Конспект урока деление 2 класс школа россии

Обновлено: 06.07.2024

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, анализ, обобщение.

Демонстрационный материал:

Презентации SMART, PowerPoint

Раздаточный материал и оборудование: ленты, ножницы, линейки, большая линейка, 6 тарелок, конфеты 54 штуки, карточки:

карточка красного цвета: На столе в две вазы расставили 14 цветов поровну. Сколько цветов в каждой вазе?

карточка желтого цвета: На день рождения приглашено 10 друзей. Половина из них любит пить чай с лимоном. Сколько человек пьют чай без лимона?

Карточки с домашним заданием:

1. Найти значение выражений № 4 стр. 62 (красная карточка)

2. Решить задачу по данному условию: (желтая карточка)

У Пети было 18 марок. Он подарил их поровну Васе и Юре. Сколько марок у Юры?

3. Составить и решить задачу на деление (зеленая карточка)

Ход урока

I. Самоопределение к учебной деятельности

Цель:

1) Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством поддержания в них веры в свои силы и создания игровой ситуации.

Организация учебного процесса на этапе 1.

- Здравствуйте! Приветствую всех в этот яркий солнечный день. Надеюсь на сотрудничество и взаимопонимание (слайд 2)

- О каком празднике поет крокодил Гена? (о дне рождения)

- Как вы относитесь к этому празднику? Почему? (Дарят подарки)

- Дорог не тот подарок, который куплен в магазине, а тот, который сделан своими руками (слайд 4)

- Мне очень нравятся такие замечательные картины. А вам они понравились?

- Как вы думаете, из чего они сделаны? (из лент) (слайд 5)

- А вы в своей жизни видели украшения из лент? Что можно украсить?

- Из лент можно сделать не только картины, но и украсить подушки, шляпки, фоторамки. На день рождения однокласснику вы можете подарить вот такую закладку (слайд 6)

- Сегодня на урок математики я принесла ленты, ножницы и линейку. Как вы думаете, что же мы будем с вами делать? (делить ленту, измерять)

II. Актуализация знаний, и фиксация затруднения в деятельности.

Цель:

1) Определить содержательные рамки урока: арифметические действия

2) Согласовать тему и цели урока.

Организация учебного процесса на этапе 2.

Проблемная ситуация.

- Лента в рулоне, а нас ведь много. Что нужно сделать, чтобы у каждого была лента? Правильно, разделить.

- Как вы думаете, какая тема нашего урока математики?

- Какую цель вы ставите перед собой на урок? (называют)

- Я каждому на парту кладу ленту. Как поступить, если лента одна на двоих, а нужна каждому? Как вы сделаете, чтобы у вас получилось поровну?

- Прежде чем разрезать ленту, нужно вспомнить правила работы с ножницами (слайд 8) (разрезают ленту).

- Теперь у каждого есть лента. А как проверить, одинаковые ли у вас ленты? (измерение, наложение).

- Я предлагаю вам встать, повернуться друг к другу и наложить ленты.

- Молодцы, мы проверили, что ленты у всех одинаковые.

- Как узнать длину лент? (измерить с помощью линейки).

- Линейка одна, что будем делать? (измерить одну ленту, так как все ленты одинаковые) (40 см)

- Ребята, вы можете сказать, какова была длина ленты сначала? (80 см)

- Предлагаю каждому разделить ленту на две равные части и измерить длину одной части (работают индивидуально).

III. Выявление причин затруднения, постановка цели деятельности и построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

Выявить и зафиксировать отличительное свойство задания, вызвавшего затруднения: записать решение задачи

Организация учебного процесса на этапе 3.

- Ребята, какие вы молодцы: справились с такой сложной задачей!

- А кто может записать ее решение на доске? (на обычной доске).

(ребенок записал – Какой арифметический знак ты использовал? переход к SMART -доске; ребенок не записал – В чем трудность? – SMART -доска)

IV. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель:

1) Создать условия для фиксации изученного арифметического действия.

2) Тренировать мыслительные операции: сравнение, обобщение, анализ.

Организация учебного процесса на этапе 4.

- День рождения мы любим не только из-за подарков. На этот праздник к нам приходят гости, и мы накрываем красивый стол. На праздничном столе всегда стоят цветы. (слайд 10)

- Предлагаю и вам расставить цветы в вазы.

- Сколько цветов перед вами? (SMART -доска 1)

- Соберем одинаковые букеты (работа парами у SMART -доски)

- Какое действие выполнили? (деление)

- Попробуйте составить задачу по картинке.

- Сравните свою задачу с задачей на карточке красного цвета. Одинаково? Молодцы! С заданием справились!

( карточка красного цвета : На столе в две вазы расставили 14 цветов поровну. Сколько цветов в каждой вазе? )

- Предлагаю выбрать и записать решение (на доске две записи решения:

14 : 7 = 2 и 14 : 2 = 7)

- А что мы узнаем, если 14:7? (во сколько ваз поставили цветы)

- Пришла пора накрывать на стол.

- Возьмите, пожалуйста, желтые карточки .

На день рождения приглашено 10 друзей. Половина из них любит пить чай с лимоном. Сколько человек пьют чай без лимона?

- Что нужно узнать?

Работа со SMART -доской. Выходят два человека.

- Запишите решение в тетрадях.

Взаимопроверка (решение на доске)

- Возникали ли затруднения?

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель

1) Проверить умение решать задачи на деление и записывать их решение.

Организация учебного процесса на этапе 5.

Работа в группах.

Приглашаю каждый ряд выйти к первой парте поработать группами.

Вам нужно разложить конфеты поровну и записать решение задачи в своих тетрадях.

VI. Рефлексия деятельности (слайд 18)

Цель:

2) Обсудить и записать домашнее задание.

3) Оценить собственную деятельность на уроке.

Организация учебного процесса на этапе 6.

- Какую цель вы ставили перед собой на урок? Достигли вы ее?

Дифференцированное домашнее задание: (слайд 12)

1. Найти значение выражений № 4 стр. 62 (красная карточка)

2. Решить задачу по данному условию: (желтая карточка)

У Пети было 18 марок. Он подарил их поровну Васе и Юре. Сколько марок у Юры?

3. Составить и решить задачу на деление (зеленая карточка)

На слайде (слайд 13)

Выберите ленточку того цвета, с каким утверждением вы согласны.

- На уроке было трудно, научился писать арифметический знак деления, но не умею решать задачи на деление.

Эти ленточки вы можете использовать как закладки, а если захотите, можете превратить ее в подарок.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Планируемые результаты:

  • закреплять умение учащихся решать примеры и задачи действием умножения;
  • развивать вычислительные навыки;
  • формировать умения учащихся решать задачи делением.

Формируемые УУД:

  • Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.
  • Регулятивные: учить принимать и сохранять учебную задачу, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения, осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
  • Познавательные: учить осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, синтез как составление целого из частей, проводить сравнение по заданным критериям.
  • Коммуникативные: учить договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.

1. Организационный момент

Всем доброе утро!

Руки? – На месте!
Ноги? – Вместе!
Локти? – У края!
Спина? – Прямая!
Молодцы, ребята!

Ученица приветствует гостей:

Мы рады приветствовать
Гостей в нашем классе.
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но, пусть в нашем классе
Всем будет светло,
Пусть будет уютно и очень тепло

2. Актуализация знаний

- Откройте тетради и запишите число классная работа.

Минутка чистописания

- Посмотрите, написание каких цифр сегодня повторим (3,6).

- Какие двузначные числа можно составить из этих цифр? (36, 63). Запишите их.

Устный счёт

- Что вы можете про них рассказать? (сходства: двузначные, из одинаковых цифр; различия: 3 - дес. и ед., 6 - дес. и ед., четное, нечетное, одно больше (меньше) другого)

- Составьте выражение на сложение с этими числами (63+36=99). Составьте задачу, для которой это выражение являлось бы решением.
Составьте выражение на вычитание (63-36=27). Придумайте задачу, которую можно решить так.

Работа в парах

- Положите перед собой Карточку №1 и прочитайте задание, которое я предлагаю.

(Составь к каждой задаче выражение и найди его значение.)

а) На каждый конверт наклеили по 2 марки. Сколько марок на 3 конвертах?

б) На конверты наклеили (разложили) 6 марок: по 2 марки на каждый конверт. Сколько получилось конвертов с марками?

- Кто справился с первой задачей? Прочитайте задачу.

- С помощью какого действия записали решение? (сложение)

- Каким действием можем заменить? (умножением)

- Какие слова вам помогли при выборе решения? (по 2 марки на 3 конвертах).

- Что поможет проверить правильность решения задачи? (Схема, рисунок, эталон…)

- Изобразите с помощью рисунка ход своих рассуждений.

- Почему же мы эту задачу решали с помощью умножения? (По 2 взять 3 раз)

- Кто смог решить вторую задачу?

- Прочитайте вторую задачу. Ответьте на вопрос задачи? (сколько получилось конвертов с марками? -3)

- Как записать решение? Какие будут предложения?

- Возникла проблема, как же записать решение. Почему оно возникло? (не знаем, как записать, не хватает знаний).

Работа в парах

- Перед вами конверты, на которые мы будем клеить марки. По сколько марок будем клеить на конверт? (по 2).

- На один конверт наклеиваем 2 марки, на другой конверт 2 марки, на третий 2 марки…Марки закончились. На сколько конвертов хватило марок? (на 3 конверта).

- Что мы делали с марками? (клеили, распределяли, делили)

- Как может называться действие, когда что-то делят? (деление).

- Верно, действие, в котором что-то раздаётся (или делится) поровну называется в математике делением. (повторяем хором)

- Определите тему урока. (Деление)

Определим цели урока:

  • ПОЗНАКОМИМСЯ с конкретным смыслом действия деления.
  • УЗНАЕМ каким знаком обозначают деление.
  • НАУЧИМСЯ решать задачи на деление.

- Мы уже знаем три мат. действия: сложение – обозначается знаком +, вычитание – минус, умножение – точкой, действие деление в математике обозначается двоеточием ( : ).

- Вернёмся к нашей задаче.

- Какое действие мы совершали с марками. (делили)

- Верно, мы 6 марок разделили по 2 и узнали, что этих марок хватило на 3 конверта.

- Запишем решение задачи с помощью цифр и знаков - 6:2=3 (6 разделить на 2 получится 3 – это значит, что в 6 по 2 содержится 3 раза)

- Прочитаем выражение хором.

3. Первичное закрепление знаний

Решим задачу с.58 №1.

- Прочитайте задачу. (1 ребёнок у доски)

Детям раздали 12 орехов, по 3 ореха каждому. Сколько детей получили орехи?

- О чём говорится в задаче? (об орехах).

- Сколько было орехов? (12)

- Изобразим на рисунке 000000000000

- Что делали с орехами? (раздавали, делили)

- По сколько орехов каждому ребёнку? (по 3 ореха).

- Покажем вертикальными линиями. (000/000/000/000).

- Сколько раз по 3 содержится в 12? (4).

- Что это значит? (что орехи получат 4 ребёнка)

- Запишем решение с помощью деления.

Ответ: 4 ребёнка.

- Ещё раз прочитаем выражение хором. Что это значит? (что в 12 по 3 содержится 4 раза)

4. Применение новых знаний на практике (групповая работа)

- Нам поступил заказ: сшить халаты для докторов. Работа подходит к концу, осталось пришить пуговицы. Ваша задача, выяснить, на сколько халатов хватит пуговиц, которые у вас есть. А на листочке записать решение. Работать будем в группах, помните о правилах работы в группе. Если команда готова – покажите свою готовность знаком. Приложение 2

  • У 1 группы 4 пуговицы – на каждый халат вы должны пришить по 2 (детям выдано 3 халата). 4:2=2
  • У 2 группы 6 пуговиц – на каждый халат вы должны пришить по 3 (детям выдано 3 халата). 6:3=2
  • У 3 группы 6 пуговиц – на каждый халат вы должны пришить по 2 (детям выдано 4 халата). 6:2=3
  • У 4 группы 8 пуговиц – на каждый халат вы должны пришить по 2 (детям выдано 5 халатов). 8:2=4
  • У 5 группы 9 пуговиц – на каждый халат вы должны пришить по 3 (детям выдано 4 халата). 9:3=3
  • У 6 группы 10 пуговиц – на каждый халат вы должны пришить по 2 (детям выдано 6 халатов). 10:2=5

(Дети объясняют ход решения задачи, начинаю с 6 группы)

Физминутка

5. Работа в парах

- Проверим, на сколько успешно вы усвоили материал. Выполните задание на карточках. Соотнесите рисунок и математическое выражение.

- Оцените работу своей пары.

6. Самостоятельное применение знаний на практике

- Перед вами конверты. В конвертах задания. В зелёном конверте самое сложное задание (рекомендую 2 ряду), в конверте жёлтого цвета задание немного проще, а первому ряду рекомендую задание из красного конверта. Но у вас есть выбор. Выберете тот конверт, который посчитаете нужным.

- Внимательно читайте задание, если понадобится моя помощь, подайте сигнал. Приступайте к работе.

1 уровень – красный

12 яблок раздали детям, по 3 яблока каждому. Сколько детей получат яблоки?

(записать решение и ответ)

2 уровень – жёлтый

12 яблок раздали детям, по 3 яблока каждому. Сколько детей получат яблоки?

(выбрать правильный схематичный рисунок, записать решение и ответ)

3 уровень – зелёный

12 яблок раздали детям, по 3 яблока каждому. Сколько детей получат яблоки?

(сделать схематичный рисунок, записать решение и ответ)

(Взаимопроверка по эталону)

- Оцените работу своего соседа.

7. Итог урока

- Секрет какого действия разгадали (ПОЗНАКОМИЛИСЬ)? (смысл действия деления).

- Что УЗНАЛИ? (каким знаком обозначают деление).

- Чему НАУЧИЛИСЬ решать задачи на деление.

Содержимое публикации

Конспект открытого урока

по математике по теме

Учитель начальных классов

Познавательная: создать условия для ознакомления с названием компонентов и результатом действия деления, расширить представление о конкретном смысле действия деления через решение задач на деление по содержанию и на равные части.

Коммуникативная: создать условия для формирования умения работать в парах, группах; воспитание доброжелательного отношения друг к другу; воспитывать у учащихся взаимопомощь, взаимовыручку.

Регулятивная: создать условия для формирования планировать учебную задачу, выстраивать последовательность необходимых операций, корректировать свою деятельность.

Личностная: создать условия для развития вычислительных навыков, логического мышления, интереса к математике, формирования познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся, самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Планируемые результаты:

- личностные:

формирование познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся; формирование ценностных отношений друг к другу;

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений ;

формирование умений воспринимать, перерабатывать полученную информацию, выделять основное содержание.

-метапредметные:

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;

организация учебной деятельности, планирования,

развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты.

Оборудование: учебник, презентация к уроку, карточки для индивидуальной работы каждого обучающегося, светофоры, индивидуальные полоски-стикеры(средства обратной связи), компьютер, проектор, экран.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: словесные, исследовательские, наглядные, практические.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

I этап.Организация класса. Включение в учебную деятельность с помощью доброй беседы, девиза.

Прозвенел долгожданный звонок, начинается урок.

Ребята, сегодня у нас на уроке гости, давайте поприветствуем их.

Очень трудная наука математика для вас.

Но учиться в наше время нужно каждому из нас.

Вы готовы преодолевать трудности на пути к знаниям? А для того, чтобы вы справились с любыми трудностями, которые будут вам встречаться на сегодняшнем уроке, мне бы очень хотелось, чтобы вашими спутниками, я бы даже сказала помощниками, были внимание , активность, смекалка , терпение , аккуратность. Ну и конечно же дисциплина.

-Давайте ребята учиться считать,

Делить, умножать, прибавлять, вычитать.

Запомните дети, без точного счета

Не сдвинется с места любая работа

II этап.Устная работа:

-Что такое умножение?

- Как называются числа при умножении?

-На что указывает первый множитель?

- Как называются числа при сложении ?

- Что значит уменьшить число на несколько единиц?

- Как называются числа при вычитании ?

- Что значит увеличить число на несколько единиц?

- Как узнать на сколько одно число больше или меньше другого?

-Как найти неизвестное слагаемое, если известна сумма и другое слагаемое?

-Как найти уменьшаемое, если известна разность и вычитаемое?

Математический диктант: (дети записывают значения выражений в строчку, 1 человек за доской).

- Ребята, а сейчас арифметический диктант.

-Значения математических выражений, которые я буду говорить, вы, будете записывать в строчку. (1 человек за доской)

-1 множитель5, 2 множитель 2, найти произведение(5х2=10)

- 20 уменьшить на 7(20-7=13)

-1 слагаемое 9, 2 слагаемое 2, найти сумму(9+2=11)

-уменьшаемое 24, вычитаемое 10, найти разность(24-10=14)

-10 увеличть на 2(10+2=12)

-по 5 взять 3 раза(5х3-15)

-разность 33и 20(33-20=13)

10, 13, 11, 14, 12, 15,13,16, 14, 17, 15

(Каждый раз дети зеленымсигналом светофора показывают, если у них такой же ответ, как на доске, красным, если другой ответ)

-Я проверю потом объективность ваших оценок и если буду согласна обведу в кружочек красной пастой, если не буду согласна- поставлю свою оценку.

- Возвращайте тетради соседу по парте.

- Можно ли данные числа объединить в одну группу? По какому признаку (они все двузначные).

-Докажите. Назовите разряды, из которых состоят двузначные числа? (единицы десятки)

- Какое число лишнее? (10- в разряде единиц стоит 0, 11- в этом числе одинаковое число единиц и десятков)

- Посмотрите, пожалуйста, на данный ряд чисел и попытайтесь найти закономерность в записи данного ряда чисел (уменьшается на 3, затем увеличивается на 2)

-Продолжим ряд чисел по этому же правилу

III .Готовность к новому способу действия: актуализация опорных знаний (коллективная и индивидуальная формы работы).

Учитель на слайде высвечивает обучающимся математические равенства (слайд 2)

6х2=12 6+2=8 6-2=4 6:2=3

-Чем похожи данные математические равенства? (При записи их компонентов используются одинаковые числа)

-Чем отличаются? (Знаками действий и числами, которые используются для записи результатов данных выражений)

-Прочитайте, данные равенства , используя названия их компонентов и результатов:

6х2=12( 1 множитель6 2 множитель 2, произведение 12)

6+2=8 (1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма)

6-2=4(уменьшаемое, вычитаемое, разность)

VI .Выявление места и причины затруднения, постановка учебной задачи

-С каким новым математическим действием мы с вами недавно познакомились? (делением)

-А можете ли вы прочитать данное математическое равенство, используя название чисел при делении?

6:2=3 ( выключить экран)

-Хотите научиться? Значит, что нового вы должны сегодня узнать на уроке? (Узнать, как называются компоненты и результат действия деления)

- Ребята , как вы думаете, как может называться число, которое мы делим? (Вывешивается карточка со словом делимое )

- Число, которое на которое мы делим? (Вывешивается карточка со словом делитель )

- Результат действия деления?

(Вывешивается карточка со словом частное )

Итак, повторяем еще раз:

- Число, на которое мы делим получило в математике название делитель

-Результат действия деления получил название-частное.

-Само выражение при делении получило название- частное

-Прочитайте равенство , используя названия компонентов и результата действия деления( Делимое 6, делитель 2, частное равно 3)

-Прочитайте равентво, используя названия выражения и результата действия деления(Частное 6и 2 равно3)

Физкультминутка (смотреть по времени)

Солнце стало пригревать,
Стали капельки стучать,
Капля раз, капля два,
Капли медленно сперва,
А потом быстрей, быстрей
Побежали ручейки,
Их попробуй, догони!

VI .Первичное закрепление на стандартных примерах с проговариванием алгоритма вслух.

Читаем объяснение по учебнику.

№1 1 человек у доски, остальные в тетради .

1) Делимое 6, делитель 3 .Найти частное.(1 множитель 6, 2 множитнль 3, частное равно 2)

2) Найти частное чисел 12 и 6.

Нарисовать рисунок, записать и прочитать по-разному (1.Используя названия компонентов и результата действия деления. –Например 1 множитель 6, 2 множитель 3, частное равно 2, аналогично 2 равенство)

2. Используя названия выражения и результата действия, деления- например, Частное 6 и 3 равно 2

000/000 000000/000000

VII . Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

-Прочитаем вслух обе задачи.

1)Юля посадила 18 луковиц, в 3 ряда поровну. Сколько луковиц в каждом ряду?

2)Вера посадила 18 луковиц, по 3 луковицы в ряд. Сколько получилось рядов?

-Чем они похожи? (Здесь говорится о луковицах, числовые данные одинаковые)

-Чем они отличаются? (Условия и вопросы разные)

-Выполним рисунок к первой задаче

000000000000000000

-Как он их сажал? (В 3 ряда)

000000 /000000/000000

-Что нужно узнать? (Сколько луковиц в одном ряду)

-Выполним рисунок ко второй задаче.

000000000000000000

-Как он их сажал? ( По 3 луковицы в ряд)

000/000/000/000/000/000

-Что надо узнать? (Сколько получилось рядов)

VIII .Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

-Запишите решение задачи самостоятельно, в скобках обязательно пишите наименование. Задание выполняем в парах (на больших листочках, затем листочки вывесить на доску) - смотреть по времени

18:3=6(л.) – в каждом ряду 18:3=6(р.)-получилось

(Проверка на доске -вывешиваются листочки А4).

-Прочитайте равенства, используя названия компонентов и результата действия деления(Делимое 18, делитель 3, частное равно 6)

-Прочитайте равентва, используя названия выражения и результата действия деления(Частное 18и 3 равно 6)

-Что новое сегодня вы узнаете на уроке?

-В первом и во втором число3.( В первом 3 ряда, во втором по 3 луковицы в ряд посадили).

-В первом и во втором число6(В первом количество луковиц в каждом ряду)

-Ребята, что вы заметили при решении задач?(Условия задач и вопросы разные, а решения одинаковые)

VIII : Включение знаний в систему знаний и повторение Составьте 2 задачи по их решению, похожие на предыдущие:12:2

-Прочитайте равенства, используя названия компонентов и результата действия деления(Делимое 12, делитель 2, частное нужно найти-Прочитайте равентва, используя названия выражения и результата действия деления(Частное12и 2)

-Я предлагаю вам решить по вариантам следующие задачи(слайд5)

1) Ребята посадили 12 саженцев вишни, в 2 ряда поровну. Сколько саженцев в каждом в каждом ряду?(12:2=6(С.))

2)Ребята посадили12 саженцев вишни, по 2 саженца в ряд. Сколько получилось рядов?(12:2=6(р.))

-Чем похожи и чем отличаются задачи? (Условия задач и вопросы разные, а решения одинаковые)

-Ваши сверстники вот как решили уравнения:

-Что нужно было узнать в 1 уравнении?(уменьшаемое)

-Как его найти?( к разности + вычитаемое)

-Что нужно было узнать во 2 уравнении?(неизвестное 1 слагаемое)

-Как его найти?( Из суммы вычесть известное слагаемое)

IX . Итог урока

Учитель: - что нового узнали сегодня на уроке? Давайте каждый из вас попытается подвести итог урока, используя следующие фразы( на доске:

- Вы все очень хорошо работали, молодцы! Но особенно мне хотелось бы отметить:

X .Домашнее задание:

№ 3 страница 62, страница 62 правило.

XI . Рефлексия: Возьмите стикеры и приклейте их на ту ступеньку, на которой в данный момент по вашему мнению каждый из вас находится по умению выполнять письменные вычисления примеров нового вида.

Умножение – это сложение одинаковых слагаемых. Знак умножения - *, х.

Компоненты умножения: первый множитель, второй множитель.

Результат умножения – произведение.

Деление – действие обратное умножению.

Компоненты деления: делимое, делитель, частное.

Делимое – число, которое делят.

Делитель – число, на которое делят.

Частное – результат деления.

Обязательная литература и дополнительная литература:

  1. Моро М.И., Бантова М.А. и др. Математика 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с. 83
  2. М.И.Моро, С.И.Волкова. Для тех, кто любит математику 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.; Просвещение, 2018. – с. 56

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим равенство. 2 • 4 = 8, где 2 – первый множитель, 4 – второй множитель, 8 – произведение.

Действие деление обратное действию умножения. Если произведение разделить на один из множителей, то получится второй множитель. Поэтому составим равенства на деление.

Перед вами таблица умножения числа 2.


Пользуясь данной таблицей, можно легко составить таблицу, где делитель равен 2.


И таблицу, где частное равно 2.

Мы составили таблицу деления на число 2 и таблицу, когда в частном получается 2. Достаточно знать хотя бы один из предложенных столбиков таблицы, можно быстро найти значения других выражений.

Для чего необходимо знать деление на 2? Знание таблицы деления на 2 помогает быстро выполнять вычисления и решать задачи.

Закончим записи, чтобы получились верные равенства.

3 • 2 = 6 2 • 5 = □ 2 • □ = 12

6 : 3 = □ 10 : □ = 5 12 : 2 = □

6 : 2 = □ 10 : □ = 2 □ : 6 = 2

Пользуясь таблицей умножения и на основе взаимосвязи между умножением и делением, выполним это задание.

3 • 2 = 6 2 • 5 = 10 2 • 6 = 12

6 : 3 = 2 10 : 2 = 5 12 : 2 = 6

6 : 2 = 3 10 : 5 = 2 12 : 6 = 2

За партами сидели 18 учеников, по 2 за каждой партой. Сколько парт заняли ученики?

Решение: 18 : 2 = 9 (п.)

Ответ: 9 парт заняли ученики.

Решим еще одну задачу.

Бабушка решила разложить 8 пирожков на 4 тарелки. Сколько пирожков на одной тарелке?

Решение: 8 : 4 = 2 (пирожка)

Ответ: 2 пирожка на одной тарелке.

Ответим на вопросы, поставленные в начале урока.

Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.

Действие деление обратное действию умножения.

Если произведение разделить на один из множителей, то получится второй множитель.

Зная таблицу умножения числа 2 и взаимосвязи между компонентами действия умножения, можно составить таблицу деления на 2 и таблицу, когда в частном число 2.

Знание таблицы деления на 2 помогает быстро выполнять вычисления и решать задачи.

Выполним несколько тренировочных заданий.

1. Вычислите произведение и в каждой строке, используя его, найдите частное.

9 • 2 = □ □ : 2 = □ □ : 9 = □

2 • 6 = □ □ : 2 = □ □ : 6 = □

9 • 2 = 18 18 : 2 = 9 18 : 9 = 2

2 • 6 = 12 12 : 2 = 6 12 : 6 = 2

2. Решите задачу.

Все 12 вафель разложили в 2 вазочки поровну. Сколько вафель в одной вазочке?

Решение: 12 : 2 = 6 (в.)

Ответ: 6 вафель в одной вазочке.

3. Из чисел 4, 17, 3, 8, 10, 15, 11, 16 выпишите сначала те, которые делятся на 2. Затем выпишите те числа, которые на 2 не делятся.

Читайте также: