Конспект урока беглые гласные 3 класс

Обновлено: 07.07.2024

- Если нам надо узнать или уточнить значение слова, то чем мы можем воспользоваться?

- В словаре Ожегова дано такое определение слова золото: золото – это драгоценный металл желтого цвета. Например: изделия из золота

- Да, здесь слово употреблено в переносном значении

- Обозначьте в слове золото ударную и безударные гласные. Как вы считаете, безударную гласную в корне этого слова можно проверить ударением или нет?

- Из предложенных вам слов выберите и запишите проверочное слово

- Встретились ли вам слова, непонятные по значению?

Докажите, что записанное вами слово является проверочным

3. Актуализация знаний

-Послушайте небольшой отрывок из сказки А. С. Пушкина и найдите слово, которое поэт использует вместо слова золото

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит

Мимо острова Буяна,

К царству славного Салтана,

Вот на берег вышли гости;

Царь Салтан зовет их в гости,

И за ними во дворец

Полетел наш удалец.

Видит: весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате

На престоле и в венце,

С грустной думой на лице

- Слово злато имеет то же лексическое значение, что и слово золото, только слово злато уже устаревшее и в современной речи практически не употребляется

- Запишите его на этой же строчке и сравните со словом золото.

- Что интересного вы заметили?

- Мы знаем, что в корнях слов могут чередоваться не только согласные, но и гласные (о – а)

- Вы заметили очень интересное явление. Одна гласная из слова исчезла, убежала

- Как бы вы назвали такую гласную? Почему?

- В русском языке такие гласные принято называть беглыми.

- В записанных словах выделите корень. В какой части слова находится беглая гласная?

- Давайте прочитаем, а что же в учебнике говорится про беглые гласные? (с. 123)

- Сделайте вывод, что же такое беглые гласные?

4. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Кто из вас может назвать тему урока?

- Какую цель для себя вы хотите поставить на этом уроке?

- А как можно достичь этой цели?

5. Усвоение новых знаний

- Прочитайте пары слов и скажите, являются ли данные в парах слова однокоренными? Почему?

- Запишите пары слов и выделите корень, подчеркните беглую гласную

- Посмотрите на подчеркнутые вами гласные и скажите, какие гласные могут быть беглыми? (о,е)

- Я вам буду называть слова с убежавшей гласной, а вам надо вернуть гласную на место, подобрав к данным словам однокоренные имена существительные. Запишите подобранные существительные, подчеркните беглые гласные

- Мы еще раз убедились, что беглыми гласными могут быть гласные о и е.

Гимнастика для глаз (Мирошкина Вероника, Забродина Ксения – метка на стекле. Для слежения используют яркую линейку)

7. Закрепление в измененной ситуации

- Посмотрите на картинку и скажите, о чем или о ком можно составить предложения по этой картинке?

- Давайте составим предложение про пень. Запишите его

На лесной поляне стоит пень.

- Какое это предложение по цели высказывания? Почему?

- Какое это предложение по интонации?

- Можно ли это предложение произнести с восклицательной интонацией? Попробуйте это сделать

- Какие орфограммы встретились в предложении?

- Составьте предложение о зайце по схеме

где? что делает? какой? кто?

На пне сидит испуганный заяц.

- Найдите в этих предложениях слова, на примере которых можно увидеть беглую гласную в корне. Выделите в этих словах корень, подчеркните беглую гласную

- С каким явлением в языке мы сегодня познакомились?

- Какие гласные могут быть беглыми?

- В какой части слова встречаются беглые гласные?

Интеллектуальное развитие (шкала достижений)

10. Домашнее задание

- Возьмите в руки карточку. На ней написаны слова. Вам надо изменить так форму слова или подобрать такое однокоренное слово, чтобы получились слова с беглой гласной. В словах надо выделить корень

Задание для сильных учащихся

Постарайся подобрать по возможности несколько слов

Огонь – огня, огненный, огнянка

Рожь – ржи, ржаной

Задание для среднеуспевающих учащихся

Задание для слабых учащихся

Измени слова так, чтобы они отвечали на вопрос чего? Запиши их, выдели корень

- формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

- научатся самостоятельно анализировать и исправлять ошибки;

- формулировать значение беглых гласных О и Е, и применять их в письменной речи в соответствии с правилами.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебник, печатная тетрадь

-Доброе утро, ребята. Меня зовут Анастасия Сергеевна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Присаживайтесь.

Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам

Приём минутка чистописания

Постановка учебной задачи

Анализ языкового материала

Частичный морфемный анализ

Сели ровно, открываем тетради в линейку.
Запишем число и классная работа.

А теперь у нас минутка чистописания.

- Спишите, продолжив закономерность

Е ее Е е Е ее Е е

Какие две роли играет буква Е в языке? (Может обозначать 2 звука Й, Э и указывает на мягкость предшествующего согласного)

- Прочитай пословицу, объясните смысл. Спишите каллиграфически. Подчеркните орфограммы.

Есть терпенье – будет и уменье.

Поставьте в словах ударение. Назовите слова, где буква Е обозначает 2 звука(только под ударением)

Сейчас на слайдах будут появляться слова с пропущенными буквами, вам нужно их правильно записать. После мы поменяемся тетрадками в парах и вы проверите друг друга.

М о рковь к о ллектив

Здра в ствуй оди нн адцать

Обл а чко о сина

Ж ё лтый в о круг

Кр е стьяне р е бята

Поменялись тетрадями, если у соседа всё верно ставим карандашом на полях плюс, если есть ошибки минус.

Кто сделал ошибки в словах? Исправил ли?

Ребята, откройте содержание учебника.

Как вы думаете какая тема будет сегодня? (чередован звуков в корне слова)
Исходя из темы, предположите, что мы будем делать сегодня на уроке? Какие цели поставим на урок? Как мы их будем решать?

Посмотрите на экран, сравните формы одного и того же слова

Сон – Сна; день – дня.

Запишите эти пары слов. Выделите корень сначала у начальной формы слова в каждой паре, а затем у другой формы.
Можете ли вы это сделать во 2 случае?(нет) Почему? (не может быть, что бы у слов были корни -сн-, -дн- )

Да вы правы, но лишь на половину. Корней -сн-, -дн- в этой форме слов нет. Корни в разных формах слова одни и те же. Просто в них есть чередования звуков.

Как вы думаете что происходит со звуками [о] и [э] в этих словах

(В формах сон и день, звуки о и е чередуются)
Так куда же они деваются? (убегают, исчезают, пропадают)

Если сравнивать звуки с животными, то они просто убегают боясь другой формы слова. Этот случай так и называется Беглые гласные в корне слова.

Тогда корень в таких словах нужно выделать помня про наш беглый трусливый гласный сн а, дн я

Теперь попробуйте правильно выделить корни с словах ров – рва, пень – пня. Посмотрите на слайд и проверьте, так ли выделили корни в словах. Не забудьте поставить карандашом на полях плюс или минус.

Какими буквами на письме обозначаются наши трусишки беглые гласные звуки? (о и е)
Запомните ребята: это всегда буквы о или е.

Прописывать последовательность, определив закономерность

Работают ьнад пословицей

Отвечать на вопросы.

Обосновывать написание слов.

Сравнивать звуковой и буквенный состав слова.

Характеризовать алгоритм разбора слова по составу, использовать его.

Р: принимают и сохраняют уч задачу

Р: принимают и сохраняют уч задачу

К: участвуют в учебном диалоге;

К:формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывание

П:извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации

Решение частных задач

Списывание с морфемным разбором

Выполнение задания по образцу

Работа по учебнику . Учебник ч.3. с 126-105.

Откройте учебник на странице 126. упражнение 143 Прочитайте задание

Расставьте ударения. Какая орфограмма есть в начальной форме слов. (безударные беглые гласные)

Подчеркните их, они являются орфограммами.

Какой мы можем сделать вывод?

Прочитайте правило летучей мыши.

(Беглые гласные в корне слов, всегда обозначаются буквами е или о )

Что бы нам в будущем не ошибаться в определении беглых гласных запомним правило. Если не можем проверить безударный гласный в корне слова ударением, измени форму слова на р.п. ед. ч. И выясни, является ли он беглым гласным. Если в корне слова оказалась беглая гласная, нужно писать е или о.

Прочитай первый пример из учебника объясняем его

Кто может прочесть 3 пример?

Давайте выполним упражнение №144

Прочти нам задание. Кто не понял задание? Давайте разберём образец устно. Молодцы, приступаем.

Давайте проверим. Назови нам всё слова с беглой гласной Е, остальные внимательно слушают и сравнивают, есть ли отличия. (дятел, камень, гребень, ливень, слепень, полдень, клубень, кашель, танец, ситец) Кто не согласен? Почему?

Теперь все слова с беглой О. (ноготь, локоть, коготь, уголь) Итак какие безударные мы пишем корне, если это беглые гласные.

Как вы думаете на множественное число распространяется ли это правило? (да/нет) Так давайте проверим на примере: много шиш(е/и)к и много дос(а/о)к. Выпишите эти слова столбиком с пропуском на месте орфограммы. Напишите рядом с каждым словом его начальную форму. Выдели корень в обеих формах. А теперь сравни формы каждого слова между собой и посмотри: есть ли беглый гласный. Если да, применяем правило.

Что у вас получилось? Молодцы

Потренируемся на упражнении № 145

Кто может прочесть что нужно в нём сделать? Задание понятно? Отлично, выполняем.
Сравните с образцом, правильно ли вы записали эти слова.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Русский язык (3 класс)

Е и О – беглые гласные.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры, овладевать способом контроля.

Коммуникативные: учиться формулировать своё мнение, допускать возможность существования различных точек зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, самостоятельно формулировать правило.

Познавательные: сравнивать и делать выводы.

I. Организационный момент.

Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.

Работа в тетради

Открываем тетради. Записываем число, классная работа.

II. Актуализация опорных знаний.

- Сформулируйте задание к данной записи: (подобрать проверочные слова и вписать пропущенные гласные)

- Подберите проверочные слова, впишите пропущенные гласные, выделите корни.

- На какую орфограмму данные слова?

- Как проверить безударный гласный в корне?

- Что такое корень?

III. Постановка цели:

- Попробуйте, пользуясь изученной орфограммой, проверить безударные гласные в этих словах.

… - вет е р … - лап о ть

(Дети испытывают затруднение)

- Познакомиться с ещё одним способом проверки безударных гласных в корне.

IV. Открытие новых знаний:

Работа с учебником: стр. 124. Дети читают интригу:

- Сравните формы одного и того же слова! - попросила Анишит Иокоповна.

Сон – сна день - дня

- Запишите эти пары слов. Выдели корень сначала у начальной формы слова (форма И.п.) в каждой паре, а потом - у. другой формы (форма Р.п.).

- Я не знаю, как выделить корень в форме Р.п., - пожаловался Миша. - Не может же быть, чтобы у слов были корни – сн и – дн!

- Может быть, Мишенька! - сказала Анишит Йокоповна, - Вот посмотри, что получается:

С о н – с_на д е нь – д_ня

- в начальной форме в корне слова есть гласный звук, а в другой форме его нет, - пояснила Анишит Йокоповна. - Корень в разных формах каждого слова один и тот же! Просто в нём есть чередование звуков.

В формах с[о]н - с[-]на звук [о] чередуется с нулевым звуком: [о]/[-].

В формах день - д[-]ня звук [э] чередуется с нулевым звуком: [э]/[ -].

- Куда же девается звук? Убегает? - рассмеялся Миша?

- Убегает, - подтвердила Анишит Йокоповна. - Это явление так и называется: беглые гласные в корне слова!

Корень в таких словах нужно смело выделять, помня про беглый гласный: сн а, дн я.

Попробуй правильно выделить корни в словах с беглым гласным: ров - рва, пень - пня.

- А вы заметили, какими буквами на письме обозначаются беглые гласные звуки ? – спросила Анишит Йокоповна. – Запомните: это всегда буквы Е или О !

- Вернитесь к словам, в которых мы испытали затруднение в начале урока.

… - вет е р … - лап о ть

- Можете ли вы теперь проверить безударные гласные в корне?

- Как называются такие гласные?

- Какие гласные могут бегать?

- Работая в паре, попробуйте сформулировать правило для проверки данной орфограммы в корнях слов.

- Сравним ваш вывод с плакатом Летучей мыши.

hello_html_48f73427.jpg

V. Первичная проверка понимания:

- Какие гласные называют беглыми?

- Какие гласные могут бегать?

- Для чего нам нужно новое правило?

Девочки и мальчики прыгают, как мячики,

Ножками потопают, ручками похлопают,

Головой кивают, все вместе отдыхают.

Учебник стр. 127 № 144. (Работа в паре)

- Прочитайте задание и скажите, чему будем учиться, выполняя это упражнение?

- Что нужно помнить, чтобы правильно выполнить это задание?

(совет летучей мыши над упражнением)

2 – 3 пары с комментированием, затем самостоятельная работа с последующей проверкой.

- Что мы закрепляли, выполняя это задание?

- Напомните алгоритм проверки беглого гласного.

- Лёгкая орфограмма! - сказал Миша, выполнив упражнение.

- А вы как считаете?

- Не спеши с выводом! - посоветовала Анишит Иокоповна. - Часто эта орфограмма

появляется у существительных в форме множественного . числа. Как, например, писать: много шиш(е/и)к, много дос(а/о)к? Сумеешь доказать, что в корне этих слов есть беглый гласный?

- А вы сумеете это доказать? Выпишите эти слова столбиком с пропуском на месте орфограммы. Напиши рядом с каждым словом его начальную форму. Выделите корень в обеих формах. А теперь сравните формы каждого слова между собой и посмотрите: есть ли беглый гласный? Если есть - ты знаешь, какую букву писать!

- Как бы вы дополнили наше правило?

Учебник стр. 128 № 145

- Что мы закрепляли, выполняя эти задания?

- Как же нужно поступить, если беглый гласный обнаружен у существительных, которые стоят в форме множественного числа Р.п.?

VI. Проверка усвоенных знаний.

- Подберите другую форму слова, доказав, что есть беглый гласный; впишите пропущенную букву:

Много палат…к - …; куча короб…к - …, каш…ль - …, острый уг…л - …, множество кап. ль - . лок…ть - …, несколько цап…ель - …, ребён…к - …, коллекция пёрыш…к - …, кам…нь - … .

VII. Подведение итогов:

Какую цель мы поставили перед собой в начале урока?

- Что же такое беглые гласные?

- Что нужно сделать, чтобы проверить беглый гласный?

- В какой части слова он бывает?

- Почему его надо проверять?

Сегодня я узнал…

Умницы! Вы хорошо сегодня поработали и дружно справились со своей задачей. Большое спасибо за работу на уроке.

X. Домашнее задание:

Тетрадь для самостоятельной работы № 2 : стр. 72 упражнение № 77.

Дополнительный материал для сильных:

Выпиши слова, в корнях которых возможны беглые гласные, докажи это:

Слон, орёл, галка, олень, осёл, коза, собака, зверь, конь.

Спиши правильно, подтвердив, что есть беглый гласный:

Мало саб…ль - …, верхушки баш..н - …, большой пал…ц - …, острый ког…ть - …, урожай виш…н - …, несколько план…к - …, лёгкий сит…ц - …, коллекция мар…к - …, длинный стеб…ль, большой выбор курт…к - …, сборник пес…н - …, короткий ног…ть - …, комплект полотен…ц - …, множество пят…н

Цель урока: знакомство с понятием “беглые гласные”.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Что нас ждет сегодня на уроке? Попробуем узнать. В каждом слове назовите букву, которая является орфограммой.

Правильно, сегодня мы отправляемся в путешествие по стране Лингвистика. Вы любите путешествовать? О чем можно узнать в путешествии? Мы узнаем интересные случаи, которые могут происходить с гласными буквами.

2. Познавательная минутка.

– Прочитайте фразеологизм “Зарубить на носу”.

– Как вы понимаете это выражение? (Фразеологизм означает запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда. Слово “нос” здесь не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записи. В древности люди носили с собой дощечки и на них зарубками делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами.) Все, что вы сегодня услышите и поймете на уроке нужно “зарубить на носу”. – Что это нужно сделать?

3. Актуализация знаний.

1. Орфографическая работа

Сегодня очень холодно на улице. Видимо, мимо нас проехала Снежная Королева на тройке серых лошадей. Утром никто с ней не встретился? О ее присутствии можно догадаться по снежинкам. В записанных словах исчезли, замерзли буквы. Нужно отогреть слова, и восстановить запись.

(Слова взяты из домашнего упражнения)

П*анино, акк*рдеон, в* олонч*ль, г*тара, б*ян, б*рабан.

2. Снежная Королева оставила для вас приглашение. Открываем конверт.

“Привет, друзья!
Примите приглашенье
В нашей стране мы
Ждем вас с нетерпением.
Познаете вы много разных тайн,
Согласные и гласные живут
И тут, и там!”

– Мы отправляемся в царство Снежной Королевы, будьте осторожны! Королева очень капризная, любит придумывать разные задания.

Итак, первое задание. Синтаксическая минутка.

Белый заяц дрожит под кустиком.

– Выпишите глагол-сказуемое, подберите к нему однокоренные слова:

Дрожит – дрожь, дрогнуть, (ж//г) вздрагивать, (о//а)

– Выделите корень. Однокоренные ли получились слова? (Да). Почему буквенный состав корня различный? Каково лексическое значение слов?

Это явление в языке называется чередованием гласных и согласных в слове.

3. В стране Снежной Королевы нередко бывает ветер. Он разметал слова по снегу, вам нужно отыскать пары слов с чередованием. Укажите, какие чередования букв нашли.

Игра “Найдите пары”

Таскать готовлюсь
Кормить тащит
Ездить мрачный
Готовиться кормлю
Осмотреть езжу
Мрак осматриваться.

– Можно ли назвать слова однокоренными, ведь основы слов разные? (Да)

– Что происходит со словами? (Произошло чередование)

4. Введение в новую тему.

– В русском языке существует явление беглости гласного, то есть чередования гласного О и Е с нулем звука. Сравните полдень – полдня. При одном и том же коне в одном случае мы видим присутствие гласного е, а в другом его отсутствие. Это явление имеет сложную историю. Связанную с предком современного русского языка – старославянским языком.

История носовых гласных

Для системы старославянского языка характерны так называемые носовые гласные, несвойственные системе современного русского языка. На письме эти гласные обозначались специальными символами

“юс малый”, “юс большой”. Эти звуки произносились как е с призвуком н и о с призвуком.

Однако данные звуки не были характерны для существующей системы русского языка, поэтому со временем они подверглись изменениям. Юс малый стал произноситься как современный звук Я, а юс большой – как звук у. С течением времени звуки утратили свое значение, так же перестали использоваться буквы, однако для современного человека немаловажна, так как имеет отношение к системе современного русского языка.

Процесс исчезновения происходил неравномерно и зависел от позиции звука в слове.

Так в позиции между гласными звук претерпевал большие изменения и заменялся выше названными звуками. Однако в позиции между согласными и гласными призвук согласного н усиливался и проявлялся – вместо одного звука получалось два.

Этим процессом объясняется беглость гласных и чередования звуков в таких случаях, как

Звук – звон, звякать, – звучать, мята – ментол, мну – мять.

1. Фронтальная работа.

– Являются ли однокоренными следующие слова

пень – пня, день – дня? (Нет)

(Это одно и тоже слово)

– А что случилось с этой парой (Изменилась только форма слова)

Коварная снежная Королева решила проверить вашу внимательность. Что произошло в словах? (Исчезла гласная Е)

– Из какой морфемы сбежала гласная буква Е? (из корня)

2. А что произошло со следующей парой слов: флажок – флажки. Будут ли они однокоренными? (Нет это форма слова)

– Откуда сбежала гласная? (Из суффикса)

5. Физминутка.

– Встали, вышли из-за парт.

  1. Мешочек – мешочка, день – дня, узелок – узелка, угол – угла, орешек – орешка, лоб– лба.
  2. Руки в стороны в кулачок, разжимаем на бочок,

Правую руку вверх, левую вверх,

В стороны – вниз, в стороны – накрест,

Тук-тук, делаем большой круг.

6. Закрепление знаний.

1. Работа с текстом.

Упражнение 298, учебник “Русский язык 5 класс” под ред. М.М. Разумовской.

– О чем этот текс? (О чередовании с нулем звука)
– Где возможно такое чередование?
– Чем объяснить это чередование?

2. Дополнительная информация. Чтение подготовленного ученика

Грамматическая сказка “Беглые гласные”

Вызвали е из алфавита.

– О чем этот текст?
– Какова основная мысль этого текста?
– С беглыми гласными нужно быть очень осторожными. Вы не забыли, что мы в гостях у Снежной Королевы. Несмотря на то что она пригласила нас в гости, у нее бывает коварный план. Я думаю, вы хорошо помните сказку “Снежная королева”?

7. Закрепление материала.

1. Просклонять существительные: сон, лоб

2. Игра “Четвертое лишнее”

Найдите слово, в котором возможно чередование звуков с в корне:

метель, ветер, снежинка, север.

Найдите слово с беглой гласной:

Скалы, льдинка, сугроб, мороз.

3. К нам спешит Снежная Королева, а в руках у него пакет. Прочтем?

Что-то в нем не все понятно, букв не хватает. Вставляем замороженные буквы, объясняем орфограммы.

В лес пришел Моро_ – Красный нос. Сне_ укрыл пни и кусты.

Толстый лед ск_вал быстрый ручей. Пуш_стый шарф л_жит на ветках сосен.

– Выпишите из текста слова с чередующимися гласными, подберите однокоренные слова. (Снег – снежный, пушистый – пуховый)
– Выпишите из текста слова с беглой гласной, измените форму слова. (Пришел – пришли, пни – пень, лед – льды)
– Какое время года описано в тексте? (Зима)
– Кто прилетает к нам в гости? (птицы) Измените слово, чтобы в нем появилось чередование (птица – птичка)
Измените слово, чтобы в нем появилась беглая гласная (птичка – птичек)

Итог урока.

Несмотря на холодное желание Снежной Королевы запутать вас, оставить в своем королевстве, вы справились со всеми заданиями, попутешествовали и узнали много нового материала. А что вы узнали в путешествии?

– Какие звуки называются чередующимися, а какие – беглыми?

  1. Я хорошо закрепил материал. Да нет (Подчеркнуть)
  2. У меня есть проблемы. (Вписать) _____________________
  3. Цель урока достигнута? да нет (Подчеркнуть)
  4. Что мне понравилось? (Вписать) __________________________
  5. Мое пожелание. (Записать) _________________________

У хорошей сказки – хорошая развязка.
Учитесь с улыбкой, шутите учась!
Любая ошибка, исчезнет боясь.
Веселой науки и радостных глаз.
Учитесь без скуки – как я!
В добрый час!

Читайте также: