Русский земледельческий календарь конспект урока

Обновлено: 08.07.2024

Народный земледельческий календарь

Народный земледельческий календарь Проект программы курса для детей

Нечаева М.Л., учитель начальных классов МОУ Култаевская СОШ Пермского края

Пояснительная записка

Цель данной программы: знакомство с культурным наследием нашей Родины,

восстановление лучших традиций и народных праздников.

Задачи: формировать потребность детей в познании истории, культуры нашей Родины и в деятельности на их благо; развивать творческую активность, эмоциональную отзывчивость детей; ориентировать учащихся на сотворчество в семье и коллективе. формировать способность понимать, познавать и обогащать свою собственную культуру, культуру семьи и окружающих людей.

Коллектив кружка представляют учащиеся 4-го класса в количестве 15

человек, возрастной диапазон которых 10-11 лет. Место работы кружка: школа, класс, спортивный зал. Общее количество часов за год — 34.

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Рождественский пост. Рождественский пост, ёлка, свеча, яйцо. Колядки, ряженые, песнопения, ворожба, уличные гуляния. Изготовление рождественских пряников. Рождество Христово. Разучивание колядок, песнопений. Репетиции к классному часу. Классные часы, посвящённые Рождеству.

Январь

Февраль

Апрель

Пасха – Светлое Воскресенье Христово. Яйцо – символ жизни. Тайная Вечеря. Предательство Иуды. Отречение Петра. У Пилата. Распятие Иисуса Христа. Погребение. Воскрешение Иисуса Христа. Праздник. Подготовка к выставке. Роспись яиц. Выставка окрашенных яиц.

Методы и формы занятий 1. Беседы

4. Праздники. 2. Ролевые игры. 5. Защита творческих работ 3. Практикум. Планируемый результат: овладение детьми навыков и умений работать с литературой библиотеки; формирование навыков оформления выставок и экспозиций; активное участие в проводимых праздниках и встречах.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Вожакова Елена Валентиновна, учитель начальных классов МБОУ Григорьевской средней общеобразовательной школы

Русский земледельческий календарь, как интегрированный курс в начальной школе.

Физкультура

с родителями

Дать понятие о народе, народной культуре, о её формах - духовной и материальной.

Познакомить детей с юлианским и григорианским календарём, их возникновением и отличием. Познакомить с календарной обрядовой культурой народа, как формой взаимоотношения человека с природой.

Показать взаимоотношения дохристианского земледельческого календаря и календаря христианского.

Классный час (работа в классах)

Познакомить детей с народными приметами, пословицами, поговорками, присловьями о временах года и о погоде, как энциклопедии народного естествознания.

Подбор детьми с родителями пословиц, примет, поговорок о погоде; составление сезонного календаря.

Показать детям соотношение сезонного труда и развлечений - как нравственная форма в народной жизни.

Капустник (учимся рубить и солить капусту)

Папье-маше. Изготовление овощей, фруктов.

Подготовка необходимого материала, костюмов.

Познакомить детей с картиной мира, представленной нашими предками, при использовании данных сказок.

Устройство мира. Каким представляли его наши предки.

Познакомить детей с мировым деревом, как древом жизни, деревом познания.

Познакомить детей с крестьянским домом, как моделью мира, отражённой в загадках, пословицах, прибаутках.

Мой дом – моя крепость.

Конкурс рисунков по классам.

Конструирование модели крестьянского дома (работа с бумагой)

Познакомить детей с праздником Покрова Прясвятой Богородицы в народной и святой традициях.

Познакомить детей с льном, как растением русского крестьянина, его ролью в жизни. Познакомить с кроснами. Познакомить с покровительницей чистых источников-Параскевей Пятницей.

Льняная салфетка. Мешковина (работа с тканью)

Расписное полотенце, салфетка.

Подготовка необходимого материала, костюмов.

Синичкин день. Синичка-именинница.

Познакомить детей с праздником. Пробуждать в детях любовь к систематической заботе о птицах-зимниках.

Мастерим и вешаем кормушки для птиц.

Дать представление о характере народного праздника, познакомить с историей. Готовиться к наблюдению за постепенным установлением зимней погоды.

Учим старинные детские игры.

Познакомить детей со старинными детскими играми

Объёмная аппликация из бумаги.

Познакомить детей с обрядом, соединившим в себе языческие и христианские представления; показать связь со временем солнцеворота, культом предков-животных и людей, с Рождеством и Крещением Иисуса Христа.

Рисование театральных масок

Продолжаем готовиться к Зимним святкам.

Познакомить с ролью святочных игр и гаданий

Продолжение работы. Изготовление куклы (работа с тканью, соломкой)

Показать образ праздника Рождества христова в русской национальной традиции; познакомить с обрядовым действием-хождением со звёздой, ритуальным оформлением праздничного стола. Чтение духовных стихов.

Познакомить с обрядом колядования.

Познакомить детей с обрядовым комплексом- ряженье, святочные игры, праздничная трапеза, гадания.

Святочные посиделки, гадания (работа по классам)

Припевки, заклички, подблюдные песни

Познакомить детей со сказками о животных и волшебными (анимизм, тотемизм)

Одежда для кукол (сарафан, рубаха-косоворотка, туниска, кушак и т.д.) Работа с тканью.

Иллюстрация сказки о животных.

Сказка открывает нам свои тайны.

Вышивка на одежду. Работа с тканью. Продолжение работы.

Иллюстрация волшебных сказок

Углублять понятие о Мировом дереве.

Дать понятие об образе праздника в русской народной традиции.

Объёмная аппликация на весеннюю тему (работа с бумагой)

Разучиваем масленичные игры, песни

Углублять понятие о празднике

Строим снежный городок

Массовый праздник. Конкурс снежных скульптур.

Масленичные игры (продолжение). Сретенье.

Углублять понятие о празднике.

Познакомить детей с Великим Постом, духовный смысл Поста в русской народной традиции.

Познакомить детей с обрядом вызывания солнышка. Разучивать весенние заклички.

Тестопластика (работа с тестом)

Познакомить детей с праздником. Пробуждать в детях любовь к первым весенним птицам.

Встреча Весны. Мастерим скворечники.

Готовим детский Вербный базар.

Познакомить детей с праздником Вербного воскресенья; показать духовный смыслобрядов в языческой и церковной традициях.

Конкурс самодельных игрушек (массовая работа)

Свистулька, барыня, домашние животные (изготовление на выбор). Работа с тестом.

Роспись дымковской игрушки.

Познакомить детей с главным религиозным праздником, с обычаями и обрядами страстного понедельника, чистого четверга, красильной субботы. Духовный смысл страстной недели.

Выставка пасхальных открыток; выставка яиц.

Лепка яиц (работа с тестом). Изготовление пасхальной открытки (работа с бумагой)

Познакомить с обрядом выгона скота в поле. Образ Святого Георгия Победоносца в духовных стихах.

Рисование домашних животных.

Начинаем готовиться к Зелёным Святкам.

Дать общее понятие Семика-Троицы, как праздника, связанного с культом предков, прославлением расцветающей природы и христианской традицией.

Завивание и развивание берёзки. Кумление.

Познакомить с обрядом развивания и завивания берёзки. Берёзка в стихах, песнях и т.д.

Краткое описание документа:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 203 человека из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 606 409 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Подготовила: Осташова Анастасия Викторовна, преподаватель МАУ ДО Омутинская ДШИ, с.Омутинское.

  • Дать представление о гармоничном соотношении сезонного труда и развлечений в течение круглого года на примере русского земледельческого календаря.
  • Познакомить детей с праздниками и обычаями русского народа;
  • Воспитывать интерес и любовь к народным традициям;
  • научить приёмам и методам практической работы с различными материалами;
  • развивать самостоятельность, творческую активность;

Материалы:

Практическая значимость данной работы заключается в том, что разработанный нами дидактический материала можно использовать и на уроках рисования в школе, и на занятиях в художественных классах.

Ход занятия.

Когда мы говорим и календаре, мы имеем в виду разные календари: гражданские, церковные, лунные, огородные. А что же такое народный календарь?

Наши предки исстари занимались земледелием, поэтому культура в целом и основная масса праздников носила земледельческий характер. На протяжении многих веков крестьяне наблюдали за погодными явлениями, осмысляли полученный опыт и создавали обряды и нормы общественной жизни, также многое другое.

Так постепенно сложился народный календарь – это своего рода дневник и энциклопедия крестьянского быта сего праздниками и буднями.

Жизненный уклад земледельца определялся в первую очередь сменой времен года. Поворотными сроками солнечного календаря.

В конце декабря наступали зимние праздники – Рождество и Святки. Святки начинались в ночь с 24 на 25 декабря и продолжались 2 недели до Крещения. Святки отмечались всеми, но в основном это был праздник молодежи: ее игры, песни, обходы домов. Посиделки, гадания создавали неповторимую атмосферу святочного веселья. По дворам ходили колядовщики с песнями, желающими богатого урожая и достатка. Колядовщиков сопровождали ряженые. Они наряжались в вывороченную мехом наружу овчинную шубу, лицо закрывали маской или мазали его сажей.

У многих народов мира переход от зимы к весне отмечен особыми празднествами – карнавалами. На это же время приходилась и русская Масленая неделя. Она справлялась за 7 недель до Пасхи. К Масленой неделе строились первые качели и карусели. Масленица – время блинов, оладушек, сырников, пирогов и пышек. Все эти лакомства получали в первую очередь дети. На детей, получивших первый блин, возлагалась особенно ответственный обряд – закликание весны.

Кульминация праздника – костры. В начале масляной недели мастерили куклу в полный рост, наряжали ее, в воскресенье Масленицу, как образ уходящей зимы, сжигали.

С полдня до самого вечера купались в реках, водоемах, пели песни, водили хороводы. Собирали целебные травы. Ближе к вечеру разжигали костры, через которые прыгали девушки и парни. Девушки также гадали на суженого: сплетали венки и пускали по реке. Если венок плыл и не тонул, то брак ожидался счастливым и удачным.

Существовало такое поверье: в ночь на Ивана Купалу зацветает папоротник; нашедший такой цветок, сможет отыскать любой клад.


Творческая деятельность учащихся.

1. Проанализируйте произведения художников на тему русских народных праздников.

3. Выберите сюжет, в котором можно передать наиболее характерные виды праздничного действия: угощение блинами на масленицу, хороводы на Ивана Купалу, пение колядовщиков возле домов односельчан, ярмарочные осенние торги.

4. До начала творческой работы решите, из каких материалов можно выполнить тот или иной мотив панорамы. Как лучше использовать свойства различных материалов для передачи материальности.

5. Изготовление различных элементов панорамы: фигур и декораций.

6. Завершающий этап работы над коллективной композицией связан с обобщением и объединением разных сюжетов в единую композицию.

Итоги занятия:

Жизнь русских людей в далёком прошлом состояла из череды будней и праздников. Будни это время, наполненное трудами и заботами. В будни пахали, сеяли, жали, работали в мастерских, воспитывали детей. Будням противостоял праздник – время отдыха и веселья, радости. Самые большие праздники в народном календаре были связаны с движением солнца. Один из них это Масленица – наступление весеннего равноденствия, время начала преобладания дня над ночью.

ВложениеРазмер
razrabotka_otkrytogo_uroka_folklornogo_otdeleniya_na_sayt.docx 32.08 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока фольклорного отделения

(ансамбль, смешанная группа)

Преподавателя фольклорного отделения Золотухинской ДШИ

Панкратовой Надежды Александровны.

I. Вступительная часть. Приветствие. Объявление темы урока.

Жизнь русских людей в далёком прошлом состояла из череды будней и праздников. Будни это время, наполненное трудами и заботами. В будни пахали, сеяли, жали, работали в мастерских, воспитывали детей. Будням противостоял праздник – время отдыха и веселья, радости. В основе этих праздников, появившихся в глубокой древности, лежали языческие представления об устройстве мира, взаимоотношении людей с космосом, природой и божеством. Праздники имели магический характер и были направлены на обеспечение благополучия и здоровья. Каждый из праздников имел свою, отмеченную древней традицией программу. Самые большие праздники в народном календаре были связаны с движением солнца. Один из них это Масленица – наступление весеннего равноденствия, время начала преобладания дня над ночью.

Ребята, а давайте вспомним с какими календарно - обрядовыми праздниками мы с вами уже знакомы? Ответы:

- это осеннее равноденствие – праздник урожая.

Масленицу издавна на Руси праздновали шумно с играми, плясками, прибаутками, разными шутками. И длилось это весёлое гулянье целую неделю.

Сколько дней в неделе? Давайте вспомним название дней Масленичной недели. Ответы детей:

- пятница – тёщины вечёрки (блины);

- суббота – золовкины посиделки;

-воскресенье – прощёное воскресенье, проводы Масленицы.

Молодцы! Хорошие ответы и рисунки.

II. А теперь давайте перейдём к вокальной гимнастике и вокальным упражнениям.

Разогреем наши мышцы носоглотки и гортани. Все упражнения будем выполнять по 4 раза:

Сегодня мы с вами будем использовать фрагменты речевых (разговорных) моментов нашего праздничного сценария. Стараемся произносить чётко, но не забудьте, что в основе лежит естественная речевая интонация.

Ребята, а вы заметили, сколько эпитетов, хвалебных слов вы сегодня произнесли Масленице?

- Ой, блины, мои блины.

III. Работа над произведениями.

Молодцы ребята! Вы сегодня хорошо поработали, а теперь давайте попробуем собрать все наши произведения, над которыми мы сегодня работали в единый праздник.

Давайте все улыбнёмся, почувствуем праздничное, радостное настроение Масленицы. Постарайтесь получить удовольствие от исполнения.

На этой положительной нотке мы и закончим наш урок. Спасибо всем за внимание. До свидания, до новых встреч.

Цель урока: обогащение знаний обучающихся о жизни предков и формирование интереса к изучению данной темы.

Задачи урока: обобщить знания обучающихся о народном календаре, познакомить с историческими сведениями о народном календаре, формировать бережное отношение к сохранившимся традициям и обычаям.

Оборудование:виды календарей, словарь Ожегова, презентация.

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Сегодня у нас необычный урок, т. к. на этом уроке мы будем вместе добыть информацию.

Давайте посмотрим, что я вам принесла.

(Учитель демонстрирует календарь – плакат, календарь отрывной, настольный календарь) Для чего они нужны?

(Дети высказывают свои мнения)

– Давайте вспомним, сколько месяцев в году?

– Назовите времена года. Сколько месяцев в каждом времени года? Назовите их. Узнать откуда произошло слово “календарь” в этом нам поможет Мудрая Сова. Слайд 1.

(У римлян первый день каждого месяца назывался “календы”.От него и произошло название календаря).

Мой друг, заглянем в старь,
Откроем народный календарь!
Смотрится отменно,
А польза несомненна.
Все праздники он знает,
И нам напоминает!

– Найдите среди данных календарей народный календарь.

(Дети приходят к выводу, что народного календаря перед ними нет)

– Тема нашего урока “Народный календарь”.

– Давайте составим план сегодняшнего занятия по теме “Народный календарь обычаи и обряды”

(Дети предлагают части плана, учитель поправляет и предлагает Слайд 3 – план)

“Народный календарь – обычаи и обряды”

  1. Исторические сведения о календарях.
  2. Что такое народный календарь.
  3. Обычаи и обряды.
  4. Для чего мы должны это знать

3. Работа над новым материалом.

– Для начала, давайте вспомним, а что такое обряды, обычаи, традиции. Для этого обратимся за помощью к словарю Ожегова.

(Двое детей ищут в словаре Ожегова ответ)

А теперь перейдем к плану нашего занятия.

1. Исторические сведения о календарях.

Солнце на небе, а число в календаре

– За долгую историю люди придумали много разных календарей.На Руси в течение долгого времени существовало три календаря: гражданский, церковный и народный (природный) месяцеслов, и эти три различные исчисления времени не всегда совпадали. Например, встреча нового года по гражданскому календарю в древности приходилась на 1 марта, что мало соответствовало ритму хозяйственной жизни. Церковный календарь открывал год 1 сентября. В 1348 г. на православном соборе в Москве решили, чтобы и гражданский, и церковный год начинался с 1 сентября. Этот порядок длился до эпохи Петра I, его указом новый год стал исчисляться с 1 января. Петр I ввел в России юлианский календарь, в то время как большинство европейских стран использовали более точный григорианский.

Старый календарь (стиль) – календарь, который вел римский император Юлий Цезарь в 46 году до нашей эры.

Новый календарь (стиль) – введен в 1582 году по указанию папы римского Григория ХIII. Называется григорианским.

В 1918 г. был осуществлен переход на григорианский календарь, так называемый новый стиль. Православная церковь не приняла этот переход и продолжает вести летосчисление по юлианскому календарю и в наши дни, что приводит к несовпадению времени празднования основных христианских праздников в Европе и России. И только природный месячник, следующий движению солнца, сохранил свой древний уклад и порядок.

– Народный календарь родился много веков назад на основе наблюдений за природой и длительного хозяйственного опыта. И до сих пор люди ведут счет по старому и новому стилю. На самом – то деле – один и тот же день! Но обозначить его можно по-разному.

– Так, что дружок, по старому счету может быть лето, когда по новому – уже хозяйничает осень!

Но всегда они стремились, как можно точнее согласовать свой счет времени с видимым движением солнца и с изменениями в природе – с чередой теплых и холодных времен года. Для этого вносятся поправки в календарь. После такой поправки образовалась разница между старым и новым. Разница эта в 13 дней.

Всякому мила своя старина

– Почему люди сохраняют разные способы счета времени? В разное время отмечают начало года? Празднуют разные праздники?

Во многом потому, что хотят сохранить свою память: знать песни, предания, обычаи своего народа. Ведь именно это соединяет предков и потомков, прошлое и настоящее. Праздники и обычаи любого народа хороши по – своему. В них соединились красота, сила и доброе согласие человека и Природы. Они помогают людям жить в одном ритме с Природой, мерно распределять их общий труд и отдых.

Каждый действует на свой образец, и всякое племя радуется тому, что имеет.

2. Что такое народный календарь.

– Мы с вами заглянули в историю и узнали о видах календарей. Теперь поговорим более подробно, что такое народный календарь.

Русский народный календарь – циклическое собрание русских народных праздников, обрядов, поверий и примет на каждый день, с помощью которого организуется повседневная жизнь людей в течение года.

1. Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и буднями. Издавна основным занятием славян было земледелие, поэтому культура в целом и основная масса обрядов и праздников носила аграрный характер. Праздники отмечались главным образом после важных трудовых периодов, в сравнительно свободное от работ время или же в переломные кризисные моменты в явлениях природы.

– Народный календарь отмечал праздничное и будничное время, начало и конец важнейших сельскохозяйственных работ, дни совершения различных ритуалов и проведения религиозно-магических действий. Вместе с тем он представлял собой своего рода народную энциклопедию, рассказывающую об устройстве мира, о природе человека, об общественном устройстве. Все эти знания находили свое выражение в приметах, присловьях, пословицах, песнях, притчах, легендах, заклятьях, приуроченных к тем или иным дням, неделям годового круга.

– Народный календарь, возникший в глубокой древности, был пропитан язычеством. Все, что окружало человека, было одушевлено благожелательной или злой силой, доставляло радость или печаль. В календаре наделялись свойствами живых существ солнце-батюшка, земля-мать, месяц-молодец, весна-молодица, зима-белолица, осень-водяница.

– Названия праздников нередко включали эпитеты, не имевшие ничего общего с христианским содержанием, они могли быть святыми, светлыми, чистыми, благими. Недели имели свои персональные названия: пестрая, всеядная, сырная, зеленая, постная и др. Для обозначения праздника широко использовались цвета: дни бывали белыми, красными, черными, зелеными. Также дни могли быть мужскими и женскими, молодыми и старыми, мертвыми и веселыми, толстыми и голодными, теплыми и холодными.

2. Народный календарь родился много веков назад.

– Народный календарь родился много веков назад на основе наблюдений за природой и длительного хозяйственного опыта. Народный календарь существовал и развивался в устной форме: от отца к сыну, от бабушки к внучке. Однако уже в XVII в. существовали “заветные, колдовские тетрадки”, в которых народные знания, народный опыт фиксировался письменно. Наряду с ними в русских деревнях были и деревянные календари, на которых специальными нарезками отмечались месяцы, недели, дни, праздники. “Знатник” — умеющий разбираться в этих зарубках человек — всегда мог сказать односельчанам, “когда сеять, когда жать, когда в скирды метать”, когда какого святого почитать.

Слайд 8.3. Основные моменты народного календаря – дни весеннего и осеннего равноденствия, зимний и летний солнцевороты.

– Народный земельный календарь опирался на смену времен года, а основными его вехами были дни весеннего и осеннего равноденствия, зимний и летний солнцевороты. Новый солнечный год по этому календарю начинался тогда, когда, по мнению крестьян, солнце поворачивало к новому свету, в дни зимнего солнцеворота. При определении сроков и продолжительности времен года русские крестьяне опирались на реальные климатические условия России. Зима у них была самым длинным временем года.

Ее начало приходилось на первые числа октября, а конец — на последние числа апреля. Весна заканчивалась в двадцатых числах июня, а лето — в конце июля, затем начиналась осень.

– Жизненный уклад земледельца изначально определялся сменой времён года, поворотными сроками солнечного календаря, фазами развития хлебов.

Особо выделялись в календаре 4 момента, связанные с Солнцем как источником света и тепла и условием произрастания всего в природе: это зимний и летний солнцевороты, весеннее и осеннее равноденствия. (22 декабря; 21 марта; 22 июня; 23 сентября).

В древности в эти дни гасили все огни и древним способом (трением дерева об дерево) возжигали новый. Позже эта традиция перешла на Пасху.

4. Обычаи и обряды.

– Важнейшие на Руси языческие обряды и праздники были тесно связаны с земледельческим трудом, с жизнью природы. Наши предки верили в божества, поклонялись им. Первыми, еще в глубокой древности, возникли праздники, связанные с земледельческим календарем предков восточных славян. Начинаясь в декабре, когда солнце "поворачивается на лето", предвещая скорое пробуждение кормилицы матери-земли от зимнего сна, и заканчиваясь осенью, с завершением уборки урожая, праздники составляли целостный календарный цикл. Отсюда и принятое в науке их название – календарные или праздники народного календаря. В отличие от праздников, появившихся в более поздние времена, они имели преимущественно магический характер. Их цель – обеспечить здоровье людям и лад в семье, хороший урожай полевых и огородных культур, богатый приплод домашней живности.

– Обрядовая структура народного календаря представляет собой цикл, который условно можно поделить на группу:

(1) святочные обряды (рождественские);
(2) масленичные обряды;
(3) ранневесенние обряды (недели Великого поста, Благовещение и др.);
(4) средневесенние обряды (Пасха, Юрьев день, Вознесение и др.);
(5) поздневесенние обряды (троицко-купальский период);
(6) летние обряды (жатвенная обрядность, Ильин день, Успение, и др.);
(7) осенние обряды, слабее всего выраженный в ритуальном плане (Рождество Богородицы, Покров, и др.);
(8) зимние обряды (Андреев день, Варварин день, Никола зимний и др.).

– Праздник предполагал также полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять всю повседневную крестьянскую работу. Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя: быть веселым, приветливым, гостеприимным. Характерной чертой праздника было многолюдье.

– В русской деревне все праздники включались в единую многоступенчатую последовательность. Они справлялись из года в год, из века в век в определенном порядке, установленном традицией. Среди них был главный праздник, обладавший, с точки зрения крестьян, наибольшей сакральной силой, — Пасха. Праздники великие: Рождество, Троица, масленица, Иванов и Петров дни и малые праздники, еще их называли полу – праздники, были связаны с началом разного рода крестьянских работ: первый день сева зерновых, заготовка на зиму капусты и т. п.

5. Итог занятия. Слайд 11.

– Народный календарь энциклопедия крестьянского быта с его праздниками и буднями. Издавна основным занятием славян было земледелие. Праздники отмечались главным образом после важных трудовых периодов. Народный календарь рассказывает об устройстве мира, о природе. Все эти знания находили свое выражение пословицах, обычаях и традициях, легендах и преданиях т.п. Народный календарь, возникший в глубокой древности, был пропитан язычеством. Люди верили в разные божества. Народный календарь родился много веков назад. Народный календарь существовал и развивался в устной форме.

Народный земельный календарь опирался на смену времен года, а основными его вехами были дни весеннего и осеннего равноденствия, зимний и летний солнцевороты.

– А теперь давайте посмотрим “Народный календарь 2012г.”, который подготовила я вам.

(Дети вместе с учитель просматривают и обсуждают страницы календаря)

6. Домашнее задание:

– Сделать “Народный календарь”. Это может быть календарь примет, праздников или он может быть более широким, где будут представлены все важные события месяца, сезона.

Читайте также: