Конспект урока буква з пнш
Обновлено: 06.07.2024
Оборудование: конверт с письмом и буквой З; плакат с буквами З з; пособие для игры “ Капитаны”, кораблик с новой буквой; картинка с изображением зимнего дерева; игрушка – грузовая машина; индивидуальное пособие для определение места звуку ( отрезок с бегунком); картинки с изображением коз, гусей и карточки со схемами слов, фото Тима и Тома ( два клоуна – худой и полный), закладки, кукла.
1. Организационный момент.
- Сегодня у нас в гостях кукла Зина. Она тоже учиться в школе. Очень прилежная ученица. Будет учиться вместе с вами.
2. Повторение пройденного
-. С какой буквой мы знакомились на предыдущем уроке! (М). Охарактеризуйте звуки, которые она обозначает: М - обозначает два звука [м] твердый и [м’] мягкий. Они согласные и всегда звонкие. (например: мир, мама)
- Определим твердость и мягкость начального согласного звука [м] в словах. Если звук [м] твердый - поднимаем одну руку, если мягкий - две руки. (Малыш, миска, море, мила, мыло, Максим, мир.)
3. Постановка темы и цели урока.
- Сегодня мы познакомимся с новой буквой и звуками, которые она обозначает, будем упражняться в чтении слов с этой буквой.
4. Работа над темой урока.
– Ребята, перед уроком мне принесли письмо. Сейчас посмотрим откуда оно.
Читаем: Задание: Посмотрите на картинку. В какое время года так выглядят деревья? (Зимой). Выполнить звуковой разбор слова – Зима.
(У доски 1 ученик)
Задание: Соотнеси схему с изображением на картинках. К какой картинке относится схема?
Почему не гуси?
Итак, в слове зима, какой звук [З] ? - мягкий. В слове козы - твердый.
Звук З- звонкий или глухой? (Звонкий)
- Вот буква З з (показываю карточку). Охарактеризуем её. Какие звуки она обозначает? На что она похожа?
-На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра 3
- Где она находится в классе?
- На ленте букв, в алфавите.
- Открываем тетради , приготовились к работе.
Печатаем букву З з.
- Сейчас мы отправляемся в путешествие на острова.
- За, Зо, Зи ….Назовите название островов в которых звук [З] -твердый? [За,Зо,Зу,Зы ]
- Придумайте слова с мягким и твердым согласным звуком – З
- Что возьмет Тим, а что - Том? (Для Тима слова с мягким звуком – з, для Тома - с твердым )
Физическая минутка.
Игра. Узнайте звук.
Дети хлопают в ладоши, если услышат звуки: твердый [з] и мягкий [з] в слове.
Резиновую Зину
Купили в магазине.
Резиновую Зину
В корзине принесли.
Она была разиней
Резиновая Зина
Упала из корзины -
Измазалась в грязи
Вот грузовая машина. Загрузим её грузом, название которого начинается со звука [З] [З’] (звонки, зерно, зонтики, заплатки, занавески, змейки, звери, зебры, зубры, залу, землянику, зайцев, землю, зяблики).
- Кто поведет машину?
В классе нет детей с именами и фамилиями со звуком [З]
Придумайте имена. Зина, Зоя, Лиза,…
- Наша кукла поведет машину.
Работаем с азбукой. Стр.95
В каких сочетаниях [З] - мягкий. (Зе, Зи)
2) Читаем слова по единицам чтения.
3) Чтение текста:
а) Про себя. (жужжащие чтение)
б) Первый вариант - второму.
в) Второй вариант - первому.
г) Чтение учеником.
– Какова тема? О чем текст ?
(О зверях в зоопарке)
- С какими животными встретились дети? (Слон, лев)
Какое животное возило детей в тележке?
Что узнали о слоне?
Какие животные хищники?
Соответствует ли название текста нашей теме? (Да)
- А вы были в зоопарке?
Что интересного вы там увидели?
4) Посмотрите на иллюстрацию.
Дети катаются на лошади. Они рады. Зебра наклонила голову. Люди любуются животными. Дети смотрят на птиц. Птицы плавают в пруду.
5) а) Найдите на иллюстрации предметы в названии которых есть звуки [з]- твердый и [з] – мягкий.
Зебра , коза, зубр, забор, заросли, зоопарк.
6) Чтение стихотворения.
О заклинателе змей.
- Кто такой заклинатель змей?
- Найдите в стихотворении слова со звуком [з] – твердым и мягким.
Игра . Определение места звуку.
- Я называю слова. Вы на отрезках показываете место звука [з] .
Змея, зонт, морозец, музыка, звонок, друзья.
Работа с кассой.
Напечатайте слова: звери, зима. Измените первые буквы. Какие получились слова? ( двери, Сима, Дима).
- Отгадайте загадку. Отгадку напечатайте.
Не лает , не кусает,
А в дом не пускает.
( замок)
5. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Что больше всего понравилось на уроке?
Кукле Зине тоже очень понравилось с вами учиться. За вашу хорошую работу на уроке она вам дарит закладки.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Организационный
создание благоприятной обстановки, положительного настроя
Мотивационный
Приветствует обучающихся, проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение новой темы:
- Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат. И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперёд ума.
Представьте, что к вам на ладошки опустилось Солнышко, какое оно?
Верно, оно теплое, желтое, веселое, доброе…
Скажите, а у вас хорошее настроение? (Солнышко-игрушка смеётся)
Давайте поделимся своей улыбкой и хорошим настроением друг с другом, с гостями и с Солнышком.
А теперь, давайте поднимем ручки вверх и отпустим Солнышко – пусть оно посмотрит, как мы будем работать на уроке.
проверяют готовность к уроку соседа по парте
Вытягивают руки и поворачивают их ладонями вверх.
Улыбаются друг другу
Поднимают руки вверх и подбрасывают солнышко
Регулятивные: волевая саморегуляция
Познавательные:
логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт
Подготовительный
Цель: подготовить речевой аппарат к работе
Дыхательная гимнастика
Фонетическая зарядка
Подготовим артикуляционный аппарат к работе.
- Выполним дыхательную гимнастику.
-Задуйте много свечей.
- Как жужжит муха?
-Как рычит собака?
Ры-ры-ры – у мальчиков…
Ро-ро-ро- у нас новое…
Ру-ру-ру- продолжаем мы …
Ре-ре-ре- стоит домик на…
Ри-ри-ри- на ветках…
Ар-ар-ар – кипит наш …
Ир-ир-ир- мой папа…
Арь-арь-арь- на стене висит…
Выполняют дыхательную гимнастику
Дети хором досказывают словечко:
Коммуникативные:
-умение общаться , прислушиваться к высказываниям других
Познавательные:
Логические (подбор рифм)
4 этап. Актуализация ранее полученных знаний.
Цель: выявление затруднений в запоминании ранее изученных звуков, характеристика звуков
Создание проблемной ситуации
Формулирование темы урока
6 этап Постановка учебной задачи.
Цель: создать условия для частично-поискового
7 этап Физминутка
8этап Работа над новым материалом
Цель: знакомство со звуком (з) и (з*)буквой з.
Работа по учебнику
Цель: отработка техники чтения
Конструирование букв по заданию учителя
Коллективная работа
Повторение изученных звуков и букв
- Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок, не высок. Собрались возле него буквы и растерялись. Как же им устроиться жить в этом домике. Да так, чтобы бы жили они дружно.
-Давайте назовём правильно эти буквы.
-Ребята, как вы думаете, мы с вами можем оказать помощь этим буквам, чтобы они правильно расселились?
-На какие две группы можно разделить все буквы и звуки русского языка?
- Как отличить гласные звуки от согласных?
- В каких случаях?
( Сказка-игра продолжается, пока все буквы не расселятся по группам. Гласные буквы обязательно указывают, в каком ряду они стоят (в верхнем или нижнем).
-Чтобы буквы в теремке жили дружно, они должны постараться составить слово. Дети советуются и "выстраивают" слово: например, люди или маяк.
А дальше проводится работа с этим словом: составление схемы на звуковом полотне и на своих карточках-звуках: деление на слоги, выделение ударного гласного
-Составьте схему слова.
-Поработайте в паре, проверьте друг у друга схемы.
-Ребята, а все ли буквы мы расселили в наш теремок?
-А что надо знать, чтобы заселить весь теремок? (новые буквы)
Определение темы урока учащимися
- Ребята, кто может назвать тему нашего урока? (будем знакомиться с новой буквой и новыми звуками)
Верно, сегодня мы познакомимся с новой буквой. Узнаем, какие звуки она обозначает, научимся читать слова с этой буквой.
Работа по изучению новой буквы требует много сил , да и наше Солнышко заскучало, необходимо сделать весёлую зарядку.
Прослушивание и проговаривание чистоговорки
За-за-за — вот идет коза.
Зу-зу-зу — не боюсь козу.
Зы-зы-зы — нет козы.
Какой новый звук встретился в услышанных словах?
Звуковой анализ слов на основе одноуровневых моделей учебник с .53
Посмотрите на верхний левый рисунок. Что это? (зонт)
Произнесите первый звук в слове зонт
Дайте характеристику звуку(з)
(характеристика звука – согласный, звонкий, твёрдый)
-Объясните, почему звук(з)произносится твёрдо?
_Кто изображён справа? Что грызёт мышь? (зёрна)
-Произнесите первый звук в слове зёрна.
_-Дайте характеристику звуку(з*) –(согласный, звонкий, мягкий
-Объясните, почему звук(з*)произносится мягко?
Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного. (е, ё, и, ю, я)
Конструирование большой и малой букв З,з
(или раскрашивание буквы)
Звуки (з) и (з*) обозначаются буквами З и з, большой и малой.
Сравнение звуковой и буквенной форм слова на основе двухуровневых моделей.
-Рассмотрите иллюстрации в книге.
-Что здесь изображено? (узор, изюм, змей)
- Сколько в слове слогов?
-Назовите ударный слог.
- На каком месте в слове узор стоит буква з?
-Какой звук обозначает буква з?
- Дайте характеристику этого звука.
-Почему звук твёрдый?
Аналогичная работа проводится со словами изюм и змей
Составление предложения со словами
(Мама купила печенье с изюмом)
(На окнах ледяной узор.)
(Миша запускает бумажного змея)
Соотнесение со схемами
Упражнение в чтении
Чтение слогов по заданным схемам
Чем похожи, чем отличаются слоги в каждом столбике?
Коллективная работа у доски, дети передвигают буквы.
Попытки назвать тему урока
Определение целей урока
Хоровое чтение в разных скоростных темпах
Характеризуют звук (3)
Чтение по таблице, определение мягких звуков в словах
Составление схемы слова
перенос на свой жизненный опыт
Познавательные:
Регулятивные:
умение работать по предложенному алгоритму
Коммуникативные:
слушать и понимать речь других;
принимать позиции других людей
-самостоятельное формулирование темы урока;
-принятие целей урока
Регулятивные:
-умение работать по предложенному алгоритму
Коммуникативные:
-слушать и понимать речь других;
-принимать позиции других людей
Регулятивные:
- умение работать по предложенному алгоритму
- развитие мелкой моторики
Коммуникативные:
- установка на здоровый образ жизни
Коммуникативные УУД:- слушать и понимать речь других;
- принимать позиции других людей
Итог урока РЕФЛЕКСИЯ.
Цель: помочь осмыслить и оценить личную деятельность ребенка. Вызвать положи тельные эмоции.
- Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока.
- Что нового вы узнали?
У каждого из вас на столе лежат лучики нашего Солнышка трёх цветов: жёлтый, красный, белый. Если вы считаете, что у вас на уроке все получилось, понравился урок, вы много узнали нового, цель, которую вы ставили перед собой, достигнута – прикрепите к Солнышку жёлтый лепесток, если считаете, что вам не всё удалось – красный, а если вы считаете, что вам ещё надо многому учиться -белый
Давайте посмотрим, каких лучей у нашего Солнышка больше? Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались, наше Солнышко радуется вам. (Включаю игрушку Солнышко, которое смеётся.)
Спасибо вам за урок.
Ответы на вопросы, оценивание своей работы на уроке
- самостоятельное определение качества своей работы на уроке;
- принятие целей урока
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- принимать позиции других людей
Технологическая карта урока по обучению грамоте. 1 класс
Тип урока: урок –изучения нового материала
Задачи урока:
Предметные:
-формировать умение выделять новые звуки, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги и слова с новой и изученными буквами; читать текст вслух; соотносить все изученные буквы со звуками.
Метапредметные:
Регулятивные
-понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
-действовать по образцу и заданному правилу.
Познавательные: развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели
Рефлексия способов и условий действия
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно - соревновательное общение со сверстниками.
Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей.
Обосновывать и доказывать собственное мнение.
Личностные: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству
Ожидаемый результат: дети должны усвоить, что звуки [з], [з’] обозначаются буквой З, научиться печатать строчную и заглавную букву з и читать слова с изученными буквами, работать с текстом.
Цель урока: познакомить с согласными звуками [з], [з’] и буквами З , з ; развивать умение давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким; создать условия для формирования навыка чтения вслух, развития речи, памяти и логического мышления; учить составлять тексты из 3–4 предложений, сформировать у учащихся знания о звуках [з], [з'] и буквах З з.
Тип урока : урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте (урок усвоения новых знаний)
Планируемые результаты:
Личностные результаты: Адекватная мотивация: установка на здоровый образ жизни, личная ответственность за свои поступки
Предметные результаты:
Научатся: выделять в речи согласные звуки [з], [з’], обозначать их буквами, называть парные согласные, читать слоги и слова с изученными буквами; составлять рассказ по иллюстрации, читать текст и отвечать на вопросы по содержанию
Метапредметные (УУД):
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий.
Познавательные: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания.
Образовательные ресурсы:
- вспомогательные: компьютер, проектор, экран.
- вербальные: учебник, часть 1, карточки для звуко-буквенного анализа, тетрадь по чтению.
Методы : наглядный, беседа, диалог, практический, проблемно-поисковый
Формы проведения урока : фронтальная, индивидуальная, парная, учебный диалог.
І. Оргмомент
Встань, как только солнце встанет,
И тихонечко – к окошку.
Руку луч тебе протянет –
Ты подставь скорей ладошку.
И скажем всем: (Дети хором)
Людям, травам, домам, птицам.
И веселым, интересным
День твой должен получиться.
ІІ . Актуализация знаний
- К нам в гости пришла одна героиня. Отгадайте загадку:
Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета…
Кто, скажи, девчушка эта? (Золушка) ( Приложение 1)
-Посмотрите у Золушки конверт. А что в нем? Золушка приготовила задания, которые нужно выполнить. Если справимся, получим пригласительный билет, а куда, узнаем позже.
-И так первое задание.
Фонетическая разминка
Покажите как:
- жужжит жук;
- как шипит змея;
- как рычит лев;
- как пыхтит каша;
- как воет волк;
- комар летел и протяжно звенел
- дети – комарики с мамой летят, тоненьким голосом тоже звенят;
- Что мы произносили? (Звуки) .
- Звуки эти разные –
ГЛАСНЫЕ, СОГЛАСНЫЕ.
- Чем они различаются?
- Чем они обозначаются на письме? (буквами);
- Из букв получаются слова;
ІІІ . Самоопределение к деятельности
- Назовите 2 новых звука. (Ответы детей)
- Определите, с чем сегодня познакомимся? А чему надо научиться? (Ответы детей)
IV . Работа над новым материалом
1. Знакомство со звуком
А) Слого-звуковой анализ слова
- На доске предметные картинки, изображающие зебру и звонок.
(Приложение 2)
– Что изображено на картинках?
– Выполните слого-звуковой анализ слов зебра, звонок.
– Выделите согласные звуки [з] и [з’].
– Звуки [з] и [з’] – звонкие; в слове звонок звук [з] твердый, в слове зебра звук [з’] мягкий
- Посчитайте, сколько раз звук З встретится в стихотворении:
За забором зайка скачет,
В лапках букву З он прячет,
Зайка, зайка, выходи,
Деткам букву З верни.
2. Знакомство с буквой З .
- На что похожа буква З? (Ответы детей)
Буква З на В похожа.
Голова, животик тоже.
Только слева без черты
Букву З рисуешь ты.
З – не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.
Извиваюсь, словно змейка.
Срисовать меня сумей-ка!
3. Работа в тетрадях по чтению. Запись буквы З з и слогов за зо зи зу зы
- Перед началом нашей работы разомнем пальчики.
Чтоб красиво написать
Надо пальчики размять
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем буквы мы писать.
V . Первичное закрепление
1. Чтение по слоговой таблице
-А теперь над чем надо поработать?
- Поучимся читать слоги и слова с буквой З по слоговой таблице. (Приложение 3)
2. Чтение слов
- А теперь прочитаем слова в столбиках хором. (Запись на доске)
Зима знакомые зеленел
Произнесите зазвенел звонок
- Назовите двусложные, трехсложные слова. Как вы определили количество слогов в слове?
- А в каком слове больше всего слогов? Сколько слогов?(5)
- Все задания мы выполнили. А теперь узнаем куда приглашает нас Золушка.
3. Работа над стихотворением
А) Чтение стихотворения учителем
Где обедал, воробей?
- Где обедал, воробей?
- В зоопарке у зверей .
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона,
С журавлем поел пшена.
Погостил у нoсорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубатый крокодил
Чуть меня не проглотил.
4. Работа по содержанию
- О чем это стихотворение (Ответы детей)
- И так Золушка приглашает нас на экскурсию в зоопарк.
5. Знакомство со словом
- Прежде чем начнем нашу экскурсию по зоопарку , давайте вспомним правила поведения. Хоть наш зоопарк и не настоящий , расскажите, как нужно вести себя в зоопарке ? (Ответы детей) .
6. Повторение правил поведения в зоопарке
Правила поведения в зоопарке
НЕ кормите, НЕ дразните, НЕ пугайте животных.
НЕ бросайте ничего в животных.
НЕ заходите за ограждение, НЕ прислоняйтесь к нему, и тем более НЕ просовывайте руки.
Соблюдайте ЧИСТОТУ и ТИШИНУ.
Топай, мишка, хлопай, мишка,
Приседай со мной, братишка!
Руки вверх, вперёд и вниз,
Улыбайся и садись!
7. Экскурсия по зоопарку
- Начинаем нашу экскурсию по зоопарку . Кто же у нас живет в первой клетке? Слайд 2
-Ребята, что вы знаете о слонах? (Ответы детей) .
-Слоны - самые большие животные, они питаются листьями деревьев, которые срывают своим хоботом – так у слонов называется длинный нос. А вот это бивни. Как вы думаете, для чего они нужны слону? (Ответы детей) . Бивнями слон защищается от врагов, это такие рога.
- Ребята, а как называется детеныш слонихи – слоненок.
- А вот это животное угадать не сложно. Его длинная шея сразу выдает его. Как называется это животное? (Ответы детей) . Слайд 3
- Это жираф. Он может питаться листьями деревьев, до которых не дотягиваются другие. Как вы думаете, почему? (Ответы детей) . Жираф выше всех других животных. Жираф может взять корм и с земли, а также пить воду, но для этого он должен широко расставить передние ноги, чтобы наклониться. Живут жирафы стадами, разделенными на две группы : в одной мамы с детенышами, в другой папы.
- Продолжаем знакомиться с обитателями зоопарка . Отгадайте, кто живет в следующей клетке.
Загадка про зебру
- Вы догадались? (Ответы детей) . Слайд 4
- Это – зебра. Зебры очень пугливы, от врагов спасаются бегством, причем бегают они очень быстро, но не долго – устают. А если убежать не удается, они защищаются зубами и копытами.
- Переходим к следующему животному. Кто же это? Слайд 5
- Это крокодил. Грозное и опасное животное. А почему, как вы думаете? (Ответы детей) .
- Сильные зубы нужны крокодилу для того, чтобы хватать добычу, разрывать и пережевывать.
- Знаете ли вы, чем питается крокодил? (Ответы детей) . Молодые крокодилы едят рыбу, птиц, насекомых, а взрослым по зубам даже зебры, прибежавшие к водоему попить воды. Такие животные, которые как крокодилы, питаются другими животными, называются – хищники.
- Повторите это слово и постарайтесь запомнить. Ну, и конечно, такие зубы служат надежной защитой от врагов.
- Продолжаем нашу экскурсию. Следующее животное обезьяна. Слайд 6
- Она живет на деревьях и там же питается листьями и плодами. Хвост обезьяны помогает ей держаться за ветви деревьев. Мамы обезьяны очень заботливые : купают своих детенышей, обкусывают им ногти, покрикивают на непослушных.
-А это что за зверь? (Ответы детей) .
- Правильно! Это лев. Слайд 7
- Чем питаются львы? (Ответы детей) . Львы не охотятся в одиночку. Живут они тоже большими семьями. Взрослые львы любят поиграть с малышами – львятами. Еще они учат их всему важному для жизни львов.
- А в следующей клетке у нас – бурый медведь. Слайд 8
- Ребята, что вы знаете о медведях. (Ответы детей) .
- Бурый медведь очень крупный массивный зверь. У него густой и длинный мех, длинные когти. Губы и нос черные. Глаза маленькие, хвост короткий скрыт в мехе. А еще медведь сладкоежка он любит мед и ягоды.
- А знаете ребята, что есть медведи, которые живут на севере. Это белый медведь. Слайд 9
- Живет на Северном полюсе, любит есть рыбу. Большого размера. У него очень густая белая шерсть, которая не дает ему замерзнуть.
-В зоопарке есть аквариум. Слайд 10
-Ребята, поднимите руки, у кого дома есть аквариум? А какие рыбки?
-Завершает нашу экскурсию террариум. Слайд 11
Террариум - это особое помещение или емкость для содержания насекомых ящериц, черепах, змей.
- Закончилась наша экскурсия по зоопарку .
- А сейчас немного отдохнем.
Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё)
И вдруг проснулся, (Поморгать глазами)
Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки)
Встрепенулся, потянулся, (руки согнуты в стороны (выдох)
Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть враво-влево)
VI . Закрепление знаний и способов действий.
А) Работа с текстом.
- Прочитайте текст в полголоса. (самостоятельно)
Чтение текста учителем
Дети читают текст по предложению.
Перечислите о каких животных шла речь? ( Крокодил, тигр, мартышки, носорог). Найдите в тексте слова, в которых говорится, что делали эти животные? ( крокодил спал, тигр играл,носорог бродил)
- А теперь найдите слова, которые отвечают на вопрос как?
( спал мирно, играл ласково)
-О каких характерных признаках можно узнать из текста?
Крокодил ( какой?) зубастый
Тигр (какой?) грозный.
Мартышки (какие?) весёлые, ловкие.
Носорог (какой?) толстый.
-А теперь посмотрите на иллюстрацию в книге и скажите, про какое животное не шла речь в тексте? (Про зебру)
- А каких животных мы встретили в зоопарке, но в нашем тексте о них ничего не говорится?
Б) Работа в паре
- Составьте с другом рассказ. Начните его так:
В субботу наш клас ходил в зоопарк. Там мы видели разных животных. Нам больше всего понравился…
(Дети работают в паре. Проверяется 2-3 рассказа)
VII . Итоги урока. Рефлексия
- Понравился вам урок?
-Что понравилось? А что не понравилось?
-Передайте свое настроение урока с помощью смайликов.
-Если вам на уроке понравилось, и было интересно, наклейте в тетради смайлик с улыбкой.
-Если на уроке было не интересно и ничего не понятно – наклейте смайлик, который качает головой.
-А если вам было совсем грустно на уроке – наклейте смайлик, который плачет.
- создать условия для знакомства со звонкими звуками [з], [з']; упражнять в чтении слогов, слов и текстов с буквой з.
Оборудование:
презентация к уроку, пение малиновки (аудиофайл), задания с сайта "Логозаврия"
- создать условия для знакомства со звонкими звуками [з], [з']; упражнять в чтении слогов, слов и текстов с буквой з.
Оборудование:
презентация к уроку, пение малиновки (аудиофайл), задания с сайта "Логозаврия"
Игра "Доскажи словечко"
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это. (зайка)
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла… (зима)
А как поют комарики? (З-з-з.)
- Назовите тему урока
Звуки [з] – [з']. Буква З.
Какую цель поставим на урок?
-Узнать, какими буквами обозначают новые звуки
-Научиться отличать новые звуки и букву; читать слоги, слова с новой буквой.
По какому плану будем работать на уроке? Рассмотрите стр. учебника. (проговаривают план)
2. Звуковой анализ слов на основе одноуровневых моделей (с.53)
-Рассмотрите иллюстрацию в верхнем ряду. Что изображено слева? (зонт)
-Прочитайте слово по слогам. Сколько слогов в этом слове? Сколько звуков?
-Произнесите первый звук.
-Дайте характеристику звуку [з].
-Кто изображён справа? Что грызёт мышь? (зёрна)
-Прочитайте слово по слогам. Сколько слогов в слове? Сколько звуков?
-Произнесите первый звук. Дайте характеристику звуку [з'].
3. На что похожа буква З.
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три.
З не просто завитушка,
З — пружинка, крендель, стружка.
4. Определение звуков в словах.
5. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневых моделей. (с.53)
- Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Что здесь изображено? (узор, изюм, змей)
-Прочитайте по слогам первое слово. (узор). Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
-На каком месте стоит стоит буква З? Какой звук она обозначает?
-Объясните, почему звук [з] произносится в этом слове твёрдо? (за буквой з стоит гласная буква о)
-Прочитайте второе слово (изюм - сушёные ягоды винограда). Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
-На каком месте стоит стоит буква З? Какой звук она обозначает?
-Объясните, почему звук [з'] произносится в этом слове мягко? (за буквой з стоит гласная буква ю)
-Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука (буквы е, ё, ю, я, и).
-Прочитайте следующее слово. Сколько в слове змей слогов?
-На каком месте стоит стоит буква З? Какой звук она обозначает?
-Объясните, почему звук [з] произносится в этом слове твёрдо? (за буквой з стоит другая согласная буква)
6. Скороговорка
7. Чтение слогов по заданным схемам.
-Над каким пунктом плана мы сейчас работали? (работа со звуковыми схемами). Выполнили этот пункт? Какой следующий? (чтение слогов)
После чтения слогов проанализировать слоги в каждом столбике.
-Чем похожи слоги в каждом столбике?
-Чем отличаются слоги в отдельных столбиках? (В первом столбике - слоги, которые начинаются с гласного звука. Во втором - слоги начинаются со звука [з], в третьем - со звука [з']).
8. Чтение слогов и слов (с.54)
Работа в паре. (найти слова, состоящие из двух слогов)
Словарная работа
Озёрный - то, что растёт на озере (озёрный камыш).
Заря - яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца.
-Объясните значение выражений:
"От зари и до зари" - целый день или целую ночь.
"Ни свет ни заря" - очень рано.
-Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Какое время суток здесь изображено?
-Что делает птица? (поёт на заре).
-Как зовут птичку?
-Зарянка. Это имя очень подходит к птичке, которая песней встречает утреннюю и вечернюю зори. За желтовато-красный, малиновый нагрудничек называют зарянку и малиновкой.
Прослушать голоса птиц - пение малиновки.
-Прочитайте предложение под иллюстрацией .
-С какой буквы надо писать имена людей?
-Найдите и прочитайте слова с твёрдым звуком [з].
-Зачитайте предложение, которое соответствует данной схеме:
9. Рефлексия.
-Над каким пунктом плана мы сейчас работали.
-Какую цель на урок ставили?
Кто скажет, какую букву, и звук мы изучили?
- Что узнали об этом звуке?
(Он согласный, звонкий, бывает твердый, бывает мягкий).
Читайте также: