Конспект по географии 9 класс домогацких параграф 15

Обновлено: 06.07.2024

Цель: Формирование представления о транспортной системе России.

- давать определения терминов, понятий по тематике урока;

- выявлять и называть особенности транспортного комплекса;

- составлять описание транспортного комплекса;

- определять факторы размещения производства;

- читать тематические карты;

- наносить на контурную карту географические объекты .

Метапредметные УУД:

Познавательные:

- находить достоверные сведения в источниках географической информации;

- выделять главное и обобщать тематический материал;

- использовать навыки математических расчетов;

- прогнозировать состояние объекта или развитие явлений;

- выявлять особенности объектов.

Регулятивные:

- определять цель, проблему в учебной деятельности;

- выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

- планировать учебную деятельность.

Коммуникативные:

- излагать свое мнение, аргументируя его , подтверждая фактами;

- понимать позицию другого;

- различать в речи другого мнения, доказательства, факты.

-сформированность учебно- познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций;

- понимание особенностей транспортного комплекса;

- использование знаний о транспортном комплексе в повседневной жизни и здоровья;

- понимание и принятие правил проведения практической работы:

- осознание и проявление себя гражданином России.

Тип урока : Изучение новой темы.

Оборудование : карта России, проектор, презентация.

Понятия, термины, номенклатура и персоналии: транспорт, грузооборот, пассажирооборот, транспортный узел, транспортная магистраль, транспортная сеть, транспортный комплекс.

УМК: учебник Е.Д.Домогацких, Н.И.Алексеевский, Н.Н.Клюев, атлас, контурная карта.

I . Оранизационный момент. Приветствие, подготовка к уроку.

II . Изучение новой темы.

Актуализация.

Вспомните, какие существуют сферы народного хозяйства. (предполагаемый ответ)

Какие отрасли входят в сферу материального производства. (предполагаемый ответ)

Какой фактор влияет на международное географическое разделение труда. (предполагаемый ответ)

А вам интересно, еще больше узнать о развитии транспорта России?

Россия - это, прежде всего, огромное пространство, крупнейшее по территории государство мира, требующее постоянного развития. Чтобы связывать это пространство, осуществлять международное географическое разделение труда, необходимо наличие достаточного количества транспортных коммуникаций. Благодаря транспортной системе Россия может поддерживать связь с другими районами, областями, странами и государствами.

Откройте тетрадь и запишите тема урока : Транспортный комплекс. Исходя из темы, попробуйте определить цель и задачи урока.

Да, сегодня на уроке вы узнаете:

1. Что представляет собой транспорт как отрасль хозяйства?

2. О значении и особенностях транспортного комплекса России.

3. О показателях характеризующих работу транспорта.

4. Об отдельных видах транспорта и их особенностях.

5. Что такое транспортная сеть и транспортный узел.

6. Каким образом рассчитывается грузооборот и пассажирооборот.

Проблемный вопрос:

В конце нашего урока, постарайтесь ответить на такие вопросы:

1. Почему в России главной бедой транспортного комплекса является качество дорого?

2. Докажите, что нехватка дорог является фактором, сдерживающим развитие экономики России.

Как вы думаете, что такое транспорт. Попробуйте сами сформулировать определение, что такое транспорт? Запишите в тетрадь. (предполагаемые ответы). А сейчас, откройте учебник стр. 191 прочитайте, сравните со своим определением и запишите из учебника определение, что такое транспорт.

Транспорт - отрасль хозяйства, осуществляющая перемещение грузов и пассажиров.

Как вы думаете, какова роль и задача развития транспорта?

В чём значение транспорта?

Обеспечение устойчивых связей между отдельными отраслями страны.

Удовлетворение н/х в перевозках.

Повышение экономической эффективности хозяйства страны.

Как рассчитать грузооборот и пассажирооборот? ( предполагаемые ответы)

Найдите на стр. 191, какова важность развития транспорта. Запишите в тетрадь.

К какой сферы производства относится транспорт? (предполагаемые ответы). Нематериальной. Почему? Найдите ответ на этот вопрос в учебнике на стр. 191.

Что является главным показателем работы грузового транспорта? Грузооборот. Для пассажирского транспорта – пассажирооборот. Запишите в тетрадь.

Какие виды транспорта вы знаете? (предполагаемые ответы). Составьте схему виды транспорта.


Откройте учебник стр. 192, найдите таблицу 12. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Работа с таблицей.


Почему именно железнодорожный транспорт стал в нашей стране основным? (предполагаемые ответы)

Где лучше развит железнодорожный транспорт в европейской части России или азиатской?


Что такое транспортная сеть? Транспортная магистраль? Транспортный узел? Найдите ответ на эти вопросы в учебнике стр. 195.

Пользуясь картой атласа, определите, через какие города проходит Транссибирская магистраль.

Составьте список морских портов России. На основании выполненного задания сформулируйте вывод о транспортном значении каждого из океанов, омывающих территорию России.

Название городов - портов

III . Обобщение:

1. Что представляет собой транспорт как отрасль хозяйства?

2. Назовите основные виды транспорта.

3. Что такое транспортная магистраль и транспортный узел?

4. Каким образом рассчитывается грузооборот и пассажирооборот?

5. Как природные условия влияют на работу транспорта?

Ответим на вопросы, которые я задала вам в начале урока. Почему именно железнодорожный транспорт стал в нашей стране основным?

Докажите, что нехватка дорог является фактором, сдерживающим развитие экономики России.

IY . Рефлексия.

Y . Оценивание.

YI .Домашнее задание.

Параграф 31, в к/ к нанести железнодорожные магистрали федерального значения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Практические работы 9 класс

Практическая работа (урок №3)

Нанесение на контурную карту соседних с Россией стран

Используя карту атласа стр. 10 нанести на контурную карту стр.6-7 соседние государства.

Практическая работа (урок №9)

Нанесение на контурную карту национально-территориальных образований и краев.

Используя карту атласа стр. 10 нанести на контурную карту стр.6-7 национально-территориальные образования и краев

Практическая работа (урок №10) Определение по статистическим данным плотности населения отдельных субъектов Федерации

Ход работы: используя данные таблицы рассчитайте плотность населения в различных ФО и сделайте вывод.

Название округа

Население
(на 1 января 2015 года) [3]

Ход работы: используя учебник и карты народы и административную карту заполните таблицу.

Практическая работа (урок №17) Выбор места для строительства предприятия на основе знания факторов размещения производства

Цель: Научиться определять факторы размещения отраслей хозяйства

Ход работы : используя учебник составить схему факторов размещения предприятий

Практическая работа (урок №19)

Тема. Сравнительная характеристика двух или нескольких угольных бассейнов страны (нефти, газа) с использованием карт атласа, учебника, статистических материала.

Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику топливной базы по картам, учебнику и статистическим показателям.

Используя текст учебника и тематическую карту, показывающую размещение основных энергетических баз страны, сравнить два угольных бассейна и дать им краткую характеристику.

План сравнения

Географическое положение относительно потребителей.

Экономические проблемы и перспективы эксплуатации данных угольных бассейнов.

На выбор сравнение двух нефтяных баз.

План сравнительной характеристики нефтяных баз

Географическое положение относительно потребителей.

Как разведаны бассейны.

Степень разработки бассейна.

Эколого-экономические проблемы и перспективы развития нефтяных баз.

Практическая работа (урок №21).

Тема. Составление характеристики одной из металлургических баз на основе карт и статистических данных.

Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику металлургической базы базы по картам, учебнику и статистическим показателям.

Используя текст учебника и тематическую карту, показывающую размещение основных металлургических баз страны, составить характеристику одной (по выбору учащегося) металлургической базы страны.

План сравнения

Географическое положение относительно потребителей.

Экономические проблемы и перспективы эксплуатации данной металлургической базы.

Практическая работа (урок №22)

Тема: "Определение по картам главных факторов размещения металлургии меди и алюминия"

Цели работы: 1. Проверить знания особенностей производства тяжелых и легких металлов, главных факторов размещения произ¬водства.

2. Учиться определять по картам главные факторы размещения производства на примере металлургии меди и алюминия.

Последовательность выполнения работы

1. Для работы необходимы экономические карты атласа

2. Изучив легенду карт, определите, какими условными обозна¬чениями показаны центры выплавки меди и алюминия.

3. Определите основные районы металлургии меди и алюминия, указав экономический район и центры выплавки.

4. Сделайте вывод, какие факторы способствовали размещению данных производств.

5. Результаты работы оформите в виде таблицы.

металлургии Главные центры Факторы, объясняющие

меди Урал (Кировоград, Верхняя Пышма, Ревда, Кыштым, Карабаш,

и т.д. Наличие медных руд

алюминия Северо-Западная и Северная Россия (Кандалакша, Надвоицы) Наличие алюминиевых руд, каскад ГЭС, дающих дешевую электроэнергию

Сделайте вывод: какие факторы являются главными в размеще¬нии металлургии меди и алюминия?

Практическая работа (урок №23)

Тема. Определение по картам закономерностей в размещении отраслей наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

Цель работы: формирование умений анализировать экономические карты и обосновывать принципы размещения машиностроительных предприятий различного типа.

Используя текст учебника, привести примеры отраслей, относящихся к наукоемкому, трудоемкому и металлоемкому машиностроению.

Используя карту атласа, определить центры размещения отраслей наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

Нанести на контурную карту крупнейшие центры машиностроения по группам отраслей.

Оценивается правильность заполнения таблицы и оформление карты.

Практическая работа (урок №28)

Тема: "Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства"

1. Определить основные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства. Сделать вывод, от каких причин зависит размещение основных отраслей сельского хозяйства.

2. Проверить и оценить умение анализировать экономические кар¬ты, делать на основе проведенного анализа обобщения и выводы.

Последовательность выполнения работы

Для работы необходимы экономические карты атласа на с. 35, 37, 39, 41, 44-45, 47, 51. На основе их анализа выделите ос¬новные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства.

Результаты работы оформите в виде таблицы.

Основные культуры и направления животноводства Основные районы производства

рожь пшеница кукуруза рис

сахарная свекла подсолнечник

молочное скотоводство молочно-мясное скотоводство мясо-молочное скотоводство

Сделайте вывод: от каких причин зависит география основных отраслей сельского хозяйства?

Практическая работа (урок №33)

Тема. Экономико-географическая характеристика территории (области, края, республики) по типовому плану.

Цель работы: формирование знаний о последовательности экономико-географической характеристики территории, умение составлять такие характеристики.

План экономико-географической характеристики

Население и трудовые ресурсы.

Характеристика межотраслевых комплексов.

Для характеристики ЭГП используется план его описания.

Типовой план характеристики ЭГП (района) территории

Положение района на территории страны (центральное, окраинное, приграничное).

Экономическое окружение (соседние экономические районы, соседние государства).

Положение относительно крупных (главных) топливных энергетических и сырьевых баз страны.

Положение по отношению к транспортным магистралям (ж/д, водным и т.д.)

Изменение ЭГП района в течение времени.

Выводы о возможности влияния ЭГП на развитие его хозяйства.

Практическая работа проводится под руководством учителя в начале изучения регионального раздела курса.

Учащиеся выполняют задание: используя текст учебника, характеризующий экономику какого-либо района страны, составить план.

Практическая работа (урок №34)

Тема. Составление картосхемы внешних территориально-производственныхсвязей Центральной России.

Цель работы: углубление знаний о разделении труда; формирование умений отражать на контурной карте производственные связи между районами.

Нанести на контурную карту основные транспортные магистрали и границы экономических районов, входящих в состав Центральной России.

Проанализировать экономическую карту атласа и отметить стрелками разного цвета основные направления грузопотоков. Какую продукцию Центральная Россия отправляет и какую продукцию получает?

Выписать в тетрадь в виде таблицы основные грузы, составляющие ввоз и вывоз; объяснить, от чего зависит их состав.

Определить, какие экономические районы входят в состав Центральной России.

Из текста учебника выбрать материал, отображающий внешние территориально-производственные связи районов Центральной России.

Сделать краткие записи в тетради.

На контурной карте указать внешние экономические связи района:

синие стрелки – ввоз;

красные стрелки – вывоз.

Сделать вывод о значении Центральной России в хозяйстве страны.

Практическая работа (урок №35)

Тема: "Сравнительная характеристика хозяйства двух районов" (по выбору учителя)

Цели работы:

. На примере сравнения хозяйства двух районов проверить и оценить умение проводить сравнительную характеристику: выделять черты сходства и различия, объяснять полученные результаты.

Последовательность выполнения работы

1. Используя различные источники географических знаний (учебник, карты атласа, дополнительные и справочные материалы),

сравните хозяйство двух районов по основным экономико-географическим показателям, выделив черты сходства и различия.

Домогацких, Алексеевский - Инновационная школа - Учебник

География только на первый взгляд кажется легким предметом. На самом деле каждая тема требует тщательного изучения, а сложные вопросы – дополнительной проработки. В 9 класса объем материала увеличивается. Школьники изучают особенности родной страны, много работают с картами, учатся строить схемы и диаграммы. Чтобы облегчить учебный процесс, советуем воспользоваться онлайн решебником с ГДЗ к учебнику Домогацких география 9 класс. Здесь собраны понятные, тщательно составленные ответы ко всем заданиям из учебника. Главные достоинства работы с решебником дома:

Структура решебника Домогацких понятна и удобна в работе: постраничная нумерация, условие задания и правильный ответ к нему. Сборник составлен в полном соответствии с печатным изданием, что не только облегчает выполнение домашки по географии, но и экономит свободное время ребенка.


Попробуйте УМНЫЙ ПОИСК по курсам повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Войти с помощью:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Всего 130 материалов





















5796084 5779703 5735903 5725609 5681640 5667658 5664108 5659240 5607255 5588559 5572326 5549269 5518974 5478667 5477127 5468417 5450862 5450827 5447869 5371697

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: