Конспект урока бобик в гостях у барбоса

Обновлено: 08.07.2024

Конспект урока по теме "Коврик и плетка для дедушки". Н Носов "Бобик в гостях у Барбоса".

ВложениеРазмер
literaturnoe_chtenie_umk.doc 47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: учить характеризовать персонажей по поступкам; выявлять смешное, комическое в содержании текста.

Речевая работа - развивать речевое чутье при работе с шутливым неразличением прямого и переносного значений слов.

Уточнять представление о разных видах фантазии ( выдумка – хвастовство)

Оборудование: выставка книг; рисунки-иллюстрации, подготовленные детьми; карточки с именами -- Барон Мюнхаузен, Капитан Врунгель, Незнайка, Карлсон.

Плакат – литературный словарь

Небылицы, составленные детьми в ходе предварительного творческого задания.

Давайте улыбнемся друг другу. Начинаем урок.

  1. Погружение в тему. Мы начали урок с улыбки. Почему?

Потому что мы продолжаем изучать в литературе тему - …..

Фантазия ( греч. φαντασία — воображение) — ситуация, не соответствующая реальности.

  1. Первые жители этой страны – маленькие фольклорные произведения, которые веселили, развлекали.

Правильно, это небылицы.

- Какие ФОЛЬКЛОРНЫЕ НЕБЫЛИЦЫ вы помните?

Дети читают. В фольклорной небылице нет указания на то, что это выдумка.

Федул, что губы надул?

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

Фома, что из леса не идешь?

Да медведя поймал!

Да он меня не пускает!

Сынок, сходи за водицей на речку!

Сынок, иди кашу есть!

Что ж, раз мать велит – надо идти!

Что ваши девчата делают?

Порют да плачут.

Фома, у тебя в избе тепло?

Тепло. На печи в шубе согреться можно!

  1. Но небылицы писали и пишут авторы. Как называются такие небылицы? Вторыми жителями страны станут ЛИТЕРАТУРНЫЕ НЕБЫЛИЦЫ

(Литературные небылицы, в которых есть рассказчик, который все это рассказывает).

Каких авторов небылиц вы помните?

- Пришла очередь прочитать и ваши небылицы, ваше творчество.

- Какое настроение создают у читателей фантазии-небылицы? Чему учат? (Наблюдательности, умению по-доброму посмеяться)

-Когда можно понять фантазию-небылицу? Если знаешь, как на самом деле должно быть.

- Как можно охарактеризовать главного героя рассказа? (Выдумщик, фантазер) А по характеру? Ну почему же ему становилось страшно? Потому что он хорошо знал действие и живо себе все представлял.

Он дошкольник, но очень конкретно воспринимает содержание сказок и как будто видит все в подробностях и деталях.

  1. Новый житель нашей страны - ТВОРЧЕСКАЯ ФАНТАЗИЯ. Что нужно иметь для того, чтобы поселить этих жителей в страну фантазии? ВООБРАЖЕНИЕ – ЗНАНИЕ
  1. А сейчас я прошу вас прочитать имена литературных героев и сказать, что же их объединяет?

- Почему? Потому что Барбос выдумщик и врунишка.

  1. Поселим еще одних жителей ВЫДУМКА – ХВАСТОВСТВО.

- О чем же Барбоска врал? (Отрывки из текста) А почему Барбос так расхвастался, ведь он не собирался?

  1. Смешное в рассказе . Третья часть – чтение по ролям . Часы – прямое и переносное значение слов. Гребешок – Бобик сравнил с тем предметом, который видел.
  2. Составление плана к 3 и 4 частям

На предыдущем уроке мы составляли простой план.

На карточках я распечатала наш план, но оставила место для уточнений к 3 и 4 частям

1.Барбоске скучно одному дома .

2.Барбос приглашает в гости Бобика.

3.Бобик знакомится с домом.

4.Барбос и Бобик лакомятся и отдыхают.

5. Барбоска наказан.

Мой рассказ о Бобике и Барбосе.

  1. Итог. Чему помогает фантазия? Как вы используете свою фантазии

Фантазия ( греч. φαντασία — воображение) — ситуация, представляемая человеком или группой, не соответствующая реальности , но выражающая их желания

Фантазия - это нереальное сочетание реальных элементов. Является разновидностью творческого воображения .

• Небылица весело учит различать действительность и фантазию, развивает воображение. Рисует необычные, небывалые картинки жизни.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: .



Рабочая учебная программа по литературному чтению для 4 класса, I образовательная ступень Составлена на основе авторской программы по литературному чтению Р.Н. Бунеева , Е.В. Бунеевой,


Тема: «Чтение сказки Н. Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса:

Детская цель: узнать, как Бобик сходил в гости к Барбосу.

Задачи:

1. Способствовать восприятию и пониманию текста детьми, учить оценивать поступки героев.

2. Развивать диалогическую речь, отвечая на вопросы.

3. Воспитывать нравственные качества на примере героев.

Хотите узнать, как Бобик сходил в гости к Барбосу?

Чтение сказки

- вам понравилась сказка?

- веселая или грустная?

- кто жил у дедушки?

- почему Барбос не мог пойти гулять?

- кого Барбос позвал в гости?

- что спросил Бобик, когда увидел как живет его друг?

- что увидел Бобик на стене?

- что испугался Бобик, глядя в зеркало?

- каким был Барбос по отношению к другу?

- можно назвать его гостеприимным?

- правильно ли вели себя Бобик и Барбос?

- что они сделали не так?

- что увидел дедушка, когда пришел с работы?

- как вы думаете, а дедушка Барбосу доверял? А что он ему доверил?

- а как поступил Барбос по отношению к дедушке?

- чему учит нас эта сказка?

Физминутка.

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой.

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

На мольберте иллюстрации к сказке.

Дети рассматривают картинки и собирают их по порядку.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель Петрик Е. П.

Цель урока: знакомство с творчеством Н. Н. Носова.

Задачи: образовательные:

познакомить учащихся с новыми произведениями,

способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений,

организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения,

организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста.

развивающие:

содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, по ролям, про себя, вслух;

создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;

помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;

воспитывающие:

содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к животным, заботы о них,

способствовать сплочению классного коллектива,

содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки,

помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование:

компьютер и проектор,

комплект слайдов по изучаемому разделу,

портрет писателя Б.Житкова,

макеты обложек произведений,

Тип урока : урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Логика урока: мотивация – актуализация полученных ранее знаний и умений учащихся – организация восприятия – организация осмысления – первичная проверка понимания вопроса – организация первичного закрепления – анализ первичного закрепления – рефлексия.

Основание для применения компьютерных технологий: использование демонстрационного материала в виде просмотра слайдов, фрагментов мультипликационных фильмов, прослушивание песни с клипами способствует продуктивной и рациональной организации урочной деятельности. Так как у учащихся начальных классов преобладает наглядно – образное мышление, демонстрационный материал актуален.

Организационный момент.

Приветствие (слайд 1).

Учитель: Сегодня у нас необычный урок литературного чтения – учебно – познавательное занятие. Сейчас мы узнаем, кто будет главным героем нашего урока. Послушайте стихотворение – загадку Валентина Берестова.

Сегодня вышел я из дома,

Пушистый снег лежит кругом.

Гляжу - навстречу мой знакомый

Бежит по снегу босиком.

И вот мы радости не прячем,

Мы - неразлучные друзья.

Визжим, и прыгаем, и скачем -

То он, то я, то он, то я!

Объятья, шутки, разговоры.

-Ну как живёшь? Ну как дела?-

Вдруг видим, кошка вдоль забора,

Как тень на цыпочках прошла.

-Побудь со мной ещё немного!-

Но я его не удержал.

"Гав! Гав!"- сказал знакомый строго,

Махнул хвостом и убежал.

Главным героем нашего занятия будет собака (слайд 2).

Наш урок мы проведём в виде своеобразного дог – шоу (слайд 3).

Учитель: мы познакомимся с произведением известного русского автора Николая Николаевича Носова, узнаем, когда он жил, какие произведения он написал. Будем учиться читать правильно и выразительно. А так же узнаем много интересных фактов из жизни собак.

IV. Новый материал.

Сейчас я познакомлю вас с творческой биографией автора (слайд 5).

Родился Николай Носов в начале прошлого века в семье актера. Детство его прошло недалеко от Киева. Окончил Московский государственный институт кинематографии и работал в сфере кино.

По словам самого Носова, в литературу он пришел случайно: родился сын, и

нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказы

для него и его приятелей-дошкольников. «Постепенно я понял, что сочинять

Дети — герои в его книгах — не весельчаки, не скоморохи. Они деловиты. Они нормальные здоровые дети, живут открыто, увлеченно. Стремительно действуют и в игре, и в делах. Сам Носов говорил, что его творчество – это взгляд на мир глазами ребёнка.

Выставка книг Н. Н. Носова.

V. Знакомство с произведением.

- Сегодня мы познакомимся с одним из рассказов Н. Н. Носова. Героями произведения стали собаки.

1. Чтение учителем.

2. Работа над содержанием. Беседа:

- Понравился ли вам рассказ? Можно ли назвать это произведение юмористическим? Почему?

- Кто главные герои рассказа?

- Барбос – это комнатная собака. А Бобик?

- Почему Бобик не знал назначение предметов интерьера в квартире?

- Барбоске было смешно наблюдать за незнанием Бобика, он почувствовал себя образованной собакой. Именно поэтому он стал вести себя немного снисходительно по отношению к другу, хвастливо. Что он стал говорить Бобику про квартиру, мебель и вещи?

- Что Барбос сказал про дедушку?

- Можно ли сказать, что собаки навели беспорядок, напакостили?

- Что они натворили?

-Что случилось, когда дедушка пришёл с работы?

4. Физ. минутка: интерактивная физ. минутка (слайд 9).

По сюжету этого рассказа Н. Н. Носова был снят мультфильм. Давайте посмотрим фрагмент этого мультфильма (слайд 10).

- Чем отличается содержание рассказа от содержания мультфильма?

- Как вы думаете, собаки напакостили специально, или просто так получилось, они не хотели навредить?

Иногда наши домашние животные могут нечаянно навредить. Послушайте стихотворение СОБАЧКИНЫ ОГОРЧЕНИЯ (Б. Заходер) (слайд11 – смена по щелчку ).

В лесочке над речкой

И лесом, и дачей,

Но есть огорчения

В жизни собачей.

Собачку слегка обижает,

Высокий забор окружает.

Ведь если б не этот

Был бы другой разговор!

Что люди забыли

Обиды терпеть не желает:

Она на машины отпаяно лает!

Ей грустно глядеть

На цветочные грядки:

В таком беспорядке!

Однажды собачка их славно вскопала,

И ей же - представьте! -

Собачку за стол не сажает,

И это, понятно, её обижает:

Не так уж приятно

Но дайте собачке

И сразу окончатся

- Как вы думаете, собаки Барбос и Бобик поняли недопустимость своего поведения в квартире? Почему?

-Простил ли дедушка своего Барбоску? А Бобика?

- Что случилось дальше?

VI. Развитие речи и воспитание экологической культуры.

- Главные герои нашего занятия - собаки. Принято считать, что самым первым домашним животным, которое приручил человек, была именно собака.

Была эпоха ледяного мрака,

Брел Человек, не ведая пути.

Брел Человек. А рядом - шла Собака

И вместе лишь они смогли приют найти.

Собака охраняла Человека,

Его семью, его посевы, скот.

Так повелось аж с бронзового века:

Где человек - собака там живет.

Прошли года, эпохи поменялись

Уж много раз - и был потоп и мор,

Но неизменно вместе оставались

Они всегда - всему наперекор.

Об этих животных написано множество литературных произведений: рассказов, сказок, стихотворений. О собаках снято много художественных и мультипликационных фильмов. Немало пословиц и поговорок, крылатых выражений о собаках. Давайте поработаем с некоторыми пословицами.

Как вы понимаете пословицы:

Без собаки зайца не поймаешь (слайд 12).

Верная собака на всякого прохожего лает, а тогда и воров не страшно.

(французская пословица) (слайд 13).

И собака помнит, кто ее кормит (слайд 14).

Собака видит мир носом, а кошка ушами (слайд 15).

А зачем современному человеку нужна собака?

2.Рассказ учителя: профессии собак.

С древности собак использовали в военном деле, в посыльной, сторожевой службе, они принимали участие даже в активных боевых действиях (слайд 16). Но систематическое использование началось только со второй половины XIX века. Незаменимые качества собак очень пригодились в военной службе. Собаки выполняли роль посыльных, санитаров, сыщиков, караульных. Наиболее пригодными для военной службы считались собаки средней величины. Во время Великой Отечественной войны любителями-собаководами в действующую армию были направлены десятки тысяч собак, которые оказали серьезную помощь фронту.

На Севере незаменимы собачьи упряжки — несмотря на развитие техники, даже сейчас, в начале XX I века (слайд 17). Ведь ездовая собака - это не только средство передвижения, но и верный, преданный друг, скрашивающий пребывание человека в суровом царстве полярной ночи.

Собак — поводырей слепых, впервые начали обучать в Англии (слайд 18). Это, пожалуй, самая сложная дрессировка собак. Ведь собаку надо научить видеть окружающий мир как бы глазами человека: препятствия, которые просто незаметны для собаки, для человека, тем более слепого, могут оказаться непреодолимыми. Например, лестница, высокий порог или низкий для человека проход — все это собака должна видеть и сигнализировать своему хозяину. Вы только подумайте, какое чудо: человеку, безвозвратно потерявшему зрение, возвращается возможность свободно передвигаться по улицам! Для своего хозяина такая собака не только надежный помощник, но и преданный друг. Собака-проводник помогает слепому избежать зависимости от посторонних людей.

Там, где собака помогает человеку, к ней особое отношение и особая любовь (слайд 19). Пастушьи собаки контролируют передвижение животных в стаде. А кто составит компанию пастуху и разделит его жизнь в холод и зной, кроме собаки?

Но самая главная собачья служба — это просто ЖИЗНЬ рядом с человеком.

Многим собакам за их преданную и героическую службу человеку в разных странах и городах мира поставлены памятники (слайд 21).

Собаки имеют большое число разновидностей, в мире насчитывается до 400 пород (слайд 22). Давайте просмотрим на представителей некоторых пород и прочитаем и них стихотворения.

Ход урока

1. Вступительная беседа.

- Давным-давно, 40 млн. лет назад, появились предки хищных животных – миацисы. Прошло немало времени прежде, чем появилась первая собака. Но какая! Волк, динго, дикая собака и шакал, до сих пор не знают, кто из них был пра-пра-прадедом современной собаки.

В тяжелые времена, когда охота была главным занятием, человек позавидовал быстроте и чутью собаки, а собака – уму и силе человека и стала охотиться вместе с ним.

Собака быстро завоевала положение в обществе. Шведский натуралист 14 в. Карл Линней предложил классификацию известных в то время пород собак (рассказ сопровождается показом слайдов (приложение)):

  1. Домашняя собака.
  2. Серая охотничья собака.
  3. Водяная собака.
  4. Египетская собака.
  5. Мудрая собака.
  6. Собака с хвостом, закручивающимся вверх и влево.
  7. Комнатная собака.
  8. Холодная собака.
  9. Ласка.

- Собака – сторож, пастух, пожарный, охотник, ходят по следу воров, разоблачают перевозчиков наркотиков, определяют место утечки газа, вывозят раненных с поля боя, охраняют границы, водят слепых, возят грузы, по запаху находят залежи металлов, ищут грибы.

Для разных служб выводят различные породы собак. Исследованием собак занимается наука – кинология.

2. Выступления детей о породах собак.

(Карточки раздавались заранее.)

У волка есть одна страшная привычка. При нападении на собак первым делом впивается в горло зубами. Прием хоть и коварный, но верный. Вот почему у каждой кавказской овчарки сверкает на шее металлический ошейник с острыми шипами. Поди, попробуй теперь зубов не соберешь. Не каждый серый охотник отважится вступить в схватку с четвероногим сторожем.

Сенбернар– Далеко в Альпах, на высоте двух с половиной километров, лежит знаменитый Сенбернарский перевал. В давние времена и в средние века перевал был единственной ниточкой связывающей Италию со странами Северной Европы. Много людей проходило здесь. Но не для всех переход через Альпы был счастливым. Снежные лавины и обвалы, снегопады и метели подстерегали путников. И тогда случались беды. В 9 веке построили на перевале монастырь. Монахи монастыря и вывели специальную породу собак – огромных, грузных, которые стали умелыми горными спасателями. Грозный перевал дал им свое имя – сенбернар.

Колли – свое название колли получили от черноголовых овец коллиз, которых в древности пасли в Шотландии. Внешне колли чем-то похожи на лису. Морда у них длинная, узкая, сухая, конечно больше лисьей, и хитрости в глазах нет, полное добродушие и доверчивость. Свою мягкость и нежность в обращении с подопечными колли доказали в 1952 году, когда их привезли в оленеводческие совхозы Приморья к пятнистым оленям. Раньше оленей держали в загонах, но им нужен простор, дыхание степей и предгорий. Каких только собак не пробовали на роль пастухов! Ни одна не подошла. А колли справилась. Олени быстро привыкли к мохнатым подпаскам и во всем подчинялись им.

Бассет. В переводе означает – коротконожка. Это собака ровного послушного нрава. Но слушается далеко не всегда, только если это ему угодно. Просто обожает своих хозяев. Бассет ласков сними и с их детьми. Позволяет играть с ним, но не выдерживает, если его долго треплют за уши.

Бультерьер. Отличается сильным и крепким телом. Происходит от породы собак, которыми в старину, ради потехи, травили быков. Это очень выносливая собака, отличный сторож. Мощными челюстями бультерьер вонзается в нарушителя спокойствия и не отпускает его до тех пор пока не придет хозяин. Чистокровные бультерьеры отличаются белой окраской.

Фараонова собака. Древнейшая в истории человечества порода собак. Элегантная, сильная, стремительная. Очень умна, легко находит выход из трудных ситуаций. Сильно привязывается к своим хозяевам. Очень любит играть с детьми.

Денди-Даймонт-терьер. Свою любовь отдаст безраздельно одному хозяину, к чужим относится подозрительно. Отличный сторож. Не повезет тому вору, который заберется в дом, где живет эта собака. Звонким лаем разбудит она своего хозяина, да и вора как следует напугает.

Мастифф. Крупная мощная собака. Грозный сторож. Отважен, полон спокойствия, достоинства. Любит, чтобы у него было свое дело в жизни.

Чихуахуа. Самая маленькая собачка на свете. Весит около 300 граммов. Может поместиться в большом бокале. Необычайно преданна хозяину. Но может и цапнуть, когда ее дразнят.

Грейхаунд. Одна из древнейших пород. Дружелюбная, добродушная, ласковая собака, нежно любящая детей.

Левретка. Маленькая итальянская борзая. Привязчива, грациозна, сообразительна. Грубые резкие слова могут глубоко обидеть ее.

Китайская хохлатая собачка. Очень смела, ласкова и умна. Дружит с детьми. Может умереть с горя, расставшись с хозяином. Любит хорошо покушать, несмотря на свой маленький рост.

Английский бульдог. Очень добродушен, несмотря на свой устрашающий вид. Сообразителен, любит поиграть, во сне храпит.

Пулли. Венгерская пастушья собака. Легко поддается дрессировке. Чрезвычайно умна, признает только одного хозяина. Отличается густым длинным мехом.

Читайте также: