Конспект урока на формирование ууд

Обновлено: 06.07.2024

В настоящее время главной задачей образования является воспитание человека, который может учиться самостоятельно. Это важно благодаря высоким темпам обновления научных знаний, технологий, когда человеку постоянно приходится учиться и переучиваться. Стандарты второго поколения в качестве цели и основного результата образования выдвигают “развитие обучающихся на основе освоения ими универсальных учебных действий” [4] . В широком значении термин “универсальные учебные действия” и означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальный характер учебный действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, т.е. каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся имеет возможности для формирования универсальных учебных действий.

Иными словами, универсальные учебные действия (далее – УУД) должны обеспечить обучающимся не только успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков, компетентностей в любой предметной области, но и возможности самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

В соответствии с ФГОС в основной образовательной программе представлены четыре вида УУД: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные.

Личностные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.

Регулятивные действия обеспечивают обучающимся способность организовывать свою учебно-познавательную деятельность.

Познавательные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

Коммуникативные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учетом конкретной ситуации.

Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями:

Задача учителя состоит в том, чтобы научиться организовывать учебный процесс таким образом, чтобы освоение обучающимися основных понятий происходило одновременно с накоплением опытов действий, обеспечивающих развитие умения самостоятельно искать, находить и усваивать знания, т.е компетенцию “научить учиться”. Отбор содержания учебных предметов, определение форм и методов обучения – все это должно учитывать цели формирования конкретных видов УУД.

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания имеет определенные возможности для формирования УУД. Рассмотрим приоритеты предметного содержания в формировании УУД.

Тема урока: Снятие мерок для построения чертежа проектного изделия.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: рассказ, беседа с использованием проблемных и репродуктивных вопросов, обучение через деятельность, демонстрация, самостоятельная работа, практическая работа.

Применяемые технологии: Технологии проблемного и развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационные

Решаемые проблемы: Какие мерки необходимо снять для построения чертежа фартука?

Формы работы учащихся: Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Планируемые результаты формирования УУД:

Знания: об общих правилах снятия мерок для построения чертежа швейного изделия, правилах измерения и условных обозначениях.

Умения: Снимать мерки с фигуры человека, записывать их.

Познавательные: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, построение цепи рассуждений, поиск информации, работа с таблицами.

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные : диалог, монолог, учебное сотрудничество (работа в парах), постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, высказывать свое мнение, понимать и принимать другие позиции.

мотивации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям, толерантности.

Инструменты и материалы (для учащихся): рабочая тетрадь, сантиметровая лента, линейка, карандаш, карточки с тестовыми заданиями.

Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор.

Структура и ход урока

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Универсальные учебные действия формирующиеся на данном этапе

Цель этапа: организовать направленное внимание на начало урока;

проверка готовности рабочих мест;

создание положительного настроя учащихся на урок

Проверяет готовность обучающихся к уроку, … Как хорошо, что мы вместе. Мы все счастливы и здоровы. Мы помогаем друг другу. Мы дополняем друг друга. Мы нужны друг другу. Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами. И, подобно этим цветам, раскроются ваши души, даря окружающим свет, тепло и любовь. Улыбнитесь друг другу. (Сл. 2)

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.

Записывают тему урока в тетрадь.

Регулятивные, целеполагания, коммуникативные

Сконцентрировать внимание на основных понятиях изученного материала в 4 классе начальной школы. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

1.Что это? Для чего он предназначен?

2. Из чего вырезают шаблоны?

3. Какое изделие вы уже вырезали по шаблону из ткани?

4. Как вы думаете, что объединяет все эти пословицы? (сл.5)

Мерка дело красит.
Без меры и лаптя не сплетёшь.
Семь раз отмерь один раз отрежь.
Кроить - не шить, после не распорешь

Отвечают на вопросы (предполагаемые ответы обучащихся) шаблон, вырезали по шаблону игольницы.

Личностные: оценивать свои знания;

Регулятивные: контроль, коррекция, саморегуляция;

Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую;

Коммуникативные: взаимодействие с учителем.

Открытие новых знаний

Поясняет необходимость измерений.

Что пропущено - Логическая цепочка (сл.6)

эскиз, размер , чертеж, шаблон (сл.7)

Объяснения с опорой на личные знания учащихся: демонстрация слайдов с новыми сведениями. Вы уже поняли, что нам с вами предстоит научиться шить кухонный фартук. Для этого сначала нужно научиться делать выкройку (как это делает художник-конструктор). Чтобы сделать выкройку, необходимо снять мерки.

Какие инструменты нам понадобятся для этого? (сл.8)

Вы знаете, как правильно снимать мерки с человека?

Посмотрите друг на друга, сможете ли вы на глаз определить размер своей одежды? Почему?

Размер одежды определяет мерка обхвата груди разделенная пополам.

Расположение конструктивных линий фигуры (сл.9)

Отвечают на вопросы, ищут пропущенное слово, пытаются объяснить его необходимость в логической цепочке

Просмотр слайдов (восприятие, осмысление, запоминание).

Предполагаемые ответы обучающихся: линейка, карандаш, сантиметровая лента

Делают записи в тетрадь

Предполагаемые ответы: нет, не сможем, на глаз нельзя угадать размер.

Обводят в тетрадь шаблон фигуры человека, наносят конструктивные линии, записывают название линий со слайда.

формирование логических действий

Целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что неизвестно.

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

умение сотрудничать в совместном решении проблемы.

Применение знаний и формирование умений и навыков. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Практическая работа «Снятие мерок для построения чертежа

Цель этапа: закрепить полученные знания (применение нового знания в задании)

Название мерок необходимых для построения чертежа (сл.10) Ознакомление с правилами, которые нужно соблюдать во время измерений. (сл.11) Определение размеров швейного изделия. ( сл.12 )

Наблюдает за работой.

Записывают таблицу с названием мерок в тетрадь. Знакомятся с правилами измерения фигуры. Самостоятельная работа.

Работа в парах. Измеряют друг друга.

Записывают результаты измерений в тетрадь.

Регулятивные: контроль, коррекция, саморегуляция;

умение сотрудничать в совместном решении проблемы.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Записывают домашнее задание.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

Вы хорошо сегодня поработали, и думаю, узнали много нового. Посмотрите на экран, выберите фразу, которая больше всего подходит вам, и продолжите её предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на слайде.

Осуществляют самооценку, формулируют конечный результат.

умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

подведение итогов своей познавательной, учебной, практической деятельности.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Снятие мерок для построения чертежа проектного изделия. Повторим; изучим; узнаем; проверим;

Что объединяет все эти пословицы? Мерка дело красит. Без меры и лаптя не сплетёшь Семь раз отмерь один раз отрежь Кроить - не шить, после не распорешь

Эскиз, ..…, чертеж, шаблон

Эскиз, мерки, чертеж, шаблон

Инструменты и принадлежности для построения чертежей и измерения фигуры

Конструктивные линии фигуры

Необходимые мерки для построения чертежа фартука Название мерки Условное обозначение Назначение Как снимать Полуобхват талии Ст Определение длины пояса Горизонтально вокруг талии, по самому узкому месту фигуры Полуобхват бедер Сб Определение ширины фартука Горизонтально вокруг бедер: сзади- по выступающим точкам ягодиц, спереди - с учетом выступа живота Длина изделия Ди Определение длины фартука Вертикально от линии талии вниз, до желаемой длины Длина нагрудника Дн Определение длины нагрудника Вертикально от линии талии вверх до желаемой высоты нагрудника

Правила снятия мерок 1.Обвязать талию пояском или шнурком. 2.Мерки снимают по правой стороне фигуры. 3.Стоять надо прямо, без напряжения, с опущенными руками, ноги вместе. 4.Не следует натягивать или ослаблять сантиметровую ленту. 5.Сначала снимают мерки обхватов, затем мерки длины. 6.Мерки обхватов и ширины измеряются. полностью, записываются в половинном размере, т.к. строится чертеж на одну половину фигуры. 7.Мерки длины измеряются и записываются полностью. 8.Самостоятельно снимать мерки на себя нельзя.

Определение размера одежды Обхват груди ( Ог )- Сантиметровая лента проходит горизонтально , сзади - по лопаткам, через подмышечные впадины, спереди – через выступающие точки груди. Ог :2 = размер одежды

Спасибо за урок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Современные технологии развития личности и формирования универсальных учебных действий в образовательной деятельности учащихся.Статья.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.


География в средней школе это система естественных и общественных наук, изучающих природные и производственные территориальные комплексы и их компоненты. Объединение естественных и общественных геогра.


География в средней школе это система естественных и общественных наук, изучающих природные и производственные территориальные комплексы и их компоненты. Объединение естественных и общественных геогра.

Комплект практических заданий по географии, направленных на формирование универсальных учебных действий по теме "Южная Америка" для учащихся 7 классов

задания применяемые на уроках.


В настоящее время – время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Широкую популярность приобрели проектные и исследоват.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Формирование УУД по этапам урока

Этапы урока

1. Организационный момент

Познавательные УУД:

- выделять существенную информацию из текста;

- извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц.

Коммуникативные УУД:

- слушать собеседника и понимать речь других;

- строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место;

- планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией;

- настраивать себя на продуктивную работу;

- самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

2. Создание проблемной ситуации, целеполагание

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- устанавливать закономерности, строить рассуждения;

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления;

- выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их;

- структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках;

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока;

- определять цель учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

- воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;

- слушать и понимать речь других;

- формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- высказывать свое предположение;

- сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность действий на уроке;

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- принимать и сохранять учебную цель и задачи;

- организовать выполнение заданий учителя;

- высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя.

3. Актуализация знаний

Познавательные УУД:

- осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- определять и формулировать проблему;

- осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- строить понятные для собеседника высказывания;

- высказывать свое мнение (точку зрения);

- анализировать и делать выводы;

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;

- выстраивать осознанное речевое высказывание в устной и / или письменной форме по теме;

- воспринимать информацию на слух;

- слушать, наблюдать, объяснять результат демонстрационного эксперимента;

- дополнять, уточнять высказанные мнения;

- отвечать на вопросы учителя.

Регулятивные УУД:

- планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой;

- выполнять пробные учебные действия;

- фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии;

- применять установленные правила в планировании способа действия;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- оценивать правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- самостоятельно формулировать цель и задачи урока;

- выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их;

- прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- организовать выполнение заданий учителя.

4. Первичное усвоение новых знаний

Познавательные УУД:

- формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности;

- соотносить информацию, представленную в разных формах;

- извлекать необходимую информацию из текста;

- ориентироваться в учебнике;

- сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;

- структурировать учебный материал, выделять в нем главное;

- развивать элементарные навыки работы с приборами;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления.

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- находить и использовать информацию для решения учебных ситуаций;

- анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения;

- анализировать и действовать с позиции содержания предмета;

- самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной деятельности;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- планировать и осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленной задачей;

- выделять главное, критически оценивать достоверность информации;

- переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу);

- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию;

- выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Коммуникативные УУД:

- строить монологическую и диалогическую речь;

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;

- слушать и понимать речь других;

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

- использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

- договариваться о совместной деятельности в паре, умение находить общее решение;

- осуществлять работу в паре (группе);

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

- сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

- оценивать свои учебные достижения, поведение;

- работать по плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять способы для достижения поставленной цели;

- организовать выполнение заданий учителя;

- делать выводы по результатам работы;

- действовать по алгоритму, правилу;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

5. Первичная проверка понимания

Познавательные УУД:

- ориентироваться в содержании предмета;

- использовать информацию для решения учебной задачи;

- систематизировать, обобщать изученное. Соединять части в целое;

- структурировать учебный материал, выделять в нем главное;

- формировать элементарные навыки работы с приборами.

Коммуникативные УУД:

- высказывать суждения по результатам сравнения;

- аргументировать свое мнение.

Регулятивные УУД:

- организовать выполнение заданий учителя;

- делать выводы по результатам работы;

- действовать по алгоритму, правилу.

6. Первичное закрепление

Познавательные УУД:

- использовать новую информацию для решения учебных заданий;

- осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

- самостоятельно отбирать (использовать) информацию (из различных источников), используя ее для решения поставленной задачи;

- обобщать на уровне формулирования правила, закона и др.;

- обобщать и классифицировать по признакам;

- выдвигать гипотезы (предположения);

- анализировать, сравнивать, группировать;

- извлекать необходимую информацию для выполнения учебных задач;

- применять знания в нестандартной ситуации;

- формировать умения смыслового чтения;

- извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

- осуществлять решение учебной задачи самостоятельно с опорой на предложенный план;

- находить в тексте ответы на вопросы (находить и выделять необходимую информацию);

- систематизировать, обобщать изученное.

Коммуникативные УУД:

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- осуществлять работу в паре (в группе).

Регулятивные УУД:

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- планировать своё действие;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

- самостоятельно (или с помощью учителя) планировать свою деятельность по решению учебного задания;

- действовать по алгоритму;

- ориентироваться в содержании предмета;

- самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своих действий;

- контролировать и корректировать свою деятельность;

- контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и способу действия.

7. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) или применение знаний и умений в новой ситуации

Познавательные УУД:

- формировать навык поисковой деятельности;

- осуществлять поиск информации в тексте;

- выделять главную информацию в тексте;

- заполнять таблицу (схему) на основе текста;

- анализировать и синтезировать информацию.

Коммуникативные УУД:

- строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

- формировать умение учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно контролировать время при выполнении задания;

- осуществлять взаимный контроль в парах;

- осуществлять анализ учебного материала.

8. Обобщение и систематизация знаний

Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщить изученное;

- соотносить имеющиеся знания с новым материалом;

- использовать схемы (правило) для решения задач;

- использовать алгоритм для решения задач;

- работать с информацией в разной форме;

- устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно контролировать время при выполнении задания;

- осуществлять взаимный контроль;

- логически мыслить, продумать и сформулировать вопрос;

- формировать навыки речевой деятельности;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации, уметь договариваться.

Регулятивные УУД:

- включать новый способ действий в систему знаний, закрепление ранее изученных способов действий;

- выделять в системе знаний изученную единицу;

- планировать своё действие;

- прогнозировать результаты уровня усвоения;

- осуществлять контроль, различать результат и способ действия;

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов.

9. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщить изученное;

- анализировать, синтезировать и сравнивать информацию.

Коммуникативные УУД:

- высказывать свои суждения, доказывать правоту;

- аргументировать, формулировать выводы на основе анализа предметного материала;

- участвовать в групповой деятельности;

- высказывать суждения по результатам сравнения;

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей.

Регулятивные УУД:

- оценивать коллективную работу и свой вклад;

- оценивать работу друг друга;

- оценивать свою работу на уроке на разных этапах;

- самостоятельно контролировать время при выполнении задания;

- контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность, с помощью оценочных листов.

10. Постановка учебной задачи

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с

- устанавливать закономерности, строить рассуждения;

- выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их;

- структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках;

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока;

- определять цель учебной деятельности;

- ставить цели и планировать свою работу, выдвигать гипотезы.

Коммуникативные УУД:

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и / или письменной форме;

- формулировать и аргументировать свое мнение и позицию;

- строить монологическое высказывание;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- ставить цели, планировать свою работу;

- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- принимать и сохранять учебную цель и задачи;

- дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.

- планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи.

11. Решение учебной задачи

Познавательные УУД:

- соотносить информацию, представленную в разных формах;

- группировать и классифицировать изучаемые объекты;

- извлекать необходимую информацию из текста;

- находить и использовать информацию для решения учебных ситуаций;

- анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения;

- формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности;

- анализировать и действовать с позиции содержания предмета;

- самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной деятельности;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- планировать и осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленной задачей;

- выделять главное, критически оценивать достоверность информации, передавать ее содержание в другой знаковой системе;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- находить в тексте ответы на вопросы;

- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию;

- выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- использовать информацию из разных источников;

- ориентироваться в учебнике;

- развивать элементарные навыки работы с приборами;

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления.

- формировать навык учебного сотрудничества.

Коммуникативные УУД:

- строить монологическую и диалогическую речь;

- строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

- использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;

- осуществлять работу в паре (группе);

- организовывать и осуществлять устную коммуникацию в группе;

- аргументировать позицию личную и позицию группы;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- представлять результаты своего труда (работы группы).

Регулятивные УУД:

- искать пути решения проблемы;

- строить алгоритм деятельности;

- планировать информационный поиск в соответствии с поставленной задачей;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- составлять план и последовательность действий для решения учебной задачи;

- осуществлять пошаговый контроль по результату (соответствие найденной информации заданным параметрам);

- сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

- самостоятельно определять способы для достижения поставленной цели.

- оценивать правильность выполненных действий;

- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

12. Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня

сформированных общеучебных умений

Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщить изученное.

Коммуникативные УУД:

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и / или письменной форме;

Регулятивные УУД:

- самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

- организовать выполнение заданий учителя;

- оценивать правильность выполненных действий;

- анализировать и оценивать результаты своей деятельности;

- коррекция знаний, способов деятельности.

13. Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков.

- оценивать правильность выполненных действий;

- анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

- проводить физическую разгрузку в ходе работы.

14. Стадия рефлексии

Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

- строить монологическое высказывание;

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

- оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Регулятивные УУД:

- соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;

- соотносить цели и результаты собственной деятельности;

- анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока на тему "Формирование УУД на уроках в начальной шко-ле"

Формирование УУД на уроках в начальной школе

(Методические рекомендации для учителя)

учитель начальных классов

Горн Татьяна Викторовна

Формирование УУД на уроках в начальной школе

(Методические рекомендации для учителя)

Одним из наиболее перспективных путей достижения данной цели является формирование у школьников общеучебных умений, что находит свое отражение в современной концепции развития универсальных учебных действий, разработанной на основе системно-деятельностного подхода (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.Г.Асмолов). Начальная школа – фундамент дальнейшего образования, и от успешности прохождения этого периода во многом зависит результативность обучения на последующих ступенях общеобразовательной школы.

В связи с реализацией ФГОС НОО, при подготовке к уроку педагоги стали формулировать не только предметные, но и метапредметные цели. Обосновать и сформулировать метапредметные цели мало – необходимо создать учебную ситуацию, где обозначенные метапредметные цели можно будет реализовать.

Что нужно изменить учителю в своей деятельности, чтобы на уроках эффективно развивать метапредметные умения? С чего начать?

Разумеется, что решение этого непростого вопроса следует начать с анализа своего методического багажа и личного ресурса. Какова может быть последовательность задач, которые помогут провести анализ собственного педагогического багажа:

- для того чтобы поставить реальные цели в соответствии с возрастом ребенка, нужно разобраться, что же это такое – метапредметные умения, то есть иметь представление о сути тех или иных умений и понятий;

- для того чтобы реализовать свои профессиональные задачи, нужно знать, как я могу это реализовать, то есть нужно найти, освоить или создать метод;

- для того чтобы эффективно развивать эти умения, нужно посмотреть на ресурсы каждого предмета: найти в УМК тот материал, на котором можно будет сделать все наиболее органично для ребенка, то есть нужно провести анализ развивающих ресурсов предмета и урока;

- для того чтобы реализовать все это, нужно честно и самокритично проанализировать свои профессиональные возможности, то есть оценить себя как специалиста и ответить, какие дополнительные знания и профессиональные умения необходимо освоить, чтобы решать новые задачи.

- Что я буду делать?

- Как я это буду делать?

- Из каких материалов или с помощью чего я это буду делать?

- Как я проверю правильность выполненной работы?

- Как я пойму , что работа выполнена хорошо?

- универсальное учебное действие

Способ – действие или система действий, применяемая при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь. Таким образом, способ служит определенной задаче, он нацелен на получение определенного результата. Существует он вне ребенка: в культуре, в образе жизни сообщества, в которое он включен. Способ передается ребенку в процессе обучения.

Умение – это способность выполнять какое-либо действие по определенным правилам. То есть умение – это владение способом. Умение принадлежит конкретному ребенку и характеризует его как человека, владеющего или не владеющего тем или иным способом.

УУД – определяются как способы деятельности и по сути своей также являются умениями, связанными с самостоятельным осуществлением учебной деятельности во всей ее полноте.

Для формирования коммуникативных умений необходимо регулярно включать каждого учащегося в специально организованные ситуации, где он должен слушать, не перебивая собеседника, читать, излагать свои мысли четко и ясно письменно или устно, задавать вопросы на уточнение и т.д. В Федеральном образовательном стандарте начального общего образования УУД сформулированы достаточно обобщенно. Для их целенаправленного формирования необходимо конкретизировать пооперационный состав этих действий. Педагогической науке и школьной практике еще предстоит разработать пооперационный состав УУД для разных возрастов школьников. Не претендуя на полноту, представляем фрагменты конкретного состава познавательных учебных действий:

Уметь сравнивать, значит уметь:

-выделять признаки, по которым сравниваются объекты;

- выделять признаки сходства;

- выделять признаки различия;

- выделять главное и второстепенное в изучаемом объекте;

- выделять существенные признаки объекта;

Уметь анализировать, значит уметь:

- разделять объект на части;

- располагать части в определенной последовательности;

- характеризовать части этого объекта;

Уметь делать выводы, значит уметь:

- находить главное в изучаемом объекте или явлении;

- устанавливать главную причину явления;

- кратко оформлять высказывание, связывающее причину и следствие;

Уметь составить схему, значит уметь:

- разделять объект на части;

- располагать части в определенной последовательности;

- определять связь между частями;

- оформлять графическое изображение;

- непосредственно относящиеся к учебному предмету, отражающие предметные знания и умения;

- метапредметные действия, относящиеся к формированию УУД.

При разработке конспекта урока ощутимую помощь учителю может оказать технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. Необходимо обратить внимание на те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:

- в ней должен быть описан весь процесс деятельности;

- должны быть указаны операции, их составные части;

Необходимость реализации в учебном процессе системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов требует от учителя не только детальной операционно-деятельностной структуры, но и четкой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников. В структуре технологической карты необходимо предусмотреть возможность:

- тщательного планирования каждого этапа деятельности;

- максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций;

- координации действий всех субъектов педагогической деятельности;

В таблице представлена примерная форма технологической карты урока:

В качестве образца использования данной технологической карты на практике при составлении конспекта урока предлагаем пример первого этапа урока литературного чтения в первом классе:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: литературное чтение

Автор УМК: Бунеев Р.Н.,Бунеева Е.В.

Тип урока: изучение нового материала

1.Загадывает загадку о цирке.

2. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока.

3.Организует беседу, выявляющую представление детей о цирке.

4.Подводит итог беседы.

5.Ставит цель заслушивания текста.

6. Формирует группу экспертов для оценки выразительности чтения (по ранее разработанному алгоритму).

2. Выдвигают предположение о теме урока.

3. Слушают вопросы учителя.

1. Умение выделять

существенную информацию из текста загадки.

2.Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

лять актуализацию личного жизненного опыта.

1.Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме

1. Учатся слушать собеседника,

строить понятные для собеседника высказывания

1. Учатся слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

При организации учебно-воспитательного процесса наибольшую трудность у педагогов вызывает организация деятельности по обучению учащихся моделированию. Моделирование как действие обучаемого применялось с первых шагов передачи человеком своего опыта подрастающему поколению. Однако лишь настоящему времени принадлежит его активное теоретическое осмысление, следовательно, и более осознанное применение на практике. Не следует путать модель как наглядное пособие и моделирование как учебное действие. Модель – это некий готовый, кем – то созданный, материальный или идеальный продукт. Моделирование – это процесс, в котором идет создание продукта и одновременно его осознание. Моделирование выполняет функцию УУД только тогда, когда ребенок на основе созданного в голове образа сам создает модель и в процессе деятельности получает информацию о моделируемом предмете или явлении. Каково значение моделирования в учебном процессе? Моделирование является способом исследования действительности, а значит формирования и развития исследовательских навыков, способом получения такой информации о предметах и явлениях, которую невозможно получить другим путем. Моделирование позволяет получить информацию об объектах и явлениях окружающего мира, которые нельзя принести в класс для изучения, нельзя увидеть целиком в окружающем мире. Для формирования представлений о земном шаре изучаемый объект невозможно принести в класс, рисунок или таблица дадут лишь плоское его изображение. Для того чтобы иметь полное представление о поверхности земного шара, необходимо создать его модель. Использование масштаба, пластилина, бумаги и других подручных средств поможет ученику в процессе деятельности изобразить воображаемую модель, закрепить первичное представление и по ходу деятельности устранить неточности. Моделирование позволяет формировать целостное представление о довольно длительно протекающих процессах, когда наблюдение возможно, но нецелесообразно (например, развитие растения из семени). Моделирование дает возможность выделить недоступные простому наблюдению свойства и отношения объектов, процессов, их частей. Велика роль моделирования в развитии пространственных представлений, что особенно важно именно в младшем школьном возрасте. Следующей существенной положительной стороной моделирования является то, что этот способ исключает формальную передачу знаний учащимся: изучение объекта или явления протекает в ходе активной практической и умственной деятельности ребенка. Процесс создания модели всегда сопряжен с выбором вариантов действий, с необходимостью придумывать какие то новые подходы, делать какие-то предсказания. Очевидно, что применение моделирования развивает конкретно-образное и логическое мышление, а также творческие способности ребенка. Каков же общий план применения моделирования как учебного действия:

1.Первоначальное ознакомление с объектом путем наблюдения отдельных его составляющих; постановка опытов, работа с наглядными пособиями, текстом и т.д.

2. Анализ полученных детьми восприятий и представлений в ходе обсуждения, нахождение общих признаков, сторон изучаемых предметов и явлений, определение ведущих этапов, существенных признаков объекта;

3.Построение каждым учеником идеальной (мысленной) модели в ходе самостоятельной работы;

4.Коллективное обсуждение вариантов моделей. Ученик, предлагающий свою модель, может изобразить ее на бумаге (доске) и использовать как наглядность к своей сначала мысленно построенной, а затем словесно излагаемой модели;

5. Выбор формы предъявления модели (схема, рисунок, таблица, символ, материальная модель и т.д.). Данный этап может быть и коллективным, и индивидуальным - это зависит от возраста учащихся и частоты применения моделирования в учебном процессе;

6.Самостоятельное моделирование объекта, явления;

7. Контроль учителем, взаимоконтроль и самоконтроль соответствия созданной модели оригиналу;

8.Использование данной модели в учебном процессе (не обязательно на данном уроке).

Таким образом, модель является средством обучения, а ее создание – моделирование – способом действия, в котором идет процесс получения информации и развития личности ребенка.

Особое внимание с точки зрения формирования универсальных учебных действий в ФГОС НОО уделяется рефлексивным умениям. Развитие рефлексивных умений не происходит автоматически. Необходима специальная организация учебного процесса, совместной деятельности, учебного материала и учебной среды. Рефлексия разномасштабна, поэтому необходима смена позиций и разный взгляд на свою деятельность. Нужно дать возможность ребенку не только учиться и быть в позиции ученика, но и возможность учить другого – быть в позиции учителя. Умение – это освоенный учащимися способ выполнения действий на основе знаний. В начальной школе формируются следующие рефлексивные умения:

- адекватно воспринимать себя;

- ставить цель деятельности;

- определять результаты деятельности;

- соотносить результаты с целью деятельности;

- определять наличие ошибок в собственном поведении;

- описывать прожитую ситуацию.

Педагогическая задача по формированию рефлексивных умений состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Учитель должен создавать ситуации, в которых обязательно есть:

- включение каждого учащегося в коллективную рефлексию, проводимую педагогом или учащимися, владеющими приемами организации рефлексии;

- самостоятельное проведение рефлексии каждым учащимся.

Для результативного решения данного вопроса каждый педагог должен владеть определенными методами и приемами, позволяющими формировать у учащихся рефлексивные умения. В свою очередь, для формирования рефлексивных умений каждому ученику необходимо освоить организацию собственной деятельности на каждом из трех последовательных этапов: проектирование своей деятельности, ее реализация и рефлексия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

5)осознание себя как индивидуальности и одновременно как чл ена общества.

II. Актуализация.

Личностные УУД:

2) желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся;

Познавательные УУД (общеучебные):

2) поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска. В том числе с помощью компьютерных средств;

3) структурирование знаний;

4)осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Познавательные УУД (логические):

16) построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные УУД:

5) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

III. Постановка учебной проблемы.

Личностные УУД:

3) осознание своих трудностей и стремление к их преодолению;

Регулятивные УУД:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно;

Познавательные УУД (общеучебные):

4) осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

8) постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Познавательные УУД (логические):

11) анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

12)синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

18) выдвижение гипотез и их обоснование;

Познавательные УУД (постановка и решение проблемы):

19) формулирование проблемы;

Коммуникативные УУД:

2) постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

5) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

IV. Открытие новых знаний.

Личностные УУД:

1) положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

2) желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся;

3) осознание своих трудностей и стремление к их преодолению;

4) желание осваивать новые виды деятельности;

Регулятивные УУД:

2) планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

3)прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний , его временных характеристик;

7) саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий;

Познавательные УУД (общеучебные):

4) осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Познавательные УУД (знаково-символические действия):

9) моделировании- преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

Познавательные УУД (логические):

14) подведение под понятие, выведение следствий;

15) установление причинно – следственных связей;

16) построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные УУД:

5) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

V. Применение новых знаний (Н: работа в группах):

Личностные УУД:

3) осознание своих трудностей и стремление к их преодолению;

4) желание осваивать новые виды деятельности;

Регулятивные УУД:

4) контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

5) коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

6) оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

7) саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий;

Познавательные УУД (общеучебные):

3) структурирование знаний;

4) осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

5) выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Познавательные УУД (постановка и решение проблемы):

20) самостоятельное создание образов способов решения проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные УУД:

1) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

5) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

VI. Закрепление новых знаний:

Виды учебной деятельности:

Личностные УУД:

6)признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

Познавательные УУД (общеучебные):

3) структурирование знаний;

4) осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

5) выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

7)смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации;

Познавательные УУД (постановка и решение проблемы):

20) самостоятельное создание образов способов решения проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные УУД:

3)разрешение конфликтов – выявление идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

4)управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;

-САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ОБРАЗЦУ

Регулятивные УУД:

4) контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

5) коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

6) оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

7) саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий;

От выбранного вида учебной деятельности будут зависеть и виды УУД.

VI. Домашнее задание.

Личностные УУД:

2) желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся;

6)признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

Регулятивные УУД:

6) оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

7) саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий;

Познавательные УУД (общеучебные):

2) поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска. В том числе с помощью компьютерных средств;

3) структурирование знаний;

4) осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

5) выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

6) рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка поцесса и результатов деятельности;

7)смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации;

Познавательные УУД (логические):

16) построение логической цепи рассуждений;

Познавательные УУД (постановка и решение проблемы):

20) самостоятельное создание образов способов решения проблем творческого и поискового характера;

Личностные УУД:

3) осознание своих трудностей и стремление к их преодолению;

6)признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

Регулятивные УУД:

7) саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий;

Познавательные УУД (общеучебные):

3) структурирование знаний;

4) осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Познавательные УУД (логические):

16) построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные УУД:

5) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

VIII. Рефлексия:

Личностные УУД:

1) положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

2) желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся;

3) осознание своих трудностей и стремление к их преодолению;

Регулятивные УУД:

7) саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий;

Познавательные УУД (общеучебные):

6) рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка поцесса и результатов деятельности;

Коммуникативные УУД:

5) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Читайте также: