Конспект урока животные лугов

Обновлено: 06.07.2024

➢ воспитывать лю бовь к приро де, бережное от ношение к р одине.

ау диозаписи голосов птиц, звуков л уга, карточки, изображе ния растений и

Формы и мет оды : работа в парах, фро нтальный опрос, гру пповая ра бота.

Технологии обучения : ИКТ, проектная деятельн ость, здоровьесб ерегающая,

1. Организационн ый момент. Псих ологический настрой.

- Сегодня мы сове ршим вирту альную экскурсию на лу г, узнаем, какие растен ия

и животные там о битают, как они связ аны ме жду собой, какое значе ние имеет

ядовитых. Ребята прикрепляю т изображен ия растени й на доску.)

- На прошлом у роке мы выясн или, что на лу гу расту т только травянистые растения.

Подумайте, как ие животные могу т жить в таких условия х? (Предположения

- Сегодня мы по говорим о том, кт о же живёт на л угу. Т ема урока: «Живот ные –

1) Крупные живот ные не могу т жить на лу гу, так как им нег де прятаться. Зат о

мелких живот ных на лугу множество! Особенно м ного насеком ых. А каких

2) Насекомые – ос новная п ища для лу говых птиц – жаворонк а , перепела,

коростеля, трясог узки. Жаворон ок – одна из пе рвых птиц, прилетающих к нам

весной. Известе н своим красивым пен ием. Перепел и корос тель взл етают редко, в

основном бегают по земле. Своё прису тствие перепел выда ёт песенкой «п ить -

называют де ргач). Легко у знать трясогу зку: она постоя нно потряхивает хвостиком, за

что и получила св оё назван ие. Свои гнёз да эти птицы у страивают на земле среди

травы. ( Расска з учителя сопровождае тся записью г олосов пти ц. )

- На лугу живут полёвки и мыш и , так как они питаютс я рас тительной пище й.

- Так же на лу гу можно встретить ж аб и ящ ериц . Они питаются нас екомыми.

- Как видите, на л угу совместно обитают разнообразные живые су щества. Они

связаны между собой. Поэтому луг назы вают приро дным сообщество м.

- К луговому сообществу , как впрочем, и к любому другому ну жно относиться

бережно, ве дь оно имеет б ольшое значе ние для чел овека.

- Что же значит л уг для человека ? ( Место отдыха, место в ыпаса скота, место

Работа в пара х. Экологическая игра “ Найди оши бку в расск азе”.

(Учащиеся п олучают листочки с те кстами по 1 на парту )

- Этим летом гру ппа ребят хо дила на эк скурсию на лу г. Они написали рассказ о

своих впечатлени ях. Прочита йте его. Вс е ли вам понравил ось в их п оведении?

Погода была хорошая. Как красиво кругом ! Луг похож на пестры й ковер.

Девочки нарвали больш ие букеты цветов. Мальчик и наловили бабочек и

кузнечиков. Будет, что показать друзьям в горо де. В траве мы нашли гнездо

какой - то п тицы. В нем лежали маленькие голубов атые яйца. Мы подержали их

в руках и положили обратно. Раздавили неск олько гусениц – все равно они

вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их

разрушат. Домо й вернулись доволь ные. Весело пр ошел день!

- Сколько оши бок в поведе нии ребят вы заметили? (5) Какие ?

Вывод: Человек н е имеет права в мешиваться в жизнь природног о сообщества,

- Кто считает, чт о узнал мног о полезного и важ ного сегод ня на у роке –

поднимите ка рточку с изображением ба бочки . Если в ы счит аете, что материал

был для вас очень с ложный и вы не все поняли на у роке – поднимите карточку с

учителю за инт ересную инф ормацию, гостям з а то, чт о были с нами .)

- А теперь скаж ите мне, кт о, по вашему мнению, лу чше всех работал на у роке?

9 . Домашнее зад ание. Я благода рю вас з а урок, запишите д омашнее за дание.

• Познакомить учащихся с разнообразием животного мира луга; показать связь между ними.

• Развивать логическое мышление детей через установление причино – следственных связей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать; познавательную активность, интерес.

• Воспитывать бережное отношение к природе, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование и материалы: индивидуальные карточки, проектор, экран, презентация, аудиозапись, ноутбук.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

- Где можно увидеть пчелу? (ответы детей)

(Участок земли, покрытый травянистой растительностью… луг) Слайд 1

II. Тема урока (прогноз). Постановка цели.

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

-Классификация животных. Разделить всех животных на две группы (в зависимости от среды обитания)

лиса, бабочка, заяц, кузнечик, медведь, крот

медведь крот Слайд 2

- Как вы думаете, где можно встретить и бабочку, и кузнечика, и крота?

- Как их можно назвать одним словом? (животные)

- О ком мы с вами сегодня поведём разговор?

III. Тема урока: Животные луга.

Цель: заселить луг теми животными, которые здесь обитают.

- Какие животные живут на лугу? (ответы детей) Слайд 3

- В течение урока мы должны будем ответить на вопросы:

• Богат ли разнообразием луг?

• Каковы особенности жизни некоторых животных? условия жизни, способы питания

III. Работа над темой урока. Рассказы учащихся о животных луга.

Висит сетка на ветках.

Рыболов пришёл, муху нашёл. (паук)

- Почему паука сравнивают с рыболовом?

- Зачем паук ловит мух, бабочек? (ответы детей)

Учитель: На лугу встречаются разные пауки. Они могут жить везде, только бы были растения, которые служили бы опорой для плетения паутины.

Пауки – не насекомые! У них 8 ножек! Одним из наиболее крупных пауков луга является паук – крестовик. Слайд 4

(ученик рассказывает о пауке – крестовике)

- Как вы думаете, можно паука заселить на луг?

б). Учитель: Красив цветущий луг! Какое изобилие трав, цветов. И кого только здесь не встретишь?

- Вы хотели бы оказаться на лугу? Закройте глаза и постарайтесь представить…

(звучит аудиозапись - пение жаворонка)

- Что вы слышали? Видели? Чувствовали?

- Как вы думаете, что это за птица так поёт? Слайд 5

(ученик рассказывает о перепёлке)

г). А эта шустрая птичка постоянно трясёт своим длинным хвостиком и за это её назвали…

(трясогузка) Слайд 7

д). Учитель: Размах крыльев у этой птицы 110 – 130см, длина тела 51 – 57см, относится к соколиным. Очень сильный хищник.

- Кто это? (канюк) Слайд 8

- Как вы думаете, нужны ли птицы на лугу? (карточки прикрепляем на доску)

- Зачем на лугу хищная птица?

Утром бабочка проснулась,

Раз – росой она умылась.

Два – изящно покружилась.

Три- нагнулась и присела.

На четыре – полетела.

(Сначала дети делают прогноз, а потом звучит стрекотание кузнечика)

- Нужен ли кузнечик на лугу? (карточку прикрепляем на доску)

ё). Посадив её на ладошку, маленькие дети поют или приговаривают:

Принеси мне хлеба,

Чёрного и белого,

Только не горелого. (божья коровка)

(ученик рассказывает о божьей коровке) Слайд 9

- Поселим этого маленького жучка на луг? (прикрепляем карточку на доску)

- А почему? (ответы детей, за трудолюбие)

- Что делают пчёлы на лугу? (ответы детей)

- Значит и её мы поселим на лугу? (прикрепляем карточку на доску)

• Работа над смысловым понятием выражения САНИТАРЫ луга.

(ученики рассказывают о дождевом черве, жуке – могильщике, жуке – навознике)

Учитель: Верно, всё в природе взаимосвязано. Все животные могут сосуществовать рядом друг с другом. Среди них нет лишних, они все нужны. (прикрепляем карточку на доску)

IV. Работа в парах. Задание: используя раздаточный материал, составьте цепи питания.

Бабочка, птица, нектар цветка

Крот, червяк, канюк

Мышь, личинка червя, канюк

Трава, трясогузка, кузнечик

- проверка работы у доски

V.Итог урока. Рефлексия.

- Кого мы с вами заселили на луг?

- Оправдались ли наши прогнозы?

- Нужен ли человеку и всему живому луг? Слайд13

Человек - ты царь природы!

О тебе веду я речь.

Можешь ты помочь живому,

Иль на гибель всех обречь.

Помоги траве родиться,

Белкам - жить, а речкам –течь.

Ты на свете самый главный.

Значит должен всех беречь!

(дети оценивают свою работу на уроке)

- Кто у нас сегодня трудился как пчёлка?

Прикреплённые файлы:

Презентация для педагогов

Презентация для педагогов Здравствуйте всем, кто заглянул ко мне на страничку. Одна из задач ФГОС ДО касается вовлечения семей в образовательный процесс. У нас проходил.

Презентация для родителей Представляю вашему вниманию презентацию для родительского собрания на тему: "ЮГОРСКИЙ ТРАМПЛИН: ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННАЯ.

Презентация к Дню матери

Презентация к Дню матери Здравствуйте! В ноябре мы отмечаем один из замечательных праздников День Матери. Это праздник нежности, доброты. и любви. К празднику мы.

Презентация оранжевогоцвета

Презентация оранжевогоцвета В нашем детском саду мы провели "цветную" экскурсию для детей старшего дошкольного возраста, с целью расширить знания детей о различных.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока окружающего мира

Учителя начальных классов

Сергеевой Анны Вячеславовны

Задачи урока

Образовательные :

Учить составлять характерные для леса цепи питания, рассуждать, доказывать.

Развивающие:

Развитие познавательных интересов, навыков самоконтроля, умение анализировать, формулировать выводы.

Воспитательные:

способствовать сплочению классного коллектива;

Воспитывать бережное отношение и интерес к миру животных.

Основные термины, понятия

Классы, животные, птицы, насекомые

Умение сравнивать кремль Москвы и кремль родного города.

Познавательные УУД

ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужны дополнительные знания для решения учебной задачи;

добывать новые знания: извлекать информацию представленную в разных формах;

перерабатывать полученную информацию.

Регулятивные УУД

определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

учиться планировать учебную деятельность на уроке;

высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки.

Личностные УУД

осознавать личностный смысл учения и интерес к изучению окружающего мира;

оценивать усваиваемое содержание;

устанавливать связи и оценивать собственные знания и умения;

высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

Организация пространства

Плешаков А.А., Окружающий мир

Экранно-звуковые, наглядные пособия, раздаточный материал:

Организационный момент

Самоопределение к деятельности

Актуализация знаний

Открытие новых знаний

Физкультминутка

Закрепление нового материала

Рефлексия деятельности

Приветствие

Приветствие.

Сегодня урок необычный у нас

Готов к нему, вижу, каждый из вас:

За парты садитесь, пора начинать.

Здравствуйте, ребята, меня зовут Анна Вячеславовна и урок окружающего мира проведу у вас я.

Настрой на работу.

Актуализация знаний

- Каким цветом луговая зона обозначена на карте?

- Какая у зоны луга земная поверхность?

Работа в парах

- Сейчас я вам раздам листочки, а вы составите кластер, напишите какие у вас возникают ассоциации со словом луг

В данной зоне растут кустарники, трава, тысячелистник, колокольчики, нивяник, лютик, ежаа, мятлик и т.д.

Зачитывают записи: растения, кусты, свежий воздух, капли дождя, насекомые, звери , птицы, насекомые.

Самоопределение к деятельности

Мы с вами говорили про луг и растительность в нём, это была тема прошлого урока.

Что бы узнать тему нашего урока вы должны отгадать загадку.

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет.

В полосатом платьице
На лугу летает.
Мохнатыми лапками
Пыльцу собирает

Зелёная пружинка

Живет в траве густой.

С травинки на травинку

Он скачет день- деньской

Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждёт.

Чужие песни петь умеет,

А всё же голос свой имеет.

6. Вот со странностями птица -

Посудите, впрямь чудна:

Днём спокойно отоспится,

Ночью - бодрствует она.

- На сколько больших классов мы можем поделить животных?

- На сколько групп делят животных по способу питания?

-Скажите, кто догадался, какая тема нашего урока?

-Какие цели мы поставим перед собой?

Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.

Изучать животный мир на….

Установить цепочку питания…..

Жизнь животных на …

Класс насекомых, зверей, птиц

Лес и его жители, обитатели, цепочке питания.

Введение в тему.

Как вы представляете себе луг?

Из чего состоит луг?

Что на нём растет?

Кто на нем живет?

Луг – возвышенность или равнина?

- поле на котором растет трава, цветки, кусты

Насекомые, птицы, звери

Открытие новых знаний

Как вы думаете, кого на лугу больше: насекомых, зверей или птиц?

Перечислим, какие насекомые вам известны?

-Каких бабочек вы знаете?

Откроем учебник на с. 59 прочитаем и узнаем, какие насекомые живут на лугу?

-Чем питаются пчелы и шмели?

Чем питаются бабочки?

Почему бабочку голубянку назвали голубянкой?

-Вы сказали, что есть такое насекомое, как кузнечик. Какого он цвета? А мы можем его заметить на лугу?(его можно заметить но трудно, ведь он маскируется под траву).

-Что может выдать кузнечика? По какому признаку мы можем с уверенностью сказать, что в кустах кузнечик?

Сейчас мы объединимся в 4 группы, ваша задача, собрать мозаику, назвать насекомое, которое получилось и прочитать интересный факт о нем.

Вспомним все животные по цепочке питания делятся на какие группы?

Объясните что означает травоядные и плодоядные?

Закройте глаза и представьте.

Зелёный, необъятый, цветущий зелёный луг. Кузнечик трепещит в кустах, взлетают королевские бабочки. Муравей умывается ранней росой. Жужжат пчелы, стрекочут стрекозы. Где то рядом журчит ручеек. Высоко в небе летает птица пустельга, где то на травке поет трясогузка. Жизнь на лугу прекрасна и светла.

Подумайте, о каких вышеперечисленных животных мы еще не говорили?

Объединяемся в 4 группы. Ваша задача написать как можно больше птиц, которых вы знаете.

- как вы думаете, какие птицы обитают на лугу?

Прочитаем о птицах на с. 59-60

-Кто знает, как выглядит перепел?

-Посмотрите на изображение.

- Чем питается перепел?

-Кто знает, как выглядит коростель?

-Посмотрите на изображение.

-Кто знает, как выглядит трясогузка?

-Посмотрите на изображение.

Как вы думаете, кто из зверей проживает на лугу?

Что бы проверить ваши догадки нам необходимо решить ребус и выяснить кто из животных действительно живет на лугу.

Прочитаем о зверях на с. 60-61

Где укрываются мыши?

Чем питаются лисы

На кого охотятся совы?

- шмели, пчелы, мухи, бабочки, кузнечик, божьи коровки, гусеницы, стрекозы, муравьи

- шашечница, павлинный глаз, голубянка, и т.д.

- потому что она голубого цвета.

-Зеленого, нет, он сливается с травой

Травоядные и плодоядные,

Травоядные – те животные, которые едят только растительность,

а плодоядные, те животные, которые едят других животных.

-дятел, ворона, галка, ласточка, перепел, коростель, трясогузка и т.д.

- перепел, коростель, трясогузка, луговой лунь, луговой чекан, чечевица, овсянка

-Коричневато-серая окраска, шарообразная форма.

Семенами и побегами растений

Перепел живет на лугу

Туловище вытянутое, грудка белая, крылья и спинка коричневые

Насекомыми и их личинками

Маленькая серая птичка, шея и грудка черные, хвост острый и длинный.

Мышь, крот, лисица

Мех – короткий, густой и бархатистый

Физкультминутка

Хомка-хомка, хомячок, (Ладони положить на щеки, качать головой

Полосатенький бочок (влево – вправо)

Вместе с солнышком встает, (Потянуться вверх)

Щечки моет, шейку трет. (Потереть щеки, шейку)

Подметает хомка хатку (Наклониться вперед, размахивать руками в стороны)

И выходит на зарядку. (Ходьба на месте)

Раз, два, три, четыре, пять! (Рывки руками перед грудью)

Хомка хочет сильным стать.

Громко хлопнет он в ладошки, (Хлопать в ладоши)

Зашагает по дорожке. (Ходьба на месте)

Закрепление нового материала

Перечислим, кого мы можем увидеть на лугу?

Класс насекомых: шмели пчёлы мухи бабочки кузнечики. Как вы думаете, чем они питаются?

Класс птиц: перепел, коростель, трясогузка

Класс зверей: мышь, крот, лиса.

Птиц, насекомых, зверей.

Шмель и пчелы – нектаром

Кузнечики – гусеницу, жуков, клещей, мелкую саранчу.

Перепел – семенами, побегами растений.

Коростель – насекомыми, личинками

Крот – дождевые черви, и их личинками

Теперь, что бы проверить, как вы усвоили материал пройдём тест.

1.Что растет на лугу?

А) деревья Б) трава, цветки В) сосна

2. Кто обитает на лугу?

А) млекопитающие Б) птицы В) рыбы

3. К травоядным относится:

А) лиса Б) крот В) перепел

4. К плодоядным относится:

А) Крот Б) перепел В) пчела

5. Чем питается Бабочка?

А) Червяками Б) листьями В) нектаром

6. Чем питается Трясогузка?

А) насекомыми Б) листьями В) червяками

7. Чем питается Лиса?

А) мышью Б) нектаром В) травой

Поменялись с соседом по парте тестом и проверяем, сравнивая ответы с доской. Оцените друг друга.

Разбирают листки с тестом и отвечают на вопросы.

Домашнее задание

Откроем дневники и запишем домашнее задание на следующий урок.

С. 62 – 63 ответить на вопросы.

Задание вы увидите на слайде.

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

Рефлексия деятельности

-Что мы нового узнали?

-Что было сложного на уроке?

-Что было интересного?

-Поднимите дерево определяющее ваше настроение.

Спасибо за урок.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 661 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

  • Начальные классы
  • Коррекционное обучение
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • Другие методич. материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 05.07.2019 493
  • DOCX 82 кбайт
  • 9 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Сергеева Анна Вячеславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование у учащихся представлений о луге, как природном сообществе.

Задачи: актуализировать знания учащихся о природном сообществе (луг); показать разнообразие обитателей луга, связи между ними, устойчивость экологической системы; рассмотреть возможное негативное воздействие человека на природное сообщество луга. Развивать логическое, аналитическое мышление, наблюдательность; развивать у школьников критический подход к получаемой информации. Способствовать воспитанию бережного отношения и любви к природе.

Луга. Значение луга для человека.

Цель: формирование у учащихся представлений о луге, как природном сообществе.

Актуализировать знания учащихся о природном сообществе (луг); показать разнообразие обитателей луга, связи между ними, устойчивость экологической системы; рассмотреть возможное негативное воздействие человека на природное сообщество луга.

Развивать логическое, аналитическое мышление, наблюдательность; развивать у школьников критический подход к получаемой информации.

Способствовать воспитанию бережного отношения и любви к природе.

Ребята, я предлагаю вам совершить небольшое путешествие и перенестись в одно замечательное место. Но при этом вам нужно закрыть глаза. Расслабьтесь и просто послушайте.

Откройте глаза. Кто уже догадался, где мы только что побывали? (на лугу). Правильно. Это луг. Посмотрите слайд-шоу о луге и снова послушайте.

Какие чувства вы испытали при просмотре?

Как вы думаете, какова же тема нашего урока?

Кто может сформулировать тему урока?

II. Актуализация знаний. Стадия вызова.

Вы справились с таблицей. И поэтому мы продолжаем работу. Что же такое луг?

Какие растения и животные можно там встретить?

Послушайте небольшой рассказ о луге. Но должна вас предупредить, что в нем допущены ошибки. Попробуйте их найти.

Идешь по лугу, кругом трава. Вот мятлик луговой, а здесь тимофеевка. Среди зелени пестреют головки цветов: красные, синие, белые. Они всем знакомы, это клевер белый и красный, ромашка белая, колокольчик, тысячелистник, розовый пион, герань луговая. Какая красота! Стоит прислушаться, и сразу услышишь, как перелетают с цветка на цветок шмели, пчёлы-труженицы, звенят мухи. В воздухе порхают прекрасные бабочки, кружат стрекозы. Если присмотреться, то можно увидеть, как копошатся среди травы муравьи, жуки, кузнечики. Вдруг пробежит юркая ящерица или внезапно взлетит из высокой травы журавль.

Чем замечательны луга

На лугу растут много травянистых растений . Как красиво цветут тысячелистник, нивяник, колокольчики, клевер! А вот неяркие цветы – мятлик, тимофеевка, лисохвост. Их здесь особенно много. На лугах также встречаются ядовитые растения. К ним относятся борец, лютик едкий, черемица и др. По топкам рек и канав растет одно из самых ядовитых растений – вех ядовитый. Если яд этого растения попадет в организм, то он действует на мозг и тогда прекращается дыхание и наступает смерть.

Крупные животные на лугу не живут – им негде прятаться. Зато мелких животных – множество!

Особенно разнообразны насекомые. На цветах – пчелы, шмели, бабочки, цветочные мухи. Они кормятся нектаром, опыляют цветки. Многие цветочные мухи похожи на пчел или ос. В зелени трав – питающиеся растениями гусеницы бабочек. Со всех сторон доносится стрекотание незаметных в траве кобылок и кузнечиков.

Есть на лугу очень интересные насекомые – санитары: жуки – навозники и жуки – могильщики. Жуки-навозники уносят в свои норки помет животных, питаются им сами и запасают его для своих личинок. Жуки-могильщики закапывают в почву мертвых птиц и зверьков. Это – пища взрослых жуков и личинок.

На лугу живут полевки и мыши, которые питаются растительной пищей. Охотиться на них прилетают из леса совы.

Растут на лугах и грибы: опёнок луговой, шампиньон, дождевики.

В луговой почве много червей и, конечно же, почвенных микробов.

V. Работа по теме урока. Стадия осмысления.

Теперь вы можете устно заполнить третью колонку таблицы сведениями, которые узнали из текста учебника.

VI. Кластер

Что такое луг? Что мы называем лужайками?

Какие луга называют пойменными? суходольными?

Как называется верхний слой луговой почвы?

Что мы в первую очередь представляем, когда говорим о луге?

Почему лесные луга не зарастают деревьями и кустарниками?

А растут ли цветы на лугах?

Выберите из предложенных вариантов цветов те, которые, как вы считаете, растут на лугу. Попробуйте определить их названия.

Какие еще цветы растут на лугу? Какие красивые цветы. А чем обусловлена их яркая окраска? (привлечением насекомых)

Какие насекомые обитают на лугу?

Посмотрите, какие все они красивые. Есть ли среди этих насекомых те, названия которых вы не знаете?

Кто еще обитает на лугу? (звери, ящерицы, лягушки)

Каких из этих животных можно встретить?

Назовите тех животных, которые не живут на лугу.

Почему на лугах не живут крупные животные? Почему мелкие грызуны обосновались в этом сообществе? (Из-за обилия пищи) Какие опасности подстерегают грызунов? (четвероногие хищники и птицы)

Какие птицы обитают на лугу?

Почему окраска птиц такая неброская? (чтобы лучше прятаться в траве) как связаны между собой обитатели луга? Итак, вы уже достаточно много узнали о природном сообществе луга. Пришло время вернуться к нашему тексту с ошибками. Послушайте его ещё раз и скажите, в чем же ошибка. (Журавль живет в степи, а не на лугу). Молодцы!

VII. Работа с текстом.

Работайте в парах.

Верите ли вы, что луга не имеют значения для людей?

Верите ли вы, что животноводы ухаживают за полями?

Верите ли вы, что люди подсевают на лугах травы?

Верите ли вы, что на лугах растут ядовитые растения?

Верите ли вы, что луг может однажды превратиться в пустырь?

Верите ли вы, что нужно поджигать на лугах старую траву, чтобы молодая росла лучше?

Верите ли вы, что много лугов было уничтожено после возведения на реках плотин?

Как человек использует луга.

Луга украшают родной край. Но часто бывает, что ребята рвут на лугах цветы, ради забавы ловят бабочек, а то и разоряют гнезда шмелей. Но разве не жалко губить цветы и замечательных, красивых насекомых? К тому же без бабочек и шмелей многие растения останутся неопылёнными, у них не будет плодов и семян.

Весной некоторые ребята и даже взрослые поджигают на лугах сухую, прошлогоднюю траву. Нельзя делать этого! Вместе со старой травой сгорают молодые ростки, погибают подземные части многих растений, и эти растения исчезают с лугов. Погибают в огне божьи коровки, гнезда шмелей, птиц. Кроме того, нарушается круговорот веществ на лугу. Ведь отмершая трава должна попасть в почву и превратиться в перегной, а если её сжечь, этого не произойдет. Почва станет менее плодородной.

Очень бережно нужно относиться к живущим на лугу птицам, ящерицам, жабам. Эти животные не только интересны, но еще и поддерживают природное равновесие на лугу. Если их не станет, растительноядные насекомые начнут беспрепятственно размножаться и погубят множество растений.

Луга имеют большое значение для сельского хозяйства. Многие из них служат пастбищами для домашних животных, на других заготавливают сено. Особенно ценные кормовые растения – мятлик, тимофеевка, лисохвост, клевер. Чтобы эти растения не исчезли с лугов, работники сельского хозяйства подсевают их семена или оставляют нескошенными часть трав. Надо помнить, что неумеренный выпас скота очень вреден для лугов. Из-за него здесь исчезают многие растения, а иногда даже остается на месте луга голая, вытоптанная почва.

Те, участки лугов, где особенно много редких растений и насекомых, люди берут под охрану.

Я повторяю вопрос, вы отвечаете на него, опираясь на сведения, полученные из учебника. Кто при ответах не допустил ни одной ошибки?

IX. Давайте еще раз устно заполним третью графу нашей таблицы.

Можем ли мы добавить в кластер, что луг очень важен для человека?

А чем он так важен?

Как называются травы, которыми кормят домашних животных?

Какие травы, растущие на лугу, вы можете назвать?

Попробуйте отгадать, как называется каждая из предложенных трав?

Почему люди уничтожают некоторые растения на лугах? (они ядовиты)

Посмотрите на эти растения. На какие группы их можно разделить? (кормовые, ядовитые)

Читайте также: