Конспект урока былины 3 класс

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Обобщающий урок по теме

Предмет: Литературное чтение

Тип урока: Систематизация и обобщение знаний

Цель: повторить и обобщить изученный материал; развивать навыки сравнения, сопоставления, логического мышления.

Задачи урока:

1. Обучающие:

Совершенствовать навыки выразительного чтения

Ориентироваться в изученных произведениях

2. Воспитывающие:

Воспитывать интерес к истории нашей Родины.

способствовать воспитанию национального самосознания, значимых черт характера русского человека: доброты, мужества, уважения к старшим, скромности, трудолюбия.

воспитывать интерес к литературному чтению

3. Развивающие:

Создать на уроке проблемную ситуацию; использовать межпредметные связи (русский язык, история, ИЗО)

Организовать на уроке самостоятельную работу в парах.

Развивать речь детей, кругозор.

Средства обучения :

Орг. момент. Актуализация знаний.

- Улыбнитесь друг другу, и начинаем урок с хорошим настроением.

- Какой раздел мы с вами изучили? (устное народное творчество)

- Какие жанры относят к устному народному творчеству? (ответы детей)

- К какому жанру относится эта фраза?

- Прочитайте и объясните смысл пословицы.

- Мы с вами сегодня завершаем путешествие в далёкое прошлое, знакомство с одним из жанров устного народного творчества.

Тогда Русь была молода

И не так, как сегодня, сильна,

Вороги вокруг нее кружилися

И напасть на Родимую стремилися…

Ворог землю нашу содрагал,

Кто же ее защищал? (Богатыри)

-Главными героями какого литературного жанра являются богатыри? (былина)

-Что такое былина?

-Кто является автором былин? Почему?

Богатыри- это воины, которые совершали подвиги ради Родины и своего народа. И этот народ через былины и сказания донёс рассказы о защитниках земли русской до наших времен .

Мы с вами прочитали несколько былин о том, как богатыри любили родную землю, стояли на страже ее границ, в минуту опасности приходили на помощь своему народу, спасая его от рабства и гибели.

- Отгадайте имена былинных богатырей по отрывкам из былин.

(Илья Муромец и Соловей –разбойник)

3 отрывок. «Из славного Ростова красна города

Как два ясные сокола вылётывали_

Выезжали два могучих богатыря:

Они ездят, богатыри, плечо о плечо,

(Алёша Попович и Тугарин Змеёвич)

- Кого изобразил художник ?

- Опишите каждого богатыря. (работа по рядам)

- Какими качествами характера обладают герои картины?

- Каких богатырей вы ещё знаете? (ответы детей)

- Всегда ли богатыри только защищали Родину?

- Чем они ещё могли заниматься? (трудиться , пахать землю)

- Кто из богатырей пахал землю? – Как называется былина, где вы встречали этого богатыря? (Вольга и Микула)

- А вы знаете, что Илье Муромцу в Муроме поставлен памятник, он является святым Русской Православной Церкви. Память святого богатыря совершается 1 января по новому стилю. Этот день также называют днём русских богатырей.

3. Физминутка.

4. Закрепление пройденного.

- Богатыри на Руси всегда славились не только храбростью, но и умом. И еще часто от них требовалась быстрота реакции, хорошая память, сообразительность.

- И сейчас мы проведём блиц-турнир.

- Что значит блиц? ( Быстрый, молниеносный ответ).

1. Славный защитник Руси-матуш­ ки. Он освободил дорогу прямо­езжую между Черниговом и Кие­ вом. (Илья Муромец.)

2. Почему его прозвали Муромцем? (Вырос под городом Муромом в селе Карачарове.)

4. Что обозначает имя Добрыня? (Добрый, доброта.)

5. Имя богатыря, освободившего Забаву Путятишну? (Добрыня.)

6. Он нередко брал верх над про­ тивником благодаря удали, отва­ ге и хитрости? (Алеша Попович.)

8. Почему Алешу прозвали Попови­ чем? (Отец был священнослужи­ телем, попом.)

9. Злодей, который свистел по-со­ ловьиному, кричал по-зверино­ му, шипел по-змеиному? (Соло­ вей-разбойник.)

10. Чудовище, которое жило на горе Сорочинской? (Змей Горыныч.)

11. Богатырь, одолевший Тугарина Змеевича? (Алеша.)

12. Сколько лет Илья на печи "сид­ нем сидел"? (Тридцать три.)

13. Сколько лет Соловей-разбойник на прямой дороге из Чернигова не пропускал ни пешего, ни кон­ ного. (Тридцать лет.)

14. Кто в сражениях был верным помощником богатырей? (конь)

5. Конкурс чтецов

- А сейчас мы проведём небольшой конкурс на лучшее прочтение отрывка из былин.

(На доске появляется отрывок из былины; после небольшой подготовки, с каждого ряда по одному человеку читают его; класс выбирает лучшего)

6. Работа в парах.

Заполните карточку так, чтобы у вас получилось описание богатыря.

Богатырь обладает невиданной_______________, умением владеть ___________, _____________, ________________. Богатырь __________, ________________, _________________,человек, преданный _______________, служащий___________!

7. Обобщение .

– Итак, какие качества присущи русским богатырям?

- Мужчины, с русской душой, кто любил родную землю, стоял на страже ее границ,

в минуту опасности приходил па помощь своему народу, спасал от порабощения

и унижения – это и есть богатыри.

-А сейчас на Руси, в России есть богатыри? Встречали ли вы таких богатырей? Расскажите.

8. Подведение итогов. Рефлексия.

- Над какой темой сегодня работали?

- Для чего нужно изучать былины? (Это памятник древней русской культуры).


Правильно называть былины и выделять их особенности
сравнивать героев положительных и отрицательных
пересказывать по плану былины или отдельные эпизоды
читать выразительно тексты былин или эпизоды из них (описание былинных героев, их подвигов и чудес)
сравнивать былины о подвигах одних и тех же героев, характеризовать особенности речи сказителей (былинщиков), пользуясь памяткой 6.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование музыкальной культуры младшего школьника.

Формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия;

Формирование деятельно-практического отношения к музыке в процессе ее исполнения и анализа.

Забегания вперед и возвращения к пройденному;

Создания эффекта удивления.

Оборудование: проектор, наглядные пособия, портрет Н. Римского-Корсакова.

Музыкальный материал:

"Песня Садко" из оперы Римского-Корсакова "Заиграйте мои гусельки".

Виды деятельности: Исполнение песни , просмотр иллюстраций; слушание музыки.

Организационный момент ( 2 мин.).

Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о народном музыкальном инструменте ( о гуслях)

Скажите, ребята, что может начинаться такими словами?

-А какими словами можно еще начать сказку?

(Давным-давно… В некотором царстве…Жили-были…)

-Правильно, пора и нам начинать свою сказку.

В давние времена жили на Руси скоморохи. А кто это? (Это музыканты, танцоры, которые ходили из деревни в деревню и устраивали шуточные представления).

Ни одно представление не обходилось без песен и прибауток, которые исполнялись в сопровождении рожков и гудков. Но самым главным и незаменимым инструментом были…(Гусли).

-Конечно – гусли. Слово "гусли" происходит от древнеславянского "густы", что значит "гудеть", а так как гудела струна, то она и получила название "гусла". Значит гусли - это гудящие струны.

-Ребята, а какие вы знаете виды гуслей? ( звончатые, щипковые, клавишные) .А еще бывают разновидности звончатых гуслей –это пикколо, альт, прима. Кто помнит, чем они различаются? Звучанием, размером)

Действительно, слово "пикколо" произошло от слов "писк, пищать". "Прима" - в переводе "основной, первый", а альт отличается низким звучанием.

Показ гуслей на проекторе.

- Ребята, какие перед вами гусли? (звончатые, прима) А какая у них форма? (треугольная)

А в стародавние времена форма гуслей была другой - шлемовидной, крыловидной и трапециевидной. (если есть наглядный материал - показать) В древности гусли изготавливали так: из дерева вырезали форму и натягивали струны. Чаще всего использовали дерево белый клен, растущий на юге.

Давайте послушаем как звучит этот инструмент. (Звучит русская картинка).

Ребята, кто из вас может рассказать, как играли на гуслях в старину? ( Клали на колени и проводили пальцами по струнам, извлекая звук) А как сейчас? ( Держа на коленях "вертикально", защипывая струны или проводя аккорды и глуша ненужные струны)

-Гусли сопровождали не только шутливые представления. Под перезвон струн рассказывались былины. Что такое – былина? (народная песня-сказание, где рассказывается о богатырях – защитниках Родины.)

А как называли сказителя? ( Баян.)

-Одним из самых известных гусляров был новгородский купец Садко. Напомните мне, пожалуйста, содержание сказания о Садко. (если учащиеся не смогут вкратце передать содержание, то это может сделать учитель, остановившись на наиболее ярких и красочных моментах.)

Сегодня мы предлагаем вам послушать, как звучат гусли в оркестре. Первое произведение, которое мы послушаем - "Песня Садко" из оперы Римского-Корсакова. - слушание.

Беседа по прослушанному произведению:

Какое настроение у вас вызывает эта музыка? Какая она?

Как вы думаете, кто мог ее исполнять? ( Сказители)

А как вы думаете, что чувствовал Садко, когда играл и пел?

Какие знакомые музыкальные инструменты вы услышали? ( . )

А теперь мы послушаем еще одну песню Садко и сравним ее с первой. - Слушание песни "Заиграйте мои гусельки".

древние былины не забываются, и мы имеем возможность и сейчас наслаждаться звучанием русских народных инструментов.

Беседа по прослушанному произведению и сравнение:

Какая эта музыка? (. )

Что под нее можно делать? (. )

А эту песню кто мог исполнить, если первую - сказители? (скоморохи)

Услышали ли вы звучание гуслей в этом произведении?

А теперь давайте сравним два прослушанных произведения.

Какие чувства у вас вызвала эта музыка?

До сих пор мы с вами слушали русские народные песни и былины. Но гусли используются не только в этих жанрах. Сейчас мы исполним для вас удивительно красивое произведение на стихи Пушкина - романс "Я вас любил" - исполнение.

Ребята, что нового вы узнали о гуслях на этом уроке?

Какое произведение вы сегодня слушали?

Что кому больше запомнилось из нашего урока?

Спасибо, ребята, за то, что вы были внимательны, хорошо слушали и работали. Надеемся, что наши уроки не прошли даром и что вы вынесли из них много нового и интересного.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: повторить и обобщить изученный материал; развивать навыки сравнения, сопоставления, логического мышления.

Задачи:

Образовательные: научить ориентировать в содержании раздела.

Развивающие: развивать кругозор, речь, творческое мышление.

Воспитательные: воспитывать интерес к литературному чтению; воспитывать взаимоуважение.

Конспект урока

Предмет: Литературное чтение

Тип урока: Систематизация и обобщение знаний

Цель: повторить и обобщить изученный материал; развивать навыки сравнения, сопоставления, логического мышления.

Образовательные: научить ориентировать в содержании раздела.

Развивающие: развивать кругозор, речь, творческое мышление.

Воспитательные: воспитывать интерес к литературному чтению; воспитывать взаимоуважение.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

умение ориентироваться в содержании раздела;

читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста;

воспринимать на слух художественное произведение.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:

Познавательные: анализ художественного текста, поиск необходимой информации в книге.

Регулятивные: формирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по теме урока, оценивание своей работы на уроке.

Коммуникативные: ответы на вопросы художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях).

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: проявление творческого отношения к процессу обучения; проявление интереса к жанру былин; осознание школьниками меры ответственности за судьбу народа, Родины через поступки и действия былинных героев.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Александровна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

- Улыбнитесь друг другу, и начинаем урок с хорошим настроением.

- Как вы понимаете смысл этой фразы?

- Ребята, я хочу, чтобы мы с вами сегодня хорошо поработали и получили хорошие отметки. Надеюсь, нам ничего не помешает.

2. Актуализация знаний.

- Теперь прочитайте это выражение весело, грустно, с гордостью.

- Ребята, скажите, произведения какого жанра вы читали на предыдущих уроках?

- Что такое фольклор?

- С каким фольклором вы знакомились на уроках?

- Предположите, какой именно момент изобразил на картине художник? Что происходит или произойдет в данный момент?

- Как вы думаете, почему я начала урок именно с этой картине? Чем сегодня мы с вами будем заниматься на уроке?

- Сегодня мы с вами вспомним все, что вы знаете о былинах.

- Что такое былина?

- Каких былинных героев вы знаете?

- Являются ли они победителями? Почему?

- Какое основное качество присуще всем героям-богатырям? Можно ли сказать, что их сила преувеличена? Сделайте вывод.

- Только ли военными делами занимались богатыри? Чем ещё они занимались?

- Назовите богатыря-пахаря. Как он служил Родине?

- Прочитайте отрывки и назовите былины, из которых они взяты.


- Какие ещё былины вы знаете? Расскажите об одном из героев, подвиг которого вам понравился.

Физкультминутка.

- Мы читали произведения фольклора.

- Фольклор – это устное народное творчество.

- На уроках мы знакомились с былинами, загадками, сказками.

- На картине изображены Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Илья Муромец старший из богатырей, по правую руку Ильи Добрыня Никитич, по левую руку Ильи самый младший из богатырей Алёша Попович.

- Сегодня на уроке мы будем продолжать разговаривать о былинах, былинных героев.

- Былина – произведение русского народного творчества о подвигах героев-богатырей, которые защищали русскую землю.

- Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович, Яким Иванович, Вольга Святославович, Микула Селянинович.

- Любовь к Родине, самоотверженность, честность, сила, справедливость, мужество. Мнения детей.

- Нет, богатыри занимались не только военными делами. Ещё был богатырь-пахарь.

Читайте также: