласие, согласность, соглас, стройность, благостройность; соразмерное отношение частей целого; правильное отношение одновременных или современных звуков, аккорд; самая наука с созвучиях. (Словарь Даля)

- Приведите примеры гармонии из повседневной жизни, в природе, в искусстве (поэзии, музыке, архитектуре…)

- Что такое гармония храма? (на примере храма Покрова. Храм находится в гармонии с природой, как бы сливаясь с ней).

- Докажите, что храм находится в гармонии с окружающим миром, используя текст учебника. (С.71)

1) Подготовительный этап.

2) Индивидуальный этап.

Время работы – 5 – 7 минут.

3) Работа в четверке.

Время работы – 10 минут.

Рекомендуется заслушать несколько лидеров, которые должны не только указать свой выбор, но и пояснить, почему они это сделали.

Учитель подводит итог, дает экспертную оценку.

Тренинг является оценивающим. Оценивается индивидуальный этап работы.

Если учащиеся выполнили задание правильно (0 несоответствий экспертной оценке), они получают 7 баллов; 1 несоответствие – 5 баллов; 2 несоответствия – 3 балла.

Перевод в пятибалльную систему осуществляется следующим образом:

Можно рекомендовать лидерам делегировать свои полномочия представлять результаты работы группы кому-либо из ее участников.

8. Рефлексия

- Представьте себя на месте мастеров, построивших храм, какие чувства вы могли бы испытать по завершению строительства?

- Стал ли храм Покрова для вас символом гармонии?

Домашнее задание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Спасо-Преображе́нский Солове́цкий монасты́рь — ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный в посёлке Соловецком Приморского района Архангельской области на Соловецком острове в Белом море.

Возник в 1420—1430-х годах, отстроен в камне трудами святителя Филиппа, в допетровское время числился среди крупнейших землевладельцев государства. В 1669—1676 годах был осаждён царскими войсками как один из очагов сопротивления никонианским преобразованиям.

Возник в 1420—1430-х годах, отстроен в камне трудами святителя Филиппа, в допетровское время числился среди крупнейших землевладельцев государства. В 1669—1676 годах был осаждён царскими войсками как один из очагов сопротивления никонианским преобразованиям.

При советской власти на территории монастыря действовал первый в стране лагерь особого назначения, также создан Соловецкий музей-заповедник, реорганизованный в 1974 году в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Монашеская жизнь возобновлена 25 октября 1990 года.

При советской власти на территории монастыря действовал первый в стране лагерь особого назначения, также создан Соловецкий музей-заповедник, реорганизованный в 1974 году в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Монашеская жизнь возобновлена 25 октября 1990 года.

В 1992 году комплекс памятников Соловецкого музея-заповедника был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в 1995-м — в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

В 1992 году комплекс памятников Соловецкого музея-заповедника был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в 1995-м — в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Соловецкий монастырь основан в 1436 году в землях Новгородской республики монахами Зосимой и Германом. Первое монашеское поселение на островах появилось несколько раньше — в 1429 году. Основатели — Герман и Савватий. До марта 1682 года, когда была учреждена Холмогорская епархия, монастырь находился в пределах Новгородской епархии.

Соловецкий монастырь основан в 1436 году в землях Новгородской республики монахами Зосимой и Германом. Первое монашеское поселение на островах появилось несколько раньше — в 1429 году. Основатели — Герман и Савватий. До марта 1682 года, когда была учреждена Холмогорская епархия, монастырь находился в пределах Новгородской епархии.

Расцвет обители в XVI веке связан с деятельностью игумена Филиппа (Колычёва), избранного в 1548 году монастырским собором и возведённым в сан игумена новгородским архиепископом Феодосием.

Расцвет обители в XVI веке связан с деятельностью игумена Филиппа (Колычёва), избранного в 1548 году монастырским собором и возведённым в сан игумена новгородским архиепископом Феодосием.

Нападение англичан на Соловецкий монастырь. Лубочная картинка 1868 года

Нападение англичан на Соловецкий монастырь. Лубочная картинка 1868 года

Монастырь в 1915 году

Монастырь в 1915 году

В 1881 году настоятель монастыря архимандрит Мелетий (Шергин), отличавшийся интересом к природе и наукам, вместе с профессором Санкт-Петербургского университета Николаем Вагнером создал при монастыре биологическую станцию с огромной по тем временам аквариальной залой и оснащённой по последнему слову техники гидробиологической лабораторией. Кроме биостанции, Мелетий создал при монастыре метеорологическую станцию и геофизическую обсерваторию. Соловецкая биостанция просуществовала до 1899 года. В 1996 году был создан Соловецкий филиал Беломорской биологической станции МГУ

В 1881 году настоятель монастыря архимандрит Мелетий (Шергин), отличавшийся интересом к природе и наукам, вместе с профессором Санкт-Петербургского университета Николаем Вагнером создал при монастыре биологическую станцию с огромной по тем временам аквариальной залой и оснащённой по последнему слову техники гидробиологической лабораторией. Кроме биостанции, Мелетий создал при монастыре метеорологическую станцию и геофизическую обсерваторию. Соловецкая биостанция просуществовала до 1899 года.

В 1996 году был создан Соловецкий филиал Беломорской биологической станции МГУ

25 октября 1990 года Священный Синод благословил открытие Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря; исполняющим обязанности наместника был назначен игумен Герман (Чеботарь). Осенью того же года появились первые послушники.

25 октября 1990 года Священный Синод благословил открытие Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря; исполняющим обязанности наместника был назначен игумен Герман (Чеботарь). Осенью того же года появились первые послушники.

Постройки монастыря разбросаны по четырём островам Соловецкого архипелага. Архитектурный ансамбль собственно Соловецкого монастыря расположен на берегу бухты Благополучия Большого Соловецкого острова.

Постройки монастыря разбросаны по четырём островам Соловецкого архипелага. Архитектурный ансамбль собственно Соловецкого монастыря расположен на берегу бухты Благополучия Большого Соловецкого острова.

План Соловецкого монастыря в 1849 году

План Соловецкого монастыря в 1849 году

Пятиугольная территория монастыря окружена массивными стенами (высота — от 8 до 11 м, толщина — от 4 до 6 м) с семью воротами и восемью башнями, построенными в 1584—1594 годах зодчим Трифоном. Стены сооружены из огромных камней размером до 5 м, их протяжённость 1084 м.

Пятиугольная территория монастыря окружена массивными стенами (высота — от 8 до 11 м, толщина — от 4 до 6 м) с семью воротами и восемью башнями, построенными в 1584—1594 годах зодчим Трифоном. Стены сооружены из огромных камней размером до 5 м, их протяжённость 1084 м.

На территории монастыря сохранились храмы и другие монастырские сооружения, соединённые крытыми переходами, окружённые жилыми и хозяйственными помещениями: Трёхглавый Успенский собор (1552—1557) с огромной трапезной (475 кв. м.) и келарской палатами; Преображенский собор (1558—1566), двухстолпный пятиглавый, на высоком подклете, с пирамидально скошенными стенами, от которых должны были рикошетировать вражеские ядра; церковь Благовещения (1596—1601), каменные палаты (1615), водяная мельница (начало XVII века), колокольня (1777), Николаевская церковь (1834), Троицкая церковь (1856—1859).

На территории монастыря сохранились храмы и другие монастырские сооружения, соединённые крытыми переходами, окружённые жилыми и хозяйственными помещениями:

Трёхглавый Успенский собор (1552—1557) с огромной трапезной (475 кв. м.) и келарской палатами;

Преображенский собор (1558—1566), двухстолпный пятиглавый, на высоком подклете, с пирамидально скошенными стенами, от которых должны были рикошетировать вражеские ядра;

церковь Благовещения (1596—1601),

каменные палаты (1615),

водяная мельница (начало XVII века),

Николаевская церковь (1834),

Троицкая церковь (1856—1859).

Главный корпус Соловецкого подворья в Архангельске с церковью преподобных Зосимы, Савватия и Германа. Троицкий собор в Соловецкой Марчуговской Пустыни.

Главный корпус Соловецкого

подворья в Архангельске с

церковью преподобных Зосимы,

Савватия и Германа.

Троицкий собор в Соловецкой

Памятный крест, вырезанный насельником Свято-Вознесенского скита иноком Диодором в честь святых Антония и Феодосия, Печерских чудотворцев, установлен на Большом Соловецком острове в шести верстах от Соловецкого монастыря по дороге в Исаакиевский скит, на месте часовни в честь Антония и Феодосия, что была в числе утраченных в лагерное время. В этой маленькой деревянной часовенке, построенной в конце XVIII века, долгое время сохранялся резной крест работы XVII века.

Памятный крест, вырезанный насельником Свято-Вознесенского скита иноком Диодором в честь святых Антония и Феодосия, Печерских чудотворцев, установлен на Большом Соловецком острове в шести верстах от Соловецкого монастыря по дороге в Исаакиевский скит, на месте часовни в честь Антония и Феодосия, что была в числе утраченных в лагерное время. В этой маленькой деревянной часовенке, построенной в конце XVIII века, долгое время сохранялся резной крест работы XVII века.

Поклонный крест, встречающий приезжающих на Соловки в гавани Благополучия.

Поклонный крест, встречающий приезжающих на Соловки в гавани Благополучия.

Основная идея: созданный и обустроенный на далекой северной окраине островной Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь был как бы живым напоминанием о евангельском чуде преображения и тем самым придавал многовековом освоению огромных просторов России высокий духовный смысл.

Цели и задачи урока: при помощи заочного путешествия в Соловецкий монастырь, учащиеся должны составить для себя образ красоты и величия общерусской святыни, познакомиться с уникальным опытом разумного и бережного использования даров природы в экстремальных условиях Севера. Дать возможность ученикам передать чувства и свое отношение к теме. Продолжить работу над закреплением понимания учащихся значимости духовных и культурных ценностей для россиян на примере Соловков.

Оборудование урока : записи на доске:

«Уже на Западе восточными лучами

Открылся, освещен, с высокими верхами,

Организационный момент – звон церковных колоколов.

Учитель. Ребята! Вы уже догадались, почему наш урок начали со звона церковных колоколов? О чем сегодня пойдет речь?

- Нас ждет сегодня путешествие в Соловецкий монастырь. Путешествие далекое, трудное. Ведь Град святой находится на краю земли, посреди холодного Белого моря, всего в 150 км от Полярного круга. А, чтобы скоротать время в пути, давайте вспомним то, о чем говорили с вами на прошлом уроке. Кто скажет? Вот давайте и напомним себе и другим, кто же такие монахи, как и где они жили, чем дорожили?

После того, как вы придете к общему мнению, прошу поднять сигнальную карточку. Время для работы пять минут.

- Работа учащихся в группах.

- Озвучивание результатов работы.

Учитель. Вот видите, ребята, как полезно заниматься делом в пути. Повторяя домашнее задание, мы незаметно для себя добрались до заветной цели.

Вот он - «Уже на Западе восточными лучами

Открылся, освещен, с высокими верхами,

Таким увидел Соловецкий монастырь в XVIII в. Ломоносов.

Каким увидим его мы? Это зависит от нас с вами. Во время путешествия необходимо быть внимательным, наблюдательным. Необходимо много запомнить, чтобы потом поделиться своими впечатлениями. Чтобы ничего не упустить, мы наших путешественников разделили на группы. Каждая группа основательно подготовилась к путешествию и выполнила свое индивидуальное задание.

1-я группа . Колокольчики белого цвета. Им необходимо было собрать всю важную информацию о Соловецком монастыре.

2-я группа . Колокольчики красного цвета. Им было предложено только выразить чувства, которые они испытывали, читая материалы учебника о Соловецком монастыре.

3-я группа . Колокольчик черного цвета. Они изучили сайты в Интернете, рекламирующие отдых на Соловецких островах. Сегодня они предстанут в роли туристического агентства.

4-я группа . Колокольчик зеленого цвета. Данная группа должна проанализировать тот материал, который подготовили ребята из 3-ей группы, и сделать свои выводы.

Ну а теперь, не теряя времени, начнем знакомство с Соловками. Веками, со всей России люди шли сюда. Зачем? Помолиться в Соловецких храмах, поклониться святыням, получить наставление в жизни, а еще посмотреть, какие чудеса ожжет творить труд, соединенный с молитвой.

Мы предоставляем слово группе белых колокольчиков.

- Выступление групп и демонстрация слайдов о примерах изобретательности и разумного отношения к природе монахов Соловецкого монастыря.

Ребята, а теперь вас ждет сюрприз! Незапланированное посещение скитов – мест жительства монахов-отшельников.

-Кто такие отшельники?

Ученик. Не будем им мешать – плывем дальше. Здесь нет никакого скита. Просто живет отшельник Федор в крохотной избушке.

Представить себе нельзя, до чего монахи здесь гостеприимны. Отец Федор давно тут живет. Вот его хозяйство, яблони, огород. Все своими руками. Ему за семьдесят. А какая здесь почва? Один камень, да холод внизу. Так ведь он на себе землю таскал, Бог знает, откуда, вот и добился. А вот его прудик, тоже, конечно, своими руками вырыл. Гляньте, сколько в нем рыбы. Оказывается, отец Федор из Москвы – у его отца лавка была … на Долгоруковской. Бакалейщик он был. А теперь здесь. Сам избрал свой путь. Путь к Богу.

Учитель. Есть много свидетельств о том, что все, посетившие Соловки, ощущали, что стали чище душой, добрее сердцем, что они преобразились. А что вы почувствовали ребята из группы колокольчиков красного цвета после знакомства с Соловками.

Выступление группы №2. (дублируется на слайдах).

Учитель. Привлекают ли сегодня россиян воспетые в народных песнях и легендах, в восторженных строках Горького и Пришвина Соловецкие острова? ДА. Сегодня монастырь возвращается к своим истокам. Здесь покоятся бесценные мощи святых Савватия, Зосимы и Германа – основателей монастыря. Но Соловки привлекают не только паломников и подлинных ценителей истории. А кого же еще? Послушаем об этом ребят из группы колокольчиков черного цвета.

принято решение о строительстве современной взлетной полосы и аэропорта. Это позволит принимать туристов в больших количествах круглый год;

определены площади для строительства современных коттеджей, для приема иностранных туристов;

планируется строительство современного спортивного комплекса для приема особо важных гостей.

Посудите сами! Где еще можно увидеть жаркое лето и белые ночи, когда солнце не заходит всю ночь, а ходит по кругу высоко в небе.

Ученик. Мы предлагаем на Соловках следующие виды отдыха:

сафари на квадроциклах

сафари на снегоходах

рыбалка в Карелии

а также другой отдых: дайвинг, винный туризм, лечебный отдых.

Ученик. Так ли уж безобиден туризм для уникального и святого места России, под названием Соловки?

Ежегодно 30 тысяч россиян прибывают сюда в качестве туристов. А ведь Соловки привлекают еще и иностранцев. Так только в 2005 году здесь побывали 160 туристов из Германии и Соединенных Штатов Америки. А ведь приезжают еще из Франции, Польши и других стран. Хорошо это или плохо? Наверное, популярность

наших культурных памятников – это хорошо. Но! Когда-то каждый приезжавший на остров должен был привезти с материка мешочек земли. А в наши дни с каждого теплохода, посетившего Соловки, Валаам или подобные им острова, приходится, по словам команды, выметать до трех ведер земли, унесенной подошвами пассажиров. А ведь туристы еще собирают ягоды, грибы, рвут цветы, топчут траву. Новые строительства коттеджей, турбаз, санаторий губят природу. Особое опасение вызывает территория вокруг Кремля, где и перемещаются, в основном, прибывшие на остров.

Но, что мы видим сегодня – эти красивейшие места, которые привлекают не только паломников, путешественников, желающих узнать об истории своей страны, Нои туристов, для который на первом плане стоит отдых. Именно для их развлечений и придумывают всевозможные виды отдыха, о которых нам рассказали выше. Как вы думаете, какой ответственностью, какими мыслями должен проникнуться каждый, ступающий ногой на эту святую землю, чтобы сохранить то, что создавалось веками?

Учитель. Это важно, ведь Соловецкий монастырь и его архитектурные ансамбли включены в Список памятников Всемирного наследия Юнеско. Соловки – природный музей-заповедник.

Итак, в начале урока мы договорились, что нужно быть внимательными, чтобы уметь выразить свои впечатления. Вот и настало время вам поделиться своими впечатлениями об услышанном и увиденном на уроке. Вы сможете начать со слов:

Ребята приглашаются к разговору в ресурсном круге.

Учитель. Несмотря на то, что мы никогда не были на Соловках, а может так случиться, что в жизни и не сможем там побывать, но давайте подумаем, что должны значить для каждого россиянина такие святые места – как Соловецкий монастырь.

-мир, преображенной природы.

Подошло к концу наше путешествие, но мы не прощаемся с Соловками, нас ждет еще не мало интересного на следующем уроке. А чтобы это было действительно так, я прошу вас выполнить следующее домашнее задание:

Подумать: случайно ли один из главных храмов монастыря назван Спасо-Преображенским? Нет ли здесь скрытого смысла?

Понравился ли вам урок?

Чем не понравился?

Вы впервые работали в большой группе, причем не только на уроке, но и в ходе подготовки к нему.

Понравилось ли вам такое общение? Чем?

Предлагаю поблагодарить друг друга за работу, а я благодарю всех ВАС! И все участники получают оценку отлично.

Похожие документы:

Пояснительная записка рабочая программа по истокам в 5 9 классах составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования

Урок-исследование по литературе в 10-м классе с применением икт

Краткий курс по русской истории В. О. Ключевский как художник слова

. состоит из легенд о построении Благовещенскаго монастыря, о Знамении, о путешествии в Иерусалим на бесе и о мести . в грамоте Холмогорскаго архиепископа Афанасия, посланной в Соловецкий монастырь в 1690 г. Отвечая согласием на просьбу .

1 Тайна беззакония как движущая сила и корень старообрядческого раскола

. прилег отдохнуть, думая о предстоящем путешествии в Иверский монастырь и имел сонное видение: он собирается . . Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального Соловецкого монастыря. М., 1853. Ч. 2. С. 2-15. 271 Иоанн Шушерин .

Читайте также: