Конспект музыкально ритмического занятия для детей с нарушением слуха
Обновлено: 07.07.2024
Занятие рассчитано на учащихся с потерей слуха. Это коррекционное занятие, которое направленно на развитие координации движений, слухового восприятия музыки и речи, пополнение словарного запаса и коррекции звукопроизносительной стороны речи при помощи музыки и без неё.
(/) – этот знак в тексте означает работу с экраном на занятии. Постоянное повторение учащимися установок учителя, обязательное условие при проведении занятия.
Конспект музыкально-ритмического занятия для детей 1 класса, обучающихся по программе II вида
Тема: Музыкальные инструменты
Задачи:
- учить исполнять сильную долю такта в музыке двудольного метра на детских музыкальных инструментах и создавать условия для импровизации;
- развивать внимание, музыкальную память, творческое мышление, тембровый слух, координацию движений и умение ориентироваться в пространстве при выполнении движений разминки;
- воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам и вызывать эмоциональный отклик на все виды деятельности на занятии.
Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, домик с изображением музыкантов, кубик с изображением музыкальных инструментов, детские музыкальные инструменты (бубен, дудочка, барабан, металлофон, гармошка), таблички с речевым материалом, картинки.
План урока:
2. Называние музыкальных инструментов.
3. Выполнение разминки.
4. Игра на музыкальных инструментах.
Ход занятия:
- Доброе утро, ребята!
-/… спроси у … как он слышит?
- /Ты слышишь плохо.
- / Какое будет занятие? …
II. Основная часть:
- Послушайте, как я буду говорить слоги:
Скажем вместе: ма мо му ми ме
- /Будем говорить слоги. Что будем делать?/…
Послушайте, как буду говорить я.
мамомумимемамому – слитно (на выдохе до 6-8 слогов с движениями).
ма мо му ми ме - раздельно.
Послушайте, как я буду говорить.
/ма мо му ми ме . Как я говорила?/…
/мамомумиме. Как я говорила?/…
- /Будем говорить слова. Что будем делать?/…
мальчик музыканты металлофон
- Слушайте, какое слово я скажу.
- Что мы говорили?/…
Примерные ответы учеников.
- Доброе утро, Ольга Михайловна!
- Будет музыкально-ритмическое занятие.
- Будем говорить слоги.
- Будем говорить слова.
- Мы говорили слоги и слова.
2. Работа по называнию музыкальных инструментов.
- /Будем называть музыкальные инструменты. Что будем делать?/…
- Ребята, посмотрите какой красивый дом. Как вы думаете, кто тут живёт?
- Тут живут /музыканты. Кто тут живёт?
- Давайте постучим в окна и узнаем, на каких инструментах играют музыканты.
- Как называется это инструмент?
(Учитель помогает, если дети затрудняются в ответе).
- Молодцы! Хорошо называли музыкальные инструменты. Что мы делали?/…
- Будем называть музыкальные инструменты.
Дети высказывают предположения, кто может жить в доме.
(Дети по очереди стучат в окна и называют музыкальные инструменты).
- Барабан, бубен, дудочка, металлофон, скрипка, гармошка.
- Мы называли музыкальные инструменты.
3. Работа над развитием творческого мышления и движений.
/- Будем выполнять разминку. Что будем делать?/…
- Сначала, послушайте музыку, под которую будем выполнять разминку. (Музыка звучит в аудиозаписи)
- Музыка весёлая, лёгкая, громкая, в умеренном темпе.
/- Встаньте в две линии.
- Молодцы! А теперь эти движения будем выполнять под музыку.
( Учитель помогает начинать выполнять порядок движений).
- Молодцы! Выполняли разминку весело!
- Будем выполнять разминку.
- Музыка весёлая, лёгкая, громкая, в умеренном темпе.
- Мы встали в две линии
Дети бросают кубик, называют инструмент и придумывают (без
помощи и с помощью учителя) движения, передающие игру на этом инструменте.
- Мы выполняли разминку.
4. Работа над игрой на музыкальных инструментах.
- А теперь ребята пришло время научиться играть на музыкальных инструментах.
/- Будем играть на музыкальных инструментах. Что будем делать? .
(Учитель исполняет музыку на пианино).
/- Возьмите музыкальные инструменты.
Учитель помогает исполнять сильную долю на музыкальных инструментах без музыки и с музыкой.
- Молодцы, внимательно слушали музыку и правильно играли! Теперь вы настоящие музыканты!
- А теперь придумайте сами как будете играть на музыкальных инструментах.
- Будем играть на музыкальных инструментах.
Дети выбирают понравившиеся им инструменты (бубен, барабан, дудочка, металлофон).
Ученики исполняют на музыкальных инструментах сильную долю сначала без музыки, а потом под музыку.
Дети произвольно исполняют ритмы на музыкальных инструментах.
- Мы играли на музыкальных инструментах.
5. Работа над песней.
- Ребята хотите выучить песню о музыканте.
/- Будем учить песню. Что будем учить.
- Послушайте песню. (Учитель исполняет песню).
- Какая песня весёлая или грустная?
- Правильно весёлая. Будем отхлопывать ритм песни.
Учитель сначала отхлопывает ритм один.
- Будем петь ритм, и выполнять движения.
- Молодцы! Мне понравилось, как вы пели. /Что мы делали? …
III. Подведение итогов.
- Сегодня все хорошо работали на занятии. Молодцы!
- До свидания, ребята.
- Будем учить песню.
Ученики отхлопывают ритм с учителем, потом поют его под музыку с имитацией игры на скрипке и барабане.
Цели: развитие слухового восприятия, фонематического слуха, зрительного и слухового внимания, формирование произносительной стороны устной речи, развитие чувства ритма и темпа.
- учить исполнять ритмический рисунок в музыке двудольного метра на детских музыкальных инструментах;
-развивать вибрационное, слухо-зрительное и слуховое восприятие музыки;
-развивать общие речевые навыки: речевое дыхание и связанную с ним слитностью речи; -формирование умений изменять силу и высоту голоса, правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словах;
- развивать внимание, память, творческое мышление;
-развивать мелкую моторику, координацию движений и умение ориентироваться в пространстве при выполнении движений разминки;
- воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам и вызывать эмоциональный отклик на все виды деятельности на занятии.
Перед проведением занятия проводиться подготовительный этап работы, предполагающий тесное взаимодействие музыкального руководителя, воспитателя и сурдопедагога. Они совместно определяют цели, задачи, содержание занятия, расстановку детей и взрослых во время проведения занятия, которое представляет собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Музыкальный руководитель подбирает музыкально- дидактические игры и упражнения, наглядный материал; сурдопедагог подбирает и отрабатывает речевой материал, а воспитатель в свободное время закрепляет полученные знания.
Оборудование: фортепиано, коробка с бубном, кубик с изображением музыкальных инструментов, детские музыкальные инструменты (бубен, дудочка, барабан, погремушка, таблички с речевым материалом, иллюстрации.
1. Музыкально-ритмическая разминка.
2. Фонетическая ритмика.
1. Организация начала занятия
Дети входят в зал под марш, исполняемый музыкальным руководителем на фортепиано, обходят его и садятся на стульчики. (Приветствие музыкального руководителя.)
- Привет! (Дети отвечают).
- Что будем делать? – Будем играть, слушать музыку, говорить. (Дети повторяют)
- Что там? (Показывает на коробку и достаёт бубен)
- Что это? Это бубен. (Дети повторяют).
- Верно! Слушайте! (3 удара в бубен, чтобы привлечь внимание детей).
2. Музыкально-ритмическая разминка
Сурдопедагог контролирует выполнение упражнений.
3. Фонетическая ритмика
После выполнения движений музыкальный руководитель говорит:
-Слушайте! (3 удара в бубен, чтобы привлечь внимание детей).
-Будем говорить. Что будем делать? (Дети отвечают)
Сурдопедагог произносит гласные звуки - А – О – У – И – Э на одном выдохе (сначала долгие, потом краткие). Затем дети произносят звуки. Убедившись, что дети выполняют это правильно, сурдопедагог предлагает повторить звуки с движениями.
-А – О – У – И – Э Маша громко в бубен бей: та – та – та (ребёнок бьёт в бубен).
По аналогии отрабатываются слоги (ба бо бу би бе).
ба бо бу би бе Саша тихо в бубен бей: та – та – та (ребёнок бьёт в бубен).
4. Работа над развитием творческого мышления и движений
После выполнения движений музыкальный руководитель говорит:
- Слушайте! (3 удара в бубен, чтобы привлечь внимание детей).
Дети по очереди бросают кубик, называют инструмент. Сурдопедагог помогает, проговаривает сзади слова, использует таблички для лучшего произношения слова. Ребёнок придумывают (без помощи и с помощью воспитателя) движения, передающие игру на этом инструменте. Движения ребёнка сопровождаются соответствующим музыкальным исполнением.
5. Развитие слухового внимания
Дифференциация музыкальных инструментов: барабан и бубен. Педагог показывает инструмент и его звучание. Дети слушают и называют инструмент (если получается). Затем педагог за ширмой издаёт звук на одном из инструментов, а дети должны угадать какой инструмент звучал и показать движение, передающие игру на этом инструменте.
- Слушайте! (3 удара в бубен, чтобы привлечь внимание детей).
Музыкальный руководитель исполняет ритмический рисунок мелодии на фортепиано, дети – слушают.
- Музыка какая? Весёлая, громкая! Педагог хвалит детей и просит их самим продемонстрировать свои умения играть на музыкальных инструментах (игрушках).
- Это (барабан, бубен, дудочка, погремушка)- музыкальные инструменты. Воспитатель раздаёт детям музыкальные инструменты (игрушки).
- Будем играть на музыкальных инструментах. Что будем делать? (Дети отвечают).
- Молодцы! Внимательно слушали музыку и правильно играли! Вы настоящие музыканты!
6. Организация окончания занятия
Музыкальный руководитель говорит:
- Что мы делали? - Мы играли, слушали музыку, играли на музыкальных инструментах, били в весёлый бубен.
- Пока! Занятие окончено.
Модели включения глухих и слабослышащих детей в среду слышащих В ДОУ была организована работа смешанных групп детей с пониженным слухом и детей с ФФНР, это служило примером реализации комбинированной.
Тема урока: средства музыкальной выразительности.
Цель: развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности.
Задачи:
- формировать умение определять настроение музыкального произведения, различать смену характера музыки, передавать его в движениях;
- формировать умение петь подвижно, согласованно, правильно передавая ритмический рисунок мелодии;
- формировать навык ритмических движений в соответствии с характером музыки, самостоятельно менять движения в соответствии с двухчастной формой музыки;
- активизировать действие детей в музыкально-речевой деятельности.
Коррекционные:
- развивать слуховое восприятие и совершенствовать навыки правильного произношения;
- укреплять физическое и психическое здоровье детей;
- проводить профилактику заболеваний верхних дыхательных путей.
Развивающие:
- развивать эмоциональную отзывчивость;
- развивать чувство ритма и слуховое внимание, выразительность движений;
- развивать речевой и музыкальный слух, память и внимание.
I. Орг. момент
- Здравствуйте, ребята.
- Какое у вас настроение? (ответы детей)
Хочу поприветствовать вас песенкой (Учитель приветствует детей валеологической распевкой)
- Здравствуйте, девочки! (Педагог приветственно машет рукой)
- Здравствуйте! (Девочки поднимают руку вверх и машут ею)
- Здравствуйте, мальчики! (Педагог также приветствует мальчиков)
- Здравствуйте! (Мальчики машут рукой)
- Солнышко, здравствуй! (Все поднимают руки вверх)
- Здравствуй, здравствуй! (Скрещивают прямые руки над головой)
- День такой прекрасный! (Протягивают прямые руки вперед)
- Здравствуй, здравствуй! (Хлопают в ладоши)
- Хорошо под солнышком мы растем, (Поднимают руки вверх, встают на носочки и тянутся как можно выше)
- Здоровей становимся С каждым днем! (Сжимают пальцы в кулаки, прижимают руки к плечам и разводят в стороны)
Какой сейчас урок? (ответы детей)
- Что мы делаем на уроках ритмики? (ответы детей)
II. Основная часть
1. Музыкально-ритмические упражнения
Отгадайте загадку: Там есть множество огней, дрессированных коней,
Люди ездят на ослах, обезьяны на слонах
Звуки звонко льются, люди все смеются! (ответы детей)
- Правильно, ребята, это цирк.
- А вы были в цирке? (ответы детей)
- Кто там выступал? (ответы детей)
- Люди, которые дрессируют зверей называются дрессировщиками. Предлагаю превратиться в дрессировщиков.
- Я вам сыграю марш, он позовет всех на арену большого цирка, а вы под эту музыку, как настоящие артисты-дрессировщики пройдете по залу бодрым шагом. Исполнение упражнения "Бодрый шаг" под "Марш" Л. Шульгина.
- Сейчас я раздам вам обручи, и вы превратитесь в настоящих гимнастов.
- Держим спинки ровно, голову прямо.
Исполнение ритмопластической композиции "Голубая вода" ("Ритмическая мозаика" А. И. Бурениной)
Надо поздороваться с обитателями цирка. Послушайте как мы будем здороваться. Показ учителя.
Игровое фонопедическое упражнение "Здравствуйте!"
- Здравствуйте, лошадки!
- И-го-го! (Глиссандо с верхнего регистра вниз)
- Здравствуйте, козлятки!
- М-ме-ме-ме! (Глиссандо с грудного регистра вверх)
- Здравствуйте, гусята!
- Га-га-га! (Голосовые точки в верхнем регистре)
- Здравствуйте, утята!
- Кря-кря-кря! (Произносят с понижением регистра)
- Здравствуйте, лягушки!
- Ква-а-а! (Голосовые точки в верхнем регистре)
- Здравствуйте, котята!
- Мяу! Мяу! (Глиссандо вверх, потом вниз)
2. Слушание музыки
"Вальс" А. Гречанинова.
Я сейчас сыграю вам мелодию, а вы подумайте, кто же первым выступит на цирковой арене.
Исполнение пьесы
- Какое настроение у музыки? (ответы детей)
- Какой танец можно исполнить под нее? (ответы детей)
- Это вальс - танец, под который танцуют, кружась.
- Как называется танец? (ответы детей)
- В цирке под эту музыку могут выступать дрессировщики с голубями. Белые голуби летают, кружатся под самым куполом цирка.
- Музыка всегда звучит одинаково, или у нее меняется настроение? (ответы детей)
- Сначала музыка звучит медленно, плавно, словно раскачивается. Голуби летают, кружась по арене. Исполняется 1 часть вальса. А потом, как - будто поднимается вверх, наши артисты поднялись высоко, под самый купол Исполняется 2 часть вальса. Затем музыка становится жалобной, неуверенной. Исполняется фрагмент последних тактов средней части. Видимо наши голуби-артисты немного устали, опустились вниз и решили присесть на жердочке, отдохнуть, сложив свои крылья. И вот опять звучит плавная мелодия и наши голуби продолжили свое выступление (исполняется первая мелодия вальса).
- Давайте сейчас движением рук покажем смену характера музыки в этом вальсе. Мы, как белоснежные голуби, будем спокойно летать под музыку, то подниматься, размахивая крыльями, то опускаться, сложив крылья.
3. Работа над речью
И снова загадка: Ловка, быстра, но забияка, невозможная кривляка.
Кто-то дал ей два банана, очень рада… (обезьяна)
Правильно! Мы теперь не ребятишки, а веселые мартышки!
Упражнение "Мартышки"
Дети встают возле стульчиков, вытягивают губы, произнося на выдохе "У, у, у", двигают губами в разные стороны, строя гримасы, произносят на высоких звуках: "А,а,а".
Молодцы, мартышки.
А теперь на арене слон. Что кушал слон на обед?
Пальчиковая игра "Обед у слона"
Раз слоненку на обед (Руки "в замке", качают в ритм стиха)
Принесли покушать:
Торт большой, пирог, рулет, (Перечисляют, загибая пальцы)
Сто сосисок, сто котлет,
Яблок сумку, ящик слив,
Две морковки и подлив.
А попить – ведро компота! (Теребят большой палец)
Только есть опять охота. (Разведя руки сжимают - разжимают пальцы)
4. Мелодекламация
а) Распевание.
Исполнение попевки Е. Тиличеевой "Птенчики"
- Как поет птица-мама? (ответы детей)
- Птенчики поют высоко.
- Низкие звуки. Высокие звуки.
- Я буду петь за птицу-маму, а вы за птенчиков.
б) Мелодекламация.
Исполнение песни "Лошадка Зорька" В. Витлина
- Прислушайтесь, кто же сейчас готовится к выступлению? Звучит вступление песни.
- Правильно, это же наша лошадка Зорька! Показ иллюстраций. Она, то важно шагает, то несется быстрее ветра. Лошадка то высоко поднимает ноги, идет, красиво вышагивая, то делает подскок, ну совсем, как поется в песне.
Послушайте. Исполняется педагогом 2 строчки куплета, с прохлопыванием ритмического рисунка. А теперь давайте вместе споем и прохлопаем. Затем разучиваются остальные строчки.
- Молодцы! Мне понравилось, как вы пели.
- Что мы делали? (ответы детей)
- Как называется песня? (ответы детей)
5. Музыкально-дидактическая игра
Дидактическая игра "Угадай на слух инструмент"
- Посмотрите, какие инструменты нарисованы? Показ картинок: барабан, маракас, трещотка, колокольчик, ложки, гармонь.
- Назовите эти музыкальные инструменты (ответы детей)
Детям раздаются карточки с нарисованными инструментами.
- Внимательно слушайте музыку. Чья музыка звучит, тот инструмент и показывайте!
6. Игра
Музыкальная игра "Какие звери быстрее соберутся"
- Будем играть в игру "Какие звери быстрее соберутся".
- Расскажите правила игры (Ответы детей)
Правила игры:
Дети делятся на две команды: Тигрята и Мишки. Пока звучит музыка дети бегают в рассыпную. Как только музыка перестанет звучать надо собраться вместе. Чья команда быстрей соберется.
Игра повторяется 2 - 3 раза. Шапочки зверей меняются.
- Как называется игра? (Ответы детей)
- А теперь снимаем шапочки и мы снова ребята.
III. Подведение итогов
- Сегодня все хорошо работали на занятии. Молодцы!
- Какой был урок? (ответы детей)
- Что мы делали на уроке? (ответы детей)
- Что вам понравилось делать? (ответы детей)
- До свидания, ребята.
Цель: Учить различать на слух знакомые музыкальные темы по динамическим, темповым, звуковысотным отношениям при выборе из 4-х.
Тип урока: комплексного применения знаний.
Форма проведения: фронтальная.
Осн. дидактический метод: наглядно- практический.
Частичные методы и приёмы:
- сопряжённое и отражённое проговаривание речевого материала с движениями фонетической ритмики
- речевые упражнения под музыку.
- слушание музыки детьми (слухо-зрит.тактильнон восприятие, слуховое восприятие).
- моделирование элементов музыки движениями.
- соотнесение элементов музыки с каким-либо персонажем
- театрализация музыкального образа
- показ учителем движений
- Дирижирование.
- Власова Т.М., Пфафендродт А.Н. Фонетическая ритмика в школе и в детском саду: Практикум по работе со слышащими детьми. –М.: Учебная литература, 1997.
- Яхнина Е.З. Методика музыкально-римических занятий с детьми, имеющимим нарушения слуха: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Б.П.Пузанова.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 вида (для глухих детей) : Музыкально-ритмические занятия (Е.З.Яхнина).
I.Орг. Момент и знакомство с содержанием урока.
- Встаньте парами. Я буду играть музыку на пианино, вы будете танцевать польку.
-Слушайте внимательно. На громкий звук –хлопнуть, на тихий- поворот.
После танца дети строятся.
-Здравствуй, Аделя! И т.д. ( при необходимости использую проговаривание с движениями фонетической ритмики).
Постановка задач урока:
II. Повторение пройденного: слушание знакомых тем сказки и выполнение движений.
-Буду играть музыку. Подойдите к пианино.
-Музыку кого, каких героев мы слушали? ( колобка, медведя, зайца).
-Слушайте внимательно и думайте какая музыка?.
Слушание. Проверка восприятия:
-Что мы слушали? Как называется музыка? Какая музыка?
(Мы слушали музыку Колобка. Музыка весёлая, лёгкая, быстрая, высокие звуки) и т.д.
-Покажите движения колобка. (играю, дети танцуют)
III. Знакомство с музыкальной темой Лисы.
-Шёл колобок, шёл, а на встречу ему Лиса. Будем слушать музыку лисы. Слушайте внимательно и думайте, какая музыка? (играю)
Какие движения будет делать лиса? (показ детей, мой образец)
IV.Восприятие и воспроизведение ритмико-интонационной структуры речи.
-Я КОЛОБОК! ( радостно)
-Я тебя съем (испуганно)
-Я тебя съем (сердито)
-Я тебя съем (хитро)
Проговариваем с движениями фонетической ритмики
V.Различение на слух музыкальных тем зверей, импровизация движений под музыку.
Будем слушать музыку, изображать героев сказки -танцевать и говорить.. Слушайте внимательно. За экраном распределяем роли, одеваем элементы костюмов.
Импровизация движений под музыку. Театрализация музыкальных образов.
-Будем петь песню. Сначала вспомним и повторим. (повторение с помощью движений фонетической ритмики).
-Будем играть песню на муз. Инструментах.
Исполнение песни с игрой на ДМИ, с выполнением танц.движений.
VII. Подведение результатов урока, оценивание работы детей на уроке.
-Вспомните, что мы делали на уроке. У кого получилось лучше изобразить героя сказки…? Что вам понравилось на уроке?
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект фронтального музыкально - ритмического занятия в 3 классе для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Цели занятия : развитие слухового восприятия , фонематического слуха , зрительного и слухового внимания , формирование произносительной стороны устной речи , развитие чувства ритма и темпа.
Задачи занятия : коррекционно — образовательные : различать ритмы музыки , развитие навыков чтения и произношения.
Коррекционно — развивающие : развитие слухового восприятия , произношения , речи , мышления , эмоционально — волевой регуляции , способность соотносить слова с действиями.
Коррекционно — воспитательные : воспитывать самостоятельность , желание заниматься , стимулировать речевую деятельность , формировать умение работать в паре , в подгруппе , в группе.
Оборудование : экран , доска , музыкальный центр , магниты , карточки с речевым материалом , карточки с изображением музыкальных инструментов.
Ход занятия.
Организационный момент.
Установка контакта , развитие слухового восприятия , произносительных навыков и умения эмоционально и конструктивно вести диалог.
Назначение : развивать слуховое восприятие , внимание к инструкции педагога , учить выполнять задание в соответствии с изменением характера музыки , называть танцевальные движения , развивать способность детей к организационной деятельности в коллективе.
3 кита в музыке.
Назначение : уточнение и закрепление понятия об основных музыкальных жанрах , умение различать их.
Фонетическая зарядка . Звук С , Ш.
Читайте также: