Конспект урока бежин луг образы крестьянских детей

Обновлено: 05.07.2024

На изучение творчества И.С.Тургенева в 6 классе отвожу 4 урока. Этот писатель уже знаком ученикам: в 5 классе они изучали рассказ "Муму" (по программе В.Я.Коровиной), поэтому обязательно следует повторить основные биографические сведения.

  • степень раскрытия темы
  • свобода владения материалом
  • интересные факты и использование дополнительных источников
  • выразительная и чёткая речь

А можно провести тест:

Вспоминаем, что нам известно о рассказе "Муму", и знакомимся со сборником "Записки охотника" по статье учебника, предваряющей рассказ.

Читаем, а лучше слушаем рассказ до эпизода встречи с мальчиками (общее время звучания - примерно 1 час):

Чтобы оживить учеников, поработаем со сравнениями и олицетворениями. Пусть ученики отгадают о каких деталях пейзажа так сказал Тургенев (см. презентацию).

Делаем вывод об отношениии автора к природе и совершаем небольшую прогулку по тургеневским местам под замечательную музыку - сюиту №3 И.С.Баха. (смотрела на Ютубе, какой зрительный ряд был подобран под музыку, и убедилась, что не мне одной кажется, будто музыка Баха словно создана для этого тургеневского пейзажа - небо, поля, леса).
И.С.Бах Сюита №3
MP3 / 11.18 Мб

Домашнее задание: дочитать рассказ, (можно дать индивидуальное задание подготовить выразительное чтение рассказов крестьянских мальчиков).

2 урок посвящён портретам мальчиков. Урок проходит в форме практической работы : заполнение таблицы по тексту (довольно традиционная форма работы), которую лучше выполнять под руководством учителя. Возраст, портрет и одежду ребята ещё могут заполнить, и то не всегда: объём описания превышает графы таблицы, поэтому выбирать надо только главное, значительное, иногда обобщать, выражать своими словами. С авторским отношением сложнее: только к Павлуше и Косте Тургенев прямо показывает своё отношение, отношение к Феде и Илюше, Ване (его портрет даётся штрихами в начале и в середине рассказа) скрыто, чувствуется через детали портрета. Всё это надо помочь увидеть - работа продолжится на следующем уроке.

Что касается рассказов, то здесь тоже приходится помогать кратко озаглавливать рассказы. В оставшееся время слушаем некоторые из рассказов крестьянских мальчиков в исполнении ребят или в актёрском исполнении - по одной от каждого мальчика (например,

(В сильном классе частичное заполнение таблицы, кроме двух последних столбцов, можно дать ко 2 уроку на дом, чтобы на самом уроке погрузиться в атмосферу "Бежина луга", прослушав рассказы)

Домашнее задание: вопросы учебника, касающиеся рассказов мальчиков:"Как можно назвать рассказы мальчиков - россказнями, преданиями, поверьями? Как их называл сам Тургенев?", ""Сопоставьте рассказы мальчиков. Какие из них особенно интересны и как они характеризуют самих героев?"

3 урок посвящён духовному миру мальчиков. Мы углубляемся в характеры героев.

Вначале осознаем разницу между значением слов:

Россказни - (разговорное, пренебрежительно) выдумки, рассказ, не внушающий доверия. елаем вывод о том, кто из мальчиков и почему больше нравится рассказчику.

Предание — устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающиеся из поколения в поколение.

Поверье - идущее из старины и живущее в народе убеждение, вера в примету.

Ученики считают, что рассказы мальчиков - это, скорее, поверья.

Сам же повествователь употребляет слово "разговор" - словесный обмен сведениями, мнениями, беседа.

Можно послушать Как же мальчиков характеризуют их рассказы? Ученики видят, что ничего не рассказывает Федя. И это тоже характеризует его - он приехал позабавиться, его воображение не очень развито, он не эмоционален по сравнению с другими, смотрит на других несколько свысока, поэтому и автор к нему холоден.

w1575787050.jpg

Ваня тоже ничего не рассказывает, но по другой причине: он слишком мал, не высыпается, слаб здоровьем, однако он способен на добрые чувства: проявляет заботу о сестре, забывая себя, видит красоту в окружающем мире:"Гляньте на Божьи звёздочки, - что пчёлки роятся!"

Рассказы Илюши в полной мере можно назвать поверьями: он показывает себя среди мальчиков знатоком, но автору неприятно его выражение лица, жесты, манера говорить - он слепо принимает на веру рассказы взрослых.

w1575787073.jpg

Костя - мальчик, отличающийся тревожно-пытливым отношением к миру. Его волнуют и пугают странные звуки, приметы и видения. Он, как никто из других героев, открыт миру. Он так же, как и Илюша, рассказывает много историй. Но Илюша рассказывает их с назидательной, поучительной целью: все сверхъестественные существа - это абсолютное зло. А Костя как будто сочувствует русалкам, лешим, водяным. Его до глубины души трогают все истории.

a1575787178.jpg

Рассказывает историю и Павел. Но история о сверхъестественном человеке заканчивается комично: она развенчивает тёмные крестьянские суеверия и безосновательные страхи. Павлуша отличается от всех храбростью, трезвым и уверенным взглядом на мир. Всем странным являниям он находит объяснение.

Ребята видят, что автору нравятся мальчишки из бедных семей: Костя - своей впечатлительностью, любознательностью, Ваня - кротостью. Но наибольшую симпатию вызывает Павлуша

h1575787587.jpg

v1575787617.jpg

Во-первых, даём иллюстрации, изображающие героев (см. выше) и задание определить, кто изображён на иллюстрации (можно пользоваться заполненной ранее таблицей).

Теперь обратимся к иллюстрациям, изображающим рассказчика:

l1576600249.jpg

v1576600227.jpg

- В какой момент художник запечатлел повествователя? О чём он думает? Почему повествователь - тоже важное действующее лицо в расказе?

Теперь переходим к определению роли пейзажа в расказа, выполянем задание:

На завершающим этапе изучения расказа даю на дом подготовить выразительное чтение отрывка (примерно 0,5 страницы). Ученики выбирают разные эпизоды: пейзажи, рассказы мальчиков - кому что нравится.

- составить и проанализировать портретные характеристики мальчиков;

- показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев.

- развитие поисковой познавательной деятельности;

- развивать навыки характеристики литературных героев, навыки работы со словом, навыки анализа текста;

- активизировать мыслительную деятельность учащихся в условиях урока.

- воспитывать эмоциональную восприимчивость и отзывчивость;

- формирование интереса и любви к русской литературе.

I. Организационный момент

Самостоятельная постановка целей урока

II. Актуализация знаний

III. Работа по группам

( Охотник встречает пять крестьянских мальчиков, вышедших в ночное (Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун лошадей). Мальчиков зовут: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня )

Каждый из мальчишек интересен рассказчику, каждого он описывает совершенно особенными словами. Предлагаю вам разобраться в описаниях маленьких героев. Для этого разделимся на команды. (групповая работа)

Каждая команда должна:

- заполнить таблицу с описанием персонажа;

- нарисовать на чистом листе своего героя.

Мое мнение о мальчике

Сын богатых крестьян

". На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские. "

стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами

". сам же он говорил мало, как бы боясь уронить свое достоинство..

". Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. "

Мое мнение о мальчике

Мальчик из очень бедной крестьянской семь

". Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов. "

Его некрасивое лицо горело смелой удалью и твердой решимостью.

Что за славный мальчик.

". Жаль, славный был парень. "

". а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. "

Мое мнение о мальчике

На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку. "

". Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились — он словно все щурился от огня. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. ". все так же напряженно щурился. "

". отвечал Ильюша сиплым и слабым голосом, звук которого как нельзя более соответствовал выражению его лица. "

Он лучше других знал сельские поверья

Мое мнение о мальчике

". Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить; но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза: они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, — на его языке по крайней мере, — не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно. "

". Я и не знал, что Акима в том бучиле утопили: я бы еще не так напужался. "

". А видали их, что ли, волков-то? — спросил трусишка Костя. "

возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором

Мое мнение о мальчике

". изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую голову. "

". Он выставил свое свежее личико из-под рогожи, оперся на кулачок и медленно поднял кверху свои большие тихие глаза. "

Хочет отдать гостинцы сестре

". Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу. "

( 10 минут на заполнение таблицы и рисунок. После каждая группа представляет свою работу. Остальные учащиеся могут дополнять выступающих ).

I V. Обобщение информации

В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. И хотя он и показывает какие-то недостатки внешности мальчиков, но с симпатией относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.

Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится, как бы не сказать какую-нибудь глупость.

Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.

Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь окружена лишь враждебными человеку духами.

Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.

Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.

- Интересны ли дети охотнику?

Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами. В своём рассказе он выразил чувство глубокой искренней симпатии к крестьянским детям.

- Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?

Портрет в литературе – одно из средств художественной характеристики, состоящей в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов, манер.

- Что общего у этих детей? ( мальчики дружны, не избалованы, все умеют хорошо рассказывать, они деревенские дети, почти все они бедны )

- В чем отличие этих мальчиков? ( у них разные характеры )

- Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 в.? Чем он наполнен? Как они жили?

(С одной стороны, самостоятельные, с пелёнок впитавшие всё русское: отношение к природе, поверья, приметы, живой ум. С другой стороны, тяжёлый труд, отсутствие возможности учиться.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока: урок анализа (углубленного изучения) произведения.

Цель урока : составить характеристики детей; увидеть, каков мир детства в рассказе.

Педагогические задачи: способствовать формированию представлений о И.С.Тургеневе как великом русском писателе, найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков; рассказать об историях, рассказанных мальчиками; выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков; развивать умение анализировать, делать выводы.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

познавательная сфера: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева; владеть навыками составления устной и письменной характеристики героя, работы со словарем литературоведческих терминов; составлять словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; создавать презентацию и проводить защиту собственных иллюстраций;

ценностно-ориентационная сфера: давать оценку выразительного чтения одноклассников; формировать собственное отношение к произведениям И.С.Тургенева; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;

коммуникативная сфера: владеть навыками пересказа с сохранением стиля художественного произведения, с изменением лица рассказчика, выразительного чтения; уметь строить устный ответ с использованием цитирования.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):

познавательные: ориентироваться в справочной литературе, отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, справочнике, ресурсах Интернета;

регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.

Методы и формы обучения: фронтальная (беседа), индивидуальная, групповая.

Рассказ – основной жанр малой повествовательной прозы.

Автор – это реальный человек, который придумывает своё произведение от начала до последней точки. Это он разрабатывает систему героев, их портреты и взаимоотношения, это он делит произведение на главы.

Рассказчик – это автор, рассказывающий устами персонажа.

Ягдташ – охотничья сумка.

Бучило – глубокая яма с весенней водой, оставшейся после половодья, которая не пересыхает даже летом.

Гиканье – резкие и отрывистые громкие звуки.

Онучи – предмет одежды.

Сугибель – крутой поворот в овраге.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. Литература. 6 кл.: учебник: в 2 ч. — М.: Просвещение, 2018. — 288 с.
  2. Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим… / Дидактические материалы: 6 кл. — М.: Просвещение, 2018. — 255 с.
  3. Ахмадуллина Р.Г. Литература. 6 кл. / Рабочая тетрадь: в 2 ч. — М.: Просвещение, 2018. — 64 с.

Дополнительная литература:

  1. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. — М.: ВАКО, 2002. — 400 с.
  2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе // Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. — М.: Вербум, 2004. — 238 с .
  3. Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В. Беляева. — М.: Просвещение, 2016. — 239 с.
  4. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе: 5–9 классы. — М.: Дрофа, 2007. — 79 с.
  5. Аркин И.И. Уроки литературы в 5–6 классах / Практическая методика: книга для учителя. — М.: Просвещение, 1996. — 254 с.

Открытые электронные ресурсы:

Материал для самостоятельного освоения темы

Как мы помним, рассказчик-охотник набрёл на костёр на лугу, вокруг которого находились юные пастухи, крестьянские мальчишки, сторожившие пасущихся лошадей.

Чтобы скоротать время, мальчишки рассказывают разные истории, поверья, легенды, были и небылицы.

Охотник-рассказчик с интересном наблюдает за ними и дает подробные описания.

Благодаря этим портретам мы не только представляем, как выглядели ребята, но как они жили, какими были их семьи: богатыми или бедными, узнаём о жизни крестьянского мальчишки того времени.

Рассмотрим, какими увидел мальчиков рассказчик.

Федя, старший в компании. В отличие от своих друзей Федя из богатой семьи.

Особое внимание автор уделяет одежде:

Почему Тургенев так тщательно подходит к описанию облачения персонажей? Надо сказать, что в литературе XIX века одежде уделялось пристальное внимание, так как она подчас много говорила о человеке.

Как раньше ходили крестьяне? Обычно это была рубаха-косоворотка, которую носили навыпуск поверх штанов (портков). Рубашка подвязывалась поясом.

Малыши донашивали одежду старших братьев и сестер, родителей.

Илюша – видно, что мальчик из семьи, где есть достаток, так как на нём новые лапти.

Про Костю рассказчик отмечает, что он и одет был бедно, и выглядел болезненно.

Самый же младший, Ванечка, – его, накрытого рогожкой, даже не сразу заметил охотник, – был явно одет с чужого плеча, всё ему было не по размеру.

Одно общее у детей – это суеверия. Близость с природой наложила на их мировоззрение свой отпечаток. Они верят в духов, водяных, леших, и эти верования становятся основой страшных историй, рассказанных у костра.

Как водится, кто-то испуганно жмётся поближе к костру, опасаясь незримых духов леса и омута, а кто-то храбрится. Тургенев отмечает, что у детей разные, уже сформировавшиеся характеры и даже есть какая-то уже взрослая мудрость в их суждениях.

Рассказывая о крестьянских мальчишках, Тургенев мастерски показывает нам целый мир, крестьянский мир, где есть свои горести, радости, заботы и тревоги. И есть свои устоявшиеся правила, которым следуют мальчики.

Разбор заданий тренировочного модуля:

лучезарное солнце, свежая струя, красноватое отражение, угрюмый мрак, прозрачный сумрак, стальные отблески синеватой, воздушной пустоты, томительный и свежий запах, карась серебряный, бесчисленные золотые звезды, жидкий ветерок

Автор употребляет в рассказе такие фразы, как называется это художественное средство?

Нужно вспомнить, что известно о выразительных средствах и выбрать верное. Здесь верный ответ – эпитет.

В рассказе употребляются непривычные для современного языка слова, соотнести их с определениями.

Образовательные: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев.

Воспитательные: формировать воспитательную портретность. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать внимание к окружающему миру, любовь и тягу к неопознанному.

Развивающие: развитие поисковой познавательной деятельности, монологической, диалогической речи учащихся, выразительного чтения, навыки работы со словом, навыки анализа текста.

Задачи: 1) Найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков; 2) Показать, как автор относится к своим героям; рассказать об историях, рассказанных мальчиками; 3) Выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков.

Орг.момент.Вступительное слово учителя.- Ребята, какой рассказ читали мы на прошлом уроке? От имени кого ведется повествование? Как он попал на Бежин луг?

- Кого он увидел на лугу?

- Что делали ночью на лугу ребята? (стерегли табун лошадей?).

Прочитаем эпиграф к уроку:

III. Понятийный диктант.

Наш урок начнем с понятийного диктанта. Слушайте внимательно. Вы должны дописать слова – термины.

1. Средство художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер __________(портрет)_________

2. Изображение природы в лит-ре и живописи_____(пейзаж)______

3. Построение, структура художественного произведения __(композиция)

4. Короткие рассказы, цель которых испугать слушателя___(страшилки)

5. Слова, характерные для определённой местности_______(_диалектизмы)

6. Слова, характерные для простого разговорного языка___(просторечные слова).

- Что такое портрет? (Описание внешности человека).

- Эти понятия связаны с произведением, которое мы анализируем.

- Давайте вспомним, сколько мальчиков встретил охотник-рассказчик в лесу?

- Сейчас вы будете исследователями. Дадите характеристику героям.

Вспомним план характеристики литературного героя:

Портретная характеристикаХарактерРассказы мальчика, его речь.Поступки мальчиков.Отношение автора к мальчику.

Армячок – одежда из грубой ткани.

Подслеповатый – плохо видящий.

Лесовщик – тот, кто занимается рубкой леса.

Тщедушный – хилый, худой, слабый.

V. Кто из мальчиков самый старший? Начнем с характеристики Феди.

- Сколько ему лет?

- Какая у него внешность?

- Из какой семьи мальчик?

- Как ты это определил?

Последняя деталь, на которую обращает внимание автор, была очень важна в крестьянском быту: Многие крестьяне были так бедны, что сапоги были только у главы семейства, и то не всегда. А у Феди были собственные сапоги, не отцовские. Это говорит о том, что семья была зажиточной.

- Как он говорит? (Он говорил мало, словно боясь уронить свое достоинство).

- Как он ведет себя? (Как старший, солидно, с достоинством. Он серьезный).

- Как автор относится к герою? (Положительно. Мальчик из богатой семьи дружит с простыми ребятишками из бедных семей).

- Как вы думаете, как сложится в дальнейшем судьба Феди?

2. Илюша. (Мирослав).

- Сколько лет Ильюше? (12)

- О чем он рассказывает? Перечисли. (основная тема: утопленники, покойники).

- Илюша где работает? (на фабрике лесовщиком). Семья многодетная. Маленькие дети за гроши занимались тяжелым трудом.

- Как автор относится к Илюше? (Ему жалко мальчика. На лице Ильюши лежит печать заботы).

- Сколько ему лет?

- Характер. (У него сильный характер, он сильный духом, смелый, умный, решительный, рассудительный).

- Как автор относится к Павлуше?

( С любовью, уважением описывает мальчика).

- Как сложится жизнь Павлуши в дальнейшем? (Он погиб, упав с лошади). Автор пишет об этом с горечью, с болью.

-Давайте вместе охарактеризуем Костю.

- Сколько ему лет?

(У него худое лицо, в веснушках, книзу заострено как у белки, губы тонкие, черные большие глаза. Он был маленького роста, одет бедно. Характер трусливый. Он боится всего, задумчивый, печальный).

- О чем он рассказывает? (О русалке. Русалка звала заблудившегося плотника Гаврилу к себе. В итоге он стал несчастным).

- Как автор относится к Косте? (Костя – интересный рассказчик. Его рассказ похож на народную сказку).

- Сколько ему лет? (7 лет). Он самый младший из ребят.

- О нем написано мало. Мальчик лежал на земле под рогожей. У него русая кудрявая голова. Тихий. Из бедной семьи.

Гимнастика для глаз.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая про себя до пяти. Повторить 3 раза.Для улучшения мозгового кровообращения.Сидя на стуле. На счет 1-2 – плавно наклонить голову назад. 3- 4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 раза.

1.….стройный мальчик….с кудрявыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеяной улыбкой.

2. …волосы всклоченные, черные, глаза серые, лицо бледное, тело приземистое, неуклюжее.

3.Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами, лицо горбоносое, вытянутое, подслеповатое.

4.…..странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что – то высказать.

5. только изредка выставлял из – под рогожи свою русую кудрявую головку.

6.Его некрасивое лицо , оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью.

VIII. Рассказы мальчиков. Сейчас вы будете творческими людьми.

- Представьте себе летнюю ночь. Вы сидите у костра. Какие рассказы мальчиков вам понравились? Расскажите.

- Какой вывод можно сделать? Рассказы какие? О чем? (Это страшилки. Рассказы детей красочные, яркие, у детей богатое воображение. И то, что дети верят в страшилки, свидетельствует об их темноте, о том что они суеверны).

- Дети интересны охотнику –рассказчику? (Да, они интересны охотнику. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. С любопытством наблюдал за ребятами).

- А вам ребята понравились? Кто особенно?

- О чем мы говорили на уроке?

- Сегодня мы раскрыли образы крестьянских мальчиков.

- Мальчики какие? (добрые, у них богатый духовный мир, они пытливые, любознательные, отзывчивые. Хотя они суеверные, темные, необразованные).

Мир детства в рассказе многоцветный. Это и радость и горе.

X. Домашнее задание.

- представьте себе, что вы находитесь рядом с этими мальчиками. Какую быличку, страшилку вы бы рассказали? Подготовить свою быличку.

Кому принадлежат эти слова?

Да как же это может этакая лесная нечисть христианскую душу спортить. (Феде)

Вишь плеснула, должно быть щука. А вон звездочка покатилась…(Павлуше)

А ведь вот и здесь должны быть русалки.(Феде)

Эх, вы, вороны! Чего всполохнулись? Посмотрите – ка, картошки сварились.(Павлу)

С нами крестная сила.(Илье)

Знать от дому отбился, теперь будет лететь, покуда на что наткнется, и где ткнет, там и ночует до зари.(Павлу)

Сидни же у вас в деревне сидят, вот уж сидни.(Илюше)

Леший не кричит, он немой. Он только в ладоши хлопает да трещит.(Илюше)

И зачем эта погань на свете развелась? Право!(Павлу)

Гляньте – ка, гляньте – ка, ребятишки, гляньте на божьи звездочки, - что пчелки роятся!(Ване)

Ну, ничего, пущай! Своей судьбы не минуешь.

Посмотрите также:

Наверх Бесплатные презентации по различным предметам, 2016—2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, принадлежат их авторам. Все презентации были собраны из открытых источников.

Читайте также: