Конспект что такое этика и этикет

Обновлено: 07.07.2024

Рассмотреть историю развития этики и изменение правил этикета на протяжении времени.

Методические рекомендации

Ход мероприятия

Учитель. Многие из вас не знают, что элементарные правила вежливости, которые мы соблюдаем сегодня, появились во время военных действий. Например, сегодня мужчины протягивают руки друг другу, когда приветствуют друг друга, а раньше протянутая рука была символом доверительного дружеского отношения. Если в руке нет оружия, значит, человек пришел с миром — он друг.

Правила этикета имеют одну особенность: они могут изменяться в зависимости от ситуации. Например, правила поведения дома, в кругу семьи, заметно отличаются от правил на торжественном приеме. Поэтому нужно их не только знать, но и правильно ими пользоваться.

Учитель. Правила этикета настолько прочно входят в нашу жизнь, что иногда невыполнение их очень портит репутацию человека. Сегодня соблюдение правил — естественное доказательство того, что человек правильно воспитан. Как много хорошего можно сказать о родителях, ребенок которых не пренебрегает этикетом! И наоборот, как часто мы можем услышать, что ребенка не смогли правильно воспитать! Обучение детей этике — это задача не только родителей, но и любого взрослого человека. В том числе в процессе обучения задействованы прямым образом и школьные учителя. А знаете ли вы, что уже с XVIII века обучение этике было обязательным во всех учреждениях страны.

ЧТО ИЗУЧАЕТ ЭТИКА?

Учитель. Конечно, сегодня совсем не те времена, когда этике обучаются только представители знатных родов, но и правила сами по себе стали гораздо проще. Но это вовсе не говорит о том, что мы не должны соблюдать правила вежливости, небрежно одеваться и хамить другим людям. Теперь наш стиль поведения во много зависит от той ситуации и от тех людей, с которыми нам приходится общаться: в магазине, дома, в транспорте — везде мы учитываем возраст и социальное положение наших собеседников. Как вы считаете, что именно изучает этика?

Учитель. Этика изучает не только культурные способы приветствия, прощания и извинений. Это намного шире. От манеры общения до внешнего вида — все мелочи прописаны в книгах по этике. Но так ли часто мы их используем? Часто люди сами придумывают какие-то новые способы избежания конфликтов, хотя все уже исследовано и проверено. Почему-то люди не хотят ими пользоваться, а только усложняют себе жизнь. Еще хуже, когда люди знают правила, но не применяют их в жизни. Многое вы знаете, но по каким-то причинам ведете себя не так, как говорят правила поведения. Часто это зависит от той компании, с которой вы общаетесь. Если ребята в вашей компании не понимают ваших хороших манер и постоянно позволяют себе отпускать шуточки в ваш адрес, то, может, вам стоит подумать о том, чтобы сменить компанию. Ведь это они должны на вас равняться, а не вы на них.

ВОТ ЧТО ВЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ НАВЕРНЯКА

Учитель. Давайте проведем маленький эксперимент, проверим, насколько вы знакомы с элементарными правилами этикета. Отвечать на вопросы нужно честно. Если вы согласны с высказыванием, то поднимайте руку.

— Заходя в транспорт, вы не пытаетесь пролезть вперед любыми способами.

— В школе вы всегда, здороваясь с учителем, называете его по имени-отчеству.

— Если вы идете на день рождения, то всегда приносите имениннику подарок.

— После обеда вы всегда помогаете убрать со стола.

ВЫ И ЭТОТ ДАЛЕКИЙ КУМИР

Учитель. Для вашего возраста свойственно иметь кумиров: это могут быть ваши любимые актеры, музыканты или просто известные люди. Назовите имена тех, кто вам нравится.

Учитель. Многие дети пытаются подражать своему кумиру в манере поведения, точнее образу, созданному на экране. Хорошо, если там действительно есть чему подражать: воспитанный, образованный, культурный человек — почему бы и не выбрать его идеалом. Но как часто этим идеалом становится человек, не имеющий представления ни о какой культуре! Как быть тогда? Самое главное — понять, что важнее: ваша жизнь или жизнь этого кумира. Он далеко, где-то там на экране, а вы каждый день общаетесь с людьми. За вас никто не сможет принять решения, поэтому выбор нужно делать как можно раньше.

Определиться с правильными приоритетами — вот задача каждого человека. В этом вам должны помогать ваши родители и учителя. Если вам трудно сделать выбор, посоветуйтесь с ними. Ведь каждый человека прошел через этот этап. Спросите у них, как они выбрали подходящий для себя образ и как стали такими, какими они являются сейчас. Хорошо, когда дети пытаются подражать своим родителям. Когда перед глазами есть реальный пример воспитанных и образованных людей, то и ребенок будет стараться не выбиваться из этой колеи.

То, что вы видите на экране, создано для того, чтобы привлечь внимание. Слепо подражать человеку никогда не следует. Вы же индивидуальность, вот и оставайтесь ей. Представьте, как бы был однообразен наш мир, если бы все разом стали похожи на вашего кумира, поэтому никогда не забывайте о том, что вы самостоятельная личность. Может быть, в будущем вы сами станете для кого-то кумиром. Захотелось бы вам видеть множество ваших собственных копий на улице? Конечно же, нет. Поэтому и вы относитесь с уважением к тому человеку, который заслужил ваше внимание.

Учитель. Проблема правильного выбора: одежды, поведения, манер, правильной речи — все это и изучает этика сегодня. Без элементарных правил никто не может обойтись. А в отдельных случаях нужно иметь особое представление о тех правилах, которые соблюдают другие люди. Например, при поездке в другую страну нужно иметь хоть малейшее представление об ее культурных традициях — это тоже основное правило этикета. Если вы хотите быть действительно культурным человеком, а не только им казаться, то должны знать эти правила назубок и постоянно ими пользоваться.

Подведение итогов

Учитель. Сегодня мы поговорили о том, какая связь существует между этикой и этикетом. Этика — это наука, которая занимается изучением правил этикета. Это такая же наука, как и математика, биология или химия. Этика изучает не только сами правила, но и их изменения на протяжении столетий. Каждая эпоха откладывает отпечаток на поведение людей. И вы не будете вести себя так, как вели себя люди 200 лет назад. Поэтому уместность и современность правил играют большую роль.

Цель: Формирование навыков культурного поведения детей в повседневной жизни.

Формирование коммуникативных навыков.

Развитие социальной компетенции.

- Продолжать формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

- Прививать культуру общения.

- Развивать навыки самопознания. Мотивировать ребят к самопознанию, раскрытию себя и своих нравственных ценностей.

- Показать ребятам, как важно знать особенности общения и речевого этикета, уметь быть терпимым и толерантным.

- Закрепить средства и виды общения, навыки вербального и невербального общения, провести самоанализ своих коммуникативных навыков, прививать культуру общения, обогащать словарный запас ребят.

Ход занятия:

Актуализация имеющихся представлений об этикете.

Дать понятие об этикете.

Познакомить с видами этикета.

Познакомить с правилами речевого этикета.

Подведение итогов занятия. Вывод.

Материал к занятию :

У сеньора Этикета

Есть всегда на все ответы:

Как входить и где стоять.

Кому место уступать.

Как прилично одеваться,

Где молчать,а где смеяться,

Как к обеду пригласить,

Что подруге подарить.

В школе, в доме, на работе,

И в трамвае, в самолете,

И в театре, и в кафе

Пригодиться он тебе.

И пора нам всем понять-

Чтоб воспитанными стать,

Чаще надо к Этикету

Обращаться за советом.

Воспитатель: Ребята, я приветствую вас и наших гостей! Давайте поздороваемся.

Понять насколько человек доброжелателен, можно даже по тому как он приветствует другого человека. Давайте поприветствуем друг друга так, как это делают люди в разных странах.

Вызвать 2-х детей и предложить выполнить задания:

• Великобритания- стоя на большом расстоянии, пожать друг другу руки;

• Япония- сложить руки на уровне груди и поклонится;

• Россия- крепко обняться;

• Новая Зеландия- потереться носами;

• Тибет- показать друг другу язык.

Существуют различные виды этикета :

• Общегражданский- совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами.

• Присутственный этикет- нормы поведения в общественных местах, театре, ресторане, музее, в государственных учреждениях.

• Религиозный этикет- правила общения с представителями культа той или иной конфессии и нахождения в храмах. Предложить привести примеры.

• Брачный этикет- это свод предписаний и правил праздничной свадебной церемонии. Этикетные нормы касаются приглашений, одежды, подарков, цветов, самой праздничной церемонии, а так же праздничного ужина.

• Семейный этикет- правила и нормы отношений внутри семьи между супругами, их детьми и близкими родственниками.

• Печальный этикет- совокупность правил, традиций и условностей, которые соблюдаются в церемонии прощания с умершим.

• Спортивный этикет- правила поведения между спортсменами, игроками в команде, спортивными командами и спортивными болельщиками.

• Этикет путешествий- правила передвижения на дальние расстояния, в которых проявляется забота о безопасности путешественника и уважение к месту, населению страны пребывания.

• Светский этикет- это свод правил вежливости, демонстрирующих достоинство человека, его уважение к собеседнику и к обществу.

- служебный (деловой);

- этикет в общественных местах.

Сегодня мы с вами поговорим о речевом этикете. В народе существует много пословиц на эту тему. Давайте с вами вспомним пословицы о речевом этикете.

Язык мой- враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.

Каков разум, таковы речи.

Доброе слово и кошке приятно.

Слово не воробей: вылетит- не поймаешь.

От одного слова да век ссора.

Доброе слово человеку- что дождь в засуху.

Не бросай слова на ветер.

Хорошая речь слаще меда.

Речь — это основное средство общения людей, поэтому с самого раннего детства родители учат детей соблюдать правила речевого этикета. Давайте с вами вспомним какие же это правила. (Ответы детей) .Воспитатель обобщает и фиксирует на цветах – заготовках понятия, раскрываем каждое понятие в ходе занятия :

- правильное употребление слов;

- употреблять волшебные слова;

На доске наглядность – ваза пустая, без цветов.

Ребята, а в вашей речи присутствуют слова- паразиты? Надо постараться от них избавляться.

Воспитатель: «Правильно от богатства нашего словарного запаса. А знаете ли вы что, различают два вида словарного запаса: активный и пассивный.

Активный словарный запас включает слова, которые человек использует в устной речи и письме. Пассивный словарный запас включает в себя слова, которые человек узнаёт при чтении или на слух, но не использует их сам в устной речи и письме. Пассивный словарный запас обычно больше активного в несколько раз.

Например, словарный запас обогащается, когда мы:

- посещаем театр, музей;

- общаемся с интеллигентными, умными людьми;

- учим иностранные языки;

- смотрим развивающие телепередачи.

Воспитатель прикрепляет на магнитную доску картинки для каждого понятия изображения (театра, музея, путешествия, книг, библиотеки, иностранный словарь).

Воспитатель: «Словарный запас растет с практически постоянной скоростью до примерно 20 лет, после чего скорость его набора уменьшается, сходя на нет к 45 годам. После этого возраста словарный запас уже практически не меняется. Во время обучения в школе подросток учит по 10 слов в день. К моменту выпуска из школы подросток в среднем знает 51 тысячу слов. За время обучения в школе словарный запас увеличивается примерно в 2.5 раза. После выпуска из школы и до достижения среднего возраста человек в среднем узнаёт 3 новых слова а день. После достижения 55 лет словарный запас начинает несколько снижаться. Это может быть связано с забыванием слов, которые не используются достаточно долго.

Воспитатель крепит наглядность к магнитной доске.

(Разбор предложенных ситуаций).

Наглядность на доске (значение слова комплимент).

Комплимент (фр. compliment) – это особая форма похвалы, выражение одобрения, уважения, признания или восхищения; любезные, приятные слова, лестный отзыв.

Воспитатель: «Комплименты доставляют удовольствие и поднимают вашу самооценку. Вовремя прозвучавший комплимент может разрядить обстановку, переломить напряженную ситуацию и даже повлиять на личную жизнь и карьеру. Неудивительно, что искусство делать комплименты давно уже стало неотъемлемой частью бизнесс-культуры. Kомплимент сам по себе, какой бы он ни был точный, изящный или цветистый, не имеет никакой силы. Важна интонация, с которой вы его произнесете: она может быть проникновенной, кокетливой, непринужденной, но никогда – ироничной.

Воспитатель приклеивает ладошки под вазу с букетом из составляющих речевого этикета, и подводит итог, чтоб наше общение было эффективным, в первую очередь важно хорошее настроение и позитивные эмоции. Пусть ладошки будут символизировать наше хорошее дружное настроение, которое поддерживает вазу с нашим речевым этикетом.

Воспитатель: «Важно уметь входить и умение выходить из контакта, тогда, когда вы пожелаете. Повторим правила, которые важны для успешного вхождения в контакт и соблюдения речевого этикета :

1. Желательно выглядеть ухоженно, одетым со вкусом, уместно времени, погоде и мероприятию;

3. Улыбка и позитивный настрой;

4. Ухоженный вид - ногти, волосы, одежда;

5. Продумайте заранее темы, на которые можно поговорить с малознакомыми и незнакомыми людьми, помните, исключить две конфликтные темы: политика и спорт;

6. Настройтесь на то, что вы будете слушать, люди считают великолепными собеседниками тех, кто умеет их слушать;

7. Составьте свой короткий рассказ о себе, кто вы, чем занимаетесь, хобби, все те яркие моменты, которые есть в вас, и которые можно продемонстрировать, помните, важно, чтобы вас запомнили, чтобы вы выделились;

Ритуал прощания. Воспитатель: «Мы все сегодня плодотворно поработали, и все заслужили благодарность. Я попрошу вас встать в круг и взяться за руки. А пока мы все вместе, давайте подумаем, что бы мы хотели подарить друг другу, что бы наша жизнь была интереснее красочнее и богаче, легче и успешнее, креативнее. Давайте по кругу скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм, уверенность в себе, радость и любовь! И так по кругу.

Участникам предлагается достать по одной бумажке из волшебного мешочка, послание, которое написано на ней подскажет что их ждет сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время. Такие пожелания волшебным образом позитивно влияют на настроение людей, подбадривают их, придают уверенности в себе и своих силах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: познакомить детей с первичными представлениями об этикете; объяснить, что такое правила поведения; учить замечать и объяснять какие поступки противоречат правилам этикета; создавать атмосферу доброжелательности и комфорта на уроке.

Планируемые результаты

Искать свою позицию в многообразии позиций, эстетических, культурных предпочтений

Учить обнаруживать и формулировать учебную проблему, работая по составленному плану, использовать дополнительные средства (справочная литература, учебник).

Самостоятельно отбирать и сопоставлять информацию, полученную из разных источников, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Организовывать учебное взаимодействие в группе, внимательно слушать других, учиться принимать другую точку зрения.

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Методы и технологии обучения: деятельностный метод; проблемный диалог; исследовательская деятельность, игровая с элементами драматизации.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: самостоятельный поиск информации; групповое решение проблемы; ролевая игра.

Ход урока.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на уроке. Улыбнемся друг другу. Садитесь.

Прочитайте пословицы с доски

Не гляди в лицо, гляди на обычай.

От приветливых слов язык не отсохнет.

Чего в другом не любишь, того и сам не делай

От учтивых слов язык не отсохнет.

О чем эти пословицы? Объясните их смысл.

Как вы думаете, какова же будет тема нашего урока?

Да, вы правы, мы будем говорить о правилах поведения в обществе.

Актуализация знаний.

Скажите, какое общество вас окружает в течение дня? А есть ли правила, которые вы соблюдаете в этом обществе? Это правила хорошего поведения.

Поиск решения проблемы.

Кто знает, каким, словом называют правила хорошего поведения? В какой стране произошло это слово? Найти ответы на эти вопросы вы сможете самостоятельно, пользуясь учебникомс.56 и страницами толкового словаря и энциклопедии. Работаем в парах, помогаем друг другу.

Итак, кто может рассказать про это слово? Кто дополнит?

Знакомство с новым материалом.

Этикет бывает разным: речевой, телефонный, столовый, свадебный и т д. Слайд

Мы будем работать по группам.

Задание для первой группы: Приведите примеры соответствия одежды и ситуации. Вы должны определить, какую одежду нужно надеть для посещения спортзала, театра, школы. А в какой одежде мы ходим дома, на прогулке. Название одежды наклеиваем на листок с названием места посещения. При подготовке используйте материал учебника на с. 56-57, энциклопедии, собственные наблюдения.

План вашей работы такой: 1.Внимательно выслушайте друг друга и составьте ответ.

2. Выберите выступающего (можно выступать всей группой)

4.После выступления ответьте на вопросы.

Задание для второй группы: Речь и этикет. Определите, какими словами приветствуют людей разных возрастных и социальных групп. На листочки с изображением людей наклейте соответствующие слова приветствия. При подготовке используйте материал учебника на с. 56-57, свой жизненный опыт. См. приложение

1.Внимательно выслушайте друг друга и составьте ответ.

2. Выберите выступающего (можно выступать всей группой)

4.После выступления ответьте на вопросы.

Задание для третьей группы: Вы должны подобрать окончания пословиц, в которых говорится о правилах поведения. См. приложение

План вашей работы:

1.Внимательно выслушайте друг друга и составьте ответ.

2. Выберите выступающего (можно выступать всей группой)

4.После выступления ответьте на вопросы

Физминутка

Если хочется пить, то колодец копай

Если холодно станет, то печь истопи.

Если голоден, то испеки каравай.

Если ж ты одинок, то чуть-чуть потерпи

И потянутся путники по одному

И к воде, и теплу, и к тебе самому!

(Дети выполняют движения руками, наклоны, повороты в соответствии с текстом каждой строки.)

Первая группа расскажет нам о выборе одежды.

Вторая группа расскажет нам, как и какими словами нужно здороваться с разными людьми. Речь – важнейшее средство общения между людьми. А вежливая речь, гораздо эффективнее.

А кто может сказать, можно ли приветствовать друг друга без слов? Приведите примеры.

У вас на партах листки из энциклопедии. Прочтите и найдите, каким жестом приветствовали друг друга китайцы…лапландцы…японцы.. Отлично.

Рефлексия.

Скажите, откуда люди узнают правила этикета? Из каких источников мы можем получить информацию о правилах этикета? Верн?мся к пословицам, которые разбирали в начале урока?

Выражение решения проблемы

Мы сегодня много говорили о..

Спасибо за работу на уроке. Дома подумайте и запишите слова-прощания.

Приложение

Салют, привет, здорово, моё почтение,

Желаю здравствовать, приветствую Вас, здравствуйте,добрый день,здравия желаю, доброе утро

Нарядное платье пиджак, халат,джинсы,спортивный костюм, галстук, брюки, футболка, шорты, школьная форма, сарафан, юбка, блузка

Тест

Правила этикета помогают:

В общении с незнакомыми людьми

Побеждать в спортивных соревнованиях

Подбирать уместную одежду

Правильно вести себя за столом

Выбор одежды с точки зрения этикета зависит от:

Заключение

Проделанная работа поможет привлечь внимание детей к умению деликатно и предусмотрительно относится к окружающим людям, вести себя в зависимости от требований и конкретной обстановки, чувствовать себя комфортно. Задуматься и, надеемся, положительно ответить на следующие вопросы:

1.Хотели бы вы чувствовать себя свободно в любом обществе?

2.Хотели бы вы нравиться себе и окружающим?


Осмысление учащимися через частично поисковый метод места этикета в духовно нравственном развитии человека.

Задачи урока:

Познакомить с некоторыми правилами этикета;

Развивать логическое мышление, внимание, воображение, коммуникативные способности;

Воспитывать чувство терпимости друг к другу, аккуратность и самостоятельность в работе.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, начнём урок с хорошего настроения, поделимся им друг с другом. Встанем в круг, коснёмся друг друга локтями, улыбнёмся друг другу.

- в России принято пожимать друг другу руку;

- в Италии – горячо обниматься;

- в Бразилии – хлопать друг друга по плечу;

- в Зимбабве – трутся спинами;

- в Македонии – здороваются локтями;

- в Никарагуа – приветствуют друг друга плечами;

Конспект урока по ОРКСЭ для начальных классов Этикет

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем не знакомы.

Что особенного тем мы друг другу сказали?

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Потому что здравствуй – значит будь здоров.

Правило запомни, знаешь - повтори.

Старшим это слово первым говори.

Вечером расстались, встретились с утра,

Будьте добры иль будьте любезны –

Эти слова в разговоре полезны.

С ними легко на прогулке и дома,

Будет приятно их слышать другому.

Рассказы учащихся и их обсуждение (по выбору).

III. Актуализация знаний. Проблемный вопрос. (Слайд 2).

- Ребята давайте с вами разгадаем кроссворд, вспомним некоторые понятия, о которых говорили на уроках и определим тему данного урока.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

(модуль Основы светской этики)

в 4 классе на тему:

Подготовила

учитель начальных классов,

Марченкова Любовь Александровна

Предмет: ОРКСЭ (модуль Основы светской этики)

Тема урока: Этикет

Тип урока: открытие новых знаний

Планируемые образовательные результаты:

Понимание значения этикета в жизни человека, знание правил этикета, понимание значения речи и одежды для этикета.

Метапредметные

Познавательные: встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках.

Регулятивные: способность к анализу и синтезу информации. Способность к осознанию своих поступков и созданию образа вежливого человека. Способность к прогнозированию своего поведения и одноклассников с точки зрения норм и правил хорошего тона.

Коммуникативные: участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; излагать своё мнение, используя аргументы.

Раскрыть роль этикета в жизни человека.

Осмысление учащимися через частично поисковый метод места

этикета в духовно нравственном развитии человека.

Задачи урока

Познакомить с некоторыми правилами этикета;

Развивать логическое мышление, внимание, воображение, коммуникативные способности;

Воспитывать чувство терпимости друг к другу, аккуратность и самостоятельность в работе.

Средства ИКТ, используемые на уроке: компьютер, проектор, экран, презентация.

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство)

Оборудование:

ОРКСЭ Основы светской этики: 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений:– М.: Просвещение, 2012. – 63с.: ил.

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Электронное приложение к учебнику. Основы светской этики. - М.: Просвещение, 2012 (Диск)

Справочники, словари, энциклопедии.

Листочки для записи ожиданий от урока.

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, начнём урок с хорошего настроения, поделимся им друг с другом. Встанем в круг, коснёмся друг друга локтями, улыбнёмся друг другу.

- в России принято пожимать друг другу руку;

- в Никарагуа – приветствуют друг друга плечами;

Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем не знакомы.

Здравствуйте!

Что особенного тем мы друг другу сказали?

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Потому что здравствуй – значит будь здоров.

Правило запомни, знаешь - повтори.

Старшим это слово первым говори.

Будьте добры иль будьте любезны –

Эти слова в разговоре полезны.

С ними легко на прогулке и дома,

Будет приятно их слышать другому.

Рассказы учащихся и их обсуждение (по выбору).

Актуализация знаний. Проблемный вопрос. (Слайд 2)

-Ребята давайте с вами разгадаем кроссворд, вспомним некоторые понятия, о которых говорили на уроках и определим тему данного урока.

Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.

Нравственная жизненная позиция, которая требует от человека совершения бескорыстных поступков ради других людей или ради общих целей.

Человек, любящий свою Родину, свой народ, готовый ради неё на жертвы, трудовые и ратные подвиги.

Включает в себя предметы человеческого труда, а также представления и идеи, ценности и идеалы, подвиги.

Человек, который заботится об интересах коллектива, иногда в ущерб своим собственным.

Черта характера личности и её действий, которая говорит о том, что человек отвечает за свой собственный выбор.

Объявление темы урока учащимися.

- Какое ключевое слово получилось? (этикет)

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (ответы детей: ключевое слово нашего урока – этикет).

- А вы знаете, что такое этикет? (ответы детей)

Формирование ожиданий учеников

- Какие цели поставим мы перед собой? Сформулируйте цели, используя глаголы: раскрыть, познакомиться, воспитывать, развивать

- Ребята, посмотрите на свои листочки

АМО. Запишите на светлых сторонах, что вы ожидаете от урока, чему хотите научиться, а на тёмных сторонах то, чего опасаетесь, чего боитесь, что может не получиться.

(Учащиеся записывают на листочках ответы и прикрепляют на нарисованное дерево).

Работа над понятием этикет

Сегодня мы поговорим о том, что такое этикет и какую роль он играет в нашей жизни.

Работать в группах. Выберете выступающего, который будет отстаивать ваше мнение.

1 группа – ищет ответ в толковых словарях. В словаре Википедия. (Этикет — нормы и правила поведения людей в обществе).

2 группа – проводит опрос взрослых

4 группа – работает по учебнику

Что ж такое этикет?

Кто-то знает, кто-то – нет.

Это ПРАВИЛА такие

Мы привычки все плохие

Ты усвоил ЭТИКЕТ.

И дурных привычек нет! (ЮРИЙ ЧИЧЁВ)

Запись в тетрадь. Этикет – правила хорошего поведения.

Беседа по теме. Слайд 4.

Этикетку все видели, все знают. На спичечных коробках, на бутылках с газированной водой, на новых вещах, купленных в магазине, яркая наклейка, цветной ярлычок, который привлекает наше внимание, и рассказывают (информируют) о предмете.

ЭТИКЕТКА - словно представитель вещи. А ЭТИКЕТ? Этикет определяет, как человек обращается с другими людьми, определяет его внешний вид, манеру вести себя. Но ведь жесты, позы, движения, способы приветствия, поведения за столом, вкус в одежде тоже являются своеобразной этикеткой.

-Никто не смеет, повесив голову и потупив глаза вниз, по улице ходить или на людей косо поглядывать.

- Часто чихать и кашлять не пригоже.

- Над яствами не чавкай и головы не чеши, не проглотив кусок, не говори, ибо делают так невежи.

- В платок громко не сморкаться и не чихать, перстом носа не чистить.

- Не дуй в суп, чтобы везде брызгало.

Книга пришлась по вкусу русскому дворянству XVIII века и выдержала три издания.

Правил этикета множество, запомнить их все очень трудно. Но одно правило следует помнить твёрдо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.

Физкультминутка

Если хочешь пить, то колодец копай.

Если холодно станет, то печь истопи.

Если голоден, то испеки каравай.

Если ж ты одинок, то чуть-чуть потерпи

И потянутся путники по одному.

И к воде, и к теплу, и к тебе самому.

(Дети выполняют движения руками, наклоны, повороты в соответствии с текстом каждой строки).

И сегодня на уроке мы поговорим лишь о некоторых правилах этикета. Найдите на с.56 учебника, о каком этикете пойдёт речь (ответы детей).

Выбор одежды, точнее костюма. Этот выбор зависит от времени года, вкусов, финансовых возможностей человека и моды. Но с точки зрения этикета главное – уместность одежды. Для работы необходим деловой костюм, для занятий физической культурой – спортивный костюм.

Слайд-шоу из электронного приложения к учебнику (школьная форма разных стран)

О нашей воспитанности можно судить по нашей речи.

Давайте посмотрим отрывок и обратим внимание на речь мальчика. Подумайте, что в его речи было необычного?

- Что в речи мальчика было необычным?

- Всё ли вам понятно было в его речи?

- Почему вы смеялись? Что показалось смешным?

-Как вы думаете, а почему он так рассказывал произошедший случай? (потому что мальчик привык так разговаривать в повседневной жизни).

Всегда ли уместно использовать сленговые слова?

А как мы разговариваем по телефону?

Алло, можно Эллу?

Привет, мочалка! Это я.

Ты выйдешь гулять?

Не могу: шнурки в стакане.

Ты фейерверк видела? Ну как?

Ну, кайф! Классно! Потрясно!

Знаешь, Дима Билан приезжает?

Да, я от него торчу!

Будешь смотреть его концерт?

Без базара, я же не лох какой-нибудь!

До свидания, Элла!

Здравствуй, дорогая подруга!

Я не смогу пойти, так как родители дома.

Да! Очень красиво! Зрелище потрясает!

Да, я восхищена его пением!

Конечно, я же современная девушка!

О каком этикете можно говорить?

Работа по учебнику С. 56 - 57 1,2 абзац

- Что необычного в поведении мальчика? Почему Олег Попов не смог рассмешить царевну, а ученик 5 класса Петя Ручкин рассмешил?

-Какие ошибки допустил ученик во время обеда?

Интерактивный модуль. (Электронное приложение к учебнику.) Что и как правильно есть.

- А какие ещё правила этикета, кроме речевого и выбора костюма вы знаете? (повседневный, столовый, воинский, дипломатический, гостевой и др.) (Слайд 8) Сейчас вы много общаетесь в сети, так вот есть ещё сетевой этикет.

Домашнее задание. Составить сетевой этикет, гостевой, столовый.

Работа в группах (карточки). Рефлексия

В основе правил этикета лежит:

Уважение к другим людям

Правила этикета помогают:

В общении с незнакомыми людьми

Правильно вести себя за столом

Побеждать в спортивных соревнованиях

Выберите те, которые касаются речевого этикета

Необходимость контролировать содержание речи

Необходимость красиво говорить

Запрет на оскорбительный, унизительный тон речи

умение говорить ласково

Читайте также: