Конспект урока долг и ответственность опк 4 класс

Обновлено: 07.07.2024

Понимание взаимосвязи свободы и ответственности, форм ответственности и осознанного выбора.

Р. Формирование умения оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

К. Развитие навыков сотрудничества в процессе групповой работы; формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную позицию. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Развитие умения оценивать своё поведение, нести ответственность за свои поступки.

Формирование уважительного отношения к интересам, ценностям, свободе других людей.

Цель урока Подвести учащихся к осознанию того, что все несут ответственность (даже будучи свободными) за последствия свободного выбора, поступка.

Основные понятия, изучаемые на уроке Свобода, ответственность, последствия.

Средства ИКТ, используемые на уроке Мультимидийный проектор, экран, ноутбук.

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД

6 минут Эмоциональный настрой на урок. Проверка готовности к уроку.

- Представьте: летний теплый день, цветущий луг, вокруг порхают бабочки… Вы стоите, широко раскинув руки, ваш взгляд устремлен ввысь, к бездонному голубому небу, подставив лицо солнышку, дышите глубоко и ощущаете легкость, свободу и желание познавать мир.

Сегодня на нашем уроке присутствуют много гостей. Давайте молча пошлём им импульсы доброжелательности. Я надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

Ползти. Идти. Бежать. Лететь. Стремиться. Верить и хотеть. Забыть. Устать. Застыть. Стоять. Хандрить. Поддаться. Угасать. Два выбора. И две судьбы. Ну, а итог решаешь ты. Татьяна Ярошевич

- Как вы понимаете эти слова? Как вы думаете, какое отношение они могут иметь к нашему уроку? Попробуйте сформулировать тему урока.

Учитель открывает тему: Свобода и ответственность.

Запишите в тетрадях тему урока.

Обратите внимание, у вас на столах есть оценочные листы работы на уроке. Заполняйте их в ходе урока. Новая тема. Вводная беседа с учащимися. Поднимите руку, кто хочет быть свободным? А что значит быть свободным? Вспомните, что такое свобода? На прошлом уроке мы говорили об этом.

Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор. Свобода - это способность человека определять своё поведение с учётом законов природы и общества. Шарль Луи де Секонде де Монтескье - французский писатель, правовед и философ дал такое определение: Свобода – это право делать всё, что не запрещено законом.

Как вы понимаете его слова?

Проверка домашнего задания. Вам предлагалось вспомнить героев из сказок, перед которыми стоял моральный выбор. Приведите свои примеры. Как поступили герои в разных ситуациях? Как бы поступили вы?

Волевая саморегуляция, принятие и сохранение учебной задачи (Р)

Извлечение необходимой информации из текстов (П)

Осознанное построение речевых высказываний, высказывания своего собственного мнения (К)

Планирование учебного сорудничества с учителем (К)

Осознанное построение речевого высказывания в устной форме (П)

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД

14 минут Работа с литературным текстом по ролям (ПРИТЧА).

- Как вы думаете, почему исчезли деньги? Правильно ли думал парень? Как бы вы поступили на его месте?

Работа с учебником

- Найдите в тексте учебника определение, что такое ответственность. (Ответственность – эта черта характера личности и ее действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор)

Работа в парах. Прочитайте стр. 24 и найдите, какие существуют условия ответственного поведения (вслух). Приведите свои примеры.

1. Ответственность только за те поступки, которые являются результатом его свободного выбора. 2. Преднамеренность. (Заранее обдуманный, умышленный. Ожегов) 3. Отдавать отчет в последствиях совершаемых действий.

Фронтальная работа. Прочитайте стр. 25, 1 абзац. - Что такое внутренняя обязанность человека? Зачем каждый из нас должен уметь задавать себе такие вопросы? Прочитайте. Стр. 25, 2 абзац.

Осознанное построение речевого высказывания в устной форме (П)

Принятие и сохранение учебной задачи (Р)

Поиск необходимой информации, её интерпретация, обобщение и структурирование, анализ и объяснение понятий (П)

Развитие навыков сотрудничества в процессе групповой работы, умение участвовать в коллективном обсуждении, учитывать мнения других, корректно отстаивать свое мнение (К)

Этап 3. Практикум

Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД

Кто отвечает? Люди: человек, родители, дети, учителя и др.

Перед кем отвечает? Перед природой, обществом, друг перед другом.

За что отвечает? За решения, поступки и действия

Определите отношения ответственности и заполните таблицу. Прокомментируйте свои записи. Каждая группа отвечает, другие комментируют, соглашаются. Какой можно сделать вывод? Вывод: Ответственность у всех разная. Она зависит от возраста и от того, какое положение человек занимает в обществе. Родители несут ответственность за детей, а дети за порученные им дела. Учителя несут ответственность за то, чтобы школьники учились, а учащиеся за то, как они учатся. Люди отвечают не только друг за друга, но и за все, что их окружает, в том числе и за природу. Такое значение моральной ответственности очень близко понятию заботы.

Умение работать в паре, развитие навыков сотрудничества; формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную позицию (К)

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции Формируемые УУД

Костя решил прогулять уроки, потому что не выполнил домашнее задание и просил Дениса сказать учителю, что заболел. Какие будут последствия поступка Кости?

Света после школы, не заходя домой, пошла гулять с девочками и не предупредила родителей. Когда она пришла домой, было уже совсем темно. Родители сильно волновались.

Вы едете в общественном транспорте и заметили странного человека, который старается тайно подложить пакет под сиденье. Вдруг он понимает, что вы пристально наблюдаете за ним. Он грозно смотрит на вас, давая понять, что готов причинить вам вред. Он реально опасен для вас. Как вы поступите?

Игорь и Дима катались на велосипедах и выехали на проезжую часть дороги. Какими могут быть последствия поступка для мальчиков?

Вывод: Важно предвидеть влияние своих поступков на других людей.

Свобода без ответственности - это путь в никуда. Свободный человек отличается тем, что он готов нести ответственность за свой выбор, не перекладывая вину за последствия на других. Прежде чем заявить о своем праве на свободу, задайте себе вопрос: какими будут последствия моей свободы для меня и окружающих меня людей.

Формулировка выводов на основе анализа ситуаций (П)

Устанавливать причинно-следственные связи между свободой выбора человека и ответственностью за свой выбор (П)

Формирование умения оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми (Р)

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность этапа Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам Формируемые УУД

Наш урок подходит к концу.

Я прошу вас закончить высказывания о сегодняшнем уроке : Сегодня я узнал… Было трудно… Я понял, что… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…

Ребята, завершите заполнение ваших самооценочных листов и в конце урока передайте учителю. Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов, находящихся на ваших столах. Обратите внимание на их значение.

Зелёный – было интересно, всё понял, работал хорошо. Жёлтый – что-то не понял, остались вопросы. Красный – было не интересно, скучно, ничего не понял. Можете нарисовать такой смайлик в своей тетради. Спасибо, ребята, за активную работу на уроке. Групповая рефлексия (К)

Тема: " Милосердие и сострадание"

Цель: сформировать осмысление понятия “милосердие и сострадание” как основу человеческих отношений, облагораживающих жизнь человека.

  • ознакомление с представлением о милосердии и сострадании в христианской этике;
  • усвоение понятий: долг, ответственность, милосердие, сострадание.
  • осознание значимости заботливого, сострадательного и милосердного отношения к людям.

личностные : нравственно-этическая ориентация; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

регулятивные : целеполагание, контроль, оценка ;

познавательные : общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели), постановка и решение проблемы (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера); логические (анализ, классификация);

коммуникативные : управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли.

Основные понятия : ближний, милосердие, сострадание, любовь к врагам, милостыня, ответственность, добрый самарянин.

Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, комментированное чтение, работа в парах, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации.

Предварительная подготовка к уроку учащихся, их родителей:

изготовление подарков для одноклассников, друзей, гостей(сувениры-ангелочки, макеты цветов); чтение Библии о Заповедях Божьих.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Былины говорят о том, что эти богатыри – крестовые братья, т.е. они обменялись нательными крестами, обещали помогать и служить друг другу.

Кто может стать такими богатырями – богатырями духа? Просто сильные люди? Но среди них немало хитрых и недобрых людей. А есть и те, кому нужна слава, и только ради нее они совершают какие-то поступки…

Кроме силы и смелости, богатырю нужно иметь сердце, богатое добром и любовью.

Расскажем об одном настоящем богатыре, 17-кратном чемпионе мира по подводному плаванию.

Шаварш Карапетян стал свидетелем того, как троллейбус попал в аварию и ушел на десятиметровую глубину Ереванского озера. Пловец бросился в холодную воду и спас 20 человек. А потом он спас людей во время пожара, вытаскивая их из огня. Он не смог продолжать спортивную карьеру, потому что подорвал здоровье. Но дар любви, данный ему Богом, он преумножил многократно.

Когда его спрашивают, как закалить силу воли, он отвечает:

Учащиеся записывают девиз Карапетяна на планшетах.

Тема нашего сегодняшнего урока – долг и ответственность.

3-й этап. Основная часть. Усвоение новых знаний (25 минут)

Муравей и голубка

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела – муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела. (Толстой Л.Н.)

(Забота и помощь окружающим)

Правда всего дороже

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку.

Отец пришел и спросил:

Мальчик затрясся от страха и сказал:

- Спасибо, что правду сказал.

(Честность по отношению к окружающим)

Маслина и камыш

Маслина и камыш заспорили о том, кто крепче и сильнее. Маслина посмеялась над камышом за то, что он от всякого ветра гнется. Камыш молчал. Пришла буря: камыш шатался, мотался, до земли сгибался – уцелел. Маслина напружилась сучьями против ветра – и сломилась.

(Уважение к окружающим)

Бабушка и внучка

Внучка была мала и всё спала, а бабушка сама пекла, мыла, шила и убиралась в доме. А после стала бабушка стара и легла на печку и всё спала. А внучка сама пекла, мыла, шила и убиралась в доме.

(Забота о родителях, стариках)

Птички

Прилетели птички, пощебетали. То ли поприветствовали, то ли намекнули, что им чего-нибудь поклевать хочется. А я поленился с постели встать и выйти на балкон.

Птички пощебетали и улетели. Кто-то другой покормит их, проявит заботу, тот, у кого сердце проснулось.

Где они теперь? К кому их Бог послал? В чье сердце стучаться?

(Забота о братьях наших меньших)

– В каких источниках можно уточнить, что значат эти понятия? (В словарях, справочниках, интернете.)

– Встречались ли вы с этими понятиями в жизни? Когда, при каких обстоятельствах?

Мнения детей заслушиваются, но не обсуждаются.

Работа со словарем.

Долг - это нравственная обязанность человека перед обществом, перед родными, выполняемая из побуждения совести.

Например: служить Отечеству, выполнять обещания, заботиться о детях.

Ответственность - готовность исполнять свои обещания, свои обязанности. Это право и обязанность отвечать за свои поступки, действия.

Перед кем человек несет ответственность?

Прочитайте тексты и обсудите в парах, о какой ответственности идёт речь.

Муравей и голубка

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела – муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела. (Толстой Л.Н.)

(Забота и помощь окружающим)

Правда всего дороже

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку.

Отец пришел и спросил:

Мальчик затрясся от страха и сказал:

- Спасибо, что правду сказал.

(Честность по отношению к окружающим)

Маслина и камыш

Маслина и камыш заспорили о том, кто крепче и сильнее. Маслина посмеялась над камышом за то, что он от всякого ветра гнется. Камыш молчал. Пришла буря: камыш шатался, мотался, до земли сгибался – уцелел. Маслина напружилась сучьями против ветра – и сломилась.

(Уважение к окружающим)

Бабушка и внучка

Внучка была мала и всё спала, а бабушка сама пекла, мыла, шила и убиралась в доме. А после стала бабушка стара и легла на печку и всё спала. А внучка сама пекла, мыла, шила и убиралась в доме.

(Забота о родителях, стариках)

Птички

Прилетели птички, пощебетали. То ли поприветствовали, то ли намекнули, что им чего-нибудь поклевать хочется. А я поленился с постели встать и выйти на балкон.

Птички пощебетали и улетели. Кто-то другой покормит их, проявит заботу, тот, у кого сердце проснулось.

Где они теперь? К кому их Бог послал? В чье сердце стучаться?

(Забота о братьях наших меньших)


Александр СОЛОДОВНИКОВ.

На московском асфальте

Иду по Москве, по асфальтовой корке,

Гляжу: на асфальте топорщатся горки.

Усилием воли, могучей как сталь

Какой-то силач пробивает асфальт.

И вот он просунул победный флажок:

Зеленый листок, тополевый росток.

Машиною крепко укатано было,

Но сила росточка асфальт победила…

3.2. – Выполнению долга часто мешают лень, безволие, страх… Посмотрите на фотографию и придумайте ей название.

Попробуйте, работая в группах, сочинить стихотворение, опираясь на предложенные рифмы и изображение.

Давайте теперь сравним то, что у вас получилось, со стихотворением поэта.

3.3. Фильм о Шаварше Карапетяне

3.3. - Как маленький росток может пробиться через асфальт, так и человек может преодолеть на первый взгляд непреодолимые препятствия.

Посмотрите видеосюжет о 17-кратном чемпионе мира по подводному плаванию Шаварше Карапетяне.

Вопросы после просмотра:

1. Какие три подвига совершил Шаварш Карапетян?

2. В чем он видел свой долг?


3.4. Но бывают ситуации, когда человеку трудно сориентироваться и понять сразу, в чем его долг.

Допустим, человек заблудился в лесу. Если он не знает, куда идти, то пойдет туда, куда легче: под горку, туда, где суше. Бурелом же обойдет стороной. Выйдет ли он так к своему дому? Скорее всего, нет. Он будет постоянно плутать. Если же у него есть компас, то он заставит себя идти и через бурелом, и в гору, но в итоге придет туда, куда стремится. Евангелие - это такой компас, который говорит человеку, куда надо идти, в том числе, чтобы быть нравственным.

Итог: долг человека – в любви. Вся жизнь дана человеку для того, чтобы он этой любви научился.

(Кто-то встает рядом с Кутузовым, кто-то – рядом с солдатами, другие несут хоругви. Каждый делает свой выбор. А дальше можно предложить детям найти место в картине, которое ни при каких обстоятельствах занимать нельзя. Это горизонт – ведь оттуда к нам движутся войска Наполеона. Это передано особыми художественными средствами – по небу оттуда идут грозовые тучи. Мы не должны быть с врагами нашего Отечества).

России на протяжении всей своей истории приходится много сложностей преодолевать. И как она нуждается сейчас в таких богатырях!

4-й этап. Подведение итогов (12 минут)


Богатыри. Васнецов В.М.


Молебен на позициях перед Бородинской битвой. Зайцев Е.Н.


После молебна на Красной площади в день пророка Илии и ВДВ

4.1. Задание. Сравните три изображения. Что объединяет всех людей на этих изображениях?

Вглядимся напоследок в три картины, очень в чем-то схожие. Наши бедные дети привыкли к клиповому сознанию, все мелькает перед глазами. А мы попробуем погрузиться в изображения и сделаем для себя главный вывод.

Некоторые говорят: сейчас другие времена, иные герои, нельзя идти против течения… Кто плывет по течению, если впереди бурлящий водопад и обрыв? Только дохлая рыба. Нужно смотреть не на то, кто как устраивается по жизни, а вперед, видеть подлинную цель и не сворачивать с пути.

Ну, а если ты пока один решился на такое? Всегда сначала нужен кто-то один. Именно потому, что он никогда одним не останется. Придет со временем и второй, и третий. К Антонию Печерскому придет Феодосий. К Кузьме Минину присоединится князь Пожарский. Андрей Первозванный позовет своего старшего брата, который станет ап. Петром.

Слабость сумеет превратиться в силу, и наоборот: рыбаки посрамят философов, имена царей сотрутся из памяти. Важно только знать: всякий труд и всякое – кажущееся незаметным – усилие очень важны.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ долг и ответственность.pptx

Основы духовно-нравственной культуры народов России Модуль:Основы православн.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Основы духовно-нравственной культуры народов России Модуль:Основы православн.

ДОЛГ и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ДОЛГ и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ







УВАЖЕНИЕ ЗАБОТА ЛЮБОВЬ МИЛОСЕРДИЕ ПОМОЩЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛГ Почтительное от.

УВАЖЕНИЕ ЗАБОТА ЛЮБОВЬ МИЛОСЕРДИЕ ПОМОЩЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛГ Почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств Действия по отношению к человеку, нацеленные на его благополучие. Готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Содействиекому-нибудь в чем-нибудь, участие в чем-нибудь, приносящее облегчение Чувство глубокой привязанности, преданности кому-либо, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу или спасению, сохранению кого-либо.

АДАМ И ЕВА

ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП

Я УЗНАЛ… Я ПОНЯЛ… ДЛЯ МЕНЯ БЫЛО НОВЫМ…

Я УЗНАЛ… Я ПОНЯЛ… ДЛЯ МЕНЯ БЫЛО НОВЫМ…

Домашнее задание: 1 ряд. Прочитать с 71-72 прочитать о талантах – выявить как.

Выбранный для просмотра документ конспект урока Долг и ответственность.docx

Основы духовно-нравственной культуры народов России.

Учитель: Учитель: Техман Наталья Владимировна

Модуль: Основы православной культуры.

Цель: Создать условия для формирования у учащихся представлений об ответственности и долге. Учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам.

Планируемые результаты:

ПознавательныеУУД

1. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобиться для решения учебной задачи.

2.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

РегулятивныеУУД

1.Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

2.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу.

3. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Коммуникативные УУД

1. Осуществлять поиск необходимой информации, слушать собеседника, излагать свои мысли.

Личностные УУД

1.Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

2.Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения.

3.Чувствовать ответственность за свой выбор, понимать, что человек всегда несет ответственность за свои поступки .

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Ожидаемый результат: Дети смогут составить представление о таких понятиях как долг и ответственность. Научаться анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения.

Актуализация знаний.

Сегодня мы будем продолжать оценивать себя. Работать по алгоритму самооценки (Приложение 1).

Помогут нам листы оценки. (Приложение2).

Оценка соседа

Оценка группы

Оценка учителя

Индивидуальная работа.

Определение известных понятий

Работа в паре.

Определить о какой ответственности идет речь

Работе в группе

Посмотрите на экран, каким понятием можно назвать данное изображение?(Презентация)

Любовь - Чувство глубокой привязанности, преданности кому-либо, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу или спасению, сохранению кого-либо, (слайд 3)

Уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств, (слайд 4)

Милосердие - Готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия, (слайд 5)

Забота - действия по отношению к человеку, нацеленные на его благополучие, (слайд 6)

Помощь – содействие кому-нибудь в чем-нибудь, приносящее облегчение, (слайд 7)

Долг - (слайд 8)

Ответственность - (слайд 9)

Проверьте правильность выполнения.

Соотнесите понятие с определением, (слайд 10)

– Какие понятия из этого списка вам знакомы? Соедините линиями каждое понятие с его определением.

Оцените себя в листах оценки. Как оценили? Почему?

Создание проблемной ситуации, формулирование темы урока.

– Какие понятия остались без определения? (Долг, ответственность)

Тема: долг и ответственность

Цель (чему должны научиться на уроке)

- узнать, что такое долг и ответственность;

- определить, какие бывают долг и ответственность;

- в чем я могу проявить долг и ответственность сейчас и в будущем.

– Можете ли вы дать им своё определение?

– В каких источниках можно уточнить, что значат эти понятия? (В словарях, справочниках, Интернете.)

– Встречались ли вы с этими понятиями в жизни? Когда, при каких обстоятельствах?

Мнения детей заслушиваются, но не обсуждаются.

Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Работа со словарем - я выбрала основное значение слова

Долг -это нравственная обязанность человека перед обществом или перед родными и близкими и т. п. , выполняемая из побуждения совести. Например: служить отечеству, выполнять обещания, заботиться о детях.

Ответственность - готовность исполнять все свои обещания, выполнять все свои обязанности. Право и обязанность отвечать за свои поступки, действия. Качество, необходимое для выполнения любого поручения.

Выражение решения проблемы.

Работа с текстом учебника

-изгнание Адама и Евы (слайд 11) - перед кем была ответственность, какая? (соблюдать завет Бога).

- всемирный потоп (слайд 12) – перед кем была ответственность, какая ? (соблюдать заветы Бога, ной – обязанность сохранить жизни).

Мы с вами говорили об ответственности перед кем? (Была ответственность перед Богом) А перед кем еще может быть ответственность?

5. Выполнение продуктивных заданий по теме.

-Прочитайте тексты и обсудите в парах, о какой ответственности идёт речь.

Муравей и голубка

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела – муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Забота и помощь окружающим

Правда всего дороже

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку.

Отец пришел и спросил:

Мальчик затрясся от страха и сказал:

- Спасибо, что правду сказал.

Честность по отношению к окружающим

Маслина и камыш

Маслина и камыш заспорили о том, кто крепче и сильнее. Маслина посмеялась над камышом за то, что он от всякого ветра гнется. Камыш молчал. Пришла буря: камыш шатался, мотался, до земли сгибался – уцелел. Маслина напружилась сучьями против ветра – и сломилась.

Уважение к окружающим

Бабушка и внучка

Внучка была мала и всё спала, а бабушка сама пекла, мыла, шила и убиралась в доме. А после стала бабушка стара и легла на печку и всё спала. А внучка сама пекла, мыла, шила и убиралась в доме.

Забота о родителях, стариках

Много лет не виделись бывшие одноклассницы, и вот однажды встретились тепло и радостно. Стали рассказывать друг другу о своей жизни. Одна из подруг спросила:

— А как твои мама и папа поживают?

— Ах! Нет их больше. Они умерли год назад почти в одно и то же время. Должна тебе сказать, что я так с ними намучилась. Оба лежачими были. Я за ними ходила, как за младенцами: и подгузники им меняла, и с ложечки кормила, и все их капризы выполняла. Даже вспоминать страшно!

Подруга выслушала все сетования и жалобы, а потом тяжело вздохнула и сказала:

— Какая же ты счастливая! Мои родители умерли далеко от меня. Ты успела им долг отдать, а я своим нет.

Забота о родителях, стариках

Человек занял деньги у соседа, а потом всё не отдавал, хотя прошли все сроки. На напоминание ответил:

— Забываю! Совсем память плохая стала.

На это сосед возразил:

— Но в долг ты попросить не позабыл. У большинства — слабая память. Различие в том, что забываем в первую очередь. Одни — чужие просьбы и чужую беду, другие — собственный интерес

Уважение к окружающим

Птички

Прилетели птички, пощебетали. То ли поприветствовали, то ли намекнули, что им чего-нибудь поклевать хочется. А я поленился с постели встать и выйти на балкон.

Птички пощебетали и улетели. Кто-то другой покормит их, проявит заботу, тот, у кого сердце проснулось.

Где они теперь? К кому их Бог послал? В чье сердце стучаться?

Забота о близких

Оцените работу соседа в листах оценки.

Вернемся к вопросам, которые поставили в начале урока:

Что такое ответственность

Это правило, которое должны соблюдать без исключения все.

Определите, какую вы несете ответственность по отношению:

К родителям (уважать, заботиться, слушаться, помогать, любить)

К одноклассникам (помогать, уважать, не ссориться, не дразнить, выручать)

К животным (забота, внимание, ухаживать, защищать, беречь)

К России (уважать, любить, защищать, гордиться, стремиться прославить, беречь)

Тема: Долг и ответственность
Цель: Создать условия для формирования у учащихся представлений об ответственности и долге. Учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам.

Оценить 545 0

Технологическая карта урока

Учитель: Ступникова Надежда Михайловна

Предмет:ОРКСЭ

Модуль:Основы православной культуры.

Тема: Долг и ответственность

Цель:Создать условия для формирования у учащихся представлений об ответственности и долге. Учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам.

Планируемые результаты:

ПознавательныеУУД

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобиться для решения учебной задачи.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

РегулятивныеУУД

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Коммуникативные УУД

Осуществлять поиск необходимой информации, слушать собеседника, излагать свои мысли.

Личностные УУД

Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения.

Чувствовать ответственность за свой выбор, понимать, что человек всегда несет ответственность за свои поступки.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, самостоятельная.

Технологии: здоровьесберегающие, системно-деятельностного подхода, технология сотрудничества, ИКТ, игровая.

Планируемый результат: дети смогут составить представление о таких понятиях как долг и ответственность, научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения,смогут самостоятельно выполнять задания, используя полученные знания, уметь оценивать работу одноклассников, свою работу.

Средства обучения: презентация, учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

1.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

- На предыдущих уроках мы с вами разбирали некоторые понятия. К каждому понятию подбери определение.

Любовь - чувство глубокой привязанности, преданности кому-либо.

Уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия

Забота - действия по отношению к человеку, нацеленные на его благополучие

Дети соединяют понятие и определение

Коммуникативные: установление дружеских контактов, настрой на продуктивную деятельность

Регулятивные: нацеливание на успешную работу

2. Постановка цели и задач урока.

– Какие понятия остались без определения? (Долг, ответственность)

Тема: долг и ответственность

Цель (чему должны научиться на уроке)

- узнать, что такое долг и ответственность;

- определить, какие бывают долг и ответственность;

– Можете ли вы дать им своё определение?

– В каких источниках можно уточнить, что значат эти понятия? (В словарях, справочниках, Интернете.)

– Встречались ли вы с этими понятиями в жизни? Когда, при каких обстоятельствах?

Предположения ребят. Мнения детей заслушиваются, но не обсуждаются

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: целеполагание

3.Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Работа со словарем - я выбрала основное значение слова.

Долг -это нравственная обязанность человека перед обществом или перед родными и близкими, выполняемая из побуждения совести. Например: служить отечеству, выполнять обещания, заботиться о детях.

- Какой может быть долг?

Слайды 5, 6, 7, 8, 9(сравнение)

Ответственность - готовность исполнять все свои обещания, выполнять все свои обязанности. Право и обязанность отвечать за свои поступки, действия. Качество, необходимое для выполнения любого поручения.

Работа со словарем. Фронтальная работа.

Познавательные: самостоятельный поиск решения проблемы

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: целеполагание

4.Выполнение продуктивных заданий по теме.

1. Работа с текстом учебника (с. 68, второй абзац)

2. -Прочитайте тексты и обсудите в группах, о какой ответственности идёт речь.

1. Муравей и голубка

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела – муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

2. Правда всего дороже

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку.

Отец пришел и спросил:

Мальчик затрясся от страха и сказал:

- Спасибо, что правду сказал.

3. Бабушка и внучка

Внучка была мала и всё спала, а бабушка сама пекла, мыла, шила и убиралась в доме. А после стала бабушка стара и легла на печку и всё спала. А внучка сама пекла, мыла, шила и убиралась в доме.

4. Встреча одноклассниц

Много лет не виделись бывшие одноклассницы, и вот однажды встретились тепло и радостно. Стали рассказывать друг другу о своей жизни. Одна из подруг спросила:

— А как твои мама и папа поживают?

— Ах! Нет их больше. Они умерли год назад почти в одно и то же время. Должна тебе сказать, что я так с ними намучилась. Оба лежачими были. Я за ними ухаживала, как за младенцами: и с ложечки кормила, и все их капризы выполняла. Даже вспоминать страшно!

Подруга выслушала все сетования и жалобы, а потом тяжело вздохнула и сказала:

— Какая же ты счастливая! Мои родители умерли далеко от меня. Ты успела им долг отдать, а я своим нет.

5. Два соседа

Человек занял деньги у соседа, а потом всё не отдавал, хотя прошли все сроки. На напоминание ответил:

— Забываю! Совсем память плохая стала.

На это сосед возразил:

— Но в долг ты попросить не позабыл. У большинства — слабая память. Различие в том, что забываем в первую очередь. Одни — чужие просьбы и чужую беду, другие — собственный интерес

Прилетели птички, пощебетали. То ли поприветствовали, то ли намекнули, что им чего-нибудь поклевать хочется. А я поленился с постели встать и выйти на балкон.

Птички пощебетали и улетели. Кто-то другой покормит их, проявит заботу, тот, у кого сердце проснулось.

Где они теперь? К кому их Бог послал? В чье сердце стучаться?

Слайд 11, 12(сравнение).

-Люди могут забывать о долге и ответственности. Так же и произошло много столетий назад.

40 дней и 40 ночей шел дождь, прибывала вода и истребила все с лица земли. Праведник Ной со своей семьей был избран Богом для сохранения жизни. Для этого Ной выстроил ковчег (закрытый корабль) Слайд 15.

с множеством отсеков, куда поместил по паре всех животных и птиц для обновленной жизни на земле. Это был праведник, сохранивший веру, чувство долга и ответственности.

Работа в группах.

Забота и помощь окружающим

Честность по отношению к окружающим

Забота о родителях, стариках

Забота о родителях, стариках

Уважение к окружающим

Забота о близких

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: логические –умение ориентироваться в своей системе знаний

Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

5.Закрепление нового и изученного

Работа в тетради (с. 31, №3)

- Значение какого слова вам трудно было определить?

(Притча о таланте)

Работа с текстом учебника (с.72)

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные:контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

6.Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Сегодня мы с вами узнали, что такое долг и ответственность.

Определите, какую вы несете ответственность по отношению:

К родителям (уважать, заботиться, слушаться, помогать, любить)

К одноклассникам (помогать, уважать, не ссориться, не дразнить, выручать)

К животным (забота, внимание, ухаживать, защищать, беречь)

К России (уважать, любить, защищать, гордиться, стремиться прославить, беречь)

Коммуникативные: вступать в диалог, задавать вопросы, умение выражать свои мысли

Познавательные: уметь давать характеристику выполненной деятельности

Читайте также: