Конспект урока басня как эпический жанр 6 класс

Обновлено: 07.07.2024

Краткое описание: Одним из старейших жанров (ganre – (фр.) вид) литературы является басня. Она широко представлена в литературе разных народов планеты. Так, в Древней Греции басенным творчеством занимались писатели Гесиод и талантливый горбатый Эзоп, много позже во Франции появится такой ост

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждения

С.Ульяновское Яшалтинского района Респулики Калмыкия

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ДЛЯ 6 КЛАССА НА ТЕМУ:

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ДРЕЙ Е.Д.

Цели: дать понятие басни; вывести художественные особенности басни как эпического жанра; подчеркнуть общечеловеческие нравственные ценности, утверждаемые в баснях.

I. Вступительное слово учителя.

Я хочу напомнить вам одно хорошо знакомое произведение:

Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела,

Оглянуться не успела.

Правильно, это всем известная басня И. А. Крылова. Мы приступаем к изучению нового жанра - басни.

- Как вы думаете, басня - это фольклорное или литературное произведение?

- Какое фольклорное произведение она напоминает? (Сказку о животных или бытовую сказку.)

- К какому роду литературы вы отнесли бы басню? (К эпическому.)

II. Объяснение нового материала.

Знаменитые баснописцы жили и в Древней Греции, и в Древнем Риме, во все века. Вот, например, басня немецкого поэта XVII в. Лессинга:

«Осел повстречался с голодным волком.

- Пожалей меня, - сказал осел, дрожа, - я бедное больное животное. Посмотри, какая у меня колючка в ноге.

- Мне и впрямь тебя жаль, - отвечал ему Волк. - И долг моей совести избавить тебя от этой боли.

Не успел он произнести эти слова, как бросился на Осла и съел.

- Есть ли в этой басне сюжет?

- Есть ли персонажи, литературный конфликт?

- Вам эта басня напомнила что-то знакомое, не так ли?

- А кто рассказывает эту басню, слышен ли голос повествователя, как он проявляется?

Учитель. Вот мы уже и начали исследование художественного своеобразия басни как жанра.

«Ворон унес в когтях кусок отравленного мяса, который обозленный садовник подложил кошкам своего соседа.

И только он сел на ветку старого дуба, чтобы склевать свою добычу, как снизу подкралась Лиса и крикнула ему:

- Будь благословенна, о птица Юпитера!

- За кого ты меня принимаешь? - спросил Ворон.

- За кого я тебя принимаю? - удивилась Лиса. - А разве ты не тот могучий орел, посланец Зевса, который, что ни день, слетает на этот дуб, чтобы накормить меня, ничтожную? Зачем ты прикидываешься? Разве я не вижу в победоносных когтях твоих того дара, который твой бог вновь послал мне за мои молитвы?!

Ворон был удивлен и немало обрадован, что его принимают за орла.

Лиса со злорадным смехом поймала мясо и тут же сожрала его. Но скоро радость ее сменилась болью.

Яд подействовал, и она издохла.

- Где мораль в этой басне?

- Найдите аллегорические образы. Какие человеческие качества воплощают звери?

В России в жанре басни писали: М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, В. И. Майков, И. И. Хемницер, И. И. Дмитриев, И. А. Крылов. В наши дни известны басни С. Михалкова, Л. Филатова и других писателей.

III. Чтение статьи учебника о русских баснях.

IV. Знакомство со статьей учебника о жизни и творчестве
И. И. Дмитриева.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждения

С.Ульяновское Яшалтинского района Респулики Калмыкия

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ДЛЯ 6 КЛАССА НА ТЕМУ:

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ДРЕЙ Е.Д.

Цели: дать понятие басни; вывести художественные особенности басни как эпического жанра; подчеркнуть общечеловеческие нравственные ценности, утверждаемые в баснях.

I. Вступительное слово учителя.

Я хочу напомнить вам одно хорошо знакомое произведение:

Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела,

Оглянуться не успела.

Правильно, это всем известная басня И. А. Крылова. Мы приступаем к изучению нового жанра – басни.

– Как вы думаете, басня – это фольклорное или литературное произведение?

– Какое фольклорное произведение она напоминает? (Сказку о животных или бытовую сказку.)

– К какому роду литературы вы отнесли бы басню? (К эпическому.)

II. Объяснение нового материала.

Знаменитые баснописцы жили и в Древней Греции, и в Древнем Риме, во все века. Вот, например, басня немецкого поэта XVII в. Лессинга:

«Осел повстречался с голодным в олком.

Пожалей меня, – сказал о сел, дрожа, – я бедное больное животное. Посмотри, какая у меня колючка в ноге.

Мне и впрямь тебя жаль, – отвечал ему Волк. – И долг моей совести избавить тебя от этой боли.

Не успел он произнести эти слова, как бросился на Осла и съел.

– Есть ли в этой басне сюжет?

– Есть ли персонажи, литературный конфликт?

– Вам эта басня напомнила что-то знакомое, не так ли?

– А кто рассказывает эту басню, слышен ли голос повествователя, как он проявляется?

Учитель. Вот мы уже и начали исследование художественного своеобразия басни как жанра.

«Ворон унес в когтях кусок отравленного мяса, который обозленный садовник подложил кошкам своего соседа.

И только он сел на ветку старого дуба, чтобы склевать свою добычу, как снизу подкралась Лиса и крикнула ему:

Будь благословенна, о птица Юпитера!

За кого ты меня принимаешь? – спросил Ворон.

За кого я тебя принимаю? – удивилась Лиса. – А разве ты не тот могучий орел, посланец Зевса, который, что ни день, слетает на этот дуб, чтобы накормить меня, ничтожную? Зачем ты прикидываешься? Разве я не вижу в победоносных когтях твоих того дара, который твой бог вновь послал мне за мои молитвы?!

Ворон был удивлен и немало обрадован, что его принимают за орла.

Лиса со злорадным смехом поймала мясо и тут же сожрала его. Но скоро радость ее сменилась болью.

Яд подействовал, и она издохла.

– Где мораль в этой басне?

– Найдите аллегорические образы. Какие человеческие качества воплощают звери?

В России в жанре басни писали: М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, В. И. Майков, И. И. Хемницер, И. И. Дмитриев, И. А. Крылов. В наши дни известны басни С. Михалкова, Л. Филатова и других писателей.

III. Чтение статьи учебника о русских баснях.

IV. Знакомство со статьей учебника о жизни и творчестве
И. И. Дмитриева.

- В мире литературы. 6 кл. : Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. Учеб. заведений / Авт.-сост. А. Г. Кутузов, В. В. Леденёва, Е. С. Романичева, А. К. Киселев. Под. Ред. А. Г. Кутузова. – М. : Дрофа, 2001. Раздел “Басня как эпический жанр” - стр. 347 – 357.

- Сборник басен И. А. Крылова.

- Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова.

- Словарь литературоведческих терминов.

I. Оргмомент, вступительное слово учителя.

Записываются число и тема урока:

Басня как жанр эпоса (слайд 1 – тема, авторство).

Цель: все в детстве читали басни, не задумываясь о том, что это такое; сегодня на уроке мы дадим определение басни, перечитаем знакомые басни, чтобы выделить их характерные жанровые особенности.

II. Проверка домашнего задания (перед уроком было задано найти и выписать определение басни, читать басни Крылова, т. к. на одном из этапов урока учитель опирается на знание детьми содержания басен).

Дети зачитывают определения басни, выписанные ими дома.

Ш. Основная часть урока

Учитель: считается, что первым сочинителем басен был Эзоп, живший в Древней Греции в 6 веке до нашей эры. . Слайд 2 (Эзоп). Прочитаем одну из его басен.

1. Работа с учебником: чтение одним из учеников басни Эзопа “Ворон и Лисица” и ответы на вопросы.

- Чем эта басня похожа на рассказ? (Краткое повествование, в основном, от 3 лица ).

- Чем она похожа на сказку? (Похожа на сказку о животных тем, что главными действующими героями являются животные – Ворон и Лисица).

- Почему последнее предложение написано с красной строки? Что оно в себе заключает? (Это основная мысль, то, ради чего написана басня, мораль). Это одна из особенностей данного жанра.

- Обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова, найдем значение слова “мораль”. (Ищут учащиеся). Это многозначное слово. Нам подходит следующее значение: логический, поучительный вывод из чего-нибудь, например, из повествовательной части басни.

Чтение учителем статьи в учебнике А. Г. Кутузова (стр. 348): первые два абзаца.

- Какова композиция (построение) басни? Иными словами, из каких частей она состоит? (слайд 3 – композиция басни: повествовательная часть и мораль).

- Кто из русских баснописцев использовал сюжет, придуманный Эзопом? (И. А. Крылов) (слайд 4 – портрет Крылова с годами жизни: 1769-1844).

Чтение 2-м учеником басни Крылова “Ворона и Лисица” (стр. 349)

- Что общего у этих басен? (Сюжет и действующие лица).

- Что изменилось в басне с точки зрения построения? (Начинается с поучительной части, за ней следует повествовательная).

Сравните поучительные части: одинаков ли смысл басен? (Акцент делается на разных качествах).

- Какие ещё есть отличия у басни Крылова от басни Эзопа? (форма – проза и стихи; объём, обусловленный добавлением художественных подробностей в повествование и прямую речь). Найти эти подробности.

2. Формулирование единого определения басни как жанра эпоса.

Басня – это малый эпический жанр дидактической литературы: короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированной моралью.

- Какое новое слово вам встретилось в данном определении? Обратимся к словарю.

Дидактический – наставительный, поучительный.

3. Наблюдение за иллюстрациями и выделение одной из характерных особенностей басни.

Демонстрируются слайды 6, 7, 8, 9, 10 с иллюстрациями к басням Крылова.

Ребята угадывают название басни по слайдам 6, 7, 8, 9. На 10-м слайде (люди смотрят в зеркало, а видят в нём звериные физиономии) “зашифрована” одна из характерных особенностей басни.

Учитель: мы уже говорили о том, что басня похожа на сказки о животных. Но чем она отличается от сказки? Обратите внимание на то, что на картинке в зеркале мы видим зверей (волков и медведя), а смотрятся в него люди.

- На самом деле речь идёт о животных? (Нет, о людях). То есть автор использует образы зверей, чтобы выразить какое-либо человеческое качество.

- Как называется такое иносказание в литературе? (Аллегория). Это ещё одна черта басни как жанра. Например, осёл традиционно выражает……., лисица - ……. обезьяна - ……… (заканчивают дети).

IV. Подведение итогов наблюдения за языковым и иллюстрационным материалом, формулирование выводов по уроку

Учитель: итак, что нового узнали мы о басне – какими чертами она обладает, что отличает её от других жанров эпоса?

  • традиционный круг образов, мотивов;
  • наличие повествовательной части и морали;
  • комизм;
  • поучительность (дидактичность);
  • аллегоричность.

Записать в тетрадь. Проверить. Демонстрируется слайд 11 (перечислены характерные жанровые особенности басни).

V. Домашнее задание на следующий урок

Подготовить выразительное чтение басни И. А. Крылова, пояснить, какова её мораль, “расшифровать” аллегорию (какие явления, качества воплощают действующие лица).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: 1) - дать понятие басни; вывести художественные особенности басни как эпического жанра; 2) - развивать умения работать с текстом, выделять главное, составлять монологический ответ, слушать других, распределять информацию;

3) - воспитывать любовь к художественному слову.

Тип урока: урок новых знаний.

Методы обучения: слово учителя, беседа.

Оборудование: учебник, презентация, тексты басен, иллюстрации к басням.

Ход урока.

I Оргмомент.

II. Вступительное слово учителя.

Я хочу напомнить вам одно хорошо знакомое произведение:

Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела,

Оглянуться не успела.

Правильно, это всем известная басня И. А. Крылова. Мы приступаем к изучению нового жанра – басни.

– Как вы думаете, басня – это фольклорное или литературное произведение?

– Какое фольклорное произведение она напоминает? (Сказку о животных или бытовую сказку.)

– К какому роду литературы вы отнесли бы басню? (К эпическому.)

III. Объяснение нового материала.

К басенному жанру обращались многие, а по-новому раскрыл этот жанр талантливый французский писатель Лафонтен. Лафонтен заключил басню в изящную стихотворную форму. До него басня в основном писалась в прозе. Басня под пером Лафонтена стала самым любимым жанром литературы 17-18 веков.

Вот, например, басня немецкого поэта XVII в. Лессинга: (СЛАЙД 4)

«Осел повстречался с голодным волком.

– Пожалей меня, – сказал осел, дрожа, – я бедное больное животное. Посмотри, какая у меня колючка в ноге.

– Мне и впрямь тебя жаль, – отвечал ему Волк. – И долг моей совести избавить тебя от этой боли.

Не успел он произнести эти слова, как бросился на Осла и съел.

– Есть ли в этой басне сюжет?

– Есть ли персонажи, литературный конфликт?

– Вам эта басня напомнила что-то знакомое, не так ли?

– А кто рассказывает эту басню, слышен ли голос повествователя, как он проявляется?

Учитель. Вот мы уже и начали исследование художественного своеобразия басни как жанра.

«Ворон унес в когтях кусок отравленного мяса, который обозленный садовник подложил кошкам своего соседа.

И только он сел на ветку старого дуба, чтобы склевать свою добычу, как снизу подкралась Лиса и крикнула ему:

– Будь благословенна, о птица Юпитера!

– За кого ты меня принимаешь? – спросил Ворон.

– За кого я тебя принимаю? – удивилась Лиса. – А разве ты не тот могучий орел, посланец Зевса, который, что ни день, слетает на этот дуб, чтобы накормить меня, ничтожную? Зачем ты прикидываешься? Разве я не вижу в победоносных когтях твоих того дара, который твой бог вновь послал мне за мои молитвы?!

Ворон был удивлен и немало обрадован, что его принимают за орла.

Лиса со злорадным смехом поймала мясо и тут же сожрала его. Но скоро радость ее сменилась болью.

Яд подействовал, и она издохла.

– Где мораль в этой басне?

– Найдите аллегорические образы. Какие человеческие качества воплощают звери?

Назидательные басни писали Иван Иванович Хемницер (СЛАЙД 8) и Иван Иванович Дмитриев. (СЛАЙД 9) Высшего своего расцвета басня достигла в творчестве Ивана Андреевича Крылова. (СЛАЙД 10)

В наши дни известны басни С. Михалкова, Л. Филатова и других писателей. (СЛАЙД 11)

IV. Знакомство со статьей учебника о жизни и творчестве И. А. Крылова. (СЛАЙДЫ12,13,14,15). Чтение статьи учебника о русских баснях. (СЛАЙДЫ 16,17,18,19,20)

V. Итог урока. (СЛАЙДЫ 21,22,23)

С какими баснями из перечисленных вы уже знакомы? С какими бы хотели познакомиться?

Читайте также: