Конспект урока детские энциклопедии

Обновлено: 20.05.2024

План-конспект непрерывной образовательной деятельности

с дошкольниками в средней группе по ознакомлению с книжной культурой

Методы и приемы:

Словесные: отгадывание загадок, беседа, вопросы, объяснение воспитателя .

Наглядные: рассматривание иллюстраций, схем.

Материалы и оборудование:

Дидактический материал: схема ; детские иллюстрированные

Раздаточный материал: на каждого ребёнка прямоугольный лист бумаги,

Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей : ёмкость с водой; доска,

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Беседы, вопросы, отгадывание загадок

Восприятие художественной литературы и фольклора

Беседы, на основе ценностно-смысловой оценки прочитанного, рассматривание иллюстраций

Логика образовательной деятельности

Название этапа

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Воспитатель предлагает отгадать загадки.

Обращает внимание на плач за дверью. Там плачет волчонок. Побуждает детей спросить, что случилось с волчонком.

Дети слушают загадки, отгадывают их.

Слушают волчонка, разговаривают с ним, рассматривают порванную книжку, делятся предположения, как помочь волчонку.

Активизирована речь. Пополнен словарный запас.

Сформированы коммуникативные навыки, активизация устной речи. Сформирован интерес к предстоящей деятельности.

и назвать источники получения знаний используя схему.

Проводит беседу по прочитанному и бережному отношению к книге.

Предлагает пройти вместе с волчонком к столам, взять заготовленные листы бумаги попробовать порвать их, затем смять и опустить в емкость с водой.

Дети придумывают вопросы.

Дети рассматривают схему и называют источники.

Дети рассматривают энциклопедии.

Дети внимательно слушают рассказ, рассматривая иллюстрации к нему.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Дети отвечают на вопросы.

Дети пробуют порвать, смять и намочить лист бумаги.

Сформировано умение придумывать и задавать вопросы на интересующие темы и получать ответ, проявлена любознательность.

Сформировано умение получать ответ на поставленный вопрос.

Дети познакомились с энциклопедией и ее назначением.

Сформирован интерес к справочной литературе.

Закреплено умение внимательно слушать новый рассказ.

Сформированы представления о важности иллюстраций в книге и как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая их.

Совершенствовано умение выполнять действия в соответствии с текстом.

Дети делают выводы о важности бережного отношения к книгам, у детей активизируется словарь.

У детей закреплены экспериментальным путем первичного представления о свойствах бумаги: мнётся, рвется, размокает.

Воспитатель просит ребят напомнить волчонку с какой книгой мы познакомились, и как нужно беречь книги.

Волчонок благодарит детей за помощь, за интересные знания о книгах и бумаге, обещает беречь книги и прийти к детям с новой книжкой.

Дети рассказывают, что они сегодня узнали

Прощаются с волчонком, приглашают его в гости, обещают помочь, если будет нужно. Желают ему прочитать много интересных сказок.

воспитанно бережное отношение к книгам.

Есть листок, есть корешок.
А не куст и не цветок.
Нету лап, нету рук.
А приходит в дом как друг.
На колени к маме ляжет,
Обо всём тебе расскажет.

(Книга.)

Легенда, преданье народное,
Ребята ее обожают.
Родители, если свободные,
Ее тебе на ночь читают.
(Сказка.)

Без дверей, а закрыта.

Кто её открывает –

(Книга.)

Раз – руки вверх махнули и

при том вздохнули.

Два – три нагнулись, пол достали,

А четыре – прямо встали и сначала повторяем.

Воздух сильно мы вдыхаем

При наклонах выдох дружный

Но колени гнуть не нужно.

Чтобы руки не устали,

Мы на пояс их поставим.

Прыгаем как мячики

Девочки и мальчики.

Перспективный календарно-тематический план

по ознакомлению дошкольников с книжной культурой

Группа средняя

1-2 неделя (апрель)

Непрерывная образовательная деятельность

Совместная деятельность педагога и детей

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

(оснащение РППС)

Взаимодействие

с родителями/ социальными партнерами

Тема недели:

1. Игровая деятельность

Задачи: сформировать у детей умение брать на себя роль продавца и покупателя, вступать в диалог с продавцом, закрепить знание знакомых произведений.

Задачи: учить составлять короткий рассказ, используя в речи существительные с глаголами и прилагательными, а также предлоги за, перед, около, на, в и др.

Тема недели:

1. Восприятие художественной литературы и фольклора

Задачи: формировать умение у детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест. Формировать у детей навык быть осторожными .

Задачи: формировать навык составлять короткий рассказ, развивать воображение, а также активизировать словарь у детей

Актуальная среда

3-4 неделя (апрель)

Непрерывная образовательная деятельность

Совместная деятельность педагога и детей

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

(оснащение РППС)

Взаимодействие

с родителями/ социальными партнерами

Задачи: Способствовать формированию привычки к чистоте, упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе.

Тема недели:

Задачи: формировать

представления о том, как создаются иллюстрации к произведениям, развивать воображение.

Задачи: формировать стремление наводить порядок, соблюдать чистоту, быть аккуратным.

Задачи: формировать

представления о том, какие существуют виды книг и какого их назначение, зачем нужны иллюстрации в книгах.

Тема недели:

1. Восприятие художественной литературы и фольклора

2. Игровая деятельность

Задачи: совершенствовать

знания у детей о литературных произведениях и героях.

Актуальная среда

Внести портрет писательницы и поэтессы А.Барто

Разместить книги этого автора, иллюстрации к произведениям А. Барто, альбом предметов гигиены, альбом спортивных снарядов и видов спорта.

Занятие поможет педагогу в формировании у учащихся знаний, умений и навыков информационного самообеспечения их учебной деятельности; расширит понятия детей о видах и типах справочной литературы, познакомит с их структурой и принципом работы с ними.

Задачи. Познакомить учащихся с понятиями: энциклопедии, энциклопедические словари и о типах изданий: универсальные, отраслевые; расширить словарный запас учащихся.Научить самостоятельно производить поиск информации в различных видах изданий. Формировать у учащихся навыки использования справочного аппарата энциклопедий и энциклопедических словарей и принципами работы с ними. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам, к освоению рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе урока задачами. Воспитывать умение работать в группе сверстников.

ВложениеРазмер
konspekt_zanyatiya.doc 86 КБ

Предварительный просмотр:

(использование технологии проблемного обучения с элементами рейтинга)

Автор: Птюшкина Галина Николаевна

Для данного занятия в командах должно быть не больше 7 – 8 человек, поэтому, занятие лучше провести двумя подгруппами, т. к. необходимо, чтобы каждый ребенок во время занятия смог проявить свои способности в решении задач, поставленных педагогом.

Важнейшие энциклопедии, энциклопедические словари и пользование ими.

2. Читательское назначение

Учащиеся 3-го класса общеобразовательной школы.

3. Цель и задачи занятия.

Цель: Дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности; расширить понятия детей о видах и типах справочной литературы, познакомить с их структурой и принципом работы с ними.

Задачи. Познакомить учащихся с понятиями: энциклопедии, энциклопедические словари и о типах изданий: универсальные, отраслевые; расширить словарный запас учащихся.

Научить самостоятельно производить поиск информации в различных видах изданий.

Формировать у учащихся навыки использования справочного аппарата энциклопедий и энциклопедических словарей и принципами работы с ними.

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам, к освоению рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе урока задачами. Воспитывать умение работать в группе сверстников.

4. Основные вопросы, составляющие содержание занятия

1. Водная часть: знакомство с темой занятия.

2. Рассказ педагога о типах и видах справочной литературы.

5. Рассказ педагога о правилах пользования энциклопедиями и энциклопедическими словарями.

10. Итоговое тестирование (по желанию детей) сразу после урока.

5. Методы, используемые на занятии

Рассказ, объяснение, инструктирование, беседа в подгруппах, наглядные методы, упражнение, самостоятельная работа с текстом и самостоятельный поиск по источникам информации, активный метод обучения – игры-соревнования с последующей оценкой знаний.

6. Общее количество времени, отводимого на занятие

7. Намечаемое место занятия

Читальный зал школьной библиотеки.

8. Развернутый план занятия

Рассматриваемый вопрос и относящиеся к нему методические указания, вопросы учащимся и предполагаемые им задачи (поручения)

Количество времени, отводимого на рассматриваемый вопрос

Вводная часть: знакомство с темой занятия.

Рассказ педагога о типах и видах справочной литературы.

Человек не может хранить в памяти все: события прошлого и настоящего, факты, названия, имена. И когда нужен ответ на вопрос или какая-то информация, на помощь приходят словари и энциклопедии.

Энциклопедиями называют книги, в которых кратко излагается то, что известно людям о природе, народах, науке, технике, культуре и искусстве. Из энциклопедий можно узнать, как люди выращивают пшеницу и хлопок, делают бумагу, создают машины и изучают другие планеты. Этих сведений набирается столько, что они не вмещаются в одну книгу, и энциклопедии обычно состоят из нескольких томов.

Статьи для вашей энциклопедии писали ученые. Инженеры. Педагоги. Писатели и журналисты. О самом сложном они старались написать просто и ясно, коротко и интересно. Может быть, прочитав короткий рассказ, вы захотите узнать больше? В конце многих статей названы книги, которые помогут вам сделать это (показать списки литературы в конце статей).

В энциклопедиях и словарях – знания, накопленные многими поколениями. Они помогают многое узнать, сберегают наше время и силы, избавляют от ошибок в работе. Поэтому очень важно научиться пользоваться справочной литературой.

Педагог: а теперь, ребята, впереди у вас небольшое соревнование. Капитан каждой команды должен объяснить нам, как пользоваться энциклопедиями и энциклопедическими словарями.

Рассказы капитанов о том, как искать нужную информацию в книгах.

Оценка по нескольким критериям: понял ли сам капитан принцип поиска информации; правильно ли объяснил, как пользоваться книгой, обращался ли к помощи команды во время ответа (от 1 до 3-х баллов, оценки выставляются на листе ватмана маркером).

Педагог: молодцы, с этой задачей вы справились, самостоятельно научились искать информацию в справочной литературе.

А теперь каждая команда должна быстро придумать представление своей команде и хвалу своим справочным изданиям. Участвовать в выступлении должно как можно больше членов команд.

Желательно, чтобы в процессе обсуждения и представления были задействованы все члены команды; педагог должен уметь видеть, кто из учащихся может вырабатывать собственное мнение и обосновывать его, ясно и конкретно выражая свои мысли; педагог во время обсуждения помогает детям поддерживать положительный эмоциональный фон, чтобы учащиеся могли, не отвлекаясь на лишние споры, слушать, воспринимать и обдумывать мысли, доказательства и умозаключения друг друга.

Выслушиваются представления каждой из команд и оценивается по критериям: сколько членов команды приняли участие в представлении, удалось ли учащимся показать ценность справочной литературы (от 1до 2-х баллов).

Рассказ педагога о правилах пользования энциклопедиями и энциклопедическими словарями.

Ну, а теперь: внимание! Продолжаем соревнование.

Педагог: кто готов работать дальше, встаньте, подпрыгните 5 раз, хлопните в ладоши 4 раза, присядьте 3 раза, улыбнитесь 2 раза, сядьте на свое место 1 раз (слова педагога сопровождаются действиями учащихся). Внимание, внимание! объявляю следующий конкурс. За определенное количество времени вы должны вспомнить как можно больше информации из книг, которые вы брали с выставки домой и еще прочитать как можно больше сведений в книгах, находящихся на ваших столах. Затем участники команд отложат книги в сторону, и по очереди будут называть информацию: кто закончит последним, тот и победит.

Учащиеся рассказывают свою информацию, пока одной из команд будет нечего ответить.

Выставляется оценка от 1 до 2-х баллов.

Каждой команде выдаются карточки со словами на буквы: В, Д, Ж, З. Учащиеся выполняют задание: ищут и записывают номер страницы, на которой находится информация о конкретном слове.

Оценка полученных результатов по критериям: уложились ли команды с поиском по времени, правильно ли нашли нужные страницы; в каком порядке вели поиск

(от 1 до 3-х баллов).

Перед учащимися несколько альбомных листов, цветные карандаши и фломастеры, чтобы в каждой команде могли одновременно рисовать несколько участников. Педагогу необходимо напомнить учащимся, что очень важно мнение каждого участника, поэтому не стесняться высказывать свое мнение.

Оценка работ по критериям: придуманный символ должен соответствовать названию команд или теме урока (от 1 до 2-х баллов).

Педагог: наш урок заканчивается. Осталось подсчитать результаты конкурсов (совместный подсчет баллов), поздравление победителей аплодисментами.

Педагог: сегодня мы познакомились с важнейшими энциклопедиями и энциклопедическими словарями и научились пользоваться ими. На уроке вы соревновались, выполняя различные задания. Скажите, пожалуйста, что нового вы узнали на уроке, что вам больше всего понравилось и о чем еще хотели узнать. Спасибо за работу, урок окончен, но не спешите уходить.

Итоговое тестирование (по желанию детей).

Все занятие дети работали в команде, многие из них высказывали свое мнение, но обязательно в группе были дети, которую всю информацию не усвоили. Проанализировав выполненную работу учащихся, у педагога будет возможность провести с этими детьми индивидуальную практическую работу по поиску информации в справочных изданиях. Также это тестирование покажет, кто из детей заинтересовался самостоятельным поиском информации, а с кем еще предстоит работать над формированием навыков самообеспечения их учебной деятельности.

9. Перечень наглядных пособий и других материалов для проведения занятий.

10. Литература по теме: для тех, кто проводит задание и для слушателей

Список литературы справочных изданий (для оформления выставки в школьной библиотеке)

1. Баттерфилд, М. Большая детская энциклопедия / М. Баттерфилд. – М.: Росмэн, 2002. – 333 с.

2. Большая детская энциклопедия. – М.: Астрель, 2008. – 256 с. – (Аванта+. Мир энциклопедий).

3. Борисов, С. Б. Энциклопедический словарь русского детства / С. Б. Борисов. – М., 1999. – 320 с.

4. Горкин, А. П. Новый энциклопедический словарь школьника / А. П. Горкин. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. – 735 с.

5. Дейкало, А. Барби. Энциклопедия моды / А. Декайло. – М.: АСТ, 2001. – 128 С.

6. Детская энциклопедия в 12 т. Т 1: Земля / Изд. 3-е, доп.- М.: Педагогика, 1971. – 504 с.

7. Детская энциклопедия в 12 т. Т 4: Растения и животные / Изд. 3-е, доп.- М.: Педагогика, 1972. – 526 с.

8. Детская энциклопедия в 12 т. Т 8: История / Изд. 3-е, доп.- М.: Педагогика, 1975. – 490 с.

8. Дитрих, А. К. Почемучка. Энциклопедия для любознательных / А. К. Дитрих, Г. А. Юрмин. – М.: АСТ, 2006. – 334 с.

10.Дорохов, А. Про тебя самого. Энциклопедический словарь / А. Дорохов. – М.: АСТ, 1998. – 253 с.

11. Животные и растения. Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.:Эксмо, 2006. – 1248 с.

12. Золотаева, Л. В. Большая детская иллюстрированная энциклопедия / Л. В. Золотаева. – М.: АСТ, 2008. – 328 с.- (Энциклопедии).

13. Канделаки, Т. Большая детская энциклопедия животных от Тины Канделаки / Т. Канделаки. – М.: АСТ, 2007. – 239 с.

14. Универсальный энциклопедический словарь Аксенова. – М.: Аванта+, 2008. – 688 с. – (Энциклопедия для детей).

15. Что такое? Кто такой? Детская энциклопедия в 3-х т. Т. 1: А – З / Сост. В. С. Шергин, А. И. Юрьев; изд. 5-е, доп. и перераб.- М.: ИД Современная педагогика, 2004. – 504 с.

16. Что такое? Кто такой? Детская энциклопедия в 3-х т. Т. 2: И – П / Сост. В. С. Шергин, А. И. Юрьев; изд. 5-е, доп. и перераб.- М.: ИД Современная педагогика, 2004. – 498 с.

17. Что такое? Кто такой? Детская энциклопедия в 3-х т. Т. 3: П – Я / Сост. В. С. Шергин, А. И. Юрьев; изд. 5-е, доп. и перераб.- М.: ИД Современная педагогика, 2004. – 507 с.

18. Яковлев, Л. В. Большая детская энциклопедия для девочек / Л. В. Яковлев. – М.: Астрель, 2008. – 240 с. – (Энциклопедии).

19. Яковлев, Л. В. Большая детская энциклопедия для мальчиков / Л. В. Яковлев. М. В. Адамчик.- М.: Премьера, 2005. – 240 с. – (Развивающая и познавательная литература).

20. Яковлев, Л. В. Большая детская энциклопедия тайн и загадок / Л. В. Яковлев. – М.: Современный литератор. – 240 с.

Список литературы для педагогов

1. Библиотека и юный читатель: Практическое пособие. – М.: Книжная палата, 1987. – 256 с.

2. Гендина, Н. И. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: учебно-методическое пособие / Н. И. Гендина, И. И. Колкова, Г. А. Стародубова – Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусств, 1999. – 328 с.

3. Герцов,Г. Г. Рациональные приемы работы с книгой / Г. Г. Герцов. – М.:Книга, 1986. – 288 с.

4. Новокшонов, Ю. Воспитывая информационную культуру / Ю. Новокшонов // Народное образование. – 1988. - № 6. – С. 11 – 47.

5. Тимофеева, И. Н. 100книг вашему ребенку / И. Н. Тимофеева. – М.: Книга, 1997. – 255 с.

6. Формирование основ библиотечно-библиографической грамотности в целях развития умений и навыков умственного труда: Методические рекомендации учителю и школьному библиотекарю. – М., 1987. – 145 С.

7. Чулкина, Г. В. Программа «Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам / Г. В. Чулкина // Школьная библиотека. – 2001. - № 1. – С. 8 – 14.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагог. В мире огромное количество книг. Среди них есть книги, которые называются мудреным словом — энциклопедия. Энциклопедия — это научное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знаний (в основном в форме словаря). Ее читают, когда что-нибудь нужно узнать, проверить.

Все статьи в энциклопедии расположены так, как идут буквы азбуки — по алфавиту. Давайте возьмем, к примеру, некоторые статьи, помещенные под буквой Б, те, которые, на мой взгляд, должны вас особенно заинтересовать.

Учитель пересказывает краткое содержание статей, прибегая к показу иллюстраций из энциклопедии, попутно предлагая учащимся выполнить задания, связанные с темами статей.

Отклики детей.

А теперь, используя образец, изобразите по клеточкам тетради контур бабочки.

Дети получают распечатки — по одному экземпляру на парту.

Самостоятельная работа. Проверка


Дорисуйте необходимые детали и разукрасьте бабочку цветными карандашами, стараясь нанести на ее крылья такой узор, который существует только в вашем воображении и вряд ли встречается в природе.

Самостоятельная работа.

Обмен впечатлениями.

Помимо всем известных королька и махаона, бабочки также получили от ученых имена греческих богов и героев. Этим люди выразили свое восхищение яркой красотой бабочек. Расшифруйте эти имена.


(Гектор. Читаем только каждую букву первого столбца сверху вниз.)


ознакомление учащихся с появлением и содержанием энциклопедий.

Задачи:

Ход классного часа.

I. Конкурс знатоков флоры и фауны.

– Начнем мы наш классный час с небольшого задания. Напишите на листочках вопрос, который вас интересует.

– А теперь – небольшой конкурс для знатоков флоры (что означает растения) и фауны (что означает животные). Необходимо правильно ответить на вопросы.

1. Из какого растения получают манную крупу? (овес, ячмень, пшеница)

2. Как называется часть растения, которая всасывает воду из почвы? (стебель, корень, лист)

3. Какие из птиц выводят птенцов зимой? (клесты, кукушки, галки)

4. Какая из птиц не летает? (страус, беркут, гриф)

5. Зачем куры перед дождем перебирают клювами перья? (смазывают их жиром, чтобы не намокли; уничтожают паразитов; чистят клювы)

6. Из какого дерева делают спички? (клен, осина, дуб)

7. Из какого дерева делают пианино? (сосна, ива, ель)

8. Какое любимое растение кошек? (валериана, пустырник, душица)

9. Какое самое сильное животное на земле? (слон, бегемот, муравей)

10. Какое растение имеет самые мелкие в мире цветы и плоды? (ряска, горох, пастушья сумка)

11. Какой самый крупный в мире цветок? (мак, гусиный лук, трупная лилия)

12. Какое самое высокое в мире дерево? (баобаб, эвкалипт, лиана)

13.Какое самое большое в обхвате дерево в мире? (каштан, ясень, кипарис)

– Как вы думаете, с чем мы сегодня будем знакомиться?

Классный час для начальных классов Детские энциклопедии

См. приложение № 1 (слайд 1-7)

III. Художественное творчество людей.

– Искусство – это художественное творчество людей. К искусству относятся: литература, архитектура, скульптура, живопись, музыка, танец, театр, кино и т. д. Без них наша жизнь была бы скучной и однообразной. У каждого вида искусства есть свои символы. Символ – это опознавательный, отличительный знак. Посмотрите на плакат (см. приложение № 2)

– Скажите, символы каких видов искусства изображены на нем? (кадр киноленты – символ кино, маска – театра, лира – музыки, мольберт – живописи, перо – литературы).

IV. Разнообразные энциклопедии.

– Очень поражает разнообразие энциклопедий.

См. приложение 1 (слайд 8, 9).

VI. Вопросы в энциклопедиях.

– У вас на столах лежат энциклопедии. Рассмотрите их, обсудите и ответьте на вопрос: Какая информация содержится в энциклопедиях?

– А теперь возьмите листочки и прочитайте вопросы, которые вы написали в самом начале. Подумайте и скажите, можно ли найти ответ на свой вопрос в энциклопедии?

VIII. Итог внеклассного часа.

– Что вы сегодня узнали интересного?

– Где можно найти ответы на многие вопросы? (в энциклопедиях)

– С какими энциклопедиями вы сегодня познакомились?

Читайте также: