Конспект урока былины 3 класс
Обновлено: 04.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Обобщающий урок по теме
Предмет: Литературное чтение
Тип урока: Систематизация и обобщение знаний
Цель: повторить и обобщить изученный материал; развивать навыки сравнения, сопоставления, логического мышления.
Задачи урока:
1. Обучающие:
Совершенствовать навыки выразительного чтения
Ориентироваться в изученных произведениях
2. Воспитывающие:
Воспитывать интерес к истории нашей Родины.
способствовать воспитанию национального самосознания, значимых черт характера русского человека: доброты, мужества, уважения к старшим, скромности, трудолюбия.
воспитывать интерес к литературному чтению
3. Развивающие:
Создать на уроке проблемную ситуацию; использовать межпредметные связи (русский язык, история, ИЗО)
Организовать на уроке самостоятельную работу в парах.
Развивать речь детей, кругозор.
Средства обучения :
Орг. момент. Актуализация знаний.
- Улыбнитесь друг другу, и начинаем урок с хорошим настроением.
- Какой раздел мы с вами изучили? (устное народное творчество)
- Какие жанры относят к устному народному творчеству? (ответы детей)
- К какому жанру относится эта фраза?
- Прочитайте и объясните смысл пословицы.
- Мы с вами сегодня завершаем путешествие в далёкое прошлое, знакомство с одним из жанров устного народного творчества.
Тогда Русь была молода
И не так, как сегодня, сильна,
Вороги вокруг нее кружилися
И напасть на Родимую стремилися…
Ворог землю нашу содрагал,
Кто же ее защищал? (Богатыри)
-Главными героями какого литературного жанра являются богатыри? (былина)
-Что такое былина?
-Кто является автором былин? Почему?
Богатыри- это воины, которые совершали подвиги ради Родины и своего народа. И этот народ через былины и сказания донёс рассказы о защитниках земли русской до наших времен .
Мы с вами прочитали несколько былин о том, как богатыри любили родную землю, стояли на страже ее границ, в минуту опасности приходили на помощь своему народу, спасая его от рабства и гибели.
- Отгадайте имена былинных богатырей по отрывкам из былин.
(Илья Муромец и Соловей –разбойник)
3 отрывок. «Из славного Ростова красна города
Как два ясные сокола вылётывали_
Выезжали два могучих богатыря:
Они ездят, богатыри, плечо о плечо,
(Алёша Попович и Тугарин Змеёвич)
- Кого изобразил художник ?
- Опишите каждого богатыря. (работа по рядам)
- Какими качествами характера обладают герои картины?
- Каких богатырей вы ещё знаете? (ответы детей)
- Всегда ли богатыри только защищали Родину?
- Чем они ещё могли заниматься? (трудиться , пахать землю)
- Кто из богатырей пахал землю? – Как называется былина, где вы встречали этого богатыря? (Вольга и Микула)
- А вы знаете, что Илье Муромцу в Муроме поставлен памятник, он является святым Русской Православной Церкви. Память святого богатыря совершается 1 января по новому стилю. Этот день также называют днём русских богатырей.
3. Физминутка.
4. Закрепление пройденного.
- Богатыри на Руси всегда славились не только храбростью, но и умом. И еще часто от них требовалась быстрота реакции, хорошая память, сообразительность.
- И сейчас мы проведём блиц-турнир.
- Что значит блиц? ( Быстрый, молниеносный ответ).
1. Славный защитник Руси-матуш ки. Он освободил дорогу прямоезжую между Черниговом и Кие вом. (Илья Муромец.)
2. Почему его прозвали Муромцем? (Вырос под городом Муромом в селе Карачарове.)
4. Что обозначает имя Добрыня? (Добрый, доброта.)
5. Имя богатыря, освободившего Забаву Путятишну? (Добрыня.)
6. Он нередко брал верх над про тивником благодаря удали, отва ге и хитрости? (Алеша Попович.)
8. Почему Алешу прозвали Попови чем? (Отец был священнослужи телем, попом.)
9. Злодей, который свистел по-со ловьиному, кричал по-зверино му, шипел по-змеиному? (Соло вей-разбойник.)
10. Чудовище, которое жило на горе Сорочинской? (Змей Горыныч.)
11. Богатырь, одолевший Тугарина Змеевича? (Алеша.)
12. Сколько лет Илья на печи "сид нем сидел"? (Тридцать три.)
13. Сколько лет Соловей-разбойник на прямой дороге из Чернигова не пропускал ни пешего, ни кон ного. (Тридцать лет.)
14. Кто в сражениях был верным помощником богатырей? (конь)
5. Конкурс чтецов
- А сейчас мы проведём небольшой конкурс на лучшее прочтение отрывка из былин.
(На доске появляется отрывок из былины; после небольшой подготовки, с каждого ряда по одному человеку читают его; класс выбирает лучшего)
6. Работа в парах.
Заполните карточку так, чтобы у вас получилось описание богатыря.
Богатырь обладает невиданной_______________, умением владеть ___________, _____________, ________________. Богатырь __________, ________________, _________________,человек, преданный _______________, служащий___________!
7. Обобщение .
– Итак, какие качества присущи русским богатырям?
- Мужчины, с русской душой, кто любил родную землю, стоял на страже ее границ,
в минуту опасности приходил па помощь своему народу, спасал от порабощения
и унижения – это и есть богатыри.
-А сейчас на Руси, в России есть богатыри? Встречали ли вы таких богатырей? Расскажите.
8. Подведение итогов. Рефлексия.
- Над какой темой сегодня работали?
- Для чего нужно изучать былины? (Это памятник древней русской культуры).
Правильно называть былины и выделять их особенности
сравнивать героев положительных и отрицательных
пересказывать по плану былины или отдельные эпизоды
читать выразительно тексты былин или эпизоды из них (описание былинных героев, их подвигов и чудес)
сравнивать былины о подвигах одних и тех же героев, характеризовать особенности речи сказителей (былинщиков), пользуясь памяткой 6.
Цель: формирование музыкальной культуры младшего школьника.
Формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия;
Формирование деятельно-практического отношения к музыке в процессе ее исполнения и анализа.
Забегания вперед и возвращения к пройденному;
Создания эффекта удивления.
Оборудование: проектор, наглядные пособия, портрет Н. Римского-Корсакова.
Музыкальный материал:
"Песня Садко" из оперы Римского-Корсакова "Заиграйте мои гусельки".
Виды деятельности: Исполнение песни , просмотр иллюстраций; слушание музыки.
Организационный момент ( 2 мин.).
Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о народном музыкальном инструменте ( о гуслях)
Скажите, ребята, что может начинаться такими словами?
-А какими словами можно еще начать сказку?
(Давным-давно… В некотором царстве…Жили-были…)
-Правильно, пора и нам начинать свою сказку.
В давние времена жили на Руси скоморохи. А кто это? (Это музыканты, танцоры, которые ходили из деревни в деревню и устраивали шуточные представления).
Ни одно представление не обходилось без песен и прибауток, которые исполнялись в сопровождении рожков и гудков. Но самым главным и незаменимым инструментом были…(Гусли).
-Конечно – гусли. Слово "гусли" происходит от древнеславянского "густы", что значит "гудеть", а так как гудела струна, то она и получила название "гусла". Значит гусли - это гудящие струны.
-Ребята, а какие вы знаете виды гуслей? ( звончатые, щипковые, клавишные) .А еще бывают разновидности звончатых гуслей –это пикколо, альт, прима. Кто помнит, чем они различаются? Звучанием, размером)
Действительно, слово "пикколо" произошло от слов "писк, пищать". "Прима" - в переводе "основной, первый", а альт отличается низким звучанием.
Показ гуслей на проекторе.
- Ребята, какие перед вами гусли? (звончатые, прима) А какая у них форма? (треугольная)
А в стародавние времена форма гуслей была другой - шлемовидной, крыловидной и трапециевидной. (если есть наглядный материал - показать) В древности гусли изготавливали так: из дерева вырезали форму и натягивали струны. Чаще всего использовали дерево белый клен, растущий на юге.
Давайте послушаем как звучит этот инструмент. (Звучит русская картинка).
Ребята, кто из вас может рассказать, как играли на гуслях в старину? ( Клали на колени и проводили пальцами по струнам, извлекая звук) А как сейчас? ( Держа на коленях "вертикально", защипывая струны или проводя аккорды и глуша ненужные струны)
-Гусли сопровождали не только шутливые представления. Под перезвон струн рассказывались былины. Что такое – былина? (народная песня-сказание, где рассказывается о богатырях – защитниках Родины.)
А как называли сказителя? ( Баян.)
-Одним из самых известных гусляров был новгородский купец Садко. Напомните мне, пожалуйста, содержание сказания о Садко. (если учащиеся не смогут вкратце передать содержание, то это может сделать учитель, остановившись на наиболее ярких и красочных моментах.)
Сегодня мы предлагаем вам послушать, как звучат гусли в оркестре. Первое произведение, которое мы послушаем - "Песня Садко" из оперы Римского-Корсакова. - слушание.
Беседа по прослушанному произведению:
Какое настроение у вас вызывает эта музыка? Какая она?
Как вы думаете, кто мог ее исполнять? ( Сказители)
А как вы думаете, что чувствовал Садко, когда играл и пел?
Какие знакомые музыкальные инструменты вы услышали? ( . )
А теперь мы послушаем еще одну песню Садко и сравним ее с первой. - Слушание песни "Заиграйте мои гусельки".
древние былины не забываются, и мы имеем возможность и сейчас наслаждаться звучанием русских народных инструментов.
Беседа по прослушанному произведению и сравнение:
Какая эта музыка? (. )
Что под нее можно делать? (. )
А эту песню кто мог исполнить, если первую - сказители? (скоморохи)
Услышали ли вы звучание гуслей в этом произведении?
А теперь давайте сравним два прослушанных произведения.
Какие чувства у вас вызвала эта музыка?
До сих пор мы с вами слушали русские народные песни и былины. Но гусли используются не только в этих жанрах. Сейчас мы исполним для вас удивительно красивое произведение на стихи Пушкина - романс "Я вас любил" - исполнение.
Ребята, что нового вы узнали о гуслях на этом уроке?
Какое произведение вы сегодня слушали?
Что кому больше запомнилось из нашего урока?
Спасибо, ребята, за то, что вы были внимательны, хорошо слушали и работали. Надеемся, что наши уроки не прошли даром и что вы вынесли из них много нового и интересного.
Цель: повторить и обобщить изученный материал; развивать навыки сравнения, сопоставления, логического мышления.
Задачи:
Образовательные: научить ориентировать в содержании раздела.
Развивающие: развивать кругозор, речь, творческое мышление.
Воспитательные: воспитывать интерес к литературному чтению; воспитывать взаимоуважение.
Конспект урока
Предмет: Литературное чтение
Тип урока: Систематизация и обобщение знаний
Цель: повторить и обобщить изученный материал; развивать навыки сравнения, сопоставления, логического мышления.
Образовательные: научить ориентировать в содержании раздела.
Развивающие: развивать кругозор, речь, творческое мышление.
Воспитательные: воспитывать интерес к литературному чтению; воспитывать взаимоуважение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
умение ориентироваться в содержании раздела;
читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;
увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста;
воспринимать на слух художественное произведение.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:
Познавательные: анализ художественного текста, поиск необходимой информации в книге.
Регулятивные: формирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по теме урока, оценивание своей работы на уроке.
Коммуникативные: ответы на вопросы художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях).
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: проявление творческого отношения к процессу обучения; проявление интереса к жанру былин; осознание школьниками меры ответственности за судьбу народа, Родины через поступки и действия былинных героев.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Александровна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.
- Улыбнитесь друг другу, и начинаем урок с хорошим настроением.
- Как вы понимаете смысл этой фразы?
- Ребята, я хочу, чтобы мы с вами сегодня хорошо поработали и получили хорошие отметки. Надеюсь, нам ничего не помешает.
2. Актуализация знаний.
- Теперь прочитайте это выражение весело, грустно, с гордостью.
- Ребята, скажите, произведения какого жанра вы читали на предыдущих уроках?
- Что такое фольклор?
- С каким фольклором вы знакомились на уроках?
- Предположите, какой именно момент изобразил на картине художник? Что происходит или произойдет в данный момент?
- Как вы думаете, почему я начала урок именно с этой картине? Чем сегодня мы с вами будем заниматься на уроке?
- Сегодня мы с вами вспомним все, что вы знаете о былинах.
- Что такое былина?
- Каких былинных героев вы знаете?
- Являются ли они победителями? Почему?
- Какое основное качество присуще всем героям-богатырям? Можно ли сказать, что их сила преувеличена? Сделайте вывод.
- Только ли военными делами занимались богатыри? Чем ещё они занимались?
- Назовите богатыря-пахаря. Как он служил Родине?
- Прочитайте отрывки и назовите былины, из которых они взяты.
- Какие ещё былины вы знаете? Расскажите об одном из героев, подвиг которого вам понравился.
Физкультминутка.
- Мы читали произведения фольклора.
- Фольклор – это устное народное творчество.
- На уроках мы знакомились с былинами, загадками, сказками.
- На картине изображены Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Илья Муромец старший из богатырей, по правую руку Ильи Добрыня Никитич, по левую руку Ильи самый младший из богатырей Алёша Попович.
- Сегодня на уроке мы будем продолжать разговаривать о былинах, былинных героев.
- Былина – произведение русского народного творчества о подвигах героев-богатырей, которые защищали русскую землю.
- Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович, Яким Иванович, Вольга Святославович, Микула Селянинович.
- Любовь к Родине, самоотверженность, честность, сила, справедливость, мужество. Мнения детей.
- Нет, богатыри занимались не только военными делами. Ещё был богатырь-пахарь.
Читайте также: