Эволюция либеральной демократии конспект кратко

Обновлено: 05.07.2024

Либера́льная демокра́тия является формой общественно-политического устройства — правовым государством на основе представительной демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей осуществлять власть ограничены во имя защиты прав меньшинства и свобод отдельных граждан.

Либеральная демократия ставит своей целью равное обеспечение каждому гражданину прав на соблюдение надлежащих правовых процедур, частную собственность, неприкосновенность личной жизни, свободу слова, свободу собраний и свободу вероисповедания. Эти либеральные права закреплены в высших законах (таких, как конституция или статут, либо же в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями), которые, в свою очередь, наделяют различные государственные и общественные органы полномочиями с целью обеспечения этих прав. [1]

В либеральной демократии политическая группа, находящаяся у власти, не обязана разделять все аспекты идеологии либерализма (например, она может выступать за демократический социализм). Однако она обязана подчиняться упомянутому выше принципу господства права. Термин либеральный в данном случае понимается так же, как в эпоху буржуазных революций конца XVIII века: обеспечивающий каждому человеку защиту от произвола со стороны власти и органов правопорядка.

Содержание

Структура общественно-политического устройства

Политическая система

Хотя либеральные демократии включают элементы прямой демократии (референдумы), подавляющее большинство верховных государственных решений принимается правительством. Политика этого правительства должна зависеть только от представителей законодательной власти и главы исполнительной власти, которые устанавливаются в результате периодически проводимых выборов. Подчинение правительства каким-либо не избираемым силам не допускается. В промежутке между выборами правительство должно работать в режиме открытости и прозрачности, факты коррупции должны немедленно предаваться огласке.

Одним из главных положений либеральной демократии является всеобщее избирательное право, дающее каждому взрослому гражданину страны равное право голосования, независимо от расы, пола, материального положения или образования. Реализация этого права, как правило, связана с определённой процедурой регистрации по месту жительства. Результаты выборов определяются только теми гражданами, которые фактически приняли участие в голосовании, однако часто явка должна превысить некоторый порог, чтобы голосование считалось состоявшимся.

Важнейшей задачей выборной демократии является обеспечение подотчётности избранных представителей перед нацией. Поэтому выборы и референдумы должны быть свободными, справедливыми и честными. Им должна предшествовать свободная и честная конкуренция выразителей различных политических взглядов, сочетающаяся с равенством возможностей для избирательных кампаний. На практике политический плюрализм определяется присутствием нескольких (минимум двух) политических партий, которые имеют значимую власть. Важнейшим необходимым условием для этого плюрализма является свобода слова. Выбор людей должен быть свободен от преобладающего влияния армии, иностранных держав, тоталитарных партий, религиозных иерархий, экономических олигархий и любых других могущественных групп. Культурные, этнические, религиозные и прочие меньшинства должны иметь приемлемый уровень возможностей участия в процессе принятия решений, который, как правило, достигается путём предоставления им частичного самоуправления.

Права и свободы

Наиболее часто приводимые критерии либеральной демократии имеют форму гражданских прав и свобод. Большинство из этих свобод были заимствованы из различных течений либерализма, однако приобрели функциональное значение.

  • Право на жизнь и на достоинство личности
  • Свобода слова
  • Свобода средств массовой информации и доступ к альтернативным источникам информации
  • Свобода вероисповедания и публичного выражения религиозных взглядов
  • Право на объединение в политические, профессиональные и другие организации
  • Свобода собраний и открытой общественной дискуссии
  • Академическая свобода
  • Независимое правосудие
  • Равенство перед законом
  • Право на соблюдение надлежащих правовых процедур в условиях верховенства закона
  • Неприкосновенность частной жизни и право на личную тайну
  • Право на владение собственностью и на частное предпринимательство
  • Свобода передвижения и выбора места работы
  • Право на образование
  • Право на свободный труд и свободу от чрезмерной экономической эксплуатации
  • Равенство возможностей

Некоторые из перечисленных свобод в определённой степени ограничены. Однако все ограничения обязаны отвечать трём условиям: они должны строго соответствовать закону, преследовать праведную цель и должны быть необходимы и адекватны для достижения этой цели. Законы, вводящие ограничения, должны стремиться быть недвусмысленными и не давать возможность для разных толкований. Среди легитимных целей числятся защита репутации, достоинства личности, национальной безопасности, общественного порядка, авторского права, здоровья и морали. Многие ограничения носят вынужденный характер, чтобы права одних граждан не умаляли свободу других.

Особого внимания заслуживает то, что люди, принципиально несогласные с доктриной либеральной демократии (в том числе, по культурным или религиозным мотивам), наравне с остальными обладают теми же правами и свободами. Это вытекает из концепции открытого общества, согласно которой политическая система должна быть способна к самоизменению и эволюции. Понимание важности этого положения является относительно новым в либеральной демократии, и ряд её сторонников до сих пор считает легитимными правовые ограничения на пропаганду любых идеологий, враждебных этому режиму.

Условия

Согласно распространённому мнению, для возникновения либеральной демократии необходимо соблюдение ряда условий. В качестве таких условий приводятся развитая система правосудия, законодательная защита частной собственности, наличие широкого среднего класса и сильное гражданское общество.

Уровень материального благополучия в стране также едва ли является условием для перехода страны от авторитарного режима к либеральной демократии, хотя исследования показывают, что этот уровень играет значительную роль в обеспечении её устойчивости [3] .

Между политологами существует спор, каким образом создаются устойчивые либеральные демократии. Наиболее распространены две позиции. Согласно первой из них для возникновения либеральной демократии достаточно длительного раскола элит и привлечения правовых процедур, а также более широких слоев населения к разрешению конфликтов. Вторая позиция состоит в том, что необходима длительная предыстория формирования демократических традиций, обычаев, институтов и т. д. тех или иных народов [4] .

История

До середины XIX века либерализм и демократия находились в определённом противоречии друг с другом. Для либералов основой общества являлся человек, который обладает собственностью, нуждается в её защите, и для которого не может носить остроту выбор между выживанием и сохранением своих гражданских прав. Подразумевалось, что только собственники участвуют в общественном договоре, в котором они дают правительству согласие на то, чтобы оно правило, в обмен на гарантии защиты их прав. Напротив, демократия означает процесс формирования власти на основе волеизъявления большинства, в котором участвует весь народ, в том числе и неимущие.



После революции 1848 г. и государственного переворота Наполеона III (в 1851 г.) либералы всё больше стали признавать необходимость демократии. События показали, что без участия широких масс в общественном договоре либеральный режим оказывается неустойчивым, а реализация идей либерализма в полной мере остаётся утопией. Параллельно стали набирать силу социал-демократические движения, которые отрицали возможность справедливого общества, построенного на частной собственности и свободном рынке. С их точки зрения, полноценная демократия, в которой все граждане имеют равный доступ ко всем демократическим институтам (выборы, средства массовой информации, правосудие и т. д.), могла реализоваться только в рамках социализма. Однако убедившись в росте численности среднего класса, большинство социал-демократов отказалось от революции, приняло решение участвовать в демократическом процессе и добиваться проведения законодательных реформ с целью плавной эволюции в сторону социализма.

К началу XX века социал-демократы стран Запада добились значительных успехов. Были значительно расширены избирательные права и начаты реформы, которые повысили уровень социальной защиты населения. Эти процессы ускорились после Октябрьской революции 1917 г. в России. С одной стороны, революция и последующая за ней национализация частной собственности сильно напугала правых (классических) либералов, которые признали необходимость сглаживания социальных противоречий и обеспечения равенства возможностей. С другой стороны, социалисты увидели в советском режиме угрозу для демократии и стали поддерживать укрепление защиты прав меньшинства и отдельных граждан.

Либеральная демократия в мире



██ свободные страны
██ частично свободные страны
██ несвободные страны


Государства по их системе правления
██ президентские республики
██ полупарламентские республики
██ полупрезидентские республики
██ парламентские республики
██ парламентские конституционные монархии
██ конституционные монархии
██ абсолютные монархии
██ однопартийные режимы
██ военные диктатуры



Выборные демократии по их системе правления. По мнению экспертов Freedom House, в этих странах смена правительства путём выборов возможна.

Типы либеральных демократий

Наличие либеральной демократии во многом определяется фактически реализованными принципами и соответствием режима вышеприведённым критериям. Например, Канада формально является монархией, однако фактически управляется демократически избираемым парламентом. В Великобритании формально высшей властью обладает наследственный монарх, однако фактически такой властью обладает народ, через избранных им представителей (также существует противоположная точка зрения, что парламентаризм в Великобритании — всего лишь ширма для абсолютной монархии). Монархия в этих странах во многом носит символический характер.

Существует множество систем выборов для формирования парламента, наиболее распространёнными из которых являются мажоритарная система и пропорциональная система. При мажоритарной системе территория разделяется на округа, в каждом из которых мандат достаётся кандидату, набравшему большинство голосов. При пропорциональной системе места в парламенте распределяются пропорционально числу голосов, отданных за партии. В некоторых странах часть парламента формируется по одной системе, а часть по другой.

Страны также отличаются по методу формирования исполнительной и законодательной власти. В президентских республиках эти ветви формируются раздельно, что обеспечивает высокую степень их разделения по функции. В парламентских республиках исполнительная власть формируется парламентом и находится в частичной зависимости от него, что обеспечивает более равномерное распределение объёма властных полномочий между ветвями.

Страны Скандинавии являются социал-демократиями. Это связано с высоким уровнем социальной защиты населения, равенством в уровне жизни, бесплатным средним образованием и здравоохранением, значительным государственным сектором в экономике и высокими налогами. Вместе с тем в этих странах государство не вмешивается в ценообразование (даже в государственном секторе, за исключением монополий), банки частные, и отсутствуют препятствия для торговли, в том числе международной; эффективные законы и прозрачные правительства надёжно защищают гражданские права людей и собственность предпринимателей.

Либеральная демократия в России

В самой России часть населения ошибочно связывает доктрину либеральной демократии с националистической партией ЛДПР [6] . Демократия в целом вызывает поддержку, однако большинство ставит социальные права выше политических [7] .

Критический анализ

Достоинства

Прежде всего, либеральная демократия опирается на верховенство права и всеобщее равенство перед ним. [источник не указан 764 дня]

В публикации, профинансированной Всемирным банком, утверждается, что либеральная демократия обеспечивает подотчётность органов власти перед нацией. В случае, если народ недоволен политикой правительства (по причине коррупции или чрезмерной бюрократии, попыток обойти законы, ошибок в экономической политике и т. д.), то на следующих выборах оппозиция имеет высокий шанс одержать победу. После её прихода к власти, самый надёжный способ удержаться — это не допустить ошибок предшественников (уволить коррумпированных или неэффективных чиновников, соблюдать законы, привлечь грамотных экономистов и т. д.) Таким образом, по мнению авторов работы, либеральная демократия облагораживает стремление к власти и вынуждает правительство работать на благо нации. Это обеспечивает относительно низкий уровень коррупции [8] .

Вместе с тем, ряд стран (Швейцария, Уругвай) и регионов (Калифорния) активно используют элементы прямой демократии: референдумы и плебисциты.

Благодаря тому, что меньшинство способно оказывать влияние на процесс принятия решений, либеральная демократия обеспечивает защиту частной собственности для обеспеченных. [источник не указан 764 дня] Американский автор Элвин Пауэлл, основываясь на работе Альберто Абади, профессора Школы управления Джона Ф. Кеннеди Гарвардского университета, утверждает, что страны, обладающие широкой политической свободой, также как и страны с сильным автократическим режимом, характерны самым низким уровнем терроризма [9] . Данный эффект, возможно, распространяется даже за пределы региона: статистика показывает, что начиная с конца 1980-х, когда в Восточной Европе многие страны встали на путь либеральной демократии, общее число военных конфликтов, этнических войн, революций и т. п. в мире резко уменьшилось [7] (англ.) [нет в источнике] .

Ряд исследователей полагает, что эти обстоятельства (в особенности, экономическая свобода) способствуют экономическому подъёму и росту уровня благосостояния всего населения, выраженном в ВВП на душу населения [8] (англ.) . Вместе с тем, несмотря на высокие темпы экономического роста, некоторые либерально-демократические страны до сих пор являются относительно бедными (напр., Индия, Коста-Рика), а ряд авторитарных режимов, наоборот, процветают (Бруней).

По утверждению ряда исследователей, либеральная демократия более эффективно распоряжается имеющимися ресурсами в случае их ограниченности, чем авторитарные режимы. Согласно этому мнению, либеральные демократии характеризуются более высокой продолжительностью жизни и меньшей детской и материнской смертностью, независимо от уровня ВВП, неравенства в доходах или размера государственного сектора [10] .

Недостатки

Либеральная демократия является разновидностью представительной демократии, что вызывает критику со стороны приверженцев прямой демократии. Они утверждают, что в представительной демократии власть большинства выражается слишком редко — в момент выборов и референдумов. Реальная же власть сосредоточена в руках очень небольшой группы представителей. С этой точки зрения, либеральная демократия ближе к олигархии, в то время как развитие технологий, рост образованности людей и повышение их вовлечённости в жизнь общества создают предпосылки для передачи всё больших властных полномочий в руки народа напрямую.

Стремясь удержать власть, выбранные представители в первую очередь озабочены мерами, которые позволят им сохранить позитивный имидж в глазах избирателей на следующих выборов. Поэтому они отдают предпочтение таким решениям, которые принесут политические дивиденды уже в ближайшие месяцы и годы, в ущерб малопопулярным решениям, эффект которых проявится только через несколько лет. Однако высказывались сомнения, является ли данный недостаток действительно недостатком, ибо осуществление долгосрочных прогнозов для общества крайне затруднительно, и поэтому акцент на краткосрочных целях может оказаться более эффективным.

С другой стороны, чтобы усилить вес своего голоса, отдельные избиратели могут поддерживать специальные группы, занимающиеся лоббированием. Такие группы способны получать государственные субсидии и добиваться решений, отвечающих их узким интересам, но при этом не отвечающих интересам общества в целом.

Либертарианцы и монархисты критикуют либеральную демократию за то, что выбранные представители часто меняют законы без видимой необходимости. Это затрудняет способность граждан соблюдать законы и создаёт предпосылки для злоупотреблений со стороны правоохранительных органов и чиновников. Сложность законодательства также приводит к медлительности и громоздкости бюрократической машины.

Существует распространённое мнение, что режимы с высокой концентрацией власти оказываются более эффективными в случае войны. Утверждается, что демократия требует длительной процедуры согласования, народ может возражать против призыва. В то же время монархии и диктатуры в состоянии быстро мобилизовать необходимые ресурсы. Однако последнее утверждение часто противоречит фактам [11] . Кроме того, ситуация существенно меняется при условии наличия союзников. Определённость во внешней политике приводит к большей эффективности военного союза между демократическими режимами, чем между авторитарными.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока на тему

история 10 класс

Асанова Э .Р.

Развивающая – формирование умений работать с текстом учебника, выделять главную и второстепенную мысль

Воспитательная – Формирование ценностного отношения к демократии как политического течения, и важной составляющей правового государства.

Тип урока – комбинированный.

Методы и приемы работы: работа с текстом учебника, беседа, лекция, составление опорных схем по параграфу

Литература : Всеобщая история 10 класс В.И. Уколова, А.В. Ревякин

Актуализация опорных знаний

проверка д/з : ученики отвечают на вопросы 5, 7 учебника на стр. 296 – 297

Мы с вами продолжаем изучать развитие общества Западной Европы в период Нового времени. На прошлом уроке мы изучили ход и итоги политических революций. Сегодня мы продолжим изучать какое влияние революции оказала на дальнейшее развитие общеетва и политических отношений.

Изучение новой темы:

Консульство и империя во Франции

Либеральные и демократические реформы

Эпоха консервативных реформ

1.Консульство и империя во Франции

Конституция восстановила всеобщее избирательное право. Однако реально Францией управляли самые богатые люди (около 70 тыс. человек). Они были внесены в особые списки нотаблей, из которых и отбирались кандидаты на замещение государственных должностей. Бонапарт постарался в зародыше подавить всякую оппозицию своей власти. Большинство парижских газет было закрыто. Министр полиции Фуше осуществлял цензуру печати. Вместе с тем Бонапарт развернул работу по упорядочению нового законодательства. В марте 1804 г. был опубликован Гражданский кодекс, впоследствии получивший название Кодекса Наполеона. В его основу были положены новые нормы права, включая личную неприкосновенность граждан, их равенство перед законом, свободу совести и труда, светский характер государства.

Бонапартистский режим попытался соединить основные достижения революции (гражданское равенство, экономическую свободу, гарантии прав собственности) с элементами старого строя (монархия, дворянство, ограничение политических свобод).

Вопрос: Каков был недостаток конституции 1799 г.?

2. Наступление реакции

Вопрос: Как вы думаете почему?

Давайте прочитаем как к ним относилось европейское общество на стр 301.

Вопрос: Почему общество было недовольно политикой реакционных монархов?

Объяснение учителя . Ненадолго отвлечемся от Западной Европы и вспомним что в это время происходило в Латинской Америке. Отвечают

Во время наполеоновских войн, когда обе метрополии были захвачены французами, в колониях развернулось патриотическое движение, выдвинувшее лозунг независимости. В ходе Освободительной войны 1810—1826 гг., в которой повстанцами руководили Франсиско Миранда, Симон Боливар и Хосе Сан-Мартин, возникли независимые государства Парагвай (1811), Аргентина (1816), Чили (1818), Колумбия и Венесуэла (1819)Мексика и Перу (1821) и др. По образцу США они провозгласили себя президентскими республиками. Запишем в тетради

Вопрос :Как к этому отнеслись правиьели европейский держав?

Большинство монархов Европы осудили эти восстания и революции на основании принципа законности (легитимизма), которым они руководствовались в своей политике.

Либеральные и демократические реформы

Вопрос :Давайте вспомним как революционное движение коснулось Великобританию?

В 1832 г. в Великобритании была осуществлена первая за всю историю парламента избирательная реформа. На стр 303 прочитаем в чем была ее суть.

После Июльской революции 1830 г. по пути либеральных реформ пошла Франция. Теперь прочитаем в учебнике на стр 303 что происходило во Франции.

В Испании с кончиной Фердинанда VII также закончился период реакции. В 1834 г. была принята конституция, согласно которой учреждались двухпалатные кортесы. Отдельные либеральные реформы проводились и в других странах, даже тех, которые пользовались репутацией реакционных.

Вопрос :В каких государствах проводились реформы и в чем была их суть?.

Запишем в тетради

По учебнику разберем, как проходило революционное движение в разных государствах. На стр 305-306 прочитаем и обсудим.

Эпоха консервативных реформ

Объяснение учителя . Все неудачи демократических и революционных движений в итоге привели к тому, что правители сами начали проводить постепенную либерализацию. Они поняли, что если постоянно пренебрегать интересами граждан, это может привести к революционным восстаниям. Политику, направленную на предотвращение революций, стали называть консервативной.

В учебнике на стр 307-308 прочитаем суть консервативных реформ и попытаемся найти характерные особенности.

Вопрос :В чем была суть консервативных реформ и каковы итоги?

Запишем в тетради

Объяснение учителя . Большинство стран к этому времени оставались монархиями, но власть монарха ограничивалась Конституцией. В политической сфере все больше применяются демократические нормы. Так возник новый строй либеральной демократии.

Запишем в тетради определение: Либеральная демократия является правовым государством, построенным на основе представительной демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей осуществлять власть ограничены во имя защиты прав меньшинства и свобод отдельных граждан

Закрепление пройденного материала

В каких государствах проводились реформы и к чему они привели?

Подведение итогов урока

Сегодня на уроке мы познакомились с процессом становления либеральной демократии, узнали какие реформы проводило правительства европейских государств и каковы были их итоги.


Урок знакомит с преобразованиями Наполеона Бонапарта во Франции. Описывается наступление реакции в Европе после падения империи Бонапарта, начало освободительного движения в Латинской Америке. Анализируются либеральные и демократические реформы, начавшиеся в Европе. Описывается революционное движение в Европе 1848–1849 годов. Рассматривается процесс становления либерально-демократического строя.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Становление либеральной демократии"

В ходе урока вы узнаете о консульстве и империи во Франции, наступлении реакции в Европе, освободительных войнах, либеральных, демократических и консервативных реформах, революциях 1848–1849 годов, становлении либеральной демократии.

Консульство и империя во Франции. Французская революция разрушила абсолютизм в государстве. Однако впоследствии установилась диктатура Бонапарта.

В 1799 году во Франции была издана конституция, закрепившая принцип разделения властей. Но она была написана так, что законодательная власть оказалась в зависимости от исполнительной, которую представляли три консула. Наиболее широкие полномочия принадлежали первому консулу Наполеону Бонапарту.

По конституции вводилось всеобщее избирательное право. Однако власть была в руках самых богатых людей страны. Их фамилии вносились в специальные списки, по которым проводились выборы на государственные должности.

Во Франции подавляли всяческую оппозицию. Постепенно закрывались парижские газеты. Вводилась жесткая цензура печати.

В 1802 году Наполеон Бонапарт получил титул пожизненного консула. При нем было создано новое законодательство. В 1804 году появился Гражданский кодекс. Известно также его другое название – Кодекс Наполеона. В его основу легли передовые правовые нормы. Согласно Кодексу объявлялись

равенство всех граждан перед законом;

светский характер государства.

Наступление реакции. После падения империи Наполеона многие европейские монархи вернулись к власти, которой они лишились после наполеоновских завоеваний. Эти правители стремились к восстановлению старого порядка.

Однако были и те, кто вынес урок из революционных событий. Людовик XVIII принял для Франции Хартию. Согласно ее положениям создавался двухпалатный парламент. В его верхнюю палату входили пожизненные пэры. В нижнюю палату проводились выборы. Также Хартия предусматривала принцип разделения властей; гражданское равенство и вводила основные свободы.

Нидерланды и государства Западной Германии последовали примеру Франции и приняли свои Хартии.

Однако большинство европейских правителей выступили против каких-либо новшеств в управлении. Это вызвало протест либералов, стремившихся к ограничению монархической власти и защите прав и свобод граждан.

Лидерами либерального движения становились представители знати и богатых классов. Они публиковались в печати, создавали собственные тайные общества.

Отпор народов. Во время наполеоновских войн в Латинской Америке развернулось патриотическое движение. С 1810 по 1826 год здесь шла Война за независимость испанских колоний в Америке. Лидерами повстанцев стали Франсиско Миранда, Хосе Сан-Мартин и Симин Боливар.

В 1811 году независимость получил Парагвай, в 1816 – Аргентина, в 1818 – Чили, в 1819 – Венесуэла и Колумбия, в 1821 – Мексика и Перу. В этих государствах утвердились президентские республики.

Бразилия, ставшая независимой в 1822 году, избрала для себя монархический строй.

Европейские монархи осудили революционные события и стали предпринимать меры для подавления восстаний. В Италию вторглась австрийская армия, остановившая революцию в Пьемонте и Неаполе. В 1823 году на Пиренеи были направлены французские войска.

Признать независимость бывших колоний в Америке Испанию заставили США и Великобритания, выступившие против вторжения. А при поддержке России и Великобритании грекам удалось создать независимое государство.

Монархический строй оказался под угрозой во Франции. В 1830 году Карл X издал указы, согласно которым

объявлялся роспуск палаты депутатов;

ограничивались избирательные права и свобода печати.

Эти указы нарушали принципы, провозглашенные в Хартии. В Париже началось восстание, свергшее Бурбонов.

В августе 1830 году восстание охватило Южные Нидерланды. В результате было создано новое государство – Бельгия.

В ноябре 1830 года революционные настроения охватили Польшу. Восстал военный гарнизон в Варшаве. Вскоре было сформировано временное правительство, провозгласившее независимость государства.

В 1831 году новая волна революций прокатилась по Центральной Италии.

Монархи Европы не могли не отреагировать на эти события. Российская империя отправила войска в Польшу. Австрия начала борьбу с итальянским восстанием.

Либеральные и демократические реформы. Большое значение приобрела борьба за проведение реформ, развернувшаяся в Европе.

В Великобритании развивались движения за расширение избирательных прав и свободу торговли. Их лидеры обращались ко всем слоям населения, подавали петиции в парламент.

В итоге в 1832 году была проведена избирательная реформа. Согласно которой в значительной степени снизили имущественный ценз для участия в выборах. Это привело к увеличению числа избирателей почти в два раза.

После революции 1830 года Франция стала на путь либеральных реформ. Король Луи-Филипп I

снизил избирательный ценз;

провел муниципальную реформу;

заменил королевскую гвардию на национальную.

В 1834 году в Испании была принята Королевская Хартия, которая ограничивала власть короля и вводила в государстве новый двухпалатный парламент.

Реформы пробудили надежды людей на изменения в их жизни. Однако все равно результаты были далеки от желаемого. Тогда в Европе возникло демократическое движение, целью которого стало проведение более глубоких реформ в социальной и политической жизни.

Развитию демократических настроений способствовала политика США. Здесь всем гражданам было предоставлено избирательное право. Правительство обеспечивало земельными участками всех желающих.

Республиканский режим хотели установить во Франции. В 30-е годы XIX века демократы трижды поднимали восстание в Париже.

В Великобритании демократы в 1838 году опубликовали Хартию, в которой требовали:

отмены имущественного ценза для депутатов;

равномерного распределения избирательных округов;

проведения тайного голосования;

вознаграждения депутатов за исполнение обязанностей;

введения избирательного права для всех мужчин, старше 21 года.

Требования были разными. В странах, где укрепился либеральный режим хотели проведения демократических реформ и введения всеобщего избирательного права.

В государствах с абсолютной властью монарха требовали ограничения власти правителя, создания выборных органов власти и введения конституции.

Народы, ущемленные в правах, хотели создания независимых государств, как например в Венгрии. За объединение выступили в Германии и Италии.

Революция во Франции привела к падению монархии и созданию республики. В других государствах правители вынуждены были согласиться на уступки. Так, например, в Германии, Национальное собрание занялось разработкой конституции единого государства. Однако все эти успехи оказались непрочными.

Во Франции сторонники монархии стремились к возвращению власти. В июне 1848 года было подавлено восстание в Париже. В декабре этого же года на президентских выборах победил принц Луи-Наполеон Бонапарт. В мае 1849 года монархисты составили большинство в Законодательном собрании. В декабре 1852 года была упразднена Вторая республика, а президент объявил себя императором Наполеоном III.

Правительство Австрии разгромило революционное движение в Вене, нанесло поражение итальянским и венгерским повстанцам. Монархи Германии распустили Национальное собрание.

Таким образом революции не решили существовавших проблем. Был восстановлен абсолютизм. Провалились попытки создания национальных государств. Не решен социальный вопрос.

Эпоха консервативных реформ. Со временем правительства европейских государств сами осознали необходимость реформ, ведущих к либерализации и демократизации.

Политику проведения умеренных реформ, ведущих к предотвращению революций, называют консервативной.

Само название появилось в Великобритании. Партии вигов и тори к XIX веку утратили свою актуальность и значение для общества. Поэтому в противовес либералам возникла консервативная партия.

Реформы проводились во многих странах. Франция превратилась в парламентскую монархию, имеющую демократические учреждения.

Отто фон Бисмарк добился объединения Германии.

В 1867 году была образована дуалистическая монархия – Австро-Венгрия, каждая из частей которой вела самостоятельную внутреннюю политику.

В 1860-е годы произошло объединение Италии.

Либеральная демократия. В конце XIX века большинство европейских стран оставались монархиями. Однако в них действовали либеральные конституции, ограничивающие власть правителя.

Происходило расширение сферы применения демократических норм. Повсеместно вводилось всеобщее избирательное право – в Германской империи, Нидерландах, Бельгии, Великобритании, Испании. Это привело к переменам в политике. Стали возникать партии, насчитывающие десятки тысяч членов. В США и Великобритании утвердилась двухпартийная система, при которой две партии борются за власть и формируют правительство.

В условиях многопартийности создаются коалиционные правительства.

Французская конституция 1875 года объединила либеральные и демократические принципы. Это сочетание привело к возникновению либерально-демократического строя в разных государствах.

Давайте подведем итоги.

Режим Наполеона Бонапарта сочетал в себе главные достижения революции и частично старые порядки.

Либералы стремились к ограничению монархической власти и защите прав и свобод граждан.

С 1810 по 1826 год шла Война за независимость испанских колоний в Америке.

Гост

ГОСТ

Общая характеристика либеральной демократии

В политической науке либеральная демократия выступает одной из наиболее распространенных моделей демократического устройства государства. Во многом это обуславливается соответствием рассматриваемого направления классическим демократическим идеалам. Переходя к рассмотрению сущностных черт и особенностей либеральной демократии, представляется необходимым привести одно из определений соответствующей категории:

Либеральная демократия – модель государственной организации, выстраиваемая на основе представительной демократии, в которой воля социального большинства и полномочия органов государственной власти ограничиваются таким образом, чтобы обеспечить защиту прав и законных интересов каждого члена общества.

При этом одной из ключевых особенностей либеральной демократии выступает то, что в ее условиях основной целью государства провозглашается равное обеспечение каждому гражданину неотъемлемых прав и свобод, в числе которых могут быть названы:

  • Частная собственность;
  • Неприкосновенность частной жизни, свободы передвижения;
  • Свободы мысли и слова, вероисповедания, свобода собраний и т. д.

При этом в связи с приданием в условиях либеральной демократии соответствующим благам статуса абсолютных ценностей, их юридическое закрепление обеспечивается на самом высоком законодательном уровне, в первую очередь – в Конституции государства, и находит свое продолжение в правоприменительной деятельности органов государственной власти.

Готовые работы на аналогичную тему

В том числе, соответствующая особенность может находить отражение в том, что в условиях либеральной демократии находящаяся у власти политическая сила не обязательно разделяет и поддерживает все ценности и идеалы классического либерализма, тяготея, например, к демократическому социализму. Однако, несмотря на место взглядов соответствующей партии или общественного объединения в политическом спектре, она с обязательностью должна разделять идеи господства права в либерально-демократическом государстве.

История становления и развития идей либеральной демократии

На протяжении длительного периода исторического развития, до середины XIX века идеи демократии и либерализма находились между собой в определенном противоречии, поскольку классический либерализм предполагал в качестве основы государства индивида-собственника, для которого обеспечения его экономических прав гораздо важнее, нежели, например, необходимость выживания, или разного рода, социальные блага.

При этом, как известно, демократы утверждали необходимость участия в формировании власти и принятии социально значимых решений большинства населения, в том числе представителей неимущего класса, поскольку, по мнению демократов, лишение таковых избирательных и политических прав по своему содержанию выступает одной из форм порабощения граждан. Либералы, в свою очередь, отстаивали точку зрения о том, что власть неимущих представляет действительную угрозу частной собственности и гарантий свободы личности.

Переломным моментом в соответствующей дискуссии, предопределившим возможность возникновения либеральной демократии, как модели государственного устройства стал период середины XIX в., когда ряд исследователей, во главе с французским политическим деятелем Алексисом де Токвилем последовательно обосновали точку зрения о том, что существует реальная возможность существования общества, в котором личная свобода и частная собственность не только сосуществуют с демократическими идеалами, но и находятся между собой в гармоничном единстве, дополняя друг друга.

Ключевой идеей и условием жизнеспособности либеральной демократии, по мнению А. де Токвиля выступает равенство возможностей граждан в государстве, в том числе в экономической и политической сферах.

Условия становления и утверждения либеральной демократии в государстве

Несмотря на достаточную распространенность либерально-демократических идей в политической науке и программах политических партий, до сих пор достаточно остро стоит вопрос о том, каков перечень условий, необходимых и достаточных для возникновения, становления и окончательного утверждения либерально-демократического устройства государства.

Так, в соответствии с одной из точек зрения, минимальный объем соответствующих условий представлен:

  • Развитой системой правосудия в стране;
  • Законодательное провозглашение и защита частной собственности;
  • Наличие широкого среднего класса, как основы любой демократии;
  • Сильное гражданское общество, состоящее из политически активных членов социума.

В этой связи, следует подчеркнуть, что еще одним условием либеральной демократии следует признавать наличие длительного исторического процесса формирования демократических традиций, обычаев и институтов, а также привлечение юридических процедур и широких слоев населения для разрешения конфликтов.

Читайте также: