Конспект урока гоголь портрет 10 класс

Обновлено: 03.07.2024

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1808 – 1852)

Уроки литературы в 10 классе[1]

Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.

Оборудование:
учебник, раздаточный материал, портрет Н. В. Гоголя, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока:
урок усвоения новых знаний и формирование умений и навыков.

Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе
талант, тот чище всех должен быть душою. Другому
простится многое, но ему не простится.
Н. В. Гоголь

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)

• Что такое искусство? Создайте ассоциативный ряд к этому слову.
• В чём смысл существования искусства?
• В повести Гоголь настойчиво обращает нас к шедеврам Рафаэля, Гвида, Тициана, Леонардо да Винчи, фламандцев. Что вы можете рассказать об этих всемирно известных художниках – внесюжетных героях?
• Почему Гоголь в своём произведении, время действия которого приходится на XIX в., упомянул этих живописцев?

— Талант Николая Васильевича Гоголя многогранен: романтик и юморист, трезвый наблюдатель и гневный сатирик-обличитель, беспощадно вскрывающий общественные язвы, поэт, фантаст и тонкий психолог. Это богатство гоголевского творчества обусловило многообразие его графических интерпретаций.

Художник был для Гоголя человеком необыкновенным, обладателем особого, высокого дара, творцом. Искусство и художественная среда, окружавшая Гоголя, питала творчество писателя. В произведениях искусства он чувствует огромные силы, в них заключенные, силы правды и лжи, добра и зла.

В этом произведении Гоголь ищет истинный смысл человеческой жизни и определяет назначение искусства. Давайте же посмотрим, какой смысл приобретает гоголевское слово в истории с загадочным портретом, как оно помогает разгадать тайну, скрытую в портрете, даёт возможность раскрыть то, что лежит в глубине души художника Чарткова.

IV. Работа над темой урока

2. Аналитическая беседа

• Проследите ступени нравственного падения Чарткова. Какие изменения происходят в его отношении к труду художника и в его внешнем виде?

• Как меняются отношения Чарткова к своей работе после того, как у него появились деньги?

• Найдите в тексте повести фрагменты, в которых изображена борьба святости и дьявольского наваждения. Объясните их смысловую роль.

• Какой новый поворот приобретает в повести традиционная для русской литературы тема власти денег?

• Проследите этапы жизни Чарткова, когда духовная смерть приводит к физической. Пытается ли он изменить свою жизнь?

• Сопоставьте истории жизни двух художников: Чарткова и автора портрета. Каков смысл двухчастной композиции повести?

• В чём смысл нарушения реального времени в финале повести?



В. М. Васнецов. В мастерской Чарткова



Кукрыниксы. Чартков перед купленным им портретом



Кукрыниксы. Чартков – модный живописец



Б. М. Кустодиев. Конец художника Чарткова


5. Постановка и решение проблемного вопроса

Задание.
Согласитесь или опровергните мнение критика, аргументируя свою позицию цитатами из II части повести.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя

Сегодня, при изучении этой повести, мы увидели, что жажда денег вторгается даже в душу хороших, талантливых людей и безжалостно уродует сознание и душу, калечит талант и губит искусство… (Обращение учителя к эпиграфу урока.)

Наверное, есть в этой странной повести Гоголя и социальный, и нравственный, и эстетический смысл, есть размышление о том, что такое человек, общество, искусство.

VI. Домашнее задание

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.

1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва: Издательство АСТ, 2016. — 445 с.
Учебно-методическое пособие содержит годовое календарно-тематическое планирование и разработки 105 уроков литературы базового уровня для 10-го класса образовательных учреждений с русским языком обучения. Схемы, таблицы, богатый дидактический материал, разноуровневые задания, расположенные на страницах с полями для записей делают пособие максимально удобным для использования в зависимости от уровня подготовки класса.
Для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ, студентов филологических факультетов вузов. (вернуться)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

- вывести основные проблемы повести, пригодные для использования в качестве аргументов в сочинении-рассуждении на ЕГЭ по русскому языку

Развивающая:
- развить интерес к творчеству Н.В.Гоголя
- устную монологическую речь, аналитическое мышление учеников;
- умение работать с текстом.

Воспитывающая:
воспитывать ответственность за свою жизнь, чувство уважение к людям талантливым;
- убедить учащихся, что чистота души человека зависит только от его самого;
- умение различать светлые и негативные стороны жизни.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-беседа

Наглядность: презентация

Оборудование: проектор, компьютер.

Опережающее домашнее задание.

Читать повесть, отвечая на данные вопросы (см. приложение)

Эпиграф к уроку:

Я думаю, с этой задачей мы справимся, если будем на уроке… (активными, заинтересованными, мыслящими). Желаю нам успеха!

Запишем тему урока.

- Ребята, начнём анализировать повесть, оттолкнувшись от композиции. Какова она?

Повесть состоит их 2 частей. В первой части дана история художника Чарткова и параллельно (кратко) история русского художника из Италии); вторая часть рассказывает о художнике, создавшем портрет ростовщика.

Как вы думаете, зачем нарушена логическая цепочка событий? ( Такая композиции держит читателя в постоянном напряжении) .

- Что узнаем мы о молодом художнике Чарткове в начале повести? (Он бедный, неизвестный, голодный, но очень способный.)

Был ли у него талант? (чтение отрывков).

- Ребята, перед Чартковым два пути, выбор. Первый путь - это Добро, второй - Зло. Как вы понимаете Добро для Чарткова (Добро - это жить в бедности, но сохранить свой талант, душу) а Зло? ( «стать модным художником, жить в достатке и растратить свой талант).

- Понимал ли это сам художник? (Многие его знакомые не могли понять, «как мог в нем исчезнуть талант, признаки которого казались уже ярко в нем в самом начале, и напрасно старались разгадать каким образом может угаснуть дарованье в человеке . но этих толков не слышал упоенный художник..)

-Что стало целью для Чарткова? (Им овладела страсть наживы, золото как самоцель)
-Так бы и продолжалась жизнь Чарткова, если бы ни одно происшествие, какое?
- Какую картину он увидел в Академии художеств, куда его однажды пригласили?
(Он увидел произведение русского художника, который учился живописи в Италии.)

- Что почувствовал Чартков, когда понял, что потерял свой талант?

-Как вы думаете, может ли этот момент считаться кульминационным в истории Чарткова? (да, может. Герой прозрел, осознал гибель своего таланта).

Но только ли талант погиб в художнике?

Душа Чарткова умерла (духовная смерть героя, в скором приведшая к физической смерти является развязкой истории о художнике Чарткове)

- Какое адское намерение родилось в его душе?

Проследим и запишем цепочку пороков, погубивших Чарткова: нетерпение, желание хорошо одеться, жить,- жажда славы, - страсть наживы, - страсть к золоту (бессмысленное накопительство),- осуждение, отвержение таланта, злоба, - зависть . Какой приём использует Гоголь? (градация). Но Чартков сам выбрал этот путь.

Так что же здесь главное? Портрет приносит горе каждому, кто с ним соприкоснётся. Портрет у Гоголя – это олицетворение зла, темного начала в мире).
В чем заключается смысл названия? Зло – неотъемлемая часть этого мира, оно всегда где-то среди нас, оно способно овладеть любым человеком.

- А сейчас поговорим о судьбе 3-го живописца, авторе портрета ростовщика. Что вы можете сказать о нем? (До создания портрета художник был добрым семьянином, писал картины для церкви).

-Какие чувства испытывал художник, смог ли закончить работу? После написания портрета жизнь резко меняется, он стал злым и эгоистичным) .

Здесь же в келье посещает его уже взрослый сын.

- Эти слова, ребята, можно считать гимном жизни. Они и сейчас актуальны.

Какой литературный прием использует автор в повести? (Три жизни, три художника. Прием сопоставления).


Оценки за урок.
Д/з : написать мини сочинение - рассуждение:

Метапредметные результаты:

коммуникативные: формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества , умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

регулятивные: формирование действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию; осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;давать определение понятиям; работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Личностные результаты:

ориентация в системе моральных норм и ценностей;уважение к ценностям; разграничение понятий добра и зла; потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности; умение строить жизненные планы.

Тип урока: комбинированныйурок с использованием медиаресурсов.

Используемые педагогические технологии :

традиционная педагогическая технология; технология метода проекта;информационно-коммуникационная технология;элементы технологии исследовательской деятельности обучающихся.

Методы, используемые на уроке : объяснительно-иллюстративные (рассказ, беседа, анализ текста), репродуктивные (аналитический пересказ прочитанного, анализ по алгоритму, составление синквейна), проблемно-обобщающие (объяснение причин различия в фактах, доказательство путём сравнения подобий предложений), частично-поисковые (эвристическая беседа с последующим выводом, комментирование, перенос общих признаков известного на новое), исследовательские методы (работа с книгой по поиску метода, самоанализ текста и примеров по поиску общего вывода, практические действия с последующим доказательством закономерности), самоконтроль и самопроверка, метод активного чтения.

Формы работы : индивидуальная, групповая работа, дифференцированный подход, фронтальная работа, самостоятельная работа, самоконтроль, контроль учителем.

Средства обучения: проектор, иллюстрации к произведениям, портрет Гоголя, текст художественного произведения,презентация, мольберт, палитра.

Предварительная работа:

группы студентов проводят исследовательскую работу по следующим темам:

Историки. Прототипы героев повести.

Языковеды. Словарная работа. С помощью толкового словаря определить значение слов, необходимых для раскрытия темы: искусство, талант, ростовщик, зависть (По ходу урока обращаемся к членам группы).

Этапы подготовительной работы:

прочитать художественное произведение;собрать материал по теме.

Организационный момент

Мотивационный этап и целеполагание.

Предметный диктант: мольберт, палитра, драпировка.

- Что за предметы перед вами?

- Какую роль они играют в произведении?

- К какому ремеслу/ виду творчества можно отнести деятельность главного героя?

- О чем мы будем сегодня говорить? Какие цели поставим? ( раскрыть понятие искусства; понять, в чем видит Гоголь назначение искусства; определить, каким должен быть настоящий художник ).

- Как мы будем достигать цели? ( через анализ повести )

- Давайте начнем достигать наши цели и попробуем разобраться, что такое искусство? ( ответы )

- Одна из групп получила предварительное задание, выписать из словарей значение этого слова. Давайте обратимся к ним.

( Искусство – 1) Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. 2) Умение, мастерство, знание дела ).

Актуализация знаний.

- Почему цикл так называется? Соотносится ли название цикла с содержанием произведений?

- Давайте вспомним, как Гоголь изображает Петербург ( презентация , подготовленная заранее студентом, комментирование ).

Исследовательская работа по теме.

- Что же объединяет все эти повести? ( образ города и героя-маленького человека ).

- Прежде чем прейти к анализу повести, ребята из первой группы познакомят нас с историей создания повести.

К 1841 году эта работа была закончена. Появились существенные изменения: изменилась фамилия главного героя (раньше она была Чертков, что подчёркивало его связь с нечистой силой); Гоголь исключил отдельные мистические сцены, появились вполне реалистические персонажи: Никита, профессор, хозяин дома, квартальный, дамы-заказчицы. В первой редакции облик ростовщика в финале повести исчезал с полотна, а во второй редакции исчезает портрет, который пошёл по свету сеять несчастья.

- Мы узнали, что было несколько редакций повести. Зачем во вторую редакцию, которую мы с вами читаем, Гоголь внес перечисленные изменения? ( Чтобы раскрыть глубже идею, и подвести самого читателя к выводам ).

- В повести отразились впечатления, полученные Гоголем от знакомства с жизнью и бытом художников Петербурга. Писатель в первые годы жизни в столице брал трижды в неделю уроки живописи в Академии художеств.

В образе художника, чья гениальная картина поразила воображение Чарткова, угадываются черты А. А.Иванова, хорошо знакомого писателю. Его жизнь и творчество стали для Гоголя образцом истинной преданности искусству. Возможно, Иванов стал прототипом и другого персонажа – идеального старца художника, о котором говорится во второй части повести.

- Как же теперь вы можете ответить на мой вопрос? – Что дает нам информация о прототипах? ( реалистичность сюжета определяет актуальность проблем )

- Какой фамилией наделили Гоголь главного героя в первой редакции повести? Почему? ( Чертков. Черт - в старинных суеверных представлениях злой дух ).

- Что узнаем мы об этом молодом художнике в начале повести? Как выглядит Чартков? Что представляет собой его жилье? ( Старая шинель, нещегольское платье, крепко и сильно заношенный халат. Описание подтвердить цитатами из текста ).

- Что такое талант?( ответ третьей группы ).

- У всех у нас жизнь состоит из белых и черных полос, а у Чарткова жизнь была сплошная черная полоса. И последней каплей явилось не только безденежье, но и выселение из квартиры.

- Мы видим какие-то изменения в жизни Чарткова? Что этому способствует? ( покупка портрета ). Перескажите момент неожиданного появления денег.

- Ребята, пред Чартковым два пути, два выбора, как в сказке. Что означают эти два пути? ( Первый путь - это Добро, второй – зло )

- Как вы понимаете Добро для Чарткова ( Добро - это жить в бедности, но сохранить свой талант, душу ) а Зло? ( стать модным художником, жить в достатке и растратить свой талант ).

- Понимал ли это сам художник? ( Многие его знакомые не могли понять, «как мог в нем исчезнуть талант, признаки которого казались уже ярко в нем в самом начале, и напрасно старались разгадать каким образом может угаснуть дарованье в человеке . но этих толков не слышал упоенный художник…)

- Но что-то должно было его разбудить, если в нем осталось что-то человеческое? ( Да, было одно событие. Он приехал в академию художеств дать свое суждение о картине русского художника, присланной из Италии .)

- Сейчас мы с вами посмотрим репродукцию картины.

- Что почувствовал художник, когда понял, что потерял свой талант?

- Закономерна ли смерть Чарткова? Почему? ( несколько вариантов ).

- Давайте поразмышляем, что могло бы быть с Чартковым, если бы он выбрал другой путь?

5. Закрепление знаний. На слайдах показаны иллюстрации к повести. Соотнесите их с событиями повести (письменно)

6. Подведение итогов урока. Рефлексия:

- О чем же мы говорили на уроке. - Смогли вы понять идею Гоголя?

- Достигли ли мы поставленных целей? ( Да. Настоящее искусство должно служить добру, богу. Художник должен быть выше прихотей толпы, выше корыстных интересов. Им должно владеть искусство. Нельзя ставить материальные ценности превыше духовных ).

- Так к каким же еще размышлениям подводит Гоголь современного читателя своей повестью?( Вечное противостояние добра и зла, их бесконечная борьба в человеческой душе. Перед каждым всегда открыт путь, Право выбора остается за человеком )

7. Домашнее задание: Прочитайте вторую часть повести.Дайте сопоставительную характеристику двух художников – Чарткова и художника, создавшего портрет ростовщика.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Н.В. Гоголь
ХОД УРОКА

И как бы ни была дорога Гоголю Украина, ставшая его колыбелью, краем детства и отрочества, признание свое Гоголь обрел в России, в городе, навсегда слившемся с его судьбой . Что это за город? (Санкт – Петербург) . Город Пушкина, а затем и Достоевского, а далее - и Блока- город литературы непременно должен стать городом Гоголя.

Гоголевский Петербург, причудливо сочетающий в себе реальное и фантастическое, - страшный фантасмагорический город, воплощающий все силы зла и выражающий трагические противоречия российской действительности.

Сейчас мы проверим домашнее задание.

План реферата записан на доске (или спроецирован).

- Что вы можете сказать по данному выступлению?
Учитель:
-Хорошо, а что такое тщеславие? Я просила посмотреть в словаре. (Тщеславие - кичливое высокомерие, любовь к славе, к почитанию.)
- Да, ребята, эстетическая система взглядов многопланова и позволяет по-разному понять творчество Н.В. Гоголя людям с разным типом эстетического и духовного опыта. Когда вы читали повесть, поняли что повесть читается тяжело и читать ее надо вдумчиво. Например, Белинский вообще не понял повесть и отозвался о ней резко отрицательно.

- В чем проявляется борьба Добра со злом, светлого и дьявольского начал в жизни художника Чарткова? (Чартков - способный художник, но ему хочется скорее прославиться.).
- Какой портрет он купил однажды? (Портрет ростовщика.)
Кто такой ростовщик, каково значение этого слова (Ростовщие - тот, кто дает деньги в долг под большие проценты).

- Сейчас нам Маша расскажет о прототипе Чарткова.

- Убьет святых и ангелов . Сказано страшно, но верно: искусство способно нести зло и беды в мир, если служит злу. Искусство, выпускающее на волю нечистый дух, само становится жертвою; превращается в средство служения этому духу, как случилось в повести с мастером, создателем дьявольского портрета, либо вырождается в бездушное ремесло, что сказалось в судьбе художника Чарткова , соблазненного страстью корыстолюбия.

В первой редакции Н.В.Гоголь наделил главного героя фамилией Чертков, как вы, думаете от какого слова? (Черт - в старинных суеверных представлениях злой дух, сверхъестественное существо, олицетворяющее злое начало).
Почему же во второй редакции Гоголь изменил фамилию главного героя нам остается лишь догадываться.
- Что узнаем мы об этом молодом художнике в начале повести? (Он бедный, неизвестный, голодный, но очень способный.)

-У всех у нас жизнь состоит из белых и черных полос, а у Чарткова жизнь была сплошная черная полоса. И последней каплей явилось не только безденежье, но и выселение из квартиры. И здесь Чартков находит деньги.

- Ребята, пред Чартковым два пути, два выбора, как в сказке. Первый путь - это Добро, второй - зло. Как вы понимаете Добро для Чарткова (Добро - это жить в бедности, но сохранить свой талант, душу) а Зло? ( «стать модным художником, жить в достатке и растратить свой талант) .

- Понимал ли это сам художник? (Многие его знакомые не могли понять, «как мог в нем исчезнуть талант. признаки которого казались уже ярко в нем в самом начале, и напрасно старались разгадать каким образом может угаснуть дарованье в человеке . но этих толков не слышал упоенный художник..)

- Действительно, ребята, все мы думаем, что талант, дарование вечно.
- Какую картину он увидел в Академии художеств, куда его однажды пригласили?

(Он увидел произведение русского художника, который учился живописи в Италии.)

- А теперь прослушайте слова самого Н.В.Гоголя, увидевшего эту картину (уч-ся) «Где мог найти он образец для того, чтобы изобразить главное, составляющее задачу всей картины - представить в лицах весь ход человеческого обращения к Христу?

- Что теперь понимает Чартков, хотя им полностью завладела страсть к золоту?

- Да, дарование, талант дается Богом, но его нужно заслужить и сохранить.
-Греховна ли такая всепоглощающая страсть, какую проявил Чартков? (Да)
- Что почувствовал художник, когда понял, что потерял свой талант?

- Какое адское намерение родилось в его душе? Удалось ли ему привести его в исполнение?(Нет).

- Какое сравнение? (с бешенством тигра)

Так что же здесь главное? ( Кто бы ни был хозяином портрета, он нёс ему горе .. )
В чем заключается смысл названия?

- А сейчас поговорим о судьбе живописца, авторе портрета ростовщика. Что вы можете сказать о нем? ( До создания портрета художник был добрым семьянином, но бедным. С написания портрета жизнь резко меняется: вдруг повалили деньги, стал бить жену, стал злым и эгоистичным) .

- Как он решил очиститься от греха, подумав, что его рукой водил дьявол? (Он ушел в монастырь каяться и молиться).

- Наверное, счастье этого художника, что он вовремя понял свою беду и решил уединиться в монастыре. Здесь же в келье посещает его уже взрослый сын.

- Эти слова, ребята, можно назвать гимном жизни, не только для гениев, но и для нас, обыкновенных людей. Они и сейчас актуальны.

Какой литературный прием использует автор в повести? (- Две жизни, два художника. Прием сопоставления).
-И мы с: вами опять вернулись к началу урока.
Эпиграф.

- Как вы понимаете эти слова (^ Дар дается не каждому человеку. Кому же он дан, тот -должен быть чище всех душою. Обязан не растерять, не разменять на мелочи.)

- Какой мы может сделать вывод:

Черткова погубили не только страсть к наживе, не только развращающее влияние аристократической среды, но и отсутствие внутреннего сопротивления этому миру: он сам уничтожил в себе Божий дар.

- А проблема? (Проблема противостояния ремесла и искусства.)

- План реферата, который записан у нас на доске, и явился планом нашего урока.

О чем же мы говорили на уроке.

- Ребята, я хочу еще раз вам сказать, что Гоголь раскрыл связь искусства с религией.

Из религиозной темы Н.В.Гоголь не сделал предмет теоретических или художественных изображений, он хотел, прежде всего, найти правду для самого себя, осуществить эту правду в самом себе, в своих произведениях.

Д/з : написать мини сочинение - рассуждение:

Читайте также: