Конспект урока артюхова большая береза

Обновлено: 06.07.2024

(Учащиеся обмениваются впечатлениями от рассказа по вопросам учителя:

Понравился ли вам рассказ? Чем?

А как вы определили тему: о чем этот рассказ?

3. Чтение текста с подробным анализом

(Работа проводится следующим образом: ученик по вызову учителя читает текст и останавливается на том месте, где, по его мнению, должна закончиться та или иная часть. Каждый вариант обсуждается. По ходу чтения рассказа учитель дает ребятам вопросы и задания.

Правильно ли поступили друзья Алеши в данной ситуации? Свои выводы подкрепите примерами из текста.

Найдите слова, которыми автор передал состояние мальчиков. Как можно назвать их поведение?

Что они делали правильно, а что неправильно? А как надо было?

Прочитайте эту часть по ролям и передайте интонацией самочувствие героев.

Как бы вы озаглавили эту часть? Определите главную мысль – микротему этой части.

2я часть (От слов: “Мама наконец поняла…” до слов: “Ну, тогда

Почему мама отослала мальчиков домой?

Как вела себя мама, подойдя к дереву? Найдите это место в тексте.

В самом ли деле она была спокойной? Какими словами из текста вы можете подтвердить свой ответ?

А как она могла бы себя вести? Как это ее характеризует?

Озаглавьте вторую часть.

Зачем автор рассказал о дачнике?

А почему нельзя себя вести так, как вел дачник? Найдите в тексте доказательства.

Легко ли было Алеше спускаться вниз?

Почему ему удалось удачно приземлиться? Прочитайте об этом.

Что мальчик делал правильно, а что нет в этой ситуации?

Определите микротему этой части и придумайте заглавие.

4я часть (От слов: “А мама обхватила тоненькие, коричневые от загара… ножки…” и до конца рассказа.)

Почему мама мальчика заплакала только тогда, когда он слез с дерева? Что можно сказать об этой маме?

Какие чувства испытывал Алеша?

Как вы думаете, сдержит мальчик свое слово? Из чего вы делаете вывод?

Озаглавьте последнюю часть.

В результате проделанной работы на доске и в тетрадях учащихся был записан план рассказа:

Мама увидела сына на березе.

Учитель. А для чего надо уметь составлять план? Дети. – План помогает лучше понять содержание текста.

А также последовательно его пересказать.

С планом лучше запоминается текст.

Учитель. Мы с вами составили план своими словами. А как можно еще?

Дети. – Можно словами текста.

Надо выбрать в каждой части слова, которые будут отражать главную мысль.

Это может быть целое предложение или его часть. Такой план мы уже составляли.

Учитель. Да, мы такую работу уже делали. Этот план можно назвать “цитатным”, вы его составите дома: к каждому пункту плана, который вы придумали своими словами, подберите цитату из текста и запишите.

4. Заключительная беседа

(Беседа проходит по вопросам учителя:

Почему автор назвал рассказ именно так?

Почему он так его закончил?

Какое другое название рассказа вы бы придумали? А какое лучше? Почему?)

Учитель. Чему учит этот рассказ?

Дети. – Бережно относиться к маме, не расстраивать ее, не доводить до слез.

– А еще рассказ учит, как вести себя в опасных и чрез

Учитель. И как же?

Дети. – Прежде всего, не надо эти ситуации создавать самим.

Нельзя паниковать, как друзья Алеши, а надо вести себя спокойно, чтобы не волновать старших, у них ведь могут быть очень слабые нервы, сердце, здоровье.

Прежде чем совершить какойнибудь поступок, подумать, чем все это может закончиться.

Учитель. Молодцы, что и это отметили. Автор не случайно назвал свое произведение “Большая береза”. Именно

“большая”, а не “высокая”, например, и в это слово он вложил смысл, который можно поразному понимать. И вы уже высказались по этому поводу: это может быть и “большая любовь” мамы, которая помогла сыну в трудную минуту своей выдержкой, самообладанием, силой духа и своими спокойными мудрыми советами. А может быть, автор под таким названием подразумевает “большую и сложную жизнь”, где бывают и опасности, и трудности, которая еще впереди у мальчишек – героев рассказа, ваших ровесников, и автор подсказывает, что каждый человек должен всегда обдуманно подходить к каждому своему действию и поступку, чтобы потом не жалеть.

Главное, чтобы вы все извлекли из этого рассказа тоже “большой урок” для себя.

5. Сопоставительная работа над рассказами Н. М. Артюховой “Большая береза” и Ю. Я. Яковлева “Мама”

Учитель. Ребята, а теперь давайте вернемся к тексту, который мы читали на прошлом уроке. Давайте сравним его с рассказом “Большая береза” и найдем, чем они похожи.

Дети. – Оба рассказа о мамах.

И о большой их любви к своим детям.

О том, как мамы помогают детям в жизни.

А еще в каждом из этих рассказов раскрывается смысл цитаты, которую мы подчеркнули во вступительном тексте: “…именно она вводит нас в мир и помогает освоиться в нем… мама, как никто, умеет любить, жалеть, прощать и помогать в трудную минуту”.

Мы в этом убедились, когда читали оба текста. Учитель. Сходство мы нашли, а теперь давайте посмотрим, чем эти тексты отличаются.

Дети. – Эти тексты разные по объему.

– И у них разное содержание.

(Дети затрудняются с ответом.)

Учитель. Давайте прочитаем вопросы, которые я записала на доске. Возможно, они выведут вас на новые ответы.

(Учитель открывает записанные на доске вопросы для сравнительной характеристики рассказов:

Есть ли в этих текстах конкретные герои? Назовите их.

Прослеживается ли в текстах линия развития событий: ее начало и конец?

Чему больше уделяется внимание в текстах: рассказу о событиях и действиях героев или об их чувствах и настроении? Приведите примеры.

Отвечая на последний вопрос, ребята используют выученные дома наизусть отрывки из рассказа Ю. Я. Яковлева “Мама”, и при чтении их дети убеждаются, что в данном тексте чувства героев выносятся на первое место.)

Учитель. Значит, на что похож этот текст?

Дети. – На стихотворение.

Учитель. Давайте вспомним, как мы на прошлых уроках называли стихи, в которых главное место занимают чувства автора или героя.

Дети. – Мы называли такую поэзию “лирикой”.

– А такие стихотворения “лирическими”.

(Если дети забудут это понятие, необходимо еще раз записать его на доске и поговорить о нем (см. урок № 31).) Учитель. Значит, как можно назвать этот текст? Дети. – Лирическим.

Учитель. А что для вас в сегодняшнем уроке стало открытием?

Дети. – То, что проза может быть похожей на стихи.

И то, что проза может быть лирической.

Что в прозе, так же как и в стихах, может передаваться чувство героя или автора.

Учитель (обобщает работу). Да, ребята, в литературе вы очень часто будете встречаться с такими явлениями, когда наряду с описанием событий будет подробно рассказываться о чувствах, переживаниях, состоянии души героев, а в старших классах узнаете о том, что стихи бывают не только

Рифмованными, но и в прозаической форме. Сегодня вы сделали первый шаг к большой литературе.

Урок знакомит учащихся с новым произведением Н. Артюховой "Большая берёза"
Задачи урока:
-Развивать технику чтения, умение строить высказывание в устной речи, правильно отвечать на поставленные вопросы
-Учить фонетической выразительности посредством интонации
-Воспитывать нравственность через восприятие художественного произведения, на основе содержания текста, пословицы

ВложениеРазмер
urok_bolshaya_beryoza.docx 6.61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения и развития речи во 2 специальном ( коррекционном ) классе 8 вида

Кадачегова Елена Петровна

учитель начальных специальных ( коррекционных) классов

Тема урока: Н.Артюхова "Большая берёза"

Цели: Знакомство с новым произведением Н. Артюховой "Большая берёза"

-Развивать технику чтения, умение строить высказывание в устной речи, правильно отвечать на поставленные вопросы

-Учить фонетической выразительности посредством интонации

-Воспитывать нравственность через восприятие художественного произведения, на основе содержания текста, пословицы.

-Сегодня наш урок мы начнём с чтения пословицы. Но что это? Видимо ветер проник в наш класс и раздул слова по разным местам. Давайте соберём их и составим пословицу. Посмотрите вверх, прямо, в стороны, соберите слова.

При солнце тепло, а при матери добро.

Прочитайте пословицу тихо, громко, шёпотом, в форме вопроса-ответа.

-А как вы понимаете эту пословицу?

-Прочитайте медленно и подумайте.

( Солнце греет –от него тепло, мама делает только добро, рядом с ней всегда хорошо.)

-В каких случаях жизни можно применять эту пословицу? (Ответы детей, рассуждения)

2 Собщение темы урока и постановка целей

-Сегодня на уроке чтения мы с вами будем читать рассказ о том, как мальчик Алёша залез высоко на дерево и узнаем, что затем произошло. Будем учиться читать правильно, выразительно, используя интонацию голоса. Называется рассказ "Большая берёза". Написала рассказ Нина Михайловна Артюхова.

3 Изучение нового материала. Вступительная беседа

-Нина Михайловна Артюхова-русская писательница. Родилась в 1901г в Москве .Свои рассказы и стихи она печатала в таких детских журналах, как "Мурзилка", "Чиж", "Пионер".

4 Словарная работа

-В рассказе встретятся слова:

Терраса- летнее открытое помещение в жилом доме.

Дачник- человек, живущий в загородном доме, занимающийся выращиванием овощей, цветов и других культур.

Овраг- глубокая длинная впадина на поверхности земли

Составление предложений с данными словами.

5 Изучение новой темы

1) Первичное чтение учителем

2) Работа по содержанию

-Какие чувства вызвал у вас рассказ?

-Какое было настроение?

-А когда вы больше волновались?

-Встаньте, давайте прочитаем слова, рассположенные на стене.

-Какие из них больше подходят к рассказу?

Выберите: Радость, грусть, волнение, веселье, переживание.

Выбор слов, объянение выбора.

6 Первичное закрепление

Самостоятельное чтение в полголоса.

7 Вторичное закрепление

Чтение рассказа учащимися по частям и анализ произведения.

-Сколько частей в рассказе?

- О чём говорится в 1 части рассказа?

Чтение 1 части рассказа цепочкой по предложению.

- Как мама узнала, что её сын залез на берёзу?

-Какие чувства она испытала при этом? (Ответы детей)

-Почему вы так решили? Докажите словами из текста. (Чашка выскользнула из рук. )

-Какое лицо стало у мамы, когда она поняла об опасности, которая грозит сыну? ( как берёзовый ствол)

-Как вы понимаете эти слова? ( бледное, белое, испуганное)

-Почему она отправила ребят, сообщивших о случившемся, домой?

(Они кричали, возмущались, чем могли напугать Алёшу.)

Психогимнастика. Показать телом , мимикой значение слов:

радость, грусть, волнение, веселье, страх, переживание.

-Какие действующие лица во второй части?

(Мама, Алёша, дачник)

-Как говорила мама с Алёшей, когда он спускался с дерева?

(спокойно, ласковым голосом, спрашивала его, давла ему советы)

-Как чувствовал себя Алёша?

( Он устал, волновался)

- Кто из действующих лиц в этой части рассказа вам понравился больше? (Мама, она вдохнула веру в силы мальчика).

-А кто не понравился и почему? (Дачник, он закричал на Алёшу).

-А как дачник разговаривал с Алёшей? ( сердитым голосом)

-Давайте прочитаем слова дачника с нужной интонацией (сердито, гневно)

-Чем закончилась эта часть рассказа? (Ответы детей)

- Как выдумаете, какое это было путешествие? Опасное.

- Докажите словами из текста. ( Земля приближалась и сжималась. )

-А как вы думаете, что могло произойти с мальчиком, если бы вовремя не подошла мама? ( Мальчик мог упасть, разбиться)

- А как бы вы поступили в данной ситуации, на месте мамы? (Ответы детей)

Чтение 3 части в парах по предложению.

-Как выглядел Алёша, когда слез с дерева? Прочитайте. ( Он стоял красный, разгорячённый. )

-Почему заплакала мама? ( От волнения, которое больше не могла скрывать)

8 Итог урока. Оценивание

-Кто из героев вам понравился больше?

- Какие чувства испытала мама? Выберите те слова, которые расскрывают эти чувства.

Страх, волнение, пепереживание, ужас, боязнь, спокойствие, равнодушие, гнев, раздражение, злость, недовольство.

- А теперь давайте нарисуем словесный портрет мамы. Какая она? (Умная, мужественная, находчивая, чуткая, добрая, внимательная)

-А теперь вернёмся к пословице, почему я взяла именно эту пословицу на урок? Почему при матери всегда добро? Потому что мама всегда помогает, делает только добро детям, она чувствует сердцем, как поступить.

-Чему учит этот рассказ? Нельзя залезать на деревья. Не нужно в таких ситуациях суетится, нужно уметь помочь.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Литературное чтение. 2-й класс (1-4).

Цели. Совершенствовать технику чтения, развивать речь, пополнять словарный запас; учить ребят анализировать прочитанное; способствовать нравственному воспитанию учащихся, воспитывать желание быть лучше, добрее, честнее, дружелюбнее; учить сострадать чужому горю, беде; прививать любовь к чтению.

I . Организационный момент.

- Начинается урок. Парта - это не кровать, И нельзя на ней лежать. Ты сиди за партой стройно И веди себя достойно!

- Ребята! В адрес нашего класса пришло письмо. Давайте его прочитаем.

Хоть ты смейся, Хоть ты плачь, Не хочу совсем читать! Может быть плохой учебник? Может быть таланта нет? Помогите мне, ребята, Всё расставить по местам. Захочу читать я книжки — Буду благодарен вам!

- От кого письмо? Правильно, от Буратино. Посмотрите какой у него рассеянный вид. Кто из вас любит читать книжки? Кто хочет помочь Буратино? Все согласны. Тогда за дело. Наш девиз:

- Ум и сердце в работу вложу. Каждой секундой в труде дорожу!

II . Упражнения, развивающие речевой аппарат. 1. Упражнение для губ:

а) Удерживание губ в улыбке. Передние верхние и нижние зубы обнажены.

б) Вытягивание губ вперёд трубочкой;

в) Чередование положений губ в улыбке и трубочкой;

г) Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик.

2. Упражнения для языка а) Показать широкий язык.

б) Показать узкий язык.

в) Чередование положений языка (широкий - узкий)

III . Упражнения для развития чёткости произношения, артикуляция зрительной памяти и антиципации. 1. а) Гласные: а,о,у,ы, и, э.

б) Сочетания гласных и согласных: ста, сто, сту, сты, сти, стэ.

в) Упражнение по тренажёру «согласных по установке - гласная а до столбика 1 и после столбика 2. (авда, арва, атха, абха и т.д.)

Магия приворота

Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Заговоры: да или нет?

По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Сглаз и порча

Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Как приворожить?

Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.



Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся.


Прочитать полностью >>




Почему снятся ушедшие из жизни люди?

Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений.


Прочитать полностью >>




Если приснился плохой сон.

Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро.


Прочитать полностью >>

К чему снятся кошки

Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает.

К чему снятся змеи

Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что .

К чему снятся деньги

Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные.

К чему снятся пауки

Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда.

Что вам сегодня приснилось?

Гороскоп совместимости

Выбор имени по святцам

Календарь именин


читать далее >>

Сочетание имени и отчества

При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.


Читать далее >>

Сочетание имени и фамилии

Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?


Читать далее >>

Психология совместной жизни

Рецепты ухода за собой

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

Совместимость имен в браке

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

Искусство тонкой маскировки

О серебре

Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

О красоте

Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.


читать далее >>

Стильно и недорого - как?

Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.


читать статью полностью >>

Как работает оберег?

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

Камни-талисманы

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

Читайте также: