Конспект урока этапы моделирования

Обновлено: 04.07.2024

Модель — это объект, который обладает существенными свойствами другого объекта, процесса или явления и используется вместо него.

Моделирование — это создание и исследование моделей с целью их изучения.

По природе модели делятся на материальные и информационные. Материальные модели обычно представляют собой физическое или предметное представление объекта. Например, архитектор, чтобы представить заказчику здание, сначала строит его уменьшенную копию. Для нас же более интересней рассмотреть именно информационные модели.

Информационные модели — это информация о свойствах оригиналах и его связях с внешним миром.

Среди таких моделей можно выделить вербальные, то есть представленные в виде слов и описаний и знаковые, то есть представленные в виде схем, карт, формул, чертежей.

Еще информационные модели можно различать по фактору времени. Статистические, то есть те, в которых интересующие нас свойства не изменяются со временем, и динамические — это модели, которые описывают движение, развитие.

Сами динамические модели могут быть дискретными и непрерывными. Дискретные модели — это модели, которые описывают поведение оригинала только в отдельные промежутки времени. Непрерывными моделями называются модели, описывающие поведение оригинала для всех промежутков времени.

По характеру связей выделяются детерминированные и стохастические. Детерминированные модели описывают четкую связь между исходными данными и результатом, в стохастических же моделях учитываются случайные события.

Адекватность — это совпадение существенных свойств модели и оригинала в рассматриваемой задаче. Доказать адекватность модели можно только в сравнении с оригиналом.

Для этого проверяется:

— не противоречит ли результат моделирования выводам теории,

— подтверждается ли результат моделирования результатами эксперимента.

Таким образом, любое моделирование должно соответствовать следующей схеме.


Такое моделирование позволяет:

  1. Существенно расширить круг исследуемых объектов.
  2. Исследовать процессы и явления, при необходимости ускорять или замедлять процесс.
  3. Находить оптимальное соотношение затрат.
  4. Проводить эксперименты без риска негативных последствий.
  5. Визуализировать полученные результаты.

Между данными, используемыми в той или иной информационной модели, всегда существует некоторые связи, определяющие ту или иную структуру данных.


Граф является многосвязной структурой, обладающей следующими свойствами:

— на каждый элемент может быть произвольное количество ссылок;

— каждый элемент может иметь связь с любым количеством элементов;

— каждая связка может иметь направление и вес.

Направленная (без стрелки) линия, соединяющая вершины графа, называется ребром.

Линия направленная (со стрелкой) называется дугой.


Граф называется неориентированным, если его вершины соединены ребрами.


Граф называется ориентированным, если его вершины соединены дугами.


Граф называется взвешенным, если его вершины или ребра характеризуются некоторой дополнительной информацией — весами вершин или ребер.



Таблицы могут быть следующими типами:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, доска офисная доска, система опросов Votum.

образовательные:

• формирование представления об этапах построения модели.

• Формирования навыков поэтапного построения модели.

развивающие:

• мотивация к самостоятельной исследовательской деятельности;

• умение сопоставлять, анализировать, обобщать, формулировать выводы.

• способствовать развитию интереса к предмету.

воспитательные:

воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе;

воспитание информационной культуры.

формирование навыков самоорганизации и самоконтроля.

Предполагаемые результаты:

мотивация к обучению;

развитие логического мышления;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.

знать этапы построения модели;

уметь поэтапно создавать модель;

уметь применять программный продукт для построения формальной модели.

Метапредеметные:

1) Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

2) Регулятивные УУД:

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

3) Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации;

- способность проводить анализ представленной информации;

Учитель: Саварцов М.С.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап мотивации

Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.

Учащиеся организовывают рабочее место, приветствуют учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Читают пословицу, размышляют над ответом.

- развитие внимательности и воспитание дисциплины.

- умение организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

- умение слушать и проявлять тактичность во взаимодействии с учителем.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Давайте выполним задание из ЕГЭ. (Приложение 1)

Рассматривают возможные маршруты:

A-B-C-E-F. Длина маршрута 4 + 6 + 4 + 5 = 19

A-B-D-E-F. Длина маршрута 4 + 3 + 2 + 5 = 14

A-B-E-F. Длина маршрута 4 + 6 + 5 = 15

- развитие устной монологической речи.

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.

- поиск и выделение необходимой информации.

Этап выявления места и причины затруднений

Внимательно слушают учителя.

Пытаются выполнить задание. Составляют графическое изображение.


При выполнении задания у учащихся возникают трудности.

-умение отвечать на поставленный вопрос.

- способность проводить анализ представленной информации.

Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

Реализация построенного проекта

«Отлично! Процесс моделирования – это поэтапный процесс,т.е. процес создания модели проходит несколько этапов. Давайте запишем эти этаапы моделирования и их особенности.

Поясняет теоретический этап.

Слушают учителя. Отвечают на вопросы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, доска офисная доска, система опросов Votum .

образовательные:

• формирование представления об этапах построения модели.

• Формирования навыков поэтапного построения модели.

развивающие:

• мотивация к самостоятельной исследовательской деятельности;

• умение сопоставлять, анализировать, обобщать, формулировать выводы.

• способствовать развитию интереса к предмету.

воспитательные:

- воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе;

- воспитание информационной культуры.

- формирование навыков самоорганизации и самоконтроля.

Предполагаемые результаты:

- мотивация к обучению;

- развитие логического мышления;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.

- знать этапы построения модели;

- уметь поэтапно создавать модель;

- уметь применять программный продукт для построения формальной модели.

Метапредеметные:

1) Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

2) Регулятивные УУД:

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

3) Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации;

- способность проводить анализ представленной информации;

Учитель: Саварцов М.С.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап мотивации

Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.

Учащиеся организовывают рабочее место, приветствуют учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Читают пословицу, размышляют над ответом.

- развитие внимательности и воспитание дисциплины.

- умение организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

- умение слушать и проявлять тактичность во взаимодействии с учителем.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

(3 минуты)

Давайте выполним задание из ЕГЭ. (Приложение 1)

Рассматривают возможные маршруты:

A-B-C-E-F. Длина маршрута 4 + 6 + 4 + 5 = 19

A-B-D-E-F. Длина маршрута 4 + 3 + 2 + 5 = 14

A-B-E-F. Длина маршрута 4 + 6 + 5 = 15

- развитие устной монологической речи.

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.

- поиск и выделение необходимой информации.

Этап выявления места и причины затруднений

(5 минут)

Внимательно слушают учителя.

Пытаются выполнить задание. Составляют графическое изображение.


При выполнении задания у учащихся возникают трудности.

-умение отвечать на поставленный вопрос.

- способность проводить анализ представленной информации.

Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

(2 минуты)

Реализация построенного проекта

(9 минут)

«Отлично! Процесс моделирования – это поэтапный процесс,т.е. процес создания модели проходит несколько этапов. Давайте запишем эти этаапы моделирования и их особенности.

Поясняет теоретический этап.

Слушают учителя. Отвечают на вопросы.

Записывают этапы моделирования и их краткую характеристику.




- умение с достаточной полнотой и точностью слушать.

- способность проводить анализ представленной информации.

Этап первичного закрепления

(7 минут)

Решает вместе с учащимися, ранее заданную задачу.


Составляют формальную модель , где можно выразить t и а как



Записывают код порграммы :

var t,a,a2, a3,ch,z,x,x2: real ;

i,H, H1,H2,S,V,a1,n: integer ;

writeln( ' любое значение угла ' );

writeln( 'введите расстояние до цели' );

writeln( ' введите высоту цели ' );

writeln( ' введите высоту снаряда ' );

writeln( 'введите скорость снаряда' );

For i:= 1 to 50 do

a:=arctan(x/sqrt( 1 -x*x));

a2:=arctan(x2/sqrt( 1 -x2*x2));

If (a>=a2) and(a

- готовность проявить творческие способности.

- умение работать в паре;

Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

(5 мин)

Запускает ПО для тестирования.

Проходят тестирование получают результаты.

Этап включения в систему знаний и повторения

(2 мин)

Учитель осуществляет фронтальный опрос.

«Что такое эксперемент?

Учащиеся отвечают на вопросы.

- планирование своих действий в соответствии с задачей.

Промежуточный этап

(1 мин)

Ученики записывают домашнее задание.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

(2 мин)

Приём "Шкатулка"
Ученикам раздаются листики для записей, эмоций, пожеланий и тд

Учащиеся описывают свои впечатления и сдают учителю анонимно.

- осознание себя в процессе деятельности.

- саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний;

- оценка успешности усвоения.

Приложение 1

Между населёнными пунктами A, B, C, D, E, F построены дороги, протяжённость которых приведена в таблице. (Отсутствие числа в таблице означает, что прямой дороги между пунктами нет.)

Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и F (при условии, что передвигаться можно только по построенным дорогам).

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 991 материал в базе

Материал подходит для УМК

5.3. Использование таблиц

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 03.04.2021 183
  • DOCX 322.2 кбайт
  • 9 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Устарханов Муса Исаевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

- основные этапы моделирования и последовательность их выполнения.

Учащиеся должны уметь:

- разрабатывать поэтапную схему моделирования для любой задачи;

- задавать цель моделирования и формализовать задачу на этапе ее постановки;

- создавать информационную модель и преобразовывать ее в компьютерную на этапе разработки модели.

- развивать аккуратность и эстетическое восприятие при разработке и построении моделей.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_etapy_modelirovaniya.docx 261.75 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока информатики по теме:

Цели (задачи урока):

Учащиеся должны знать:

- основные типы задач моделирования;

- основные этапы моделирования и последовательность их выполнения.

Учащиеся должны уметь:

- разрабатывать поэтапную схему моделирования для любой задачи;

- задавать цель моделирования и формализовать задачу на этапе ее постановки;

- создавать информационную модель и преобразовывать ее в компьютерную на этапе разработки модели.

- развивать аккуратность и эстетическое восприятие при разработке и построении моделей.

- обобщение знаний об этапах моделирования;

- развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе.

- умение сравнивать (познавательное УУД);

- выбор языка представления информации в модели в зависимости от поставленной задачи;

- умение осуществлять самоконтроль (Р.);

- умение осуществлять поиск информации (П.)

- умение структурировать информацию (П.),

- преобразование модели – изменение модели с целью адекватного представление объекта моделирования.

- умение осуществлять совместную информационную деятельность, при выполнении компьютерного эксперимента;

- повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.

Тип урока: комбинированный

  • компьютеры с ОС Windows XP
  • мультимедиа;
  • презентация PowerPoint.

Методы и приемы: проблемное обучение, учебно-исследовательская деятельность, взаимооценка, самооценка.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, всем классом.

Технологии: информационно-коммуникационные, развивающие, совместного поиска.

Межпредметные связи: математика, физика, биология.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Проводит вводный инструктаж по применению рейтинга урока и работы с опорным конспектом

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Знакомятся с правилами работы с рейтингом и заполнением опорного конспекта

Формулируют тему и ставят цели. Записывают их в тетрадь.

закрепление материала, изученного на предыдущих уроках.

развитие памяти и мышления

-умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему

-развитие логического мышления

Bonpoc №1. Что такое модель, моделирование? Привести примеры моделей.

Вопрос №2. Какие бывают модели?

Вопрос №3. Назвать типы информационных моделей.

Моделирование в электронных таблицах проводится по общей схеме, которая выделяет четыре основных этапа: постановка задачи, разработка модели, компьютерный эксперимент и анализ результатов.

Модель – это объект, который обладает существенными свойствами другого объекта, процесса или явления ( оригинала ) и используется вместо него.

Моделирование – это создание и исследование моделей с целью изучения оригиналов.

автомобиль, глобус, макет дома.

Модели бывают материальные и информационные

знаковые (графические, табличные, математические, логические и табличные) и вербальные

Умение целенаправленно воспринимать информацию, анализировать ее, делать на ее основе выводы.

Анализ полученной информации, обобщение и, как следствие, вывод.

Овладение логическими действиями анализа, синтеза обобщения.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Осознание ценности знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Моделирование как метод познания.

Первый этап . Постановка задачи.

Описание задачи выглядит следующим образом

Второй этап.Разработка модели

Для вывода формул математической модели составим геометрическую модель в виде чертежа с указанием исследуемых характеристик объекта. (демонстрация слайда №4 )

Третий этап. Тестирование модели

Четвертый этап. Построение компьютерной модели

Для моделирования также можно использовать среду электронных таблиц. В этой среде информационная и математическая модели объединяются в таблицу, которая содержит три области: исходные данные, промежуточные расчеты, результаты. Заполните область исходных данных по предложенному образцу.








Умение целенаправленно воспринимать информацию, анализировать ее, делать на ее основе выводы.

Умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Умение работать с учебником.

Умение находить отличия, составлять схемы.

Учебно-познавательный интерес, самоопределение, самосознание.

Разработать проект, в котором строится таблица трех биоритмов(физический, эмоциональный и интеллектуальный) с использованием формул и дальнейшая их визуализация с помощью графиков. После получения результатов проводиться анализ полученных данных, который оформляется в виде отчета.


Учитель: План должен четко отражать последовательность работы с моделью. Первым пунктом такого плана всегда является тестирование модели .

Учитель: План эксперимента :В плане должен быть предусмотрен эксперимент или серия экспериментов , удовлетворяющих целям моделирования. Каждый эксперимент должен сопровождаться осмыслением итогов, что служит основой анализа результатов моделирования и принятия решений.


Учитель: Коненая цель моделирования – принятие решения, которое должно быть выработано на основе всестороннего анализа результатов тестирования. Этот этап решающий – либо вы продолжаете исследование, либо заканчиваете.

5 . Оценки. Задание на дом . Параграфы. 10 . 2 , 11 . 4 .

Читайте также: