Конспект урока действительные и страдательные причастия 7 класс рыбченкова

Обновлено: 02.07.2024

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, презентация к уроку.

1. Организационный момент.

Повторение изученного о причастии.

  • Что такое причастие?
  • Как определить падеж у причастия?
  • Что называется причастным оборотом?
  • Как на письме выделяется причастный оборот?

2). Слайд № 3. Выполнение задания с самопроверкой по слайду. Учитель проецирует слайд с заданием, а когда учащиеся выполнят задание, нажав кнопку мыши, открывает правильный ответ и критерии оценки.

Задание. Укажите признаки прилагательного у данных причастий:

увидевшего, нарисованному, вылетевшими, протянувшуюся, о замёрзшем .

3). Слайд №4. По картинке составьте предложение с причастным оборотом и сделайте его синтаксический разбор. Учащиеся называют свои варианты предложений. Ученик, предложивший наиболее удачный вариант, идёт к доске, записывает предложение и делает синтаксический разбор.

Объяснение нового материала.

1). Слайд №5. Ребята, сегодня на уроке мы с вами узнаем, какие причастия называются действительными, а какие страдательными. Посмотрите на картинку. Что на ней изображено? Как можно охарактеризовать солнце по его действию на море, на берег? А как мы охарактеризуем море, берег? Какой предмет сам производит действие, а какой испытывает на себе действие со стороны другого предмета? Вы уже знаете, что причастие обозначает признак предмета по действию, а теперь подумайте, признак активного или пассивного, действующего или испытывающего на себе действие предмета обозначает действительное причастие? А страдательное?

2). Слайд №6. Работа с таблицей. Формулирование правила, какие причастия называются действительными, а какие страдательными. Разбор примеров.

Закрепление нового материала.

  • тучка, закрывающая солнце (действ.); солнце, закрываемое тучкой (страд.);
  • мальчик, поймавший рыбу (действ.); рыба, пойманная мальчиком (страд.);
  • человек, разрезающий ленту (действ.); лента, разрезанная человеком (страд.).

Слайд № 8. Учащиеся должны придумать со словами, предложенными на слайде, предложения и записать их в тетрадь, определить действительные и страдательные причастия.

Слайд №9. Задание выполняется по вариантам: первый вариант выписывает предложения с действительными причастиями, второй вариант - со страдательными.

1. Солнце выглянуло на расчищенном небе.

2. После брызнувшего утром дождя я впервые почувствовал аромат леса.

3. Ребята увидели Петю, бежавшего вверх по улице.

4. Между шкафов были проходы, заваленные грудами книг.

5. Перед нами расстилалась степь, усеянная искрами.

6. Деревянный мост отражался в реке, заросшей кувшинками.

7. У крыльца стояли ещё не осёдланные кони.

8. Послышались звуки грузовика, пробирающегося по посёлку.

9. Разбитое ветром поле льда двинулось к югу.

10. Утром мы собирались в дальний поход в неисследованную часть озера.

По слайду № 10 ученики проверяют, правильно ли они выполнили задание.

1. После брызнувшего утром дождя я впервые почувствовал аромат леса.

2. Ребята увидели Петю, бежавшего вверх по улице.

3. Деревянный мост отражался в реке, заросшей кувшинками.

4. Послышались звуки грузовика, пробирающегося по посёлку.

5. Утром мы собирались в дальний поход в неисследованную часть озера.

1. Солнце выглянуло на расчищенном небе.

2. Между шкафов были проходы, заваленные грудами книг.

3. Перед нами расстилалась степь, усеянная искрами.

4. У крыльца стояли ещё не осёдланные кони.

5. Разбитое ветром поле льда двинулось к югу.

Слайд №11. Задание для самопроверки. Надо распределить словосочетания в два столбика: с действительными и со страдательными причастиями:

съеденный ужин, распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника, раскрашенный рисунок, забытая игрушка, закрывшаяся дверь, проверенная тетрадь, запряжённая лошадь, летящий самолёт.

После того как работа будет выполнена, открыть следующий слайд № 9 и продемонстрировать правильный ответ и критерии оценки для самопроверки.

Действительные причастия Страдательные причастия
Распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника, закрывшаяся дверь, летящий самолёт. Съеденный ужин, раскрашенный рисунок, забытая игрушка, проверенная тетрадь, запряжённая лошадь.

Слайд № 12. Учащиеся отвечают на вопросы.

1). Ребята, назовите, на какие группы делятся причастия?

2). Дайте определение действительных и страдательных причастий, в чём их отличие?

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлен конспект урока для 7 класса по теме: "Практикум по действительным причастиям".

Закрепить знаний у обучающихся о причастии;

Вспомнить, как образуются страдательный и действительные причастия;

Развить интерес к уроку и к родному языку

Развивать творческое мышление.

Оборудование: учебник по русскому языку 7 класс М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др., рабочая тетрадь, презентация.

1. Самоопределение к деятельности

2. Проверка дом. Задания

- Начнем урок с лингвистической разминки, которая состоит из 2-х этапов (заданий). В 1-м вам надо подобрать однокоренные слова. Вспомним, какие слова называются однокоренными?

(те, которые имеют один корень и одно лексическое значение)

Род – родня, родился, родство, родной, родители, родина.

Черный – чернота, чернеть, почернел, черновик.

Холода – холодный, холодно, холодильник, похолодало.

- На 2-м тапе вам надо расставить ударение в словах:

цепОчка, квартАл, слИвовый, звонИт, шАрфы, тУфля, оптОвый, баловАть, обеспЕчение, сирОты, твОрОг.

- Молодцы! Вы хорошо справились с заданиями.

- А сейчас ответим с вами на следующие вопросы

- Что такое причастие?

- Что такое причастный оборот?

- Какие причастия называются действительными и страдательными?

- Как образуются действительные причастия настоящего и прош.времени? (+ суф. ущ, ющ, ащ,ящ, вш,ш)

- Как образуются страд.прич. настоящего и прош.времени? (+ суф . ем,им,ом.нн, енн(ённ)т,)

- Как склоняются причастия?

- Следующее задание: от данных слов образуйте полные страд.прич. прош. времени:

(если причастие страдательное – садимся, если причастие действительное - поднять руки вверх)

Одевающая-д, одеваемая-с, дувший-д, возвышавшийся-д, сорванная-с, изрытая-с, брошенного-с, сидящую-д, процарапанное-с, спавший-д, проснувшись-д, усеянный-с, сохранившийся -д, цветущий-д, сброшенные-с, увлекаемый-с, облетевшим-д.

- Распределительный диктант (2 ученика у доски, а остальные работают в тетр.)

Распределить по столбикам дейст.и страд.прич.

Слышимый вдалике(с.), видимый горизонт (с), журчащий ручей (д), забытая история(с), освещаемая комната (с), окружаемый лаской (с), живущий в доме(д), изучаемый предмет(с), чарующий аромат (д), раздуваемый ветром костер (с), думающий ребёнок(д), рокочущий гром (д), гонимый ветром (с), ревущий мотор (д)

- Просклоняйте следующие причастия вместе с существительными.

Думающий ученик, плачущий ребёнок (2 ученика у доски)

Вставьте пропущенные буквы в окончания причастий, объясните.

Блеснуть на потемневш…небе, под раскрывш…мся парашютом, раздаваться в свеж…м воздухе, под отяжелевш…ми облаками, видневш…йся сквозь ограду сад, нарядивш…еся по-летнему ребята, по усыпанн…й жёлтыми листьями дорог…, с угасающ…м днем, в растущ…м по дороге кустарнике, затухающ… пламя костра.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 7В, 7Г классах Дата: 03.10.2016

Учитель: Колупаева А. А.

Тема урока: Действительные и страдательные причастия.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Методические приёмы: наблюдения, беседа по вопросам, объяснения учителя, выполнение упражнений

Учебник: учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын – М.: Просвещение, 2012

Оборудование: учебники, тетради, компьютер, мультимедиа, раздаточный материал

Знакомство с действительными и страдательными причастиями

Отработка умения смыслового различия действительных и страдательных причастий

Предупреждение ошибок в употреблении действительных и страдательных причастий

Упражнение в конструировании предложений с причастным оборотом.

Организационный момент

Повторение пройденного материала.

1. Фронтальный опрос .

- Дать определение причастия.

- Глагольные признаки причастия.

- Признаки прилагательного у причастия.

Определение причастного оборота.

Знаки препинания при причастном обороте

2. Самостоятельная работа на индивидуальных карточках Подчеркните причастный оборот, Расставьте знаки препинания

Карточка 1

Б абочка л етающая над костром была необычайно красива.

Альпинисты пренебрегавшие опасностью поднимались вверх.

В ышедший из дома ч еловек направился к машине.

Карточка 2

Клюшк а вырвавшаяся из рук игрока покатилась по льду.

Усеянное звездами небо манило к себе.

В шорохе окружающем нас я услышал голос с берега.

III. Объяснение нового материала. Залог причастий

1. Причастия бывают страдательные и действительные. В чем разница? Обратимся к предложению

Художник написал картину.

Пусть существительные художник и картина — это определяемые слова. Преобразуем глагол написал в причастие

Картина какая? написанная художником.

Художник какой? написавший картину.

Причастие написавший обозначает признак предмета, который сам произвел действие.

Такие причастия называют действительными .

Причастие написанная обозначает признак того предмета, над которым произвел действие кто-то другой. Такие причастия называют страдательными.

Небо освещенное чем? луной

Работа с учебником

- Правило на С. 38

Тренировочные упражнения

Упражнение 1. Выписать причастия, определить залог и время, обозначить суффикс

Старый, обширный, тянувшийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохлый, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своём картинном опустении. Зелёными облаками и неправильными трепетолистными куполами лежали на небесном горизонте соединённые вершины разросшихся на свободе дерёв. Белый колоссальный ствол берёзы, лишённый верхушки, отломленной бурею или грозою подымался из этой зелёной гущи и круглился на воздухе, как правильная мраморная, сверкающая колонна. Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, взбегал, наконец, вверх и обвивал до половины сломленную берёзу.

Упражнение 2. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов Определите залог причастий (устно).

1.В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.

2.Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом.

3.Мы увидели крестьян, отправляющих домой.

4.Дети играли на покрытом лугу свежей травой.

5.Там стоит какая-то фигура, напоминавшая надсмотрщика.

6.Честь и хвала воспитателям, сумеющим вырастить хороших людей.

7.Книга, читающаяся с увлечением, содержит много интересного.

Упражнение 3. Укажите место причастного оборота или одиночного причастия по отношению к определяемому слову. Расставьте знаки препинания. Определите залог причастий

1.Где-то вскрикнула и закудахтала испуганная курица.

2.Из всех окошек высунулись разгневанные хозяйки.

3.Неожиданно футбольный мяч угодил в козу привязанную к крылечку.

4.На столе горами лежал табак высыпанный из коробок.

5.Часто падали пожелтевшие лепестки.

6.Воробей вспорхнул под купол зала, сел на люстру и начал чистить растрепанные в драке перья.

7.Желтые чайные розы казались молодыми красавицами потерявшими румянец от злоупотребления чаем.

8.Все говорили мало и прислушивались к то возникавшему, то затихавшему в темноте колокольному звону.

9.От вокзала до монастыря стоявшего на высоком зеленом холме было два километра.

10.Художник подошел к картине висевшей на стене и закрытой холстом и снял холст. берег.

Упражнение 4. Самостоятельная работа. Прочитайте текст и выполните задания.

Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего звуки взрывным водопадом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего степными ковылями, поющего ветром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко за степь, пресветло сияющего серебряными разливами полноводных рек, втекающих в синее море, — из всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой сокровищницы языка живого, сотворенного и, однако же, без устали творящег о , больше всего я люблю слово — воля. Так было в детстве, так и теперь. Это слово — самое дорогое и всеобъемлющее. (К. Бальмонт).

1. Найдите в тексте причастия.

2. Определите их разряд (действительные и страдательные) и время.

3. Назовите глаголы, от которых они образованы. Установите, с помощью каких суффиксов образованы причастия.

Определите синтаксическую функцию причастий в тексте.

IV . Подведение итогов урока.

С какими причастиями мы познакомились?

Что про них узнали?

Какие суффиксы имеют действительные причастия?

Какие суффиксы имеют страдательные причастия?

Домашнее задание. § 10, упр. 72 по уровням.

Карточка 1 Подчеркните причастный оборот, Расставьте знаки препинания

1. Б абочка л етающая над костром была необычайно красива.

2. Альпинисты пренебрегавшие опасностью поднимались вверх.

3. В ышедший из дома ч еловек направился к машине.

Карточка 2 Подчеркните причастный оборот, Расставьте знаки препинания

1. Клюшк а вырвавшаяся из рук игрока покатилась по льду.

2. Усеянное звездами небо манило к себе.

3. В шорохе окружающем нас я услышал голос с берега.

Карточка 1 Подчеркните причастный оборот, Расставьте знаки препинания

1. Б абочка л етающая над костром была необычайно красива.

2. Альпинисты пренебрегавшие опасностью поднимались вверх.

3. В ышедший из дома ч еловек направился к машине.

Карточка 2 Подчеркните причастный оборот, Расставьте знаки препинания

1. Клюшк а вырвавшаяся из рук игрока покатилась по льду.

2. Усеянное звездами небо манило к себе.

3. В шорохе окружающем нас я услышал голос с берега.

Карточка 1 Подчеркните причастный оборот, Расставьте знаки препинания

1. Б абочка л етающая над костром была необычайно красива.

2. Альпинисты пренебрегавшие опасностью поднимались вверх.

3. В ышедший из дома ч еловек направился к машине.

Карточка 2 Подчеркните причастный оборот, Расставьте знаки препинания

1. Клюшк а вырвавшаяся из рук игрока покатилась по льду.

2. Усеянное звездами небо манило к себе.

3. В шорохе окружающем нас я услышал голос с берега.

Карточка 1 Подчеркните причастный оборот, Расставьте знаки препинания

1. Б абочка л етающая над костром была необычайно красива.

2. Альпинисты пренебрегавшие опасностью поднимались вверх.

3. В ышедший из дома ч еловек направился к машине.

Карточка 2 Подчеркните причастный оборот, Расставьте знаки препинания

1. Клюшк а вырвавшаяся из рук игрока покатилась по льду.

2. Усеянное звездами небо манило к себе.

3. В шорохе окружающем нас я услышал голос с берега.

Карточка 1 Подчеркните причастный оборот, Расставьте знаки препинания

1. Б абочка л етающая над костром была необычайно красива.

2. Альпинисты пренебрегавшие опасностью поднимались вверх.

3. В ышедший из дома ч еловек направился к машине.

Карточка 2 Подчеркните причастный оборот, Расставьте знаки препинания

1. Клюшк а вырвавшаяся из рук игрока покатилась по льду.

2. Усеянное звездами небо манило к себе.

3. В шорохе окружающем нас я услышал голос с берега.

Карточка 1 Подчеркните причастный оборот, Расставьте знаки препинания

1. Б абочка л етающая над костром была необычайно красива.

2. Альпинисты пренебрегавшие опасностью поднимались вверх.

3. В ышедший из дома ч еловек направился к машине.

Карточка 2 Подчеркните причастный оборот, Расставьте знаки препинания

1. Клюшк а вырвавшаяся из рук игрока покатилась по льду.

2. Усеянное звездами небо манило к себе.

3. В шорохе окружающем нас я услышал голос с берега.

Карточка 1 Подчеркните причастный оборот, Расставьте знаки препинания

1. Б абочка л етающая над костром была необычайно красива.

2. Альпинисты пренебрегавшие опасностью поднимались вверх.

3. В ышедший из дома ч еловек направился к машине.

Карточка 2 Подчеркните причастный оборот, Расставьте знаки препинания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деятельностная: Развивать умения и навыки различать действительные и страдательные причастия, развивать логическое мышление, устную и письменную речь, способности к мыслительной деятельности, языковое чутье;

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, прививать художественный вкус, пробудить желание создавать творческие работы;

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научиться по грамматическим признакам определять и различать действительные и страдательные причастия.

Метапредметные:

коммуникативные: уметь строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу;

познавательные: уметь осуществлять анализ, выделять существенные признаки объекта.

Личностные: формирование устойчивой мотивации и познавательного интереса к проблемно-поисковой деятельности.

Методы и формы обучения: проблемно-диалогический (побуждающий от проблемной ситуации диалог, побуждающий к гипотезам диалог); индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: учебник, интерактивная доска.

1. Организационный момент, самоопределение к деятельности.

Слово учителя: Здравствуйте, ребята, садитесь. Я вижу, что вы пришли на урок с хорошим настроением, надеюсь, что оно поможет вам в овладении новыми знаниями и умениями. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число.

2. Актуализация опорных знаний.

Проведём лингвистический эксперимент. На столе лежит карандаш. Назовите его постоянные признаки (синий, деревянный, ученический, цветной и т. д.)

- Слова какой части речи вы использовали? (прилагательные)

- Назовите временный признак этого предмета (лежащий на столе, тонко пишущий и т.д.) Слова какой части вы использовали? (причастия)

- Теперь я беру со стола карандаш. Назовите его признак, используя причастие.

- Я бросаю карандаш на пол. Назовите временные признаки (брошенный, летящий, лежащий).

- Я поднимаю карандаш, назовите временный признак этого предмета (поднятый).

- Слова какой части речи мы используем для обозначения временного признака предмета.

- Перед вами на слайде все причастия, которые мы назвали. Распределите их на две группы. В первой укажите причастия, обозначающие признак предмета, который сам действует. Во второй группе укажите причастия, обозначающие признак предмета, который испытывает на себе действие другого предмета.

2 обучающихся у доски

3. Определение темы урока, цели и его задач:

Слово учителя: посмотрите на первую колонку, в нее мы выписали причастия, обозначающие признак предмета, который действует сам, а во вторую колонку – обозначающие признак предмета, который испытывает предмет на себе действие другого.

Как же называются такие причастия?

Откройте учебник стр. 122, как называется параграф? (Действительные и страдательные причастия).

Давайте определим название темы нашего урока? (Запишем в тетрадь)

Какие цели и задачи мы поставим перед собой?

4. Построение проекта выхода из затруднения детьми нового знания.

Работа с учебником. Прочитайте определение действительных и страдательных причастий.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Упражнение 162. У доски два ученика: один выписывает причастия действительные, другой страдательные. Выделяют суффиксы.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по схеме учебника.

Включение в систему знаний и повторение.

На доске вы видите звёзды. На каждой написан теоретический вопрос, выберите его и дайте аргументированный ответ. Приводите примеры. Составьте свои вопросы по теме урока и задайте классу.

- Ответьте на вопросы:

1.Какие затруднения вы испытывали при изучении темы урока?

2.Где можно применить новые знания?

Домашнее задание:

Читайте также: