Конструирование многоугольников из деталей танграма 1 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Занятие по внеурочной деятельности "Смекалка" по теме "Танграм".

Содержимое разработки

Тема: Геометрические фигуры. Танграм.

Класс: 1 класс

Тип занятия: усвоение новых знаний.

Форма занятия: моделирование.

Планируемые результаты:

предметные: формировать умения различать, называть многоугольники; строить многоугольник из соответствующего количества фигур, соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами;

метапредметные: формировать универсальные учебные действия:

регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль и самооценку;

познавательные: формировать умение проводить сравнение, выстраивать цепочку логических рассуждений

личностные: способствовать развитию интереса к математике.

Оборудование: презентация, комплекты фигур танграма, клей, альбомные листы.

1. Разминка: мы начнём сегодня наше занятие, как обычно, с разминки.

1. – Назовите фигуру, у которой три угла. (треугольник)

2. - Сколько у него сторон? (три)

3. – Отгадайте загадку:

Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…. (квадрат).

4. – Сколько вершин у квадрата? (4)

- Сколько сторон? (4)

- Что мы ещё знаем о квадрате? (у него все стороны равны)

5. - Какую фигуру можно составить из 5 палочек?(пятиугольник)

- Сколько у него вершин? (5)

6. – Отгадайте загадку:

Нет углов у меня,
И похож на блюдо я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо и колесо. (круг)

7. - Как называется фигура, у которой все углы прямые и противоположные стороны равны? (прямоугольник)

8. - Как называется фигура, у которой 6 углов?

- Сколько у неё сторон? (6)

- Сколько вершин? (6)







9. - Как можно назвать все эти фигуры? (геометрические)

10. - Какая фигура лишняя? (круг)

- Почему? (нет углов)

2. Формулирование темы и целей:

- Ребята, как вы думаете, какова тема нашего занятия? (геометрические фигуры)

- А что такое ГОЛОВОЛОМКА, как вы думаете?

- С какими головоломками вы уже знакомы? (кубик Рубика, пятнашки, загадки, ребусы, спичечные головоломки и т.д.)

3. Открытие нового:

3. – Посмотрите на экран. Что это? (домик).

- Ребята, а в какой сказке лесные обитатели жили в одном домике? (Теремок)

- Отгадайте загадки и назовите жителей сказочного теремка.

Зимой беленький,
А летом серенький.(заяц)

Роет, роет, роет,
Ход подземный строит. ( крот )

Рыжая плутовка,
В сарай попала,
Кур пересчитала.(лиса)

Кто в лесу глухом живёт,
Летом ест малину, мёд. (медведь)

У него на голове
Ветки. Даже сразу две.
Говорят: всего два рога,
Да зато отростков много. ( олень )

На суку таится кошка,

Но совсем она не крошка.

Потому что это - ( рысь )

На кочке, мягкой, как подушка,
С восторгом квакает ( лягушка )

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Факультатив по математике

Проверено:_________

- развитие образного мышления, воображения, комбинаторных способностей, умения визуально делить целое на части;

-воспитание самостоятельности, взаимопомощи.

Форма работы: индивидуальная, групповая

Форма занятия: игровая

Оборудование: фигуры разных цветов и размеров

Прозвенел уже звонок,

Будем быстро мы считать,

Будем думать и решать.

ІІ .Вступительная беседа

Давайте вспомним, что представляет собой эта головоломка.

Головоломка представляет собой квадрат, разрезанный на 7 частей: 2 больших треугольника, 1 средний, 2 маленьких треугольника, 1 квадрат и 1 параллелограмм.

hello_html_14902cd0.jpg

ІІІ . Постановка цели

- Посмотрите на доску . Что вы видите?

http://img.rastu.ru/uploads/education-theory/prav_mnogoug.jpg

http://900igr.net/datas/geometrija/Mnogougolniki-9-klass/0007-007-Vidy-mnogougolnikov.jpg

-Назовите эти фигуры. Каким словом мы можем объединить эти фигуры?

-Какую фигуру мы называем многоугольником?

Сегодня мы с вами научимся составлять многоугольники из деталей танграма.

VI .Работа по теме урока

а) -Перед вами лежат квадраты, они уже расчерчены. Берем ножницы и аккуратно разрезаем по линиям. (Инструктаж по ТБ о правилах работы с ножницами) Какие фигуры у вас получились? На какие 2 группы мы можем их разделить?

б) Работа в группах

- Из частей танграма составьте как можно больше многоугольников.

V . Итог урока

-В какую игру мы играли сегодня?

-Чему она нас учит?

-Что такое многоугольник?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 682 человека из 75 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 252 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 17.03.2016 4968
  • DOCX 166.9 кбайт
  • 105 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Маткебекова Светлана Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

(деятельность учителя и учащихся)

  1. Мотивация к учебной деятельности.
  1. Взаимоприветствие, фиксация отсутствующих.

-Поделитесь улыбкою своей и от всей души пожелайте удачи друг другу. Дети в парах, держась за руки, приносят слова хором вслух.

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

-Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю- у вас всё получится!

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

  • самоопределение (Л);
  • смыслообразование (Л);
  • целеполагание (П);
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

2. Актуализация знаний

- Как вы понимаете это слово?

- Какие головоломки вы знаете?

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3 ) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

Рассказ учителя о знаменитых головоломках: Кубик Рубика, Пирамидка Рубика, Змейка Рубика, Волшебные кольца, Цилиндр.

Цилиндр - представляет собой вращающие вдоль оси кольца с цветными шариками. Задача, перемещая шарики - собрать полоски одного цвета.

Волшебные кольца - два кольца соединены в форме восьмерки. Кольца заполнены цветными (всего от 2 до 4 цветов) шариками, которые могут свободно перемещаться в кольцах. Необходимо из перемешавшихся шариков составить непрерывные последовательности каждого цвета.

Танграм – головоломка с перекладыванием картинок – всего лишь один из множества видов задач для ума. Ребусы, загадки, различные хитрые задачки на подсчёты, логические головоломки – человечество придумывает всё новые и новые развлечения. Все они, на первый взгляд – не более чем забава, на самом деле являются прекрасным средством развить и поддержать свой интеллект на должном уровне.

Это было давно, почти две с половинной тысячи лет назад. У немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло удовольствие целый день забавляться игрушками.

Император призвал к себе трёх мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. И три мудреца придумали эту игру.

На первый взгляд, игра очень проста. Всё, что требуется – это сложить из разбросанных деталей (они получаются разрезанием квадрата на 7 частей) какую-либо фигуру. Однако, задача только кажется лёгкой. Не всякий взрослый сможет решить мудрые комбинации фигурок танграма.

В Китае слово танграм неизвестно, а игра имеет название Чи – Чао – Ту (семь хитроумных фигур).

Физкультминутка. Упражненья
Крутим мельницу вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Наклоняться будем все,
Будто прыгаем в бассейн. (Наклоны вперёд.)
А потом назад прогнёмся,
Хорошенько разомнёмся. (Наклоны назад.)
И попрыгать нам пора,
Мы не прыгали с утра. (Прыжки на месте.)
Шаг на месте в заключенье.
Это тоже упражненье. (Ходьба на месте.)
Поскакали, потянулись —
Вот и славно отдохнули. (Дети садятся.)

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3 ) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1 ) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2 ) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

ΙΙΙ. Применение нового знания

Практическая работа по теме занятия.

-К нам из Китая пришла телеграмма.

« Ребята, помогите! Злой волшебник заколдовал принца и превратил его в фигурку танграма. Части этой фигурки он разбросал по всему свету. Вам надо найти их, собрать и прислать мне. А мой придворный маг расколдует принца. Пожалуйста, помогите!

-Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? (Собирать танграм.)

-А для чего нам это нужно? (Мы хотим помочь принцессе и принцу)

-Итак, мы разделимся на 2 команды: мальчики и девочки. Вам предстоят сложные испытания, за каждое выполненное задание , вы получите часть фигурки танграма, а потом мы все вместе попытаемся собрать силуэт принца.

(Дети располагаются по группам)

Отправляемся на поиски. Нам нужно средство передвижения. Нам надо будет плыть по реке. На чем мы можем поплыть? (На корабле) Какая команда первой соберет кораблик? На том корабле и поплывем.

(Дети собирают на полу кораблик из фигур танграма)

Плыли мы плыли и вот причалили к берегу. Дальше надо идти пешком. А на встречу нам зверь невиданный.

Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето.

Итак, нам надо сложить фигурку зайца.

Трудный путь впереди. Нам надо быть в хорошей физической форме. И чтоб добыть еще одну часть фигуры танграма, надо размяться и сделать зарядку.

Физкультминутка. Разминка
Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим.
Раз-два-три-четыре-пять! (Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.)
Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
Руку правую поднимем,
А другую вниз опустим.
Мы меняем их местами,
Плавно двигаем руками. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, плавным
движением одна рука опускается, а другая одновременно — поднимается.)
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте .)

Идем дальше. Вдруг видим под кустом лежит записка, а в ней загадка. Горело 7 свечей, 2 погасли. Сколько свечей осталось? (2, остальные догорели и растаяли). Давайте сложим свечку.

Долго мы шли и вот скоро наступит ночь. Нам надо найти место для ночлега. Давайте построим дом. Какая команда пригласит нас к себе ночевать?

Мы устали, нам надо отдохнуть. В это время играет тихая китайская музыка.

Представили, что вы лежите в теплых постельках, на мягких пушистых подушках. Вам хорошо и спокойно. Вам снятся чудесные цветные сны. Ваше тело отдыхает, набирается сил. Вас ничего не беспокоит. Вы крепко спите. И вот, вы чувствуете, что уже отдохнули и наступает пробуждение. Вы проснулись, чувствуете себя полными сил и готовыми к новым испытаниям.

Мы проснулись, потянулись. Что по утрам надо делать? (зарядку). И за это, если мы хорошо разомнемся, мы получим еще одну часть танграма.

Дети самостоятельно проводят физминутку.

Итак, последнее задание.

Задача про конфеты. У Вани и Юли было одинаковое количество конфет. Ваня отдал Юле 2 конфеты. На сколько конфет стало больше у Юли? (на 4 конфеты). Пора бы нам и подкрепиться. Сложили конфетку.

Молодцы, теперь все части у нас есть. И у нас получился силуэт принца на коне. Мы отправим этот танграм принцессе, а ее добрый маг-волшебник расколдует его. Скажите, какая цель была у нас сегодня? Вам понравилось наше путешествие? А какие фигуры вам показались более сложными? Как вы думаете, мы достигли своей цели? Будем надеяться, что у принца с принцессой все сложится хорошо. А вам спасибо, что помогли им и не оставили в беде.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

Конспект урока по внеурочной деятельности 1кл . Математическая головоломка

Образовательные: познакомить с историей танграма, определить фигуры, из которых состоит танграм, показать применение геометрических фигур с творческой стороны, развивать умение составлять фигуры из танграма.

Развивающие: развивать пространственное воображение, внимательность,

Воспитательные: воспитывать личности с нестандартным критическим мышлением, самостоятельность, взаимную ответственность за результаты учебного труда. , формировать познавательные потребности; воспитывать у детей интерес к учебному материалу, желание учиться; воспитывать культуру межличностных отношений.

Формирование УУД:

Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей и с восстановлением недостающих.

Регулятивные УУД:

- учить планировать свои действия при решении логических задач-головоломок, развивать логическое мышление, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Коммуникативные УУД:

- учить точно формулировать свои вопросы и ответы, строить речевые высказывания.

– формировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать действия партнера

Личностные УУД:

- воспитывать интерес к предмету, познавательную активность.

Всех рада видеть вас, друзья,

Занятие нам начинать пора.

Садитесь тихо, не шалите,

И внимательно за всем следите.

Надо думать, отвечать,

И прочно материал запоминать.

Тихо садитесь, закройте глаза и мысленно скажите: “Я внимателен, я думаю, я сосредоточен, я догадлив и сообразителен, я уверен в себе”. Покажите улыбкой, что вы желаете друг другу удачи.

Чтоб работа закипела,

Приготовьте все для дела.

Будем клеить, мастерить –

Все должно в порядке быть.

Давайте проверим, все ли мы приготовили для урока?

Всех листов плотнее он,

Белый и цветной. (картон)

Вырезай и клей их ты.

Можешь сотворить и флаги

Из листов. (цветной бумаги)

Пара острых, тонких ног

Без туфлей и без сапог.

На ногах — по голове

Для чего, скажите мне?

По бумаге ходят ноги,

Режут все, что на дороге. (Ножницы)

Чинишь рваную тетрадь?

Им листы намажь скорей.

Нужно крепко их прижать,

Чтоб быстрее высох. (клей)

Вспомним правила безопасности при работе с ножницами:

Работать с ножницами можно,

Но только очень осторожно.

Нельзя играть, нельзя махать,
Открытыми не оставлять.

Кольцами вперед подай,
Все это строго соблюдай.

Лишь окончена работа –

Ножницам нужна забота:

Не забудь ты их закрыть

И на место положить.

Эмоционально настраи-ваются на работу.

Отгадывают загадки, проверяют свою готовность к уроку.

Повторяют правила безопасности при работе с ножницами, дополняют ответы учителя.

Личностные:Положительный эмоциональный настрой на работу.Самоопределение в учебной деятельности и самополагание в ней,

Регулятивные : понимание и принятие учащимися цели, поставленной учителем, преобразование в практическую задачу .

Познавательные: умение организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе; знания о гигиене учебного труда и организации рабочего места.

Введение в тему занятия .

Что такое танграм? (Слайд )

Воспринимают информацию сообщаемую учителем;обобщают информацию

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3 ) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1 ) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2 ) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Объяснение нового материала

Послушайте две легенды

Легенда первая: о разбитой плитке

Более 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи фигур, назвали Доской Мудрости.

Легенда вторая: о разбитой плитке

Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник.

Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками.

Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей.

Читайте также: