Конспект урока для начальных классов натюрморт

Обновлено: 08.07.2024

Тема урока: Искусство натюрморта – предмет в группе. Натюрморт из кувшина, яблока и груши.

Вид занятия: рисование с натуры.

Цель урока: - формировать умение учащихся рисовать несложный натюрморт.

Задачи:

Образовательные:

- Способствовать формированию эстетического отноше­ния к действительности и искусству.

- Развивать чувство композиции (размещение 2 предме­тов на листе крупно).

- Формирование графических навыков в изображении объемных предметов простой формы.

- Определение оттенков холодных и теплых цветов с це­лью развития художественного вкуса и наблюдательности, вер­ной передачи особенностей натуры.

- Систематизация знаний о видах и жанрах изобрази­тельного искусства (натюрморт).

Развивающие:

- Развитие зрительных представлений и впечатлений от натуры.

Воспитательные:

- Воспитывать аккуратность, усидчивость.

Оборудование урока:

для учащихся - художественные материалы для работы с красками.

Литературный ряд: загадки.

Ход урока

I. Организация класса.

Если видишь на картинке

Чудо - вазу на столе,

В ней стоит букет красивых

Стоит множество посуды,

И стеклянной, и простой.

Может, чашка или блюдце

С золоченою каймой.

А еще и так бывает,

Нарисована там дичь.

В завершение положим

Свежих персиков и слив.

А еще в картине может

Нарисованным быть торт.

И поэтому картина

Замечательные школы натюрморта сложились в Голлан­дии, Франции, Испании, России. Натюрморт выполняет различ­ные функции. Например: декоративный натюрморт - запечатлевая красочность, изящество и пышность природных форм, несколько утрируя и преобразуя их, украшает интерьер;

- Рассмотрите репродукции картин.

- Какой натюрморт на репродукции тебе нравится больше и почему?

- Назовите авторов картин?

- Какой из предметов определил название картин?

- Кто мог собрать эти вещи?

Сегодня мы рисуем натюрморт из кувшина и фруктов. Каких?

1. Круглое, румяное,

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие детки (яблоко)

2. Фрукт сладкий, сочный

Похож на лампочку (груша)

III. Тренировочные упражнения:

- В чем состоит техника работы лессировкой (по сухому) и а ля прима(по сырому)?

Лессировкамногослойная живопись по предварительно просохшему слою краски, постепенное усилие цвета.

А ля-прима - живопись сразу в один прием и слой, прием вливания цвета в цвет.

Учащимся предлагается выполнить упражнение для получения разнообразных оттенков теплого, холодного цвета.

IV. Объяснение учебного задания.

1. Беседа.

- Внимательно рассмотрим предметы, из которых состоит наш натюрморт.

- Какой формы фрукты? Кувшин?

- Какой величины эти предметы?

- Как они расположены?

- Какие цвета (теплые или холодные) преобладают в них?

2. Последовательность выполнения работы.

- Карандашом очень светлыми линиями наметим контуры всех предметов. Желательно рисовать без исправлений резинкой, во всяком случае, не злоупотреблять ею: разрушенная резинкой фактура бумаги темнит и глушит цвет. Такими же тонкими линиями отметим границы бликов и теней всех предметов натюрморта и среды.

- На первом этапе работы краской начнем с общей цветовой характеристики натюрморта, для этого приготовим малонасыщенную смесь-колер, который прозрачным слоем нанесем на все части рисунков, исключая блики.

- На втором этапе моделируется объемная форма всех предметов и передается их освещенность. Отдельными мазками усиливаем насыщенность цвета освещенных сторон. Цвет теней сплошной, на него влияет среда, их прокладывают прозрачными, но более темными красками. Каждый мазок, положенный для изображения теней, должен быть взят правильно относи­тельно света примыкающих к нему поверхностей других предме­тов и других теней по цветовому тону, насыщенности и светлоте.

- На третьем этапе работы продолжаем моделирование объемной формы и пространства более тонкими оттенками цвета. Всякий положенный на бумагу мазок сверяем с натюрмортом, попеременно переводя взгляд то на изображение, то на натуру. Это позволит увидеть, передана ли та цветовая пропорция, которая есть в натуре. Изображение цветовых оттенков на свету, полутени, тени постепенно приводит к тонкой моделировке формы, к изображению пространства и освещенности.

- На последнем этапе все цвета обобщаем, если надо, вы деляем какие-то части более насыщенным цветом, а чрезмерно яркие, вырывающиеся из общей цветовой гаммы, гасим. Подчеркиваем резче или смягчаем контуры некоторых предметов.

- С помощью методических таблиц напоминаем о том, что детям уже известно о распределении цветов на теплые и холодные (цветовой круг); о том, как можно смешать краски, чтобы получить оттенки холодного и теплого цвета; как соотнести полученные оттенки с увиденными в натуре.

V. Самостоятельная работа учащихся.

Обращается внимание на композицию рисунка. Напоминается детям о том, чтобы они соблюдали правильную последовательность в работе карандашом, акварельными красками (от общего к деталям).

VI. Подведение итогов урока.

- Закрепляются на классной доске законченные работы. Отмечаем выразительные качества рисунков.

Формировать понятия натюрморт и композиция, светотень.

Формировать умение изображать натюрморты выражая к ним свое отношение и создавать простые композиции на заданную тему на плоскости.

Учащиеся научать объяснять понятие натюрморт.

Учащиеся получат возможность научиться объяснять понятия композиция, светотень.

Учащиеся научатся изображать натюрморты выражая к ним свое отношение.

Учащиеся получат возможность научиться создавать простые композиции на заданную тему на плоскости.

Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу и планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Формировать умение анализировать и ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Формировать умение использовать речь для регуляции своего действия и слушать, и понимать речь других.

- Учащиеся научатся принимать и сохранять учебную задачу.

- Учащиеся получат возможность научиться планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

- Учащиеся научатся осуществлять анализ объектов и проводить сравнение, выделяя существенные признаки объекта.

- Учащиеся получат возможность научиться ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

- Учащиеся научатся использовать речь для регуляции своего действия.

- Учащиеся получат возможность научиться слушать и понимать речь других.

Формировать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.

Учащиеся получат возможность для формирования чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства: у учащихся - листы альбомные, краски, баночка для воды, кисточки, карандаши. У учителя - презентация, - Кузин В.С. Изобразительное искусство: учебник. 1класс/В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина.- М.: Дрофа, 2007;

Интерактивное оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование.

Характеристика этапов урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Метапредметные (П,Р,К)

Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие.

Проверка готовности.

- Прежде чем начать наш урок проверим вашу готовность к его началу. Я буду перечислять необходимые предметы, а вы проверяйте, всё ли у вас лежит на парте (краски; баночка с водой, простой карандаш, кисти; альбомный лист, трафареты).

Настрой на работу в стихотворной форме

-Предлагаю вам прослушать стихотворение об одном мальчике.

Наш Сережа, как художник,

Тяп да ляп - спешит всегда:

Рисовал в окошке дождик,

Солнце толстое, как мыло,

У цыпленка три ноги,

Танк похож на крокодила,

А дома на утюги.

На кувшин без ручки - кошка,

Слон - на ящик и кровать.

И не может сам Сережка,

Кто и что тут разобрать.

Хвост на шее у верблюда

И рогатая у льва, где-то сбоку голова!

Ну, а нам не в удивленье,

Тут простой на все ответ:

- Нет терпенья - Нет уменья,

Нет уменья - Толку нет!

- О чем вы узнали из этого стихотворения? Почему у Сережи не получались хорошие рисунки? Название стихотворения подходит Сереже? Почему? Что нужно для того, чтобы стать настоящим художником? Будем этому учиться? Конечно, только очень терпеливо, старательно, приобретая понемногу уменье за уменьем.

- Давайте вспомним правила, которые нужно соблюдать при работе с красками?

- Стол как бы делит на две части, верхнюю и нижнюю. В верхней части находятся краски и баночка с водой. В нижней – альбом и руки художника. Краски и стакан с водой не должны находиться в нижней части.

Приветствуют.

Проверяют готовность к уроку.

Отвечают на вопросы.

Осуществлять анализ объектов и проводить сравнение, выделяя существенные признаки объекта. (П)

Использовать речь для регуляции своего действия. (К)

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Словесный метод (беседа)

Организует повторение изученного через постановку вопросов.

Ребята, что вы рисовали на прошлом уроке?

- Что такое портрет?

- Если на полотне изображена природа, то это…

- Давайте теперь поиграем, на экране будет появляться картина, а вы должны определить портрет это или пейзаж. Если пейзаж, то поднимаем синий квадрат. Портрет – красный квадрат.

- Что же изображено на данной картине?

- Это не портрет и не пейзаж.

А может быть кто-то знает, как называется этот жанр?

Отвечают на вопросы.

-Картина, на которой изображён человек.

Анализируют репродукции картин, поднимают квадрат.

Осуществлять анализ объектов и проводить сравнение, выделяя существенные признаки объекта. (П)

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.

Выявление места и причины затруднения.

Методы проблемного обучения

Словесный метод (беседа)

Наглядный метод (иллюстрация)

-Это новый жанр, с которым мы познакомились на прошлом роке, а сегодня поговорим подробнее.

- Давайте вспомним что изображают художники на натюрмортах. Послушайте внимательно, а потом мне перечислите все что услышали и запомнили:

Загадывает загадку.

Если видишь на картине

Чудо-вазу на столе,

В ней стоит букет красивых

Стоит множество посуды,

И стеклянной и простой,

Может, чашка или блюдце

С золочёною каймой.

А ещё и так бывает:

Нарисован там кулич.

В завершении положим

Спелых персиков и слив.

А ещё в картине может

Нарисованным быть торт.

И поэтому картина

Организует формулирование цели и темы урока детьми.

-Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?

-Какая тема урока?

-Что же изображают на натюрморте?

-Что такое натюрморт? Натюрморт – (в переводе с фр. – мёртвая природа) – изображение неодушевлённых предметов.

- Какие цвета использовал?

- Как вы уже говорили, мы сегодня будем рисовать натюрморт, но, чтобы он получился таким же замечательным как у И.Т. Хруцкого, нам надо вспомнить правила композиции.

- Посмотрите на рисунки и скажите, что не так. (слайд 8)

1 правило – соразмерность. Яблоко не может быть больше арбуза.

2 правило – взаимодействие предметов между собой. Чтобы все выглядело эстетично красиво, нужно чтобы между предметами чувствовалась взаимосвязь.

Организует составление плана работы через постановку вопросов.

- Давайте составим план работы:

- Как разместим лист? (слайд 9)

-Что дальше? На чем лежат фрукты?

1. Рисуем тарелку.

- Какая она по форме?

- Нарисовали тарелку. Что будем делать дальше? (слайд 10)

2.Следующий шаг, мы должны составить композицию. Подумать, как разместить фрукты на листе тарелке. (слайд 11) Посмотрите, как это сделала я. Вы можете сделать по-другому.

Помним правило композиции – предметы должны взаимодействовать, поэтому мы можем накладывать друг на друга фрукты, не полностью, а чуть-чуть.

- Вот мы с вами составили композицию. Какой следующий шаг?

3. Верно. Обводим по шаблону фрукты – сначала тонкой линий, а потом более четкой уточняем какой фрукт сверху, а какой снизу. (слайд 12)

4. Далее выполняем работу в красках.

Посмотрите на экран. (слайд 13)

- А какого цвета груша? Но жёлтый цвет может быть разных оттенков: ярким, насыщенным, густым, светлым, бледным. Какой цвет мы выберем для нашей груши?

- Хорошо, грушу раскрасим краской светлого – жёлтого цвета. Но лучше, если в этот жёлтый цвет добавить немного светло – коричневого.

- Посмотрите на яблоко. Какого оно цвета? Полностью ли оно красное?

При раскрашивании фруктов мы должны учесть с вами правило.

- Как показать ощущение объемности, округлости фруктов?

- Посмотрите на экран. Сравните, как мы поняли, где предмет объемный? (слайд 14)

5. Обозначаем свет и тень на фруктах. Свет всегда с той стороны, где окно – у нас слева. Тень с противоположной стороны – справа. (слайд 15 – 16)

6. Раскрашиваем плоскость, на которой лежит тарелка. (слайд 17)

Будем мы варить компот

Фруктов нужно много. Вот.

Будем яблоки мы мыть,

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим, мы компот,

Угостим честной народ.

Формулируют тему урока.

Отгадывают загадку.

Формулируют тему и цель урока.

- Пышный букет цветов, красивые фрукты - крупные краснощекие яблоки, синие сливы, лимоны, гроздья винограда, смородины, стеклянный графин.

- Цветы светлой окраски, много желтого.

Составляют план работы.

Отвечают на вопросы.

- Лист разместим горизонтально.

- Обводим по шаблону фрукты.

- Груша жёлтого цвета

-С помощью света и тени.

Объяснять понятие натюрморт.

Объяснять понятие композиция.

Создавать простые композиции на заданную тему на плоскости.

Объяснять понятие светотень.

Принимать и сохранять учебную задачу. (Р)

Использовать речь для регуляции своего действия. (К)

Осуществлять анализ объектов и проводить сравнение, выделяя существенные признаки объекта. (П)

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. (Р)

Использовать речь для регуляции своего действия. (К)

Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. (П)

Осуществлять анализ объектов и проводить сравнение, выделяя существенные признаки объекта. (П)

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Словесный метод (беседа, объяснение)

Организует объяснение детьми плана работы.

- Прежде чем мы приступим к рисованию натюрморта, давайте вы мне еще раз расскажите, как будем выполнять работу.

С чего мы начнем?

Как мы разместим лист?

- Какое правило композиции при этом должны помнить?

- Чтобы показать, что фрукты объемные …

-С какой стороны будет свет/ тень?

- И последний этап.

Объясняют план работы.

- Лит размещаем горизонтально.

- Рисуем круглую тарелку.

-Составляем композицию из фруктов.

- Предметы должны взаимодействовать. Накладываем фрукты друг на друга.

- Обводим по шаблону фрукты.

- Обозначаем свет и тень на фруктах.

- Свет со стороны окна. Тень с противоположной.

- Раскрашиваем плоскость, на которой лежит тарелка.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. (П)

Использовать речь для регуляции своего действия. (К)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Индивидуальный инструктаж в случае необходимости.

Практическая самостоятельная работа детей.

Изображать натюрморты выражая к ним свое отношение.

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Заканчиваем работу. Скажите, готов ли наш натюрморт? Поднимите и покажите, какие у вас получили замечательные и такие разные натюрморты, хоть фрукты были и одинаковые.

Организует обобщающую беседу.

- Какие правила композиции вы теперь знаете?

- С помощью чего мы показывали объемность фруктов?

- С какой стороны будет свет/тень?

Выставка рисунков.

Организует обсуждение выполненной работы, оценивание.

Рассматривают выполненные натюрморты, оценивают его.

Отвечают на вопросы.

Объяснять понятия композиция, светотень.

Использовать речь для регуляции своего действия. (К)

Рефлексия учебной деятельности.

Словесный метод (беседа)

Наглядный метод (иллюстрация)

Обобщающая беседа.

Организует рефлексию.

- Вот какие замечательные картины получились у нас! Молодцы ребята! Сегодня вы все постарались!

- Посмотрите, как многие из вас смогли точно передать цвет фруктов и их форму. Яблочки – румяные, груши – сочные. Так и съела бы их! Молодцы!

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке все учащиеся познакомятся с жанром "Натюрморт", с художниками, работающими в этом жанре. Работать ученики будут в группах.

Учитель: Заречнева О. Г.

Предмет: изобразительное искусство

-познакомить детей с жанром натюрморт;

- развивать чувство композиции;

- воспитывать аккуратность, усидчивость.

Тип урока: объяснение нового материала.

Методы, приёмы

Содержание урока

1.Орг. момент

Психологический настрой

Здравствуйте!- ты скажешь человеку.

- Здравствуй! - улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

Улыбнитесь друг другу.

2.Актуализа-ция знаний.

- Посмотрите внимательно на доску. Какой рисунок лишний и почему?

- Да, ребята, это натюрморт. Вы можете мне сказать, о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке, каковы цели нашего урока?

Работа в группах

- Сейчас каждая команда получит задание, и мы с вами вместе составим постер и узнаем, что такое натюрморт.

Свои ответы будете прикреплять на доску. Ребята, которые активно будут работать на уроке, будут получать жетоны. В конце урока подведём итог, кто был самым активным).

1 команда – Отгадайте загадку, напишите отгадку на листе.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу-

Знай, что это ____________.

2 команда - Выберите верное утверждение и соответствующий рисунок.

3 команда – Какие материалы можно использовать, чтобы изобразить натюрморт?

4 команда – Из каких предметов можно составить натюрморт? (Запишите маркером)

Животные, люди, геометрические фигуры, фрукты, овощи, посуда, игрушки.

- Кто сможет сделать вывод, всё обобщить и рассказать о натюрморте?

- А вот сейчас мы с вами познакомимся, а с кем, вы узнаете, когда отгадаете ребус. (Художник).



Работа в группах.

Презентация (У каждой группы ноутбук. Учитель рассказывает и показывает).

- С какими художниками вы познакомились?

- Какие предметы изображают в натюрморте? (Овощи, фрукты, цветы, посуда, дичь, любые предметы, созданные руками человека).

- А зачем художники всё это изображают? (Чтобы мы заметили красоту обычных предметов).

- Какой натюрморт вам понравился больше всего? Почему?

- Для работы, нам необходимо познакомиться с правилами составления натюрморта. (Презентация).

Правила составления натюрморта:

1.Предметы в натюрморте должны сочетаться.

2.В натюрморт входят предметы разные по величине, форме, цвету.

3.Один предмет – это центр постановки (он может быть больше других).

4. Предметы должны быть расположены довольно близко друг по отношению к другу, компактно, и расстояния между ними должны быть разными.

5. Для постановки натюрморта, обычно используют ровную поверхность (стол, стул, подоконник).

6. Стол (стул, подоконник) не должны делить кадр пополам.

7. Обратите внимание на расположение листа. Если предмет высокий, то располагаем вертикально, если широкий – горизонтально.

- А теперь, используя эти правила, составьте натюрморт. Каждая команда получает предметы и составляет натюрморт.

- Движение по цепочке, у каждой команды по три листика (зелёный, жёлтый, красный). Команда совещается и прикрепляет на парту стикер. (На доске пояснение: зелёный – всё верно, жёлтый – 1, 2 ошибки, красный – натюрморт составлен неверно). Выбирается команда – победитель.

4. Практическая работа.

Каждый ученик получает карточку, самостоятельно выполняет задание.

Потом в группе ученики друг друга оценивают, выставляют оценку в таблицу, где записаны все имена.

5.Подведение итогов.

- Ребята, я считаю до трех, и мы перестаем работать и садимся красиво.

- Ребята, о каком жанре мы сегодня говорили?

- Что традиционно изображают в натюрморте?

Ребята, у всех все сегодня получилось? Кто считает, что выполнил свою работу аккуратно, правильно поднимите правую руку, а у кого сегодня получилось не всё, так как нужно, но он будет в следующий раз стараться поднимите левую руку. (Ребята, которые подняли левую руку, объясняют, в чём они сегодня затруднялись).


Урок познакомит детей с одним из жанров изобразительного искусства - натюрмортом, способами его изображения, использованием цветовой гаммы.

Описание разработки

Дидактическая цель:

Развивающая цель: развивать эстетические чувства учащихся,навыки самостоятельного творчества.

Задачи: развитие навыки смешения цветов,совершенствование навыков работыс пастелью,развитие навыка работы растяжкой.

Воспитающая цель: воспитывать уважение к произведением искусства.

Задача: познакомиться с особенностями изоброжения натюрморта различными художниками.

Этапы урока.

I. Организационны момент.

Прозвенел уже звонок,

Начинаем мы урок.

Посмотрите,всё ль на месте,Всё ль в порядке.

Сегодня на уроке речь пойдет об очень интересном жанре изобразительного искусства,а о каком вы узнаете после того,как я прочитаю вам стихотворение.

- Посмотрите и вспомните, какие жанры бывают в изобразительном искусстве.

II. Целеполагание.

- Сегодня на уроке речь пойдет натюрморте. Вы узнаете не только,что такое натюрморт, но и научитесь состовлять композицию из натюрморта

III. Активизация опорных знаний.

Ребята, давайте вспомним,какие знаете жанры изобразительного искусства.

Прозвенел уже звонок,

Начинаем мы урок.

Посмотрите,всё ль на месте,Всё ль в порядке.

презентация по ИЗО для начальных классов Натюрморт

Сегодня на уроке речь пойдет об очень интересном жанре изобразительного искусства,а о каком вы узнаете после того,как я прочитаю вам стихотворение.

- Посмотрите и вспомните, какие жанры бывают в изобразительном искусстве.

Что такое натюрморт?

Учитель: Натюрморт это не простое перечисление предметов.Художник через вещи изображает целый мир,отражающий жизнь человека

Сравним: - какое настроение у натюрмортов?

Какие цвета использует художник?

А где какие цвета преобладают?

- Ребята,цвет-это главное выразительное средства живописи.

Цвета могут быть контрастными и сближенными

- Что такое контрастные цвета?

Контрастные цвета - это цвета,находящиеся друг против друга в цветовом круге,являются полной противоположностью друг друга.

Весь материал - в архиве.


-75%

Читайте также: