Конспект урока бианки музыкант

Обновлено: 05.07.2024

продолжать знакомить с творчеством В. В. Бианки; совершенствовать умение детей пересказывать рассказ.

учить детей связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без помощи вопросов воспитателя.

интерес к художественному слову,

интерес к изучению природы.

воспитывать любовь к животным,

бережное отношение к природе.

чтение рассказов В. Бианки,

рассматривание иллюстраций,

медвежатник, завалинка, опушка.

Материал и оборудование:

книги Виталия Бианки для выставки,

Ход деятельности:

I. Вводная часть

- Сегодня мы продолжаем знакомство с детским писателем – Виталием Валентиновичем Бианки.

- Сегодня мы будем читать о животном, а о каком, вы узнаете, отгадав загадку.

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

II. Основная часть

Медвежатник – охотник на медведей.

Завалинка – невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы.

Опушка – край леса.

Чтение произведения

Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка. Мимо проходил знакомый колхозник и говорит старику:

— Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.

Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Взял ружьё и пошёл в лес.

В лесу старик долго искал медведя, но не нашёл даже и следа его.

Устал старик и присел на пенёк отдохнуть.

Старик встал с пенька и осторожно пошёл туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки.

Медведь наклонил голову и слушает.

Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка.

Замолк звук, — медведь опять за своё : оттянул щепку и пустил.

Колхозник спросил старика:

— Ну что, убил медведя?

— Нет, — ответил старик.

— Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я?

И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве.

2. Беседа по – прочитанному:

- О ком я вас прочитала?

- Кто главные герои произведения?

1) Что делал старик, когда встретил колхозника?

б) играл на скрипке;

в) играл на баяне;

2) Что сообщил колхозник старику?

а) что он видел в лесу медведя;

б) что он собрал много грибов;

в) что в лесу много ягод;

3) Как поступил старик?

а) остался сидеть на завалинке;

б) пошёл поговорить с соседом;

4) Какой звук услышал старик?

а) красивый тонкий звук;

б) как рубят деревья;

в) пронзительный комариный писк;

5) Кого он увидел в лесу?

6) Как поступил старик?

- Если я произнесу название музыкального инструмента, вы хлопните в ладоши. Если я назову дерево, то вы подпрыгните на месте.

Скрипка, берёза, рябина, пианино, сосна, гитара, баян, ель, труба, осина.

5. Беседа по – прочитанному.

- Какое произведение я вам прочла? (сказка, стихотворение, рассказ).

- Это рассказ. Это небольшое по объёму произведение. В нём мало действующих лиц, рассказывается об одном случае из жизни старика.

- Кого автор называет музыкантом?

- Автор называет музыкантом старика и медведя. Они оба любили музыку и играли каждый на своём инструменте.

- Кто же является главным действующим лицом из этих двух музыкантов?

- Главное действующее лицо – старик – охотник. С ним связаны все события рассказа.

- И с ним связана основная мысль рассказа. А в чём она состоит?

- Природа разнообразна и удивительна. В ней много тайн и чудес. Задача человека – беречь природу, не губить её понапрасну. Сделать так, чтобы природа не страдала от рук человека. Даже необдуманно и без необходимости сорванный цветок на лесной поляне – это травма для природы.

- Красивый тонкий звук, как струна запела. Это сравнение.

Дети пересказывают рассказ.

- Молодцы, ребята. Вы меня очень порадовали сегодня своими ответами.

Что мы будем делать с вами,

Чтоб природе стать друзьями?

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Будем вместе развивать качество- внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

III Заключительная часть

- Скажите, о творчестве какого автора мы говорили сегодня?

- С каким его произведением познакомились?

- На доске изображены три медведя: улыбающийся, равнодушный, грустный. Выберите изображение того медведя, какое настроение у вас после сегодняшней деятельности. А вечером нарисуйте медведя, который играл на щепе.

(Дети выбирают изображение и объясняют свой выбор)

Урок литературного чтения с элементами развивающего обучения построен по методике Г.А.Бакулиной.

ВложениеРазмер
urok_literaturnogo_chteniya_vo_2_klasse_bianki_muzykant.doc 58.5 КБ
bianki_muzykant.ppt 539.5 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

по литературному чтению

Виталия Валентиновича Бианки

Подготовила учитель начальных классов

Чекмарёва Анна Юрьевна

Цель: познакомить учащихся с творчеством В. Бианки;

учить их читать выразительно, без ошибок;

развивать внимание, мышление;

прививать любовь к природе.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий.

Оборудование: портрет и книги Бианки, карточки с биографическим текстом, с тестами для проверки первичного восприятия текста, рисунки для рефлексии, презентация ко всем этапам урока.

1. Организационный момент

2. Речевая разминка

На уроке мы будем читать о животном, а о каком, вы узнаете, отгадав загадку.

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)

Мишка и мушка.
Мишка брёл лесной опушкой.
Повстречался мишка с мушкой.
Закричала мушка грозно:
- Уходи, пока не поздно! –
Гром тут грянул, как из пушки.
Убежал медведь с опушки.

- Что показалось в этом стихотворении вам особенно интересным? А может ли быть такое на самом деле?

Чтение стихотворения вместе с учителем.
Чтение стихотворения самостоятельно.
Чтение вслух отдельными учениками стихотворения.

3. Определение темы и цели урока

На доске запись: Заходер

- Установите, с чьим творчеством мы познакомимся на уроке. Его фамилию можно определить по первым буквам имён писателей, чьи фамилии вы видите на доске.

- Заходер Борис (б), Крылов Иван (и), Пушкин Александр (а), Носов Николай (н), Чуковский Корней (к), Токмакова Ирина (и). Получилась фамилия Бианки. Значит мы на уроке познакомимся с творчеством Бианки Виталия Валентиновича.

- Атеперь определим название произведения, которое мы будем читать.

Чтобы его определить, вам потребуется знание алфавита и шифр.

На доске запись: 14 21 9 29 12 1 15 20

- По номерам букв определите слово, которое является названием произведения.

На доске появляется запись:

- Зная тему, поставьте цель урока.

- Цель урока: продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки;

учиться правильно, выразительно его читать и

4. Подготовительная работа

- Приступим к работе над поставленной целью. Я расскажу вам о Бианки. Вы прослушаете биографию очень внимательно. Затем я раздам вам тексты о писателе с пропущенными словами, а вы восстановите их по памяти.

Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Витя впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем.

Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. Недаром первое ружье ему подарили в 13 лет. А еще он очень любил поэзию. Одно время увлекался футболом, даже входил в гимназическую команду.
Разными были интересы, таким же — образование. Вначале — гимназия, затем — факультет естественных наук в университете, позднее — занятия в институте истории искусств. А своим главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки.

Бианки никогда не привлекали наблюдения из окна уютного кабинета. Всю жизнь он много путешествовал (правда, не всегда по своей воле). Особенно запомнились походы по Алтаю. Бианки тогда, в начале 20-х годов, жил в Бийске, где преподавал биологию в школе, работал в краеведческом музее.

- А теперь на листочках, которые у вас на столах, поработайте в парах. Восстановите биографию Бианки, вставив пропущенные слова.

Если вам будет трудно, то воспользуйтесь словами для справок.

Медвежатник – охотник на медведей

Завалинка – невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы

Опушка – край леса

Устанавливается лексическое значение слов.

  1. Предопределение учащимися содержания нового произведения.

- Зная название произведения, слово-отгадку из речевой разминки и последнее предложение: И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве, попытайтесь определить, о чём в нём пойдёт речь. (Учащиеся высказывают свои предположения).

5. Чтение нового произведения учителем

6. Проверка первичного восприятия

- Чьё предположение оказалось более точным?(Учащиеся высказывают своё мнение).

- Ответьте на вопросы усложнённого текста по прослушанному произведению так, чтобы получился связный рассказ.

1) Что делал старик, когда встретил колхозника?

б) играл на скрипке;

в) играл на баяне;

2) Что сообщил колхозник старику?

а) что он видел в лесу медведя;

б) что он собрал много грибов;

в) что в лесу много ягод;

а) остался сидеть на завалинке;

б) пошёл поговорить с соседом;

а) красивый тонкий звук;

б) как рубят деревья;

в) пронзительный комариный писк;

- Если я произнесу название музыкального инструмента, вы хлопните в ладоши.

- Если я назову дерево, то вы подпрыгните на месте.

Скрипка, берёза, рябина, пианино, сосна, гитара, баян, ель, труба, осина.

8. Чтение текста учащимися

Установка: определить жанр произведения.

9. Анализ произведения

- Определите жанр произведения.

- Это рассказ. Это небольшое по объёму произведение. В нём мало действующих лиц, рассказывается об одном случае из жизни старика.

- Кого автор называет музыкантом?

- Автор называет музыкантом старика и медведя. Они оба любили музыку и играли каждый на своём инструменте.

- Кто же является главным действующим лицом из этих двух музыкантов?

- Главное действующее лицо – старик – охотник. С ним связаны все события рассказа.

- И с ним связана основная мысль рассказа. А в чём она состоит?

(Слушаются ответы учащихся).

- Природа разнообразна и удивительна. В ней много тайн и чудес. Задача человека – беречь природу, не губить её понапрасну. Сделать

так, чтобы природа не страдала от рук человека. Даже необдуманно и без необходимости сорванный цветок на лесной поляне – это травма для природы.

- Красивый тонкий звук, как струна запела. Это сравнение.

10. Подведение итогов урока

- Скажите, о творчестве какого автора мы говорили на сегодняшнем уроке.

- С каким его произведением познакомились?

- Как в нём отражается характер творчества этого писателя?

- На доске изображены три медведя: улыбающийся, равнодушный, грустный. Если вам понравился урок, поставьте точку около улыбающегося медведя. Если урок не затронул ваших чувств, то поставьте точку около равнодушного медведя. Если вам почему-то урок очень не понравился, поставьте точку около грустного медведя.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Отгадайте загадку Летом ходит без дороги Возле сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос

Речевая разминка Мишка и мушка. Мишка брёл лесной опушкой. Повстречался мишка с мушкой. Закричала мушка грозно: -Уходи, пока не поздно!- Гром тут грянул, как из пушки. Убежал медведь с опушки.

Заходер Крылов Пушкин Носов Чуковский Токмакова

Б орис Заходер И ван Крылов А лександр Пушкин Н иколай Носов К орней Чуковский И рина Токмакова

14 21 9 29 12 1 15 20 М У З Ы К А Н Т

Виталий Валентинович Бианки (1894–1959)

Словарная работа М . Д . Е . А . Н . К 9 \ . А В А Л И Н К А А К Ш У П О

Словарная работа МЕДВЕЖАТНИК охотник на медведей ЗАВАЛИНКА невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы ОПУШКА край леса

Тест Что делал старик, когда встретил колхозника? а) ловил рыбу; б) играл на скрипке; в) играл на баяне; 2. Что сообщил колхозник старику? а) что он видел в лесу медведя; б) что он собрал много грибов; в) что в лесу много ягод;

3. Как поступил старик? а) остался сидеть на завалинке; б) пошёл поговорить с соседом; в) пошёл в лес; 4. Какой звук услышал старик? а) красивый тонкий звук; б) как рубят деревья; в) пронзительный комариный писк;

5. Кого он увидел в лесу? а) зайца; б) лису; в) медведя; 6. Как поступил старик? а) ……………..; б) …………….. .

Итог урока На сегодняшнем уроке я узнал … На этом уроке я бы похвалил себя за… После этого урока мне захотелось…

Молодцы! Спасибо за урок…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: .




Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн.


Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч.


Данная технологическая карта разработана к первому уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России".

Конспект урока составлен с использованием приемов формирования смыслового чтения при работе с текстом, а также с учетом учащихся с ОВЗ.

Класс: 2

Тип урока: комбинированный.

Цель урока:

Задачи:

  • продолжить знакомство учащихся с произведениями о братьях наших меньших;
  • формировать у младших школьников ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения; развивать навыки безошибочного, выразительного чтения, анализа литературного текста.
  • определять и формулировать цели и задачи деятельности на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом;
  • развивать воображение, фантазию, творческие способности;
  • совершенствовать умения слушать, прогнозировать;
  • расширять словарный запас детей, способствовать развитию читательского кругозора.
  • определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • показать важность бережного отношения к природе;
  • содействовать воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки;
  • учить оценивать собственное поведение и поведение других людей.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие этических чувств, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия,
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности,
  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач,
  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания,
  • готовность слушать собеседника и вести диалог,
  • умение договариваться, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
  • осознание значимости чтения для личного развития;
  • использование разных видов чтения (смысловое, выборочное, поисковое);
  • умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Методы работы: объяснительно-иллюстративные, словесные, практические, наглядные, частично-поисковые.

Материалы и оборудование: учебник, мультимедийный проектор, переносной экран, портрет Виталия Бианки и его книги для выставки, дидактический раздаточный материал для индивидуальной / парной работы, презентация.

Ход урока

1 Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!
Начинается урок.
Будем отвечать активно,
Работать продуктивно.
Постарайтесь всё понять,
Много нового узнать.

- Вижу мы готовы начать урок, урок литературного чтения (Слайд 1).

2 Целеполагание

Речевая разминка (Слайд 2)

Везде: в лесу, на полянке,
В реке, на болоте, в полях –
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.

- Прочитайте про себя, вслух: радостно, с удивлением, без эмоций, хором.

Ребята, посмотрите внимательно – почему одно слово выделено и написано с заглавной буквы? (ответы детей)

Верно, это фамилия уже известного нам писателя.

На доске портрет В.В. Бианки.

Но для плодотворной работы нам необходимо поставить перед собой цели (Слайд 4).

3 Актуализация знаний

- Как вы думаете, кто такой музыкант (Слайд 5)?

Музыкант: артист, играющий на музыкальном инструменте и человек, занимающийся музыкой.

А вот кто был музыкантом, узнаете, отгадав загадку (Слайд 6).

Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (ответы детей)

Верно, ребята, это медведь (Слайд 7).

4 Работа по теме урока

- Познакомимся с медведем поближе. Прочитаем текст (Слайд 8).

Перед вами на партах лежат карточки №1 с этим текстом.

Медведь – хищное млекопитающее, хорошо плавает и лазает по деревьям. Один его удар способен погубить другое животное. Ноги у косолапого толстые, голова большая с небольшими ушами и глазами, шерсть длинная, коричневого цвета. Мишка любит полакомиться мёдом, черникой, малиной.

Задание для класса. К выделенному слову, подберите, пожалуйста, синонимы и подчеркните их. (Что такое синонимы?)

Задание для учащихся с ОВЗ: На карточке № 1.1 соедини линиями слово медведь с подходящими по смыслу словами.

  • косолапый
  • серый
  • Медведь косой
  • мишка
  • беляк

Проверьте себя (Слайд 9).

Перед вами на карточке №2 таблица. Задание для всего класса.

Что хорошо умеет делать?

Заполните её, используя текст про медведя.

Проверка (Слайд 10).

- Как вы думаете, медведь может быть музыкантом?

- Об этом мы узнаем, прочитав этот рассказ. Но сначала немного потренируемся в прочтении сложных слов (Слайд 12). Читают хором.

  • за-ва-лин-ка – завалинка мед-ве-жат-ник – медвежатник
  • рас-спро-сил – расспросил от-дох-нуть – отдохнуть
  • ос-то-рож-но – осторожно вы-пря-ми-лась – выпрямилась
  • рас-ще-плён-но-е - расщеплённое

- Открываем учебник на странице 142 (Слайд 13).

Чтение с остановками для словарной работы и дальнейшего прогнозирования текста (по вопросам). Работает весь класс.

Медвежатник - человек, который охотится на медведей (Слайд 14).

Завалинка - земляная насыпь вдоль наружных стен избы (Слайд 15).

  • Пойдёт старик на охоту или нет?
  • Кто в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук?
  • Как поступит старик с медведем?

5 Физминутка

Мишка
Топай, мишка, (топаем ногами)
Хлопай, мишка. (хлопаем в ладоши )
Приседай со мной, братишка, (приседаем)
Лапы вверх, вперед и вниз, ( движения руками )
Улыбайся и садись.

6 Первичное закрепление

- Дополни пересказ словами из текста ( Слайд 17).

Задание для класса.

Старый медвежатник хотел научиться играть на .
Знакомый посоветовал ему идти лучше в лес охотиться на . Старик отложил скрипку, взял и пошёл в лес.
Долго ходил он по лесу, устал и сел отдохнуть на . Вдруг слышит - из глубины леса доносится красивый . Старик пошёл туда и видит: на опушке у разбитого грозой дерева сидит .

- Ребята, у вас на партах лежат карточки №3 с пересказом, но в нем пропали слова. Давайте найдем их. А где будем искать? (В тексте учебника).

- Найдите эти слова впишите вместо пропусков. Работаем в паре.

Задание для учащихся с ОВЗ.

В скобках даны слова. Подчеркни верное.

Старый медвежатник хотел научиться играть на (пианино, дудочке, скрипке). Знакомый (продавец, врач, колхозник) посоветовал ему идти лучше в лес охотиться на (ёжика, сову, медведя). Старик отложил скрипку, взял (рогатку, ружьё, пистолет) и пошёл в лес. Долго ходил он по лесу, устал и сел отдохнуть на (кресло, пенёк, стул). Вдруг слышит - из глубины леса доносится (красивый, страшный) звук. Старик пошёл туда и видит: на опушке у разбитого грозой дерева сидит (волк, лиса, медведь).

Проверка (Слайд 18).

Старый медвежатник хотел научиться играть на скрипке. Знакомый колхозник посоветовал ему идти лучше в лес охотиться на медведя. Старик отложил скрипку, взял ружьё и пошёл в лес. Долго ходил он по лесу, устал и сел отдохнуть на пенёк. Вдруг слышит - из глубины леса доносится красивый звук. Старик пошёл туда и видит: на опушке у разбитого грозой дерева сидит медведь.

7 Рефлексия

- Перед вами на партах лежит листок в клетку, пронумеруйте его сверху вниз от 1 до 6.

Если ответ да, то ставите +, если ответ нет, то - .

  1. Старик медвежатник играл на балалайке? -
  2. Знакомый колхозник видел в лесу волка? -
  3. Старик присел отдохнуть на пенёк? +
  4. Звук, который услышал старик, слышался с опушки? +
  5. Медведь сидел на дереве? -
  6. Старик убил медведя? –

У кого всё верно? У кого 1 ошибка? У кого 2? У кого 3?

Вернемся к нашим целям (Слайд 20).

Познакомились? (ответы детей)

Развивали? (ответы детей)

Воспитывать в себе бережное отношение к природе.

Воспитывали? (ответы детей)

- Цели достигнуты? Значит, вы хорошо поработали?

Встаньте те ребята, кто считают, что поработали на 5, кто на 4.

8 Итог урока

И закончить наш урок хотелось бы следующей пословицей: Красив тот, кто красиво поступает (Слайд 21).

К какому герою рассказа может подойти эта пословица?

Как вы относитесь к поступку охотника?

Как бы вы поступили на его месте? (ответы детей)

(Слайд 22). Сегодня на уроке вы хорошо поработали, и наш мишка говорит вам спасибо за работу!

3. Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., Азбуковник, 1999.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

Ильинская средняя общеобразовательная школа

Хотынецкого района Орловской области

Конспект урока

литературного чтения

во 2 классе

Подготовила:

учитель начальных классов

Залыгина С.А.

Конспект и презентация для урока литературного чтения по теме:

Автор: Залыгина С.А.

Должность автора: учитель начальных классов.

Цели : Учить работать с художественным, текстом ( формировать осмысленное, быстрое, выразительное чтение), формировать читательскую компетентность.

- познакомить детей с биографией и творчеством В. Бианки;

- формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.

- развивать устную речь учащихся;

- развивать образное и логическое мышление;

- расширять кругозор детей;

- развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять.

- воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;

- воспитание интереса к изучению природы через принятие идейной нагрузки художественного произведения;

- воспитание критического мышления.

Тип урока . Урок открытия новых знаний. Комбинированный

Методы работы : объяснительно – иллюстративные, словесные, практические, наглядные, частично – поисковые.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, книги Виталия Бианки для выставки, дидактический раздаточный материал для парной работы.

Планируемые результаты :

регулятивные УУД:

1) учащиеся формулируют тему и цели урока;

2) принимают и удерживают учебную задачу.

3) оценивают свою работу, деятельность;

4) осуществляют навык контроля и самоконтроля при чтении .

познавательные УУД:

ориентируются в учебнике, в книгах, в тексте; анализируют предлагаемую литературу;

используют логические приёмы мышления; анализируют текст для выявления мотивации, причинно-следственных связей .

коммуникативные УУД:

слушают, вступают в диалог, отвечают на вопросы, рассуждают; выражают свою точку зрения, аргументируют своё мнение;

формируют навыки учебного сотрудничества.

личностные УУД :

осознают условия для формирования положительной мотивации к обучению в школе, к урокам литературного чтения и к чтению книг;

воспитывают любовь и бережное отношение к животным.

I. Самоопределение к деятельности. Психологический настрой на урок.

Прозвенел уже звонок

Девиз нашей работы:

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

- Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними.

- Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.

А у вас какое сегодня настроение? Покажите своё настроение: Солнышко-всё у меня будет хорошо; солнышко и тучка - немного волнуюсь; тучка – у меня ничего не получится.

Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране "О братьях наших меньших"

II Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

- Ребята, кого называют "братьями меньшими"?

- А какие писатели рассказали нам о них?

- Какое домашнее задание вам было задано?

- Проверим домашнее задание.

- Скажите, кто вам из ребят понравился больше?

- Молодцы вы справились с домашней работой хорошо! Оцените своих одноклассников.

III . Речевая разминка.

– Взяли листочки со слоговыми таблицами. Работаем по ним.

– Прочитайте скороговорку, записанную на доске:

МЁД В ЛЕСУ МЕДВЕДЬ НАШЁЛ, МАЛО МЁДА МНОГО ПЧЁЛ. СЛАЙД 1

- Прочитаем её хором медленно, быстрее, ещё быстрее.

- Прочитаем её тихо, громко, ещё громче.

- Прочитайте её с удивлением, с радостью, с сожалением, спокойно.

- Повторите её быстро (3 ученика называют в быстром темпе).

IV. Мотивация к учебной деятельности.

(У доски выставка книг) СЛАЙД 2

-Ребята, посмотрите на выставку книг, что вы заметили? (книги одного автора В. Бианки)

- А можно догадаться, о чём писал Виталий Валентинович Бианки? (о животных, на обложках книг нарисованы животные)

- По выставке книг и по страничке учебника определите тему нашего урока

Биография автора: СЛАЙД 3

– Виталий Валентинович Бианки вырос в семье учёного. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои –звери, птицы, растения. Он написал около трёхсот произведений. Бианки мастер литературной сказки. Почти все его сказки научны, они рассказывают о живом мире природы. Учат детей бережно относиться к ней, любить её. И мы с вами постараемся об этом помнить всегда.

– Как вы думаете, о ком или о чём будет говориться в этом рассказе?

- Как называется произведение?

- Скажите значение слова “музыкант”. (Выслушиваются ответы детей)

Музыкант - артист, играющий на музыкальном инструменте, вообще, человек, занимающийся музыкой. (словарь Ожегова) - РАБОТА СО СЛОВАРЁМ

V. Постановка учебной задачи:

а) словарная работа СЛАЙД 4

Медвежатник – охотник на медведя;

Завалинка – невысокая земляная насыпь возле избы;

Колхозник – человек, занимающийся сельским хозяйством;

Щепка - тонкая пластинка, отколотая от дерева.

б) первичное чтение.

Учитель - Я буду читать рассказ, а ваша задача – слушать внимательно, после прочтения я задам вам несколько вопросов.

в) проверка общего понимания содержания.

Учитель - Вы прослушали внимательно начало рассказа, а теперь ответьте на вопросы:

О чём я прочитала ? ( ответы детей ).

- Ответьте на вопросы усложнённого теста по прослушанному произведению .
Тест
1) Что делал старик, когда встретил колхозника?
а) ловил рыбу;
б) играл на скрипке;
в) играл на баяне;
2) Что сообщил колхозник старику?
а) что он видел в лесу медведя;
б) что он собрал много грибов;
в) что в лесу много ягод;

3) Как поступил старик?
а) остался сидеть на завалинке;
б) пошёл поговорить с соседом;
в) пошёл в лес;
4) Какой звук услышал старик?
а) красивый тонкий звук;
б) как рубят деревья;
в) пронзительный комариный писк;

5) Кого он увидел в лесу?
а) зайца;
б) лису;
в) медведя.

2) - Пойдёт старик на охоту или нет? ( ответы детей ). РАБОТА СО СЛОВАРЁМ (ЛЕС) СЛАЙД 5

Лес – это природное сообщество, в котором уживаются вместе деревья, кустарники, травы, насекомые, птицы, звери.

а) Здравствуй лес, дремучий лес!

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

б) СЛАЙД 6 Бурые медведи живут и на равнинах, и в горах, в глухих лесах. Они отличные охотники, но часто питаются лесными ягодами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу. Медведь - большой любитель мёда: даже укусов пчёл не боится, лишь бы полакомиться.

Осенью зверь заботится о берлоге, где можно поспать до весны.

Говорят, что зимой медведь лапу сосёт. Да и не сосёт он лапу. Просто у медведя в середине зимы меняется кожа на лапах, они чешутся, зудят, вот мишка в полусне и слизывает старую кожу с подошвы.

Следы бурых медведей можно иногда спутать с человеческими следами. За развалистую походку прозвали медведя косолапым. Только зря: медведь проворен и может догнать даже лошадь.

Чтение 4 части

а) Отработка техники чтения- чтение в пол голоса (СТР 144, 1 абзац)

б) Чтение про себя(СТР 144, ДИАЛОГ)

в) Чтение вместе с учителем ( БУКСИР)

б) Беседа по части

-С чем сравнивает автор этот звук? ( Он сравнивает его со струной .)

-Как об этом пишет автор? ( Как струна пропела.)

-Что увидел старик на опушке леса? Ответ найдите в тексте и прочитайте. ( Старик и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом…)

-Как медведь играл на разбитом дереве? ( Потянул щепку и отпустил ее, а она выпрямилась, задрожала и в воздухе раздался звук.)

-Как поступит старик с медведем?

VII Физкультминутка

Топай, мишка ,хлопай ,мишка,

Покружись со мной, братишка,

Руки вверх ,вперёд и вниз

Улыбнись и садись.

VII I . Продолжение работы по теме урока

1). Составление плана рассказа . Слайд 7. Слайд 8

1 часть. Старый медвежатник любил музыку.

2 часть. Старик пошёл охотиться на медведя.

3 часть. Медведь – музыкант.

4 часть. Охотник пожалел медведя.

2) Чтение рассказа учащимися вслух по частям и пересказ по опорным словам.

Слайды 9 – 12.

1 часть: медвежатник, завалинка, скрипка, плохо, колхозник, ружьё, лес, медведь.

3 часть: подкрался, дерево, щепка, лапой, задрожала, оттянул, слушает.

4 часть: вечером, мимо, опять, одну струну, не убил, музыкант, рассказал.

а) работа в парах, в группах

Старый медвежатник хотел научиться играть … скрипке. Знакомый колхозник посоветовал ему идти лучше … лес охотиться … медведя.

Старик отложил скрипку, взял ружьё и пошёл … лес. Долго ходил он … лесу, устал и сел отдохнуть … пенёк. Вдруг слышит - … глубины леса доносится красивый звук. Старик пошёл туда и видит: … опушке … разбитого грозой дерева сидит медведь. Он трогает лапой торчащие … разбитого дерева длинные щепки. Щепка задрожит, и … воздухе раздаётся звук. Медведь слушает, и старик тоже заслушался, как поёт щепка, как будто струна. Послушал, послушал старик и пошёл … леса домой. Разве можно … такого музыканта стрелять!

IX Закрепление нового материала.

1) Выборочное чтение.

- Найдите в рассказе и докажите, что старик любил музыку.(с. 142, 1 абзац).

- Как старик услышал звуки доносившееся из леса? (с. 142 последний абзац).

- Как медведь играл на щепках? (с.143.)

- Как медведь слушал музыку? (с. 143).

- Как оценил старик игру музыканта? (с.143).

2) Анализ произведения

- Определите жанр произведения.

- Это рассказ. Это небольшое по объёму произведение. В нём мало действующих лиц, рассказывается об одном случае из жизни старика.

- Кого автор называет музыкантом?

- Автор называет музыкантом старика и медведя. Они оба любили музыку и играли каждый на своём инструменте.

- Кто же является главным действующим лицом из этих двух музыкантов?

- Главное действующее лицо – старик – охотник. С ним связаны все события рассказа.

- И с ним связана основная мысль рассказа. А в чём она состоит?

(Слушаются ответы учащихся).

- Природа разнообразна и удивительна. В ней много тайн и чудес. Задача человека – беречь природу, не губить её понапрасну. Сделать

так, чтобы природа не страдала от рук человека. Даже необдуманно и без необходимости сорванный цветок на лесной поляне – это травма для природы.

- Красивый тонкий звук, как струна запела. Это сравнение.

X Рефлексия . (да + или нет - )

1. Старик медвежатник играл на балалайке? (-) НА СКРИПКЕ

2. Знакомый колхозник видел в лесу волка? (-) МЕДВЕДЯ.

3. Старик присел отдохнуть на пенёк? (+).

4. Звук, который услышал старик слышался с опушки? (+)

5. Медведь сидел на дереве? (-) ПОД ДЕРЕВОМ.

6. Старик убил медведя? (-)

- Поменяйтесь заданиями и проверяем. (Я читаю, дети по одному отвечают).

- Оцените себя с помощью смайликов

- Встаньте те , у кого всё верно! МОЛОДЦЫ!

- Что нового и интересного для себя вы сегодня узнали?

- Что поучительное вы взяли для себя из этого рассказа? (быть наблюдательным, любить природу, беречь её, находить и замечать в природе необычное)

- Если урок научил вас быть чуточку добрее, значит, вместе с рассказами об"братьях наших меньших" мы прониклись в мир милосердия, сострадания

- Довольны ли вы своей работой на уроке? ОЦЕНИТЕ СЕБЯ.

- Нарисуйте выражения ваших лиц на солнышках (Грустное или веселое)

В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.

Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи ,
Поют перепела.

Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.

Автор: Пыхтина Юлия Александровна

Организация: ГБОУ ООШ с. Новый Камелик

Населенный пункт: с. Новый Камелик

Цель:

  • познакомить учащихся с творчеством В. Бианки;
  • учить их читать выразительно, без ошибок;
  • развивать внимание, мышление;
  • прививать любовь к природе.

Планируемые результаты обучения и формирование УУД:

Личностные УУД:

  • Ориентироваться в содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы.

Метапредметные УУД:

  • Формировать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  • Учить учащихся высказывать свое мнение на основе работы с художественным текстом;
  • Формировать умение составлять план для пересказа литературного произведения.

Познавательные УУД:

  • Формировать умение составлять план прочитанного произведения.

Коммуникативные УУД:

  • Формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
  • Формировать умение договариваться, находить общее решение;
  • Развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.

Оборудование: презентация к уроку, карточки с вопросами о биографии писателя, тест для проверки первичного восприятия текста, компьютер, проектор, экран.

1. Организационный момент

2. Речевая разминка

На уроке мы будем читать о животном, а о каком, вы узнаете, отгадав загадку.

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)

1) Ребята, а что вам известно о медведе?

2) А откуда вы это узнали?

3) Героем каких произведений является медведь?

4) А знаете ли авторов этих произведений?

5) Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (определение темы и цели урока)

3. Изучение нового материала (слайд 3)

Рассказ учителя. Я расскажу вам о Бианки. Вы прослушаете биографию очень внимательно. Затем я раздам вам вопросы о писателе, а вы на них ответите.

Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Витя впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем.

Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. Недаром первое ружье ему подарили в 13 лет. А еще он очень любил поэзию. Одно время увлекался футболом, даже входил в гимназическую команду.
Разными были интересы, таким же — образование. Вначале — гимназия, затем — факультет естественных наук в университете, позднее — занятия в институте истории искусств. А своим главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки.

Бианки никогда не привлекали наблюдения из окна уютного кабинета. Всю жизнь он много путешествовал (правда, не всегда по своей воле). Особенно запомнились походы по Алтаю. Бианки тогда, в начале 20-х годов, жил в Бийске, где преподавал биологию в школе, работал в краеведческом музее.

- А теперь на листочках, которые у вас на столах, ответьте на следующие вопросы:

1) В каком городе родился Виталий Бианки?

2) От кого ему досталось фамилия?

3) Сколько в семье Бианки было сыновей?

4) Куда уезжала летом семья Бианки?

5) Во сколько лет ему подарили первое ружьё?

6) Кого он считал своим главным лесным учителем?

7) Как называлась его первая книжка?

8) Как называлась самая знаменитая книга Бианки?

- Поменяйтесь листочками и проверьте работы своего одноклассника. (Ответы демонстрируются на слайде № 4)

- А теперь определим название произведения, которое мы будем читать.

Чтобы его определить, вам потребуется знание алфавита и шифр.

На доске запись: 14 21 9 29 12 1 15 20

Физкультминутка

- Если я произнесу название музыкального инструмента, вы хлопните в ладоши.

- Если я назову дерево, то вы подпрыгните на месте.

Скрипка, берёза, рябина, пианино, сосна, гитара, баян, ель, труба, осина.

Предопределение учащимися содержания нового произведения.

- Зная название произведения, слово-отгадку из речевой разминки и последнее предложение: И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве, попытайтесь определить, о чём в нём пойдёт речь. (Учащиеся высказывают свои предположения).

4. Прослушивание нового произведения

5. Проверка первичного восприятия

- Чьё предположение оказалось более точным? (Учащиеся высказывают своё мнение).

- Ответьте на вопросы усложнённого теста по прослушанному произведению так, чтобы получился связный рассказ.

Тест

1) Что делал старик, когда встретил колхозника?

б) играл на скрипке;

в) играл на баяне;

2) Что сообщил колхозник старику?

а) что он видел в лесу медведя;

б) что он собрал много грибов;

в) что в лесу много ягод;

3) Как поступил старик?

а) остался сидеть на завалинке;

б) пошёл поговорить с соседом;

4) Какой звук услышал старик?

а) красивый тонкий звук;

б) как рубят деревья;

в) пронзительный комариный писк;

6. Чтение текста учащимися

Установка: определить жанр произведения, найти неизвестные слова.

Словарная работа.(Слайды 7-9). Устанавливается лексическое значение слов.

Медвежатник – охотник на медведей

Завалинка – невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы

Опушка – край леса

Анализ произведения

- Определите жанр произведения.

- Это рассказ. Это небольшое по объёму произведение. В нём мало действующих лиц, рассказывается об одном случае из жизни старика.

- Кого автор называет музыкантом?

- Автор называет музыкантом старика и медведя. Они оба любили музыку и играли каждый на своём инструменте.

- Кто же является главным действующим лицом из этих двух музыкантов?

- Главное действующее лицо – старик – охотник. С ним связаны все события рассказа.

- И с ним связана основная мысль рассказа. А в чём она состоит?

(Слушаются ответы учащихся).

- Природа разнообразна и удивительна. В ней много тайн и чудес. Задача человека – беречь природу, не губить её понапрасну. Сделать

так, чтобы природа не страдала от рук человека. Даже необдуманно и без необходимости сорванный цветок на лесной поляне – это травма для природы.

- Красивый тонкий звук, как струна запела. Это сравнение.

7. Подведение итогов урока

- Скажите, о творчестве какого автора мы говорили на сегодняшнем уроке.

- С каким его произведением познакомились?

- Как вы относитесь к поступку охотника?

- Как бы вы поступили на его месте?

8. Домашнее задание: ответить на вопросы 1 и 6 на стр. 145.

9. Рефлексия .

- Скажите, трудно было выполнять задания?

- Когда вам было трудно, а когда легко и интересно?

Я благодарю вас за вашу работу.

Наш урок подошёл концу. Все прилежно поработали и получили хорошие отметки.

Читайте также: