Конспект урока хрущевские реформы

Обновлено: 03.07.2024

Технология критического мышления (РКМЧП) может применяться на уроках истории уже с 5 класса, как способ активизации и повышения мотивации учащихся с помощью приемов: синквейн, кластер, различные виды работы с текстом учебника элементы инсерта, составить 3 предложения для пересказа, мозговой штурм и т.д. Эти приемы позволят более качественно усваивать материал параграфа

Данная технология помогает учащимся 10-11 классов готовиться к итоговой аттестации, формирует различные компетенции: гражданские, правовые, социальные (способность брать на себя ответственность за свои решения и поступки, умение отстаивать свою позицию во время дискуссий, регулировать конфликты мирным путем)
Но самое важное учит взаимодействовать, работать вместе над проектом решения, вырабатываются коммуникативные компетенции необходимые для социализации и поиска компромиссов с окружающим миром.

Структура технологии:

Приемы технологии могут применяться на разных этапах урока и при изучении различных тем.
Среди образовательных задач одной из главных для меня представляется, задача формирования у учащихся активного подхода к процессу обучения, т.е. умения самостоятельно получать новую информацию, систематизировать и анализировать полученные знания, ставить и решать проблемные задачи, работать в парах, группах сообща в различных областях, в различных ситуациях находить компромиссы.

Технология дает возможность осуществлять личностно-ориентированный подход, развивает такие качества личности, как логическое мышление, умение брать на себя ответственность при принятии решений, умение слушать и слышать других, самостоятельность, креативность, толерантность.

  • определить основные тенденции развития СССР в 1945 -1964 гг.;
    охарактеризовать реформы Н.С.Хрущева их особенности и противоречивый характер;
  • закрепить навыки анализа и сопоставления исторического материала,
    умения рассматривать исторические явления в конкретно-исторических
    условиях, разграничивать объективные факты и субъективные мнения (стереотипы);
  • усилить мотивацию учащихся к самостоятельному познанию; способствовать обогащению их социального опыта.

Необязательно, чтобы все пришли к одному мнению и заучили нужный вывод. Важно только, чтобы позиция была продумана, вывод аргументирован.

  • проявить интеллектуальные способности;
  • продемонстрировать уровень владения знаниями и обще учебными умениями;
  • подводить ученика к целеполаганию;
  • проявить нравственные и коммуникативные качества;
  • продемонстрировать способность к самообразованию и самоорганизации.

Тип урока: изучение нового материала, с использованием приёмов технологии критического мышления.

Формы организации познавательной деятельности:индивидуальная, групповая, коллективная.

1. Организационный момент

Перед началом урока, при помощи жребия, учащиеся распределяются на 4 группы.

2. Новая тема

Просмотр фрагмента: выступление Н.С.Хрущева.

– Как авторы данных документов характеризуют Н.С. Хрущева?

Первый этап: вызов

Хрущевская эпоха нашла отражение во множестве анекдотов. Они наглядно иллюстрируют
остроту социально-экономических проблем того периода времени.

Анекдоты про Н.С.Хрущева:

– Выделите важнейшие экономические проблемы в начале правления Н.С. Хрущёва, используя метод мозгового штурма.

  • Говорите все, что придет вам в голову.
  • Не обсуждайте и не критикуйте высказывания других.
  • Можно повторять идеи, предложенные кем-нибудь другим.

Путем использования интерактивной методики "Мозговой штурм", учащиеся вспоминают основные особенности послевоенного восстановительного периода.

Учитель: Как вы видите, результаты восстановительного периода были неоднозначными. С одной стороны, на протяжении 1946-1950 гг. затянулись страшные раны войны. Полностью восстановлена промышленность и даже увеличено производство. С другой – цена восстановления была слишком высока. Снижение реального уровня жизни, тяжелые жилищные и бытовые условия были характерными для большинства населения. Другим негативным последствием стало окончательное разорение сельского хозяйства. На крестьян, которые получали мизерные заработки, не распространялись социальные гарантии, они были лишены права иметь паспорта, а, соответственно, свободно перемещаться по стране. Также им приходилось платить высокие налоги на приусадебные участки. Для интенсификации труда колхозников сталинское руководство продолжало применять принудительные и репрессивные методы, что и привело к голоду в засушливые 1946-1947 гг.

Второй этап: осмысление содержания

– Какие меры было необходимо предпринять для решения экономических проблем, что было осуществлено в ходе реформ?

Работа в группах:

1. Составление кластера в группах, в которых рассматриваются направления реформ в разных отраслях экономики. (логических схем помогающих воспроизвести и запомнить информацию) по §6стр.81-93; §64 стр. 290-296. (Приложение 2)

Основные направления реформ:

А) Административная реформа;
Б) Реформы в промышленности;
В) Реформы в области сельского хозяйства;
Г) Реформы в социальной сфере;

2. Инсерт – значки по ходу чтения, прием системной разметки для эффективного чтения размышления, используются учащимися при работе с текстом учебника.

По ходу составления кластера и во время защиты кластеров группами, учащиеся заполняют таблицу – основные меры по реформированию экономики Н.С. Хрущевым.

Учитель: Сравните планы и их конкретную реализацию, почему не удалось осуществить задуманное? Выступление групп с использованием кластеров, в котором приводят аргументы в защиту данных мер и их практической реализации, при этом представители других групп могут задавать вопросы.

Третий этап: рефлексия

Перекрестная дискуссия: Почему жесткий репрессивный режим Сталина не подвергался такой уничижающей критики в обществе, а действия Хрущева стали не только предметом критики, достаточно свободного обсуждения, но и анекдотов.

1. Голосование:

– Что в политике Н.С. Хрущева лично у вас вызывает одобрение, поддержку, а что, наоборот, вы осуждаете?

2. Домашнее задание

Список используемой литературы:

В конспекте урока описаны реформы проведенные Н.С.Хрущевым в годы его руководства страной с1953 года по 1964 год.

Оценить 1830 0

Тема урока: Реформы Н.С.Хрущева. 11 класс

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

На основе анализа фактов и исторических событий обобщить и систематизировать знания обучающихся о реформах в промышленности и сельском хозяйстве в 1953-1964 гг.

Образовательные: дать оценку реформам Хрущева, рассмотреть достижения и проблемы.

Воспитательные: воспитание толерантности, самостоятельности и интереса к истории;

Развивающие: поиска необходимой информации в нескольких источниках, формирование умения отделять существенно-важные аспекты от второстепенных, высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.

Основные особенности послевоенного восстановительного периода.

Реформы в области промышленности.

Реформы в области сельского хозяйства.

Плюсы и минусы политики Н.С.Хрущева.

Хрущев - неординарная личность, вошедшая в историю, как самый противоречивый политик-реформатор.

сентябрь 1953 г

Избрание Н.С.Хрущева первым секретарем ЦК КПСС

Начало реабилитации жертв массовых репрессий

октябрь 1961 года

Принятие третьей Программы КПСС на 22 съезде

Октябрь 1964 года

Отставка Н.С.Хрущева от руководства партии и страны

Работа в группах (класс делится на 2 группы)

Первая группапо учебнику знакомится с развитием промышленности

Вопросы к первой группе

1.Какие отрасли народного хозяйства получили наибольшее развитие? Почему?

2. Каковы успехи и недостатки экономического развития СССР в1953-1964гг?

Вторая группа знакомится с реформами в с/х по докладу подготовленному студентом (опережающее задание).

Повышение бла­госостояния народа объявлялось одной из центральных задач нового руководства. Для ее разрешения началась разработка новой аграрной политики, основы которой были утверждены на сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК КПСС. Центральное место в ней занимали: повышение государственных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, увеличение финансирования отраслей аграрного сектора, совершенствование налоговой политики. Изменялась система планирования сельскохозяйст­венного производства. Отныне государство определяло лишь объем за­готовок подлежащей сдаче продукции. Увеличивалось финансирование отраслей сельского хозяйства. В 1956 г. размер направляемых в сельское хозяйство средств составил 18% общего объема капиталовложений (в 1955 г. — лишь 7%). Несколько раз повышались цены на сдаваемую го­сударству сельхозпродукцию. Были снижены налоги с личных подсоб­ных хозяйств и вводилась новая система налогообложения (с единицы земельной площади). Увеличились поставки селу тракторов и сельскохозяйственных машин.

С 1954 г. началось освоение целинных и залежных земель. Для подъема целины в восточные районы страны — на Южный Урал, в Си­бирь, Казахстан прибыли свыше 350 тыс. переселенцев (рабочие, кре­стьяне, специалисты). За этот период было освоено 42 млн. га целинных и залежных земель.

В 1958 г. была проведена реорганизация МТС. Колхозы получили право покупать у МТС технику. Но коренного улучшения в развитии сельского хозяй­ства не произошло.

После визита Н.С. Хрущева в США (1959 г.) всем хозяйствам — по его на­стоянию — рекомендовалось переходить к посеву кукурузы.

Результатом непродуманных мер стало обострение продовольствен­ной проблемы.

Начался новый этап укруп­нения колхозов и сселения неперспективных деревень. Осуществля­лись массовые преобразования колхозов в государственные сельскохо­зяйственные предприятия (совхозы).

Вторая группа делает вывод по с/х: реформы в сельском хозяйстве были проблемными. Колхозы остались без средств, происходило отвлечение огромных сил и средств на подъем целины, в Казахстане и Сибири возникли экологические проблемы , а кукуруза прижилась только в южных районах. Личное подсобное хозяйство распалось, человек бежал от земли.

Мы познакомились с основными направлениями реформ в экономике страны. Оцените реформы, покажите её положительные стороны и отрицательные стороны?

1.Десталинизация общества. Реорганизация МГБ. ХХ съезд партии : осуждение культа личности Сталина и его последствий. Реабилитация репрессированных. Пересмотр ленинградского дела. Ликвидация ГУЛАГа.

2.Некоторое увеличение экономической самостоятельности предприятий, уменьшение встречных перевозок, расширение полномочий местных властей. Возросла хозяйственная самостоятельность регионов, усилилась оперативная помощь предприятиям.

3.Освоение целинных земель. Увеличение объема сельхоз продукции. Списаны долги колхозам. Отмена налога на личное подсобное хозяйство. Рост финансирования аграрного сектора.

4.Достижения в развитии науки и техники: 1954г. Пущена 1-ая атомная станция в Обнинске. 1956г. открыт институт ядерных исследований, 1957г. – синхрофазотрон, запуск искусственного спутника Земли, 1959- первый ледокол, полёт в космос

Ю. Гагарина 1961г.

5.Городской жилищный фонд увеличился на 80%.Сокращен рабочий день. Отменена плата за обучение. Улучшилось материальное положение жителей села: пенсия колхозникам, денежная оплата труда. Колхозники получили паспорта.

6. Принцип мирного сосуществования: нормализация отношений с Югославией, сотрудничество в рамках СЭВ,

Женевская встреча, визит Н.С. Хрущева в США. 1963г. Подписание договора о запрещении испытания ядерного оружия в 3-ёх средах.

7.Оттепель в духовной жизни: реабилитация деятелей культуры, появление новых литературно – художественных журналов, Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957г., Международный конкурс исполнителей им. П.И.Чайковского 1958г., выставки зарубежных собраний картин.

1.Критика сталинизма не сопровождалась последовательной демократизацией политического режима. Обращение к репрессивным мерам (1962 г. Новочеркасск).

2.Ослаблена единая техническая политика. Рост партийного аппарата. Подчинение совнархозов госкомитетам. Усилилось местничество. Нарушены общесоюзные связи.

3.Эрозия почвы. Рост долгов колхозов государству. Отсутствие кадров для эксплуатации сложной сельхозтехники. Деградация личного приусадебного хозяйства.

Перебои в снабжении населения продуктами.

4.Непрятие новых направлений в науке (генетика, кибернетика).

Снижение темпов экономического роста.

5.1962г. Повышение цен. Массовый отток сельской молодежи в города.1963г. хлебный кризис.

6.Ввод советских войск в Венгрию (1956г.)

Берлинский кризис (1961г.), Карибский кризис (1962г.)

7. Идеологический диктат, цензура, жесткая регламентация творческого процесса: травля Б.Пастернака, арест И.Бродского,

запрет выставки абстракционистов на Манежной площади.

Закрепление.

Задания:

1) Расшифруйте аббревиатуры:

ГУЛАГ, МГБ, КГБ, ОВД

2) Дайте определение понятий:

3) Назовите даты:

Время правления Хрущёва;

ХХ I съезд КПСС;

ХХ II съезд КПСС;

2) Смелый, решительный.

3) Реформирует, разоблачает, строит;

- Осуждает, освобождает, сотрудничает.

4) Страна жила обновлением и надеждой;

- Либерализация способствовала исчезновению страха

2) Некомпетентный, вспыльчивый;

- Эпатажный, падкий на лесть.

3) Угрожает, расправляется с неугодными, вмешивается

4) Страна оказалась на грани голода;

- Мир находился на грани войны.

5) Авантюрист. (Фантазёр. Самодур. Неудачник. Прожектёр. Безумие. Произвол.)

Заключительное слово учителя:

В период хрущёвской “оттепели” была предпринята серьёзная попытка модернизации тоталитарной системы. Н.С. Хрущёв задал импульс развитию политических процессов, встав на путь либерализации. Однако использование старого политического и экономического механизмов в ходе преобразований предопределило их неудачу. Курс Хрущёва характеризовался абсолютизацией организационных факторов, решением хозяйственных задач административно-политическими методами. После неудач противоречивой, преобразовательной деятельности Н.С. Хрущёва в обществе возник синдром усталости, стремления к устойчивым формам социальной и личной жизни. Хорошо сказал о Хрущеве известный советский кинорежиссер М.Ромм: "Пройдет совсем немного времени, и забудется и Манеж, и кукуруза. А люди будут долго жить в его домах. Освобожденные им люди. И зла к нему никто не будет иметь -ни завтра, ни послезавтра. И истинное значение его для всех нас мы осознаем только спустя много лет. В нашей истории достаточно злодеев - ярких и сильных. Хрущев-та редкая, хотя и противоречивая фигура, которая олицетворяет собой не только добро, но и отчаянное личное мужество, которому у него не грех поучиться всем нам…”

Домашнее задание: Выбрать один из тезисов и дать письменный ответ.

Документ для 1 группы:

Нашлись “мудрецы”, которые начали противопоставлять легкую промышленность тяжелой индустрии, уверяя, что преимущественное развитие тяжелой индустрии необходимо было лишь на ранних ступенях советской экономики, а теперь нам осталось только форсировать развитие легкой промышленности…

Только не исправимые хвастуны могут закрывать глаза на то, что в экономическом отношении мы еще не перегнали наиболее развитые капиталистические страны, что уровень производства у нас пока еще не достаточен для обеспечения зажиточной жизни всех членов общества, что в стране еще много недостатков и не организованности в хозяйственном и культурном строительстве.

Из постановления пленума ЦК КПСС 10-18 января 1961г.

Советский Союз находится ныне на новом этапе исторического развития – на этапе развернутого строительства коммунистического общества. Сейчас наша страна имеет такую мощную индустрию, такую могучую оборону, что она не в ущерб дальнейшему развитию промышленности и укреплению обороны может выделить больше средств для дальнейшего подъема благосостояния народа.

Какие последствия для развития промышленности имело решение XX съезда КПСС и постановление пленума ЦК КПСС? Как обстояло дело в действительности?

Документ для 2 группы:

Реформы в сельском хозяйстве

Из выступления в Новочеркасске 3 июня 1962г. Члена Президиума ЦК КПСС, секретаря ЦК Ф.Р. Козлова.

Мы принимали это решение (о повышении цен на мясо и масло с 1 июня. – Авт.) с болью в сердце. Однако партия и правительство пошли на этот шаг. Почему? Потому что эти мероприятия партии и правительства – это единственно правильный путь, обеспечивающий подъем животноводства в стране, изобилие сельскохозяйственной продукции. Это мероприятие продиктовано заботой об улучшении благосостояния народа.

Чем объяснить принятие такого решения? Как обосновывает Козлов решение партии о повышении цен?

Из воспоминаний первого секретаря ЦК КП Украины П.Е. Шелеста.

8 августа 1963г., из Москвы мне позвонил Подгорный и по поручению Хрущева передал, что Украина должна сдать не менее 750 млн. пудов хлеба. В стране очень тяжелое положение с хлебом, из Казахстана ожидали получить 960 млн. пудов, а получили не более 200-250. Сибирь и Алтайский край должны были дать 250 млн. пудов, а дадут 10-15 млн. Подгорный продолжал: “На закупку хлеба за границей не пойдем. Надо максимально провести экономию хлеба, сократить ассортимент выпечки хлебобулочных изделий, в том числе и белого хлеба. При выпечке хлеба подмешивать картофель, отруби, кукурузу, увеличить влажность хлеба, добавить соли при выпечке хлеба. Возможно, ввести карточки на хлеб”.

Чем можно объяснить резкое падение сельскохозяйственного производства в 1963г.? Чем можно объяснить отказ от закупок хлеба за границей?

Из программы КПСС, принятой XXII съездом партии

На определенном этапе общественное хозяйство колхозов достигнет такого уровня развития, когда станет возможным за счет его ресурсов полностью удовлетворять потребности колхозников. На этой основе личное подсобное хозяйство постепенно себя изживет экономически. Когда общественное хозяйство колхозов сможет полностью заменить личное подсобное хозяйство колхозников, когда колхозники сами убедятся в том, что им не выгодно иметь приусадебное хозяйство, они добровольно откажутся от него.

Какие последствия для развития сельского хозяйства СССР имела реализация партийной установки? К чему это привело на практике?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Реформы Н.С.Хрущева. 11 класс

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

На основе анализа фактов и исторических событий обобщить и систематизировать знания обучающихся о реформах в промышленности и сельском хозяйстве в 1953-1964 гг.

Образовательные: дать оценку реформам Хрущева, рассмотреть достижения и проблемы.

Воспитательные: воспитание толерантности, самостоятельности и интереса к истории;

Развивающие: поиска необходимой информации в нескольких источниках, формирование умения отделять существенно-важные аспекты от второстепенных, высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.

Основные особенности послевоенного восстановительного периода.

Реформы в области промышленности.

Реформы в области сельского хозяйства.

Плюсы и минусы политики Н.С.Хрущева.

Хрущев - неординарная личность, вошедшая в историю, как самый противоречивый политик-реформатор.

сентябрь 1953 г

Избрание Н.С.Хрущева первым секретарем ЦК КПСС

Начало реабилитации жертв массовых репрессий

октябрь 1961 года

Принятие третьей Программы КПСС на 22 съезде

Октябрь 1964 года

Отставка Н.С.Хрущева от руководства партии и страны

Работа в группах (класс делится на 2 группы)

Первая группа по учебнику знакомится с развитием промышленности

Вопросы к первой группе

1.Какие отрасли народного хозяйства получили наибольшее развитие? Почему?

2. Каковы успехи и недостатки экономического развития СССР в1953-1964гг?

Вторая группа знакомится с реформами в с/х по докладу подготовленному студентом (опережающее задание).

Повышение благосостояния народа объявлялось одной из центральных задач нового руководства. Для ее разрешения началась разработка новой аграрной политики, основы которой были утверждены на сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК КПСС. Центральное место в ней занимали: повышение государственных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, увеличение финансирования отраслей аграрного сектора, совершенствование налоговой политики. Изменялась система планирования сельскохозяйственного производства. Отныне государство определяло лишь объем заготовок подлежащей сдаче продукции. Увеличивалось финансирование отраслей сельского хозяйства. В 1956 г. размер направляемых в сельское хозяйство средств составил 18% общего объема капиталовложений (в 1955 г. — лишь 7%). Несколько раз повышались цены на сдаваемую государству сельхозпродукцию. Были снижены налоги с личных подсобных хозяйств и вводилась новая система налогообложения (с единицы земельной площади). Увеличились поставки селу тракторов и сельскохозяйственных машин.

С 1954 г. началось освоение целинных и залежных земель. Для подъема целины в восточные районы страны — на Южный Урал, в Сибирь, Казахстан прибыли свыше 350 тыс. переселенцев (рабочие, крестьяне, специалисты). За этот период было освоено 42 млн. га целинных и залежных земель.

В 1958 г. была проведена реорганизация МТС. Колхозы получили право покупать у МТС технику. Но коренного улучшения в развитии сельского хозяйства не произошло.

После визита Н.С. Хрущева в США (1959 г.) всем хозяйствам — по его настоянию — рекомендовалось переходить к посеву кукурузы.

Результатом непродуманных мер стало обострение продовольственной проблемы.

Начался новый этап укрупнения колхозов и сселения неперспективных деревень. Осуществлялись массовые преобразования колхозов в государственные сельскохозяйственные предприятия (совхозы).

Вторая группа делает вывод по с/х: реформы в сельском хозяйстве были проблемными. Колхозы остались без средств, происходило отвлечение огромных сил и средств на подъем целины, в Казахстане и Сибири возникли экологические проблемы, а кукуруза прижилась только в южных районах. Личное подсобное хозяйство распалось, человек бежал от земли.

Мы познакомились с основными направлениями реформ в экономике страны. Оцените реформы, покажите её положительные стороны и отрицательные стороны?

1.Десталинизация общества. Реорганизация МГБ. ХХ съезд партии : осуждение культа личности Сталина и его последствий. Реабилитация репрессированных. Пересмотр ленинградского дела. Ликвидация ГУЛАГа.

2.Некоторое увеличение экономической самостоятельности предприятий, уменьшение встречных перевозок, расширение полномочий местных властей. Возросла хозяйственная самостоятельность регионов, усилилась оперативная помощь предприятиям.

3.Освоение целинных земель. Увеличение объема сельхоз продукции. Списаны долги колхозам. Отмена налога на личное подсобное хозяйство. Рост финансирования аграрного сектора.

4.Достижения в развитии науки и техники: 1954г. Пущена 1-ая атомная станция в Обнинске. 1956г. открыт институт ядерных исследований, 1957г. – синхрофазотрон, запуск искусственного спутника Земли, 1959- первый ледокол, полёт в космос

Ю. Гагарина 1961г.

5.Городской жилищный фонд увеличился на 80%.Сокращен рабочий день. Отменена плата за обучение. Улучшилось материальное положение жителей села: пенсия колхозникам, денежная оплата труда. Колхозники получили паспорта.

6. Принцип мирного сосуществования: нормализация отношений с Югославией, сотрудничество в рамках СЭВ,

Женевская встреча, визит Н.С. Хрущева в США. 1963г. Подписание договора о запрещении испытания ядерного оружия в 3-ёх средах.

7.Оттепель в духовной жизни: реабилитация деятелей культуры, появление новых литературно – художественных журналов, Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957г., Международный конкурс исполнителей им. П.И.Чайковского 1958г., выставки зарубежных собраний картин.

1.Критика сталинизма не сопровождалась последовательной демократизацией политического режима. Обращение к репрессивным мерам (1962 г. Новочеркасск).

2.Ослаблена единая техническая политика. Рост партийного аппарата. Подчинение совнархозов госкомитетам. Усилилось местничество. Нарушены общесоюзные связи.

3.Эрозия почвы. Рост долгов колхозов государству. Отсутствие кадров для эксплуатации сложной сельхозтехники. Деградация личного приусадебного хозяйства.

Перебои в снабжении населения продуктами.

4.Непрятие новых направлений в науке (генетика, кибернетика).

Снижение темпов экономического роста.

5.1962г. Повышение цен. Массовый отток сельской молодежи в города.1963г. хлебный кризис.

6.Ввод советских войск в Венгрию (1956г.)

Берлинский кризис (1961г.), Карибский кризис (1962г.)

7. Идеологический диктат, цензура, жесткая регламентация творческого процесса: травля Б.Пастернака, арест И.Бродского,

запрет выставки абстракционистов на Манежной площади.

Закрепление.

Задания :

1) Расшифруйте аббревиатуры:

ГУЛАГ, МГБ, КГБ, ОВД

2) Дайте определение понятий:

3) Назовите даты:

Время правления Хрущёва;

ХХ I съезд КПСС;

ХХ II съезд КПСС;

2) Смелый, решительный.

3) Реформирует, разоблачает, строит;

- Осуждает, освобождает, сотрудничает.

4) Страна жила обновлением и надеждой;

- Либерализация способствовала исчезновению страха

2) Некомпетентный, вспыльчивый;

- Эпатажный, падкий на лесть.

3) Угрожает, расправляется с неугодными, вмешивается

4) Страна оказалась на грани голода;

- Мир находился на грани войны.

5) Авантюрист. (Фантазёр. Самодур. Неудачник. Прожектёр. Безумие. Произвол.)

Заключительное слово учителя:

В период хрущёвской “оттепели” была предпринята серьёзная попытка модернизации тоталитарной системы. Н.С. Хрущёв задал импульс развитию политических процессов, встав на путь либерализации. Однако использование старого политического и экономического механизмов в ходе преобразований предопределило их неудачу. Курс Хрущёва характеризовался абсолютизацией организационных факторов, решением хозяйственных задач административно-политическими методами. После неудач противоречивой, преобразовательной деятельности Н.С. Хрущёва в обществе возник синдром усталости, стремления к устойчивым формам социальной и личной жизни. Хорошо сказал о Хрущеве известный советский кинорежиссер М.Ромм: "Пройдет совсем немного времени, и забудется и Манеж, и кукуруза. А люди будут долго жить в его домах. Освобожденные им люди. И зла к нему никто не будет иметь -ни завтра, ни послезавтра. И истинное значение его для всех нас мы осознаем только спустя много лет. В нашей истории достаточно злодеев - ярких и сильных. Хрущев-та редкая, хотя и противоречивая фигура, которая олицетворяет собой не только добро, но и отчаянное личное мужество, которому у него не грех поучиться всем нам…”

Домашнее задание: Выбрать один из тезисов и дать письменный ответ.

Критическое мышление – это, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией, диалог, поиск компромиссных решений, формирование коммуникативных компетенций учащимися на уроках истории.

Технология критического мышления (РКМЧП) может применяться на уроках истории уже с 5 класса, как способ активизации и повышения мотивации учащихся с помощью приемов: синквейн, кластер , различные виды работы с текстом учебника элементы инсерта , составить 3 предложения для пересказа, мозговой штурм и т.д. Эти приемы позволят более качественно усваивать материал параграфа

Данная технология помогает учащимся 10-11 классов готовиться к итоговой аттестации, формирует различные компетенции: гражданские, правовые, социальные (способность брать на себя ответственность за свои решения и поступки, умение отстаивать свою позицию во время дискуссий, регулировать конфликты мирным путем)
Но самое важное учит взаимодействовать, работать вместе над проектом решения, вырабатываются коммуникативные компетенции необходимые для социализации и поиска компромиссов с окружающим миром.

Приемы технологии могут применяться на разных этапах урока и при изучении различных тем.
Среди образовательных задач одной из главных для меня представляется, задача формирования у учащихся активного подхода к процессу обучения, т.е. умения самостоятельно получать новую информацию, систематизировать и анализировать полученные знания, ставить и решать проблемные задачи, работать в парах, группах сообща в различных областях, в различных ситуациях находить компромиссы.

Технология дает возможность осуществлять личностно-ориентированный подход, развивает такие качества личности, как логическое мышление, умение брать на себя ответственность при принятии решений, умение слушать и слышать других, самостоятельность, креативность, толерантность.

  • определить основные тенденции развития СССР в 1945 -1964 гг.;
    охарактеризовать реформы Н.С.Хрущева их особенности и противоречивый характер;
  • закрепить навыки анализа и сопоставления исторического материала,
    умения рассматривать исторические явления в конкретно-исторических
    условиях, разграничивать объективные факты и субъективные мнения (стереотипы);
  • усилить мотивацию учащихся к самостоятельному познанию; способствовать обогащению их социального опыта.

Необязательно, чтобы все пришли к одному мнению и заучили нужный вывод. Важно только, чтобы позиция была продумана, вывод аргументирован.

Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем многие другие и позволяет:

  • проявить интеллектуальные способности;
  • продемонстрировать уровень владения знаниями и обще учебными умениями;
  • подводить ученика к целеполаганию;
  • проявить нравственные и коммуникативные качества;
  • продемонстрировать способность к самообразованию и самоорганизации.

Тип урока: изучение нового материала, с использованием приёмов технологии критического мышления.

Формы организации познавательной деятельности :индивидуальная, групповая, коллективная.

1. Организационный момент

Перед началом урока, при помощи жребия, учащиеся распределяются на 4 группы.

Просмотр фрагмента: выступление Н.С.Хрущева.

3. Работа с документами ( Приложение 1 ):

– Как авторы данных документов характеризуют Н.С. Хрущева?

Первый этап: вызов

Хрущевская эпоха нашла отражение во множестве анекдотов. Они наглядно иллюстрируют
остроту социально-экономических проблем того периода времени.

Анекдоты про Н.С.Хрущева:

– Почему в продаже нет обуви?
– Босиком легче догнать и перегнать Америку.

Хрущеву после смещения предложили возглавить онкологический центр. Никита Сергеевич:
– Но, я же в этом деле ничего не понимаю!
– Ничего страшного. Вы же руководили сельским хозяйством – и хлеба не стало, займетесь онкологией, может быть, и рака не станет.

– Выделите важнейшие экономические проблемы в начале правления Н.С. Хрущёва, используя метод мозгового штурма.

  • Говорите все, что придет вам в голову.
  • Не обсуждайте и не критикуйте высказывания других.
  • Можно повторять идеи, предложенные кем-нибудь другим.

Путем использования интерактивной методики " Мозговой штурм ", учащиеся вспоминают основные особенности послевоенного восстановительного периода.

Учитель: Как вы видите, результаты восстановительного периода были неоднозначными. С одной стороны, на протяжении 1946-1950 гг. затянулись страшные раны войны. Полностью восстановлена промышленность и даже увеличено производство. С другой – цена восстановления была слишком высока. Снижение реального уровня жизни, тяжелые жилищные и бытовые условия были характерными для большинства населения. Другим негативным последствием стало окончательное разорение сельского хозяйства. На крестьян, которые получали мизерные заработки, не распространялись социальные гарантии, они были лишены права иметь паспорта, а, соответственно, свободно перемещаться по стране. Также им приходилось платить высокие налоги на приусадебные участки. Для интенсификации труда колхозников сталинское руководство продолжало применять принудительные и репрессивные методы, что и привело к голоду в засушливые 1946-1947 гг.

Второй этап: осмысление содержания

– Какие меры было необходимо предпринять для решения экономических проблем, что было осуществлено в ходе реформ?

Работа в группах:

1. Составление кластера в группах, в которых рассматриваются направления реформ в разных отраслях экономики . (логических схем помогающих воспроизвести и запомнить информацию) по §6стр.81-93; §64 стр. 290-296. ( Приложение 2 )

Основные направления реформ:

А) Административная реформа;
Б) Реформы в промышленности;
В) Реформы в области сельского хозяйства;
Г) Реформы в социальной сфере;

2. Инсерт – значки по ходу чтения, прием системной разметки для эффективного чтения размышления, используются учащимися при работе с текстом учебника .

Исторический проект "Реформы Н.С.Хрущева" позволяет глубоко исследовать и проанализировать ситуацию, сложившуюся в экономике СССР в середине 50-х-середине 60-х годов; раскрыть положительные и отрицательные стороны проводимых мер, их последствия для дальнейшего развития страны. Тема разделена на подтемы (мини-проекты), над которыми работают учащиеся по группам (бригадам). Урок предусматривает широкое поле для инициативы и творчества, использования ресурсов школьного музея, краеведческого материала.



Целевая аудитория: для 11 класса

Очень интересный ресурс, хорошая презентация, соответствующая всем требованиям и рекомендациям. Спасибо.

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Читайте также: