Конспект урока этапы профессионального становления 11 класс

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Льговского района Курской области

Адрес: с. Кром-Быки Льговского района Курской области
телефон 8 - 47140-74-2-39

План – конспект

Провела: учитель технологии

Клочкова Людмила Анатольевна

2017-2018 учебный год

Тема урока: Профессиональная карьера. 11 класс

Объект труда: Составить план профессиональной карьеры на следующие профессии по выбору учащихся: воспитатель, маркетолог, дизайнер.

Время работы: 45 минут

Познакомить учащихся с основами профессиональной карьеры о ее видах и возможности карьерного роста.

Способствовать развитию аналитических способностей, творческого подхода, коммуникативных и коммуникабельных качеств в процессе работы на уроке.

Воспитывать чувства уверенности, целеустремлённости, уважения к самому себе и окружающим людям.

Методы обучения: беседа, объяснение, самодиагностика, метод проблемного изложения материала, частично-поисковый метод, практическая работа , работа с учебником

Оборудование: проектор, ноутбук,

Основные понятия : карьера, профессиональная карьера, карьерный рост, призвание, мастерство.

Актуализация знаний.

Показ видео

Каждому человеку свойственно желание, стремление к самоутверждению, уважение к себе как к личности, создание имиджа. А всё это невозможно без определённого успеха

Вспомните о некоторых своих успехах, достижениях в различных видах деятельности. Успех не проявляется сам по себе, он появляется в результате деятельности. Чем больше деятельность, тем выше результат, тем быстрее дорога к успеху, а, значит, и к карьере.

Мотивация к учебной деятельности.

- Что даёт карьера человеку

- Как сделать карьеру?

- Что влияет на выбор карьеры?

- Зачем планировать свою карьеру?

Изучение нового материал.

Профессиональная карьера –это активное достижение человеком успехов в профессиональной деятельности. Профессиональная карьера тесно связана с профессиональным становлением и мастерством.

Давайте вспомним, что способствует повышению карьерного роста?

Ответы учеников. (заработная палата, льготы, улучшение бытовых и жилищных условий, продвижение по служебной лестнице, свобода в принятии решений, личная удовлетворённость, призвание).

Карьера – быстрое достижение известности, успехов в служебной или какой – либо деятельности, материальной выгоды, благополучия. Карьера это французское слово вошло в русский язык в 30-40 гг.19в. как конкурент слова поприще.

Профессиональное самоопределение , осознанный выбор профессии это первый этап профессиональной карьеры.

(Леонов Н.И. Одиссея сыщика Гурова. т.6, Самара, 1996. С. 24-25).

Какой тип карьеры - вертикальная или горизонтальная - представлен в отрывке? Каковы преимущества и недостатки данного типа карьеры? (ответы учащихся)

Несомненно, влияет на профессиональную карьеру такое качество, как призвание.

«Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое могучее дерево на благородной почве трудолюбия. Найти своё призвание, утвердиться в нём – это источник счастья. Человек – господин своего призвания. Призванием становиться

Как вы понимаете это высказывание? (ответы учащихся)

Чтобы найти свое признание надо знать мир профессий, знать свои склонности, интересы, особенности памяти, характера, здоровья.

Учащимся предлагается выполнить тест. (Приложение 1)

Практическая работа (работа в парах)

Задание . Составить план профессиональной карьеры на следующие профессии по выбору учащихся: воспитатель, маркетолог, дизайнер.

Примерный план профессиональной карьеры:

Смысл и цель жизни;

Планируемая профессия (основной и запасной варианты);

Предлагаемое образование (содержание и уровень);

Профессиональное мастерство (разряд, класс, категория);

Предполагаемая должность, пост;

Желаемый размер оплаты;

Место проживания, жилищные условия.

2. Дописать определение: Карьера – это…

Подведение итога урока.

2.Назовите основные этапы профессионального становления личности.

3. Что такое признание ?

Домашнее задание

Составить перечень профессиональных знаний и умений, которыми должен обладать человек избранной вами профессии.


В этом видеоуроке мы поговорим о профессиональном становлении. Выясним, что подразумевают под этим термином. А также обсудим все этапы профессионального становления.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Этапы профессионального становления"

В жизни каждого человека, безусловно, важнейшее место занимает труд. Всё начинается с естественных потребностей человека – иметь пищу, одежду, кров над головой. Понятно, что всё это не падает с неба. А чтобы удовлетворить все свои потребности, человеку приходится изрядно потрудиться. А для того, чтобы успешно трудиться, конечно же, необходимо освоить какую-либо профессию.




Итак, по окончании школы перед каждым учеником возникает необходимость сделать будущий профессиональный выбор, то есть определиться с будущей профессией.



Ну а учёные под термином профессия понимают род трудовой деятельности человека, владеющего набором знаний, умений и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки и обычно являющихся источником существования.


Обратите внимание: в определении говорится, что человек должен владеть набором знаний, умений и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки. Так вот, чтобы стать на самом деле квалифицированным специалистом, профессионалом своего дела, нужно пройти определённые этапы профессионального становления.


Что это значит?

Вообще, под профессиональным становлением понимают процесс накопления опыта практической деятельности, профессионального совершенствования и приобретения мастерства.


В жизни каждого человека профессиональное становление занимает важное место. И если данный процесс рассматривать относительно времени, то он охватывает большую часть жизни каждого человека, начиная от выбора профессии в старшей ступени общеобразовательной школы и вплоть до окончания профессиональной деятельности в зрелом возрасте.


Исходя из этого, можно сказать, что профессиональное становление – это очень длительный, многолетний, практически бесконечный процесс, который предполагает возможность безграничного развития человека.

В зависимости от выбранной профессии процесс профессионального становления имеет свои особенности. Сделав выбор профессии и затем осваивая её, каждый человек меняется. Так, в процессе совершенствования своего профессионализма человек обогащает свой опыт, формирует направленность и компетентность, а также развивает профессионально важные качества.

Профессиональное становление связано с различными целями и имеет разное содержание на разных возрастных этапах. Вообще, в течение жизни человек проходит несколько этапов профессионального становления.

Давайте подробнее рассмотрим их.

Первый этап – формирование профессиональных намерений. На этом этапе человек получает общее представление о профессии, осознаёт собственные потребности и способности.


Всё начинается с того, что, ещё будучи ребёнком, в процессе игры мы имитируем профессиональные взаимодействия. Затем мы подрастаем и начинаем получать информацию о профессиях и их особенностях на занятиях в школе, при наблюдении за людьми, в общении, а также на временных подработках. В конце этого этапа, а он как-раз приходится на момент окончания общеобразовательной школы, перед нами появляется необходимость выбора профессии.

На втором этапе начинается профессиональное обучение. Этот этап относится к периоду, когда выпускники школ поступают в профессиональные учебные заведения (профессиональные училища, техникумы, вузы), где непосредственно получают профессиональное образование по выбранной профессии. На этом этапе человек осваивает необходимые знания, умения, навыки. Также в ходе этого этапа молодой человек пробует себя в роли стажёра, практиканта или работает и учится одновременно.


Третий этап профессионального становления предполагает вхождение в профессию, профессиональную адаптацию. Этот этап связан со взрослой жизнью, когда идёт непосредственное осваивание практических навыков и алгоритмов действий, профессиональных норм и требований, технологий деятельности, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности, освоение системы взаимоотношений в коллективе, приспосабливание к ритму, характеру, особенностям работы. Результатом данного этапа является профессиональная компетентность.


В толковых словарях компетентность определяют как осведомлённость, эрудированность. Под профессиональной компетентностью понимают совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности.


Основными уровнями профессиональной компетентности являются умелость, воспитанность, деловитость, адекватная самооценка, профессиональная обученность, профессиональная подготовленность, профессиональный опыт и профессионализм.

И последний этап профессионального становления – это частичная или полная реализация в самостоятельной трудовой деятельности. На этом этапе происходит стабилизация профессиональной деятельности, повышение квалификации, индивидуализация технологий выполнения деятельности, выработка собственной профессиональной позиции, качественное и творческое выполнение профессиональной деятельности. Результатом данного этапа будет профессиональное мастерство и творчество. Это высший уровень овладения профессиональной деятельностью.


Профессиональное мастерство определяется следующими личностными качествами: профессиональными знаниями и умениями, которые обеспечивают успешное выполнение сложной трудовой деятельности; высоким уровнем общей и технологической культуры; профессиональной мобильностью; профессиональной самостоятельностью; стремлением к самосовершенствованию; творческим подходом к работе.

Совершенствование мастерства — это очень сложный и длительный процесс. Немало времени и сил нужно человеку, чтобы достичь вершины в профессиональной деятельности. Но всегда нужно помнить, что каждый может стать мастером своего дела.


Профессиональное мастерство связано с профессиональным творчеством.

Профессиональное творчество — это создание человеком в ходе профессиональной деятельности чего-то нового, неповторимого, оригинального.

Творчество в профессиональной деятельности может способствовать развитию как самого процесса деятельности, так и его со​держания. Любая творческая деятельность, в том числе профессиональная, должна носить характер новизны: объективно новое и субъективно новое.

Объективно новое — это всё то, чего не было в истории человечества. Субъективно новое — это всё то, что является новым для данного человека или группы людей. Например, перенос известных методов работы в новые условия, включение в свою деятельность новых средств, способов и приёмов и многое другое.

Профессиональное становление является составной частью профессиональной карьеры.

Вообще, карьера — это быстрое достижение успехов в какой-либо деятельности. В свою очередь, профессиональная карьера — это достижение человеком успехов в профессиональной деятельности.



Человек достигает вершины своего профессионального развития на стадии осуществления самостоятельной профессиональной деятельности. Поэтому профессиональное развитие зависит от особенностей деятельности и индивидуальных возможностей конкретного человека. А значит, можно сказать, что процесс профессионального становления является индивидуальным и неповторимым для каждого человека.

Показателем профессионального становления являются формальные и неформальные критерии. К формальным критериям относятся: диплом специалиста, сертификаты повышения квалификации, должность. А к неформальным: профессиональное мышление, умение применять нестандартные средства для решения задач, востребованность труда.

Сегодня все этапы профессионального становления имеют особое значение. Ведь современная профессиональная деятельность отличается высокой сложностью. А значит, рынку труда необходимы высококвалифицированные специалисты, которые будут хорошо разбираться в новейших технологиях.


Современный специалист не должен замыкаться только на своей узкой специализации. Чтобы добиться успехов, он должен быть разносторонне образован. Ведь экономическая ситуация часто меняется, что приводит к необходимости быстрой переквалификации, получения новых навыков или смежной специальности.

На этом уроке мы с вами говорили о профессиональном становлении. Выяснили, что подразумевают под этим термином. А также обсудили все этапы профессионального становления.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессиональное становление — это форма личностного становления человека, рассмотренная сквозь призму его профессиональной деятельности. Показателем профессионального становления являются формальные критерии (диплом специалиста, сертификаты повышения квалификации, должность) и неформальные (профессиональное мышление, умение применять нестандартные средства для решения задач, востребованность труда).

Очевидно, что профессиональное становление подразумевает не только совершенствование трудовых навыков, но и самосовершенствование личности. Сравнение позиций начинающего специалиста и профессионала показывает, как меняется человек: из исполнителя он становится созидателем, от простого приложения знаний и навыков он приходит к анализу и критической оценке ситуации, от приспособления — к творчеству. Профессиональная деятельность является необходимым и самым длительным этапом социализации личности.

В течение жизни человек проходит несколько этапов профессионального становления:

1 предварительный этап — человек получает общее представление о профессии, осознает собственные потребности и способности. Первоначально он имитирует профессиональные взаимодействия в процессе игры, затем получает информацию о профессиях и их особенностях входе занятий в школе, при наблюдении, в общении, на временных подработках и т.д. В конце этого этапа молодой человек переходит к непосредственному выбору своей будущей профессии;

2 подготовительный этап — человек получает среднее и высшее профессиональное образование, приобретает необходимые знания, умения, навыки. В ходе этого этапа молодой человек пробует себя в роли стажера, практиканта или работает и учится одновременно;

3 этап адаптации — начало профессиональной деятельности, когда человек усваивает практические навыки и алгоритмы действий, осваивает основные социальные роли, приспосабливается к ритму, характеру, особенностям работы;

4 этап профессионализации — этап превращения специалиста в профессионала, процесс совершенствования и самораскрытия субъекта трудовой деятельности. В строгом смысле именно на этом этапе происходит профессиональное становление личности, а все предыдущие этапы — только подготовка к нему; о этап уменьшения активности — снижение профессиональной активности, связанное с достижением пенсионного возраста.

Сегодня подготовительный этап становления профессионал имеет особое значение. Современная профессиональная деятельность отличается высокой сложностью, поэтому рынок труда нуждается в высококвалифицированных специалистах, хорошо разбирающихся в новейших технологиях.

Очевидно, что личностное становление профессионала возможно только в том случае, если для профессиональной деятельности имеется положительная мотивация, а сама работа вызывает чувство удовлетворенности.

Конспект урока по технологии

Конспект урока по технологии "Профессиональное становление личности. Этапы. Профессиональная карьера". (11 класс)

Конспект урока по технологии

Конспект урока по технологии "Профессиональное становление личности. Этапы. Профессиональная карьера". (11 класс)

Конспект урока по технологии

Конспект урока по технологии "Профессиональное становление личности. Этапы. Профессиональная карьера". (11 класс)

Конспект урока по технологии

Конспект урока по технологии "Профессиональное становление личности. Этапы. Профессиональная карьера". (11 класс)

Конспект урока по технологии

Конспект урока по технологии "Профессиональное становление личности. Этапы. Профессиональная карьера". (11 класс)

Конспект урока по технологии

Этапы профессионального становления: Качество выполняемой работы Профессиональное мастерство и творчество Профессиональное умение Профессиональная обученность Выбор профессии Ранняя юность Юность Зрелость Время Взрослость

Конспект урока по технологии "Профессиональное становление личности. Этапы. Профессиональная карьера". (11 класс)

Конспект урока по технологии

Профессиональное становление  процесс формирования отношения к профессии  накопления опыта практической деятельности, профессионального совершенствования и приобретения мастерства

Конспект урока по технологии "Профессиональное становление личности. Этапы. Профессиональная карьера". (11 класс)

Конспект урока по технологии

Этапы профессионального становления:  Формирование профессиональных намерений  Профессиональное обучение  Вхождение в профессию  Частичную или полную реализацию в самостоятельной трудовой деятельности

Конспект урока по технологии "Профессиональное становление личности. Этапы. Профессиональная карьера". (11 класс)

Конспект урока по технологии

Профессиональная компетентность  профессиональная обученность, умелость, воспитанность и адекватная самооценка

Конспект урока по технологии "Профессиональное становление личности. Этапы. Профессиональная карьера". (11 класс)

Конспект урока по технологии

Конспект урока по технологии "Профессиональное становление личности. Этапы. Профессиональная карьера". (11 класс)

Конспект урока по технологии

Конспект урока по технологии "Профессиональное становление личности. Этапы. Профессиональная карьера". (11 класс)

Конспект урока по технологии

 Профессиональное творчество – это создание человеком чего- то нового, неповторимого, оригинального в ходе профессиональной деятельности

Конспект урока по технологии "Профессиональное становление личности. Этапы. Профессиональная карьера". (11 класс)

Конспект урока по технологии

Этапы профессионального становления: Качество выполняемой работы Профессиональное мастерство и творчество Профессиональное умение Профессиональная обученность Выбор профессии Ранняя юность Юность Зрелость Время Взрослость

Конспект урока по технологии "Профессиональное становление личности. Этапы. Профессиональная карьера". (11 класс)

Конспект урока по технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Профессиональное становление личности.

Цели: - сформировать понимание обоснованной взаимосвязи личностных склонностей и

стремлений к профессиональному становлению,

- диагностировать собственные профессиональные склонности и склонности к

- определить перечень необходимых личностных качеств, актуализирующих

Педагогические технологии: коммуникативные технологии, технологии проблемного и системно-деятельностного обучения, технологии групповых форм работы, технологии личностно ориентированного обучения, информационно-коммуникационные технологии.

Установление межличностного взаимодействия посредством диалога-размышления.

- Поясните смысл фразы.

Проблемный вопрос.

Профессиональный путь – дорога, требующая усилий? С кем или с чем приходится бороться на этом пути? Могу ли я сам себе быть помехой? Докажите примерами.

Актуализация знаний посредством обзора предыдущих тем.

- Что такое профессиональная компетентность?

- Что следует понимать под профессиональным мастерством?

- Согласуйте понятия с девизом урока.

- Помогите определить тему урока.

Вывод: Профессиональное становление личности – важная фаза жизненного пути.

Профессиональное самоопределение – первый этап.

Диагностика профессиональных склонностей.

Работа с Интернет-ресурсами – сайт testoteka.narod.ru

Результат – на компьютер учителя.

Профессиональное становление личности.

- Помогите раскрыть смысл понятия.

Уточнение учителя: Профессиональное становление личности – это, с одной стороны, процесс формирования отношения к профессии, степень эмоционально-личностной вовлеченности в нее; с другой – накопление опыта практической деятельности, профессиональное совершенствование и приобретение мастерства.

- Практическая работа.

Задание: Построить график зависимости понятий. Обосновать взаимосвязь.

Вывод: Профессиональное становление личности реализуется в мастерстве и творчестве.

1 группа – Этап роста (от рождения до 14 лет).

В детстве начинает развиваться "Я-концепция". В своих играх дети проигрывают различные роли, затем пробуют себя в разных занятиях, выясняя, что им нравится и что у них хорошо получается. У них проявляются какие-то интересы, которые могут повлиять на будущую профессиональную карьеру.

2 группа – Этап исследования (от 15 до 24 лет).

Юноши и девушки пытаются разобраться и определиться в своих потребностях, интересах, способностях, ценностях и возможностях. Основываясь на результатах такого самоанализа, они прикидывают возможные варианты профессиональной карьеры. К концу этого этапа молодые люди обычно подбирают подходящую профессию и начинают ее осваивать.

3 группа – Этап упрочнения карьеры(от 25 до 44 лет).

Теперь работники стараются занять прочное положение в выбранной ими деятельности. В первые годы своей трудовой жизни они еще могут менять место работы или специальность, но во второй половине этого этапа наблюдается тенденция к сохранению выбранного рода занятий. В трудовой биографии человека эти годы часто оказываются наиболее творческими.

4 группа – Этап сохранения достигнутого (от 45 до 64 лет).

Работники стараются сохранить за собой то положение на производстве или службе, которого они добились на предыдущем этапе.

5 группа – Этап спада (после 65 лет).

Физические и умственные силы теперь уже пожилых работников начинают убывать. Характер работы меняется, с тем чтобы он мог соответствовать снизившимся возможностям человека. В конце концов трудовая деятельность прекращается.

Выступление представителей групп, иллюстрация примерами. Итоги работы.

Подводя итоги, следует отметить, что профессиональное развитие личности представляет собой системное явление, определяемое общими закономерностями психического развития и происходящее в определенных социокультурных условиях. При этом следует говорить об индивидуальном цикле профессионального развития, имеющем свое психологическое содержание.

Диагностика склонности к творчеству. Самостоятельная работа.

Данный вопросник составлен на основе нескольких хорошо зарекомендовавших себя методик и предназначен для определения степени выраженности творческого компонента личности. Его автор - Д. Холмс, 1976.

Инструкция: Отвечать нужно спонтанно, без долгих раздумий, и ни в коем случае не менять выбранные варианты. Конечно же, нельзя сразу заглядывать в ответы, даже для предварительного ознакомления – иначе теряется весь смысл тестирования. Далее. Слева от номера каждого вопроса или утверждения поставьте букву, значение которой точнее всего отражает степень Вашего согласия с данным утверждением. Буквы означают.

А – согласен целиком.
Б – согласен.
В – затрудняюсь ответить определенно.
Г – не согласен.
Д – совершенно не согласен.

Подсчет и оценка результатов.

Все утверждения из опросника делятся на две категории: сформулированные позитивно и сформулированные негативно, т.е. согласие с последними означает отрицание склонности к творчеству. Оценка утверждений из этих двух категорий проводится противоположным образом.

К позитивно сформулированным вопросам (утверждениям) относятся:
1. 3, 4, 7, 9, 11, 16, 17, 19, 22, 23, 25, 26, 27, 30, 31, 37, 44, 47, 48, 50, 52, 55, 57, 59, 60, 61, 63, 64, 66, 67, 70, 71, 72, 73, 74, 75.

Ответы на эти вопросы оцениваются следующим количеством баллов:
А = +2, Б = +1, В = 0, Г = -1, Д = -2.

К негативно сформулированным вопросам (утверждениям) относятся:
2. 5, 6, 8, 10, 13, 14, 15, 18, 21, 24, 28, 29, 32, 33, 34, 35, 36, 39, 40, 41, 42, 43, 45, 46, 49, 51, 53, 54, 56, 58, 62, 65, 68, 69.
Ответы на эти вопросы оцениваются следующий образом:
А = -2, Б = -1, В = 0, Г = +1, Д = +2.

Ответы на вопросы 12 и 20 не оцениваются.

- Подсчитайте общую сумму набранных баллов и соотнесите ее с приведенными ниже категориями:

• Более 100 баллов – ярко выраженные творческие наклонности.
• От 60 до 99 баллов – выраженные творческие наклонности.
• От 0 до 60 баллов – средние способности к творчеству.
• Менее 0 – слабая склонность к творчеству.

- Отправьте результаты диагностики на компьютер учителя.

Задание для самостоятельной работы дома.

Итог работы. Рефлексия занятия.

- Сопоставьте деятельность на уроке с перспективами профессионального будущего.

- Наибольшие затруднения? Пожелания учителю. Пожелания одноклассникам. Пожелания себе.

Читайте также: