Конспект урока городской пейзаж 4 класс

Обновлено: 03.07.2024

Живопись; жанр; пейзаж; городской пейзаж; сельский пейзаж; морской пейзаж; пейзаж настроения; картина мира; природа.

Термины и понятия

Графика — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.

Жанр - (от французского genre - род, вид) исторически сложившиеся внутренние подразделения в большинстве видов искусства. В изобразительном искусстве основные жанры определяются прежде всего по предмету изображения.

Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твердую поверхность (холст, дерево, бумага, картон, камень, стекло, металл и др. обычно покрытые грунтом).

Картина - произведение живописи, имеющее самостоятельное художественное значение и обладающее свойством законченности (в отличие от этюда и эскиза). Состоит из основы (холста, деревянной или металлической доски, картона, бумаги), грунта и красочного слоя.

Композиция - (от латинского compositio - составление, сочинение). Способ расположения предметов на листе бумаги.

Пейзаж - (от французского paysage, от pays - страна, местность) жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображенная человеком природа.

Перспектива - (от латинского perspicio - ясно вижу) система изображения объемных тел на плоскости, передающая их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве, в том числе удаленность от наблюдателя. Перспектива в изобразительном искусстве выступает как выражение стремления художника к воссозданию образа реального, видимого мира. Воздушная перспектива – изменение цвета, очертания и степени освещенности предметов, возникающее по мере удаления натуры от глаз наблюдателя вследствие увеличения световоздушного пространства между наблюдателем и предметом.

Художественные средства – все изобразительные элементы и художественные приемы, которые использует художник для выражения содержания произведения. К ним относятся: композиция, перспектива, пропорции, светотень, цвет, штрих, фактура и т.д.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

У каждого времени года

Особенный запах и цвет.

Но так совершенна природа,

Что в целом её краше нет.

Вот осень. Туманные дали,

Бушует кругом листопад.

И с запахом светлой печали

Опавшие листья шуршат.

Природа нашей страны очень разнообразна: могучие леса и бескрайние степи, горы, моря и океаны. Через всю страну бегут полноводные реки. Бескрайние просторы полей, берёзовые рощи, непролазные чащи. Всё это мы можем увидеть на картинах художников. Однако мало просто нарисовать холмы, деревья, реки, облака и тучи. Настоящий художник умеет почувствовать и понять настроение природы. Она видится ему живой - радостной, грустной, спокойной, тревожной.

В каждом произведении искусства просматривается попытка художника изобразить мир таким, каким он его себе представляет, и выразить то, что он думает о нем, как к нему относится, какие чувства и эмоции испытывает.

На сегодняшнем занятии мы будем говорить о красоте, окружающего мира. Мир вокруг нас огромный и прекрасный и человек часть её, мы неразрывно связаны с природой.

Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать ее начало.

Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, — человечно.

Как мы уже сказали, речь пойдёт о красоте природы.

А к какому жанру относится рисунок, на котором изображена природа?

Пейзаж. Давайте выглянем на улицу. Какое сейчас время года? Какие краски преобладают в природе сейчас? Красота осенней природы часто воспевается и художниками, и поэтами, и композиторами.

На картине изображено большое озеро в солнечный день, которое занимает нижнюю половину картины. На дальнем берегу видны желтовато-зеленые поля и деревенские строения. Над избушками возвышается белая церковь. По голубому небу плывут большие белые облака, отбрасывая тень на деревню и отражаясь в озере.

Картина производит удивительное впечатление – такая лёгкая передача свежести и яркости солнечного дня, белых облаков, плывущих по небу, яркие осенние цвета - все это наполняет зрителя радостью и счастьем. Помимо Исаака Левитана есть и другие художники-пейзажисты, которые воспевали природу в своих работах: Василий Поленов, Илья Остроухов, Станислав Жуковский, Григорий Мясоедов и Николай Шильдер.

Осенний пейзаж – особенно привлекателен своим романтическим настроением поздней яркой красоты окружающей природы.

Есть в осени первоначальной…

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…

Продолжим наслаждаться пейзажами великих русских живописцев.

Лидия Бродская. Русская пейзажная живопись и непосредственное ощущение природы всегда направляли ее в работе, приносили творческое вдохновение. Самым щедрым учителем для неё была сама природа, ее богатый, многообразный мир.

Пейзаж - один из любимейших жанров изобразительного искусства.

Какие пейзажи вы знаете?

Городской пейзаж – изображение различных улиц, видов города, домов.

Сельский - рисуются поля, деревенские дома.

Морской или марина - рисуются виды моря, а художники – маринисты.

Пейзаж настроения – это непосредственный отклик души человека, зеркало его внутреннего мира. Стремление найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям придало пейзажу лирическую окраску, чувства тоски, грусти, безнадежности или тихой радости.

Красоту умели чувствовать и запечатлевать наши предки – славяне. Но образ мира, который сложился у древних славян был особенный. В восприятии наших предков мир представал как единство трех частей: небесной, земной, подземной.

В произведениях русского народного искусства можно обнаружить такое трехчастное построение композиции (будь то жилище, костюм или прялка), которое является образным выражением небесной сферы, земной тверди и подземного (потустороннего) царства.

Так, изображение звезд, солнца и планет, птиц соответствует верхней (небесной) части; изображение растений, людей, животных — средней (земной); изображение фантастических существ, драконов, змей — нижней (потусторонней).

В нашем обыденном восприятии прялка - простое, очень старое приспособление для получения нити и не более того. Но если всмотреться в глубь исконных смыслов орнаментального украшения прялок, перед нами откроется огромный мир символов.

Прялки украшались росписью или резьбой. Для орнамента было характерно наличие знаков-символов, часто встречались растительные мотивы, удивительные птицы и длинноногие кони.

Искусство, учась у природы, созидает свою картину мира. Художник владеет красками, музыкант – нотами, а поэт – словом. Творческий человек видит мир по-своему и разнообразными средствами запечатлевает в своих работах небо, земные просторы, водоёмы, растительный, животный мир и человека. Так появляются самые разные художественные образы природы и всего того, что нас окружает.

Стратегия выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.

2. Попробуйте обосновать фактами из изученного вами конспекта урока, объяснить и подтвердить каждую позицию знаниями.

3. Затем запишите верный ответ и проверьте себя.

Разбор типового тренировочного задания:

Подсказка: Произведение живописи.

Правильный ответ: Картина.

Разбор типового контрольного задания:

Подпишите, к какому виду пейзажа относятся картины.



Подсказка: Городской пейзаж – изображение различных улиц, видов города, домов. Сельский пейзаж - рисуются поля, деревенские дома. Морской пейзаж - рисуются виды моря.




а) Городской пейзаж

б) Сельский пейзаж

в) Морской пейзаж

Список обязательной и дополнительной литературы для углублённого изучения темы:

Обязательная литература:

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. М.: Просвещение, 2018. 208 с.

Дополнительная литература:

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. 4 класс: творческая тетрадь. М.: Просвещение, 2018. 80 с.

Цель: познакомить с изображением образа города в живописи и учить выполнять городской пейзаж в нетрадиционной технике рисования.

Образовательные: знакомить с особенностями архитектурной композиции, учить создавать целостный образ из различных конструкций, форм и деталей.

Развивающие: развивать умение видеть геометрические формы и пропорции, положение постройки в пространстве, фантазию, воображение.

Воспитательные: воспитывать эстетический вкус, интерес к нетрадиционным техникам рисования.

ВложениеРазмер
otkrytoe_zanyatie.odt 2.99 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жанры изобразительного искусства.Пейзаж.

Посмотрев мультфильм, дети знакомятся с темой урока и совершают заочную экскурсию в музей русских художников.

Интегрирование занятие кружка по изобразительному искусству и музыке по теме: "Первообразы в искусстве (общие элементы в рисунке народного танца и декоративной росписи) Сказ о дымковском чуде"

Интегрированное занятия кружка по изобразительному искусству и музыке.Цель занятия:Изобразительное искусствонаучить видеть общие элементы в рисунке народного танца и декоративной росписи; закреп.



Внеклассное занятие по изобразительному искусству "Зимний пейзаж".

Внеклассное занятие по изобразительному искусству в 1 классе с использованием нетрадиционных способов рисования: шишками, зубными щетками, губками.


Конспект урока изобразительного искусства "Пейзаж ранней весны" 3 класс

Конспект урока изобразительного искусства "Пейзаж ранней весны" для 3 класса.


Изобразительное искусство: "Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт"

Технологическая карта урока изобразительное искусствоТема: Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока

Учитель: Матвеева Ольга Аркадьевна

Тип урока: комбинированный

Цель: формирование представлений об изображении пространства, изображение городского пейзажа

- развивать самостоятельность мышления, познавательные интересы, интеллектуальные способности.

- воспитывать аккуратность, опрятность, эстетический вкус

Планируемые результаты:

участвовать в диалоге, на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.

организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки и умения при решении повседневных задач, связанных с изобразительным искусством.

Оборудование : компьютер, репродукции

Универсальные учебные действия. Способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов

Добрый день 4 класс

Мне приятно видеть вас

Встаньте ровно, подтянитесь

И друг, другу улыбнитесь

Молодцы теперь садитесь

Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать, чтобы хорошее настроение было на протяжении всего урока. Поможет нам наш девиз:

У нас все получится.

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

Регулятивные УУД:

Мотивация учащихся к учебной деятельности

2.Мотивация и актуализация знаний

Посмотрите на картины.

Какой вид изобразительного искусства представлен? (живопись)

Что такое живопись? (Искусство изображать действительность красками)

Какое основное средство выразительности в живописи? Что помогает нам увидеть настроение картины? (Цвет)

Какой жанр живописи видите?(пейзаж)

Что такое пейзаж?

Какие это виды пейзажа?

Какие из данных пейзажей вы уже пробовали писать?

Отвечают на вопросы учителя, анализируют, рассуждают об увиденном.

Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод.

способность к рассуждению

3.Постановка учебной задачи

Отгадав загадку, узнаете, на какую тему сегодня будем создавать пейзаж.

З аводы, фабрики стоят,

И магазинов много,

И люди разные снуют,

Так это же ведь …

А что является основным предметом изображения этого жанра?

А теперь сформулируйте цель нашего урока

Дети по загадке угадывают тему пейзажа. Получив целевую установку, ставят задачи. планируют работу на уроке

Личностные УУД:

освоить роль ученика; формировать интерес (мотивацию) к учению.

Регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Познавательные:

умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя.

поиск и в ыделение необходимой информации

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

Город – это не мир природы, но виды города принято называть городским пейзажем. В русском искусстве одним из первых мастеров городского пейзажа был Федор Яковлевич Алексеев, в 1800 году получивший задание императора Павла I запечатлеть виды Москвы. Он оставил нам яркий образ Москвы ещё до пожара 1812 г. Что самое главное в изображении пейзажа?

Изображение предметов такими, какими их видит человеческий глаз, то есть, с кажущимися изменениями в пространстве (линейными, световыми, цветовыми, тоновыми, контрастными).

4.2.Какие правила помогут изобразить пространство?

4.3.Что же такое перспектива?

Перспектива — это изображение предметов так, как их видит человеческий глаз. Перспектива нам нужна для того, чтобы изображать предметы реалистично.

Линейная перспектива – точная наука, которая учит изображать на плоскости предметы окружающей действительности так, чтобы создавалось впечатление реальности.

Например: представим себе железную дорогу. Все знают, что рельсы лежат параллельно, а это значит, что они нигде не пересекаются.

Но если мы встанем на пути и посмотрим вдаль, то будет казаться, что с удалением от нас, рельсы сходятся ближе, ближе, пока, наконец, не сольются в одну точку.

То же самое можно увидеть, если выйти на прямой участок обычной дороги. Только здесь, вместо рельс будут сходиться края дороги. Точку, где рельсы или края дороги соединяются, называют " точкой схода ". Эта точка всегда лежит на линии горизонта.

Линия горизонта – это линия, которая находится на уровне наших глаз.

Линия горизонта бывает высокой и низкой, это средство выразительности. Для передачи земных далей нужна высокая точка зрения, а когда линия горизонта расположена у нижнего края картины, мы видим просторы небес.

Воздушная перспектива – изменение цвета предметов под воздействием воздушной среды и пространства, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивающие: развивать самостоятельность мышления, познавательные интересы, интеллектуальные способности.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, опрятность, эстетический вкус.

Планируемые результаты:

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

научатся самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера;

научатся анализировать, сравнивать, обобщать, использовать фантазии, воображения при выполнении учебных действий; формирование желания выполнять учебные действия.

участвовать в диалоге, на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.

организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки и умения при решении повседневных задач, связанных с изобразительным искусством.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, репродукции

Источники информации:

Метод литература, сайты интернета

Презентация, раздаточный материал, интернет-ресурсы.

Описание этапов урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД( универсальные учебные действия)

I. Организационный

Настрой обучающихся на работу.

Формирование групп учащихся.

Проверка явки обучающихся.

Проверка готовности обучающихся к уроку.

Объединяются в группы по 4 человека.

Рассаживаются по рабочим местам.

Визуально контролируют свою готовность к уроку.

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

II. . Повторение пройденного материала.

Центральной темой изображения пейзажного жанра является?

А пейзаж может иметь различную тематику? Например:

Отвечают на вопросы.

Морской, сельский, горный, городской.

Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры.

Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой.

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

III.Изучение нового материала

Посмотрите фотографии на слайдах, разгадайте ребус.

Какое выражение получилось?

Подумайте, какие у вас возникли ассоциации и самостоятельно сформулируйте тему сегодняшнего урока.

А что является основным предметом изображения этого жанра?

А теперь сформулируйте цель нашего урока.

- А для этого необходимо решить ряд задач, какие?

-Ребята, а какое сейчас время года?

Обратите внимание сюда. Ваша одноклассница Аня Михайлова уже сделала набросок весеннего городского пейзажа в перспективе на ватмане А-1.

Пейзаж - это всегда особое настроение и уникальное состояние природы.

Настроение картины передаётся при помощи?

Скажите, пожалуйста, из каких тонов состоит весенняя палитра?

Правильно, светлые солнечные краски передадут весеннее хорошее настроение.

В этих тонах Аня начнёт расписывать картину.

Город – это не мир природы, но виды города принято называть городским пейзажем. В русском искусстве одним из первых мастеров городского пейзажа был Федор Яковлевич Алексеев, в 1800 году получивший задание императора Павла I запечатлеть виды Москвы. Он оставил нам яркий образ Москвы ещё до пожара 1812 г.

Отвечают на вопросы.

Изображение городов, строений.

Формирование представлений об изображении пространства, изображение городского пейзажа.

Освоить приём изображения здания в перспективе.

Михайлова Аня демонстрирует набросок и вешает его на доске.

Аня продолжает работать над картиной в цвете.

Просмотр и обсуждение презентации

Личностные: формирование желания выполнять учебные действия.

Регулятивные: самостоятельное формулирование темы и цели урока, выполнение последовательных действий.

Коммуникативные:

участие в диалоге, выражение своих мыслей.

Познавательные: умение ориентироваться в понятиях,

умение осознанно строить речевое высказывание.

IV.Физкультминутка

Гимнастика для глаз.

Сели прямо, удобно.

Посмотрите направо, налево, вверх, вниз (вниз как можно глубже, чтобы увидеть пол)-5 раз.

Закрыть глаза, сжав сильно веки, открыть глаза-5 раз.

Вращаем глазами в одну и в другую сторону.

V.Практическая работа

А теперь поупражняемся в изображении здания в перспективе.

В чем выражается закономерность перспективы?

Правильно. Это наука, изучающая способы изображение в пространстве, явления кажущегося искажения пропорций предметов при визуальном наблюдении.

Какой яркий пример перспективы вы можете привести?

В каждом пейзаже есть сходные черты, это.

Что она показывает?

Начнём от простого к сложному. Проведём линию горизонта.

Обозначим высоту здания и высоту окон. Находим на линии горизонта точку схода. Рисуем торцевую часть здания. На торце здания определяем место расположения окон, для этого через обозначенные точки проводим вспомогательные линии.

Вспомогательными линиями соединяем нижние и верхние точки здания и окон с точкой схода. Рисуем в перспективе окна на боковой стороне здания. Обратите внимание на то, что все последующее окна и интервалы между ними уменьшаются в размерах. Уберите вспомогательные линии.

Подпишите и отложите свои работы.

А теперь обратите своё внимание на то, как над городским пейзажем продолжает работать Аня. Мы с вами уже говорили, что сейчас весна и на деревьях распустились листья. Кто желает, выходите к доске и помогите Ане пальцами расписать листья на деревьях. Это пальцевая живопись называется пуантилизм.

Весной в городе много птиц (пение птиц).

В каждой группе один учащийся пишет синквейн по теме урока, остальные рисуют птиц соразмерно картине в целом, затем вырезают их.

Автор: Иванова Ирина Ильинична, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, МБУ ДО ДШИ №3 "Младость" Промышленного р-на г.о. Самара.
Описание: данный материал может быть полезным для педагогов дополнительного образования, учителей изобразительного искусства.
Цель урока: развивать воображение, цветовидение, композиционное решение, сформировать целостное представление окружающего мира.
Задачи урока:
Познавательные: способствовать формированию представлению о живописи как вида искусства.
Обучающие: ознакомить учащихся с композицией, с живописью.
Развивающие: развить воображение, глазомер, композиционного решения.
Воспитывающие: привить любовь и бережное отношение к природе.
Материалы: бумага акварельная, акварель или гуашь (либо смешанная техника).
Зрительный ряд: репродукции картин известных художников пейзажистов (И.И. Шишкина, А.К. Савравсова, В.Д. Поленова, И.И. Левитана, И.К. Айвазовского, В.А. Серова), презентация.

Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Знакомство с темой урока.
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.
(Марк Самойлович Лисянский)

- О чём эти строки? (О Родине, о родном крае)
- А с чего для каждого из вас она начинается?
Наша Родина начинается с природы родного края.

III. Изучение нового материала.
Давайте поговорим подробнее о цветах на картинах.





- Какие цвета считаются теплыми? (красный, коричневый, желтый, оранжевый и их оттенки, бордовый, вишневый)
- Какие цвета считаются холодными? (синий, зеленый, голубой, сиреневый, фиолетовый и их оттенки)






- Сегодня я вам открою тайну: белый, черный и их производные - это цвета которые не относятся ни к холодным, ни к теплым цветам. Если в теплые и холодные краски добавить белый цвет, то картина получается светлая и легкая. Но если в эти же краски добавить больше черной краски, то картина получается – тяжелой, сумрачной и тревожной.

- Что такое пейзаж? (окружающая нас природа).
- Правильно. Пейзаж в переводе с французского - страна, местность, это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа. Изображая явления и формы природного окружения человека, художник выражает и своё отношение к природе, и восприятие её современным ему обществом.

- Какие виды пейзажа вы знаете? (сельский, городской).
- Совершенно правильно. В зависимости от главного предмета изображения и характера природы, внутри пейзажного жанра различают: сельский и городской пейзажи; архитектурный и индустриальный пейзажи; морской и речной пейзажи.

Иногда художник использует также фигуративные включения (люди, животные), преимущественно в виде относительно мимолётных сюжетных ситуаций. В пейзажной композиции им, однако, отводится однозначно второстепенное значение, часто роль стаффажа. При этом пейзажи могут быть как камерными, так и панорамными. Кроме того, пейзаж может носить эпический, исторический, героический, лирический, романтический, фантастический и даже абстрактный характер.

Изображая явления и формы природного окружения человека, художник выражает и своё отношение к природе, и восприятие её современным ему обществом. В силу этого пейзаж приобретает эмоциональность и значительное идейное содержание. Глядя на пейзаж, мы видим мир глазами художника.

- Каких пейзажистов вы знаете? (И.К. Айвазовский, И.И. Шишкин, А., И. Левитан, В.Д. Поленов, А.К. Савравсов, В.А. Серов и т.д.).





Для того, чтобы правильно нарисовать пейзаж, давайте поговорим о композиции, перспективе и линии горизонта.

Композиция в переводе с латинского – составление, это сочетание разных частей в одно целое в соответствии с целью. Рассмотрим основные принципы (правила) создания хорошей композиции.
Начинайте с малого масштаба.
Если сначала вы рисуете что-то в малом масштабе — делаете эскиз — это позволяет вам изучить общий тон и композицию. Кроме того, маленькие эскизы занимают меньше времени, чем большие, и позволяют определить, какие проблемы могут испортить большой рисунок.
Чем меньше, тем лучше.

Часто рисунок, над которым работают очень долго, становится перегруженным и уже не отвечает одному их важнейших принципов графики: теряет белое пространство. Меньшее время работы над рисунком может не дать его ухудшить.

Не дорисовывайте до краев.
Будьте осторожны, следите, чтобы линии не касались края бумаги, и оставляйте белую рамку вокруг рисунка. Благодаря этому белого пространства остается достаточно и создается эффект рваного края. То, что линии не касаются краев, придает рисунку эффект рамки, который используется потом при оформлении.

Белое пространство.
Белое пространство — один из важнейших элементов рисунка, потому что он способствует рваному краю и соотношению масс и пустот. Человеческий глаз видит сначала белое, а потом черное. Поэтому белое пространство привлекает внимание к рисунку.

Рваный край.
При рваном крае четыре края рисунка не приобретают ровной геометрической формы, например квадрата, треугольника или круга. Рваный край у рисунка придает изображению разнообразие и реалистичность.

Темное и светлое
Темное и светлое используется для того, чтобы придать объекту рисунка, например, углу здания, тёмный тон с одной стороны и более светлый — с другой. Это придает изображению трехмерность.

Масса и пустота.
Мы определяем объекты в окружающей среде по их форме и по разным оттенкам объектов, находящихся рядом: например, темная трава рядом со светлой дорогой или темное здание на фоне светлого неба. Правильное использование принципа массы (темного) и пустоты (светлого) помогает четче указать разные материалы на рисунке.

Светотень.
Светотень придает силу, глубину и реалистичность изображению и делает рисунок более читаемым.

Асимметричность.
Асиметричная композиция делает рисунок интереснее и увлекательнее, создает реалистичную обстановку и позволяет избежать монотонности.

Скрытая линия горизонта.
В целом обычно линия горизонта не видна, если только вы не смотрите на океан или на большое озеро. Поэтому, если линия горизонта скрыта, это делает рисунок более реалистичным и приятным глазу.

Точка фокуса.
Центр рисунка — это точка фокуса, к которой обычно притягивается ваш взгляд. Это не обязательно физический центр страницы.

Темный передний план / светлый фон.
В природе объекты выглядят более насыщенными, когда находятся ближе к наблюдателю, и более светлыми, когда находятся дальше. Существует растяжка тона от переднего плана к фону.

Перспектива (в переводе с латинского — смотреть сквозь) — техника изображения пространственных объектов на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.
Другими словами, это:

1. Изобразительное искажение пропорций и формы реальных тел при их визуальном восприятии. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в точку на горизонте.
2. Способ изображения объемных тел, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. В изобразительном искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.



Для того чтобы нарисовать пейзаж, нам необходимо знать законы воздушной перспективы.

I. Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные обобщенно; для передачи пространства ближние предметы надо изображать детально, а дальние обобщенно.

II. Все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные неопределенно, для передачи пространства контуры ближних предметов прописываем резче, а удаленных – мягче.

III. На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные – светлее ближних; для передачи пространства удаленные светлые предметы надо притемнить, а темные – осветлить.

IV. Все ближние предметы обладают контрастной светотенью и кажутся объемными, а все дальние слабовыраженной светотенью и кажутся плоскими; для передачи пространства ближние предметы надо изображать объемно, а дальние плоско.

V. Все удаленные предметы, прикрываясь воздушной дымкой, приобретают цвет этой дымки – фиолетовый, синий, голубой или беловатый; для передачи пространства ближние предметы изображаем яркими красками, удаленные – бледными.

Теперь хорошо подумайте над выше сказанным и начните работу с небольших эскизов. Выберите наиболее вам близкую тему, связанную с яркими вашими воспоминаниями.

IV. Практическое задание.
Нарисовать пейзаж или пейзаж со стаффажем родного края, с соблюдением законов композиции и перспективы.

Читайте также: