Качество окружающей среды конспект

Обновлено: 02.07.2024

Конспекты по экологии по темам: 1.Введение. Современное состояние окружающей среды., 2.Глобальные проблемы экологии., 3.Принципы рационального природопользования. К конспектам прилагаются контрольные вопросы по этим темам в двух вариантах

Предварительный просмотр:

Конспекты по экологии с контрольными вопросами по темам:

№ 1: Введение. Современное состояние окружающей среды,

№ 2: Глобальные проблемы экологии,

№ 3: Принципы рационального природопользования.

Введение. Современное состояние окружающей среды.

1. Экология как наука. Задачи экологии.

2. Основные методы экологии.

3. Структура современной экологии.

4. Общая характеристика состояния природной среды.

Экология – это наука о взаимодействии общества с природой, влиянии научно – технического прогресса на среду обитания человека, возможностях сохранения естественного равновесия.

Основные задачи экологии:

- Постижение законов функционирования и развития биосферы как целостной системы;

- изучение реакций компонентов окружающей среды на возникающие воздействия;

- определение допустимых пределов воздействия человеческой цивилизации на окружающую среду;

2. Основные методы экологии.

Традиционно экологию делят на общую и частную. Общая экология изучает основные принципы организации и функционирования биологических систем. Частная экология изучает конкретные группы живых организмов. Каждая из них имеет различия в характере и методах конкретных исследований.

Основные методы экологии:

- эксперименты в природных условиях;

- математическое моделирование процессов и ситуаций,

встречающихся в популяциях и биогеоценозов с помощью вычислительной техники.

3 . Структура современной экологии.

- космическая экология - ( среда жизнеобитания космонавтов

в космических кораблях и в открытом космосе; условия возможного существования жизни в космосе);

- глобальная экология - ( экология биосферы как глобальной экосистемы);

- экосистемы и земные сферы (экология почв, литосферы; экология тундр, арктических пустынь, степей, пустынь, гор, островов, лесная экология; экология гидросферы, континентальных вод, океана; экология атмосферы);

- биоэкология (экология микроорганизмов; экология грибов; экология растений, экология животных);

- экология человека ( природные условия, условия социально-культурной среды);

4. Общая характеристика состояния природной среды.

Россия занимает территорию 17.075.000 кв.км. Население России на конец 20 века составляло 148, 0 млн. человек. Состояние окружающей среды в России характеризуется как экологический кризис. В России 13 регионов с критической экологической ситуацией, а в 55 крупных городах назрела сложная экологическая ситуация. Отсутствие очистных сооружений или их неудовлетворительная работа приводит к тому, что 82 процента сточных вод не подвергается очистке. Поэтому качество воды основных рек России. Оценивается как неудовлетворительное.

Реки волга, Енисей, Дон, Обь, Печора, Кубань загрязнены органическими веществами, соединениями азота, тяжелыми металлами, фенолом, нефтепродуктами. Свыше 15 процентов всех загрязненных вод идет от предприятий топливно-энергетического комплекса. В критическом состоянии находится гордость России – озеро Байкал, который содержит 80% запасов пресной питьевой воды всей планеты. Целлюлозно-бумажный комбинат является единственным предприятием, загрязняющим озеро Байкал.

В результате 30-летней работы данного комбината, озеро сейчас находится в катастрофическом состоянии.

Леса. Нерационально используется лесной фонд страны. Ежегодно регистрируется от 10 до 30 тысяч пожаров. Существующее положение с охраной животного мира, прогрессирующее

разрушение естественных местообитаний диких животных

приводит к уменьшению видового разнообразия и разрушению естественных сообществ, сокращению численности животных.

Чудовищное загрязнение территории допущено при производстве ядерного оружия в закрытых городах: Свердловск 44, Челябинск 65, Арзамас 16, Красноярск 45, Томск 7. Преступление века – Чернобыльская катастрофа. Зона ее радиационного загрязнения составляет 58 тыс. кв.м. Сейчас в Росси действует 9 АЭС, где имеется 28 энергоблоков. От повторения радиационных аварий на них страна не застрахована.

Деградация окружающей природы влияет на здоровье человека и его генетический фонд. Загрязнение окружающей среды является одним из наиболее существенных факторов, влияющих на продолжительность жизни, здоровье людей и увеличивает опасность генетических нарушений.

В России резко упала средняя продолжительность жизни. Сейчас она составляет 57 лет для мужчины и около 70 лет для женщин

Тема 2: Глобальные проблемы экологии.

1. Глобальные проблемы экологии.

2.Экологические кризисы и катастрофы.

Высыхание Аральского моря. Его площадь уменьшилась, за последние 40 лет примерно втрое. Это результат в частности, создания неправильных ирригационных систем.

Сильнейшее загрязнение реки. В ноябре 1986 года во время тушения пожара на заводе в г. Базеле в р. Рейн было слито 30 тонн химических удобрений. В связи с массовой гибелью рыбы власти объявили Рейн зоной экологического бедствия.

Озоновые дыры. Самая большая дыра в озоновом слое – Антарктида. Одна из причин – массовое производство фреона, газа, который используется, в частности, при производстве холодильников.

Загрязнение морей. В 1988 году в Северном и Балтийском морях вдоль западного побережья Швеции начал распространяться ковер ядовитых водорослей из-за чрезвычайной загрязненности воды. Это создало угрозу для флоры и фауны и привело к массовой гибели тюленей.

  1. Экологический кризис – это критическое состояние окружающей среды, угрожающее существованию человека и отражающее несоответствие развития производительных сил и производственных отношений.

Прошлые экологические кризисы

  1. Кризис присваивающего хозяйства собирательства и примитивной охоты. Он возник в связи с истощением естественных запасов плодов, съедобных растений, с истреблением небольших животных в местах обитании древних людей.
  2. Возник в конце ледникового периода, когда стали исчезать крупные животные – носорог, медведь, мамонт. Этот кризис связывают с перепромыслом крупных зверей весьма искусными охотниками.
  3. Возник в местах древнего орошаемого земледелия. Этому способствовали полное сведение лесов и чрезмерная нагрузка примитивного земледелия на почвы, вызвавшие их ускоренную эрозию и засоление. Теперь в этих районах Сев. Африки и Центр. Азии находятся пустыни.
  4. связан с научно технической революцией.
  5. Вызваны химическим и радиоактивным загрязнением.

Тема № 3: Принципы рационального природопользования.

1. Классификация природных ресурсов.

2. Аспекты охраны природы.

3.Принципы и правила охраны природы.

4.Рациональное природопользование. Мероприятия,

необходимые для решения проблем природопользования.

1. Классификация природных ресурсов.

Природные ресурсы – это компоненты и свойства природной среды, которые используются или могут быть использованы для удовлетворения разнообразных физических и духовных

потребностей человеческого общества.

Классификация природных ресурсов

( богатства недр); (солнечная радиация,

( почва, растит. и животный мир); ( атмосферный воздух,

- водные (воды Миро-

2. Аспекты охраны природы.

В зависимости от взаимодействия человека и природы выделяют следующие стороны, или аспекты, ее охраны.

Хозяйственно-экономический аспект – важнейшая сторона охраны природы, потому что любые продукты, употребляемые людьми, создаются за счет расходования природных ресурсов.

Социально-политический аспект – Результаты воздействия человека на природу необходимо рассматривать не только в свете развития технического прогресса и роста населения, но и в зависимости от социальных условий, в которых они проявляются.

Здравоохранительный аспект . Чистая вода, воздух, лес – необходимые условия нормальной жизнедеятельности людей, благоприятно действующие на здоровье человека, широко используются в оздоровительных целях. Именно в местах с хорошо сохранившейся природой располагают санатории, дома отдыха, туристические базы.

Эстетический аспект . Природа – источник не только материальных благ, но и удовлетворения эстетических потребностей человека. С глубокой древности она вызывала у людей положительные эмоции, вдохновляла поэтов, художников на творчество. Охране эстетически ценных мест Земли необходимо уделять особое внимание.

Воспитательный аспект. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах развивают положительные черты характера, доброту, любознательность, патриотизм.

Научно-познавательный аспект. Связан с необходимостью сохранения для исследования естественных, ненарушенных человеком территорий. Изучение природы при сохранении ее многообразия позволяет выяснять закономерности изменений, вносимых в природу человеческой деятельности, делать прогнозы этих изменений, разрабатывать практические меры по охране природы.

3. Принципы и правила охраны природы.

Существующие в природе всеобщие взаимосвязи и взаимозависимости определяют основные правила и принципы охраны природы.

  1. Все природные явления имеют для человека множественное значение и должны оцениваться со всех точек зрения.
  2. При использовании природных ресурсов необходимо руководствоваться правилом региональности.

3. Правило, вытекающее из взаимосвязи явлений в природе, состоит в том, что охрана одного природного объекта может означать одновременно охрану и других объектов тесно с ним связанных.

4. Рациональное природопользование. Мероприятия,

необходимые для решения проблем природопользования.

деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человечества путем использования природных ресурсов.

Рациональное природопользование представляет собой систему деятельности, призванную обеспечить экономную эксплуатацию природных ресурсов и наиболее эффективный режим их воспроизводства с учетом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей.

В числе главных мероприятий , необходимых для решения проблем рационального природопользования, выделяются:

1. Социально-экономические мероприятия определяют наиболее оптимальные системы планирования эксплуатации и воспроизводства ресурсов природных экосистем с учетом их потенциальной возможности, природно-климатических особенностей и специфики исторически сложившегося распределения населения и производительных сил, обеспечивают экономическую заинтересованность предприятий и организаций в соблюдении планов и норм рационального природопользования.

2. Санитарно-гигиенические мероприятия предусматривают обеспечение чистоты воздуха, воды, пищи, предотвращение потенциальной возможности загрязнения их токсическими веществами и болезнетворными микроорганизмами.

3. Экологические мероприятия связаны с установлением предельно допустимых изменений окружающей среды. Это требует оценки степени преобразования природной среды, путей восстановления или возможностей замены природных ландшафтов культурными.

4. Технологические мероприятия определяют наиболее рациональное и комплексное использование ресурсов. Они предполагают устранение загрязнения экосистем, обеспечивают применение новых методов контроля за поступлением в биосферу загрязняющих веществ.

5. Инженерно-геологические мероприятия обеспечивают оценку геологической среды с целью оптимального решения вопросов проектирования и прогнозирования возможного изменения условий в результате строительства, мелиорации, добычи полезных ископаемых и т.д.

6. Архитектурно-строительные мероприятия определяют новые принципы строительства городов, промышленных комплексов, гидроэлектростанций, основанные на оптимальных объемах производства и численности населения с учетом потенциальных возможностей территории.

7. Мониторинг – важный фактор сознательного управления рациональным использованием ресурсов природной среды. Это комплекс мероприятий, обеспечивающих систематическое наблюдение, регистрацию и анализ состояния и тенденций развития природных и техногенных процессов, связанных с хозяйственной деятельностью человека.

8. Образовательно-воспитательные мероприятия определяют формирование нового отношения человека к окружающей среде. Необходимы изучение проблем природной среды во всех звеньях образования, популяризации охраны природы, издание соответствующей научной и художественной литературы и т.д.

Контрольные вопросы по темам № 1, 2, 3.

2. Что изучает общая и частная экология?

3. Перечислите структуру современной экологии.

4. Перечислите глобальные проблемы экологии.

6. Что такое природные ресурсы? Дайте определение.

7. Дайте краткую характеристику социально-политического, здравоохранительного, воспитательного аспекта охраны окружающей среды.

8. Перечислите основные правила и принципы охраны природы.

Контрольные вопросы по темам № 1, 2, 3.

1. Перечислите основные задачи экологии.

2. Перечислите основные методы экологии.

3. Перечислите структуру современной экологии.

5. Каковы причины глобальных проблем экологии?

6. Классификация природных ресурсов (схема).

7. Дайте краткую характеристику хозяйственно-экономического, эстетического, научно-познавательного аспекта охраны окружающей среды.

9. Дайте характеристику санитарно-гигиеническим, экологическим мероприятиям, необходимым для решения проблем рационального природопользования.

Предварительный просмотр:

1. Наука о взаимодействии общества с природой, влиянии научно- технического прогресса на среду обитания человека, возможностях сохранения естественного равновесия. Р = 1

2. Общая экология изучает основные принципы организации и функционирования биологических систем. Частная экология изучает конкретные группы живых организмов.

3. космическая экология, глобальная экология, экосистемы и земные сферы, биоэкология, экология человека Р = 5

5. критическое состояние окружающей среды, угрожающее существованию человека и отражающее несоответствие развития производительных сил о производственных отношений Р = 1

6. компоненты и свойства природной среды, которые используются или могут быть использованы для удовлетворения разнообразных физических и духовных потребностей человеческого общества Р = 1

7. Социально-политический аспект – Результаты воздействия человека на природу необходимо рассматривать не только в свете развития технического прогресса и роста населения, но и в зависимости от социальных условий, в которых они проявляются.

Здравоохранительный аспект . Чистая вода, воздух, лес – необходимые условия нормальной жизнедеятельности людей, благоприятно действующие на здоровье человека, широко используются в оздоровительных целях. Именно в местах с хорошо сохранившейся природой располагают санатории, дома отдыха, туристические базы.

Воспитательный аспект. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах развивают положительные черты характера, доброту, любознательность, патриотизм. Р = 6

8. - Все природные явления имеют для человека множественное значение и должны оцениваться со всех точек зрения.

-При использовании природных ресурсов необходимо руководствоваться правилом региональности.

- Правило, вытекающее из взаимосвязи явлений в природе, состоит в том, что охрана одного природного объекта может означать одновременно охрану и других объектов тесно с ним связанных. Р = 3

9. Рациональное природопользование представляет собой систему деятельности, призванную обеспечить экономную эксплуатацию природных ресурсов и наиболее эффективный режим их воспроизводства с учетом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей.

10. Мониторинг - комплекс мероприятий, обеспечивающих систематическое наблюдение, регистрацию и анализ состояния и тенденций развития природных и техногенных процессов, связанных с хозяйственной деятельностью человека.

Количество существенных операций Р = 27

1. Основные задачи экологии:

- Постижение законов функционирования и развития биосферы как целостной системы;

- изучение реакций компонентов окружающей среды на возникающие воздействия;

- определение допустимых пределов воздействия человеческой цивилизации на окружающую среду;

2. - полевые наблюдения;

- эксперименты в природных условиях;

- математическое моделирование процессов и ситуаций, встречающихся в популяциях и биогеоценозов с помощью вычислительной техники. Р = 3

3. космическая экология, глобальная экология, экосистемы и земные сферы, биоэкология, экология человека Р = 1

4. Группа экологических проблем, от решения которых зависит дальнейшая судьба человечества. Р = 1

5. - заметный рост народонаселения;

- увеличение объемов материального производства;

- несоизмеримость масштабов совокупной деятельности человека с процессами в природе;

- производство ядерного и других видов оружия массового поражения; Р = 4

6. Классификация природных ресурсов

( богатства недр); (солнечная радиация,

( почва, растит. и животный мир); ( атмосферный воздух,

- водные (воды Миро-

7. Хозяйственно-экономический аспект – важнейшая сторона охраны природы, потому что любые продукты, употребляемые людьми, создаются за счет расходования природных ресурсов;

Эстетический аспект . Природа – источник не только материаль-

-ных благ, но и удовлетворения эстетических потребностей человека. С глубокой древности она вызывала у людей положительные эмоции, вдохновляла поэтов, художников на творчество. Охране эстетически ценных мест Земли необходимо уделять особое внимание;

Научно-познавательный аспект. Связан с необходимостью сохранения для исследования естественных, ненарушенных человеком территорий. Изучение природы при сохранении ее многообразия позволяет выяснять закономерности изменений, вносимых в природу человеческой деятельности, делать прогнозы этих изменений, разрабатывать практические меры по охране природы. Р = 6

8. Природопользование – общественно–производственная

деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человечества путем использования природных ресурсов.

9. Санитарно-гигиенические мероприятия предусматривают обеспечение чистоты воздуха, воды, пищи, предотвращение потенциальной возможности загрязнения их токсическими веществами и болезнетворными микроорганизмами.

Экологические мероприятия связаны с установлением предельно допустимых изменений окружающей среды. Это требует оценки степени преобразования природной среды, путей восстановления или возможностей замены природных ландшафтов культурными. Р = 2

10. Мониторинг - комплекс мероприятий, обеспечивающих систематическое наблюдение, регистрацию и анализ состояния и тенденций развития природных и техногенных процессов, связанных с хозяйственной деятельностью человека.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Экология, 11 класс

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • об экологической безопасности и условиях её обеспечения;
  • об экологических аспектах здоровья и безопасности населения.
  • устанавливать причинно-следственные связи экологических рисков и оценивать их значимость для качества окружающей среды, здоровья человека.
  • применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей;
  • самостоятельно находить необходимую информацию и использовать её.

Глоссарий по теме:

Экологическая безопасность — это состояние защищённости личности, общества, государства от потенциальных или реальных угроз, создаваемых последствиями вредного воздействия на окружающую среду, вызываемых загрязнением среды обитания в связи с хозяйственной деятельностью человека, функционированием производственных объектов, а также в результате стихийных бедствий и катастроф.

Качество среды обитания человека — это показатель соответствия социальных и природных условий потребностям людей.

Качество жизни — это совокупность физического, социально-экономического благополучия людей во взаимосвязи с природными факторами.

Здоровье — это объективное состояние и субъективное чувство полного физического, психического и социального комфорта.

Общественное здоровье (уровень здоровья всех граждан в совокупности) –— это медико-социальный ресурс и потенциал общества, способствующий обеспечению безопасности.

Фактор риска – это обстоятельство (внешнее или внутреннее), отрицательно влияющее на здоровье человека и создающее благоприятную среду для возникновения и развития заболеваний.

Основная и дополнительная литература (точные библиографические данные с указанием страниц):

Основная литература:

  1. Экология. 10–11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.

Дополнительная литература:

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Экологическая безопасность — это состояние защищённости личности, общества, государства от потенциальных или реальных угроз, создаваемых последствиями вредного воздействия на окружающую среду, вызываемых загрязнением среды обитания в связи с хозяйственной деятельностью человека, функционированием производственных объектов, а также в результате стихийных бедствий и катастроф. Экологическая безопасность определяется комплексом взаимосвязанных процессов: природных, техногенных и социальных.

Качество среды обитания человека — это показатель соответствия социальных и природных условий потребностям людей. С понятием качества среды напрямую связано понятие качества жизни.

Качество жизни — это совокупность физического, социально-экономического благополучия людей во взаимосвязи с природными факторами. Одним из основных показателей качества жизни и среды обитания является здоровье отдельного человека и населения в целом.

Среди факторов, обусловливающих здоровье человека, основным является образ жизни. Здоровый образ жизни включает в себя благоприятные условия жизнедеятельности, уровень культуры (в том числе поведенческой), гигиенические навыки, позволяющие сохранить и укрепить здоровье. Факторами риска, отрицательно влияющими на здоровье человека, являются: употребление наркотиков, алкоголя, курение, несбалансированное питание, вредные условия труда, стрессовые ситуации, малоподвижный образ жизни, плохие материально-бытовые условия, злоупотребление лекарствами, непрочность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокая плотность населения, загрязнение воздуха, воды, почвы.

Уровень здоровья всех граждан в совокупности может быть обозначен как общественное здоровье.

Интересные факты. Болезнь Миниматы

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий):

1. Текст задания:

Среди факторов, обусловливающих здоровье человека, основным является ____________.

Среди факторов, обусловливающих здоровье человека, основным является образ жизни.

2. Текст задания: Экологическая безопасность определяется комплексом взаимосвязанных процессов: природных, техногенных и:

Экологическая безопасность — это состояние защищённости личности, общества, государства от потенциальных или реальных угроз, создаваемых последствиями вредного воздействия на окружающую среду, вызываемых загрязнением среды обитания в связи с хозяйственной деятельностью человека, функционированием производственных объектов, а также в результате стихийных бедствий и катастроф.

Качество среды обитания человека — это показатель соответствия социальных и природных условий потребностям людей.

Качество жизни — это совокупность физического, социально-экономического благополучия людей во взаимосвязи с природными факторами.

Здоровье — это объективное состояние и субъективное чувство полного физического, психического и социального комфорта.

Общественное здоровье (уровень здоровья всех граждан в совокупности) –— это медико-социальный ресурс и потенциал общества, способствующий обеспечению безопасности.

Фактор риска – это обстоятельство (внешнее или внутреннее), отрицательно влияющее на здоровье человека и создающее благоприятную среду для возникновения и развития заболеваний.

Основная и дополнительная литература (точные библиографические данные с указанием страниц):

Основная литература:

  1. Экология. 10–11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.

Дополнительная литература:

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Экологическая безопасность — это состояние защищённости личности, общества, государства от потенциальных или реальных угроз, создаваемых последствиями вредного воздействия на окружающую среду, вызываемых загрязнением среды обитания в связи с хозяйственной деятельностью человека, функционированием производственных объектов, а также в результате стихийных бедствий и катастроф. Экологическая безопасность определяется комплексом взаимосвязанных процессов: природных, техногенных и социальных.

Качество среды обитания человека — это показатель соответствия социальных и природных условий потребностям людей. С понятием качества среды напрямую связано понятие качества жизни.

Качество жизни — это совокупность физического, социально-экономического благополучия людей во взаимосвязи с природными факторами. Одним из основных показателей качества жизни и среды обитания является здоровье отдельного человека и населения в целом.

Среди факторов, обусловливающих здоровье человека, основным является образ жизни. Здоровый образ жизни включает в себя благоприятные условия жизнедеятельности, уровень культуры (в том числе поведенческой), гигиенические навыки, позволяющие сохранить и укрепить здоровье. Факторами риска, отрицательно влияющими на здоровье человека, являются: употребление наркотиков, алкоголя, курение, несбалансированное питание, вредные условия труда, стрессовые ситуации, малоподвижный образ жизни, плохие материально-бытовые условия, злоупотребление лекарствами, непрочность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокая плотность населения, загрязнение воздуха, воды, почвы.

Уровень здоровья всех граждан в совокупности может быть обозначен как общественное здоровье.

Интересные факты. Болезнь Миниматы

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий):

1. Текст задания:

Среди факторов, обусловливающих здоровье человека, основным является ____________.

Среди факторов, обусловливающих здоровье человека, основным является образ жизни.

2. Текст задания: Экологическая безопасность определяется комплексом взаимосвязанных процессов: природных, техногенных и:

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;

природная среда (далее также - природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;

компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;

антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;

естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией;

природный комплекс - комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками;

природный ландшафт - территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях;

охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность);

качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью;

благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов;

негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;

природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;

использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности;

загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;

загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду;

нормативы в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные нормативы) - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;

нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда;

нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды;

нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и (или) акваторий и при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;

нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов) - нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды;

технологический норматив - норматив допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, который устанавливается для стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и отражает допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду в расчете на единицу выпускаемой продукции;

нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также - нормативы предельно допустимых концентраций) - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем;

нормативы допустимых физических воздействий - нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды;

лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее также – лимиты на выбросы и сбросы) – ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды;

оценка воздействия на окружающую среду – вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления;

мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;

государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) - мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) – система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды;

требования в области охраны окружающей среды (далее также – природоохранные требования) – предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды;

экологический аудит – независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности;

наилучшая существующая технология – технология, основанная на последних достижениях науки и техники, направленная на снижение негативного воздействия на окружающую среду и имеющая установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов;

вред окружающей среде – негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов;

экологический риск – вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера;

экологическая безопасность – состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

независимость контроля в области охраны окружающей среды;

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

сохранение биологического разнообразия;

обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Статья 4. Объекты охраны окружающей среды

1. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:
земли, недра, почвы;

поверхностные и подземные воды;

леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

2. В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

3. Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

Читайте также: