Конспект урока грамматические признаки имени существительного 3 класс

Обновлено: 02.07.2024

Формы познавательной деятельности учащихся: сочетание фронтальной работы с групповой и индивидуальной.

Средства обучения: Русский язык: Учебник для 3 класса, 2 часть. Нечаева Н.В., Яковлева С.Г., магнитофон для проведения физминутки.

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку, создание положительной мотивации.

2. Чистописание с актуализацией знаний.

Всему название дано - и зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным - полно,
А безымянных нету.
И всё что может видеть глаз,-
Над нами и под нами,
И всё что в памяти у нас,-
Означено словами.

Буква, которую мы будем писать на минутке чистописания, находится в первом предложении в имени существительном. Она обозначает глухой непарный звук всегда мягкий. (щ)

Определите закономерность и продолжите.

3. Зрительно-слуховой диктант стихотворения.

4. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Найдите все имена существительные в этом стихотворении. Определите у них род и число. В какую форму нужно поставить слово, что бы определить род и число? (в начальную) Какая форма у существительных называется начальной? (Учебник, стр.4)

- Вы нашли имена существительные : название, зверь, предмет, вещь, глаз, память, слово. Имя существительное обозначает предмет. Но разве название - предмет? Память- предмет?

5. Первичное усвоение новых знаний. Работа над понятием предметности имени существительного.

Прочитай стихотворение. Как ответишь на заданные вопросы?

Всё, что вижу я вокруг,
Это всё предметы.
Мне сегодня рассказал
Дедушка про это.
Ну, а дождь - это предмет?
- Нет.
Ну, а радуга - предмет?
- Нет.
Всё, что связано с погодой,
Есть явления природы.
А любимый мой предмет -
Это бабушкин буфет.
Там такие есть предметы
Как печенье и конфеты.
(И. Наумова)

Найди в стихотворении существительные, которые называют : конкретные предметы, лиц и явления природы. Запиши их в начальной форме.

Конкретные предметы: предмет, буфет, печенье, конфета;

Явления природы: дождь, радуга, погода, явление природы.

Понятие " предмет" в грамматике и понятие "предмет" в повседневной жизни не совпадают. В русском языке предметами называют слова, которые отвечают на вопросы: кто? что? и обладают грамматическими признаками - числом и родом. Какие ещё грамматические признаки есть у имён существительных? (одушевлённое и неодушевлённое, нарицательное и собственное)

- Слово бег какая часть речи? Как определить? Что обозначает? На какие вопросы отвечает?

  • Трактор водит - : (тракторист),
  • Электричку - : (машинист),
  • Стены выкрасит - : (маляр),
  • Доску выстругал - : (столяр),
  • В доме свет провел - : (монтёр),
  • В шахте трудится - : (шахтёр),
  • В жаркой кузнице - : (кузнец),
  • Кто всё знает - : (молодец).

7. Работа по теме урока. Работа в группах. Упражнение в распознавании имен существительных. Наблюдение за именами существительными.

Обсудите, как образуются родственные слова. Выпишите в строчку только существительные.

Можно ли изменить форму рода имён существительных? А форму числа? Какой из этих грамматических признаков у имени существительного постоянный, какой - непостоянный, может меняться?

Конец, кончик, концовка, окончание.

Какие грамматические признаки у имён существительных? Какой признак постоянный? Какой может меняться?

8. Закрепление изученного. Письмо по памяти.

- Как определить, что слово имя существительное? Достаточно задать вопросы и узнать, что обозначает слово? Вот слово - ходьба или желтизна. Что обозначает слово ходьба? Действие. А можно определить род и число этого слова? Ходьба - она моя , ж.р.,ед.ч. Это слово имеет грамматическое значение предметности. Что обозначает слово - желтизна? Признак. Попробуем определить род и число , желтизна- ж.р, ед.ч. И это слово имеет грамматическое значение предметности.

В русском языке предметами называют слова, которые отвечают на вопросы: кто? что? и обладают грамматическими признаками - числом и родом.

Хорошо здесь: и шелест и хруст;
С каждым утром сильнее мороз,
В белом пламени клонится куст
Ледяных ослепительных роз.

Списать стихотворение, найти имена существительные , определить число и род.

- Что узнали о существительном? Как распознавать существительные в речи?

- Что вызвало затруднение?

- Что показалось интересным? Хотите больше узнать об имени существительном?

Тема урока: Лексико-грамматические признаки существительного. Существительные, называющие предмет, явление природы, действие, признак.

Цели урока: совершенствовать знания учащихся об имени существительном.

· Предметные: давать определение имени существительного как части речи; различать (находить) существительные в тексте по их лексико-грамматическим признакам.

· Личностные: пониманить тезис о том, что язык – главное сребство общения, средство выражения и понимания себя, средство изучения окружающего мира, осознавать свою этническую и национальную принадлежность.

Тип урока: Изучение нового материала.

ВложениеРазмер
russkiy_29.02.doc 56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Тема урока: Лексико-грамматические признаки существительного. Существительные, называющие предмет, явление природы, действие, признак.

Цели урока: совершенствовать знания учащихся об имени существительном.

  • Предметные: давать определение имени существительного как части речи; различать (находить) существительные в тексте по их лексико-грамматическим признакам.
  • Личностные: пониманить тезис о том, что язык – главное сребство общения, средство выражения и понимания себя, средство изучения окружающего мира, осознавать свою этническую и национальную принадлежность.

Тип урока: Изучение нового материала.

Этап урока. Методы и приемы

Планируемые результаты (УУД)

Словесный: слово учителя

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Откройте тетради и запишите число и классная работа.

Отвечать на вопросы учителя

Регулятивные - обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Постановка учебной задачи и ее решение Словесный: ответы на вопросы.

Практ.: уст. и письм. упр.

Найдите лишнее слово

– Почему? Определите тему урока.

– Откройте учебник на с. 50. , прочитайте, совпадают ли наши предположения

с темой сегодняшнего и последующих уроков

– Прочитаем и обсудим цели сегодняшнего урока. (Вслух зачитываются цели урока, представленные на с. 50 автором)

Отвечать на вопросы.

Разбирать слова по составу.

Подбирать слова к схеме. Определять тему и цель урока.

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

Коммуникативные - формулировать собственное мнение и позицию.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

Практ.: уст. и письм. упр.

Словесный: чтение и повторение правил

– Вспомните, что мы уже знаем об имени существительном. Приведите примеры и докажите, что названные слова являются именами существительными.

Снег да снежные узоры,

В поле – вьюги разговоры,

День – коньки, гора, салазки, .

Вечер – бабушкины сказки …

Вот она зима! (А.Круглов)

– Какую картину вы представили, читая стихотворение?

– Найдите в предложениях имена существительные.

– По каким признакам вы их определили? Какую роль они выполняют в стихотворении?

– Спишите. Подчеркните имена существительные.

– Прочитайте. Докажите, что данные слова – это имена существительные.

Самолёт, врач, доброта, дождь, Алёша, заяц, скрипка, синица, Россия, январь, пятница, помидор, пальто, жмурки, суффикс, окунь, Москва, север, овёс, тетрадь, молоток.

– Слово самолёт обозначает вид транспорта, слово–врач профессию, слово доброта – качество человека. А что обозначают другие имена существительные?

Запишите имена существительные, поставьте перед ними вопросы, на которые они отвечают.

Образец: (что?) самолёт, (кто?) врач, …

Усваивать новую информацию, участвовать в беседе.

Строить речевое высказывание.

Коммуникативные – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Устали? Давайте сделаем гимнастику для глаз. Готовы? Тогда начнем!

Личностные - установка на здоровый образ жизни.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

– Прочитайте многозначные слова

Шахматы, земляника, ножка, кнопка, капитан, корень, баранка, гребешок, хвост, заяц, молния, шуба, журавль, лисичка, сорока, звезда, лист, нос, езда, рисование, половодье

– Слово шахматы обозначают игру, а также набор фигур для этой игры. Слово журавль обозначает болотную птицу и длинный шест у колодца. А что обозначают другие слова?

– К какой части речи относятся данные слова? Поставьте вопрос к каждому слову

– Составьте и запишите предложение с одним из существительных.

– Ответьте на вопросы и попробуйте сделать вывод.

Что кроме предметов и явлений природы, могут называть имена существительные?

По какому грамматическому признаку эти существительные можно отличить от других частей речи. (дети делают вывод)

– Сравните свой вывод, с выводом записанном в учебнике. Отметьте, что мы не сказали

– Прочитайте и скажите, что обозначает каждое слово (предмет, явление природы, действие или признак) на какой вопрос отвечает и какой частью речи является.

Бег, объяснение, отец, кузнец, заяц, пшеница, топор, щавель, молния, оттепель, ходьба, стук, пение, белизна, аккуратность, доброта.

– Запишите данные слова по группам: 1) существительные, обозначающие предметы; 2) существительные, обозначающие явления природы; 3) существительные, обозначающие признаки; 4) существительные, обозначающие действия.

– Проверьте по эталону. Взаимопроверка

Отвечать на вопросы.

Работать в парах.

Разбирать слова по составу.

Объяснять лексическое значение слов.

Регулятивные - удерживать цель учебной деятельности;

Коммуникативные - отрабатывать умение анализировать и исправлять деформированное высказывание;

Познавательные - учить воспринимать, анализировать, проверять.

Словесный: отвечают на вопросы

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Как вы думаете, достигли ли вы цели урока?
– Давайте рассмотрим таблицу и попробуем рассказать об им. существительном.

На какие вопросы отвечает?

предмет
явление природы
действие
признак

кто? собака что? линейка
что? гром, снег
что? действие, прыжок
что? доброта

Запишите домашнее задание

Подберите и запишите слова по группам:

Подводить итог урока, анализировать собственную деятельность

Регулятивные - выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Мне было интересно…

Оценивать свои достижения

Регулятивные – анализировать собственную и нашу работу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Тип урока: изучение нового материала.Цель:расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже.

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость.

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость.

Презентация к уроку русского языка 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

Презентация на урок. Помогает структурировать учебный материал по данной теме.


Разработка урока русского языка 4 класс УМК "Школа 2100" тема : "имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных"

Урок повторения и обобщения материала.

Конспект урока. Русский язык 4 класс. Обобщение знаний по теме "Имя существительное".

На уроке дети исследуют слово "снег" с разных сторон науки о русском языке.


Конспект урока русский язык 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных"

Конспект урока русский язык 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ урок русского языка в 3 классе .docx

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Грамматические признаки имени существительного

Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о грамматических признаках имени существительного (число, род, падеж, одушевленность, неодушевленность, склонение); совершенствовать умение склонять имена существительные, определять склонение ; развивать речь, логическое мышление; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам.

1. Организационный момент

- Ребята, сегодня к нам пришли гости, учителя из других школ. Вы должны показать, как умеете работать. Будьте внимательными, активными, аккуратными.

-У нас необычный урок. Чем мы будем заниматься, узнаете открыв эту дверь. На двери висит замок. К этому замку есть три ключа, подберите подходящий. Отгадайте загадку.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Наконец-то ты пришла,

К нам волшебники… (зима)

3. Оформление тетради. Минута чистописания.

Откройте тетради. Запишите число, вид работы. Урок начнем с графической минутки. Чтобы узнать какую букву мы будем писать определите орфограмму в словах.

Подберите к этому слову однокоренные слова. Зима, зимушка, зимний.

Разберем эти слова по составу (по одному у доски). Определите часть речи. Как вы узнали, что это имена существительные?

4. Словарная работа.

Итак, мы сегодня говорим об имени существительном. (на доске снежинки, на них написаны слова –погода, север ,мороз. ветер, солнце, лед, холод, дует, холодные, ледяной)

-Ребята, выберите снежинки, на которых записаны имена существительные. Запишем слова, объясним орфограммы.

Погода, север, ветер, солнце, мороз, лед, холод.

-Как вы определили, что это имя существительное?

-Что такое имя существительное?

-Какой вопрос поставили к этим словам?

-Назовите одушевленные имена существительные?

-Как вы определяете одушевленные и неодушевленные имена существительные?

-Молодцы! Вот мы с вами вылепили первый ком нашего снеговика.

5. Составление рассказа по картинке.

-Посмотрите на картинку. Составим рассказ о зиме. С чем ассоциируется у вас зима? Как ее можно назвать? Как зимуют животные? Птицы? Как мы можем помочь птицам? Кто из вас сделал кормушку для птиц?

6. Разбор предложения по членам.

Запишем предложение: На елке сидит красногрудый снегирь. Разбор предложения по членам.

7. Определение рода имени существительного.

-Ребята, назовите птиц, определите какого рода эти существительные?

Возьмите конверты с заданиями. Достаньте полоску красного цвета. Прочитайте слово. Определите его род. Встаньте у кого слова мужского рода. Прочитайте по цепочке (женский род, средний род). Как определить род имени существительного? Молодцы! Правильно! Вот у нас появился еще один ком снеговика!

А сегодня у зимы новоселье.

Мы с тобой приглашены на веселье.

Дом построен из сугроба .

Вот такой вышины.

Белый коврик у порога

Вот такой ширины.

Посмотри на потолки ледяные

Высоки-превысоки вырезные.

Мы по лестнице шагаем.

Выше ноги топ, топ.

Двери комнат открываем.

Справа- хлоп, слева- хлоп.

Ну, а в доме нас встречает

Ты хозяйке поклонись-ка.

9. Наблюдение над изменением имени существительного по числам.

-Ребята, с наступлением зимы намело много сугробов. Прочитайте слова на сугробе.(снег,метель,сугроб,вихрь) В каком числе стоят эти существительные? Измените число существительного. Запишем в тетрадь.

-Как определить число имени существительного?

Молодцы, ребята! Посмотрите, какие красивые варежки у нашего снеговика.

- Нашему снеговику нужна метла. Для этого нужно вспомнить , что такое склонение?

Двое детей у доски. Взаимопроверка. Молодцы! У нашего снеговика теперь есть метла и на ней написаны падежи.

11. Самостоятельная работа.

На доске стихотворение:

К нам на новоселье

Жалует зима.

А за ней веселье смех и кутерьма.

Прочитайте стих. Запомните его. Запишите по памяти. Проверьте. Над именами существительными напишите склонение. У вас в конвертике есть карточка желтого цвета. Достаньте ее, прочитайте слова. Определите их склонение, сверху карандашом сделаем проверку.

-Какие слова относятся в 1 склонению, 2 склонению, 3 склонению? (склонения написаны на облачке)

-Ребята, три склонения имен существительных, их падежные окончания мы будем подробно изучать на последующих уроках. Поэтому они пока еще расположены на облачке.

12. Подведение итога урока.

-Ребята, а теперь посмотрите на снеговика. Кто может рассказать о грамматических признаках имени существительного?

-Ребята, посмотрите, какой замечательный снеговик у нас получился! Он вам нравится? А понравился ли вам наш урок?

Какое настроение у вас после проведенного урока?

В конвертике у вас есть два смайлика. Один с хорошим настроением, а другой с грустным. Выберите смайлик, который отражает ваше настроение.

А снеговик у нас волшебный. Ему понравилось , как вы работали на уроке. Он дарит вам сюрприз в мешочке.

Урок русского языка 3 класс (Система Л.В. Занкова)

Тема урока: Грамматические признаки имени существительного.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся.

- углубить знания об имени существительном;

- систематизировать и обобщить знания по данной теме;

- развивать мышление, внимание, обогащать словарный запас, речь, учить правильно, формулировать мысль;

- воспитывать интерес к изучению данной темы, культуру речи, любовь к слову, родному языку; аккуратность, прилежание, дисциплинированность, уважение друг к другу.

Задача: создать опорную таблицу

Методы работы : объяснительно – иллюстративные, словесные, практические, наглядные, частично – поисковые.

Оборудование : компьютер, проектор, экран, дидактический раздаточный материал для работы в паре, опоры для таблицы.

Ход урока : 1. Орг. момент.

2. Актуализация знаний.

-Чтобы собрать наше внимание проведём “Разминку для ума”. Отвечаем хором, быстро.

Сколько букв в русском алфавите?

Часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется…

Общая часть родственных слов называется …

- Как называется второй зимний месяц?

- Что такое суффикс?

Подберите синоним к слову кричать.

Назовите антоним слову радость.

Сколько гласных букв в русском алфавите?

Какие части речи вы знаете?

На доске записаны слова : зима, село, заяц, барабан, синица, снегирь, Москва, лисица.

- Что можете сказать об этих словах? (Имена существительные.)

- Имена существительные отвечают на вопрос кто? Или что? Обозначают предмет.

Учитель вывешивает на доске:

Имя существительное

Кто? Что?

предмет

- Разбейте слова на группы.

Ответы детей:

- Я объединил в первую группу имена существительные собственные и нарицательные: 1. Москва-имя собственное, остальные слова- нарицательные

- Можно разделить слова на одушевлённые (синица, снегирь, лисица, заяц) и на неодушевлённые (зима, село, барабан, Москва).

Учитель на доске вывешивает:

Постоянные признаки

собственные и нарицательные

одушевленные и неодушевленные

- Я объединил в первую группу имена существительные женского рода: лисица, синица, Москва, зима. А во вторую группу имена существительные мужского рода: заяц, барабан, снегирь,

В третью группу ср. рода: село

Учитель вывешивает на доске:

постоянные признаки

- Поставьте слова в форму мн. числа

Дети: зима - зимы барабан - барабаны

синица – синицы Москва

снегирь – снегири заяц - зайцы

Работа в парах: поставьте слова в форму мн. числа

дерево – деревья, птица – птицы, мед – ?, молоко – ?, доброта – ?, пирог – пироги, шоколад-?

-Что заметили? (не все слова можно поставить в форму множественного числа)

Наверно, есть еще слова, которые употребляются только в единственном числе.

прятки – ?, яблоки – яблоко, сливы – слива, сливки – ?, сапоги – сапог, брюки – ?, ножи – нож

Что заметили? (не все слова можно поставить в форму единственного числа)

C лайд №2

Дети делают вывод: Есть слова, которые употребляются только в ед. числе или только во множественном числе.

На доске вывешивается:

Непостоянные признаки

Число

Падеж

Учитель поясняет, что скоро дети будут знакомиться с понятием падежи)

Физминутка: гимнастика для глаз

Слайд№3. Прочитайте стихотворение

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине

Без пальта и без кашне,

А вернее я и ты

Без кашны и без пальты.

Вдруг огромный обезьян.

Стал играть на фортепьян.

Тут и взрослый, сняв пенсню,

Хохотал на всю киню.

- Что вы заметили? Есть имена существительные, которые не изменяются, т.е. не склоняются. Скоро мы с этим понятием будем знакомиться.

-Прочитайте правильно и исправьте речевые ошибки.

- Объясните лексическое значение слов метро, кенгуру.

-Какие слова вам незнакомы?

Дети: пенсне, кашне.

Учитель объясняет лексическое значение данных слов.

Кашне - шейный платок, шарф, надеваемый под пальто.

Пенсне- очки без заушных дужек, держащихся при помощи зажимающей пружины на переносице.

Работа над предложением.

У леса на опушке
Жила зима в избушке.
Она снежки солила
В берёзовой кадушке.

- Спишите первое предложение. Подчеркните главные члены предложения.

- Определите части речи, род, число.

- Дайте характеристику предложению.

- Сделайте вывод, каким членом предложения является существительное?

На доске вывешивается:

В предложении бывает подлежащим.

- Расскажите, опираясь на данную таблицу все, что вы знаете об имени существительном.

- Ребята, а как вы думаете, есть ли секреты у имен существительных?

Да, и нам еще предстоит их раскрыть.

- Чью работу на уроке вы бы хотели отметить?

- Спасибо всему классу за интересную работу.

Д/З: подобрать слова, употребляемые только в единственном или множественном числе; составить с ними словосочетания или предложения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Русский язык 3 класс. Программа Начальная школа XXI век.

Тема урока: Падеж имен существительных

1. Обучающие (дидактические):

Закрепление знания о системе падежей русского языка

Отработка алгоритма определения падежа имен существительных в предложении

Тренировка в определении падежа имен существительных

продолжить работу по формированию навыка грамотного письма.

2. Развивающие:

развивать интерес учащихся к русскому языку;

развивать творческие способности учащихся;

развивать речь учащихся и самостоятельность при выполнении заданий;

научить применять полученные знания на практике.

3. Воспитательные:

воспитывать нравственное отношение учащихся к хлебу;

формировать положительное отношение к учебе;

развивать прилежность, старательность и аккуратность;

добиваться сознательной дисциплины посредством пробуждения активного интереса к изучаемой теме.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Учебно-материальное оснащение:

карточки – задания с текстом (разноуровневые)

1. Организационный этап.

проверка наличия учащихся на уроке (по журналу);

проверка готовности учащихся к уроку (наличие письменных принадлежностей и рабочих тетрадей).

На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали падежи имен существительных. Сегодня у нас необычный урок. На этом уроке, посвященном нравственному отношению человека к хлебу, мы будем закреплять наши знания по этой теме.

И поработаем над одним из падежей. А в каком вы узнаете, если определите падеж имени существительного ХЛЕБ из пословицы.

И пес перед хлебом смиряется. ( В творительном падеже)

Как вы понимаете смысл пословицы?

2. Актуализация прежних знаний.

Начнем урок как обычно с чистописания:


В каких буквах встречаются эти элементы?

Запись букв : в, д,з и ь,ы

2)Повторение однокоренных слов.

Было так:
В какой-то миг
Народился пых-пых-пых!
Пых пыхтел, пыхтел, пыхтел,
Пока в печку не сел.
Вышел оттуда не пых,
А чудо:
Румяный, блестящий,
С корочкой хрустящей! (хлеб)

Подберите однокоренные слова к слову хлеб.

Запись: Хлеб, хлебные, хлебороб, хлебопечка

3) Словарная работа

Разновидность хлеба с начинкой. (пирог)

Запись словарного слова в тетрадь (3 раза)

Какие пословицы о хлебе вы еще знаете.

3. Воспроизведение учащимися знаний и способ действий.

Упражнение в постановке слов в форму Т. п.

1) А как вы понимаете смысл этих пословиц?

Хлеб батюшка, водица матушка.

Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою.

Только ангелы с неба не просят хлеба.

Кто что знает, тем и хлеб добывает.

Определите падеж слова хлеб. Записываем его в тетрадь с главным словом.

Образец: (что?) хлеб- И.п., не просят ( чего?) хлеба - Р.п., добывает (что?) хлеб - В.п., смирятся перед (чем?) хлебом –Т.п.

2) У вас на партах лежат цветные карточки с текстом.

( Разноуровневые, на карточках для более сильных учащихся не выделены жирным шрифтом существительные в творительном падеже)

1 уровень: Найдите имена существительные в творительном падеже. Выпиши сочетания слов в творительном падеже. Отметь в них окончания.

2 уровень: Выпиши выделенные сочетания слов, определи падеж.

Образец: Хлеб с (чем?) росою (Т.п.)

- Прежде чем вы начнете выполнять задание, ответьте как определить падеж существительного в тексте?

1. Найти слово, от которого зависит существительное

2. Задать от этого слова вопрос

3. По вопросу определить падеж

Когда Дору был совсем маленьким, он всегда за столом капризничал: то этого есть не хочет, то – того.

Раз мать спросила Дору:

- Хлеб с маслом хочешь?

- А хлеб с вареньем?

Услышал их разговор отец и спрашивает:

- А ты хлеб с росою хочешь?

- С чем? – не понял Дору.

Дору не знал, что ему ответить. Никогда он не слышал про хлеб с росою.

- Хочу хлеб с росою! Хочу!

- Хорошо, - ответил отец. – Только тебе до утра придется подождать. Утром на винограднике роса бывает.

Рано утром отец разбудил Дору.

Пошли они на виноградник. А над виноградником даже солнце еще не взошло.

- А где хлеб с росою? – спросил Дору.

- Подожди, - сказал отец. – Пока лопату бери. Давай поработаем. Когда солнце взойдет – самая лучшая роса будет.

Отец положил под куст виноградника завтрак – хлеб, брынзу и лук. Потом дал в руки сыну маленькую лопатку, а себе взял большую. Стали они работать.

Дору землю вокруг кустов разрыхляет, и отец тоже. Хорошо они работают!

- А хлеб с росою? – спрашивает Дору. – Мне есть хочется!

В это время над виноградником солнце взошло, а отец с сыном уже поработать успели.

- Теперь и поесть можно, - сказал отец.

Протянул он Дору кусок хлеба, а на нем роса так и блестит.

- Ну как, вкусный хлеб? – спросил отец и добавил: - С росою?

- Вкусный, - сказал Дору. – Правда вкусный!

Вопросу по содержанию текста:

От какого хлеба отказался мальчик?

Какой хлеб ему показался самым вкусным?

Как вы думаете, почему?

3). Работа в парах

Учебник урок 84 упражнение 1.

5. Выполнение упражнения творческого типа.

- И, наконец, в последнем задании, вам нужно восстановить стихотворение, вставив в него слово кот в разных падежах вместе с подходящими по смыслу предлогами.

У норы добычи ждет,
Притаившись, серый .
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь .
А теперь и за версту
Не приблизиться .
Крыса старая - и та,
Видя грозного .
Удерет в нору под дом,
Чтоб не встретиться .
Там дрожит и в темноте
Вспоминает . .

Стихотворение написано на карточках, у слабых учеников стихотворение написано вместе с предлогами.

6. Заключительный этап.

- Надеюсь, вам на уроке было не скучно. Мы не только повторили падежи имен существительных, но и поговорили о бережном отношении к хлебу.

Читайте также: