Прямые наблюдения процесса эволюции лекарственная устойчивость конспект

Обновлено: 07.07.2024

Материал этого урока познакомит учащихся с основными направления эволюционного процесса, который идет непрерывно в сторону максимального приспособления организмов. Так же вы узнаете, чем отличается биологический прогресс от биологического регресса и выясним эволюционное значение ароморфозов и идиоадаптации.

2. Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке);

Ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс, биологический регресс, арогенез, аллогенез, катогенез.

Макроэволюция – совокупность эволюционных процессов, которые приводят к образованию надвидовых систематических категорий (родов, семейств, типов, отделов).

Биологический прогресс – это увеличение численности вида, расширение его ареала и появление новых видов.

Биологический регресс – эволюционный упадок группы организмов, который сопровождается, сокращением ареала и вымиранием.

Арогенез, или морфологический прогресс, связан со значительным расширением ареала данной группы организмов в следствии приобретения больших изменений строения – ароморфозов.

Аллогенез – эволюционное направление, сопровождающееся приобретением идиоадаптаций.

Идиоадаптация – мелкое морфологическое приспособление к специальным условиям среды, но не изменяющее уровня организации.

Катагенез – эволюционное направление, сопровождающееся упрощением организации – дегенерацией.

Дегенерация – это упрощение организмов в процессе эволюции, которое сопровождается потерей определённых функций или органов.

3. Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц);

Дополнительные источники:

1. Общая биология 10-11, дидактические материалы/ авт.-сост. С.С. Красновидова, С. А. Павлов, А. Б. Павлов, - М. Просвещение, 2000г., стр.83-104

2. Общая биология 10-11 классы: подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г. И. Лернер. – М.: Эксмо, 2007.стр 160-164

3. Биология: общая биология. 10-11 классы: учебник/ А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2018. Стр.340-347

4. Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);

5. Теоретический материал для самостоятельного изучения;

Ученые выделяют два основных направлений эволюционного процесса: биологический прогресс и биологический регресс. А.Н. Северцев предложил в 1925 году назвать биологическим прогрессом успех группы в борьбе за существование, который характеризуется увеличением численностей особей таксона, расширением его ареала.

Сущность биологического прогресса может проявиться в усложнении организации особей в процессе эволюции. Это направление эволюционного процесса называется ароморфозом; оно характерно в наибольшей степени для организмов, ведущих активный образ жизни.

Другие направления, ведущие к биологическому прогрессу, называются идиоадаптациями или аллогенезом. Это частные приспособления организма к определенному образу жизни. И к конкретным условиям внешней среды. Примером являются разные формы клюва у птиц в связи с использованием различной пищи и способов её добывания; другой пример – разные приспособления для распространения семян у растений.

Дегенерация или катагенез – упрощение структуры систем органов и тканей в процессе индивидуального развития (онтогенеза) организмов. Например, исчезновение хвоста у головастика и превращение его в лягушку.

Другой путь эволюции – это биологический регресс, это эволюционный упадок группы особей, которая не смогла приспособиться к изменениям внешней среды или не выдержала конкуренции с другими группами особей. Это направление эволюции характеризуется уменьшением количества особей данной группы, сужением ареала.

Способы осуществления макроэволюции:

  1. Дивергенция– расхождение признаков у близких популяций (независимое расхождение признаков у вьюрков на Галапогосских островах под действием элементарных эволюционных факторов) В результате вид распадается на несколько независимых видов.


В результате дивергенции развиваются гомологичные органы - органы, имеющие общее происхождение, но разный внешний вид в связи с выполнением разных функций

(так как они приспосабливаются к разным условиям).

  1. Параллелизм –эволюционное развитие в сходном направлении 2-х или более дивергировавших ранее групп (развитие саблезубости у представителей разных кошачьих). Объясняется общностью генной структуры и сходной изменчивостью.

Путём параллелизма развивались приспособления к водному образу жизни в трёх линиях эволюции ластоногих (моржи, ушастые и настоящие тюлени); у нескольких групп крылатых насекомых передние крылья преобразовались в надкрылья; у разных групп кистепёрых рыб развивались признаки земноводных;

  1. Конвергенция – процесс развития в сходном направлении, приводящий к возникновению сходных признаков в одинаковой среде ( форма тела у акул, китообразных, ихтиозавров, тюленей).

В результате конвергенции развиваются аналогичные органы - органы, имеющие разное происхождение, но сходный внешний вид в связи с выполнением одинаковых функций

(так как они приспосабливают к сходным условиям).

6. Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий).

Соединяя попарно геометрические фигуры, решите ребус-соответствие:



Правильный вариант: в соединённых фигурах появляются надписи:

Появляется слово: ароморфоз


Появляется слово: биологический регресс


Появляется слово: идиоадаптация


Подсказка: геометрические фигуры должны быть соединены по 3 или 4.

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций. Подчеркните эти предложения

(1) Самый многочисленный надкласс современных хордовых животных – рыбы.

(2) В процессе эволюции они приобрели множество частных приспособлений к жизни в гидросфере Земли.

(3) У рыб глубоководных сообществ имеются биолюминесценция и приспособление к обитанию в условиях высокого давления.

(4) Многие придонные рыбы, такие как скаты, камбалы и палтусы, имеют плоскую форму тела.

(5) С появлением челюстей у их древних предков – бесчелюстных рыб существенно повысился уровень первых древних позвоночных.

Правильный вариант:

(1) Самый многочисленный надкласс современных хордовых животных – рыбы.

(2) В процессе эволюции они приобрели множество частных приспособлений к жизни в гидросфере Земли.

(3) У рыб глубоководных сообществ имеются биолюминесценция и приспособление к обитанию в условиях высокого давления.

(4) Многие придонные рыбы, такие как скаты, камбалы и палтусы, имеют плоскую форму тела.

(5) С появлением челюстей у их древних предков – бесчелюстных рыб существенно повысился уровень первых древних позвоночных.

продолжить формирование умений работать в парах, оценивать себя и других.

- Воспитательная: воспитывать взаимоуважение, трудолюбие, формирование добросовестного отношения к труду, проявления доверия и толерантности в учебных взаимодействиях

Планируемые результаты : учащиеся должны уметь характеризовать основные направления эволюции и пути биологического прогресса.

Оборудование: учебники, мультимедийный проектор, ПК, гербарные материалы растений, дидактический материал.

Тип урока : урок изучение и первичного закрепления знаний.

Методы обучения : словесный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский.

Формы организации учебной деятельности : индивидуальная, в парах,

  1. Орг. момент 2 мин.
  2. Актуализация знаний. 3 мин.
  3. Изучение нового материала. 10 мин.
  4. Закрепление знаний 12 мин.
  5. Контроль и взаимопроверка знаний. 8 мин.
  6. Домашнее задание. 2 мин.

Добрый день! С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Надеюсь, что мы с вами сегодня очень плодотворно поработаем, настроение наше с вами к концу урока станет еще лучше, прежде всего от чувства удовлетворенности, что узнаем что-то новое, еще неизвестное и немножечко повысим свой интеллектуальный уровень.

Название нашего курса: Основные направления эволюционного процесса (записать в тетрадь)

Беседа о том, что на сегодняшний день изучили (показывается запись на слайде после обсуждения)?

Давайте вспомним, что нам известно о макроэволюции.

- Эволюция? (историческое развитие живых организмов)

Нам известно, что эволюция представлена 2 процессами: микроэволюцией и макроэволюцией.

- Что такое микроэволюция? (приводит к возникновению новых видов)

- Что такое макроэволюция? (эволюция крупных систематических групп, надвидогого ранга)

Что должны узнать по данной теме (показывается запись на слайде после обсуждения)?

Объявление целей урока (показывается на слайде)

Цель: сформировать знания о макроэволюции, основных направлениях эволюционного процесса.

В ходе изучение материала, вы схематично отражаете его в тетради.

Мы с вами ответим на 2 проблемные вопросы:

- В чем различия биологического регресса и дегенерации.

- Какие из видов (пырей ползучий, колорадский жук, кит синий, ворона серая) прогрессируют в настоящее время? Объясните почему.

Общепринятой является идея о направленном характере эволюции, идущей по пути прогресса, то есть по пути совершенствования организмов от простого к сложному, от низших форм жизни к высшим.

Но на самом деле прогресс не является единственным направлением эволюционного процесса. Это лишь одно из направлений эволюций.

- Существует еще два направления эволюции. Какие?

Биологический регресс, стабилизация.

Современные представления о направлениях эволюции основываются на работах Ивана Ивановича Шмальгаузена и Алексея Николаевича Северцова.

- Как вы думаете, какие признаки характеризуют регресс? Слайд 5

- По каким причинам происходит биологический регресс? Слайд 6

Приведите примеры видов животных находящихся в состоянии биологического регресса. Слайд 7, 8,9

Какие признаки характерны для стабилизации? Слайд 10, 11

А стабилизация характеризуется – сохранением численности в определенных пределах, сохранение ареала без значительного расширения.

Мощный стабилизирующий отбор способствует сохранению таксонов. Известны многочисленные персистентные формы – "живые ископаемые"

- Примеры животных и растений, находящихся в состоянии биологической стабилизации. Слайд 12, 13,14, 15

- Назовите признаки биологического прогресса. Слайд 16

- Примеры животных и растений, находящихся в состоянии биологического прогресса.

- Какие пути биологического прогресс известны: Слайд 17

  • Ароморфоз или арогенез – эволюционное преобразование строения и функций организмов, имеющее общее значение для организма в целом и повышающие уровень его организации, т.е. ведущее к морфофизиологическому регрессу. Слайд 18, 19, 20

Ароморфозы формируются на основе наследственной изменчивости и естественного отбора и являются приспособлениями широкого значения.

Ароморфные изменения дают преимущества в борьбе за существование и открывают возможность в освоении новой, прежде недоступной среды обитания.

  • По представлениям А.Н. Северцова, ароморфозы – это приспособительные изменения, при которых повышается общая энергия жизнедеятельности.
  • По представлениям И.И. Шмальгаузена, ароморфозы дают возможность использования новых ресурсов среды.

Эволюция кровеносной системы от трубчатого сердца ланцетника к 2-, 3-, 4-камерному у позвоночных, обособление кругов кровообращения, появление скелета, челюстей, жабр и легких.

Сохраняются и становятся признаки крупных таксономических групп.

  • Идиоадаптация или алломорфоз приспособления к специальным условиям среды, полезное в борьбе за существование, но не изменяющее уровня организации данной группы организмов . Слайд 21, 22, 23

Открывают возможность прогрессивного развития данной группы организмов без повышения уровня ее организации. Вырабатываются приспособления именно к условиям среды, в которых он обитает.

Крайняя степень идиоадаптации - специализации.(питание одним видом пищи, обитание в однородной среде)

  • Дегенерация или катагенез – упрощение организации, сопровождающееся утратой ряда функции и выполняющих их органов . Слайд 24, 25

Связана с переходом к пещерному (редукция зрения, снижение активности., отсутствие пигментации), сидячему и паразитическому( редукция кишечника, ротового и анальных отверстий нервной системы.) образу жизни.

Соотношение путей достижения биологического прогресса Слайд 26, 27

  • В природе все процессы эволюции идут непрерывно и одновременно, сочетаясь между собой и сменяя друг друга.
  • Взаимоотношения трех основных направлений эволюции, их чередование А.Н.Северцов изобразил в виде схемы

Ароморфозы охватывают краткие периоды в процессе эволюции, поднимают уровень организации и открывают новые возможности.

Идиоадаптации занимают длительные периоды эволюции.

Дегенерация является частным случаем идиоадаптации, приспособление к более простым условиям.

Вернемся к проблемным вопросам, которые прозвучали в начале урока. Слайд 28.

Выполнение лабораторной работы

Тема: Выявление ароморфозов у растений.

Задачи: сформировать умение использовать знания о направлении эволюции для анализа строения растений; умение выявлять ароморфозы у организмов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опорный конспект составлен для самостоятельной работы обучающихся по теме "Основные направления эволюционного процесса". Представлен минимальный объем учебного материала и задания для закрепления полученных знаний.

Опорный конспект

Тема: Основные направления эволюционного процесса

1. Понятие о макроэволюции.

2. Способы осуществления макроэволюции: дивергенция, конвергенция, паралеллизм

3. Главные направления биологической эволюции: биологический прогресс и биологический регресс

4. Пути биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация и общая дегенерация

5. Основные закономерности эволюции: необратимость эволюционных преобразований.

6. Результат эволюции: многообразие видов, усложнение организации, приспособленность

Макроэволюция - это развитие жизни на Земле в целом от момента его происхождения до сегодняшних дней. Между микроэволюцией и макроэволюцией нет грани, т. к. процесс микроэволюции, первично вызвавший дивергенцию популяций, продолжается внутри вновь возникших форм организмов

Способы осуществления макроэволюции:

Дивергенция – расхождение признаков у близких популяций (независимое расхождение признаков у вьюрков на Галапогосских островах под действием элементарных эволюционных факторов) В результате вид распадается на несколько независимых видов.

В результате дивергенции развиваются гомологичные органы - органы, имеющие общее происхождение, но разный внешний вид в связи с выполнением разных функций

(так как они приспосабливают к разным условиям).



Параллелизм – эволюционное развитие в сходном направлении 2-х или более дивергировавших ранее групп (развитие саблезубости у представителей разных кошачьих). Объясняется общностью генной структуры и сходной изменчивостью.

Путём параллелизма развивались приспособления к водному образу жизни в трёх линиях эволюции ластоногих (моржи, ушастые и настоящие тюлени); у нескольких групп крылатых насекомых передние крылья преобразовались в надкрылья; у разных групп кистепёрых рыб развивались признаки земноводных;

Конвергенция – процесс развития в сходном направлении, приводящий к возникновению сходных признаков в одинаковой среде ( форма тела у акул, китообразных, ихтиозавров, тюленей).

В результате конвергенции развиваются аналогичные органы - органы, имеющие разное происхождение, но сходный внешний вид в связи с выполнением одинаковых функций

(так как они приспосабливают к сходным условиям).



Главные направления макроэволюции

1. Биологический прогресс – направление, ведущее к :

- увеличению численности особей внутри вида,

- увеличению количества малых таксонов внутри крупных таксонов,

- к возрастанию приспособленности организмов,

- к более широкому распространению вида или таксона.

Биологический прогресс идет 3 путями:

А) ароморфоз (арогенез) – это морфофизиологический прогресс, возникновение новых признаков, органов, которые существенно повышают уровень организации живых организмов, часто приводят к выходу в новую среду обитания (живорождение, развитие легких, постоянная температура тела). В результате образуются крупные таксоны – классы, типы, отделы…

Все ароморфозы формируются на основе наследственной изменчивости и естественного отбора и являются приспособлениями широкого значения


Б) Идиоадаптации (аллогенез) – формирование приспособительных признаков к среде обитания без перестройки общей организации. Это частные приспособления отдельных видов. (Дарвиновские вьюрки приспособились к питанию насекомыми, орехами, семенами, плодами и др. – изменился клюв). Приводит к формированию видов и родов – мелких таксонов.

В) Общая дегенерация (катогенез) – особый путь развития эволюции, связанный с проникновением организма в более простую среду и резким упрощением строения и образа жизни. (Например, исчезновение кровеносной, мышечной, пищеварительной и др. систем у паразитических червей. У суккулины (паразита крабов) в организме развивается только половая система.)

2. Биологический регресс – направление эволюции, характеризуется:

- снижением численности особей,

- сужением ареала,

- постепенным и быстрым уменьшением количества видов внутри более крупного таксона

- снижение приспосабливаемости,

- уменьшением ареала.

Биологический регресс может привести к вымиранию. В состоянии регресса находятся многие виды , крупные млекопитающие – уссурийский тигр, гепард, белый медведь,…

Закономерность: в пределах какого-либо таксона за возникновением ароморфозов следует возникновение множества идиоадаптаций, для адаптации в новой среде.


Закономерности эволюции: - эволюционные изменения необратимые (Л.Долло: организм никогда не возвращается точно к прежнему состоянию, даже если он окажется в тех условиях, которые он прошел).

Результат эволюции:

- происходит непрерывный процесс приспособления к условиям обитания,

- происходит возникновение новых видов и вымирание не переживших борьбу за существование и естественный отбор,

- происходит постепенное усложнение организации.

Задания для закрепления

1. Выявите ароморфозы, идиоадаптации и дегенеративные признаки:

1. возникновение теплокровности,

2. образование хобота у слона,

3. утрата конечностей у кита,

4. усложнение головного мозга у млекопитающих,

5. образование цепкого хвоста у обезьян,

6. возникновение позвоночника,

7. возникновение многоклеточности,

8. появление семян у семенных папоротников,

9. возникновение лазающего стебля, характерного для плюща,

10. появление зацепок, как у лопуха,

11. утрата листьев кактусом,

12. появление проводящей ткани,

13. дифференциация слоевища на стебель, лист и корень.

2. Даны плавники акулы, ихтиозавра и кита, ноги лошади. Какие из этих органов являются гомологичными, какие – аналогичными? Гомологичные (одно происхождение, но разные по функциям) –плавники кита и ноги лошади плавник ихтиозавра и ноги лошади). Аналогичные ( разное происхождение, но одна функция) – плавник акулы и плавник кита.

3. Даны конечности крота, утконоса, медведи, морской черепахи, тюленя, утки, акулы, ихтиозавра, дельфина. Определите гомологичные органы. (конечности крота, утконоса, медведи, морской черепахи, тюленя, утки, ихтиозавра, дельфина – строение одинаковое, т.к. одно происхождение)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока для обучающихся 11 класса. Конспект разработан по ФГОС. Подробное раскрытие понятия ароморфоз.

Дата:08.02.2021.. Урок №21. Биология 11 класс.

Тема: Направленность и предсказуемость эволюции.

- Образовательная: сформировать знания о макроэволюции пути и основные направления эволюционного процесса;

- Развивающая: формирование умения иллюстрировать рассказ примерами из мира растений и животных; умения определять различные направления эволюции; анализировать и делать выводы;

продолжить формирование умений работать в парах, оценивать себя и других.

- Воспитательная: воспитывать взаимоуважение, трудолюбие, формирование добросовестного отношения к труду, проявления доверия и толерантности в учебных взаимодействиях

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь характеризовать основные направления эволюции и пути биологического прогресса.

Оборудование: учебники, мультимедийный проектор, ПК, гербарные материалы растений, дидактический материал.

Тип урока: урок изучение и первичного закрепления знаний.

Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, в парах,

Орг. момент 2 мин.

Актуализация знаний. 3 мин.

Изучение нового материала. 10 мин.

Закрепление знаний 12 мин.

Контроль и взаимопроверка знаний. 8 мин.

Домашнее задание. 2 мин.

Добрый день! С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Надеюсь, что мы с вами сегодня очень плодотворно поработаем, настроение наше с вами к концу урока станет еще лучше, прежде всего от чувства удовлетворенности, что узнаем что-то новое, еще неизвестное и немножечко повысим свой интеллектуальный уровень.

Актуализация знаний.

Беседа о том, что на сегодняшний день изучили (показывается запись на слайде после обсуждения)?

Давайте вспомним, что нам известно о макроэволюции.

- Эволюция? (историческое развитие живых организмов)

Нам известно, что эволюция представлена 2 процессами: микроэволюцией и макроэволюцией.

- Что такое микроэволюция? (приводит к возникновению новых видов)

- Что такое макроэволюция? (эволюция крупных систематических групп, надвидогого ранга)

Что должны узнать по данной теме (показывается запись на слайде после обсуждения)?

Объявление целей урока Цель: сформировать знания о макроэволюции, основных направлениях эволюционного процесса.

В ходе изучение материала, вы схематично отражаете его в тетради.

Изучение нового материала.

Мы с вами ответим на 2 проблемные вопросы:

- В чем различия биологического регресса и дегенерации.

- Какие из видов (пырей ползучий, колорадский жук, кит синий, ворона серая) прогрессируют в настоящее время? Объясните почему.

Общепринятой является идея о направленном характере эволюции, идущей по пути прогресса, то есть по пути совершенствования организмов от простого к сложному, от низших форм жизни к высшим.

Но на самом деле прогресс не является единственным направлением эволюционного процесса. Это лишь одно из направлений эволюций.

- Существует еще два направления эволюции. Какие?

Биологический регресс, стабилизация.

Современные представления о направлениях эволюции основываются на работах Ивана Ивановича Шмальгаузена и Алексея Николаевича Северцова.

- Как вы думаете, какие признаки характеризуют регресс?

- По каким причинам происходит биологический регресс?

Приведите примеры видов животных находящихся в состоянии биологического регресса.

Какие признаки характерны для стабилизации?

А стабилизация характеризуется – сохранением численности в определенных пределах, сохранение ареала без значительного расширения.

Мощный стабилизирующий отбор способствует сохранению таксонов. Известны многочисленные персистентные формы – "живые ископаемые"

- Назовите признаки биологического прогресса.

- Примеры животных и растений, находящихся в состоянии биологического прогресса.

- Какие пути биологического прогресс известны:

Ароморфоз или арогенезэволюционное преобразование строения и функций организмов, имеющее общее значение для организма в целом и повышающие уровень его организации, т.е. ведущее к морфофизиологическому регрессу.

Ароморфозы формируются на основе наследственной изменчивости и естественного отбора и являются приспособлениями широкого значения.

Ароморфные изменения дают преимущества в борьбе за существование и открывают возможность в освоении новой, прежде недоступной среды обитания.

По представлениям А.Н. Северцова, ароморфозы – это приспособительные изменения, при которых повышается общая энергия жизнедеятельности.

По представлениям И.И. Шмальгаузена, ароморфозы дают возможность использования новых ресурсов среды.

Эволюция кровеносной системы от трубчатого сердца ланцетника к 2-, 3-, 4-камерному у позвоночных, обособление кругов кровообращения, появление скелета, челюстей, жабр и легких.

Сохраняются и становятся признаки крупных таксономических групп.

Идиоадаптация или алломорфоз приспособления к специальным условиям среды, полезное в борьбе за существование, но не изменяющее уровня организации данной группы организмов.

Открывают возможность прогрессивного развития данной группы организмов без повышения уровня ее организации. Вырабатываются приспособления именно к условиям среды, в которых он обитает.

Крайняя степень идиоадаптации - специализации.(питание одним видом пищи, обитание в однородной среде)

Дегенерация или катагенез – упрощение организации, сопровождающееся утратой ряда функции и выполняющих их органов.

Связана с переходом к пещерному (редукция зрения, снижение активности., отсутствие пигментации), сидячему и паразитическому( редукция кишечника, ротового и анальных отверстий нервной системы.) образу жизни.

Соотношение путей достижения биологического прогресса

В природе все процессы эволюции идут непрерывно и одновременно, сочетаясь между собой и сменяя друг друга.

Взаимоотношения трех основных направлений эволюции, их чередование А.Н.Северцов изобразил в виде схемы

Ароморфозы охватывают краткие периоды в процессе эволюции, поднимают уровень организации и открывают новые возможности.

Идиоадаптации занимают длительные периоды эволюции.

Дегенерация является частным случаем идиоадаптации, приспособление к более простым условиям.

Вернемся к проблемным вопросам, которые прозвучали в начале урока.

Закрепление материала

6. Домашнее задание

§ 2.1, ответить на вопросы

Продумать примеры направлений эволюции (использование электронных презентаций только поощряется)

Читайте также: