Конспект урока экологические факторы среды 5 класс

Обновлено: 07.07.2024

Дидактическая цель: создание условия для формирования знаний об экологических факторах, влияние экологических факторов на организм.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Задачи урока:
1. Создать условия для формирования у учащихся представления об экологических фактора; показать роль факторов неживой природы в жизни организмов; охарактеризовать факторы живой природы; систематизировать знания учащихся об антропогенном факторе и о его влиянии на живые организмы и на природу в целом (предметный результат).
2. Продолжить развивать умение генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и ассоциации, пользоваться альтернативными источниками биологической информации (метопредметный результат).
3. Формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к созданию выбора дальнейшей образовательной траектории; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; анализировать, сравнивать, делать выводы; формирование эстетического отношения к живым объектам (личностный результат).
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая.
Средства обучения: презентация, учебник, инструктивная карта урока.

Постановка проблемы
Почему в ряде случаев антропогенный фактор представляет угрозу для природы?

VI. Закрепление новых знаний и способов действия.
Да-нетка
1. Абиотические факторы сильно влияют на жизнь организмов. да
2. Разведение животных и растений человеком – это антропогенный фактор. да
3. К абиотическим факторам почвы относят свет и воду. нет
4. Снег – это важный биотический фактор для растений. нет
5. Съедобные растения – это биотический фактор для растительноядных животных. да
6. Добыча для хищников – это антропогенный фактор. нет
7. Антропогенные факторы не влияют на природу. нет

Цель урока : формирование общего представления об экологических факторах; продолжение воспитания эстетических чувств к живой природе, бережного и рационального отношения к ней.

ВложениеРазмер
urok_5_klass.docx 21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок биологии в 5 классе

Тема урока : Экологические факторы среды

Цель урока : формирование общего представления об экологических факторах; продолжение воспитания эстетических чувств к живой природе, бережного и рационального отношения к ней.

Планируемые образовательные результаты

  1. Выделять существенные признаки экологических факторов природы
  2. Различать на рисунках факторы неживой природы, живой природы и антропогенные
  3. Уметь объяснить роль антропогенного фактора на природу

1.Уметь работать с текстом, выделять в нём главное

2.Уметь работать с рисунками в учебнике

  1. Проявлять учебно – познавательный интерес к живой природе, её многообразию

Тип урока : комбинированный

I этап Организационный момент

У того, кто учится

Всё всегда получится!

Мотивация учащихся на работу

Встали ровно, повернулись

и друг другу улыбнулись.

Если хочешь отвечать, надо руку поднимать

И, конечно же, вставать!

(проверка готовности учащихся к уроку)

ll этап Проверка знаний

1.Учитель называет живой организм, а учащиеся показывают карточки с буквами.

(аист, щука, крот, блохи, акула, заяц, синица, кит, аскарида, слепыш)

lll этап Актуализация знаний

Учитель. У каждого живого организма есть своя среда обитания, к которой он приспособлен. Слайд 2

- Что называется средой обитания? (Совокупность условий, в которых обитает организм)

- Что такое место обитания? (наиболее благоприятные условия среды обитания) Слайд 3

-Какие среды обитания вы знаете? Слайд 4, 5, 6

- Хорошо ли разным организмам жить в своей среде? (иногда бывает не очень хорошо)

- Почему? (потому что на них действуют условия среды обитания) Слайд 7, 8

-Какие? Что может вызвать неудобства птице при полёте? ( ветер, дождь. снег и т. д.)

Небо светло – голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает,

Цветы, деревья и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса

Человек и время года – это факторы природы.

Итак, условия среды называются факторами природы. Изучением факторов среды обитания, которые влияют на живые организмы, занимается наука – экология. Поэтому факторы среды можно назвать экологическими. Это и есть тема нашего урока. (Экология - наука о связях живых организмов между собой и окружающей средой) Слайд 9

IV этап Работа с учебником

- Какими бывают экологические факторы среды?

2. стр. 78 Факторы неживой природы

- Какие условия среды относятся к факторам неживой природы?

3. Небольшая исследовательская работа

Цель: Как влияет зкологический фактор - влажность на прорастание семян фасоли. Эту работу выполнял Муравьёв Артём

  1. Что произошло с семенами, которые находились целиком в воде?
  2. Что произошло с семенами, которые находились без воды?
  3. Что произошло с семенами, которые только смачивались водой?

Вывод: Экологический фактор – влажность может оказывать как благоприятное, так и неблагоприятное влияние.

- Послушайте внимательно ещё одно стихотворение

Соседи, соседи: жуки и медведи,

Орлы и козявки, деревья и травки…

Прожить без соседей – увы! – невозможно.

Иных обойдёжь далеко, осторожно.

Иными, как раз хорошо закусить,

А с кем – то под крышей теплее прожить.

Иные годятся для дальней дороги,

Другие поднимут тебя по тревоге.

А эти соседи помогут в беде.

Соседи, соседи – всегда и везде!

- Ребята, о каких факторах идёт речь в этом стихотвореннн?

4. Чтение материала учебника на стр. 78 – 79

- Приведите примеры влияния факторов живой природы на живые организмы.

- Какие же факторы природы относятся к факторам живой природы? (растения, животные, микроорганизмы)

Итак, мы подошли к следующему фактору – антропогенному.

- Найдите ответ на вопрос, какой фактор называется антропогенным? стр.80

- Как антропогенный фактор изменяет среду, окружающую человека?

Сколько исчезло с планеты зверья,

Растений, и это восполнить нельзя.

И если теперь не спасти нам остатки,

Мы завтра в Сахаре проснёмся, ребятки!

Нельзя переделывать с ходу природу,

Она устоялась не с прошлого года.

Реки, озёра, леса и луга

Должны сохраняться всерьёз и всегда!

5.Грустная история Слайд 10

-Как вели себя дети в лесу?

- Какие правила поведения в природе вы знаете?

Мы теперь знаем всё о факторах среды и сможем правильно распределить все факторы по своим местам с объяснением.

Дидактическая цель: создание условия для формирования знаний об экологических факторах, влияние экологических факторов на организм.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Формируемые УУД: Коммуникативные – добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность. Регулятивные – сверить свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки. Познавательные – анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления. Личностные – формировать экологическую культуру на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.:

Задачи урока:

1. Создать условия для формирования у учащихся представления об экологических факторах; показать роль факторов неживой природы в жизни организмов; охарактеризовать факторы живой природы; систематизировать знания учащихся об антропогенном факторе и о его влиянии на живые организмы и на природу в целом (предметный результат).

2. Продолжить развивать умение генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и ассоциации, пользоваться альтернативными источниками биологической информации (метапредметный результат).

3. Формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к созданию выбора дальнейшей образовательной траектории; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; анализировать, сравнивать, делать выводы; формирование эстетического отношения к живым объектам (личностный результат).

Используемые технологии : здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.

Формы организации познавательной деятельности : индивидуальная, групповая.

Средства обучения : презентация, учебник, инструктивная карта урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока биологии в 5 классе по теме: "Экологические факторы" с применением компьютерных технологий. Урок проводился в мобильном классе.

Третьякова Римма Юрьевна, учитель биологии и химии

Тип: урок изучения нового материала.

Цель: сформировать понятие о влиянии окружающей среды на живые организмы.

Обучающие:

сформировать понятие об экологических факторах среды;

классифицировать экологические факторы;

подчеркнуть роль антропогенного фактора в настоящее время;

Развивающие: продолжить развитие у обучающихся умения сравнивать, анализировать, классифицировать объекты и явления, делать выводы на основе наблюдений.

Воспитательные: продолжить формирование у школьников бережного отношения к окружающему миру и сознания того, что человек играет огромную роль в сохранении живой природы и среды обитания живых организмов.

Основные понятия: экология, экологические факторы, факторы неживой природы (абиотические), факторы живой природы (биотические), антропогенные факторы.

Методы: беседа, анализ видеофрагментов, интерактивные задания, индивидуальная работа, работа в группах, в парах.

Организационный момент. Приветствие. Разъяснение как работать с оценочными листами (приложение 1).

Актуализация знаний. Чтобы вы вспомнили, о чем мы говорили на предыдущем уроке, я попрошу вас прочесть стихотворение …

Хорошо иметь свой дом.

Без хлопот жить в доме том.

Можно жить ещё в квартире.

Есть жильё другое в мире –

У животных, насекомых

И других существ знакомых.

Ночь в лесу – сова летает –

Пищу птица добывает.

День наступит – спит в дупле:

В темноте, в тиши, в тепле.

Полюбуйтесь, вот лиса –

Это хитрость и краса.

Дом – нора. В нём всем на диво

И уютно, и красиво.

Дом – река и как всегда

Есть в ней свет, вода, еда.

Рыбка жить здесь не боится,

Домиком своим гордится.

Если же не знает кто-то,

У лягушки дом – болото,

Дом длиннющий у крота.

И стоит в нём темнота.

Но зато всегда покой,

А зовётся дом – норой.

У каждого живого организма, как и у каждого человека, есть свой дом – место, где он живет, где его окружают привычные комфортные условия.

О чем шла речь в стихотворении? Как называют все то, что окружает живые организмы? – Среда обитания.

Сколько сред обитания вы знаете, и какие? (Карточки прикрепляем на доске на магнитах), (приложение 2).

III. Проверка знаний.

1. Перед вами список живых организмов. Представьте, что они заблудились. Помогите животным и растениям найти свою среду обитания. (Тестирование на планшетах, либо интерактивное задание в электронном учебнике, параграф 17, стр. 78), (Приложение 3).

Баллы, которые вы получили за выполненное задание, внесите в оценочные листы. Напишите фамилию, класс, дату проведения урока, тему заполните позже. Баллы за задание №1 выставьте в соответствующей графе.

- Похожи ли между собой дельфины и рыбки? Почему?– Похожи, т.к. обитают в сходной среде – водной.

- Похожи ли между собой дельфин и крот? – Нет. Т.к. обитают в разных средах: крот в почвенной, дельфин - в водной.

- Какие признаки сформировались у дельфинов и рыбок и почему? – Обтекаемая форма тела, плавники.

- Какие признаки сформировались у крота? – Лапки, приспособленные для копания почвы, маленькие глаза, плохо видит.

- Какой вывод можно сделать из наших наблюдений? – На организмы влияют условия среды, под их влиянием формируются признаки.

3. Каковы условия в почвенной, водной, наземно-воздушной, организменной средах? Организация работы в группах: класс делится на 4 группы, каждая группа получает карточки-задания с перечислением признаков (приложение 4). Нужно выбрать условия, характерные для конкретной, одной среды обитания с последующей проверкой. Выбранные условия записываются на доске под названием соответствующей среды обитания.

VI . Физкультминутка. Мы славно потрудились, пора немного отдохнуть! Встаньте и повторяйте за мной, глазами следим за кончиками пальцев.

У оленя дом большой
Он глядит в своё окно
Заяц по лесу бежит
В дверь к нему стучит:

V. Изучение нового материала.


1. Формулировка темы урока. Мы рассматривали влияние факторов среды на животных, а какие факторы влияют на растения в их среде обитания, например, от чего зависит жизнь цветка? Заполняем схему у доски и в тетради:


Свет

Насекомые-опылители Экологические

Гусеницы факторы

Тема урока – Экологические факторы.

2. Классификация. Классифицируем факторы, т.е. разделим вышеперечисленные понятия на группы. (Работа в парах с последующим составлением схемы на доске).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель: Корниенко Александр Иванович

Предмет: биология. ФГОС (линия учебников Пасечник В.В.)

Дидактическая цель: создание условий для применения знаний в знакомой и новой учебной ситуациях.

Образовательная : познакомить учащихся с экологическими факторами: абиотическими, биотическими (формами взаимоотношений между организмами), влиянием деятельности человека на природу.

Развивающая: развивать умение работать с текстом учебника, рисунками, составлению схем, делать сравнительный анализ

Воспитательная : воспитание бережного отношения к природе.

Познавательные УУД: самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование. Коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре, освоение разных способов коммуникаций.

РегулятивныеУУД : самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Личностные результаты обучения : умение оценивать свою деятельность с точки зрения сохранения окружающей среды, умение использовать жизненный опыт при изучении нового материала.

Метапредметные результаты обучения : умение применять понятия, работать с различными источниками информации, схемами, рисунками; умение преобразовывать эту информацию.

Предметные результаты обучения : освоение знаний по теме и основным понятиям.

Основные понятия: экология, экологические факторы, абиотические, биотические, антропогенные факторы.

Организация пространства : работа фронтальная, индивидуальная, в группах.

Оборудование: презентация, таблицы, видеофрагменты.

Технологическая карта урока:

1. Организационно-мотивационный цель: включение учеников в деятельность на личностно-значимом уровне

Проверяют принадлежности. Настраиваются на работу

Регулятивные

Умение настроиться на взаимодействие с другими учащимися и учителем. Создание положительной мотивации.

2. Актуализация знаний.

Постановка проблемы:

1. Выполняют тест.

2. 2-3 уч – ся работают устно.

На прошлом уроке мы изучали среды обитания!

- Назовите характерные особенности любой среды обитания??(можно показать картинки животных разных сред жизни)

Какой вывод можно сделать?

Могут ли живые организмы

существовать обособленно, без окружающей среды?

Определяет группы, объясняет ход выполнения заданий. Организует фронтальную работу, задает вопросы.

Читайте также: