Конспект урока геоинформационные системы 11 класс
Обновлено: 05.07.2024
Цели: знакомство с геоинформационными системами.
задачи:
1. Знакомство с новейшим классом информационных систем,
2. Освоение приемов поиска и средств навигации в ГИС и
освоение приемов работы с инструментами в программе Google планета Земля.
3. Развивать познавательный интерес учащихся, умения применять полученные
знания на практике, привить навыки исследовательской работы.
4. Повысить уровень информационной культуры и социальной адаптации учащихся,
воспитывать интерес и любовь к мировой культуре, популяризация
географических знаний о родном крае.
- познавательный блок (работа с текстом);
Содержимое разработки
Алматы мемлекеттік жаңа технологиялар колледжі
колледж новых технологий
САБАҚ ЖОСПАРЫ
ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
Сабақ тақырыбы /Т ема занятия : Геоинформационные системы
Модуль /пән атауы /Наименование модуля /дисциплины : география
П едагог : Мукашева М.А.
Күні/ Дата:
1.Жалпы мәліметтер / Общие сведения :
Курс : I топ/ группа: _____
Сабақ типі / Тип занятия : Урок обобщения и систематизации изученного
2. Мақсаты, міндеттер/ Цели: знакомство с геоинформационными системами.
1. Знакомство с новейшим классом информационных систем,
2. Освоение приемов поиска и средств навигации в ГИС и
освоение приемов работы с инструментами в программе Google планета Земля.
3. Развивать познавательный интерес учащихся, умения применять полученные
знания на практике, привить навыки исследовательской работы.
4. Повысить уровень информационной культуры и социальной адаптации учащихся,
воспитывать интерес и любовь к мировой культуре, популяризация
географических знаний о родном крае.
- познавательный блок (работа с текстом);
2.1 Оқу сабақтары барысында білім алушылар игеретін кәсіби біліктердің тізбесі/
Перечень профессиональных умений, которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия ( бағалау критерийлері /критерии оценивания) :
1)О бъясняет особенности геоинформационных методов и геоинформационных систем (ГИС) технологий, их связи с другими науками и отраслями производства .
2)Анализирует возможности применения ГИС в разных отраслях производства.
2.2. Тілдік мақсаттары / Языковые цели : осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости
2.4. Пән аралық байланыс / Межпредметная связь :
Физическая география (Полезные ископаемые),
Информатика.
3. Сабақты жабдықтау/ Оснащение занятия:
3.1 Оқу-әдістемелік құрал-жабдықтар, анықтамалық әдебиеттер/
Уч ебно-методическое оснащение, справочная литература :
Карты (водная, лесов, автомобильных дорог, полезных ископаемых)
Распечатанный дидактический материал: карточки с заданиями
3.2 Техникалық жабдықтар , материалдар / Техническое оснащение, материалы :
проектор, мультимедийная презентация Power Point
4. Сабақтың барысы / Ход занятия :
4.1 Ұйымдастыру кезеңі /Организационный момент .
- Здравствуйте. Я рада приветствовать. Думаю, наша работа сегодня будет успешной.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новейшим
классом информационным систем и средствами
поиска необходимой и важной информации.
Тема нашего урока “Геоинформационные системы”.
У себя на столах вы видите опорные конспекты.
Работать будем, используя материал конспектов.Исходя из названия темы урока и ключевых слов наэкране, попробуйте определить цель нашего урока.
Как вы думаете, что мы должны сделать, чтобы
достичь этой цели?
(Называют задачи занятия)
4.2 Ынталандыру және жаңа тақырыпты хабарлау/ Мотивация и объявление новой темы .
Сегодня важно уметь работать с имеющейся
информацией. Существуют виды деятельности, вкоторых карты - электронные, бумажные или хотя бы представляемые в уме - незаменимы. Даже в быту, мы
регулярно работаем с информацией о географическом
положении объектов - магазин, детский сад, работа,
школа. Пространственное мышление естественно
для нашего сознания.
4.3 Оқушылардың біліктілігі мен дағдысын тексеру/ Проверка знаний и умений обучающихся
1. Какую географическую информацию ежедневно дает телевидение?
2. Какие вы видели на экране карты?
3. Что такое карта?
4. С какими картами вы уже работали?
5. Что такое географический атлас?
Задание II .
В каких областях используются космоснимки?
Какую функцию может выполнять программа Mikrocoft Excel в географии?
Назвать термины, широко используемые в геоинформатике?
Назвать основные компоненты ,входящие в состав учебно-познавательного ГИС.
Как классифицируются ГИС по задачам и выполняемым функциям?
обучающиеся (возможные ответы): в экологическом мониторинге, лесном хозяйстве, сельском хозяйстве, строительстве, картографии, кадастровой деятельности, туристической деятельности, страховании.
7. Использование космической съемки и базы данных.
Как вы думаете, как используются космоснимки в экологическом мониторинге, лесном хозяйстве, сельском хозяйстве, строительстве, картографии, кадастровой деятельности, туристической деятельности, страховании.
8. Что позволяет сделать Географическая база данных ?
9. Что позволяет сделать Геоинформатика ?
10 Как вы думаете, в каких областях применяется Географическая база данных ?
4.4 Жаңа тақырыпты түсіндіру/ Изучение нового материала
Что такое геоинформационная система?
ГИС (географическая информационная система) - это
современная компьютерная технология для
картографирования и анализа объектов реального
мира, а также событий, происходящих на нашей
планете, в нашей жизни и деятельности.
Географическая Информационная Система - это
компьютерная система, предназначенная для
сбора, хранения, анализа пространственных
данных и связанной с ними информации.
На карты ГИС можно нанести не только
географические, но и многие другие виды данных и
применять к ним разнообразные аналитические
Общие геоданные используются при создании и в
работе различных типов геоинформационных
Профессиональных (для государственных и
Встроенных ГИС – системах, установленных на
автомобилях, водном транспорте, подводных
лодках, современном железнодорожном
Интернет-ГИС – различных сетевых порталах,
предоставляющих электронные карты;
Настольных ГИС – тех системах, которые
устанавливаются на рабочих и домашних
На доске вы видите примеры ГИС и их типы.
Попробуйте соотнести, какой пример к какому типу
Как работает ГИС?
В отличие от обычной бумажной карты,
электронная карта, созданная в ГИС, содержит
скрытую информацию, которую можно
информацию о реальном мире в виде набора
тематических слоев, которые объединены на основе
Таким образом, каждый слой состоит из данных на
Вы можете просматривать каждый слой-карту по
отдельности, а можете совмещать сразу несколько
слоев, или выбирать отдельную информацию из
различных слоев и выводить ее на карту.
Области применения ГИС
С помощью ГИС следят за состоянием лесов, рек и
почв, возможно планирование и проведение
мероприятий по обслуживанию городских сетей,
оперативно рассчитать оптимальные маршруты.
Скажите, а каким профессиям будет полезно
использование ГИС, кроме специалистов географов?
ученым, бизнесменам, врачам, следователям,
чиновникам, маркетологам, строителям,
экологам, обыкновенному гражданину.
Итак, одна из задач нашего урока выполнена: мы
познакомились с новейшим классом ИС –
Перейдем к конкретным примерам ГИС и
посмотрим, какими возможностями они обладают.
Настольная Геоинформационная система “2ГИС
Геоинформационная система “2ГИС Архангельск” –
интегрированная система, позволяющая пользователю
одновременно работать с разными видами
информации (картами, справочниками), имеющая
стандартный Windows-интерфейс. “2ГИС
Архангельск” связан с базами данных, поддерживает
функции поиска по различным параметрам (названию,
телефону, адресу, e-mail, www-адресу, сфере
деятельности фирмы, а также по ее местоположению
Геоинформационная система Google Плане
4.5 Жаңа білім мен дағдыларды бекіту/ Закрепление новых знаний и умений .
ГИС Google Планета Земля объединяет мощные
возможности поиска в Google со спутниковыми
фотографиями, картами, ландшафтами и трехмерными
зданиями, чтобы вы могли получать географическую
информацию о мире всего лишь одним нажатием
Просто введите адрес, нажмите "Поиск", и вы
окажетесь в необходимом месте.
Планирование маршрутов автомобильных поездок.
Просмотр трехмерных ландшафтов и зданий.
Сохранение и обмен результатами поиска и
Демонстрация поиска объекта в Google Планета
1. В поле поиска вводим название или координаты
объекта (например, Лондон)
2. Нажимаем клавишу Enter или кнопку Поиск
3. Используя мышь или панель навигации,
увеличиваем или уменьшаем масштаб
перехода в режим просмотра улиц и трехмерных
А теперь, основываясь на том, что я показал, и
опираясь на подсказки на доске, попробуйте
составить алгоритм поиска объекта в Google
Составили. Проверяем алгоритмы. Правильный
ответ на слайде
Ну и в оставшееся время применим полученные
знания на практике.
На рабочих столах ноутбуков вы видите текстовые
документы с координатами объектов из практических
работ в ваших конспектах. Попробуйте по
координатам найти первые два объекта и посмотреть
Таким образом, мы выполнили еще одну задачу
урока: познакомились с приемами поиска и
средствами навигации в конкретных ГИС.
5.Рефлексия по занятию:
5 . Рефлексия по занятию:
6. Үй тапсырмасы / Домашнее задание .
Предмет: информатика и ИКТ.
Раздел программы: Построение и исследование информационных моделей.
Тип урока: изучение нового материала, урок-исследование.
Вид урока: комбинированный.
Оборудование: компьютерный класс, проектор, цифровая доска, конспект урока, описание практической работы, авиа- и космоснимки города Смоленска, района школы, школы, космический снимок смоленской области.
- Образовательная – познакомить учащихся сгеоинформационными системами,с приемами поиска и средствами навигации геоинформационных систем, со значением космических снимков в создании ГИС, сформировать умения учащихся работать с космическими снимками.
- Развивающая – развивать познавательный интерес учащихся, умения применять полученные знания на практике, прививать навыки исследовательской работы.
- Воспитательная – повысить уровень информационной культуры и социальной адаптации учащихся, воспитывать интерес и любовь к малой Родине – Смоленщине.
План урока:
- Организационный момент.
- Подготовительная самостоятельная работа.
- Актуализация опорных заний.
- Объяснение нового материала и первичное закрепление знаний.
- Выполнение практической работы.
– создание ГИС;
– заполнение ГИС.
1. Организационный момент
Слайд 1.
2. Подготовительная самостоятельная работа
– Сначала каждый из вас 5 минут работает самостоятельно.
3. Актуализация опорных знаний
Слайд 2.Заполнив схему, рассказать об информационных моделях.
Ученик отвечает на вопрос слайда.
Учитель. Приведите примеры информационных моделей для Смоленской области.
- Графические:
- физическая карта, карта административного деления Смоленской области и др.;
- графики среднемесячных температур, трудоустройства населения и др.;
- схема газопровода, электрических сетей и др.;
- дерево административного деления области.
- базы данных выпускников;
- результаты сдачи ЕГЭ и др.
- расчет заработной палаты;
- расчет оплаты коммунальных услуг и др.
- субъект Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа.
- Граничит с Московской, Калужской, Брянской, Псковской и Тверской областями России, а также с Могилёвской и Витебской областями Белоруссии.
- Площадь – 49 778 км?.
- Население – 0,966 млн. человек (на 2010 год).
- Областной центр – город Смоленск, расстояние до Москвы – 365 км по автодороге.
- Образована – 27 сентября 1937 года на территории Западной области. Награждена орденом Ленина (1958), в 1985 году присвоено звание город-герой. [5]
4. Объяснение нового материала
Учитель. Мы с вами уже говорили о том, что одним из видов графических информационных моделей являются географические карты. Настоящее время невозможно представить без компьютера, который дал новую жизнь картам – карты стали цифровыми. Геоинформационное моделирование базируется на создании многослойных электронных карт, в которых опорный слой описывает географию определенной территории, а каждый из остальных – один из аспектов состояния этой территории. На географическую карту могут быть выведены различные слои объектов: города, дороги, аэропорты и др. Геоинформационное моделирование связано с
Географическими Информационными Системами или ГИС. [1]
Учащиеся отвечают, учитель дополняет.
Слайд 4. Что такое ГИС?
Учитель. Однозначное краткое определение этому явлению дать достаточно сложно. Ребята привели не одно определение.
Географическая информационная система (ГИС) – это возможность нового взгляда на окружающий нас мир.
Геоинформационная система – это система, предназначенная для сбора, хранения, анализа пространственных данных и связанной с ними информации.
Термин также используется в более узком смысле – ГИС как инструмент (программный продукт), позволяющий пользователям искать, анализировать и редактировать цифровые карты, а также дополнительную информацию об объектах, например высоту здания, адрес, количество жильцов.ГИС (географическая информационная система) – это современная компьютерная технология для картографирования и анализа объектов реального мира, а также событий, происходящих на нашей планете, в нашей жизни и деятельности.
Эта технология объединяет традиционные операции работы с базами данных, такими как запрос и статистический анализ, с преимуществами полноценной визуализации и географического (пространственного) анализа, которые предоставляет карта. На карты ГИС можно нанести не только географические, но и статистические, демографические, технические и многие другие виды данных и применять к ним разнообразные аналитические операции.Учащиеся отвечают, учитель дополняет.
Слайд 5. Типы геоинформационных систем.
- профессиональных (для государственных и отраслевых структур);
- открытых ГИС, которые доступны на автоматизированных рабочих местах разных специалистов внутри региона и страны;
- встроенных ГИС – системах, установленных на автомобилях, водном транспорте, подводных лодках, современном железнодорожном транспорте;
- GPS (Geo Position System) – система навигации с помощью спутниковой информации.
- Интернет-ГИС – в различных сетевых порталах, предоставляющих электронные карты;
- САПР-ГИС – в системах автоматического проектирования в строительстве зданий и коммуникаций, ландшафтном дизайне;
- настольных ГИС – тех системах, которые устанавливаются на рабочих и домашних компьютерах.
Учитель. Из каких частей состоит ГИС, нам ответит следующая группа.
Учащиеся отвечают, учитель дополняет.
Слайд 6. Структура ГИС
Аппаратное обеспечение. Компьютер для работы с ГИС может быть от простейших ПК до мощнейших суперкомпьютеров. Компьютер является основой оборудования ГИС и получает данные через сканер или из баз данных. Наблюдать и анализировать данные ГИС позволит монитор. Принтеры и плоттеры – наиболее распространенные средства для выведения конечных результатов проделанной на компьютере работы с ГИС.
Программа. Программное обеспечение ГИС выполняет хранение, анализ и представление географической информации. Наиболее широко используемые программы ГИС-MapInfo, ARC/Info, AutoCADMap и другие.
Данные. Выбор данных зависит от задачи и возможностей получения информации. Данные могут быть использованы из различных источников – базы данных организаций, Интернет, коммерческие базы данных и т.д.
Пользователи. Люди, пользующиеся ГИС, условно могут быть разделены следующие группы: операторы ГИС, чья работа заключается в размещении данных на карте, инженеров/пользователей ГИС, чья функция заключается в анализе и дальнейшей работе с этими данными и теми, кому на основании полученных результатов нужно принять решение. Кроме того, ГИС могут пользоваться широкие слои населения через готовые программные приложения или Интернет.
Метод. Существует много способов создания карт в ГИС и методов дальнейшей работы с ними. Наиболее продуктивной будет та ГИС, которая работает в соответствии с хорошо продуманным планом и операционными подходами, соответствующими задачам пользователя. [7]
Учитель. Возникает вопрос, как работает ГИС?
Слайд 7
Учитель. Как вы думаете, в каких областях применяется ГИС?
Учащиеся (следующая группа) называют области применения ГИС.
Слайд 8. Применение ГИС.
Учитель. В настоящее время ГИС – это многомиллионная индустрия, в которую вовлечены сотни тысяч людей во всем мире. ГИС изучают в школах, колледжах и университетах. Эту технологию применяют практически во всех сферах человеческой деятельности – будь то анализ таких глобальных проблем как перенаселение, загрязнение территории, сокращение лесных угодий, природные катастрофы, так и решение частных задач, таких как поиск наилучшего маршрута между пунктами, подбор оптимального расположения нового офиса, поиск дома по его адресу, прокладка трубопровода на местности, различные муниципальные задачи и др. [3], [6].
Слайд 9. Работа с ГИС.
Учащиеся работают за компьютерами. По компьютерной сети на всех компьютерах открыта презентация.
Гиперссылка указывает на исполнимый файл программы pr_slmstr.exe.
Данная программа написана Максимом Гуляевым, учеником 11 физико-математического класса 2006 года.Учитель. Что позволяет сделать данная ГИС?
Учащиеся отвечают, учитель дополняет.
Программа содержит информацию об улицах города Смоленска: карта улицы, история и описание улицы, фотографии; информация о городе Смоленске. Поиск проводится по улицам, имеющим имя.
Учащиеся отвечают на вопрос, поставленный учителем перед выполнением практической работы.
Учитель. Сервис Google Maps предлагает карту и спутниковые снимки всего мира (а также Луны и Марса). В карту интегрирован бизнес-справочник и схема автомобильных дорог с поиском маршрутов в США, Канаде, Японии, Гонконге, Китае, Великобритании, Ирландии, районов Европы, а также российских городов.
- Начните с общей карты Северной Америки.
- Измените масштаб, чтобы на карте появились обозначения американских штатов.
- Выполните дальнейшее увеличение карты. Чтобы не потеряться на карте, рекомендуется выполнять увеличение двойным щелчком на нужном географическом объекте.
- Рассмотрите фото того же самого района, сделанное со спутника. [4]
Это государственный историко-культурный и природный музей-заповедник. На его территории находятся уникальные мемориальные, архитектурные, исторические и природные памятники федерального значения, связанные с именами А.С. Грибоедова, А.С. Хомякова, П.С. Нахимова, С.С. Уварова, М.А. Булгакова.
Слайд 10. Космическая съемка.
Учитель. Как смогли увидеть во время практической работы, электронная карта, созданная в ГИС, поддерживается средствами Интернет и даже космическими снимками и информацией со спутников.
Историческая справка
- с ракет в 1946,
- с искусственных спутников Земли – в 1960,
- с пилотируемых космических кораблей – в 1961 (Ю. А. Гагариным).
Первая фотография из космоса сделана чуть больше года спустя после окончания Второй мировой войны. 24 октября 1946 года ракета V-2, запущенная со стартовой площадки полигона White Sands в штате Нью-Мехико, поднялась на высоту 104.6 км. Фотокамера, установленная на борту, делала по снимку каждые полторы секунды полета. После нескольких минут пребывания в космическом пространстве ракета вернулась на землю. Посадка не планировалась мягкой, и ракета разбилась вдребезги, а вместе с ней и камера. Стальная кассета с пленкой осталась цела, и ученые получили в свои руки уникальный фотоматериал. До 1946 года самыми "высотными" снимками Земли считались фотографии, сделанные с воздушного шара Explorer II (22 км) в 1935 году. [15]
5. Выполнение практической работы
(В п.п. 3-5 учащиеся по очереди работают и с цифровой доской, отмечая найденные объекты.)
Учитель. В каких областях используются космоснимки?
Учащиеся (возможные ответы): в экологическом мониторинге, лесном хозяйстве, сельском хозяйстве, строительстве, картографии, кадастровой деятельности, туристической деятельности, страховании.
Слайд 16. Использование космической съемки и ГИС-технологий.
Учитель. Как вы думаете, как используются космоснимки в экологическом мониторинге, лесном хозяйстве, сельском хозяйстве, строительстве, картографии, кадастровой деятельности, туристической деятельности, страховании. [9]
Слайды 17-24.
1. Создание программы для работы с космическим снимком Смоленской области. Компьютерный практикум по предложенному алгоритму и коду.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
План-конспект урока информатики в 11 классе
Перфильева Наталья Анатольевна,
Конспект урока информатики и ИКТ
Предмет : информатика и ИКТ
Тема урока : Геоинформационные системы
Образовательные :
Рассмотреть понятие геоинформационной системы;
Познакомить с назначением, видами и возможностями геоинформационных систем;
Развивающие :
Развивать умения применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера;
Воспитательные :
Формировать навыки и умения целесообразного поведения при работе с компьютерными программами;
Воспитывать самостоятельность, критичность, самоконтроль;
Формирование патриотического отношения школьников к своему городу, расширение их кругозора;
Контролировать соблюдение правил ТБ .
Тип урока : усвоения новых знаний и умений
Вид : урок – лекция с элементами исследования учащихся
Проектор, экран, компьютерная презентация.
Компьютеры для индивидуальной работы.
Карты (водная, лесов, автомобильных дорог, полезных ископаемых)
Распечатанный дидактический материал: карточки с заданиями, буклет «Помощь в работе с программой «2 GIS г.Барнаул.
Список использованной литературы и источников:
Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник 10-11 классов/И.Г.Семакин, Е.К.Хенер. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2010.246с.:ил.
Информатики и информационные технологии: учебник для 10-11 классов / Н.Д Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.- 511с. :ил.
1 этап. Организационный
Учитель : Добрый день. Сегодня на уроке вы познакомитесь с понятием геоинформационной системы. Приемами поиска и средствами навигации в геоинформационных системах.
2 этап Мотивационный
Учитель : Всем нам хоть раз в жизни приходилось (или придется) оказаться в незнакомом городе, поселке, без друзей и знакомых, не зная, где-что находится, но нужно будет суметь сориентироваться. Какими средствами мы можем воспользоваться? Сегодня мы совместно попытаемся решить эту проблему.
Итак, наша задача – найти оптимальный способ ориентирования на местности например, в чужом городе. Какими средствами воспользовались бы вы?
(ответы учащихся: спросить прохожих, позвонить другу, воспользоваться услугами гида, использовать карту, навигатор)
Учитель : То, что вы предложили, имеет место быть. Но мы живем в век информационных технологий, поэтому говорить сегодня будем о современном способе ориентирования на местности. Сегодня бумажные карты и справочники – это прошлый век, их заменили ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ или коротко, ГИС.
(Запись темы урока в тетрадь) (слайд 1)
3. Изучение нового материала
Учитель : Сегодня важно уметь работать с имеющейся информацией. Существуют виды деятельности, в которых карты - электронные, бумажные или хотя бы представляемые в уме - незаменимы. Даже в быту, мы регулярно работаем с информацией о географическом положении объектов - магазин, детский сад, метро, работа, школа… Пространственное мышление естественно для нашего сознания.
ГИС (геоинформационная система) - это современная компьютерная технология для картографирования и анализа объектов реального мира, а также событий, происходящих на нашей планете, в нашей жизни и деятельности. (слайд 2)
Геоинформационная система - это компьютерная система, позволяющая показывать необходимые данные на электронной карте. На карты ГИС можно нанести не только географические, но и многие другие виды данных.
Назовите виды данных, которые представлены в системе Google Erch :
Данные с веб-камер
Вывод учителя . Правильно. Таким образом, каждый слой состоит из данных на определенную тему.
Вы можете просматривать каждый слой-карту по отдельности, а можете совмещать сразу несколько слоев, или выбирать отдельную информацию из различных слоев и выводить ее на карту.
ГИСы бывают разными и области применения их широки (записывают):
Интернет-ГИС – различных сетевых порталах, предоставляющих электронные карты;
открытых ГИС, которые доступны на автоматизированных рабочих местах разных специалистов внутри региона и страны;
GPS (Geo Position System) – система навигации с помощью спутниковой информации .
Профессиональных (для государственных и отраслевых структур);
САПР-ГИС – в системах автоматического проектирования в строительстве зданий и коммуникаций, ландшафтном дизайне;
Встроенных ГИС – системах, установленных на автомобилях, водном транспорте, подводных лодках, современном железнодорожном транспорте (работают на основе спутниковых технологии GPS );
Настольных ГИС – тех системах, которые устанавливаются на рабочих и домашних компьютерах. (слайд 4)
Структура ГИС
Аппаратное обеспечение . Компьютер для работы с ГИС может быть от простейших ПК до мощнейших суперкомпьютеров. Компьютер является основой оборудования ГИС и получает данные через сканер или из баз данных. Наблюдать и анализировать данные ГИС позволит монитор. Принтеры и плоттеры – наиболее распространенные средства для выведения конечных результатов проделанной на компьютере работы с ГИС.
Программа . Программное обеспечение ГИС выполняет хранение, анализ и представление географической информации. Наиболее широко используемые программы ГИС-MapInfo, ARC/Info, AutoCADMap и другие.
Данные. Выбор данных зависит от задачи и возможностей получения информации. Данные могут быть использованы из различных источников – базы данных организаций, Интернет, коммерческие базы данных и т.д.
Пользователи. Люди, пользующиеся ГИС, условно могут быть разделены следующие группы: операторы ГИС, чья работа заключается в размещении данных на карте, инженеров/пользователей ГИС, чья функция заключается в анализе и дальнейшей работе с этими данными и теми, кому на основании полученных результатов нужно принять решение. Кроме того, ГИС могут пользоваться широкие слои населения через готовые программные приложения или Интернет.
Метод. Существует много способов создания карт в ГИС и методов дальнейшей работы с ними. Наиболее продуктивной будет та ГИС, которая работает в соответствии с хорошо продуманным планом и операционными подходами, соответствующими задачам пользователя. (слайд 5)
Учитель : Возникает вопрос, как работает ГИС?
Учитель . Что можно сказать о п рименение ГИС.
В настоящее время ГИС – это многомиллионная индустрия, в которую вовлечены сотни тысяч людей во всем мире. ГИС изучают в школах, колледжах и университетах. Эту технологию применяют практически во всех сферах человеческой деятельности – будь то анализ таких глобальных проблем как перенаселение, загрязнение территории, сокращение лесных угодий, природные катастрофы, так и решение частных задач, таких как поиск наилучшего маршрута между пунктами, подбор оптимального расположения нового офиса, поиск дома по его адресу, прокладка трубопровода на местности, различные муниципальные задачи и др.
В ней легко найти любой объект, проложить маршрут между двумя или несколькими объектами. Находить объекты в определенном радиусе, измерять расстояние между объектами, а также увидеть подробную информацию о самом объекте и находящихся в нем организации.
Проведение учебных исследований.
Практическое задание (на карточках) (слайд 8)
1.Необходимо найти музеи города Барнаула заполнить таблицу.
Музеи города Барнаула
Обучающая цель урока: познакомить учащихся с геоинформационными системами, с приемами поиска и средствами навигации геоинформационных систем.
Развивающая цель урока: развивать познавательный интерес учащихся, умения применять полученные знания на практике, прививать навыки исследовательской работы.
Воспитательная цель урока: повысить уровень информационной культуры и социальной адаптации учащихся.
Необходимое техническое оборудование и программное обеспечение:
Мультимедийный проектор, презентация, компьютер с установленными ОС Windows и ПО PowerPoint.
Подготовка к уроку:
настроить мультимедийный проектор для показа презентации
План проведения урока:
Организационный момент (3 мин)
Объявление темы (2 мин)
Теоретическая часть (25 мин)
Закрепление материала (7 мин)
Постановка домашнего задания, подведение итогов. (3 мин)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
-Здравствуйте. Садитесь! Сейчас проведем перекличку!
-Сегодня на уроке мы познакомимся с Геоинформационными системами и с приемами поиска в Геоинформационных системах. И так, откроем тетради и запишем тему урок:. Геоинформационные системы (ГИС). (слайд №1)
Слушают учителя. Записывают новую тему в тетрадь.
-Ребят, как вы думаете, что такое геонформационные системы?
-Верно! Огромное количество информации, необходимой в самых разных сферах человеческой деятельности, привязано к определенной точке на географической карте. Давайте порассуждаем, чем полезен ГИС?
-И так, давайте запишем, что же такое геоинформационная система.
ГИС-это система, предназначенная для сбора, хранения, анализа пространственных данных и связанной с ними информации.(слайд №2)
На уровне региона или государства в целом информация столь велика по объему и столь многообразна, что целесообразно строить тематические ГИС. Так, в настоящее время в России создается государственный земельный кадастр- информационная система, содержащая реестр сведений о земле, находящейся в хозяйственном обороте.
Давайте поговорим теперь о том, как устроена ГИС
Вместе со мной нарисуем типовую структуру ГИС.
-Современная ГИС является многослойной, т.е. содержит несколько слоев географических карт, связанных друг с другом(например, разных масштабов), к каждому слою может быть подключено несколько таблиц баз данных и наоборот: каждая таблица может быть подключена к нескольким слоям.(слайд №3)
Если же исходная карта вводится в компьютер путем сканирования, то первоначальный растровый формат изображения подвергается специальной обработке, называемой векторизацией, т.е. между линиями и точками, составляющими изображение, устанавливаются геометрические и формульные соотношения.
Геоинформационные системы бывают нескольких типов: (слайд №4)
-профессиональных (для государственных и отраслевых структур);
-открытых ГИС, которые доступны на автоматизированных рабочих местах разных специалистов внутри региона и страны;
-встроенных ГИС – системах, установленных на автомобилях, водном транспорте, подводных лодках, современном железнодорожном транспорте;
-GPS (Geo Position System) – система навигации с помощью спутниковой информации.
-Интернет-ГИС – в различных сетевых порталах, предоставляющих электронные карты;
-САПР-ГИС – в системах автоматического проектирования в строительстве зданий и коммуникаций, ландшафтном дизайне;
-настольных ГИС – тех системах, которые устанавливаются на рабочих и домашних компьютерах.
Найдем в интернете ГИС карту Барнаула.
Читайте также: