Конспект урока группы животных

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет: окружающий мир, 1б класс Дата:17.11.15

Технологическая карта урока №21

Обучающийся научится: определять животных, особенности их строения, называть существенные признаки и группы животных; отличать животное от растения; получит возможность научиться: соблюдать правила экологического поведения в природной среде, описывать объекты природы, выделять их существенные признаки; различать животных разных групп.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

Обучающийся получит возможность для формирования:

представления о причинах успеха в учебе;– понимания заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – оценивать совместно с учителем результаты своих действий;

Обучающийся получит возможность научиться:

сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;– осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике и учебных пособиях; – понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме; – анализировать объекты, представленные в рисунках;

Обучающийся получит возможность научиться:

на основе анализа и сравнения группировать объекты окружающего мира по заданному основанию;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– иметь представление о разнообразии форм учебной деятельности (индивидуальной, фронтальной, парной и групповой); – иметь представления о правилах общения в школе, в классе; – адекватно реагировать на обращение учителей.

Обучающийся получит возможность научиться:

разным формам работы в классе (индивидуальная, фронтальная, в паре и группе);– использовать в общении правила вежливости, подходящие учебной ситуации.

Основные понятия. Группы животных, существенный признак

Ресурсы. Тетради

Деятельность

Деятельность

I .Самоопределение к деятельности. Орг.момент

Он пойдёт ребятам впрок.

Будем думать , рассуждать,

Будем правильно отвечать .

Друзья, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Выполняют оценку, самооценку готовности по критериям:

II .Мотивация

Отгадать загадки (по видеоуроку)

Индивидуальная работа: отгадывают

III . Постановка учебной задачи

-Назовите тему урока. Поставьте задачи на урок.

Сегодня на уроке будет много интересного и очень полезного. Советую вам ничего не пропустить. Ушки будут слушать, глазки смотреть, голова думать, рука подниматься, а рот говорить.

Фронтально: называют тему, определяют задачи

IV . Решение учебной задачи.

Знакомство со словарем иностранных слов

Есть на Земле два “Царства”, которые не воюют между собой, которые так дружат, что уже давно не могут обойтись друг без друга. Они и живут на одной территории и все у них общее: земля, реки, море.

Как называют эти царства? (Царство животных, царство растений).

Как царство животных можно назвать одним словом? Каким? (Фауна.)

Обратимся к словарю иностранных слов: Что означает это слово? (Учитель зачитывает Фауна - лат. фавна – в древнеримской мифологии богиня полей и лесов, покровительница стад).

2. Наблюдение над животными.

Перед вами в каждой группе на столе лежат карточки с изображением животных. Рассмотрите животных, выбрав нужную среду обитания (изображение на доске: суша, вода, небо).

Для первой группы воздушная среда обитания, для второй - наземная, для третьей - водная.

- Что получилось, обоснуйте докажите свой ответ. (Дети выходят к доске и помещают карточки с изображением животных ).

5. Работа с учебником (в группах)

- По какому принципу расселили животных авторы учебника?

- На какие группы? Сколько их? (Насекомые, паукообразные, моллюски, пресмыкающиеся, земноводные, птицы, млекопитающие, рыбы).

- Каковы характерные признаки животных каждой группы?

- Обсудите это в группах, используя сведения из энциклопедий о животном мире. Каждая группа обсуждает и находит характерные признаки насекомых, паукообразных и птиц; моллюски, пресмыкающиеся, рыбы; земноводные, млекопитающие.

6. Самостоятельная исследовательская работа.

Насекомые имеют три пары конечностей и крылья.

- Назовите какие животные относятся к этой группе? (Стрекоза, богомол, кузнечик)

Паукообразные – восемь ног, отсутствуют усы, голова срослась с грудью, плетут паутину.

- Есть ли на нашей доске животные, относящиеся к паукообразным? (Паук).

Птиц - наличие перьев, летают, гнездятся, высиживают яйца.

- Назовите птиц (сова, лебедь, павлин).

Моллюски: наличие известковой раковины, мышцы ног волнообразно сокращаются.

- Есть ли моллюски среди нашего количества животных? (Осьминог).

- Осьминог - головоногий моллюск.

Пресмыкающиеся: обитатели суши и воды, тело покрыто роговыми щитками, дышат при помощи легких атмосферным воздухом,откладывают яйца в песок.

- Назовите пресмыкающихся? (Крокодил, ящерица)

Рыбы: обитают в воде, тело покрыто чешуйками, дышат жабрами, откладывают икринки. Есть и живородящие: акула, гуппи.

- Выделите рыб (щука, морской конек, скат).

Земноводные: обитают на суше и в воде. Голая кожа, дышат легкими, размножаются при помощи икринок (лягушка).

Есть ли лягушка среди наших обитателей?

Млекопитающие: высокоорганизованные животные, освоившие все три среды обитания. Их покрыто шерстью, детенышей вскармливают молоком, живородящие.

Назовите млекопитающих? (Лось, лиса, волк)

Отлично поработали, а более подробно об этих группах животных можно прочитать в детских энциклопедиях животного мира.

Посмотрите на выставку книг. Именно в них вы найдете самое интересное о всех животных нашей планеты.

7. Решение проблемного вопроса

- Дети, а сейчас задание повышенной трудности, но вы обязательно с ним справитесь.

- Перед вами изображения животных.

- Назовите их (морская звезда, коралл, актиния).

- Подумайте это животные или растения?

- Докажите это , используя их характерные признаки, найденные в энциклопедиях.

Место урока в учебном плане: 1 урок по теме “Разнообразие животных”.

Методы: Частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные.

Формы организации: групповая,индивидуальная.

Ход урока

1. Актуализация знаний.

- Сегодня на уроке мы продолжим говорить об объектах природы. О каких объектах пойдёт речь нам поможет стихотворение Бориса Заходера (Слайд.1) “Мохнатая азбука”

В азбуке этой-
Увидите сами!-
Буквы живые:
С хвостами, с усами,
Бегать умеют они
И летать;
Ползать и плавать,
Кусать и хватать..
Буквы- мохнатые,
Буквы-пернатые,
Стройные буквы
И даже горбатые,
Добрые, злые
Наземные, водные-
Кто же они?
Догадались. (животные)

У: О ком пойдёт речь сегодня на нашем уроке? (о животных)

У: Как вы думаете, что мы должны узнать о животных?

- Мы попытаемся ответить на вопрос, какие бывают животные и чем они отличаются друг от друга.

На вопрос, какие бывают животные, нам поможет следующее задание. Учитель делит детей на группы. Каждая группа получает конверт с заданием. Сложите части разрезанной картинки и назовите группу животных.

  • 1 группа: пресмыкающиеся, звери. (слайд 3, 4)
  • 2 группа:птицы, рыбы (слайд 5, 6)
  • З группа: земноводные, насекомые (Слайд 7, 8)

2. Работа по теме урока.

- На земле огромное множество животных, но как различить их друг от друга?

- Ученые предложили сравнить количество ног и покровы у каждой группы животных. Сейчас и мы с вами сделаем это же. Каждая группа получает таблицу. (Заполнение таблицы) коллективно обсуждается и заполняется.

группа Количество ног Покров тела
звери 4 ноги шерсть
птицы 2 ноги перья
насекомые 6 ног Насечки на теле
рыбы плавники чешуя
пресмыкающиеся 4 ноги, чешуйчатая кожа, панцирь
земноводные 4 ноги, 4 ноги, голая кожа

- Посмотрите, как животные не похожи друг на друга.

- Почему? (Разная среда обитания)

- Все ли они симпатичны? Имеет ли право на жизнь несимпатичное животное?

3. Применение знаний и умений в новой ситуации.

На какие вопросы нам предстояло ответить на уроке? Ответили мы на них?

Откройте страницу учебника 26. Расскажите к какой группе относится животное, где оно живёт.

4. Самостоятельное применение знаний.

У всех на парте лежат листочки с заданиями. Работаем в паре со своим соседом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира. 1 класс, программа "Перспектива". Рекомендован для учителей начальных классов.

Предмет: Окружающий мир.

Тема урока: Животные. Группы животных.

знать, кто такие животные;

знать группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);

приводить примеры представителей разных групп;

узнавать и называть животных на рисунках.

Метапредметные:

классифицировать животных по их существенным признакам;

подбирать обобщающее название для животных каждой группы; выявлять их существенные признаки;

рассказывать о животных разных групп по своим наблюдениям.

осознавать необходимость бережного отношения к животным и чувства ответственности по отношению к ним,

Оборудование:

Презентация “Какие бывают животные”

Карточки с надписями: животные, звери, насекомые, рыбы, птицы; Индивидуальные рабочие листы с заданиями.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Долгожданный дан звонок –

Урок сегодня необычный. К нам пришли гости, повернитесь, поздоровайтесь с ними. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем!

Цель: Организация внимания на начало урока.

Самоопределение к деятельности.

Наши ребята выучили стихи и хотят их вам рассказать. Слушаем стихотворение, угадываем букву и узнаем тему нашего урока.

Жук упал и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет

Иней лег на ветви ели,
Иглы за ночь побелели

Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону

Ослик был сегодня зол:
Он узнал, что он осел.

Таракан живет за печкой,
То-то теплое местечко!

Носорог бодает рогом.
Не шутите с носорогом!

Мышь нашла головку сыра,

В этом сыре много дырок.

Ель на ежика похожа:
Еж в иголках, елка – тоже

(дети вешают на доску буквы – тему урока)

Цель: Включение в учебную деятельность.

Дети читают стихи и переворачивают буквы

1.Загадки с картинками (читают дети)

Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.

Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком.

Как назвать эту группу одним словом?

(переворачиваю табличку НАСЕКОМЫЕ)

Кто еще входит в эту группу?

Зубы в пасти в три ряда.
Это целая беда.
Этот хищник знаменит,
Тем, что он - морской бандит.

Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом — такая злюка!
Конечно, это…

Как назвать эту группу одним словом?

(переворачиваю табличку РЫБЫ)

Кто еще входит в эту группу?

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

В сером армячишке

По двору шныряет,

Как назвать эту группу одним словом?

(переворачиваю табличку ПТИЦЫ)

Кто еще входит в эту группу?

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна.

В деревне кур крадет.

Как назвать эту группу одним словом?

(переворачиваю табличку ЗВЕРИ).

Кто еще входит в эту группу?

Итак, сделаем вывод. (Ответы детей)

Цель: Осознание потребности нового знания.

Всех животных можно разделить на 4 большие группы: звери, насекомые, рыбы, птицы.

Постановка учебной задачи.

Вы хотите узнать, почему животных разделили на группы, какие общие признаки у животных каждой группы?

Давайте отправимся в мир животных и найдем ответы на наши вопросы.

Цель: Осмысление цели деятельности.

Открытие нового знания.

Какой общий признак у насекомых? (Летают)

Действительно многие насекомые могут летать.

А можно ли вот это животное назвать насекомым?

Так вот, муравьи, которых мы обычно видим в муравейнике, крыльев не имеют и не летают. Летать могут только муравьиные “мамы”.

Они вылетают из муравейника, чтобы создать новую семью, а потом теряют крылья и больше из муравейника не выходят.

Не летают также такие насекомые, как жуки-жужелицы.

Очень редко летают, хотя и имеют крылья жуки-плавунцы.

И конечно не летают кузнечики

Значит, умение летать, хотя и важный признак многих насекомых, но не главный.

Оказывается, главным признаком насекомых является количество ног.

Вспомните, сколько ножек у насекомых?

Итак, главным признаком всех насекомых является наличие 3 пар ножек.

По отношению в насекомым мы порой, не задумываясь, бываем очень жестоки. Ловим и коллекционируем бабочек, жуков из-за их красоты, идем и не замечаем, что раздавили муравьишку. Многие виды насекомых стали редкими. Как вы думаете, надо ли охранять насекомых?

Следующая группа животных, о которой мы поговорим. Это рыбы.

Посмотрите, подумайте, какие признаки отличают рыб от других животных? (Живут в воде)

Хорошо. Посмотрите на этих животных.

(Презентация: Кит и морж)

Киты постоянно живут в воде, а моржи проводят в ней значительную часть своей жизни. Киты и моржи - это морские звери, млекопитающие. Тело моржей покрыто шерстью. Значит, жизнь в воде – важный, но не главный признак рыб.

Главный признак – наличие чешуи, которой покрыто их тело. Еще один признак рыб – жабры. С их помощью они дышат. Чешуя у разных рыб разная по размеру и по цвету.

(Презентация: чешуя рыб)

Какой общий признак у всех птиц? (Летают)

Есть птицы, которые не летают.

(Презентация: пингвин и страус)

Кроме этого многие насекомые тоже могут летать. Значит, это не главное. А что же?

Главный признак птиц – это наличие перьев.

(Презентация: перья разных птиц)

У разных птиц перья разного размера, разной окраски.

Но у ВСЕХ птиц тело покрыто перьями, которые защищают их от холода и помогают летать.

Скоро для птиц наступит тяжелое время – зима, и мы должны помочь тем птицам, которые не улетели в теплые края, подкормить их.

(Презентация: воробьи зимой в кормушке)

Отправимся в лес, чтобы рассмотреть и поговорить о зверях, следующей группе животных. Но в лесу неожиданно начался дождь. Давайте немного передохнем и послушаем музыку дождя в лесу.

(Физминутка + мелодия дождя)

Дождь закончился, выглянуло солнышко, из-за куста выглянул….

Какие еще звери живут в лесу?

(На картине появляются медведь, лиса, волк)

Рассмотрите изображения зверей, подумайте, какой же главный признак этой группы животных?

А еще звери, и ТОЛЬКО звери выкармливают своих детенышей молоком, поэтому их называют млекопитающими.

Цель: Построение нового способа действий и формирование способностей к его выполнению.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создать условия для ознакомления с разнообразием мира животных.

Задачи урока:

1.Образовательные: систематизировать материал об известных группах животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), познакомить с новыми группами (пресмыкающиеся, земноводные), выделить существенные признаки животных разных групп.

2.Развивающие: способствоватьа)развитию умений сравнивать и выделять главное; б)развитию познавательного интереса.

3.Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся получат возможность научиться: различать группы животных и выделять их признаки; проводить групповые исследования на выявление признаков животных; извлекать информацию из дополнительных источников знаний; объяснять, как различать группы животных и их признаки, используя полученную информацию; группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: насекомые–рыбы–птицы–звери-земноводные–пресмыкающиеся (животные); осознавать ценность природы необходимость нести ответственность за её сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение; предвосхищать результат своей деятельности, определять возможный вариант ответа, уровень усвоения знаний; владеть волевой саморегуляцией для преодоления интеллектуальных затруднений.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели; ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного); ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; построение логической цепи рассуждения; выдвижение гипотез, их обоснование, доказательство; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Личностные УУД: выражать положительное отношение к предмету познания; проявлять познавательный интерес и познавательную инициативу к изучению предмета, учебной деятельности; применять правила делового сотрудничества; осваивать и принимать свою социальную роль обучающегося; совершенствовать личностные качества, умение учиться, способность к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; позитивная самооценка своей учебной деятельности.

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Оборудование: интерактивный комплекс, презентация к уроку, разрезные карточки, задание для работы в парах.

I Организационный момент. Психологический настрой. (Слайд 1)

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

ІІ Проверка домашнего задания

1 .Посмотрите внимательно на экран и назовите лишний предмет. (Слон, собака, паук, ландыш). Слайд 2

К какому царству относится этот предмет? (К царству растений).

Как называется наука, которая изучает растения? (Ботаника)

Какую роль играют растения в жизни людей и животных? (Человек получает от растений кислород, пищу, ткани, древесину. Животным растения дают кислород, служат для них убежищем, пищей, лекарством)

Да ребята, жизнь без растений на земле немыслима.

2. Работа с тестами (Тест)

– А сейчас я хотела бы узнать, что вы знаете о растениях. На столе у вас карточки с заданиями. Вы должны прочитать вопрос и выбрать правильный ответ.

1. Что содержит плод растения?

А) цветок
Б) семена
В) стебель

2. Что растения получают из почвы?

А) перегной, песок, глину
Б) остатки растений и животных
В) кислород, воду, соли

3. Хвойные растения это.

А) сосна, ель, сирень
Б) лиственница, папоротник, кедр
В) ель, сосна, пихта

II Актуализация знаний (Слайд 2)

- Посмотрите внимательно на экран. Как одним словом назвать оставшиеся предметы? (животные)

- Что можно о них сказать? (они разные)

- Кто попробует сформулировать тему урока? ( Разнообразие животных)

III Постановка учебной цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (Слайд 3)

- Какова будет тема урока?

- Какова цель нашего урока?

(Cегодня мы поговорим о разнообразии животных и подробнее познакомимся с новыми группами животных. А поможет нам в этом наука зоология).

- Прочитайте в учебнике, что изучает наука зоология (с. 87).

- Как вы думаете, как называются учёные, которые занимаются этой наукой?

Зоология — это наука, изучающая животных, которые в настоящее время обитают на Земле или существовали в прошлые эпохи.

Зоологи исследуют строение животных, функции отдельных органов и систем органов, поведение, размножение и индивидуальное развитие, а также происхождение, эволюцию и значение животных в природе и для человека.

IV Этап усвоения новых знаний (Слайд 4)

- Мир животных очень разнообразен. (Слайд 5)

- Мы, покидая царство растений, переходим к изучению животных. Сегодня на уроке мы рассмотрим новую классификацию животных, их групповые признаки.

Ученые – зоологи делят царство животных на большое число групп.

Вхождение в тему (Слайд 12)

- Мы уже знаем несколько групп животных . Давайте их вспомним…( Насекомые, птицы, рыбы, звери)

- Сегодня на уроке мы составим таблицу, в которой отразятся отличительные признаки групп животных. Начнём составлять

Отличительные признаки (количество ног, покров)

Тело покрыто шерстью, имеют по 4 лапы

тело покрыто чешуей, передвигаются с помощью плавников

Тела покрыты перьями, 2 ноги

Три пары ног( 6 ног)

Проблемная ситуация (Слайд 12)

- Молодцы! Вы отлично справились с заданиями. А теперь послушайте очень серьёзный вопрос. (Включить голос в записи).

- Да вот это настоящая головоломка. Как тут быть? Что делать? Ваши предложения!

Работа в группах (по учебнику) (Слайды13-14)

- А давайте не будем спорить и заглянем в учебник на страничку 7.

(Дети читают ответ на вопрос по вариантам .)

(Работая в группах, ребята выясняют, куда поместить лягушку, куда – змею. Проводят исследовательскую работу: по отличительным признакам насекомых, птиц, рыб и зверей, отмечают их место обитания, покров тела и как они передвигаются. И предполагают, что существует ещё две группы животных)

- Дополните схему еще двумя группами животных.

Тело покрыто шерстью, имеют по 4 лапы

тело покрыто чешуей, передвигаются с помощью плавников

Тело покрыто перьями, 2ноги

Тело покрыто сухими чешуйками или панцирем

голая, влажная кожа,4 лапы

- Но и это ещё не всё! Сейчас вам будут рассказывать о других группах, вам нужно будет запоминать названия и отличительные признаки, и наша таблица будет обновляться.

Тело покрыто шерстью, имеют по 4 лапы

тело покрыто чешуей, передвигаются с помощью плавников

Тело покрыты перьями, 2 ноги

Тело покрыто сухими чешуйками или панцирем

голая, влажная кожа,4 лапы

они имеют 8 ног (4 пары)

Имеют мягкое, часто гладкое тело, ног нет

Тело покрыто панцирем, имеют 2 клешни

Имеют мягкое тело, которое у многих защищено раковиной, ног нет

Тело покрыто иголками, ног нет

Распределите животных по группам в таблице. (Задание на листах)

Стрекоза, крот, червь, жаба, рак, рысь, крокодил, орел, омар, краб, лягушка, осетр, бобр, страус, уж, кальмар, пчела, сёмга, ящерица, морская звезда, паук, пиявка, скорпион

Читайте также: