Конспект по экологии сезонные явления

Обновлено: 07.07.2024

ЦЕЛЬ: Продолжить расширять знания детей о природных явлениях зимы. ЗАДАЧИ: Образовательные задачи: -закрепить с детьми явления природы зимой, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом; -закреплять знания о зимних месяцах; -продолжить знакомство со свойствами снега и его строением. Развивающие задачи: -развивать умение детей давать развёрнутые ответы, развивать воображение детей. -продолжить формировать элементарные навыки экспериментирования. Воспитательные задачи: -воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.

ЦЕЛЬ: Продолжить расширять знания детей о природных явлениях зимы.

-закрепить с детьми явления природы зимой, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом;

-закреплять знания о зимних месяцах;

-продолжить знакомство со свойствами снега и его строением.

-развивать умение детей давать развёрнутые ответы, развивать воображение детей.

-продолжить формировать элементарные навыки экспериментирования.

-воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: интерактивная доска, ноутбук, разрезные картинки с изображением природных явлений зимы, стаканы по 2 на ребенка, , воронки по количеству детей, ватные диски по количеству детей.

Доброе утро, ребята!

-Дорогие ребята, я рада вас видеть сегодня.

- Какое у вас настроение?

Давайте поделимся настроением со всеми.

Улыбнусь я себе,

Улыбнусь я тебе

Улыбаться мне не лень,

Улыбаюсь целый день.

Воспитатель: Ребята, посмотрите пожалуйста на наш календарь. Какое сейчас время года? (осень)

-Назовите и покажите пожалуйста осенние месяцы.

-Кто мне скажет какой сегодня день?

- Ребята, заканчивается осень. Приближается самое величественное время года- зима.(слайд 2 зима)

Я расскажу вам, чем же прекрасно это время года

Зима начинается с декабря, потом идёт январь, а завершает зиму самый короткий месяц - февраль.

(слайд 3)Декабрь-шапка русской зимы. Это месяц долгих ночей и первых крепких морозов, полночь года.

(слайд 3)Январь – вершина зимы, месяц ярких звёзд, белых троп. Январь считается самым холодным месяцем, сердцем зимы.

(слайд 3) Февраль же – канун весны. Это месяц последних морозов, колючих метелей и снежных заносов.-Ребята, послушайте, как раньше в старину любовно называли эти месяцы. Декабрь –студень. Оно и верно, ведь декабрь всегда бывает студеным и морозным.

Январь –сечень, он посередине, как бы рассекает зиму на две части.

Февраль называли лютень. В некоторые годы февраль бывает очень суровым и по лютости не уступает даже январю.Издавна народ придумал пословицы и поговорки о зимних месяцахи наши ребята сейчас их раскажут:

Декабрь Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает. Глаз снегом тешит да ухо морозом колет.Декабрь год кончает, зиму начинает.Студен месяц, на всю зиму студит землю..Январь Январь-новому году начало, зиме – середка..Январь – к весне поворот.Январь трещит – лед на реке впросинь красит.Февраль Февраль зиму замыкает, новому сезону дорожку показывает.В январе морозы, в феврале метели.Вьюги да метели под февраль полетели.

Воспитатель: Ребята, посмотрите в окошко! Как вы думаете, какая за окошком сегодня погода? . (ответы детей)

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о зиме и ее явлениях.

-Как вы думаете что является одним из первых признаков зимы?

-Правильно снег.(слайд 4 снег)

-Давайте посмотрим на снег под микроскопом (слайд 5 снег под микроскопом)

- Посмотрите, снег состоит из маленьких кристалликов – снежинок. Нет ни одной одинаковой снежинки. Каждая снежинка уникальна. Скажите, а из чего снег состоит?

Воспитатель: что вы можете сказать о продолжительности дня и ночи в зимние время года.

Воспитатель: Правильно, ребята! Зимой день становится короче, а ночь длиннее. А теперь, давайте, вспомним какие зимние явления в природе есть и как они называю

Воспитатель читает стихотворение:

Белый снег пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

И на утро снегом

Темный лес, что шапкой

И заснул под нею

(Отрывок стихотворения И. Сурикова.)

-ребята, посмотрите пожалуйста на экран

Воспитатель: Как называется зимнее явление, когда идёт сильный снег, дует, завывает ветер?

Ответы детей: Это зимнее явление называется метель, вьюга.(слайд 6)

На крышах и деревьях появляются сосульки (слайды 8).

- Мелкий дождик называется изморозь.(слайд 10)

Воспитатель: Когда заканчивается изморозь и ночью немного подмораживает, на деревьях и кустарниках появляется красивый иней. (Слайд 11).

(По ходу обсуждения звучит спокойная музыка, и показываются на экране картинки.)

Воспитатель: снег - это замерзшая вода. И сейчас с вами мы проведем опыты со снегом. Посмотрите, в ванночках находится снег. Что произойдет со снегом, если мы его оставим в комнате.

Воспитатель: правильно он растает. Ребята, подскажите, а можно есть снег?

Воспитатель: вы все верно говорите, снег есть нельзя, он грязный. И сейчас мы с вами в этом убедимся. Для этого нам с вами понадобится талая вода, которая образовалась от растаявшего снега, ватный диск и прозрачный стакан. В воронку мы положим ватный диск. И нальём воды. Смотрите, что происходит?

Воспитатель: вода стекает вниз в стакан, а все что было в воде остаётся на диске. Давайте, посмотрим, что осталось на ватном диске?

Дети внимательно рассматривают и комментируют свои наблюдения.

Воспитатель: скажите, а что произойдет с водой, если ее снова вынести на улицу.

Воспитатель: правильно она замёрзнет и превратиться в лед

Какие вы молодцы! Сегодня с вами мы вспомнили и узнали какие природные явления бывают зимой.

А теперь назовите, явление природы зимой (дети становятся в круг, воспитатель кидает мяч, ребята называют явления природы)

Цель занятия: закрепление и расширение знаний о явлениях погоды в разные времена года.

В начале занятия педагог рассказывает учащимся о погоде и явлениях, которые характеризуют её различные состояния. Рассказ о явлениях погоды сопровождается презентационным материалом.

Введение

Погода – это состояние атмосферы в данном месте в данное время. Поэтому погода может меняться в одном месте несколько раз в день: утром – прохлада, днем – жара, вечером – дождь. Вот такая переменчивая погода.

Явления природы характеризуют погоду с сезонными изменениями природы и наблюдаются в определенные сезоны года. Каждое время года имеет свои отличительные погодные явления природы: цветение весной, гроза летом, листопад осенью и снег зимой.

Весна. За три весенних месяца природа успевает измениться до неузнаваемости. В марте она еще только начинает пробуждаться от зимней спячки. Весеннего тепла не хватает для того, чтобы заставить снег и ледяные глыбы таять, но воздух постепенно прогревается, подготавливая все живое к постепенному пробуждению, появляются первые кучевые облака, которые парят еще очень высоко.

Активное таяние снега начинается в первой половине апреля. Его вызывает солнце, которое уже достаточно высоко поднимается над горизонтом. Воздух вокруг наполняется журчанием ручьев, которые могут спровоцировать начало половодья – явного весеннего признака.

Солнце постепенно наполняет своим теплом землю, которая его отражает и создает предпосылку для образования весенних ветров. Пока они еще слабы и неустойчивы, но чем теплее становится вокруг, тем сильнее перемещаются воздушные массы. Такие ветра называют термальными, именно они характерны для этого времени года.

То тут, то там снег сходит с земли, образуя невзрачные проталины. Они появляются везде, где снежный покров был наиболее тонким. Именно появление проталин говорит о том, что зима сдала свои права, и началось новое время года. Сквозь них быстро пробивается первая зелень, на них можно найти первые весенние цветы – подснежники. Снег еще долго будет лежать в расщелинах и впадинах, но на возвышенности он тает быстро, подставляя островки суши под теплое солнышко.

Первые почки на деревьях появляются в конце апреля - в начале мая. Трава уже пробила свои зеленые стебли, а деревья готовятся одеть зеленые наряды. Листья распустятся быстро и внезапно. Все пробуждается вокруг и готовится к празднику цветения жизни.

В конце мая может прогреметь первая гроза. Еще не такая сильная, но ярая. Ливневые дожди окончательно разделаются с весенней грязью и подготовят землю к началу следующего сезона. Переход к лету не затянется на долгое время. Это единственный сезонный промежуток, который проходит быстро и незаметно.

Лето. Яркое цветение, сочная зелень, теплый воздух – все это говорит о том, что лето вступит в свои права в самое короткое время. Во многих областях нашей страны, по местным приметам и поверьям, окончание весны символизирует появление первых комаров. Как только он прожужжал над вашим ухом, значит все, лето настало.

Когда начинается календарное лето – известно всем, но когда оно начинается с биологической точки зрения?

В науке принято считать, что лето начинается в период летнего солнцестояния, которое приходится на 20-21 июня. Самый длинный день и самая короткая ночь, с которой стартует обратный отчет дневного времени.

Погода стоит отличная. Все явления природы благоприятные. Яркое солнце, легкие воздушные облака часто превращаются под действием тепла в кучевые и дождевые. Опускаясь очень низко над уровнем горизонта, они нередко орошают землю теплыми дождями, которые способствуют росту обильной растительности.

Нередко можно увидеть такое характерное для этого времени природное явление, как летняя гроза. При определенном стечении факторов, когда сильный ветер сгоняет кучевые облака, а воздух наполняется электрическим напряжением, возникает молния, сопровождаемая раскатом грома. Гроза часто имеет страшных попутчиков.

Вместе с грозою могут возникнуть проливные дожди, сильные штормовые ветра и даже град. Последнее явление – своеобразный нонсенс. Летом в жаркую знойную погоду с небес на землю сыплются крупные шарообразные частички льда. Их размер может быть самым разным: от одного миллиметра до больших глыб с килограмм веса. Они падают только из кучевых облаков черного цвета. Вся вакханалия длится минут пятнадцать, но последствия порою бывают очень серьезными. Страдают посевы, гибнет будущий урожай.

После грозы нередко можно видеть такое явление природы - радуга. Это не атмосферное, а оптическое явление, показывающее, как может преломляться солнечный свет, отражаясь в семицветном спектре. Радугу можно увидеть и в постоянных брызгах фонтана. Она переливается, создавая иллюзию нереальной картинки.

Роса - первый предвестник того, что лето заканчивается. Она выпадает в предрассветные часы в виде небольших капель, которые оседают на стеблях и листве растений. В ночное время температура резко падает, влага поднимается над землей и конденсируется в виде капель воды. Переоценить значение росы невозможно. Она помогает наполнять растения живительной влагой, насыщать их необходимой энергией.

Переход к осени – это сезон сбора урожая. Горячая пора, но очень радостная. Конец августа – начало снижения температур, все чаще начинают идти дожди, которые становятся все холоднее и холоднее. Липа – первое растение, которое сбрасывает листья, вот с этого момента осень входит в свои законные права. Дни становятся короче. Птицы собираются в стаи и потихоньку начинают покидать насиженные места. Воздух заполняется определенной свежестью, в которой чувствуются предвестники скорых ненастий. Погодные явления подсказывают, как скоро им не смену придут другие.

Жаркую душную летнюю погоду сменяет осенняя прохлада. Суточный день становится короче, а ночи начинают тянуться нескончаемо долго. На неизбежные изменения первыми реагируют деревья. Они активно начинают сбрасывать листву, она желто-багряным ковром покрывает всю округу.

Листопад – замечательное явление природы, оправданное с биологической точки зрения. Опавшая листва дает деревьям возможность отдохнуть и подготовиться к длинной зимней спячке. Без листьев деревья потребляют меньше воды, меньше скапливают снега на своих голых ветках, а, значит, риск механических повреждений снижается. С листьями деревья сбрасывают всех вредных насекомых, которые погибнут в зимнее время года.

Именно во время листопада наступает период бабьего лета. Последние максимально теплые температуры радуют умеренным солнцем. Поспевают поздние фрукты, которые наполняются сладостью и особым ароматом. Ночью уже чувствуется дыхание близких холодов, но днем очень красиво и умиротворенно.

Бабье лето длится недолго, начинаясь в 20-е числа сентября, оно заканчивается с наступлением следующего месяца, его сменяют первые серьезные признаки осенних ненастий. На землю опускается густой туман, липкий и молочный, наполняющий воздух прелой сыростью.

По своей сути, туман – это густое облако, которое образовалось у самой поверхности земли. Резкий перепад температур в ранние утренние часы поднимает влагу в воздух, концентрируя ее в нем. Как только температура поднимется, туман рассеется, а влага снова выпадет на землю, покрывая пожухлую траву слоем инея, если земля достаточно остыла.

Иней – это частички застывшей росы. Они похожи на колючие снежинки, покрывающие все поверхности неровным колким слоем. Как правило, появление легкого ледяного покрова говорит о том, что появились отрицательные температуры и первые заморозки.

С понижением температур приходит холодный фронт, который приносит холодную воздушную массу. Ветра меняют свои направления и усиливаются, принося с собой осадки и непогоду. Если это происходит постепенно, то осень получается слякотная, затяжная.

Кучево-дождевые облака несут с собой большое количество осадков. Если смена климатов происходит резко, то нередко можно увидеть еще в начале осени дожди со снегом, сильные ветра, появление различных холодных циклонов.

Ближе к декабрю температура воздуха падает до низких отрицательных отметок, которые уже сковывают водную поверхность первой коркой льда. Лед еще не совсем крепкий, поэтому вода несет его вниз по течению, образуя осенний ледоход.

В середине осени землю покрывает гололед, он образуется только при условии легкого мороза, который не дает дождю превращаться в снег. Воздух уже холодный, но земля еще не настолько остыла, чтобы все вокруг покрылось белым покрывалом снега – первого предвестника сильного мороза.

Зима – суровое время, особенно в северных широтах нашего полушария. Ее календарное время известно, но часто бывает, что первые признаки зимы приходят значительно раньше. Слякотная ноябрьская погода сменяется декабрьскими морозами, сковывающими водоемы, одевающие землю в пушистое снежное одеяло. День становится коротким, а ночи томительно тянутся в ожидании первого лучика солнца.

Самый короткий день приходится на период зимнего солнцестояния. Это 21 декабря в ночь на 22. Самый короткий день и самая длинная ночь. С этого времени начинается обратный отчет и дневное время увеличивается, сокращая ночное.

Облака снижаются ниже, становятся тяжелыми, серыми от переполненной влаги. В них нет легкости и кучности, они застилают все зимнее небо, наполняя воздух запахом влаги и свежести. Именно они приносят обильные снегопады, покрывающие землю метровыми сугробами.

Снег – это зимние осадки. Зимой они плотным покрывалом покрывают все вокруг, создавая своеобразный микроклимат, помогающий растениям и мелким животным пережить суровые холода. Чем ниже температура воздуха, тем рыхлее становится снежный настил, он жестче хрустит под ногами и колется при прикосновении к нему.

В безветренную погоду снег падает большими снежинками, с увеличением интенсивности снег превращается в метель – самое грозное зимнее явление природы. Она возникает при появлении первого порыва ветра. Он поднимает снежный покров и несет его, увлекая за собой. В природе различают верховую и низовую метель в зависимости от перераспределения воздушных масс. Как правило, сильные метели случаются в середине зимы, в самый пик сезонных температур. Именно от этого явления природы зависит формирование снежного ландшафта: разнесенный ветром снег принимает причудливые формы сугробов.

Частый попутчик зимней погоды – гололедица. Это ледяная корка, которая образуется на любой поверхности после резкого перепада температур. Мокрый снег, дождь перед сильным морозом могут спровоцировать ее появление. Как правило, именно гололедица сковывает всю площадь мелких ручьев, других источников влаги, поэтому для ее появления необязательно должен пойти дождь.

Если зимой стоят суровые продолжительные морозы, они сковывают самые глубокие водоемы, которые промерзают на очень приличные глубины, так начинается ледостав, парализующий судоходство. Лед тронется только при сильном потеплении, когда лучи солнца начнут прогревать его твердь.

Морозы относятся к опасным явлениям природы. Они могут устанавливаться на долгое время, если в округе властвует зимний антициклон. Как правило, аномальные морозы – явление редкое. Отклонение от привычной нормы происходит не везде и не всегда. Низкие температуры могут принести значительный ущерб сельскому хозяйству и спровоцировать появление чрезвычайной ситуации, поэтому все коммунальные службы зимой находятся в состоянии боевой готовности.

Еще один непременный атрибут зимы – сосулька – кусок льда конусообразной формы, который свисает с какой-либо плоскости. Днем солнце прогревает снег, он начинает таять и подтекать, а ночью мороз усиливается, все вокруг замерзает. Масса сосульки растет по мере таяния снега, потом она обрушивается от собственного веса и рассыпается от столкновения с землей.

Именно с таяния сосулек начинается плавный переход к весне, когда температура воздуха постепенно поднимается, дни становятся длиннее, а морозные узоры исчезают, просачиваясь талой водой в прогретую землю.

После теоретического обсуждения темы приступают к практическим заданиям.

Задания по теме занятия

Учащиеся делятся на две группы и выполняют предложенные задания.

Первое задание (домашнее). Каждый учащийся получил задание подготовить доклад по явлениям погоды (радуга, смерч, гроза, ветер, снег и т. д., доклады можно дополнить презентацией или видеоматериалом по теме доклада.

Учащиеся представляют в своих докладах различные явления погоды, объясняя их природу и сущность.

Второе задание. Отгадай кроссворд. Кроссворд составлен из загадок о явлениях погоды.

1 Гуляет в поле - да не конь. Летает на воле - да не птица. (Метель)

2 Без него плачемся, а как появится, от него прячемся. (Солнце)

3 Летит - молчит, лежит - молчит, когда умрет, тогда заревёт. (Снег)

4 Рассыпался горох на семьдесят семь дорог, никто его не подберет. (Град)

5 Шёл долговяз, в землю увяз. (Дождь)

6 Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)

7 Крашеное коромысло через реку повисло. (Радуга)

8 Старик у ворот тепло уволок, сам не бежит и стоять не велит. (Мороз)

9 Конь бежит земля дрожит. (Гром)

10 Без рук, без ног, под окном стучится, в избу просится. (Ветер)

Задание третье. Собери пословицу. Учащимся выдаются пословицы о явлениях погоды, которые расстрижены на отдельные слова. Учащиеся должны восстановить её. Команды должны сделать это быстро и без ошибок.

В конце занятия подводятся итоги, награждаются победители и участники конкурсных заданий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Компетенция использования в различных ситуациях общения базовых знаний из области биологии, связанных с жизненными процессами и явлениями, биологическими закономерностями и их ролью в выживании организмов;

Компетенция исследования биологических процессов с помощью оборудования;

Компетенция применения интерактивных техник накопления, регистрации, представления, интерпретации и презентации информации об организмах, процессах, биологических явлениях и связи между ними.

Компетенция по проектированию деятельности по охране биоразнообразия и экосистем.

Субкомпетенции:

Идентификация сезонных аспектов некоторых экосистем;

Устанавливание связей между условиями среды и сезонными биоритмами организмов.

Планирование действий по охране животных и растений в своей местности.

Привлечения внимания детей к возможности решения сложных экологических проблем и помочь в осознании ими необходимости личного посильного вклада каждого человека в сохранении окружающей среды.

Операциональные цели урока.

О1 – Создать условия для формирования у учащихся представлений о последствиях воздействий человека на окружающую среду.

О2 – Развить у учащихся чувство сопричастности к природе, личной ответственности за окружающую среду, развивать умение работать в группе.

О3 – Воспитывать ответственное отношение к природе.

О4 – Выявить сезонные изменения экосистемы леса;

О5 – Развить стойкое позитивное отношение к окружающему миру и негативного отношения к вредному воздействию человека на природу.

Методы проведения:

Фронтальная работа, работа в парах , работа с учебником, работа с рисунками, сравнение, анализ, рассуждение, комментирование, дидактические игры, упражнения, вопрос-ответ, поисково-продуктивный метод, демонстрация

Оборудование: учебник, рабочие тетради, карточки- задания для организации самостоятельной работы- конверты с разрезанными картинками, наглядные пособия – иллюстрации,

Этапы урока

Содержание урока

Методы проведения

Приветствие, фиксация отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку.

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

- Я хочу вас спросить: Вы любите преодолевать трудности?

- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями сегодня на уроке.

- Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с приятными мыслями.

Урок хочется начать со слов одной песни, которую вы все знаете

-У природы нет плохой погоды, каждая погода благодать.

-Дождь ли снег, любое время года, надо благодарно принимать.

Действительно, любое время года неповторимо и прекрасно по-своему

нужно только уметь видеть, красоту нашей природы чувствовать ее ценить и беречь.

Верно ли что в тундре всего лишь 2 месяца лета

Верно ли что в тайге только 2 месяца зимы

Верно ли что грибы питают деревья

Верно ли что лиственный лес, это где растут деревья разных пород

Верно ли что биотоп это живой компонент природы

Верно ли что клест – еловик питается семенами хвойных растений

Верно ли что камнеломка цветёт под снегом

Верно ли что удлинённый хобот пчелы это защита от хищников

Верно ли что покровительственная окраска это подражание животных к окружающей среде

Верно ли что лисица является первичным консументом трофической цепи

Верно ли что у животных подземной экосистемы зрение слабо развито

А чтобы узнать тему урока предлагаю вам работу с осколочной картиной

(зима, весна, лето, осень) (приложение)

У вас на партах конверты с разрезанными картинками.

В конвертах спряталась тема урока. Вам нужно сложить картинку и узнать о чём мы будем говорить на протяжении всего урока.

- Работа с осколочной картиной

Объявление темы и целей урока

Рассмотрите иллюстрации. Что вы видите? Обменяйтесь впечатлениями. Определите тему урока

Итак, тема урока: Экосистемы и их сезонные явления.

Запись темы в тетрадь

Ведение нового материала

Вступительная часть.

Жизнь – самое удивительное и замечательное явление природы. Она превратила когда-то пустынную и мрачную планету Земля в многоцветный и многозвучный мир. Как не счесть звёзд на небе, так же многочисленны обитатели Земли. Всюду кипит жизнь: и в знойных пустынях и в вечных снегах, на суше, в воде и в воздухе.

А мы на нашем необычном уроке поговорим о четырёх временах года, четырёх сезонных циклах, которые сменяются в лесу, ведь в каждом из них природа имеет свой облик, свою красоту.

Лес – не только для нашей забавы
В нём – деревья, ягоды, травы.
Птицы,
И прочие звери
Учёные тоже работают тут,
Лес они сообществом зовут.

Ребята, мы тоже сегодня будем маленькими учёными, понаблюдаем, расследуем, обсудим и поговорим о сезонных изменениях в лесу.

- А что такое сезонные явления? (ответы учащихся)

- А знаете ли вы, как называется наука, которая занимается именно сезонными изменениями? (читают определение из текста учебника)

Биологическая наука, которая занимается изучением сезонных изменений называется фенология.

А учёные называются – фенологи. Вот и мы сегодня попробуем быть в роли фенолога. Будем исследовать сезонные изменения в лиственном лесу.

Предлагает ученикам полюбоваться красотой Кодр Республики Молдова. (презентация) (приложение)

Итак, наше путешествие начинается.

По ходу изучения, ученики составляют и заполняют таблицу.

Общая характеристика

Лес становится холодным и пустынным. Растения отдыхают. В лесу остаются самые приспособленные животные.

-Листья деревьев и кустарников опадают, чтобы сэкономить воду.

- однолетние растения погибают, многолетние зимуют в виде луковиц, корневищ.

- некоторые животные меняют свой рацион (волк, ласка, белка, лисица).

- некоторые птицы мигрируют в тёплые края (соловей, горихвостка, дрозд, удод).

- мелкие животные впадают в спячку (земноводные, рептилии, ёж, барсук, соня).

- у насекомых наступает диапауза (бабочки, жуки, клопы).

Весна. Лето. Осень. Учитель предлагает учащимся работу в парах, прочитать информацию из учебника и в крации изложить перед классом.

Далее учитель организует работу по карточкам. Каждая пара получает задание.

• Что происходит с птицами весной, летом, осенью, зимой? Одинаково ли их поведение? (Ответ учащихся.)

Весна: образование пар, постройка гнезда, размножение.

Лето: обучение птенцов, линька, откормка.

Осень: отлет в теплые края.

Зима: пережидание неблагоприятных условий).

Одинаково ли птицы пережидают неблагоприятные условия? (Нет, некоторые улетают на юг, некоторые остаются)

Как вы думаете, что послужило основной причиной возникновения перелетов? (В связи с изменением климата в умеренных широтах в холодное время года появился недостаток корма.)

Что служит птицам сигналом для перелета? (Уменьшение продолжительности светового дня)

Что же делают птицы зимой, которые остались зимовать? (Птицы, которые остались - ищут корм и пытаются выжить.)

Что происходит с животными весной, летом, осенью, зимой? Одинаково ли их поведение? (Ответ учащихся.) (В каждый период преимущес­твенное значение приобретает то или иное биологическое явление — спаривание, строительство убежищ, воспитание и уход за потомством, линька, миграции, запасание корма, зимняя спячка)

Одинаково ли животные пережидают неблагоприятные условия? (Нет, некоторые впадают в зимнюю спячку, летнее оцепенение, запасают корма, некоторые остаются)

Как вы думаете, что послужило основной причиной зимней спячки и летнего оцепенения? (пища становится малодоступн­ой и сохранение высокой активности обмена веществ невозможно, то звери впадают в спячку. Спячка — это состояние пониженной жизнедеятельности, способ пережить сезонные трудности)

Чем питаются в зимний период лисица, белка, заяц?(Лисица грызунами и падалью. Белки выживают за счёт запасов орехов и желудей, заготовленных с осени. Зайцы и косули потребляют побеги и кору деревьев.

Назовите приспособления к окружающей среде у животных?

(Покровительственная окраска, мимикрия)

Какие изменения в жизни растений происходят на протяжении всего года? (весной – растения пробуждаются, распускают свои почки, цветут. Летом – растут в полном расцвете сил, плодоносят. Осенью листва опадает. Зимой деревья и кустарники находятся в покое, однолетние погибают, многолетние зимуют в стадии луковиц и корневищ)

Какую пользу приносит человеку лес? (красоту, еду, лекарства, жизнь)

Образовательные:

Познакомить детей с сезонными явлениями природы;

Познакомить детей с необычными явлениями природы.

Развивающие. Развивать: кругозор учащихся, наблюдательность и любознательность детей; познавательную активность детей, умение выражать свои мысли, рассуждать.

Воспитывающие. Способствовать воспитанию : дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; интереса к предмету; эстетических чувств.

Планируемые результаты :

Предметные. Обучающиеся:

ознакомятся с сезонными явлениями природы;

ознакомятся с необычными явлениями природы.

Метапредметные. Учащийся получит возможность закрепит умения:

Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний ; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; самостоятельно определять и формулировать тему урока.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи; уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться; осуществлять взаимный контроль.

Личностные. Развить у учащихся:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

положительное отношение к учению, уважительное отношение к собеседнику.

Организационный момент: сядьте ровно, проверьте готовность к уроку: всё ли необходимое есть на партах, нет ли ничего лишнего.

Актуализация знаний: давайте сперва вспомним с вами, что мы проходили на прошлом уроке, посмотрите на слайд и разгадайте ребус, кто справился – поднимите руку:

t1621956737aa.jpg

(природа)

Молодцы! Вспомните, на какие две группы можно разделить объекты природы? (Живая и неживая). /Листочки с таблицами/ Приведите мне примеры живой и неживой природы, для этого посовещайтесь в группах по 3 человека и приведите по 5 примеров к каждой группе.

Чем отличается живая природа от неживой? (Живые существа – дышат, питаются, растут, размножаются и умирают). А как связана между собой живая и неживая природа? (Без тепла, света, воздуха и воды живые существа не могли бы жить).

Можем сделать вывод: в природе все взаимосвязано и живая природа не может существовать без неживой.

Постановка проблемной ситуации: посмотрите на изображения, перечислите, что вы видите: дождь, солнце, ветер дует, туман, град, гроза, радуга… Можете ли вы назвать всё перечисленное одним словом? (Не могут)

Выход из проблемной ситуации: Чтобы определить, какое же слово общее для данных, я хочу предложить вам поработать с раздаточным материалом: вам необходимо решить анаграмму, то есть переставить буквы местами так, чтобы получилось словосочетание и тогда вы сможете узнать, какое же слово объединяет всё, что изображено у нас на слайде.

ЛНИЯВЕЯ РДИПОЫР – ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ

2. Какие бывают явления природы.

3. Природные явления сезонов года.

Открытие знания: В природе постоянно происходят изменения: то идет снег, то дождь, то печет солнце, то находят тучи. Все это называется природными явлениями или явлениями природы.

Явления природы – это изменения, которые происходят в природе независимо от воли человека. Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (сезонов), поэтому они называются сезонными.

Для каждого сезона, а их у нас 4, давайте с вами вспомним их: весна, лето, осень, зима, характерны свои природные и погодные явления. Мы с вами вспомнили, что природу принято делить на живую (это животные и растения) и неживую. Поэтому и явления тоже делят на явления живой природы и явления неживой природы. Явления живой природы – это те явления, которые происходят с растениями или животными: цветение, опадение листьев, перелёт птиц, смена окраски животных, зимние спячки и прочее. К явлениям неживой природы относят: грозу, радугу, дождь, туманы, ураганы и так далее. Давайте с вами разберём, какие же природные явления характерны для каждого из сезонов.

Посмотрите на изображение и подумайте, какие природные явления могут быть характерны для зимы.

Зимой выпадает снег, становится холодно. Реки и озера сковываются льдом. Зимой самые длинные ночи и самые короткие дни, рано темнеет. Солнце почти не греет.

Таким образом, характерные для зимы явления неживой природы:

Снегопад - это выпадение снега.

Метель – это снегопад с ветром. Сильная метель может даже сбить с ног.

Ледостав - это установление на поверхности воды корки из льда.

К явлениям живой природы можно отнести смену окраски зайцев и белок, спячку медведей и ежей, прилёт таких птиц, как снегири.

Весной после долгой зимы солнышко пригревает все сильнее, на реке начинается ледоход, на земле появляются проталины, набухают почки, вырастает первая зеленая травка. День становится длиннее, а ночь короче. Становится теплее. Перелетные птицы начинают свое путешествие в те края, где они будут выращивать своих птенцов.

Какие явления природы бывают весной?

Снеготаяние – поскольку от солнца приходит больше тепла, снег начинает таять.

Половодье – отовсюду к рекам стекаются ручьи растаявшего снега, они наполняют водоемы, вода выходит из берегов.

Проталины – они появляются везде, где снежный покров был более тонким и где попадало на него больше солнышка. Именно появление проталин говорит о том, что зима сдала свои права, и началась весна. Сквозь проталины быстро пробивается первая зелень, на них можно найти первые весенние цветы – подснежники. Снег еще долго будет лежать в расщелинах и впадинах, но на возвышенности и на полях он тает быстро.

Ледоход – весной становится теплее, ледяная корка на реках и озерах начинает трескаться, постепенно лед тает. Да еще и воды в водоемах становится больше, она уносит льдины по течению - это ледоход.

Для весны уже не характерен снегопад, но зато начинают идти дожди.

Гроза – в конце мая может прогреметь первая гроза. Еще не такая сильная, но яркая. Гроза - это разряды электричества в атмосфере.

Это все примеры явлений неживой природы. Рассмотрим несколько примеров из живой природы:

Цветение – первые почки на деревьях появляются в конце апреля – в начале мая. Трава уже пробила свои зеленые стебли, а деревья готовятся надеть зеленые наряды.

Прилет перелётных птиц, пение птиц.

Летом трава зеленеет, цветы расцветают, на деревьях зеленеют листья, можно купаться в реке. Солнце хорошо пригревает, бывает очень жарко. Летом самый длинный день и самая короткая ночь в году. Зреют ягоды и плоды, поспевает урожай.

Летом бывают природные явления, такие как:

Дождь – летом дождь обычно теплый, он помогает напоить леса и поля. Часто летний дождь сопровождает гроза. Если одновременно идет дождь и светит солнце, говорят, что это "Грибной дождь". Такой дождь бывает, когда тучка маленькая и не закрывает солнце.

Жара – летом лучи солнца падают на Землю более отвесно и интенсивнее нагревают ее поверхность. А ночью поверхность земли отдает тепло в атмосферу. Поэтому летом бывает жарко и днем, и даже иногда ночью.

Радуга – возникает в атмосфере с повышенной влажностью, часто после дождя или ливня с грозой.

К явлениям живой природы, к примеру, относятся: Цветение – оно начинается весной и продолжается все лето.

Осенью уже не побегаешь на улице в майке и шортах. Становится холоднее, листва желтеет, опадает, улетают перелетные птицы, ­исчезают из виду насекомые.

Для осени характерны такие явления природы:

Туманы – при высокой влажности воздуха, например, после дождя или сырое, прохладное время года, охлаждаемый воздух превращается в небольшие капельки воды, парящие над землей - это и есть туман.

Роса – это капельки воды из воздуха, выпавшие утром на траве и листьях. За ночь воздух остывает, водяной пар, который находится в воздухе соприкасается с поверхностью земли, травы, листьями деревьев и оседает в виде капелек воды.

Ливень – это сильный, "проливной" дождь.

Листопад – дерево начинает избавляться от листьев, чтобы выпавший снег зимой не сломал ветви. Еще до листопада листья деревьев сохнут, желтеют или краснеют и, постепенно, ветер сбрасывает листья на землю, образуя листопад.

Перелёт птиц на юг.

Кроме описанных выше сезонных явлений природы можно назвать еще несколько, которые не связаны с каким-то временем года. Это довольно необычные явления природы, которые являются достаточно редкими, а некоторые из них даже и очень опасными, как для природы, так и для человека: северное сияние, шаровая молния, мираж, цунами, землетрясение, торнадо, извержение вулкана.

Закрепление:

Сейчас мы с вами выполним игровое задание на ваших планшетах. Откройте его и выполните в парах.

Learning : вам необходимо распределить природные явления на две группы: те, которые происходят в живой природе и те, которые происходят в неживой природе.

Явления в живой природе: распускание листьев на деревьях, цветение, опадение листвы, рождение детёнышей у животных, смена окраса у зайца, зимняя спячка у медведя, перелёт птиц.

Явления в неживой природе: гроза, дождь, туман, снегопад, ледостав, ледоход, смерч, волна, землетрясение, извержение вулкана, падение метеорита.

И вы выполните небольшой тест по нашей сегодняшней теме. Подпишите листочки сверху и приступайте к тесту, у вас есть пара минут:

Явления природы – это …

изменения в жизни человека и животных

это изменения, которые происходят в природе независимо от воли человека +

изменения, связанные с перепадом температуры

Отметь явление неживой природы

Вода на морозе замерзает и превращается в лёд +

Растения растут, тянутся к свету

Перелётные птицы на зиму улетают в тёплые края

Отметь явления живой природы

Осенью листья на деревьях пожелтели и опали +

Утром взошло солнце

Зимой река покрылась людом

Весной перелётные птицы прилетели из тёплых стран +

Найди правильный порядок времён года

Осень, зима, лето, весна

Зима, весна, лето, осень +

Весна, зима, лето, осень

Отметь природные явления, происходящие зимой:

Поменяйтесь с соседом своими тестами, посмотрите на доску и выполните взаимопроверку. Поставьте рядом с вопросов плюс, если ответ правильный, если неправильный – минус. На слайде также написаны критерии, по которым вы можете поставить отметку, поставьте её, пожалуйста, рядом с фамилией, вверху листа. Сдайте тесты мне, спасибо.

Подведение итогов

– О чём мы сегодня говорили на уроке? (О явлениях природы)
– С чем связаны явления природы? (С сезонными изменениями)

– На какие группы можно разделить явления природы? (явления живой природы, явления неживой природы)
– Приведите примеры осенних изменений? (Дождь, дни короче, птицы улетают)

Читайте также: